Загадка картины чета арнольфини

Обновлено: 22.11.2024

Редкая картина насчитывает такое количество трактовок и версий, сколько эта работа Яна ван Эйка. Споры ведутся буквально обо всем. Кто изображен на этой картине: Арнольфини и его жена или может это скрытый портрет самого художника с супругой? Это свадебный портрет или еще только помолвка? Миссис Арнольфини беременна или нет? Или, быть может, это и вовсе посмертный портрет жены рядом со своим скорбящем в темном мужем.

Выбирайте любую трактовку. Благо, для каждой из них есть свои свидетельства и «тайные символы». Но, лично у меня, всегда проблемы с этими «тайными знаниями» на картинах художников. Все эти загадочные улыбки, о которых мы еще поговорим, и прочее, и прочее. Я думаю, тут немаловажную роль играет наше собственное стремление к загадочности и таинственности. Мы любим это мистическое переживание и ищем его на картинах. Нам нравится думать, что есть некий непостижимый смысл и некое сокрытое знание.

Происходит это примерно так: Посмотрите на люстру над головами четы Арнольфини.

Единственная горящая свеча расположена со стороны мистера Арнольфина, а со стороны его жены/невесты только потухшие свечи. Это знак. Она умерла и это её посмертный портрет!

А теперь посмотрите на это зеркало в центре картины.

Вокруг него на раме расположены десять медальонов с изображением Страстей Христовых. И опять! Все сцены с мертвыми только со стороны миссис Арнольфини. Это еще один знак!

А её поза и прибранное на животе платье – это ведь знак того, что она была беременной.

Она умерла при родах! Посмотрите внимательно на её лицо - это же лицо призрака!

А что там за статуэтка на изголовье кровати позади миссис Арнольфини?

Это же святая Маргарита, поражающая дракона. Покровительница рожениц! Значит именно на этой кровати и происходили роды, которые имели столь печальный исход.

Выглядит как очень хорошая и стройная версия. Мистическая, загадочная. Это хорошо продается, но имеет мало общего с реальностью. Статуэтки, зеркала - это не "ключи", которые нам оставляет ван Эйк, а стандартный набор для спальни женщины тех времен. Смысл её жизни заключался в постоянных молитвах о потомстве и напоминании себе о греховности. Ян ван Эйк не оставляет нам тайные символы, а воспроизводит для нас каталог ИКЕИ тех времен.

Не смейтесь, эти бытовые детали - самое интересное и исторически верное, что есть на этой картине. Например, наряд четы Арнольфини. Ведь, если переводить этот портрет на современность, то это, как минимум, фотография с красной дорожки Оскара или важный показ на Парижской неделе моды. А эти люди – это чета Абрамовичей, или мистер и миссис Трамп.

Серьезно. Арнольфини – это олигархи и миллиарды своего времени. Зажиточные итальянские купцы, которые ведут свой бизнес в самом центре торговли той эпохи. В Брюгге.

Представьте себе жизнь современных миллиардеров. Дорогие апартаменты, лучшая еда, лучшая одежда, лучшие развлечения, лучший сервис и лучшие товары со всего мира. Вот это Брюгге в начале XV века. И именно этот статус избранных подчеркивает этот портрет.

Для начала сама комната. Это же высший уровень зажиточности. Дорогой восточный ковер, который не случайно виднеется в самом центре картины.

Следующая загадка

Отписаться можно в любой момент.

Портрет четы Арнольфини. Ян ван Эйк, 1434 год.

Картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» считается самым обсуждаемым полотном эпохи раннего Возрождения. В ней зашифровано немало скрытых символов, указывающих на то, чему на самом деле посвящен сюжет. Даже спустя несколько столетий не утихают споры, кто же изображен на полотне и запечатлел ли автор сам себя.

Картина написана в Брюгге в 1434 году. Ее название стало известно только спустя 100 лет по инвентарной записи в одной из книг. Там значилось «Большой портрет Hernoult le Fin в комнате со своей женой». «Hernoult le Fin» - это французский вариант написания итальянской фамилии Арнольфини. В XV веке представители этой семьи были довольно зажиточными купцами.

Долгое время считалось, что на картине изображен Джованни Арнольфини с супругой Джованной Ченами, но по архивным данным было установлено, что они поженились лишь в 1447 году, т. е. уже после того, как картина была готова, да и художника уже не было в живых. Современные искусствоведы придерживаются мнения, что это мог быть тот же купец, но с прежней женой, или же это двоюродный брат Арнольфини.

Портрет четы Арнольфини. Скрытые символы. | Фото: taqplayer.info.

Картина является визуальным подтверждением свадьбы Арнольфини, но тут возникает вопрос, волнующий умы всех исследователей – была ли невеста беременна. Если это так, тогда свадьба была вынужденной и от этого позорной мерой. Тогда ясно, почему бракосочетание проходит в маленькой комнатке, никак не соответствующей высокому статусу Арнольфини.

Но существует и другое мнение. Историки моды объясняют, что в XV веке все наряды женщин шились в стиле «а-ля немного беременная». Таким образом женщина оправдывала себя в глазах церкви за ночной грех и демонстрировала, что она якобы «вечная мать». Более того, эксперты моды, глядя на портрет, утверждают, что на наряд супруги Арнольфини ушло не менее 35 метров ткани, т. е. женщина попросту поддерживает подол платья, чтобы не наступить на него.

Еще одной любопытной деталью, объясняющей традиции того времени, является левая рука, которой Арнольфини придерживает жену. Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов. Составлялся брачный контракт, по которому жена не могла претендовать на наследство мужа в случае его смерти, а только лишь на оговоренную денежную компенсацию. Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»).

Интерьер комнаты наполнен предметами, символизирующими свадьбу. Апельсины демонстрируют не только благосостояние Арнольфини (ведь они были дорогим экзотическим фруктом), но и олицетворяют райское блаженство. В люстре зажжена только одна свеча – символ присутствия Святого духа. Маленькая собачка – это верность, четки – знак благочестия, щетка – чистота.

Арнольфини и его супруга изображены без обуви. Его деревянные патены лежат сбоку, а обувь супруги виднеется на заднем плане. «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» , - сказано в Ветхом Завете. Для обоих пол комнаты во время бракосочетания был «святой землей».

Портрет четы Арнольфини. Фрагмент. | Фото: estetico.me.

Отдельного внимания заслуживает зеркало на стене. Оно отражает фигуры главных действующих лиц и очертания еще двух человек. Их лиц не разобрать, но ясно, что это мужчина и женщина. Искусствоведы предполагают, что ван Эйк изобразил сам себя и супругу. Косвенным подтверждением этой догадки является надпись над зеркалом: «Johannes van Eyck fuit hic» , т. е. «Ян ван Эйк был здесь».

Следующая загадка

С егодня поговорим о картине Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» . Эта картина содержит множество загадок, которые уже больше четырех столетий разгадывают искусствоведы. Итак, Concepture и я представляем очередной выпуск рубрики "Деталь".

«Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини» «Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»

«Портрет четы Арнольфини» - картина во многом новаторская. Первый (известный) парный портрет в западноевропейском искусстве. Одна из первых работ в высокореалистической манере, а также первый пример авторской подписи полотна. Ян ван Эйк довел фламандскую технику масляной живописи до совершенства, что позволило ему по выражению Эрнста Гомбриха «обозначить перелом в художественном развитии (человечества)».

Рядом с этим полотном лежит абстрактная груда из сломанных копий, возникших в дискуссиях по поводу интерпретации как изображенного, так и подразумеваемого. Например, существует несколько версий того, кто же изображен на портрете (в т.ч. по одной из них – это сам ван Эйк с женой Маргаритой). Споры вызывают даже вещи, кажущиеся на первый взгляд очевидными.

Например, беременна ли женщина на картине?

В инвентарной описи 1700 года так и сказано: женщина на портрете беременна. Однако не стоит спешить с выводами, важно знать контекст. Да и наблюдательность тоже не помешает.

Прежде всего в эпоху поздней готики и женский костюм, и манера держать осанку (у аристократок) символически намекали на главную женскую добродетель – возможность быть матерью. Женский костюм состоял из котт и камизы. У котт был узкий верх и широкая за счет боковых клиньев юбка. В юбку иногда вшивали спереди кусок собранной в сборку ткани, так как считалось модным драпировать ткань на животе. Также женщины отклоняли корпус назад, выставляя живот, что формировало специфическую осанку («готическая кривая»). И если приглядеться, то можно увидеть, что под левой грудью женщины ткань спадает почти без изгиба, полагающегося животу беременной.

Впрочем, последнее может быть авторской неточностью, особенно если учесть, что портрет мог быть написан не с натуры (по ряду версий это портрет уже умершей женщины). Характерен для беременных и жест левой руки женщины, равно как и припухлость лица. Есть и другие детали, намекающие на то, что женщина в положении. Во-первых, это фигура святой Маргариты с драконом на спинке стула, стоящего возле алькова. Эта святая покровительствует роженицам. Во-вторых, как ни странно ковер расстеленный у кровати. Лорн Кэмпбелл со ссылкой на правила этикета XV века отметил, что во время родов перед кроватью аристократки ниже графини полагалось расстелить один ковер (если выше – то коврами застилалась вся комната). И наконец, сторонники версии, что на картине изображена жена мастера ван Эйка, отмечают, что в 1434 году (когда написана картина), Маргарита ван Эйк родила сына.

Следующая загадка

Девятого июля исполняется 578 лет со дня смерти знаменитого фламандского художника Яна Ван Эйка.

«Портрет четы Арнольфини» — это поистине шедевр живописца, а также одна из самых таинственных картин за всю историю искусства.

Традиционно считается, что это портрет купца Джованни Арнольфини и его будущей супруги Джованны Ченами из Брюгге, богатого города—порта пяти морей и центра торговой империи Фландрии. Впервые в истории живописи мужчина и женщина изображены не как заказчики работы, а в камерной обстановке своего жилища. Таким же новшеством была идея написать супругов, соединивших руки, а не изображать их порознь или отдельно друг от друга.


Какие загадки скрывает этот незамысловатый на первый взгляд групповой портрет? Прежде чем перейти к символике, давайте рассмотрим интерьер и одежду.

Говоря об одежде героев, отмечу, что одеяние человека XV века выполняло одну важную функцию — продемонстрировать статус и материальное положение. Так как наш герой — купец из богатого торгового города, одежда доказывает его положение и состоятельность.

Джованни Арнольфини одет строго, но изысканно и по последней моде того времени. Мех был роскошью, разрешенной по традиции только высшим слоям общества. Коричневая бархатная мантия Джованни подбита мехом куницы (второй по дороговизне после горностая). Также мы видим импортную соломенную итальянскую шляпу.

Жена Джованни одета дорого, но консервативно. Ее зеленое, подбитое беличьим мехом, платье (зеленый — цвет любви) — самый узнаваемый предмет в истории искусства. Платье смоделировано с высокой талией и рукавами — фестончиками. Существует мнение, что на платье героини ушло 35 метров ткани (длинный подол и то, что героиня держит много материи у живота — доказательства такого объема). Вы, вероятно, подумали, что женщина беременна? Отнюдь. Рельеф на платье — модный женский каприз XV века. Супруга купца также имеет головной убор, подчеркивающий статус. За героями — у тумбы — мы видим ее красные сандалии.


Ван Эйк также позаботился о том, чтобы использовать роскошные красивые детали (золотые и серебряные манжеты на запястьях, обширные детали по краю женской вуали) — снова отсылка к статусу и богатству.

Среди многих версий о сюжете данной картины я придерживаюсь той, которая говорит о помолвке Джованни с невестой. По традиции того времени жених и невеста, прежде чем они были соединены священником, должны были обменяться обещаниями брака, объединив свои руки. Церемония имела юридическое значение и должна была проходить в присутствии двух свидетелей.


Эту версию доказывает зеркало на задней стене, окруженное красивыми миниатюрными сценами Страстей Христовых, и два человека, отраженные в нем. Помещение зеркала внутри картины — прием, хорошо известный художникам разных периодов. Обычно его использовали для того, чтобы расширить пространство полотна или показать то, что иначе увидеть было бы невозможно. Именно так поступил ван Эйк, который продемонстрировал свое присутствие подписью над зеркалом «Ван Эйк был здесь». Живописец подписывает свою работу не как автор, а как свидетель подписывает документ.


Дополнительным признаком заключения брака является поднятая рука — аллегория клятвы жениться на этой женщине. Именно в этом и заключен смысл сцены: двойной портрет супругов представляет собой брачную церемонию при двух свидетелях и незримом присутствии Бога. Таким образом, картину можно считать эквивалентом заключения брака.

Признаюсь, Ян Ван Эйк является моим фаворитом среди мастеров символов после Яна Вермеера. И неспроста. Каждый сантиметр этого портрета художник наполнил символикой.


Если придерживаться версии о предстоящем заключении брака, то, вполне возможно, интерпретировать собаку на переднем плане как символ супружеской верности и преданности. Кстати, собака принадлежит к очень дорогой породе — предок брюссельского гриффона. Собака является классическим художественным мотивом, который особенно использовала мадам Помпадур в XVIII веке: некоторые из ее портретов в качестве главной фаворитки Людовика XV имеют маленькую черную собаку.

Символично и положение героев: Джованни стоит со стороны открытого окна (это занятие торговлей, выход во внешний мир, он активный участник будущей пары), даже его обувь повернута к свету. Джованна расположена со стороны кровати как хранительница очага (домашние дела и хозяйство). И ее обувь находится там, где она может молиться в тиши своих покоев.


Шестирукая люстра с одной горящей свечой является атрибутом пламени любви. Это еще и аллюзия на постоянного присутствия Христа. Апельсины на подоконнике символизируют изобилие пары.

Деревянные туфли - отсылка к библейскому отрывку, в котором Бог приказал Моисею снять сандалии, чтобы не наступать на святую землю. («И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» («Исход», 3:5)). Это символ святости предстоящего брака.


Место действия картины — комната супругов, убранство которой типично для купеческого дома XV века. Каждая деталь обладает и формальной функцией, и символическим смыслом. В интерьере маркером обеспеченности четы являются большая кровать, сундук (классический подарок жениха невесте), занавески и восточный ковер. Ковер у кровати женщины является атрибутом благочестия жены и представляет собой отсылку к Деве Марии).


Цвета предметов одежды и интерьера также имеют большое значение: красный, черный, зеленый и особенно синий были невероятно дорогими красителями, поэтому опять-таки доказывают обеспеченность этой пары.

Ван Эйк писал картину, используя технику масляной краски (одним из первых в то время), что позволило художнику достичь необычайных световых эффектов. Мастерство этой техники особенно хорошо видно в том, как художник прописывает четки слева от зеркала: Ян ван Эйк так реалистично воспроизвел эффект прозрачного стекла на них, что мы видим даже нанизанную черную нить.

Четки являются аллегорией благочестия и традиционным подарком новобрачным. Справа от зеркала — щетка — атрибут трудолюбия и смирения будущей супруги, а рядом с ней фигурка св. Маргариты, покровительницы будущих рожениц.

Символизм в этой работе можно изучать бесконечно! На мой взгляд, в этом и состоит очарование картины — художник оставил загадку, каждый зритель может воспроизводить свой сюжет и искать свои собственные ответы. Виртуозная техника ван Эйка, тонкая моделировка образов и тщательная проработка деталей сделали его одним из самых известных художников эпохи Возрождения в Европе и «Портрет четы Арнольфини» — прямое тому доказательство.

Читайте также: