Загадка о человеке в русской философии
Обновлено: 05.11.2024
Альберт Эйнштейн говорил, что творчество Достоевского оказало на него большее влияние, чем любая научная теория, «больше, чем Гаусс». Эта ценность «заключалась в том, чтобы обратить наше внимание на загадку духовного бытия».
Эйнштейн пояснял, что с восторгом читает роман «Братья Карамазовы»: «Это самая поразительная книга из всех, которые попадали мне в руки».
«Человек наивысшей культуры не может доверять тому, что написано в Интернете, поэтому культуре жизни, такой, какой она была и является сейчас, необходимо обучаться с помощью великих книг, авторов, а также с помощью путешествий, личных контактов и т.д.». А. Менегетти
Писатель-каторжанин
Федор родился в семье штаб-лекаря московской Мариинской больницы для бедных, был вторым из восьми детей. Наиболее близок был со старшим братом Михаилом.
Окончил Главное инженерное училище, после которого был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но вскоре подал в отставку и уволился в чине поручика, решив посвятить себя литературе.
В 1847 году Достоевский посещает «пятницы» М.В. Буташевича-Петрашевского, а в 1849 году его и других «петрашевцев» арестовывают и на восемь месяцев заключают в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.
Первоначальный приговор предусматривал смертную казнь, но по резолюции Николая I казнь была заменена 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты.
Каторгу отбывал в Омске, где трудился чернорабочим. После был отправлен рядовым в 7-й Сибирский линейный батальон в Семипалатинск. Помилование и разрешение публиковаться было объявлено через 10 лет после ареста, в 1857 году.
Среди произведений Достоевского литературоведы выделяют так называемое «великое пятикнижие», в которое входят романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы».
«Есть другой ум, вечная культура, которая была создана лучшими представителями разных стран. Необходимо восстановить вечную культуру человека для человека, потому что это путеводитель, способный гарантировать уверенность, чтобы создавать собственное благо, изобретая что-то новое и функциональное» . Из книги Антонио Менегетти «Молодежь и этика жизни».
Следующая загадка
Из книги Ф. М. Достоевского «Записки из подполья»
из подполья, 1866 г.
«О, скажите, кто это первый объявил, кто первый провозгласил, что человек потому только делает пакости, что не знает настоящих своих интересов; а что если б его просветить, открыть ему глаза на его настоящие, нормальные интересы, то человек тотчас же перестал бы делать пакости, тотчас же стал бы добрым и благородным, потому что, будучи просвещенным и понимая настоящие свои выгоды, именно увидел бы в добре собственную свою выгоду, а известно, что ни один человек не может действовать зазнамо против собственных своих выгод, следственно, так сказать, по необходимости стал бы делать добро?
О младенец! о чистое, невинное дитя! да когда же, во-первых, бывало, во все эти тысячелетия, чтоб человек действовал только из одной своей собственной выгоды?
Что же делать с миллионами фактов, свидетельствующих о том, как люди зазнамо, то есть вполне понимая свои настоящие выгоды, отставляли их на второй план и бросались на другую дорогу, на риск, на авось, никем и ничем не принуждаемые к тому, а как будто именно только не желая указанной дороги, и упрямо, своевольно пробивали другую, трудную, нелепую, отыскивая ее чуть не в потемках.
Выгода! Что такое выгода? Да и берете ли вы на себя совершенно точно определить, в чем именно человеческая выгода состоит? А что если так случится, что человеческая выгода иной раз не только может, но даже и должна именно в том состоять, чтоб в ином случае себе худого пожелать, а не выгодного?
А если так, если только может быть этот случай, то все правило прахом пошло. Как вы думаете, бывает ли такой случай?
Позвольте пофантазировать. Видите ли-с: рассудок, господа, есть вещь хорошая, это бесспорно, но рассудок есть только рассудок и удовлетворяет только рассудочной способности человека, а хотенье есть проявление всей жизни, то есть всей человеческой жизни, и с рассудком, и со всеми почесываниями.
И хоть жизнь наша в этом проявлении выходит зачастую дрянцо, но все-таки жизнь, а не одно только извлечение квадратного корня.
Ведь я, например, совершенно естественно хочу жить для того, чтоб удовлетворить всей моей способности жить, а не для того, чтоб удовлетворить одной только моей рассудочной способности, то есть какой-нибудь одной двадцатой доли всей моей способности жить.
Что знает рассудок? Рассудок знает только то, что успел узнать (иного, пожалуй, и никогда не узнает; это хоть и не утешение, но отчего же этого и не высказать?), а натура человеческая действует вся целиком, всем, что в ней есть, сознательно и бессознательно, и хоть врет, да живет.
Я подозреваю, господа, что вы смотрите на меня с сожалением; вы повторяете мне, что не может просвещенный и развитой человек, одним словом, такой, каким будет будущий человек, зазнамо захотеть чего-нибудь для себя невыгодного, что это математика. Совершенно согласен, действительно математика.
Но повторяю вам в сотый раз, есть один только случай, только один, когда человек может нарочно, сознательно пожелать себе даже вредного, глупого, даже глупейшего, а именно: чтоб иметь право пожелать себе даже и глупейшего и не быть связанным обязанностью желать себе одного только умного.
Ведь это глупейшее, ведь это свой каприз, и в самом деле, господа, может быть всего выгоднее для нашего брата из всего, что есть на земле, особенно в иных случаях.
А в частности, может быть выгоднее всех выгод даже и в таком случае, если приносит нам явный вред и противоречит самым здравым заключениям нашего рассудка о выгодах, потому что во всяком случае сохраняет нам самое главное и самое дорогое, то есть нашу личность и нашу индивидуальность.
Иные вот утверждают, что это и в самом деле всего для человека дороже; хотенье, конечно, может, если хочет, и сходиться с рассудком, особенно если не злоупотреблять этим, а пользоваться умеренно; это и полезно и даже иногда похвально. Но хотенье очень часто и даже большею частию совершенно и упрямо разногласит с рассудком».
Скучный автор
Сегодня в России Достоевский считается сложным и скучным автором, и мало кто по своей воле решается его читать. Тем более, когда рядом столько ярких и современных новинок, которые предлагают легкое чтиво или простые способы достижения счастья и успеха. Однако, то, что легко дается, мало чему может научить.
Хорошая книга ставит неудобные вопросы, предлагая взрослую пищу для ума. Задача читателя разглядеть за внешними событиями и декорациями скрытые, подводные течения человеческой психики, чтобы лучше понять жизнь и самих себя.
Большая часть современной литературы напоминает пищу из фаст-фуда, ее не нужно готовить, можно быстро проглотить. Она утоляет чувство голода, но лишает нас удовольствия от естественных вкусов, делает «резиновой» и плоской нашу жизнь.
И если убивать время и притуплять ум не входит в наши планы, то без чтения трудной литературы не обойтись. Без решения трудных задач ум не развивается, личность не рождается. О чем свидетельствует и непростая судьба самого Федора Михайловича.
Следующая загадка
© Copyright: Жека Никитин, 2015
Свидетельство о публикации №215091901650
Золотой век литературы
Известные русские писатели получали приличные гонорары. Это касалось даже таких сложных авторов, как Достоевский, который за первое издание «Идиота» получил 7000 рублей, как пишет образовательный портал Арзамас.
Что такое 7000 руб. во времена Достоевского? Дубовая роща в Рязани стоила 5000 руб., четырехместная конная коляска — 1000 руб., двухаршинный комод — 50 руб., 1 пуд (около 16 кг) английского сыра — 20 руб., сафьянный портфель — 4 руб. 40 коп.
Эти цифры означают, что произведения Достоевского в его время пользовались популярностью, в то время как сегодня Федор Михайлович вряд ли смог бы прожить за счет отчислений с тиражей (опустим вопрос об авторском праве).
Даже с учетом статуса классика и вхождении его произведений в обязательную школьную программу, тиражи его российских изданий в наше время до смешного малы.
Японский бестселлер
Помочь классику могли бы только доходы из Японии. Страна восходящего солнца несколько лет назад пережила бум Достоевского. К примеру последний перевод «Братьев Карамазовых» был издан тиражом более 1 млн экз, войдя в число бестселлеров среди всех японских книг.
Японские переводы книг Достоевского
Виртуоз общения
Как-то к философу зашел софист Поликсен и, увидев у него женщин и роскошный стол, начал всячески бранить его. Аристипп, подождав немного, спросил: «А не можешь ли нынче и ты побыть с нами?» – и когда тот согласился, то сказал: «Что же ты ругаешься? Как видно, не роскошь тебе претит, а расходы!».
Однажды Аристипп заступался перед Дионисием за своего друга и, не добившись успеха, бросился к его ногам. Когда кто-то стал над ним смеяться, он сказал: «Не я виноват, а Дионисий, у которого уши на ногах растут».
Как-то философ просил у Дионисия денег, тот заметил: «Ты ведь говоришь, что мудрец не ведает нужды. – Дай мне денег, – перебил Аристипп, – а потом мы разберем этот вопрос – и, получив деньги: – Вот видишь, я и вправду не ведаю нужды. Когда Дионисий прочел ему: Ведь кто под царскую вступает сень, Тот раб царю, хоть он пришел свободным, он перебил: Не раб царю, коль он пришел свободным».
Однажды, Аристипп проходил мимо Диогена, который чистил себе овощи, и тот, насмехаясь, сказал: «Если бы ты умел кормиться вот этим. тебе не пришлось бы прислуживать при дворах тиранов. – А если бы ты умел обращаться с людьми, – парировал Аристипп, – тебе не пришлось бы чистить себе овощи».
Антонио Цукки. Аристипп и его товарищи спасаются от кораблекрушения
Аристипп, потерпев кораблекрушение, достиг вплавь ближайшего берега и, увидав там начерченные на песке геометрические фигуры, очень обрадовался, заключив, что он попал в страну, населенную греками, а не варварами.
Далее он отправился в город, выступил там с лекцией по философии и так увлек слушателей, что получил и деньги и почет. Затем он продолжил путешествие на очередном судне. После этого случая он стал давать родителям совет обеспечивать детей таким богатством, которое не утонет при кораблекрушении, подразумевая знания.
Кто-то привел к нему для обучение сына; Аристипп запросил пятьсот драхм. Отец сказал: «За эти деньги я могу купить раба! – Купи, – сказал Аристипп, – и у тебя будет целых два раба».
Он был любовником гетеры Лаиды, как утверждает Сотион. Тем, кто осуждал его, он говорил: «Ведь я владею Лаидой, а не она мною; а лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им».
На вопрос, какую пользу принесла ему философия, он ответил: «Дала способность смело говорить с кем угодно». На вопрос, чем философы превосходят остальных людей, он ответил: «Если все законы уничтожатся, мы одни будем жить по-прежнему».
Аристипп
Следующая загадка
Для этого, говорил Аристипп, следует научиться господствовать над обстоятельствами и самим собой, особенно подчеркивая важность умения обходиться с другими людьми, сохраняя при этом внутреннюю свободу. Философ потому и счастливее других людей, говорил Аристипп, что он умнее и находчивее.
Аристипп Киренский
Еще на родине усвоил учение Протагора. До знакомства с философией Сократа сам был «преподавателем добродетели» и после смерти последнего долгое время проживал в разных частях Греции в качестве странствующего софиста. Первым из учеников Сократа начал брать плату за обучение со слушателей.
О жизни Аристиппа осталось множество историй и анекдотов, которые приводит в своей книге «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диоген Лаэртский:
«Он умел применяться ко всякому месту, времени или человеку, играя свою роль в соответствии со всею обстановкой. Поэтому и при дворе Дионисия он имел больше успеха, чем все остальные, всегда отлично осваиваясь с обстоятельствами. Дело в том, что он извлекал наслаждение из того, что было в этот миг доступно, и не трудился разыскивать наслаждение в том, что было недоступно . За это Диоген (Синопский, живший по легенде в бочке) называл его царским псом».
Другие философы то ли завидуя, то ли восхищаясь ловкостью Аристиппа говорили ему: «Тебе одному дано ходить одинаково как в мантии, так и в лохмотьях».
Развалины Кирен, Сирия
Материалистическое решение загадки человека. Отличие мира сознания и материального бытия. Гилеморфизм Аристотеля как способ решения психофизической проблемы. Определение русской религиозной философской антропологии и проблема онтологического дуализма.
Подобные документы
31. ФилософияПонятие мировоззрения, его структура и исторические типы. Проблема бытия в философии. Движение как способ существования материального мира. Основные подходы к определению природы и сущности человека. Проблемы и перспективы информационного общества.
шпаргалка, добавлен 03.05.2013
Исследование проблемы восприятия творчества Л.Н. Андреева в русской символистской литературно-философской критике и религиозной философии 1900-х годов. Антропологическая проблематика прозы и драматургии писателя. Философский дискурс о человеке.
статья, добавлен 29.02.2020
Понятие бытия как философской категории, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием. Мифологическое истолкование бытия. Диалектика у Гераклита.
реферат, добавлен 01.12.2016
Характеристика проблемы истинности знания. Новые концепции понимания и познавания мира. Проблема истины в философской науке. Истина как высшая форма бытия по Аристотелю. Гносеология Канта и его подход. Нравственное решение проблемы истины у Соловьева.
реферат, добавлен 17.04.2010
Понятие философской антропологии. Происхождение и сущность человека. Метафизика человеческого бытия. Попытки классификации человека и проблема "Я". Понятие несводимости, непредопределенности, незаменимости и неповторимости. Категории человеческого бытия.
курсовая работа, добавлен 02.07.2014
Статья посвящена рассмотрению онтологического измерения проблемы личностной идентификации человека в условиях современного культурно-мировоззренческого кризиса. Освещаются подходы к пониманию человеческой личности в аспекте её онтологической значимости.
статья, добавлен 22.10.2018
Учения о человеке в государствах Древнего Востока. Учения Сократа, Платона и Аристотеля о самобытности человека. Средневековая христианская концепция человека, представители философии в разные эпохи его жизни. Место философской антропологии в философии.
контрольная работа, добавлен 08.04.2015
Исследование феноменов бытия, сознания и субъективности. Рассмотрение очевидного как бытия и как субъективности, нераздельного проявления человеческого. Решение проблемы субъект-объектного дуализма в рамках отношений господства и подчинения с миром.
статья, добавлен 20.03.2019
Сущность и отличительные черты русской философской мысли, история ее становления и развития, выдающиеся представители и их вклад в развитие науки. Проблема человека в русской философии. Павел Флоренский и особенности его воззрения на сущность бытия.
реферат, добавлен 19.02.2009
Основные теоретические положения теорий античных философов (Парменида, Гераклита, Платона, Аристотеля) о концепции бытия. Трактование бытия в христианстве. Философы эпохи Возрождения о сущности бытия (Спиноза, Декарт, Кант). Бытие человека и бытие мира.
Философия Аристиппа
Аристиппа можно назвать основателем сенсуализма (направление, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма познания, противостоит рационализму).
Философ говорил, что человек находится в плену у внутренних ощущений, подобно гражданам осажденного города; как они знают лишь то, что делается внутри стен, так и человек познает лишь свои собственные «πάθη» (претерпевание), то есть ограничен лишь субъективными ощущениями (сравни с мифом о пещере Платона).
Не надо думать о прошедшем, терзаясь бесплодными сожалениями; не надо мучиться страхами за будущее или обольщать себя несбыточными надеждами: только настоящее нам принадлежит, прошедшее и будущее не в нашей власти.
Согласно философии Аристиппа, чтобы достигнуть цели – наибольшего наслаждения жизнью, человек нуждается прежде всего в разуме.
- Он нужен для правильной оценки благ и зол (именно этому Аристипп и научился у Сократа);
- во-вторых, для того чтобы указывать и доставлять нам наиболее верные средства для наших целей и обеспечить наш успех в общении с людьми;
- в-третьих, он нужен для того, чтобы ясно сознать цель нашей жизни и избавиться от всякого рода социальных, нравственных и религиозных предрассудков, которые мешают ее преследовать, от разного рода страстей, которые возникают из ложного понимания счастья и потому извращают нашу деятельность: таковы любовь и вражда, зависть, привязанность к людям, вещам, почестям, богатствам, от которых наше счастье не зависит (см. двойная мораль в книге А. Менегетти «Мудрец и искусство жизни»).
Аристипп говорил, что мудрость нужна не для воздержания от удовольствий, а для того, чтобы не отдаваться им во власть и господствовать над ними. Философия это практическая наука счастья, искусство наслаждаться жизнью.
Другие статьи по теме:
Все содержание журнала Философия лидерства смотрите здесь.
Читайте также: