Загадка надо поклониться низко чтобы вытащить

Обновлено: 16.05.2024

1. Чтобы спереди погладить, нужно сзади полизать. (Почтовая марка)
2. Кругом волоса, посредине колбаса. (Кукуруза)
3. Сверху черно внутри красно, как засунешь так прекрасно. (Галоши)
4. Волос на волос, тело на тело и начинается темное дело. (Веки)
5. То холодный - то горячий, то висячий - то стоячий. (Душ)
6. Туда - сюда - обратно, тебе и мне приятно. (Качели)
7. Что ты смотришь на меня? Раздевайся, я твоя! (Кровать)
8. Волосатая головка за щеку заходит ловко. (Зубная щетка)
9. Мы - ребята удалые, лазим в щели половые! (Веник)
10. Лежит на спине - никому не нужна. Прислони к стене - пригодится она. (Лестница)
11. В темной комнате, на белой простыне 2 часа удовольствия. (Кино)
12. Ты помни его немножко, станет твердым как картошка. (Снежок)
13. Возьму его в руки, сожму его крепко - он станет упругим и твердым как репка. (Снежок)
14. Красная головка в дырку лезет ловко (Дятел)
15. Маленькая, черная, сморщенная - есть у каждой женщины. (Изюминка)
16. Если б не бабушкины лохматушки - мерзли бы дедушкины колотушки.(Варежки)
17. Hе хрен, не морковка - красная головка. (Пионер в пилотке)
18. Сзади подошел, сунул и пошел.(Тапочки)
19. Как хорошо тебе и мне, когда лежишь ты на спине. (Ежик с яблоком )
20. Беру двумя руками, сую между ногами. (велосипед).
21. У какого молодца утром капает с конца. (кран)

Сегодня в гостях загадывали девочке 7 лет эти загадки, она не знает на них ответ. Кстати что такое марка пришлось показать

Следующая загадка

Чтоб еду себе поймать —
Надо потрудиться:
По болоту походить,
Низко поклониться.

Эта загадка находится в категориях

Возможно вам понравятся другие загадки:

С п я в доме, с в я в поле,
с м я в море, с г — в футболе,
с к вбивают, с т взрывают,
с д долину называют.

Показать ответ … Пол - вол - мол - гол - кол - тол - дол

По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан.

Часто умывается, а полотенцом не утирается.

Следующая загадка

Чтоб еду себе поймать —
Надо потрудиться:
По болоту походить,
Низко поклониться.

Эта загадка находится в категориях

Возможно вам понравятся другие загадки:

Маленький домик Не стоит, не лежит, На стене висит, В нём хозяйка сидит, На часы глядит.

Зимой спит, летом ульи ворошит?

Если букву потерять, Гусь не сможет гоготать, Гавкать пес цепной не сможет. Что за буква? Кто поможет?

Следующая загадка

Оценить 1237 0 Содержимое разработки

ИГРЫ-ЗАГАДКИ «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Игровая форма занятий в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи является одним из условий успешного формирова­ния всех компонентов языковой системы - фонетики, лексики и грамматики. Загадка - наиболее эффективное средство активи­ зации мыслительной деятельно­ сти и развития речи. Поэтому она чаще всего используется воспи­ тателями и логопедами.

Загадка помогает детям ос­ ваивать лексико-грамматиче ские закономерности и стилистические особенности текстов (сказок, рассказов, поговорок, потешек) С ее помощью дети быстрее и надежнее запоминают новые словоформы, устойчивые

обороты, образные выражения, осваивают лексическую сочетае­ мость слов Мир родного языка становится понятным, доступ­ ным, а значит - интересным

В последнее время педагога­ ми часто используются так назы­ ваемые структурно неоконченные загадки, их незавершенность свя­ зана с синтаксическим оформ­ лением, с пропуском рифмы. Завершенность появляется при нахождении слова-отгадки:

Куда бежит - сама не знает,

В степи ровна, в лесу плутает,

Споткнется у порога,

Что это? (Дорога)

При ритмизированном тексте языковая задача решается довольно просто с

помощью актуа­ лизации слова-рифмы:

По реке плывет бревно.

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит. (крокодил).

Такие загадки-игры получили название «Подскажи словечко». Они развивают у детей с ОНР чувство ритма и языковое чутьё, операции памяти, воображения, речеслухового внимания и чувст­ во юмора, обогащают и актуали­ зируют лексикон.

В практике логопедической работы загадки «Подскажи сло­ вечко» подбираются с учетом лексических тем. Их содержание отвечает программным требова­ ниям, принципам общей и специальной педагогики. Разнообразие видов игровых и дидактических упражнений создают положи­тельную и стойкую мотивацию к преодолению имеющихся рече­ вых нарушений и формируют основы общеучебных навыков.

Игры-загадки «Подскажи сло­ вечко» нами используются при различных видах языкового ана­ лиза и синтеза, для преодоления имеющихся у дошкольников с ОНР нарушений слоговой струк­ туры слов, развития фонемати­ ческих представлений, слухового восприятия и лексико-граммати ческого строя речи.

Расскажем об отдельных ви­ дах работы.

При изучении лексических тем «Профессии» или «Хлеб. Растения поля» рассматривается картина «Уборка урожая». Знакомим детей с лексическим значением слова агроном(специалистом по сель­скому хозяйству, который выра­ щивает урожай), с особенностями его профессиональной деятельно­сти. В ходе занятия детям предла­ гается дополнить четверостишие недостающим словом:

Детский сад одноэтажный

Улыбается окном.

Грач по нивам ходит важно,

Словно сельский . (агроном).

После ответа каждый ребе­ нок закрепляет в произношении слово агроном. Логопед спра­ шивает, почему птицу сравни­ вают с человеком? Проводится соответствующая беседа. Далее по картинкам со словом агроном составляются предложения.

Загадки «Подскажи словечко» можно использовать не только для обогащения речи детей новы­ ми словами, но и для знакомства с их многозначностью. Это при­ учает ребенка находить оттенки лексического значения слов:

Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я.

Бывают на сосне, на елке,

А называются. (иголки).

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы приделе.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно. (шишек).

Вместе с детьми приходим к выводу, что, оказывается, в простых словах,

давно знакомых и понятных, заключена тайна, и ее можно разгадать.

Эти загадки можно исполь­ зовать шире, как упражнения на сравнение, классификацию, группировку и обобщение. В сло­ варе дошкольника с ОНР часто смешиваются слова, обозна­чающие родовые (грибы, цветы, рыбы, посуда) и видовые понятия (подосиновик, роза, сом, чашка). Он не устанавливает между ними соответствующие ассоциатив­ ные связи. Логические упраж­нения помогают усваивать не только слова и отдельные грам­матические понятия, но и целый ряд мыслительных операций, по­ могающих систематизировать словарный материал. Например:

У бабушки на грядке выросли загадки.

Здесь весною было пусто.

Летом выросла. (капуста).

Собираем мы в лукошко

Очень крупную . (картошку).

От дождя земля намокла –

Вылезай, толстушка . (свекла).

Из земли - за чуб плутовку!

Тянем сочную . (морковку).

Надо поклониться низко,

Чтобы вытащить . (редиску).

Помогает деду внук

Собирает с грядок. (лук).

Просит дедушка Федюшку: -

Собери еще . (петрушку).

Вот зеленый толстячок –

Крупный, гладкий . (кабачок)

И красавец-великан

Темно-синий . (баклажан).

Вот и все! Хоть и устали,

Урожай мы весь собрали!

Далее детям задается вопрос: «Как назвать все отгадки одним словом?» (Овощи). Логические упражнения проводятся с ис­ пользованием разнообразных дидактических игр и пособий.

Загадки о птицах помогают ов­ ладеть навыками группировки: отгадав загадки, дети сначала называют зимующих птиц, а по­ том - перелетных, например:

ворона («На осине в гуще кроны вьет гнездо свое. »);

скворец(«На шесте -дво­рец, во дворце -певец, а зовут его. »);

дрозд («Он один из певчих звезд, а короче - певчий. »);

синица («Я маленькая птич­ ка, зовут меня. »);

сорока («Верещунья, бело­ бока, а зовут ее. »).

Упражнение «Кто лишний и почему?»

Дети отгадывают, например, две-три загадки о домашних жи вотных и одну загадку о диком животном:

овца («Шубу теплую в колеч­ ках носит тихая . »);

корова («Есть копыта и рога, летом ходит на луга. Чтобы были все здоровы, молоко дает . »);

кот («Очень ласковый и чис­ тый, лапой моется пушистой. Если пустит когти в ход, - страш­ный зверь, домашний . »);

заяц ( «Хитрый след плести стараясь, по сугробам пры­ гал . »).

Задается вопросы: «Вспом­ ните и назовите всех животных. Кто из них лишний? Почему?» Дети отвечают: «Заяц, потому что овца, корова и кот - домаш­ние животные, а заяц - дикое животное».

Особый интерес вызывает у детей прием сравнения загадок об одном и том же предмете (на­ пример, о петухе).

1. Он свой род обороняет

И цыпляток охраняет.

Курам муж он и пастух,

А зовут его . (петух).

2. Догадались, кто у Жоры?

Пестрый хвост! Сверкают

Ярко-красный гребешок!

Ну, конечно. (петушок).

3. Встает на заре, поет во дворе,
На голове гребешок.

Кто же это. (Петушок).

4. Звонко время отмечает,
Утром солнышко встречает.
Вот последний луч потух.
Спит на жердочке . (петух).

Тексты загадок рекомендует­ ся сравнивать попарно. Дети от­ вечают на вопросы: «Чем похожи эти две загадки? Чем они разли­ чаются?»

Сравнивая первую и вто­рую загадки, дети выделяют их сходство и различие. Обе загадки об одной и той же до­ машней птице, поэтому они похожи. Загадки различаются тем, что в одной говорится о петухе как о муже курицы (зна­чит, как о папе цыплят), как о защитнике своей семьи, а в другой описывается красивый внешний вид петуха.

Во второй паре говорится о том, что петух просыпается раньше всех и первым встреча­ ет рассвет. В первой загадке мы слышим о гребешке на голове – главном признаке внешнего вида петуха, а во второй - о том, что спать он ложится рано, как только садится солнце.

Сравнение загадок о разных предметах проходит следующим образом.

Например, предлагаем детям загадку о ели:

За рекой росли,

Их на праздник принесли,

На веточках иголки.

Что же это. (Елки)

Спрашиваем, какие еще хвой­ные деревья они знают. Загады­ ваем следующую загадку:

Хоть колюча, но не ёлка,

Подлинней её иголки,

А кора тонка, красна!

Та красавица - . (сосна)

Сравниваем ель и сосну. Мож­ но рассмотреть не только картин­ ки, но и живые ветки с шишками обоих деревьев.

Аналогично сравниваются и другие предметы внутри любой лексической темы (верблюда и слона, бабочку и муравья, авто­ бус и трамвай и т.д.).

Особую роль играют загадки «Подскажи словечко» в работе над развитием связной моноло­ гической речи, например, при составлении словосочетаний . Так, отгадав загадку о пиле и о лопате, дети отвечают на вопро­ сы: Что делают пилой? - Пилят, Что делают лопатой? - Убирают снег, копают.

Доски сосновые пахнут смолой.

Весело, жарко работать … (пилой).

Я расчищу снег, ребята,

Только мне нужна . (лопата).

Такая работа активизирует глагольный словарь и навык упот­ ребления в речи имен существи­ тельных в творительном падеже (Чем обрезают, режут, стригут? Чем прибивают, забивают?).

Загадки о животных использу­ ются для составления словосоче­ таний: «Кто как голос подает?».

Собака(У меня ученый пес - Круглой пуговкою нос. Если в чем-то я не прав, Громко лает он. («Гав-гав!»).

Корова (Ходит Зорька по лугам, Молоко приносит нам. Жить бы Зорьке в терему, А она в хлеву. («Му-му!»)).

•Кот(Кот усатый, как разбойник, Перепрыгнул подоконник, Распугал соседских кур И мурлыкает. («Мур-мур!»).

• Пчела( Только вишня расцвела - Прилетела в сад пчела. Я давно за ней слежу,

Ищет мед она. («Жу-жу!»).

Дети с ОНР усваивают, кто как «разговаривает» (собака гавкает (лает), корова мычит, кошка мур­лыкает, пчела жужжит).

Стихотворный текст загадок оптимизирует работу над усвое­ нием «слов-неприятелей» (анто­ нимов):

Эта избушка - маленькая,

Эта изба . (большая).

Эта кадушка полная,

Эта кадушка . (пустая).

Эта ограда низкая,

Эта ограда . (высокая).

Эта рощица близкая,

Эта роща . (далекая).

Эта тропинка узкая,

Эта тропа . (широкая).

Эта речушка мелкая,

Эта река . (глубокая).

Эта гора крутая,

Эта гора . (пологая).

Эта вот ветка длинная,

Эта ветка . (короткая).

Эта дорога прямая,

Эта дорожка. (кривая).

Эта ножовка острая,

Эта пила . (тупая).

Уточняется лексическое зна­чение новых словоформ, фор­ мируются навыки словообразо­ вания с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением: река-речушка, роща- рощица, тропа-тропинка, доро­ га-дорожка.

Усвоение предложно-падеж ных форм также проводится при введении в речь дошкольников соответствующих предлогов:

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем слово «кот» склонять.

У норы добыча ждет

Притаившись, серый.

Мышь осталась без хвоста,

А теперь и за версту

Не приблизится к.

Крыса старая, и та,

Видя грозного.

Убежит скорей под дом,

Чтоб не встретиться с.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о.

Эта загадка используется при изучении лексической темы «До­ машние животные», а также при составлении и анализе предлож-но-падежных конструкций.

В рамках каждой лексической темы загадки помогают детям осмыслить семантические связи между родственными словами , на практическом уровне усвоить основные способы словообразо­ вания и языкового анализ слов.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (снег).

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые . (снежинки).

Кружатся над головою

Каруселью . (снеговою).

На проселки, на лужок

Всё снижается . (снежок).

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью.. .(снежной).

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее . (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (снежки).

Снежный ком - на снежный ком,

Всё украсили. (снежком),

Словно в белый пуховик

Мы одели . (снеговик).

Рядом снежная фигурка –

Эта девочка -. (снегурка).

На снегу-то, посмотри

С красной грудкой.. .(снегири). .

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (снег).

После отгадывания загадок детям предлагается подобрать к словам-отгадкам слова-призна­ ки, слова-действия. Например: Какойснег? - Белый, блестящий, колючий, пушистый, узорчатый, искрящийся, красивый. Снег что делает? - Блестит, сверкает, бе­ леет, искрится, падает, сыплется, лежит, идет. Такие упражнения дают возможность детям овла­ деть изобразительными сред­ ствами языка, давать полные ответы, подбирать слова, точно характеризующие тот или иной предмет, явление, действие. А в дальнейшем они используются при составлении рассказа по опорным словам или по картине.

При формировании у детей умения делить слова на слоги загадки «Подскажи словечко» ис­ пользуются следующим образом. Детям дается задание: «Отгадай­ те загадки, а отгадки найдите у себя на карточках». Карточки

выглядят так: на листе двойного картона наклеена картинка, под ней - прорезь. Между двойным картоном вставляется лист бума­ ги, на котором дети изображают схему слогов в виде прерыви­ стых линий. Например, читается загадка:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это. (Карандаш).

Предварительно ритмический рисунок слова-отгадки воспро­ изводится с помощью хлопков. Каждый ребенок находит на кар­ точке изображение карандаша и в прорези под ним рисует схе­ му: _ _ _ .

Аналогичные карточки исполь­ зуются и для звукового анализа слов, рисуя кружочки и раскра­ шивая их в нужные цвета (глас­ ный звук - красным, твердый согласный - синим, мягкий со­гласный - зеленым).

Для развития фонематиче­ского восприятия детям пред­ лагаются различные логические упражнения, развивающие соз­ нательное отношение к звуково­ му составу слов. Задания разно­ образны:

- различение слов, близких по звуковому составу:

Сел в машину верный пёс,

У него в чернилах. (лапа, шея, нос);

- подбор в рифму слов с опре­ деленным звуком:

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле. (ушки). (Предлагаются слова: ушки-ля­гушки-катушки - хрюшки - хло­пушки - кукушки. )

- поиск слов, отличающихся од­ним звуком:

Сладко спит в берлоге.

На столе с салатом .

- самостоятельное придумыва­ ние рифмы:

В этой молодице прячут­ ся девицы:

Каждая сестрица для меньшей - темница.

Красные щечки, пестрые платочки,

Хлопают в ладошки весе­ лые. (матрешки). (Предлагаются слова: матреш­ ки - кошки - ложки -мошки -ла­дошки - картошка - повареш­ ка. )

- анализ рифмованных слов: какое слово не подходит по смыслу? Почему? Какое слово должно стоять вместо него?

В лесу бежит от волка .

Парит над океаном .

- анализ слов, начинающихся с разных звуков:

Лиза пробовала . СУП,

Заболел у Лизы. ЗУБ;

- синтез звука и слова (упраж­ нение «Превращалки»):

Если слово к букве «У» присоединяется,

Слово новое, другое сра­ зу получается.

Буква «У» отметку КОЛ Переделает в. УКОЛ.

А когда я строил ДАЧУ, Принесла мне «У» . УДА­ ЧУ,

И теперь посёлок ДАЧ­ НЫЙ

Называется. УДАЧНЫЙ.

- анализ слов, содержащих пред­намеренные ошибки (упражне­ ние «Найди опечатки»):

Увидал я в клетке рысь,

Ей, как кошке, крикнул: «БрОсь!»

На столе - большая пыш­ ка,

В норку тащит ее мОшка.

Стоит избушка у воды,

А из трубы струится дОм.

Такие игры-загадки сосредо­ тачивают внимание детей на вос­ приятии стихотворного текста, предупреждают его механиче­ ское повторение и запоминание. Они развивают также словесно-логическую память, активизиру ют весь спектр познавательных процессов.

1.Борисов В. и др. Загадки с риф­мами. М.: Карапуз, 2001.

Гугляр Н.М., Полыгалова Н.В. Стихи-загадки для детей. М.: Патри­ от, 1992.

Гудимов В.П. Подскажи словеч­ ко. М.: Сфера, 2002.

Игры в логопедической работе с детьми. Под ред.В.И. Селиверсто­ ва. М.: Просвещение, 1987.

Лопухина И.С. Логопедия. Зву­ ки, буквы, слова. СПб: Дельта, 1998.

Русские народные загадки, по­ словицы, поговорки. М.: Просвеще­ ние, 1990.

Читайте также: