Загадка на горе синай

Обновлено: 22.11.2024

Изложенная в Священном писании история израильского народа полна драматических моментов. Один из таких эпизодов — обретение десяти заповедей. В Книге Исход рассказано, как пророк Моисей взошел на гору Синай и получил от Бога две каменные доски — скрижали, на которых были изложены те самые предписания, что стали нравственной основой жизни на земле. Библия описывает, как происходило общение пророка со Творцом. Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блистали молнии. Голос Создателя, покрывая шум разбушевавшейся стихии, произносил заповеди, а Его невидимый перст отображал их на камне.

Когда Моисей после сорокадневного пребывания на горе спустился со скрижалями в руках, он увидел, что народ, выведенный им из египетского плена, поклоняется идолу — золотому тельцу, забыв о Боге. Гнев охватил пророка при виде разнузданного языческого разгула, и он разбил о скалу каменные доски с заповедями. Когда же израильтяне покаялись, Господь повелел Моисею изготовить новые скрижали, и вновь нанес на них те же письмена. И воссозданные доски, и осколки разбитых стали святыней иудеев. В течение многих лет они хранились в специально созданном золочёном сундуке — Ковчеге Завета, который был центром сначала скинии — походного храма-шатра, а затем храма величественного, выстроенного царем Соломоном.

В шестом веке до Рождества Христова вавилонский царь Навуходоносор разрушил Иерусалим и Ковчег Завета был утрачен. Каменные доски с десятью заповедями также бесследно исчезли. Однако, современные американские ученые — профессор древнееврейского языка из Чикаго Джон Уолтон, религовед из штата Миссури Виктор Мэтьюз и профессор истории университета штата Висконсин Марк Чавалес, сопоставив данные целого ряда археологических исследований на Ближнем Востоке, предложили неожиданный ключ к прочтению библейского рассказа о скрижалях. Свою концепцию они опубликовали в 2005 году в научной работе с названием «Библейский культурно-исторический комментарий».

Комментарий эксперта:

До наших дней уцелело немало правовых материалов древнейших времен — это шумерские, вавилонские, хеттские, ассирийские своды законов. Из них особенно известен кодекс Хаммурапи — начертанный клинописью на стеле за несколько веков до событий Исхода, он был открыт французами в 1901 году на территории Персии. Кодекс Хаммурапи состоит главным образом из примерных решений различных проблем и конфликтов. Как и прочие языческие законодательства, он основан на прецедентном праве — предлагает наказания, предусмотренные за различные преступления, но не формулирует нравственные нормы и не указывает на недопустимость определенных поступков. Право, представленное в Десяти заповедях, называется аподиктическим — оно запрещает одни формы поведения и призывает к другим. Таких предписаний не встретишь ни в одном законе древнего Ближнего Востока. А вот международные договоры того времени, наоборот, изобилуют категорическими требованиями. То есть, сама аподиктическая форма Декалога определяет его не как правовой документ, не как закон, а как договор между Богом и человеком.

Из Библии известно, что Декалог и в первый, и во второй раз Господь начертал на двух досках. В связи с этим ученые издавна пытаются ответить на вопрос — скрижали дублировали одна другую, или же заповеди были распределены на них, по пять на каждой? Почётный профессор израильского университета Бар-Илана Мешулам Маргалиот, разделяя взгляды американских коллег на Декалог, как на образец договора, предлагает в поиске ответа на этот вопрос опираться также на археологические данные.

Комментарий эксперта:

Договоры на древнем Ближнем Востоке составлялись в двух экземплярах. В качестве самого известного примера здесь можно привести соглашение между египетским фараоном Рамзесом Вторым и царём хеттов Хаттусили Третьим — одна копия договора между этими правителями была обнаружена археологами на раскопках в Египте, а другая — в хеттском архиве в деревеньке Богазкёй на севере современной Турции. Логично предположить, что и Синайское соглашение между Богом и еврейским народом было продублировано на двух скрижалях, поскольку один его экземпляр предназначался Творцу, а второй — иудеям. Образец, принадлежащий Господу, мог быть помещен только в месте Его присутствия — в скинии, в Святом ковчеге. Но почему и вторая скрижаль хранилась там же? Здесь опять следует проанализировать практику заключения договоров на древнем Ближнем Востоке. Если соглашение принимали стороны с неравным статусом, например, правитель и вассал, то последний оставлял свою копию в храме своего бога — это считалось присягой, священной клятвой. Таким образом, помещая свой экземпляр договора с Создателем в скинии, евреи не только принимали данные Им заповеди, но присягали Ему на верность.

Гипотеза о Декалоге как договоре позволяет также объяснить причину, по которой Моисей разбил скрижали. На Ближнем Востоке существовала еще одна традиция — расторгая соглашение, и хетты, и шумеры, и ассирийцы разбивали таблички, чаще всего глиняные, на которых оно было составлено. Вероятнее всего, увидев горькую картину уклонения израильского народа в язычество, пророк, названный в Библии кротчайшим, не просто предался справедливому гневу, но, руководствуемый Духом Божиим, указал, что вершится трагедия — человек вновь теряет связь с Создателем, лишается завета с Ним. И потом, когда после покаяния договор с Богом был восстановлен, разбитые скрижали хранились в Ковчеге завета, как предостережение от измены Творцу.

Исследуя законы мира, в который был погружен богоизбранный израильский народ, ученые воссоздают, казалось бы, навсегда утраченные детали событий, происходивших десятки веков назад. И помогают своим современникам постигнуть глубины Священного Писания!

Следующая загадка

Хроники Человечества – 8

Моей жене, которая прошла со Мной Весь путь с самого начала.

Моему внуку Сэйло, Харви и Кэти, оказавшим Мне неоценимую помощь во время экспедиций.

К сотням неутомимых энтузиастов, вместе с которыми Мы прошли Маршрутами «Хроник человечества», чтобы увидеть прошлое, помогающее нам лучше понять будущее.

Эмблема экспедиций по «Хроникам человечества»

Когда я впервые собирал группу своих единомышленников для поездки в Турцию, то намеревался начать экспедиции по местам «Хроник человечества» с Трои. И не потому, что это самое интересное или впечатляющее место (каковым оно явно не является) или что здесь можно увидеть останки знаменитого Троянского Коня (который так и не был найден и вместо которого теперь демонстрируется деревянная копия, отражающая его предполагаемый вид — см. фото 1 на цветной вкладке), а потому, что это место рождения самого понятия «троянский конь» — чего-то такого, что выглядит щедрым даром, а на деле оборачивается злом. В плане посещения мест, связанных с «Хрониками человечества», Троя была моим «троянским конем».

Троянская война известна нам преимущественно по «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. Она была одной из самых романтизированных войн, вошедших в историю как зов любви, «отправивший в путь тысячи кораблей» — кораблей, которые отплыли из Греции в Малую Азию, чтобы вызволить и вернуть домой Елену Прекрасную, похищенную троянским царевичем Парисом. Троя, которой правил царь Приам, в те времена была самой влиятельной и богатой из всех греческих колоний Малой Азии и контролировала основные торговые пути между Европой и Азией, проходившие как раз через ее узкий пролив. Именно прекрасному сыну Приама царевичу Парису богиня Афродита пообещала в жены Елену Прекрасную, дочь Зевса. Но когда Парис отправился в Грецию, чтобы исполнить пророчество, он обнаружил, что Елена уже была замужем за царем Спарты Менелаем. Воспользовавшись отсутствием Менелая, который в это время был на Крите, Парис похитил Елену и бежал вместе с ней, захватив большую часть казны Спарты. Елену убедили что она должна покориться воле богов, и по прибытии в Трою она стала женой Париса.

Вернувшись в Спарту и узнав, что произошло, Менелай обратился к греческим вождям с просьбой помочь ему вернуть Елену. Командовать экспедицией поручили Агамемнону, царю Микен и брату Менелая. Главным героем греческого войска (их еще называли ахейцами) считался Ахиллес, а главным героем Трои (или Иллиона) был старший брат Париса Гектор.

Героев поддерживали (а иногда и подстрекали) боги и богини. Война началась с переговоров, за которыми последовала осада Трои, продолжавшаяся с переменным успехом несколько лет — с перерывами между битвами и поединками героев. Иногда троянцы прорывали укрепления греков и нападали на стоявший на якоре флот. Порой с той или иной целью заключались перемирия. Главные герои с обеих сторон погибли. Когда у воюющих (и особенно ахейцев) истощились силы, греки прибегли к хитрости, чтобы одержать победу в войне. С помощью богини Афины они построили деревянного коня (рис. 1) и спрятали в нем своих самых лучших воинов. Затем они сожгли свои укрепления, погрузились на суда и отплыли из Трои (но только до ближайшего порта). Троянцы, посчитавшие, что война закончилась, поначалу с подозрением отнеслись к деревянному коню, но в конце концов привезли его в город, для чего потребовалось разобрать часть крепостных стен, защищавших город. Ночью прятавшиеся внутри коня греки вышли наружу, напали на стражу троянцев и зажгли огонь, который послужил сигналом для их основных сил. Ворвавшиеся в город греки никого не щадили, убивая женщин и детей прямо на улицах и в домах. Менелай нашел Елену в царской спальне, и ее возвращение в Спарту с мужем стало единственным положительным итогом Троянской войны.

События этой войны, а также предшествовавшие ей были описаны и романтизированы не только Гомером, но и другими греческими писателями и поэтами; кроме того, они дошли до нас в изображениях на блюдах и вазах, преимущественно классического периода (рис. 2 и 3). Древние греки считали Троянскую войну и само существование Трои не вызывавшими сомнений историческими фактами. Это становится очевидным из походов Александра Великого, который в четвертом веке до нашей эры повел 15-тысячную армию в Персию и захватил территории вплоть до Индии и Египта.

Действия Александра свидетельствуют о том, что при планировании и осуществлении своей военной кампании он постоянно помнил о Трое. Известно, что при нем всегда была копия гомеровской «Илиады», подаренная его учителем Аристотелем. Он переправился из Европы в Азию через узкий пролив Геллеспонт (современное название — Дарданеллы), который за тысячу лет до него контролировала Троя. Историки свидетельствуют, что Александр поручил переправу одному из своих военачальников, а сам с галеоном направился к Трое. Высадившись на берег, он первым делом посетил храм Афины в Трое; Афина считалась богиней-покровительницей Ахиллеса, любимого героя Александра.

1) Черное (Эвксинское) море, 2) Фракия, 3) Самофракия, 4) Геллеспонт (Дарданеллы), 5) Лесбос, 6) Хиос, 7) Самос, 8) Эгейское море, 9) Босфор, 10) Геллеспонтин, 11) Мизия, 12) Лидия, 13) Фригия, 14) Энус, 15) Сестос, 16) Троя, 17) Смирна, 18) Сардис, 19) Лебедос, 20) Эфес, 21) Приена, 22) Византия, 23) река Гебр, 24) река Герм.

Персидское войско уже ждало Александра, и первая битва между ними произошла на реке Граник на северо-востоке от Трои (334 год до нашей эры). Причина, почему персы точно предсказали место высадки Александра, объясняется следующим фактом: персидский царь Ксеркс, ранее уже вторгавшийся в Грецию, на своем пути останавливался в Трое. Здесь он взошел на развалины крепости, воздал почести знаменитому царю Приаму и в храме Афины принес в жертву богине 1000 быков. Страстное увлечение Александра Троей, «Илиадой» и Гомером было широко известно, и персы могли с уверенностью предположить, что македонское войско отправится именно этим маршрутом.

Римские историки, писатели и художники в описании и изображении Трои и Троянской войны следовали традициям своих греческих предшественников. Но сам город и война за него на долгие столетия исчезли из памяти людей, а затем и из произведений литературы и изобразительного искусства. Во времена Средневековья события вокруг Трои снова стали излюбленным сюжетом романов, но уже никто не мог сказать, правда ли это или фантазия древних авторов. Поэтому когда средневековые художники изображали Трою и ее героев в виде рыцарей в европейском городе пятнадцатого столетия, это только усиливало фантастичность самой Трои и рассказов о ней. К началу современной эпохи Троя окончательно исчезла из учебников истории и переместилась в область мифов, став в один ряд с приключениями Одиссея, путешествием Ясона за Золотым руном и двенадцатью подвигами Геракла.

Изгнанию истории Троянской войны в область мифов способствовало то обстоятельство, что при внимательном прочтении повествования о тех событиях выяснялось, что это была не война между людьми, а конфликт, который разожгли и контролировали боги — и даже сами принимали в нем участие. Как сказано в древнегреческой поэме «Киприи»:

Давным-давно поверхность изобильной Земли населяли бесчисленные племена людей. Зевс проникся жалостью к Земле и решил облегчить ее бремя. Он наслал великую войну в Илионе (Трое), чтобы смерть унесла как можно больше жизней.

Следующая загадка

Есть на Земле места, над которыми сложно поднять завесу тайны, одним из таких мест является гора Синай высотой 2285 метров, находящаяся на Синайском полуострове, территориально она находиться на Синайском полуострове и относится к Египту. История горы Синай уходит корнями далеко в века: она упоминается в текстах Ветхого Завета, там она носит название (Гора Закона, Гора Хорив). Самый известный факт о Синайской горе тот, что именно здесь Господь дал Моисею Десять заповедей, которые были выведены на каменных скрижалях. В дальнейшем гора не раз упоминается в религиозных текстах.

Сейчас достаточно трудно определить местонахождение той самой горы, где произошла встреча Моисея с Богом, археологи старались сделать это, ища следы останки святилищ. Нынешнюю гору стали обозначить как гору Моисея с 4 века – в 330 году был сооружён храм Святой Троицы, в 1935 году он был воссоздан из руин древней церкви, внутри находится плита с заповедями, данными Богом людям через Моисея. Недалеко стоит мечеть, сооружённая в 12 веке, сейчас попасть в оба здания возможности нет, они закрыты. У подножия горы растёт куст «Неопалимая купина», в пламене которого согласно преданию Бог явился Моисею, по указанию царицы Елены, посетившей святыню, здесь был построен храм «Неопалимая купина».

Многочисленные христианские паломники, да и просто туристы со всего мира совершают восхождение на гору Синай. Добраться на вершину можно двумя путями – сложным и более простым, хотя обе дороги предполагают преодоление определённых трудностей. Та дорога, которая короче, более крутая – нужно пройти 3100 ступеней, её выбирают монахи и люди, духовно подготовленные, пройти это расстояние возможно только днём. По пути встречаются церковь пророка Илии и часовня Пресвятой Богородицы, при которых устроены родники, это восхождение называют «Лестницей покаяния». Второй способ взойти на гору Синай – пойти длинной дорогой, можно даже проехать её на верблюде, из-за этого путь часто называют «Верблюжьей тропой», по пути продаются еда и напитки, можно посидеть и отдохнуть. Нет какой-то единой рекомендации, какой дорогой лучше идти, каждый выбирает по своим силам и возможностям. Те, кто мечтают встретить восход на горе Синай, предпочитают подниматься ночью, а спускаться вниз уже утром или днём.

Цель покорения горы Синай – попасть к святыням, которые расположены на её вершине. Одним из самых желаемых мест посещения является монастырь святой великомученицы Екатерины Александрийской, он был построен в 6 веке по инициативе императора Юстиниана I. Он находится на высоте 1570 метров между горами Моисея, Катрины, Сафсафа, монастырь признан ЮНЕСКО объектом всемирного наследия. В монастыре есть на что посмотреть: в главном храме монастыря – в честь Преображения Господня неизгладимое впечатление оставляют двенадцать колонн по числу месяцев году, в углублениях покоятся мощи святых. Но больше всего запоминается мозаика, в центре изображена фигура Иисуса Христа, а по кругу мозаика усеяна шестнадцатью медальонами с изображением апостолов и пророков. В двух золотых ларцах находятся глава и десница святой Екатерины, которым может поклониться любой желающий. Также в монастыре достаточно богатая коллекция икон, двенадцать из них считаются самыми древними в мире. На память о посещении монастыря дарят кольцо с надписью «святая Екатерина».

Следующая загадка

- А кто изображен в центре: Бог-Отец, Бог-Сын или Бог Дух Святой?

- А что изображено за правым ангелом и почему?

После такого начала проповеди прихожане один за одним потянулись к аналою, где лежала икона Троицы, не преподобного Андрея Рублева, конечно, но похожее изображение.

Да, мы говорим об этой иконе «великая, знаменитая», но не можем вспомнить ничего, чем же она так известна. А икона и в самом деле удивительна, она полна загадок, символов, перекличек не только с Ветхим, но и с Новым Заветом. В этой иконе заключено множество библейских событий. Времени на иконе нет, так как изображены события, относящиеся к разным временам.

Икона «Троица» Рублева написана по сюжету из Ветхого Завета. В Библии рассказывается, что к Аврааму пришли трое странников-ангелов с благой вестью: у престарелого Авраама родится долгожданный сын, который станет прародителем всего иудейского народа. Но здесь множество важных отсылок ко всем ключевым библейским моментам. Картина воплощает собой многое, оставаясь достаточно простой.

Каждая деталь иконы имеет свое толкование. Чаша в центре стола символизирует чашу Евхаристии, а голова тельца в чаше – Крестную жертву Спасителя. Но вот что интересно, дело в том, что чаш на иконе ДВЕ. Форму чаши повторяют своими фигурами сами ангелы.

Наверно, все помнят, что за ангелами всегда располагаются гора, дом и дерево. А вот что они собой символизируют?

Дерево, возвышающееся над средним ангелом, напоминает о том дубе, под которым отдыхали странники. Но это не только дуб из дубравы Мамре, под которым совершилась историческая встреча Троицы и Авраама, но и древо жизни, плодов которого лишился человек вследствие грехопадения. Это и древо креста Господня, через который человек вновь обретает вечную жизнь.

Мамврийский дуб в 1869 году Таким он был не так давно Мамврийский дуб в 1869 году

За левым ангелом изображено здание – в дорублевской иконографии он символизировал дом Авраама. Но у здания есть и еще одно значение. Здесь оно указывает на Церковь – дом Божий.

Над правым ангелом видна гора. Все явления Бога в библейской традиции происходили на горах: Синай – место дарования закона, Фавор – Преображение Господне, Голгофа – Искупительная жертва, Елеон – Вознесение.

Гора Синай Гора Фавор Гора Голгофа Гора Синай

Икона «Троица» Андрея Рублева вписана в круговую композицию. Даже головы ангелов склонены, позволяя общему силуэту органично создавал единый круг. Издавна это символизирует вечность, замкнутый круг человеческого бытия, от рождения мира до конца, который становится новым началом. По контексту трех ангелов он также трактуется как символ триединства христианского Бога.

А обратите внимание на стол, перед которым сидят Ангелы. Он имеет вид гроба, того гроба, в который был положен Христос после смерти. Однако гроб этот наполнен светом. Почему? Он блистает Пасхальным светом Воскресения.

Три ангела – воплощение единого Бога. Но кто из них кто? В наши дни Бог-Сын рисуется с необычным нимбом, отличным от других – с изображением креста. Но на иконе Рублева ни подписей, ни креста нет. Существует несколько версий.

Средний ангел символизирует Бога Отца (как насадителя древа жизни), левый – Сына (как основателя Церкви), правый – Духа Святого (как Утешителя, пребывающего в мире).

На это указывает ряд других важных символов. Так считается, что Бог-Отец – это ангел, сидящий посередине. На это указывают его царственные пурпурные одежды.

Бог-Сын здесь – ангел, сидящий справа. Его голова опущена наиболее смиренно, а рука находится ближе всего к чаше. И пусть по времени Иисус еще не вочеловечился, но его приход предрешен. Он готов испить чашу страданий за грехи человеческие. Третий ангел, располагающийся слева, становится олицетворением Святого Духа. Здание за его спиной символизирует христианскую церковь, которую называют домом Духа Святого. К тому же левый ангел одет в алые одежды, это напоминает сошествие Духа Святого на апостолов в виде огненных языков. Зеленая накидка правого ангела – говорит о земном мире, куда сойдет Бог-Сын.

Рублев отказался от изображения бытовых деталей и сосредоточился на фигурах ангелов, олицетворяющих три божественных лика. Художник изобразил их беседующими: мир погряз во зле, кого Мы пошлем на страдания, чтобы искупить грехи человеческие? Этот вопрос центральный ангел (Бог Отец) задает левому ангелу (Святому Духу). «Я пойду», - отвечает правый ангел, Христос. Так на наших глазах разворачивается сцена благословения на искупительную жертву ради людей. Петербургский историк искусства Владимир Фролов уверен, что так Рублев хотел раскрыть вечный закон мироздания – жертвенность божественной любви.

В центре изображен Христос, справа от Него – Отец, а слева – Дух Святой. Левый ангел от зрителя – это Бог Отец. Поклон и уважение от ангелов сходятся на нем. Левый ангел, символизирующий Бога Отца, благословляет чашу – однако рука его находится в отдалении, он как бы передаёт чашу центральному ангелу, который также благословляет её и принимает, наклоном головы выражая своё согласие: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня Чаша Сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матф. 26:39).

Читайте также: