Загадка невидимого гостя краткое содержание

Обновлено: 04.11.2024

По классу вновь прокатились смешки. Гриппов не отреагировал. То ли не расслышал реплики Муму, то ли счел ниже своего достоинства отвечать.

— Знаете что, — спешно вмешалась Ольга Борисовна, — я бы хотела, Владимир Дионисович, для начала поговорить о вашем творчестве. Ребята подготовились. У них наверняка есть к вам множество интересных вопросов.

За неделю до сегодняшнего визита Ольга Борисовна и впрямь раздала ученикам несколько сборников произведений Владимира Дионисовича. Варе, Марго и Ивану достались стихи. А Герасиму и Павлу — последняя книга прозы, в обширном предисловии к которой автор напыщенно объявлял, что ему «наконец удалось нащупать литературно-виртуальную концепцию современной реальности». Герасим и Луна честно попытались разобраться, в чем суть этой концепции. Однако успеха не достигли. Поэтому, едва Ольга Борисовна умолкла, Герасим без обиняков объявил:

— У меня лично одни вопросы.

— Опять вы! — обратил к нему марсианский взгляд Владимир Дионисович. Так смотрят на человека, которого не видели добрых двадцать лет, а потом случайно повстречали на улице.

— Ну, — мрачно подтвердил Герасим. — Я вас, между прочим, целую неделю читал.

И он продемонстрировал книжку, из которой торчало множество закладок. Гриппова передернуло, однако он сдержался и, выдавив кислую улыбку, сказал:

— Кажется, молодой человек, вы серьезно поработали над творчеством скромного современника.

— Я все делаю серьезно, — заверил Муму.

— Тогда я вас слушаю, — сказал Гриппов, и голос у него почему-то сорвался.

— Нервничает, — еле слышно проговорила Варя. — Кажется, Муму, ты его достал.

Ольга Борисовна, по-видимому, была того же мнения и, спеша разрядить обстановку, обратилась к Гриппову:

— Владимир Дионисович, неплохо, если сперва вы сами расскажете о своей жизни, творчестве. А уж потом ребята вам зададут вопросы.

— Извольте, — легко согласился известный поэт и прозаик. — Родился в Петербурге, который тогда назывался Ленинградом. Жил в большой коммуналке, где, кроме нашей семьи, обитало ещё целых двадцать.

— Ну и ну, — прошептала Варвара на ухо Маргарите. — Кто бы мог подумать! Мне-то казалось, что он к нам прямо с Марса свалился.

— Все детство я спал на раскладушке! — все больше вдохновляясь, рассказывал Гриппов. — И на все двадцать семей у нас в квартире имелась только одна уборная. Каждое утро я стоял в большой очереди!

— Слушай, Луна, а какое отношение эта питерская коммуналка с её уборной имеет к его литературно-виртуальной концепции современной реальности? — спросил Герасим у Павла.

— По-моему, самое непосредственное, — усмехнулся розовощекий кудрявый Павел. — Он стоял в очереди и, чтобы отвлечься, думал о разном. Вот у него концепция и возникла.

— Наверное, ты прав, — проворчал Каменное Муму.

— Школу я все-таки закончил, — продолжал тем временем Владимир Дионисович. — Хотя протест мой зрел.

— Как интересно! — воскликнула Наташка Дятлова, которая первый раз в жизни видела живого известного поэта, а к тому же ещё и прозаика.

Владимиру Дионисовичу её внимание польстило. И он, стараясь смотреть на Наташку и не видеть порядком раздражавшего его Герасима, перелистнул ещё одну страницу своей доблестной биографии:

— После школы я поступил в университет. На филологический. Но мои взгляды на искусство не совпадали с концепциями консервативной профессуры. Мы с друзьями и единомышленниками создали литературный кружок «Вольные пилигримы». Разразился жуткий скандал. Нас обвинили в отрыве от народа, масонстве, пропаганде чуждых идей и религии. В общем, нас с треском выгнали. Мы ушли в андерграунд.

— Ах! — воскликнула Наташка Дятлова. Глаза её уже блестели от слез.

Гриппову её реакция нравилась все больше и больше.

— Да. Я ушел в андерграунд! — повторил он. — Подобно лучшим творческим людям того времени, которые жили в нашей многострадальной стране, я устроился кочегарить в котельную. Было трудно, но весело. Какое единство душ и порывов! Мои друзья собирались у меня в кочегарке ночами. Они приносили с собой…

Ольга Борисовна выразительно закашляла. Гриппов осекся. Внимательно посмотрев на учительницу, он крайне неуверенным голосом произнес:

— Стихи приносили с собой. И… рассказы. Мы… — Гриппов снова замялся, — читали их вслух. А потом обсуждали. В общем, я до сих пор считаю это время лучшим в своей жизни. Мы были юными, чистыми и наивными. И, несмотря на удушающую атмосферу окружающей нас жизни, всем казалось, что будущее принадлежит нам.

Голос у Владимира Дионисовича дрогнул. Марсианские глаза подернулись слезами. Гриппов часто заморгал. По всей видимости, воспоминания о мятежной юности порядком его растрогали.

— Владимир Дионисович, — занудный голос Герасима вторгся резким диссонансом в патетическую атмосферу, — а как вы в Москву-то попали?

Гриппов вздрогнул. Ему снова пришелся не по душе вопрос Муму. Ольга Борисовна это почувствовала.

— Ребята, ребята, — обратилась она к классу, — мы ведь договорились: все вопросы потом.

— Как я попал в Москву — это долгая и сложная история, — нашелся наконец Гриппов. — Не буду вас утомлять. В Москве я поступил в Литературный институт. В нашей многострадальной стране уже наступила перестройка. Но мне все равно пришлось бороться.

— И вас снова выгнали? — вкрадчиво поинтересовалась Варя.

Марсианские глаза с отвращением посмотрели на девочку.

— Увы! — воскликнул известный поэт и прозаик. — Талант всегда гоним, и путь его тернист.

— По-моему, мы уже перешли к стихам, — усмехнулся Иван.

— Ошибаешься, — мрачно откликнулся Герасим. — Стихи у него гораздо хуже. А уж о прозе вообще молчу.

Ольга Борисовна безошибочно почувствовала: поэту пора закругляться с автобиографическими экскурсами.

— Владимир Дионисович, может, вы согласились бы почитать стихи?

— В общем-то я сегодня несколько не в форме, — манерно произнес тот. — Но если вы просите…

Одернув модный, но вытянутый свитер, Гриппов направил маниакальный взгляд на Наташку Дятлову и провозгласил:

— Эпизод номера десять, или казус инфернале!

— Это ещё что такое? — осведомился Сеня Баскаков.

— Молодой человек, молодой человек, — скорбно покачал головой Гриппов, — я к вам пришел нести свет искусства, а вы не знаете элементарных вещей.

— Я думал, может, вы мне объясните, — смешалcя Баскаков.

— Придете домой, прочтите в энциклопедии, — не снизошел до объяснения элементарных вещей известный поэт и прозаик. — Итак, эпизод номер десять.

Гриппов засунул руку в карман брюк и, выставив вперед правую ногу, начал:

Однажды под грозу на даче,

Под колыбель дождливых струй,

Ко мне явился призрак в белом.

И разговор повел со мной.

И были речи те туманны,

И я в предвестии нирваны,

Объятый облаком обманным,

В ад грешной заглянул душой.

И, содрогнувшись, ужаснулся.

Туман рассеялся, взметнулся.

А призрак жутко улыбнулся

И растворился, хохоча…

О, где теперь душа моя?

Гриппов умолк. Класс тоже молчал.

— Это все? — спросила Наташка Дятлова.

— Все, — с чувством собственного достоинства подтвердил Владимир Дионисович.

— Гениально! — воскликнула Наташка и от полноты чувств захлопала в ладоши.

Гриппов одарил её благодарным взглядом.

— Гениально? — раздался в это время мрачный голос Герасима. — Вполне допускаю, но я ничего не понял.

— Как раз очень понятно, — неожиданно возразил Сеня Баскаков. — Сидит мужик на даче. Под кайфом. У него, естественно, глюки. Ну, вот ему и привиделось невесть что.

— Молодой человек, — Гриппову совершенно не понравилась такая трактовка, — нельзя же так примитивно воспринимать поэзию. Все мое творчество — это сплошные аллегории.

— Кстати, ребята, — вмешалась Ольга Борисовна, — вы помните, что такое аллегории?

Следующая загадка

— Да, это наш Фантомасик, — продолжала гладить лысого кота Марго. — Видно, хозяйка зачем-то вышла на лестницу. А он выскочил и забежал в открытую дверь.

— Так он Фаня или Фантомас? — поинтересовался Иван.

— Полностью Фантомас, а сокращенно Фаня, — внесла ясность Марго.

— «Фантомас» ему очень подходит. — Иван так пока и не мог свыкнуться с внешностью канадского голого.

— А по-моему, он даже красивый, — заспорила Маргарита.

Она хотела ещё что-то добавить в защиту кота, но тут из коридора послышался хлопок двери. Иван бросился в переднюю. Марго с котом на руках — за ним. Мальчик дернул за ручку входной двери. Она не подалась.

— Замок захлопнулся, что ли? — растерянно пробормотал мальчик.

Он попытался открыть. Сперва один замок. Потом — второй. Затем — третий. Но дверь не отпиралась.

— Так, Марго, — растерянно посмотрел он на девочку. — Кажется, мы с тобой крупно влипли. Кто-то нас запер…

Впрочем, этот день не задался с самого утра. Утро для Марго, Ивана и их друзей — Павла, Герасима и Вари — началось с урока литературы. Обычно литературу вела их классная руководительница Ольга Борисовна Пантюшенкова. Однако на сей раз она явилась в восьмой «А» не одна. С ней вместе вошел какой-то совершенно незнакомый ребятам мужчина. Худой, среднего роста, в изрядно поношенном, вытянутом, но модном свитере. Волосы на голове у незнакомца почти отсутствовали. А то немногое, что ещё сохранилось, было коротко стрижено, обнажая бугристый череп. На хрящеватом носу мужчины плотно сидели очки в массивной черной оправе. Толстые стекла очков увеличивали глаза, что придавало ему сходство с инопланетянином.

— Знакомьтесь! — Голос Ольги Борисовны звенел от волнения. — Наконец наши мечты сбылись. К нам пришел прочитать спецкурс известный поэт и прозаик Владимир Дионисович Гриппов.

Класс, с интересом разглядывая экзотического Владимира Дионисовича, поднялся в приветствии.

— Ах, что вы, что вы! — замахал обеими руками Гриппов. — К чему такие формальности!

— Это не формальности! — с пылом воскликнула Ольга Борисовна. — А проявление заслуженного уважения.

— Все равно садитесь! — махнул рукой Владимир Дионисович.

Класс послушно опустился за парты.

— Уже лучше, — заявил Гриппов.

— Вы тоже садитесь, — Ольга Борисовна указала ему на место за учительским столом.

Гриппов плюхнулся на стул. Ольга Борисовна продолжала стоять.

— А вы? — посмотрел на неё Владимир Дионисович.

— Я с ребятами. — И классная руководительница устроилась на одном из свободных стульев.

Гриппов обвел марсианским взглядом кабинет литературы. Поклонница передовых методов, Ольга Борисовна и класс свой обставила не совсем обычно. Парты тут располагались не рядами, а подковою огибали учительский стол. На стенах висели портреты писателей-классиков в массивных золоченых рамах. Под каждым из них красовалось какое-нибудь изречение великого автора.

Гриппов обвел взглядом портреты. Лицо его приняло кислое выражение.

— Скучно живете, — отчетливо произнес он.

— Почему, Владимир Дионисович? — Его замечание явно расстроило Ольгу Борисовну.

— Потому что закоснели в традициях, — убежденно продолжал известный поэт и прозаик. — Пу-ушкин, Ле-ермонтов, Ломоно-осов, — таким тоном протянул он, будто его кормили чем-то очень невкусным. — Старо. Свежего ветра вам не хватает.

— Но, мне кажется, великая классика всегда свежа и прекрасна, — осмелилась робко ему возразить Ольга Борисовна.

— О вкусах, конечно, не спорят, — сквозь зубы процедил Гриппов. Было видно, что он совершенно с ней не согласен. — И вообще! — всплеснул он руками. — Куда меня привели?

Он умолк. В классе повисла напряженная пауза. Обычно уверенная в себе Ольга Борисовна, которая и характером, и стилем одежды, и манерой вести себя напоминала больше не учительницу, а секретаршу из какой-нибудь процветающей фирмы, сейчас растерянно взирала на известного поэта и прозаика.

— Вам интересно, куда вас привели? — с ангельским видом переспросила Варвара. — Знаете ли, если не ошибаюсь, по-моему, это школа.

— Панова, перестань, — кинула на неё умоляющий взгляд классная руководительница.

— А разве я ошибаюсь? — разыграла искреннее изумление Варя.

Ольга Борисовна собиралась что-то ответить, но тут Гриппов воскликнул:

— Конечно же, школа! Я — в школе! Но чем эта школа вскармливает своих птенцов? Вам жить в двадцать первом веке! А на стенах что?

Указующий перст знаменитого поэта и прозаика остановился на портрете Ивана Сергеевича Тургенева. И Владимир Дионисович Гриппов вынес обвинительный приговор:

— Сплошной девятнадцатый век! И при этом мы ещё что-то ожидаем от молодежи!

— Почему сплошной девятнадцатый? — вдруг вмешался Герасим Каменев по прозвищу Каменное Муму.

— Вам виднее, — откликнулся Владимир Дионисович.

— Не нам виднее, а вам не видно, — продолжал Герасим. — Это, например, что, тоже девятнадцатый век?

И, поднявшись на ноги, тощий длинный Муму указал на портрет Булгакова.

— Не девятнадцатый, но почти, — ничуть не смутился Владимир Дионисович. — Знаешь ли, мой юный друг, «Мастер и Маргарита» — это тоже не двадцать первый век.

— Смотря для кого, — заявил Герасим. «Мастера и Маргариту» он ещё не читал, но за Булгакова ему почему-то стало очень обидно.

— Каменев! Каменев! — вмешалась Ольга Борисовна. — О вкусах не спорят. К тому же мы пригласили Владимира Дионисовича прочитать спецкурс, посвященный мировой литературе, чтобы он познакомил вас со своей творческой точкой зрения.

— А я, между прочим, не спорю. — На скуластом лице Герасима воцарилось то самое упрямое выражение, за которое он и получил в свое время от Пашки Лунина прозвище Каменное Муму. — Я не спорю, — с мрачным видом повторил он, — и всегда уважаю чужое мнение.

Тут Варя не удержалась и фыркнула. Герасим с чужими мнениями считался редко. Исключением из этого правила был только дедушка Муму — Лев Львович, или Лев-в-квадрате, которого внук ужасно боялся, а потому, по возможности, с ним никогда не спорил.

— Ничего не вижу смешного, — кинул Герасим испепеляющий взгляд на Варвару. — Я уважаю, а вот Владимир Дионисович — нет.

— Однако, — несколько опешил от такого сопротивления Гриппов. В следующий момент он вполне овладел собой и высокомерно изрек: — Похвально, молодой человек, что вы с такой страстью защищаете классиков. Однако при этом неплохо бы знать и своих современников.

— Это он намекает, чтобы его портрет тоже повесили, — донесся с задней парты отчетливый шепот коротко стриженного верзилы Сени Баскакова.

По классу пронеслись смешки. Ольга Борисовна покраснела. Гриппов выскочил из-за стола. Казалось, он собирался вызвать Баскакова на дуэль.

— Допрыгался, Сенька, — тихо произнес маленький Вова Яковлев и на всякий случай вжался в стол.

Глаза Гриппова сделались ещё больше. И он вдруг загробным голосом начал читать:

Быть знаменитым некрасиво,

Не это поднимает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Гриппов умолк, однако за стол почему-то не вернулся. Он продолжал стоять прямо под портретом Пушкина работы Тропинина.

— Как хорошо! — выдохнула Наташка Дятлова. — Это, конечно, вы, Владимир Дионисович, написали?

— Это… не я, — с неохотою признался известный поэт и прозаик, который был совсем не прочь стать «притчей на устах у всех».

— Жалко, — посетовала Наташка. — Значит, это, наверное, стихи какого-нибудь вашего друга?

— Не друга, а в некотором роде старшего товарища, — с чувством собственной значимости отвечал Гриппов. — Это Борис Пастернак.

— Ах! — Дятлова вся подалась вперед. — Вы, наверное, с ним встречались!

— Только на страницах его книг, — внес ясность Владимир Дионисович. — Увы, судьба развела нас во времени. Борис Пастернак скончался, когда я ещё был ребенком.

Следующая загадка


Интересный детский детектив с острым сюжетом. Частично вымышленный, а в основном основанный на реальных событиях рассказ. Этот детский детектив отличается от других тем, что его интересно читать и в этой книге много познавательного.

Смотрите также


13.06.2016 - 22:05

Тем, кто родился в конце 80-х - начале 90-х посвящается. Зачитывались ли вы детскими детективами? Я терпеть не могла школьную программу по литературе, зато эти книжки "проглатывала" тоннами.

Издательство "Чёрный котёнок". Ах, как нас, 10-13 летних бросало в дрожь от этих слов. Мы с подругой просто обожали детские детективы, ждали с нетерпением новинок, обменивались друг с другом. Тогда у нас ещё не было интернета (2000-2003 гг), даже компьютер в доме был редкостью.


20.08.2018 - 07:17


Книга на 4

Здравствуйте. Хочу рассказать вам про книгу "Загадка деда мороза" . Эта книга последняя в серии " Компания с Большой Спасской ".Мне книга не очень понравилась.Чего-то не хватило. Полкниги занимает описание новогоднего праздника, а расследованию посвящены всего пара глав.


Людонечка аватар

12.05.2021 - 14:48

Не все могилы обязательны к посещению!

Несколько друзей, которые именуют себя "Тайным братством кленового листа" расследуют дело проклятой могилы, в которой похоронена молодая женщина Людмила Соколова, а тот, кто посещает ее могилу, затем начинает то пропадать, то еще какое-то несчастье с человеком случится.


Людонечка аватар

21.05.2021 - 15:33

С чего начиналось "Братство кленового листа"?

Антон Иванов и Анна Устинова очень много написали книг о расследованиях четырех друзей, которые назвали себя Братством кленового листа. Но почему оно было так названо? Какие цели преследовало?


Людонечка аватар

21.05.2021 - 15:40

Картина, от которой много переполоха. Что в ней такого скрыто?

Братство кленового листа ни один год не может пожить в поселке Красные Горы спокойно, потому что постоянно им подкидывается какое-то расследование. На этот раз им предстоит выяснить, кто и для чего выкрал из библиотеки картину "Коварная русалка", почему из-за этого пострадал человек.


Людонечка аватар

22.05.2021 - 14:23

Стоит ли доверять внезапно появившимся наследникам старинного рода?

Наверняка читатель, который уже много прочел о расследованиях Братства кленового листа, думал, а что же случилось с князем Борским после революции. И тут внезапно на горизонте объявляются его наследники, которые хотят неизвестно чего, да и наследники ли они?


Людонечка аватар

23.05.2021 - 14:22

Расследование, кто же так любит ценные бумаги умершего профессора.

Братство кленового листа зимой отдыхает в поселке Красные Горы, но уже в первый день Нового года им предстоит выяснить, кто украл шкатулку с ценными бумагами ученого, пишущего под псевдонимом Аполлона Парнасского.


Людонечка аватар

23.05.2021 - 14:41

Дорожные приключения веселой компании, от которых не оторваться.

Новая книга о приключения Братства кленового листа - это своеобразная роуд-бук, потому что герои на этот раз не остаются в поселке Красные горы, а отправляются в увлекательное путешествие, в котором им предстоит увидеть немало интересных людей.


Людонечка аватар

05.06.2021 - 18:21

Даже вдали от Красных Гор юные детективы находят себе новое опасное дело.

Тайное братство кленового листа находит все новые и новые поводы для расследования, но родителям ребят это не нравится, и они отправляют их в лагерь повышенной комфортности, чтобы юные сыщики наконец-то перестали забивать себе голову разными расследованиями.

Популярные отзывы


CatSalem94 аватар

06.08.2021 - 10:25




Посмотреть «Бедную Настю» в 2021 году. Что не так с сериалом и со мной?

Кукусики, друзья! Казалось бы, что должно произойти в жизни человека, чтобы он в 2021 году принялся смотреть российскую мыльную оперу начала 00-х? Нет, не отсутсвие выбора и не предпенсионный возраст. Ностальгия? Отчасти, а в основном - творчество. Совершено не могу им заниматься в тишине.


Funtime Foxy аватар

04.09.2021 - 00:13




«Девочка была худа и бледна. Ей было восемь лет, но на вид можно было дать только шесть. Одета она была в лохмотья, и сквозь дыры одежды виднелось голое тело, покрытое синяками. Ей всегда было холодно. »

Много лет я искренне люблю книгу о малышке Козетте - душевную историю, вызывающую ассоциации и со сказкой Шарля Перро, и со знаменитым романом Шарлотты Бронте, и много с чем ещё. Давно хотела рассказать об этом замечательном произведении, но всё как-то не складывалось.

Следующая загадка

Антон Иванов, Анна Устинова - Загадка невидимого гостя

Стали постоянно говорить о том, что современные писатели не в состоянии написать что-то стоящее для подрастающего поколения. Мол, слишком глупые сюжеты, нереальные повороты и развязки. Не согласна я с этим! Не согласна! Взять, хотя бы, книгу Анны Устиновой и Антона Иванова "Загадка невидимого гостя". Этот детективчик из серии "Команда Отчаянных". Команда, знакомая мне с детства. Конечно, сравнивать эту книгу с произведениями Агаты Кристи я не хочу, да и нет смысла этого делать. Прежде всего, эта повесть будет интересна для подростков из-за множества шуток, улыбка не сходит с лица, когда шутит и язвит Варвара. Вспоминаешь дедуктивные методы Шерлока Холмса, когда рассуждает и мыслит Павел. Сравниваешь с догадками Пуаро, версии Ивана. Поражаешься серьезности Маргариты и ее магическому дару…

Читайте также: