Загадка дыры кшиштоф поплавский

Обновлено: 04.11.2024

В начале года по наводке Юли Гулян посмотрел «Внутри Лапенко» — пятисерийный веб-сериал Антона Лапенко и Алексея Смирнова про жутковато-трагикомичную Россию 90-х, увиденную через призму ютьюб-формата.

В начале — вытащенные с визуальной антресоли титры а-ля 70-е, набор узнаваемо-абстрактных масок (в ролях почти всех — сам Лапенко), сюжетцы — россыпь скетчей, которые изредка пересекаются, остроумные рекламные интеграции («Алиса» = «девчонка в коробчонке»), меметичные названия телепередач (абсолютная любовь — «Загадка дыры») etc.

Серии с четвертой — «античная трагедия в славных русских лицах», несколько лобовых, но неотразимых и техничных киноцитат, ультимативный новогодний номер, который будет преследовать, кажется, еще год.

В твиттере про «Лапенко» пишут как про приятную ламповую комедию в традиции советских додырзасмотренок (тм), но кажется, этот проект посильнее «Фауста» Гете посложнее театра одного актера и вырвавшегося из СИЗО чистого разума мокьюментари о нескольких обычных странных персонажах.

Возьмем название. С одной стороны — «Внутри Льюина Дэвиса» а ля рюсс; с другой — «Быть Джоном Малковичем» (1999). Одна большая сцена, где Малкович — totally все в кадре. Лапенко и слегка пришибленный сотрудник НИИ, который едет на электричке к некоей особе (тм), и два нерадивых участника метал-коллектива «Багровый Фантомас», и лидер банды Железные рукава, и телеведущий сыскного шоу «Загадка дыры» с вращающимися глазами, и (почти) все-все-все.

«Багровый Фантомас» «Багровый Фантомас»

Всех сыграть — популярный инстаграм- и ютьюб-формат (вселенная «Лапенко» родилась из минутных инстаграм-скетчей ). Удобно: актерский ансамбль не нужен, усы наклеил, парик надел — и вперед.

Ну вы понели Ну вы понели

Тут бы и закончить следствие, если бы не густая стилизация под такой родной телик конца века с вкраплениями эха 70-х-&-80-х:

  • упомянутая «Загадка дыры»;
  • передача для тех, кто хочет выжить в лесу, — «Сдохни или умри»;
  • трэвел-шоу «Путешествия с Ричардом Сапоговым», где один нелепый акцент ведущего отзывается угловатой мечтой о лучшей жизни в лучшем месте («Куда мы отправимся сегодня? Якутск. Покрутим еще».);
  • etc.
Ведущий «Загадки дыры» Ведущий «Загадки дыры»

Внутри Лапенко живут не столько персонажи, сколько образы: эти интонации, институции и концепции поздне/(пост)советского сознания. Визуально-смысловая мясорубка телика, в которой человек не равен себе, а зачастую утрирован до маски, которые может (и должен) легко менять. Нелепый депутат, баллотирующий в президенты, после избрания тут же начинает говорить скандальными монологами Жириновского (привет из нулевых).

По-детски наивные металлисты, назвавшиеся в честь то ли знаменитой французской трилогии с Люи Де Фюнесом, которую крутили нон-стоп, то ли — чего также нельзя исключать — советского «Аниськина и Фантомаса». Полубезумный ведущий «Загадки дыры» (можно выпивать с каждым ее упоминанием в тексте, простите, но это лучшая сюжетная ветвь), который изъясняется отрывками из песен и поговорками, заканчивая их на криминальный манер:

Если с другом вышел в путь
веселей дорога…
ДОРОГА В АД

Лапенко играет женщин и детей, напоминая о травестии легендарного «Городка» (1993-2012), а местами затягивающий и затянутый абсурдизм его скетчей навевает ассоциации с творчеством комик-цирка «Монти Пайтон». В последних двух эпизодах — цельных и ударных — почти покадрово ёрнически цитируются «Игла» (1988) да «Брат» (1997) с «Братом 2» (2000).

На титры сериал и вовсе уходит гениальным новогодним шлягером «Лалахей» Всеволода Старозубова, в котором легко угадываются пластика и манера Эдуарда Хиля, чье исполнение «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой» из 70-х в конце нулевых превратилось в мем «Мистер Трололо».

Собственно, с мемом в обоих смыслах «Внутри Лапенко» и работает, переупаковывая кашу культурной и исторической памяти в формат потешных скетчей. Если обернуться, все ключевые события российской истории уже более-менее стали мемами, оказались присвоены интернетом в понятной и сравнительно безоценочной форме: «Я устал, я ухожу», «Она утонула», «Трололо» etc; не говоря уже о визуальных и музыкальных мемах: чего только стоит сцена на свалке, где фоном звучит «Пластмассовый мир победил», пока бывший работник НИИ копается в поисках съестного и полезного. Досталось и коврам, и ментам , и сериальным бандюганам, которые передвигаются под аккомпанемент криминального тапера, и недобросовестным политикам, и уработавшимся в ноль врачам, которые могут переехать посреди дороги, и прочим полуузнаваемым типажам/фигурам/институциям. (Выпуски «Информационных новостей» — пример снайперского интонирования Лапенко.)

Инженер из НИИ Инженер из НИИ

Связывает же все в единое повествование история инженера из НИИ, про которого тоже хочется сказать пару слов. Простоватый человек из толпы, пойманный объективом загадочной телекамеры, он стремится к особе (тм) в традиции Венички Ерофеева, чуть ли не цитируя по дороге «Москву-Петушки». Занятная деталь: в какой-то момент его темой становится «Я инженер на сотню рублей» БГ.

Вместе с тем — это постсоветский «богатырь», которого ничем с места не сдвинешь: ни грабежом, ни проблемами на работе, ни увольнением, ни пленом, ни непогодой. Он, как бронепоезд, проходит там, где не смогли отечественные герои, в кавычках или без: в отличие от Моро-Цоя его не берет нож, в отличие от Багрова-Бодрова его не меняют война, насилие и давящая хтонь города.

Он остается чистым как лист или крупные хлопья снега. Его жизнь подчинена року — тому же, по сути, которому служат музыканты «Багрового Фантомаса», налегающие на яблочки и бутерброды из коньяка. Как потерялась мышь для экспериментов, так она и найдется. Как пропал счастливый лотерейный билет, так он в итоге и ляжет снова в ладонь (которая не готова превратиться в кулак).

Попутно он способен совершить непоправимое, но, возможно, благое дело, воспротивившись посконному беспределу. Напомнить, что бодро шагает по Москве и России только по-своему лихой человек. Впрочем, судя по скетчу про кожух индукционной тигельной печи, в несостоявшихся пионерах уже зреют новые «железные рукава».

История в сериале

В сериале не появлялся.

Описание

Следующая загадка

Кшиштоф Попловский — молодой актёр из Польши. Неизвестна история персонажа, однако из одного из скетчей становится известно, что он провёл «полторы тысячи лет» в бункере секретных корпораций JГБ, ни разу за это время не побывав за пределами комнаты.

Возможно ли такое, что черная дыра является чем-то вроде портала в параллельную Вселенную?

Польско-американский физик-теоретик Никодим Поплавски представил математическую модель, где материя, попавшая в черную дыру, не разрушается и продолжает движение по спирали. Ученый считает, что черные дыры напрочь лишены сингулярности, а внутри формируются белые дыры, ведущие в другие миры.

Математическая модель Поплавски показывает , что материя Вселенной, попавшая в черную дыру, моментально превращается в ресурс для развития другой Вселенной. "Проглотила" черная дыра что-то здесь - появилась, например, звезда в параллельной Вселенной.

"Нам стоит рассматривать черные дыры, как червоточины и начало чего-то нового. Это позволит найти ответы на многие космические загадки, волнующие пытливые умы человечества. Согласно моей версии, наблюдаемая Вселенная есть не что иное, как внутренность черной дыры ", - сказал Поплавски.

Общепринятая космологическая модель гласит, что наша Вселенная взяла свое начало в точке сингулярности, но по каким причинам появилась эта точка - неизвестно. Если же воспользоваться моделью, предлагаемой физиком, то Вселенная могла появиться из белой дыры внутри черной дыры.

"Гамма-всплески, согласно моей гипотезе, появляются в тот момент, когда в нашу Вселенную попадает материя из параллельных измерений. Новое вещество буквально "вгрызается" в пространство, и мы наблюдаем мимолетную бурную реакцию, которую все еще никто не объяснил", - рассуждал Поплавски .

Следующая загадка

Ия Дербина


Ия Дербина

История в скетчах

Кшиштоф Попловский был заточен в одной из комнат в бункере секретных корпораций JГБ. Провёл он там «полторы тысячи лет», не выйдя ни разу из комнаты. Скорее всего, комната охранялась, о чём свидетельствуют куски колючей проволоки, из-за чего Кшиштоф и не мог выбраться на волю. По неизвестным причинам бункер был заброшен, однако актёр был оставлен там. Спустя какое-то время он выбрался из комнаты и начал двигаться по бункеру. Передвигаясь на ощупь, актёр наткнулся на свет, от которого в его глазах набухли зрачки. Скорее всего, именно там располагался выход.

Физик предлагает проверить его гипотезу

Некоторые черные дыры вращаются, и если наша Вселенная расположена внутри одной из них, то она обязана унаследовать момент импульса родительской Вселенной. Выявив направление вращения пространства, можно косвенно доказать данную гипотезу.

Следующая загадка

Есть одна очень любопытная гипотеза, которая гласит, что наша Вселенная расположена внутри черной дыры, находящейся в какой-то другой, более массивной Вселенной или Мультивселенной.

Читайте также: