Загадка картины старый рыбак

Обновлено: 22.11.2024

Сегодня уже не настолько неизвестная, как во время до активного развития интернета, картина «Старый рыбак» практически неизвестного и считавшегося сумасшедшим при жизни венгерского художника самоучки, Тивадара Костка Чонтвари, несёт в себе глубокую идею о духовной двойственности как отдельного человека-личности, так и человечества как влиятельного общества в целом.

В оригинале картина изображает человека — как видно по названию, рыбака на побережье.

Но если к центру картины вертикально приложить зеркало, то в зависимости от того с какой стороны её отразить, смысл полностью меняется. Данное свойство картины было обнаружено и официально утверждено в культурном мире лишь спустя многие годы после смерти самого художника.

Со стороны правого плеча изображён Бог, сидящий в простой лодке посреди чистого голубого обширного водоёма вроде моря или даже океана. Тело фигуры укрывает лёгкая скромная накидка светлых тонов. Умтротворённое выражение лица, густая белая борода, руки сложены в смиренной позе. На заднем плане пейзаж в ясную погоду со спокойной идеальной горной вершиной, по середине опоясоной белыми облаками, при взгляде на которую мне на ум приходят ассоциации с Journey Дженовы Чена.

Journey

Со стороны же левого плеча изображён Дьявол на фоне мрачного индустриального пейзажа с множеством дымящих труб. Налитое кровью остроконечное лицо в алчно-выжидающем выражении. Голова покрыта чёрной короной в форме рогов, а тело в застёгнутом меховом плаще очень тёмного оттенка. На дальнем плане уже горная гряда с вулканом посередине, чем-то напоминающая Мордор Толкиена. Штормовой ветер поднимает высокие волны, которые бьются о берег небольшого озера, а небо заволакивают мрачные тучи.

Картина с дополнением обоих сюжетов по бокам:

Тивадар Костика Чонтвари написал свыше сотни картин, был почти неизвестен при жизни, считался странным, жил как и многие художники в бедности, и мне очень нравится, что сегодня, в информационную эпоху, с его произведений наконец спадает пелена безвестности.

Следующая загадка

Тивадар Костка Чонтвари был самоучкой и художественного мастерства не осваивал, его современники называли его «шизофреником» и работы не воспринимали в серьез. Однако этот венгерский художник создал шедевр, чью загадку не могли разгадать почти целое столетие.

Картина «Старый рыбак» была написана в 1902 году и восторгов среди мастеров своего дела не вызывала. На картине изображен старик в берете на фоне гор и моря – ничего примечательного и необычного. Цветовая палитра также спокойна и не раздражает глаз: превалируют оттенки зеленого, синего и красного. Однако взгляд главного героя неспокоен, концентрируясь на нем, ощущаешь дискомфорт. Почти столетие искусствоведы не могли понять, в чем же главный замысел картины.

Разгадкой картины стало обычное зеркало, которое приложили вертикально к середине картины. Если оно обращено к левой стороне, то перед нами представляется Бог, как одна из сущностей человека – пастельные, приглушенные тона на фоне спокойного моря, если же зеркало обратить к правой стороне картины, то перед нами уже совсем другая сущность – сущность дьявола, сидящего на фоне бушующего моря и темно-синего, почти черного неба.

Тивадар Чонтвари хотел соединить и отразить в своей картине две сущности, которые «заложены» в одном человеке: добро и зло, которые не только противоречат, но и дополняют друг друга.

Следующая загадка

При жизни, замысел венгерского художника так никто и не смог понять. В наше время глубокая мысль Чонтвари давно известна массам. И оказалась она не такой уж пугающей.

Композиция оригинального изображения выдает асимметричность лица старого рыбака. Он выглядит хмурым, но расслабленно опирается на палку – с первого взгляда зрителю никак не удается отгадать эмоцию этого героя.

Старый рыбак . Тивадар Костка Чонтвари Старый рыбак . Тивадар Костка Чонтвари

Морщины на старческом лбу собираются в странную чешую, с одной стороны выпирает клок седых волос, правая часть лица чуть выше и острее левой – все эти детали являются ключом к пониманию произведения.

Немаловажен и фон, на котором Чонтвари изобразил рыбака , он тоже неоднороден. С левой стороны это спокойное море и удаляющаяся лодка, справа – ряд дымящих построек на черной земле.

Старый рыбак . Фрагмент. Тивадар Костка Чонтвари Старый рыбак . Фрагмент. Тивадар Костка Чонтвари

Метаморфозы начинаются, если отзеркалить половину изображения как раз в той части, где мы замечаем нарушение симметрии. Тогда картина «Старый рыбак» превращается в три разных по смыслу изображения.

Самая популярная версия – отзеркаленная правая часть, та, на которой старик превращается в дьявола. Многие видят в такой организации композиции мистический посыл . Мол, Тивадара Костка Чонтвари был одержим демонами, идея спрятать Сатану в облике обычного человека навеяна его шизофренией .

Но отзеркаленная левая часть показывает нам милого, задумчивого старика на фоне спокойного моря – это обратная сторона образа.

Тут мы понимаем, что вся задумка Тивадара Костка Чонтвари состоит не в мистике, а в психологичности портрета.

Автопортрет . Тивадар Костка Чонтвари Автопортрет . Тивадар Костка Чонтвари

Художник хотел показать, что внутри каждого из нас есть темная и светлая сторона. Дьявол внутри обнажает худшие качества и мешает двигаться праведным путем. Уравновешенная светлая половина личности помогает преодолеть притяжение греха.

Море и лодка на заднем плане как раз символизируют жизненный путь – неспокойный, динамичный, полный неожиданных событий. Кем из двух личностей быть на этом пути, художник предлагает решить зрителю самостоятельно.

Следующая загадка

«Старый рыбак» Чонтвари (Csontváry Kosztka Tivadar) заинтересовал широкую публику лишь несколько лет назад, хотя картина появилась на свет в далеком 1902 году. Полотно, провисевшее на стене музея много десятилетий, вдруг привлекло внимание одного из сотрудников. Работник долго рассматривал «Старого рыбака», написанного Чонтвари, пытаясь разгадать замысел художника. И, наконец-то, понял.

Секрет «Старого рыбака» Чонтвари оказался простым: если визуально разделить картину пополам по вертикали и приложить перпендикулярно к границе зеркало, то перед зрителем открывается сразу два отдельных сюжета. На одной стороне изображен Бог, сидящий в лодке на фоне уютного морского пейзажа. Вторую часть занимает угрюмый дьявол, вокруг которого вздымаются высокие волны бушующего моря.

Как только не называют «Старого рыбака» Чонтвари — мистической работой, картиной с двойным дном, философской загадкой, видением. Чтобы разобраться лучше, давайте изучим историю жизни автора, венгерского художника-самоучки, Тивадара Костки, подписывающего свои работы именем Чонтвари.

Он родился в семье деревенского аптекаря, получил начальное образование в родном поселке, а потом переехал в Ужгород, где, после окончания средней школы, пристроился помощником к трейдеру. Затем Тивадар, которого всегда тянуло к фармакологии, поступил в университет в Будапеште, изучая одновременно фармацевтику и право. После учебы парень нанялся в аптеку. В один из осенних дней 1880 года Тивадар посмотрел в окно, и, взяв в руки бланк и карандаш, нарисовал проезжавшую мимо здания телегу. Это был решающий момент.

Тивадар отправился путешествовать. Он побывал в разных городах Европы, в том числе в Ватикане и Париже, изучая шедевры великих мастеров живописи. Затем вернулся домой, основал собственное дело и полностью погрузился в работу в аптеке, чтобы добиться материальной стабильности. Финансовая независимость — это то, что позволило бы ему свободно заниматься рисованием и не испытывать проблем с деньгами. И Тивадар Костка пришел к этому.

Первая полноценная картина была создана в 1893 году, а затем наступило интересное время — Тивадар вновь отправился путешествовать. Сначала он пытался учиться живописи в Германии и Франции, а потом, когда ему приелись скучные занятия, Костка поехал в Италию, Грецию и Африку рисовать пейзажи. В странствиях Тивадар Костка взял себе псевдоним Чонтвари и работал в стилистике экспрессионизма, смешанного с реализмом и символизмом.

Постепенно Тивадар Чонтвари пришел к сюрреализму. Искусствоведы считают, что к этому художника привела прогрессирующая шизофрения. Хотя на родине, в Венгрии, живописец всегда имел репутацию сумасшедшего — он вел аскетический образ жизни, держался подальше от людей, странно себя вел, а при общении с другими иногда входил в образ пророка. Такой была и его живопись — непонятной и сюрреалистической.

При жизни Костка так и не продал ни одной картины. Даже выставки с произведениями шизофреника Чонтвари не смогли заинтересовать зрителя. А музей искусства отказался принимать в дар эти картины. Тивадар Костка сошел с ума и умер в нищете, никому не нужным изгоем.

Современные художники тоже создают картины с секретами. На страницах нашего сайта Very Important Lot вы можете найти интересные работы мастеров живописи XXI века и купить у них работы напрямую.

Читайте также: