Загадка это дидактическая игра или нет
Обновлено: 24.12.2024
Консультация для воспитателей об использовании загагок в работе с деть ми старшего дошкольного возраста.
Вложение | Размер |
---|---|
Использование загадок в дидактической игре | 23.05 КБ |
Следующая загадка
Следует как можно чаще предлагать ребенку загадки, ведь они не только позволяют активизировать его словарный запас, но и закрепляют умение выделять существенные признаки предметов. Ничто так хорошо не развивает логическое мышление ребенка, как загадки. Веселее всего играть в загадки с группой детей. Мною была разработана дидактическая игра "Загадка"
Цель: тренировать внимание и память; развивать наблюдательность и логическое мышление; способствовать развитию речи, обогащать словарный запас, обозначающий ответ на загадку.
Материалы: 18 карточек с изображенными на них диких животных, домашних животных растениями, насекомыми, птицы, явлениями природы.
Мною разработано 2 варианта игры.
1 вариант игры. Детям предлагается набор карточек. Взрослый зачитывает загадку. Дети ищут отгадку среди предложенных карточек. Ребенок отгадавший загадку берет карточку себе. Ребенок который набрал большее количество карточек является победителем.
2 вариант игры. Перед детьми раскладываются карточки перевернутые лицевой стороной вниз. Первый игрок берет карточку и составляет загадку.Например: Это дикое животное, хитрая, рыжая, пушистая - это кто (лиса) Ребенок который отгадал загадку берет следующую карточку и составляет свою карточку. И так каждый из игроков. Победителем считается ребенок отгадавший больше всего загадок.
Публикации по теме:
Дидактическая игра «Цветочки на лужочке» для детей своими руками Цель: Развивать мелкую моторику рук. Закреплять знание цветов и оттенков спектра. Ход игры: Детям предлагается прикрепить только желтые.
Дидактическая игра по ПДД своими руками «Правила дорожные знать каждому положено» Сначала на ватмане начертила план перекрестка. Наметила, где будут стоять знаки. ДСП покрасила черной краской. Карандашом отметила расположение.
Дидактическая игра «Разрезные картинки» своими руками. Мастер-класс Дидактическая игра «Разрезные картинки»Данная игра предназначена для детей от трёх лет. Разрезная картинка - это картинка, разрезанная по.
Дидактическая игра своими руками «Сложи картинку» Эту игру мы сделали своими руками вместе с детьми, вернее сначала это была и не игра вовсе. Как то раз мы делали картинки из соленого.
Дидактическая игра своими руками. Здравствуйте, друзья! Вот и решила я сделать своими руками настольную игру для детей. Хотелось, чтобы игра была многофункциональной, полезной.
Дидактическая игра своими руками «Четыре времени года» Материал: фетр, пуговицы, липучки, кнопки, искусственный мех, пайетки. Пособие является многофункциональным. Интеграция образовательных.
Дидактическая игра своими руками «Слоненок-сенсоренок» Эта игра известна в основе которой лежит всем известная игра М. Монтессори "Волшебный мешочек", где на ощупь надо найти и угадывать разные.
Дидактическая игра своими руками «Весёлые паровозы» Дидактическая игра: «Весёлые паровозы» Цель: развитие фонематического слуха; фонематического восприятия. Задачи: - учить детей различать.
«Оденем куклу». Дидактическая игра по развитию речи своими руками Дидактическая игра «Оденем куклу». Возраст детей, для которых предназначена игра 5-7 лет. Цель: познакомить с предметами одежды, ее деталями.
Настольная дидактическая игра «Мозаика» своими руками из бросового материала Актуальность. Игры с мозаикой улучшают мелкую моторику рук, развивают фантазию и память. Цель: развитие мелкой моторики. Задачи: учить.
Следующая загадка
Для решения задач умственного воспитания старших дошкольников, их познавательного развития, подготовки к обучению в школе большое значение имеет использование загадок. В дидактических игах с загадками развивается наблюдательность, умение самостоятельно решать умственные задачи. Дошкольники учатся отгадывать: узнавать по описанию животное, растение, транспортное средство и т. д. С помощью загадок обогащаются знания детей, формируются умения анализировать предметы и явления, сравнивать, обобщать, делать умозаключения.
Каждая загадка является логической задачей, содержащей вопрос и признаки загаданного предмета или явления. Загадкиделятся на несколько видов:
1. Загадки только с точно названными признаками.
2. Загадки только с зашифрованными признаками.
3. Загадки с отрицательными сравнениями и точно названными признаками.
4. Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками.
5. Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.
В загадках первого типа нет иносказаний,признаки названы: «Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло, спать ляжет в дупло». Так живет ночная птица сова.
Во втором виде загадокпризнаки лишь обозначены с помощью иносказаний: «В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет». (Подсолнух.) такие загадки труднее для отгадывания, так как все имеющиеся признаки нужно расшифровать. «Золотая» – желтого цвета. «Тарелка» по форме похожа на подсолнух. У него семечки («домики») растут очень близко друг от друга, без промежутков («улицы нет»).
Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями (третий вид) целесообразно научить дошкольников применять прием перегруппировки признаков. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления. Так, загадка «Жидко, а не вода, бело, а не снег» (Молоко.)после перегруппировки признаков будет иметь следующий вид:
Не вода, не снег.
В загадкахчетвертого вида имеются отрицания и иносказания: «Не украшение, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет».Перегруппируем признаки:
Серебряный, стадо овец пасет.
Не украшение, не пастух.
Теперь следует их расшифровать: серебряным кажется месяц, около него много звезд, т. е. в загадке говорится о месяце и звездах.
В комбинированных загадках (пятый вид) сочетаются точно названные и зашифрованные признаки. При отгадывании таких загадок рекомендуется использовать прием уточнения признаков, для чего выделяются уже имеющиеся точно названные признаки, и раскрываются иносказания. Рассмотрим для примера загадку «Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая».
1.Точно названные признаки: «посреди поля», «голубое», «зеленая».
Загаданное имеет ровную поверхность, в которой все отражается. (Зеркало.)
Загаданное прозрачно. (Стекло.)
Загаданное со всех сторон окружено зеленым. (Рама зеленая.)
Для правильного ответа на основе точно названных и расшифрованных признаков нужно сделать вывод о том, что на зеленом поле находится голубое озеро или пруд.
Хотя в старшем дошкольном возрасте дети обладают определенными знаниями и интеллектуальными умениями, они не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки.Приведем некоторые причины их ошибок:
• Невнимательно слушают текст загадки;
• Не запоминают полностью содержание загадки;
• Полностью или частично не понимают текст загадки;
• При отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
• Не имеют достаточных знаний о загаданном;
• Не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.
Для того чтобы дети полностью выделяли и анализировали все признаки загаданных предметов и явлений, следует добиваться, чтобы каждый ребенок внимательно, выслушивал загадку и мог повторить её при отгадывании и сравнении. Даже если дан правильный ответ, следует различать случайное или целенаправленное отгадывание.Последнее характеризуется следующими признаками:
• Ребенка интересуют не только результат, но и сам процесс решения логической задачи загадки;
• В поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений, указанных в загадке;
• Ребенок сам охотно проверяет правильность возможных отгадок, сравнивает их признаки и связи с указанными в загадке;
• Дошкольник стремится объяснить свой ответ, аргументировано доказать его правильность;
• В случае ошибки ребенок продолжает поиск верного ответа;
• Дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок.
Можно выделить несколько видов деятельности детей в дидактических играх с загадками.
1. Загадывание загадок.
2. Отгадывание загадок.
3. Доказательство правильности отгадок.
4. Сравнение загадок об одном и том же.
5. Сравнение загадок о разном.
Приведем пример сравнения загадок об одном и том же предмете – березе.
1. Русская красавица стоит на поляне в зеленой кофточке, в белом сарафане.
2. Белый передник, зеленая коса.
3.Стоят в поле сестрицы: платья белые, шапки зеленые.
4. Белая нога, зеленая одежда, а в ушах сережки.
Отгаданные загадки рекомендуется сравнивать попарно.Дети отвечают на вопросы: чем похожи две загадки? Чем они различаются?
Сравнивая первую и вторую загадки, дети выделяют признаки их сходства и различия. Обе загадки об одном и том же дереве, поэтому они похожи. В них говорится о белом стволе и зеленых листьях березы. Загадки различаются тем, что в первой у березы белый сарафан, а во второй – белый передник. У дерева то зеленая кофточка, то зеленая коса. В первой загадке береза названа русской красавицей, она стоит на поляне, а в другой об этом не говорится.
И во второй паре загадок сказано о белом стволе и зеленых листьях. В третьей загадке у березы есть белое платье и зеленая шляпка, а в четвертой у нее белая нога и зеленая одежда. В одной загадке березы стоят в поле и зовут их сестрицами, в другой упомянуты сережки на ветвях дерева. Дошкольникиотвечают и на вопрос: почему различны эти загадки?
В игре «Отгадай и сравни загадки о животных» отгадываются и сравниваются разные загадки о зайце:
Так смеялся, что губа треснула.
Зимой белый, летом серый.
Эти загадки различаются тем, что в первой говорится о раздвоенной заячьей губе, а во второй – об изменении цвета его меха зимой и летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.
Для самого процесса обучения, загадки и есть тот опорный пункт, на котором сосредотачивается внимание, вокруг которого формируется полное представление об изучаемом предмете или явлении. Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым.
Загадка: это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но по содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания. Таким образом, загадка - это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок,являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников.
Рассмотрим некоторые дидактические игры с загадками.
Игра «Отгадай и сравни загадки о животных».
Дидактические задачи. Обратить внимание детей на домашних и диких животных, вызвать интерес к их внешнему виду, повадкам. Развивать умение применять ранее умение применять ранее усвоенные знания о животных в загадывании, отгадывании и сравнении загадок. Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Подготовка к игре. Наблюдение за животными во время прогулок, экскурсий, посещения зоопарка. Беседа о животных.
Материал и оборудование. Игрушечные животные, рисунки животных, о которых говорится в загадках.
Правила игры. Дошкольник называет отгаданное животное, говорит, является ли оно домашним или диким.
Перед сравнением двух отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повторяет их. За правильное сравнение дается фишка.
Напомнить детям о различиях между дикими и домашними животными, затем загадать загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра или лошади, символизирующими диких и домашних животных.
Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)
С усами родится, о на усатых охотится. (Кошка.)
Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)
Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)
Игра «Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах»
Дидактические задачи. Закрепить знания детей о фруктах и овощах, учить узнавать их по описанию. Развивать наблюдательность, формировать умения анализировать, сравнивать.
Подготовка к игре. Выращивание овощей на огороде, фруктов в саду. Беседа о фруктах и овощах.
Материал и оборудование. Фрукты и овощи или их муляжи, рисунки.
Правила игры. Дошкольники делятся на «продавцов» и «покупателей»: первые загадывают загадки, вторые отгадывают их.
Перед сравнением загадок ребенок их повторяет.
Предложить детям поиграть в необычный магазин «Фрукты и овощи», где для покупки нужны не деньги, а загадки.
Ребенок загадывает и отгадывает загадки, используя известные и придумывая свои.
Затем дети сравнивают загадкиоб одном и том же фрукте или овоще:
На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)
Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)
Аленькая. Маленькая, с косточкой и тросточкой. (Вишня.)
В кисло-сладкой, круглой, красной – шарик спрятался прекрасно. (Вишня.)
Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)
Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь. (Арбуз.)
Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)
Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)
Игра «Отгадай и сравни загадки о транспорте»
Дидактические задачи. Закрепить знания дошкольников о транспортных средствах. Формировать умение сравнивать и группировать различные виды транспорта по строению, среде передвижения, назначению.
Подготовка к игре. Наблюдения за различными машинами во время прогулок, экскурсий. Рассматривание картинок, игрушек. Беседа о средствах передвижения.
Материал и оборудование. Игрушечные автомобили, самолеты, корабли или их рисунки. Картинки с изображением дороги, моря и неба.
Правила игры. Отгадывающий должен назвать вид транспорта и сказать, является ли он наземным, водным или воздушным; пассажирским, грузовым или специальным.
Нужно повторить отгаданные загадки перед их сравнением. За правильное сравнение дошкольник получает фишку.
Предложите ребенку отгадать загадки о различных средствах передвижения. В случае правильного ответа ребенок берет соответствующую игрушку или рисунок и ставят их рядом с изображением дороги, моря или неба, обозначающего среду передвижения указанного транспорта.
Держусь я только на хорду, а если встану – упаду. (Велосипед.)
По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед.)
В железных сапогах по городу бежит, за веревку держится. (Трамвай.)
Громко звонит, по стальной дорожке бежит. (Трамвай.)
Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет.)
Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь. (Самолет.)
Игра «Отгадай и сравни загадки о «двух братцах»
Дидактические задачи. Формировать умение детей понимать, что одинаковые слова и выражения в загадках могут обозначать разные вещи. Приучать не торопится с ответом, тщательно анализировать все признаки, сравнивать, делать выводы, доказывать.
Подготовка к игре. Ознакомление дошкольников с загаданными предметами и явлениями.
Материал и оборудование. Рисунки, «волшебная коробка» с двумя одинаковыми нарисованными человечками и надписью «Два братца».
Правила игры. Отгадывающий, отмечает, что в загадке говорится о внешнем виде, местонахождении, действиях «Двух братцев». Правильность отгадки должна быть доказана. Перед сравнением загадки повторяются.
Объяснить, что в загадках могут встречаться одинаковые слова и выражения, например «два братца». В каждой загадке братцев двое, причем они могут быть и похожи и совершенно различны. Детям предлагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых показаны разные «братцы». После этого рисунки убираются в «волшебную коробку». При правильном ответе из коробки достается соответствующий рисунок.
Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Берега.)
Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (Очки).
Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза).
Два братца спереди бегут, два братца сзади догоняют. (Автомобиль).
Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади. (Велосипед).
Два братца: один светит днем, а другой ночью. (Солнце и луна).
Два братца: одного все видят, но не слышат, другого всякий слышит, но не видит. (Гром и молния).
При сравнении таких загадок нужно быть очень внимательным, чтобы правильно выделить признаки их сходства и различия.
Чтобы старшие дошкольники успешно сравнивали загадки,важно соблюдать следующие условия:
1. До сравнения загадки целенаправленно отгаданы детьми.
2. Дети наблюдали загаданное в сравниваемых загадках.
3. Дети хорошо запомнили содержание загадок и могут повторить их перед сравнением.
4. Дети обладают достаточными знаниями о загаданном в сравниваемых загадках.
5. Одновременно сравнивается не более двух загадок.
6. Четко объяснить, что именно нужно сравнивать в загадках.
7. Дети знают, на какие вопросы нужно ответить при сравнении загадок.
Для самого процесса обучения, загадки и есть тот опорный пункт, на котором сосредотачивается внимание, вокруг которого формируется полное представление об изучаемом предмете или явлении. Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым.
Загадка: это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но по содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания. Таким образом, загадка - это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать.
Публикации по теме:Презентация дидактической игры по социально-коммуникативному развитию «Загадки про школу» (старший дошкольный возраст) ГБДОУ детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского.
Использование загадок в игре и обучении Использование загадок в игре и обучении Загадки являются любимым времяпрепровождением детей любого возраста. Они не только носят развлекательный.
Капустные посиделки (старший дошкольный возраст) 1реб: Осень постучалась к нам золотым дождем, И скупым, неласковым солнечным лучом. Затянул печальную песню листопад И под эту песенку засыпает.
Комплексы утренней гимнастики (старший дошкольный возраст) Старшая группа. Комплекс №1. «Части тела». Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, руки в стороны, на пятках, руки за голову. Бег.
Конспект проведения дидактической игры по математике «Страна математики» (старший дошкольный возраст) Крылосова Наталья, Корнилова Юлия. Конспект проведения дидактической игры по математике «Страна математики» Мотивация к занятию: за день.
Математика в игре «да-нет». Старший дошкольный возраст Ленинградская область Кировский район МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №35»Линейная игра «да-нет», как средство развития мышления.
Проект «Книжкин дом» старший дошкольный возраст Паспорт проектаДетская литература, - одно из важнейших и мощнейших воспитательных средств. Чтение несет в жизни культурного человека сразу.
Утренник «8 Марта» (старший дошкольный возраст) Утренник «8 марта» (старшая группа) Ведущий: Что такое счастье? Таким простым вопросом Пожалуй, задавался не один философ. А на самом.
Викторина «Птицы» Старший дошкольный возраст ВИКТОРИНА «ПТИЦЫ» Ведущий: – Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами праздник, посвящённый дню птиц. Я знаю, что вы любите природу,.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Светлячок»
Консультация на тему:
Использование загадок в дидактической игре
(Старший дошкольный возраст)
Воспитатель МБДОУ детский сад № 6
Козлова Татьяна Егоровна
Для решения задач умственного воспитания старших дошкольников, их познавательного развития, подготовки к обучению в школе большое значение имеет использование загадок. В дидактических играх с загадками развивается наблюдательность, умение самостоятельно решать умственные задачи. Дошкольники учатся отгадывать, узнавать по описанию животное, растение, транспортное средство и т. д. С помощью загадок обогащаются знания детей, формируются умения анализировать предметы и явления, сравнивать, обобщать; делать умозаключения.
Важную роль в формировании интеллектуальных умений, играет сравнение загадок об одном и том же предмете или явлений.
Каждая загадка является логической задачей, содержащей в той или иной форме вопрос и признаки загаданного предмета или явления. В педагогической литературе загадки по своему строению делятся на три вида:
- с перечислением признаков;
- загадки, построенные на основе отрицательного сравнения.
Однако, такая классификация не дает полного представления о многих загадках. Ведь в одной и той же загадке могут быть как точно названные, так и зашифрованные с помощью иносказаний признаки предметов и явлений.
Поэтому при обучении детей отгадыванию и сравнению загадок следует иметь в виду не три, а пять их видов с различной структурой логической задачи:
1. Загадки только с точно названными признаками.
2. Загадки только с зашифрованными признаками.
3.Загадки с отрицательными сравнениями и точно названными
4.Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными
5. Комбинированные загадки с точно названными и
В загадках первого вида нет иносказаний, признаки названы:
«Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло, спать ляжет в дупло». Так живет ночная птица сова.
Во втором виде загадок признаки лишь обозначены с помощью иносказаний:
«В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет». (Подсолнух.)
Такие загадки Труднее для отгадывания, так как все имеющиеся признаки нужно расшифровать.
«Золотая» — желтого цвета. «Тарелка» по форме похожа на подсолнух. У него семечки («домики») растут очень близко друг от друга, без промежутков («улицы нет»).
Для отгадывания загадок с отрицающими сравнениями (третий вид) целесообразно научить дошкольников применять прием перегруппировки признаков.
Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления. Так, загадка «Жидко, а не вода, бело, а не снег» (Молоко.) после перегруппировки признаков будет иметь следующий вид: «Жидко, бело. Не вода, не снег».
В загадках четвертого вида имеются отрицания и иносказания: «Не украшение, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет».
Перегруппируем признаки: «Серебряный, стадо овец пасет.Не украшение, не пастух».
Теперь следует их расшифровать: серебряным кажется месяц, около него много звезд, т. е. в загадке говорится о месяце и звездах.
В комбинированных загадках (пятый вид) сочетаются точно названные и зашифрованные признаки. При отгадывании таких загадок рекомендуется использовать прием уточнения признаков, для чего выделяются уже имеющиеся точно названные признаки и раскрываются иносказания.
Рассмотрим для примера загадку: «Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая».
1.Точно названные признаки: «посреди поля», «голубое»,
Загаданное имеет ровную поверхность, в которой все отражается.
Загаданное прозрачно. («Стекло».)
Загаданное со всех сторон окружено зеленым. («Рама зеленая».)
Для правильного ответа на основе точно названных и расшифрованных признаков нужно сделать вывод о том, что на зеленом поле находится голубое озеро или пруд. Хотя в старшем дошкольном возрасте дети обладают определенными знаниями и интеллектуальными умениями, они не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки.
Приведем некоторые причины их ошибок:
- невнимательно слушают текст загадки;
- не запоминают полностью содержание загадки;
- полностью или частично не - понимают текст загадки;
- при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
- не имеют достаточных знаний о загаданном;
- не могут правильно* проанализировать, сравнить и обобщить
признаки, указанные в загадке.
Для того чтобы дети полностью выделяли и анализировали все признаки загаданных предметов я явлений, следует добиваться, чтобы каждый ребенок внимательно выслушивал загадку и мог повторить ее при отгадывании и сравнений.
Необходимо учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного: внешнего вида (величина, форма, цвет), материала (мягкий, твердый, железный), вкуса (сладкий, кислый, горький), движения (способ и скорость), местонахождения и др.
Если нет полного и правильного анализа материала загадок, то
будет затруднено или станет невозможным их отгадывание и
Воспитатель должен знать, по какой причине при отгадывании и сравнении дети не используют всех признаков, содержащихся в загадках: не могут вычленить, запомнить, понять, расшифровать или намеренно отбрасывают признаки, с их точки зрения, противоречащие отгадк.
Даже - если дан правильный ответ, следует различать
случайное или целенаправленное отгадывание. Последнее характеризуется следующими признаками:
- дошкольника интересует не только результат, но и сам процесс решения логической задачи загадки;
- в поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений, указанные в загадке;
- ребенок сам охотно проверяет правильность возможных
отгадок, сравнивает их признаки, и связи, с указанными в загадке;
- дошкольник стремится объяснить свой ответ, аргументировано доказать его правильность;
- в случае ошибки ребенок продолжает поиск верного ответа;
- дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок.
Можно выделить несколько видов деятельности детей в дидактических играх с загадками:
1. Загадывание загадок.
3.Доказательство правильности отгадок.
4.Сравнение загадок, об одном и том же.
5.Сравнение загадок о разном.
Приведем пример сравнения загадок об одном и том же предмете — березе.
1, Русская красавица стоит на поляне в зеленой кофточке, в белом сарафане.
3.Стоят в поле сестрицы: платья белые, шапки зеленые.
4, Белая нога, зеленая одежда, а в ушах сережки. -
Отгаданные загадки рекомендуется сравнивать попарно. Дети отвечают на вопросы: чем похожи две загадки? Чем они, различаются?
Сравнивая первую и вторую загадки, дети выделяют признаки их сходства и различия. Обе загадки об одном и том же дереве, поэтому они похожи. В них говорится о белом стволе и о зеленых листьях
Загадка различаются тем, что в первой у березы белый сарафан, а во второй — белый передник. У дерева то зеленая кофточка, то зеленая коса. В первой загадке береза названа русской красавицей, она стоит поляне, а – в - другой, об этом не говорится.
И во второй паре загадок сказано о белом стволе и зеленых листьях. В третьей загадке, у березы есть белое платье и зеленая шапка, а в четвертой у нее белая нога и зеленая одежда.
В одной загадке березы стоят в поле и зовут их сестрицами, в другой упомянуты сережки на ветвях дерева. Дошкольники отвечают и на вопрос: почему различны эти загадки?
В игре «Отгадай и сравни загадки о животных» отгадываются и сравниваются разные загадки о зайце:
«Так смеялся, что губа треснула».
«Зимой - белый, а летом серый».
Эти загадки различаются тем, что в первой говорится о раздвоенной заячьей губе, а во второй — об изменении цвета его меха зимой и летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.
Рассмотрим некоторые дидактические игры с загадками.
Игра «Отгадай и сравни загадки о животных»
Обратить внимание детей на домашних и диких животных, вызвать интерес к их внешнему виду, повадкам. Развивать умение применять ранее усвоенные знания о животных в загадывании, отгадывании и сравнении загадок. Учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Подготовка к игре .
- Наблюдение, за животными во время прогулок, экскурсий,
- Посещения зоопарка.
- Беседа о животных.
Материал и оборудование .
Игрушечные животные, рисунки животных, о которых говорится в загадках.
Дошкольник называет отгаданное животное, говорит, является ли оно домашним или диким. Перед сравнением двух отгаданных загадок об, одном и том же животном ребенок повторяет их. За правильное сравнение дается фишка.
Воспитатель напоминает детям о различиях между дикими и домашними животными, затем загадывает загадки.
В случае верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра или лошади, символизирующими диких: и домашних животных.
Следующая загадка
Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает ребенку новые знания об окружающем мире. Это знания о новых предметах, о природе и ее явлениях, о животных и их повадках, об отношения между людьми. Загадки в концентрированной, символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания действительности.
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_s_zagadkami.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр при отгадывании загадок
Одним из видов загадок являются дидактические игры, которые я широко использую.
Вопросы формулируются непосредственно в процессе игры. Цель игры - научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).
На столе раскладывают много предметов или картинок. Задают вопрос: "Какой предмет я загадал?" Возможные отсекающие вопросы:
· Предмет лежит в правой половине стола? "Да".
· Предмет лежит в верхней четверти стола? "Нет"
Сократив поле поиска по "территориальному" признаку, можно использовать видовые признаки: форма, цвет, вес.
Ситуативные "данетки" отвечают на вопросы: Как это могло произойти?
Самое простое - это задумать героя известного детям литературного произведения, - сказки, стихотворения, басни, даже песни ( Буратино, Черномор, Иванушка-дурачок).
1. Испекли его для людей, а съела его лиса. (Колобок)
2. Сначала он ее поймал, поговорил и отпустил. Потом она сама к нему приплывала, делала подарки, но обиделась и уплыла. (Золотая рыбка)
3. Сначала его сделали, чтобы съесть, но не съели, потом он убежал и его съели. (Колобок)
4. Кто-то похвастался и остался без завтрака. ("Ворона и Лиса" И. А. Крылов)
5. Четверо зверей-музыкантов забрались друг на друга и сильно напугали разбойников. (Бременские музыканты)
6. Все лягушки квакают. Но одна лягушка квакнула так, что шлепнулась с большой высоты в болото. В чем дело? (Лягушка-путешественница)
Темы для "данеток" и возможные продолжения игры.
Какой овощ я задумал?
- Это корнеплод? (Морковь, свекла, редис)
- Это листовой овощ? (Капуста, салат)
- Это плодовый овощ? (Помидоры, огурцы)
Какое имя я загадал?
- Это мужское имя?
- Имя начинается с гласной?
- В нашей группе есть такое имя?
Какую часть одежды я задумал?
- Это верхняя одежда?
- Это мужская одежда?
Какую сказку я задумал?
- Это русская сказка?
Какое дело я делаю утром обязательно?
Какой цвет я задумал?
Какое свойство мороженого, лампочки, арбуза, карандаша я загадал?
Какую страну я задумал?
Какого писателя, сказочника, поэта, я задумал?
2. Игра "Черный ящик".
Детям показывают "черный ящик" или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать - что там? И т. д.
- Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое? И т. д.
3. Игра "Парные картинки" (развитие мыслительных операций анализа и синтеза).
Используются картинки из двух наборов детского лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным.
3. Игра "Противоположность".
Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка".
Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы), "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д.
Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.
4. Игра "Придумай загадку".
Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т. д. Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, но я считаю, что здесь целесообразно использовать комплект предметных картинок..
Эта игра, как нельзя лучше, подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.
5. Игра "Простые рисунки".
Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть находить в них смыл, отвечать на вопрос "Что это такое?".
Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки. Занятие очень увлекательное! В эту игру можно играть и в саду и всей семьей дома.
Представьте, вам кажется, что перечислены уже все варианты, как вдруг обнаруживается еще один! Такие моменты доставляют особенно большое удовольствие. (Приложение №1)
6. Игра "Кто кем (чем) будет?"
Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.
Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
- цыпленок - петухом;
- мальчик - мужчиной;
- теленок - коровой или быком, бумага - книгой
- снег -водой
- вода - льдом
- семечко - цветком
- мука – блинчиками и т.д.
7. Игра-наоборот: "Кто кем был?".
- лошадь - жеребенком
- цветок - семенем
Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.
Для деток младшего возраста вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами.
Воспитатель задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".
"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"
"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".
"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"
"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу. ).
9. Игра "Какое что бывает?"
Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету.
Примеры:
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.
- Что бывает длинным? (коротким)
- Что бывает широким (узким)?
- Что бывает круглым (квадратным)?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.
10. Упражнение "Кто без чего не обойдётся".
Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему. Без садовника… собаки… забора… земли. Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.
Примерные задания:
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)
11. Живое - неживое.
Знакомим ребенка с понятиями "одушевленный" и "неодушевленный".
Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров.
Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.
Что растет? Кто растет?
Кто летает? Что летает?
Кто плавает? Что плавает?
Кто самый большой? Что самое большое?
12. Что снаружи, что внутри?
Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.
14. Отгадай предмет по описанию.
Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п.
Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.
Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.
Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.
Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.
Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.
15. "Я луна, а ты звезда".
Игра на развитие логического мышления, быстроты реакции.
Вариант для игры вдвоём: Один говорит, например: "Я - гроза!". Другой должен быстро ответить что-либо подходящее, к примеру: "А я -дождь". Первый продолжает тему: "Я - большая туча!". Ему можно быстро ответить:
"Я - осень". И так далее.
Вариант для игры группой: В игре должно быть не меньше шести человек.
Все, кроме одного садятся на стулья в кружок. В середине стоят три стула, на одном из них сидит кто-то из детей. Он говорит, например:" Я - пожарная команда!". Кто-нибудь из детей, кому первому придет в голову что-нибудь подходящее, садится рядом на свободный стул и говорит: "Я - шланг". Другой спешит на второй стул и говорит: "А я - пожарник". Ребёнок - "пожарная команда должен выбрать одного из двух, например: "Я беру шланг". Он обнимает "шланг" и они садятся на стулья к другим детям. Оставшийся один ребёнок должен придумать что-нибудь новое, например: "Я - швейная машина!" и игра продолжается.
16. Сравнение предметов .
Французский философ Гельвеции писал: "Что такое ум сам по себе? Способность подмечать сходства и различия, соответствия и несоответствия, которые имеют между собой различные предметы".
Сравнивать - значит указать сходства и различия.
Например: сравним огурец и помидор.
Сходства: и то и другое овощ, растут на грядках.
Различия: цвет, форма, вкус.
Сравнивая, ребенок не только познает мир, но и развивается умственно: он учится выяснять причины сходства и различия предметов и явлений.
Читайте также: