Загадка колонны на дворцовой площади в санкт петербурге
Обновлено: 04.11.2024
Каждый петербуржец знает, что Александровская колонна, которая стоит посередине Дворцовой площади, установлена в ознаменование победы над французами в 1812 году. И что эта махина вырублена из цельного куска гранита. И что вырубили ее из скалы под Выборгом русские мастера. Во всяком случае, историки и краеведы в этом вопросе не сомневаются.
Александровская колонна на Дворцовой площади Александровская колонна на Дворцовой площадиНовые времена разрушают старые мифы и создают новые. Некоторые пытливые умы XXI столетия называют Александровскую колонну самым большим менгиром на планете.
Всенародное торжество
На площади колонну, весившую 600 тонн, поставили на постамент с помощью специальной «башни» - рисунок этой башни есть в альбоме Монферрана. К деревянной конструкции колонна крепилась пятью рядами веревочных колец. Ее осторожно поставили «на попа» меньше чем за два часа (так описывали установку восхищенные современники). Колонна приняла вертикальное положение и удерживалась только за счет собственного веса - никаких растворов для установки не применяли. Она получилась высотой 25,6 метра, если считать длину самой конструкции, и 47,5 метра, если считать общую длину всех элементов. Это была действительно самая высокая колонна в тогдашнем мире - выше Траяновой и выше Вандомской, которую взял за образец Монферран.
Правда, архитектору не удалось полностью воплотить свой замысел. Он мечтал высверлить колонну, чтобы внутри нее создать винтовую лестницу. Он даже придумал, как это сделать: потребовались бы хороший каменотес и мальчик, способный пролезать во внутренность сооружения. Минусом проекта было то, что на вытесывание в цельном камне винтовой лестницы могли уйти годы. Архитектор сетовал, что мальчик за время работы мог увеличиться в размерах и осложнить весь ход работ!
Император задумку Монферрана пресек на корню. Он хотел получить колонну как можно быстрее. И 30 августа 1832 года он ее получил - на мощном постаменте, круглую, розовую, прекрасную.
Торжество открытия памятника императору Александру I, 1834 год Торжество открытия памятника императору Александру I, 1834 годА ровно через два года вся конструкция была полностью завершена. Постамент обложили гранитными барельефами, верхушку колонны снабдили бронзовой капителью, достроили абаку из кирпича для установки цилиндрического постамента, на котором водрузили ангела с крестом. И 30 августа 1834 года состоялся грандиозный праздник - с торжественным молебном и парадом. На праздник собралась вся петербургская знать. Простые люди могли наблюдать эпохальное событие издалека, либо с окрестных крыш и деревьев.
Два момента из ранней жизни Александровской колонны описаны сотнями очевидцев - установка самого столпа и торжественное открытие. Иными словами, можете забыть о «самом большом менгире в истории». Александр Сергеевич Пушкин нарек императорскую колонну Александрийским столпом. Однако же столпом, а не менгиром! Хотя «правдолюбы» добрались и до Пушкина: они подозревают, что поэт имел в виду не колонну, а. Александрийский маяк. А где маяк и Александрия - там библиотека и язычество. А где язычество - там жертвенники и капища. А где капища - там, конечно, есть место и «самому большому менгиру». Вот таковы, увы, плоды просвещения.
Следующая загадка
В самом сердце Санкт-Петербурга на Дворцовой площади стоит известная каждому жителю нашей страны Александровская колонна или Александрийский столп (это название ушло в народ благодаря стихотворению Пушкина "Памятник"). Установленная в 1834 году колонна стала одним из главных символом Северной столицы, а также одним из объектов городского фольклора. Существует немало тайн и загадок, связанных с колонной. Давайте рассмотрим самые любопытные.
Ангел с лицом Императора
Николай I, боготворивший своего старшего брата Александра I, объявил конкурс на создание памятника в его честь в 1829 году. Императору было предложено множество проектов. Один из эскизов предполагал посвятить Александру I целую скульптурную группу с всадником, орлом, змеей и богиней победы. Однако император предпочитал минимализм, поэтому, в итоге, за образец была взята Вандомская колонна в Париже, а архитектором стал небезызвестный Огюст Монферран.
Скульптурой ангела занимался скульптор Борис Орловский. И по легенде, ангелу придали черты императора Александра I. Это предположение подтверждает сразу несколько фактов: в семье Александра Павловича называли "наш Ангел"; в память об Императоре была изготовлена медаль с надписью - "НАШЪ АНГЕЛЪ ВЪ НЕБЕСАХЪ". Да и в чертах Императора и ангела много общего. Давайте посмотрим ближе.
Справа портрет Александра I в юности Справа портрет Александра I в юностиС земли лицо ангела разглядеть трудно (все-таки высота колонны 47,5 метров), но некоторые петербуржцы, вооружившись биноклем, внимательно изучили ангела и пришли к выводу, что это. женщина.
Монферрану никто не верит
Высота колонны вселяла в петербуржцев XIX века опасения. Судачили, что от порывов злого северного ветра столп может упасть. Жители города даже боялись проходить мимо. Однако опасения эти были беспочвенны. При строительстве величественного памятника применялись новые технологии, разработанные инженером Августином Бетанкуром.
Неожиданное открытие обнаружили рабочие при подготовке фундамента: здесь нашли сваи (в этом месте месте изначально планировали установить памятник Петру I). В фундамент на удачу заложили шкатулку с монетами, отчеканенными в 1812 году. Они и до сих пор там!
Возвращаясь к теме, Монферрану, конечно, было не под силу убедить всех в "безопасности" своего творения, поэтому каждый день после установки памятника он отправлялся к нему из своего дома на Мойке и подолгу гулял здесь с собачкой.
Огюст Монферран Огюст МонферранНереализованные замыслы
Кто знает, как могла бы выглядеть Александровская колонна, если бы Николай I не торопился закончить работы как можно скорее. Например, фигуру ангела должны были позолотить. Представляете, как бы сияла на солнце пятиметровая скульптура!
А еще Огюст Монферран предлагал Николаю I воплотить весьма оригинальную затею: по его замыслу двое человек за 10 лет должны были пробурить внутри колонны тоннель с винтовой лестницей, которая бы вела на площадку к ангелу. Император, опасаясь за сохранность памятника, от идеи отказался.
Парад в честь торжественного открытия Александровской колонны Парад в честь торжественного открытия Александровской колонныАнгел в опасности
В советский период неоднократно высказывались предложения "привести колонну в пролетарский вид". Во время больших праздников ангела завешивали красным полотном или накрывали щитами. Затем всерьез обсуждалась идея заменить ангела на фигуру Ленина или Сталина. Также говорили и о полном сносе столпа, так как он якобы мешал проведению парадов.
В Великую Отечественную войну колонну удалось замаскировать лишь наполовину. Ангел получил небольшие осколочные повреждения. Однако во время одной из последних реставраций специалисты заявили, что колонна имеет очень хорошую сохранность и ангел с лицом Императора еще долго будет нести свой дозор, охраняя город.
Следующая загадка
В Северной столице России много зданий, которые современные строители не смогли бы построить. Технологии не достигли того уровня. Согласно официальной истории, все дома Питера возводились на болотах, все работы производились вручную, механизмов, облегчающих труд крепостных крестьян и рабочих, не было. Основная масса людей, возводивших дворцы новой столицы, якобы была безграмотна и бескультурна. И только благодаря Петру I и приглашённым им из «просвещённой» Европы «мастерам» в России смогли преодолеть безграмотность и построить новую столицу.
(продолжение в следующем выпуске)
по материалам Алексея Кунгурова и ZigZaga
Детище Монферрана
Строительство Александровской колонны - тайна, покрытая мраком, как уверяют нас эти «историки». Не сохранилось ни проектных документов, ни записок Монферрана, ни рисунков, ни свидетельств очевидцев - ничего от этого строительства. А если ничего не осталось - так ничего Монферран и не строил. Он просто реставрировал то, что прежде стояло на Дворцовой, то бишь упомянутый менгир! Самый большой менгир на планете, великое наследие палеолитических русичей!
Однако они лукавят. Монферран издал два альбома о возведении Александровской колонны - цветной и чернобелый. На рисунках детально изображен весь процесс обработки, доставки и установки нашего «менгира». Изображены там и инструменты, при помощи которых от гранитной скалы была отколота глыба необходимого размера. Остались и описания этого процесса. Нет, не магией и силой мысли воздействовали на скалу строительные артели. Работали они, как полагается, специальными орудиями. Рабочих было нанято много. И поскольку император требовал соорудить памятник побыстрее, то эксплуатировали этих несчастных без жалости. Трудились они в каменоломне по 400-600 человек в смену.
Подъём Александровской колонны Подъём Александровской колонныОсталось описание, как именно создавали трещину в монолитной глыбе, чтобы отколоть от нее нужную часть. Для этого сверлили в камне отверстия, расширяли их клиньями, вставляли туда длинные ломы и начинали забивать в породу, как сваи. Один или несколько человек стояли во всю длину лома и держали его, чтобы направлять в нужную точку, а другие рабочие ударяли по свободному концу огромными молотками. Грохот стоял непереносимый. Но хуже всего приходилось не тем, кто бил молотками, а тем, кто удерживал лом: они глохли, слепли, от невыносимых усилий рвались их мускулы. Работа была адская и с очень высокой смертностью.
Отделив глыбу, ее ужали до нужного размера, потом стали превращать в колонну. Причем в верхней трети начали плавно стесывать лишнюю «стружку», чтобы визуально этот столп выглядел равным по толщине - что вверху, что внизу. Для установки на колонне оставили специальные выступы, чтобы потом закрепить на них веревочные кольца. И хотя «искатели тайн» считают, что округлые изделия из гранита можно изготовить только на токарном станке, колонна вовсе не была единственным сооружением из этого материала. Да и век был XIX.
Для перевозки «менгира» тоже использовалась специальная, но отнюдь не палеолитическая технология - рычаги, вороты, помосты и т.п. Колонну опустили на специальную раму, снабженную полозьями, и двигали ее большим скопом мужиков по другим полозьям, оснащенным бронзовыми шарами (своего рода подшипниками), пока не дотащили до корабля, тоже специально построенного для ее перевозки.
Следующая загадка
В декабре 1829 года Николай I утвердил план Дворцовой площади, на котором было указано место для установки монумента. Автор проекта - архитектор Огюст Монферран рассчитывал, что сооружение памятника можно будет завершить в 1831 году, и определил стоимость в 1 200 000 рублей. Но работы оказались чрезвычайно сложны, сумма расходов превысила первоначальную почти в два раза и составила 2 364 442 рубля. Всего же строительство обошлось казне почти в 3 миллиона рублей.
Строительство фундамента и постамента колонны
На первом этапе велись работы по созданию фундамента колонны и по добыче гранитного монолита в Пютерлаксской каменоломне. Монферран принял решение сделать фундамент из гранитных блоков, уложенных рядами. Для его устройства был выкопан котлован размером 14х14 саженей (1 сажень примерно равна 2,13 метра) и глубиной 2 сажени. Работы проводились в ноябре и декабре 1829 года. В яму непрерывно поступала вода, которую откачивали. На глубине были обнаружены сваи и остатки сложенных из камня фундаментов петровской эпохи. Сваи оставили, а фундаменты пришлось разбивать.
Конструкция гранитного пьедестала и каменного основания лесов для установки колонны:
На следующий день начали разбирать деревянные конструкции: дорогу, наклонную платформу, леса. От лесов оставили только четыре стояка, около которых построили лестницы. Значительно дольше разбирали каменные стены, служившие основанием для лесов.
С колонны стесали пояса, которые были оставлены на монолите для перекатки и подъема. Одновременно более 200 человек выполняли полировку колонны, которую завершили через несколько месяцев.
Остальные работы были окончены без всяких затруднений, и 30-го августа 1834 года памятник был торжественно освящен в присутствии государя, царского семейства, дипломатического корпуса, 100000 русского войска и представителей прусской армии.
Менгир на века
Менгир - это каменный монолит, который в высоту больше, чем в ширину. Таковых стоящих камней на планете немало. Колонны, которыми так любили украшать архитектурные комплексы наши предки, - это своего рода воспоминание о менгирах, потому что к тому времени, когда эти предки научились обрабатывать камни под колонны, от возведения менгиров они давным-давно отказались. Большинство менгиров было возведено в эпоху палеолита. Наряду с ними люди палеолита возводили также кромлехи (аллеи из целого ряда менгиров или же круговые сооружения из менгиров и трилитов вроде Стоунхенджа) и дольмены (каменные «домики» из стоящих камней, накрытых еще одним - лежащим на боку).
К тому времени, когда император Николай Павлович приказал возвести на главной площади Санкт-Петербурга памятник усопшему в Таганроге брату, первобытные дикари уже пару тысячелетий покоились в своих первобытных могилах. А если учесть, что Николай Павлович был небольшой охотник до исторических изысканий и чтения « времен минувших анекдотов », то уж он-то ни в коем разе не решился бы соорудить в своей столице первобытный менгир! Зачем бы ему такие глупости? Вот построить пяток виселиц, чтобы на устрашение инакомыслящим казнить на них нескольких зарвавшихся декабристов, - это дело. А менгир. нет, увольте. Тем более что сооружение памятника император поручил не первобытному русскому дикарю, а знаменитому Монферрану .
Портрет архитектора Монферрана. 1834 год. Е. А. Плюшар Портрет архитектора Монферрана. 1834 год. Е. А. ПлюшарНо современным правдолюбам и Монферран , задокументировавший весь процесс строительства самой высокой колонны в мире, не указ. Они убеждены, что на самом-то деле каменный столп, то есть менгир, стоял точно посреди Дворцовой площади с эпохи палеолита. Надо полагать, на гранитном же постаменте. А архитектор Монферран просто надстроил гранитный менгир навершием из кирпича и установил там ангела. Менее радикальные правдолюбы в этом не так уверены: нет, пишут они, Монферран. нашел уже готовый менгир, который предки не успели доставить на языческое капище, и воткнул его в центре Санкт-Петербурга себе во славу и всем на радость. А некоторые Монферрана вообще отставляют в сторону и с пеной у рта доказывают, что эту колонну, то есть этот менгир, вытесали из карельской скалы русские строители, обладавшие древним знанием, и по особой древнерусской палеолитической технологии. И что вырубали, доставляли и устанавливали они этот менгир без специальных приспособлений и механизмов - не то чародейством, не то силой мысли, не то просто крепкими трудовыми руками с твердыми крестьянскими мозолями.
Площадь с Александровской колонной на рисунке О.Монферрана, 1829—1830 гг. Площадь с Александровской колонной на рисунке О.Монферрана, 1829—1830 гг.Читайте также: