Загадка человеческого существа загадка смысла жизни

Обновлено: 04.10.2024

Цель: Формирование целостных представлений учащихся о том, зачем человек рождается, для чего живет, в чем отличие человека от животных, каковы ценности человеческой жизни.

Тип урока: интегративный проблемный урок с творческим применением знаний и умений Форма урока: проектное занятие

Общеразвивающие и воспитательные:

Продолжить знакомство учащихся с общественными науками (с предметом «Обществознание») с целью создания условий для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в обществе.

Создание обстановки доверия, заинтересованности, интереса к человекознанию с целью воспитания организованности, общественной активности, сотрудничества учащихся в процессе групповой работы.

Нравственно-этическое воспитание учащихся на примере ключевых идей курса – идей гуманизма и целостности человека.

Продолжить знакомство учащихся с загадкам и тайнами феномена «Человек» и формирование у учащихся образного представления о человеке в его многомерности, в образе своего «Я».

Активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.

Продолжить работу над формированием научных представлений учащихся на уроках обществознания.

Способствовать формированию следующих умений и навыков учащихся:

- умение критически воспринимать и воспроизводить информацию, высказывать собственные суждения, спорить и отстаивать свои взгляды;

o Личностные: обучающиеся должны осознавать, каково предназначение человека на Земле, осознавать, что человеческая жизнь - высшая на Земле ценность.

o Познавательные: обучающиеся должны научиться раскрывать на конкретных примерах цели и ценности человеческой жизни, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

o Коммуникативные: обучающиеся должны уметь слушать, задавать вопросы и давать ответы на вопросы, уметь сотрудничать с педагогом и одноклассниками.

o Регулятивные: обучающиеся должны формулировать цель урока, планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

o Предметные: учащиеся могут объяснить и конкретизировать примерами смысл понятий «человек», «ценности человеческой жизни», уметь применять знания в своей деятельности.

личностные: обучающиеся могут проводить самооценку и анализ собственной деятельности на уроке.

познавательные: обучающиеся умеют ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.

регулятивные: обучающиеся могут определять и формулировать цель урока с помощью учителя, инсценировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий.

Понятия: точные науки, общественные науки, гипотеза, проект, феномен, человек, общество, душа, мышление, речь, внутреннее «Я», общественный (социальный), философия, социология, психология, Библия, эволюция.

Раздаточный материал (групповые, индивидуальные задания, домашнее задание).

Учебные картины и рисунки по теме.

Оборудование доски и

«МНОГО ЕСТЬ ЧУДЕС НА СВЕТЕ,

ЧЕЛОВЕК – ИХ ВСЕХ ЧУДЕСНЕЙ»

Вводно–мотивационная беседа с учащимися «Загадки и тайны феномена «Человек»:

Зачем изучать науки об обществе и человеке?

Определение проблемы и постановка гипотезы проекта:

Знакомство учащихся с методом проекта.

Определение проблемы и гипотезы проекта:

«Что такое человек?»

«Является ли человек высшим созданием природы?»

Непосредственная работа над проектом и подтверждение гипотезы:

Загадка происхождения человека (эвристическая беседа):

а) «Познай самого себя!»;

б) откуда произошёл человек? (выполнение групповых заданий);

в) Библия о происхождении человека;

г) Ч.Дарвин о происхождении человека.

Человек – существо биосоциальное (эвристическая беседа):

а) человек в обществе;

б) человек – центр Вселенной? (выполнение групповых заданий);

в) человек как часть природы (существо биологическое);

г) человек – существо общественное (социальное);

д) человек – существо биосоциальное (работа в группах);

Человек – высшее создание природы? (проблемная беседа):

а) способности человека;

б) как и почему человек преобразует природу? (групповая работа);

«И стал человек душою живою…» (нравственно-эвристическая беседа):

а) чем люди отличаются друг от друга?

б) ;взгляд на человека «изнутри» (групповая работа);

в) загадка внутреннего мира человека;

г) Зачем человек рождается? Или: «Твоя судьба – в твоих руках».

Подведение итогов проектной деятельности учащихся:

Подведение учителем итогов проектного занятия «Что такое человек?» и выявление дальнейших перспектив проектной деятельности учащихся

Подготовка к презентации проекта (групповые газеты).

. Вводно-мотивационная беседа «Загадки и тайны феномена «Человек»

2. Феномен человека.

Всем людям, живущим на Земле, живущим сегодня и тем, кто будет жить завтра, посчастливилось родиться людьми. Зачем человек рождается? Для чего проживает свою жизнь?

Итак, ещё древние мыслители, писатели и поэты пытались найти ответ на вопрос «Что такое человек?». Слайд 1

В 5 классе вы познакомились с историей Древнего мира и, вероятно, помните имя великого древнегреческого поэта – Софокла, жившего более 2 тысяч лет назад.

*Громкое чтение отрывка из трагедии Софокла «Антигона» (строки из «Антигоны» лежат в качестве раздаточного материала на партах учащихся): Слайд 2

Создал речь и вольной мыслью

Овладел, подобной ветру, —

И законы начертал,

И нашел приют под кровлей

От губительных морозов,

Бурь осенних и дождей.

Злой недуг он побеждает,

И грядущее предвидит

Учитель: Эти строки – хвалебный гимн человеку, они прославляют всё то, чего человек сумел добиться.

В чем видел Софокл величие человека ? Слайд 3

Софокл считал, что величие человека в том, что он знает и умеет то, чего не знают и не умеют звери. Слайд 4

В этом и есть феномен – то есть неразрешимая загадка, над которой люди бьются вот уже несколько тысяч лет! Слайд 5

? Ребята, а вам интересно попытаться разгадать эту загадку?

II. Определение проблемы и постановка гипотезы проекта.

1. Знакомство с методом проекта.

? А знаете ли вы, какие методы используют учёные в своей работе?

Предположительный ответ: Собирают различную информацию, исследуют что-либо, применяют различные приборы и мн. др.

Одним из интересных и продуктивных методов, который используют в своей работе современные учёные, является метод проекта.

? Что значит осуществить проект?

Это коллективная работа, которая предполагает решение определённой задачи – проблемы с помощью нескольких исследовательских групп.

Я предлагаю вам разбиться на группы, каждая из которых внесёт свой вклад в наше исследование. Эти группы символично будут представлять различные науки, изучающие человека: социологи (изучают человека и его жизнь в обществе), психологи (изучают внутренний мир человека), философы (размышляют о смысле человеческой жизни), историки (изучают развитие человеческого общества).

* на партах расставлены таблички с обозначением групп; группы могут сформироваться спонтанно, по одноуровнему принципу или по желанию учащихся. Слайд 7

2. Проблема и гипотеза.

Давайте попытаемся сегодня решить следующую проблему (вернее, внести свой вклад в поиски ответа на этот вопрос): «Что такое человек?» (на доске)

Но чтобы решить проблему, необходимо подтвердить или опровергнуть некое предположение. Оно называется «гипотеза». Учёные сравнивают гипотезу с лесами, которые возводят перед зданием и сносят, когда оно готово.

Давайте попробуем сегодня доказать или опровергнуть следующее предположение (гипотезу): «Является ли человек высшим созданием природы?»

Итак, я предлагаю вам сотрудничество для совместного поиска и решения проблем!

III. Непосредственная работа над проектом и подтверждение гипотезы.

1. Загадка происхождения человека

а) «Познай самого себя!» Слайд 8

В древнегреческом городе Дельфы, на стене храма бога солнца Апполона были начертаны строки: «Познай самого себя!». Сколько помнит себя человечество, столько и пытается ответить на вопрос «Кто я?», но вопрос «Откуда я?» кажется ещё более интересным!

На самом деле, вопрос о происхождении человека очень непрост.

? Ребята, а что вы знаете о том, откуда произошёл человек?

1) Откуда произошёл человек? Слайд 9

Учащимся предлагается выполнить групповое задание: в течение 1-2 минут ответить на вопросы, содержащиеся в раздаточных карточках для каждой группы:

Подведение итогов работы: (группы представляют свои ответы)

Слайд 10 Учитель: Действительно, предположений (гипотез) о происхождении человека – великое множество! В мифах и легендах древних народов человека создают природные силы, боги из земли, глины, воды, огня.

Свои ответы на эту загадку содержат и священные книги разных народов.

1. Библия о происхождении человека. Слайд 11

Учитель: ? Знаете ли вы, что такое Библия? (священная книга христиан, верующих в бога Иисуса Христа)

? А кто знает, что говорится в Библии о создании человека? (Бог создал человека по образу и подобию своему).

в) Наверное, все знакомы с гипотезой о том, что человек произошёл от обезьяны или от обезьяноподобного предка. Это предположение впервые сделал 150 лет назад английский учёный-биолог Чарльз Дарвин после многолетних исследований. Он и его последователи утверждают, что превращение животного предка в человека стало возможным только благодаря труду ! Слайд 12

2. Слайд 13 * Работа с фотоизображением на доске: Давайте посмотрим на изображение обезьяны, древнего и современного человека и сравним их:

? Видите ли вы в их облике схожие черты? Какие? (строение тела, черепа, конечностей и др.)

Действительно, во внешнем облике обезьяны, древнего и современного человека мы находим очень много схожего. Но многие современные ученые выражают большие сомнения по поводу этой теории!

И вот он, феномен, загадка: вечно познающий себя человек до сих пор не знает, откуда он появился на Земле?!

2. Человек – существо биосоциальное.

3. Человек – центр Вселенной? Слайд 14

Люди, такие разные, обладают огромными возможностями, поэтому некоторые считают человека центром Вселенной!

? Можно ли с этим согласиться?

Наверное, это всё-таки преувеличение.

Чтобы разобраться в этом, давайте снова поработаем в наших проектных группах.

* Группы получают карточки с заданием «продолжить»:

В чем сила человека?

Человек – центр вселенной?

Человек умен, потому что?

Человек силен, потому что?

Подведение итогов работы:

Учитель: Как видите, ваша работа показала, что человек – весьма сложное и неоднозначное существо: с одной стороны, он очень силён, с другой, кажется крайне слабым… Но самое интересное, что, живя и развиваясь в обществе, человек во многом схож с животными! (и в этом мы уже убедились, сравнивая изображение обезьяны и человека). Вероятней всего, человек произошёл от животного и никогда не освободится от свойств, присущих животному!

Слайд 15 Как вы думаете, что общего можно найти между животными и человеком?

Слайд 16 (биологическое строение, первичные потребности: необходимость в пище, воде, воздухе, инстинкт самосохранения и мн. др.).

Древнегреческий философ Платон по этому поводу даже сказал: «Человек – это та же курица, только без перьев!»

? Вы согласны с этим? Почему?

Нашёлся учёный, который возразил ему (французский физик Б.Паскаль): «Человек без ног останется человеком, а курица без перьев человеком не станет никогда!».

г) Человек – существо общественное. Слайд 17

? Что же отличает человека от других живых существ?

Конечно, в первую очередь то, что он – существо социальное (общественное) (от латинского слова «socialis» – «общественный»).

? Какие способности человек приобретает в обществе? (способность мыслить,владеть речью, трудиться, производить орудия труда, осознавать самого себя, обладать фантазией и заниматься творчеством, планировать свои действия и ставить цель).

Но прежде чем человек научился всему этому, прошли сотни тысяч лет его эволюции (т.е. развития).

Мы уже отметили, что дитя человеческое после рождения – самое неприспособленное к жизни из всех живых существ. А настоящий, разумный человек вырастет из него только в обществе, среди других людей, которые передадут ему знания об окружающем мире, свой опыт, культуру.

* Работа с видеоматериалом (отрывок из мультипликационного фильма «Маугли» по повести Р.Киплинга «Книга джунглей»)

Учитель: ? Вы узнали героя о котором сейчас пойдёт речь? Кто написал историю о Маугли? (Р.Киплинг). Почему Маугли не был похож на других людей? А как вы думаете, могла ли такая история произойти в реальной жизни?

Действительно, Киплинг использовал для сюжета реальные истории: были случаи, когда волею обстоятельств дети попадали в стаи к животным.

? А как заканчивается история Маугли? (возвращение к людям).

К сожалению, это – счастливая сказка. На самом деле, выросшие среди зверей люди не научились ходить на четырёх ногах, не способны были мыслить, а, оказавшись среди людей, вели себя как пойманные животные! Все попытки сделать их нормальными людьми оказались бесполезными…

Это и есть реальные доказательства общественной сущности человека, который становится Человеком только среди людей.

д) Человек – существо биосоциальное. Слайд 18

* Работа со схемой на доске:

? Давайте подведём итог нашего рассуждения: может ли человек являться только частью природы? (нет, иначе он перестал бы быть человеком), а только частью общества? (нет, он во многом схож с животными).

А это значит, что биологическое (природное) и общественное (социальное) слиты в человеке воедино, и обе этих стороны необычайно важны. Поэтому учёные называют человека биосоциальным существом!

3. Человек – высшее создание природы?

а) Как человек изменяет мир?

? Как вы считаете, какое животное – самое высокоразвитое? (обезьяна).

? А умеют ли мыслить животные?

Все эксперименты учёных доказали – «нет». Многолетние попытки научить обезьяну мыслить, подобно человеку, оказались безуспешными.

? С деятельностью какого органа человеческого организма связана способность человека мыслить?

Мышление человека связано с уникальным творением природы – головным мозгом человека!

Благодаря этому волшебному механизму, состоящему из миллиардов нервных клеток, мы имеем память, чувства, воображение! Удивительно, но учёные доказали, что возможности нашего мозга почти неограниченны! Благодаря деятельности головного мозга люди приобретают новые знания, делают изобретения, открытия.

Используя это, человек изменяет мир, то есть преобразует его (а не просто приспосабливается к нему, как животное).

* Работа в группах с заданием: «Как человек изменяет окружающий мир (преобразует его)?» Слайд 20

Подведение итогов:

Как видите, человек использует свои знания и умения для собственных нужд, и создаёт то, чего нет в живой природе – искусственную среду, культуру, изменяя окружающий мир.

Мы с вами на правильном пути и постепенно приближаемся к решению поставленной задачи (проблемы).

Я думаю, мы очень внимательно рассмотрели человека «снаружи», а теперь попробуем взглянуть на него «изнутри», с точки зрения особенностей его внутреннего мира.

4. «И стал человек душою живою…» Слайд 21

г) «Человек звучит гордо».

Жизнь нас убеждает в том, что судьба человека (его жизненный путь), положение в обществе, счастье зависят от того, чем наполнил он свой внутренний мир, какие положительные качества привили ему родители, школа, что человек развил в себе сам, чтобы «стать душою живою», чтобы думая о себе, испытывать гордость, быть Человеком с большой буквы!

Хочешь, чтобы мир стал лучше? Начни с самого себя!

IV. Подведение итогов проектной деятельности учащихся.

Сегодня мы приложили немало усилий, чтобы попытаться, как настоящие учёные, ответить на вопросы об уникальности человека, его происхождении, смысле жизни, счастье. Я надеюсь, теперь вы задумаетесь над тем, что жизнь человека – это долгий путь преодоления трудностей, где есть боль и радость, успехи и потери…

Вы почувствовали, что ответить на вопрос «Что такое человек?» за один урок невозможно. Вы обязательно продолжите изучать обществознание в старших классах, и ваше понимание человека будет становиться всё полнее и глубже! Сегодня вы делаете первые шаги в изучении общественных наук, но уже успешно доказали, что человек – высшее создание природы, её удивительная загадка! Думаю, вы согласны с мнением писателя М.Горького:

«Человек – это великолепно, это звучит гордо!»

Значит, цель нашего проектного занятия достигнута!

Но, следует заметить, что работа над проектом всегда занимает длительное время. Конечно, вы продолжите изучать обществоведение со своим учителем, перед вами, несомненно, встанут новые проблемы, вы выдвинете новые гипотезы и обязательно найдёте пути для их решения!

Ведь человек изменяется вместе с окружающим миром, а, значит, он будет изучать себя, пока существует!

V. Домашнее задание.

1. Начало презентации проекта.

Любой проект обязательно заканчивается презентацией, представлением, с той целью, чтобы были видны результаты вашей работы. Я предлагаю каждой группе оформить свой проект в виде газеты.

Для этого у вас есть ватманские листы (уже с названием проекта «Что такое человек?»), выполненные вами на уроке задания, а ещё – у вас есть фантазия и воображение, которые помогут вам воплотить на бумаге всё то, над чем мы размышляли на уроке. Кроме того, вы можете поместить в газеты результаты своих новых исследований по нашей теме!

Не забывайте, что совместный труд, сотрудничество приносят ещё более ощутимый результат!

Домашнее задание:

1.Завершите групповое оформление (презентацию проекта «Что такое человек?») в созданных вами газетах (используйте материалы работы в группах на уроке) Слайд 22

8. Лука "понимал правду", -- она в человеке; Сатин "понимает старика", -- он лгал ради человека, из "жалости" к нему. Но ложь

Лука "понимал правду", -- она в человеке; Сатин "понимает старика", -он лгал ради человека, из "жалости" к нему. Но ложь нужна там, кто
"слаб душой", кто "жрет чужое". Не знаю, Лука и Сатин считают ли себя
свободными от упрека в слабости души и в жизни на чужой счет, -считает ли их Горький свободными от этих подозрений; но во всяком
случае они для себя не хотят лжи, не хотят ни "поддерживаться", ни
"прикрываться" ею. Ложь -- "религия рабов», она -- для тех, для
людей, безнадежно страдающих на дне жизни, для человечества,
которому остается только навеять сон золотой. Удел Сатина, Луки, не
тот: их правда -- Бог свободного человека; они могут смело смотреть в
страшные глаза жизни, не убаюкивать себя грезами и снами…
Таким образом, в словах и делах Луки проводится своеобразная
двойная мораль, напоминающая двойную мораль Ницше или
Раскольникова Достоевского: одна -- для себя, для избранных, для
"человека", или сверхчеловека, другая -- для них, для толпы, для
всякого.

3. С. А. Адрианов "На дне" Максима Горького (1903) Такая вера в силу человеческой воли тесно связана у Луки с признанием права

С. А. Адрианов
"На дне" Максима Горького (1903)
Такая вера в силу человеческой воли тесно связана у Луки с
признанием права всякой личности на уважение, как бы низко данная
личность не пала. "Я и жуликов уважаю, -- говорит Лука, -- по моему ни
одна блоха не плоха: все -- черненькие, все -- прыгают". "Разве можно
человека бросать? Он – каков ни есть, а всегда своей цены стоит".
Человек для Луки все. Но часто у этого царя не хватает силы, он
сбивается с пути, падает. И Лука требует жалости к павшим, не
унизительной жалости, смешанной с сознанием собственного
превосходства над павшим, а жалости, проникнутой уважением к
образу человеческому, как бы загрязнен и затуманен он ни был.
Относясь так к другим, человек, по мнению Луки, должен и самого себя
уважать, и в случае нужды пожалеть.

2. М. Горький: «Речи Луки – это пение одной сирены – она поёт ложь из жалости к людям, она знает, что правда – молот, удары её эти

люди не
выдержат, и она хочет все-таки обласкать их, сделать им хоть чтонибудь хорошее, дать хоть каплю мёда – и лжет».
Из интервью 1903 г.: «В ней (пьесе) нет противопоставления тому, что
говорит Лука. Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что
лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить
сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос
не субъективный, а общефилософский. Лука – представитель
сострадания и даже лжи как средства спасения, а между тем
противопоставления проповеди Луки в пьесе нет. Клещ, Барон, Пепел –
это факты жизни, а надо различать факты от истины».

Следующая загадка

Данная книга предназначена для заглянувших в свою душу людей и ощутивших её (души) действительную убогость, силу и безгранич­ность. Она для людей, задержавших беспрерывный поток своего созна­ния на вопросах сущности бытия, загадках появления на Земле челове­ка и его сознания, их совместной (человека и сознания) мощи и бесси­лия, на загадках сущности человека, его уникальности, тайнах его жизни, на проблеме безграничности знания и незнания, неутолимости познания и желаний, на проблеме проблем — перспективах человека и человече­ства.
Для уже задумавшихся и полюбивших размышления написана эта книга, для тех, кто ищет знание не только как средство, но и как цель.

«Чем умнее человек, тем больше он склонен к непонятному без­рассудству». Л.Вовенарг.
«Кто никогда не совершает безрассудства, тот не так мудр, как ему кажется». Ф. Ларошфуко.


Мой жизненный опыт убедительно говорит о том, что большая часть лю­дей склонна воспринимать себя и окружающий их мир как определённое, очень знакомое и понятное нечто. Они убеждены, что мир и сталкивающиеся с ними люди точно таковы, какими они их видят, слышат и осязают, а знакомые и незнакомые граждане ничем не отличаются от них самих.

Отношения и оценки других людей со стороны большинства определённы и несомненны (хотя, заметим в скобках, преимущественно ошибочны). Часто многое в этой жизни народные массы не устраивает и потому они согласны на перемены, предлагаемые меньшинством. В то же время большинство совершенно не убеждено, что перестроенные ими общество и природа будут лучше имеющихся. И тем не менее эти люди аплодируют и с готовностью идут за реформаторами и революционерами, проклиная в душе последних за нарушение собственного покоя и привычного распорядка жизни.

Сознание большинства, наподобие некоей ёмкости, пронизано и переполнено чужими идеями, проектами, разъяснениями, целями, идеалами и смыслами. Люди почти безоглядно доверяют чужому опыту и знанию, распространяемых с помощью средств массовой информации и пропаганды.

В этом сосуде, наполненном чужим духовным материалом, человеческие единицы крайне редко пытаются найти исключительно своё и, следовательно, СЕБЯ. Большинство людей нисколько не тревожится, что в силу указанного обстоятельства они фактически отсутствуют в мире как духовные феномены, как уникальные, то есть неповторимые личности. Их мало беспокоит, что они представляют собой не субъектов, а лишь средство, не что иное, как чрезвычайно пластичный и удобный материал, которым манипулируют «сильные мира сего».

Можно ли так жить? Разумеется, можно, раз люди так живут и даже в состоянии чувствовать себя в подобных обстоятельствах комфортно! Зачем задаваться вопросами о происхождении и сущности человека, зачем считать себя и других загадочными, таинственными существами? Зачем ломать голову над проблемами судеб человека и человечества, над силой знания и глубиной незнания, над проблемами истины и заблуждения? Зачем все эти «лишние» вопросы, когда жизнь коротка и нужно в ней испытать, пережить, ощутить то, что рядом лежит, живёт, движется, что можно с удовольствием съесть, выпить, пощупать, надеть, чем можно похвастаться перед другими?

Я стараюсь понять этих людей. Я вижу, что они фантазёры мечтающие о не сопоставимых вещах: покое и величии, уважении и безделии, гармонии и разрушении, свободе и зависимости, взаимопомощи и нетерпимости. Очевидно, что они не любят активную деятельность, не выносят свободы, страшатся выбора, хотя и делают вид, что стремятся ко всему этому «как все». Они интуитивно понимают, что такое правильно и хорошо, но предпочитают поступать неразумно. Они немногое знают и умеют, но хотят казаться многознающими и квалифицированными. Они тянутся к правде и чести и в то же время непрерывно лгут и обманывают. Они недолюбливают труд, потому трудятся преимущественно под давлением внешней необходимости или привычки. Они живут в неведении, крепко спят и надеются на лучшее. Как сказано в библии: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5.3). И действительно, в нищете духа многие видят спасение от трудностей общественной и личной жизни.

Предметом их истинного беспокойства бывают только личные проблемы, большинство которых, по их же мнению, можно решить с помощью такого универсального средства, как деньги (материального благополучия).

Разумеется, так живут не все. Имеется значительное творческое меньшинство, для которого подобная характеристика их жизни равнозначна оскорблению. И оно, это меньшинство, право, ибо оно не живёт и не хочет жить подобным образом. Однако большинство существует как факт, и вряд ли мои впечатления очень сильно расходятся с тем, что есть на самом деле, хотя я тоже недостаточно знаю людей и потому могу в них ошибаться.

Не для такого большинства написана эта книга, и в то же время она писалась и не для узкого круга специалистов (профессионалов) в обрасти философских дисциплин.

4. Озверение грозит тому, кто в силах примириться с утратою этой веры; а в ком жажда человечности сильна, тот, утратив веру,

впадает в мрачное
отчаяние и может дойти, как сибиряк, до петли. Поэтому Лука
поддерживает в каждом человеке любимую мечту, в какие бы
фантастические формы она ни отливалась. Анна верит в Царство
Небесное, и Лука ласково и подробно говорит ей о том, что ожидает ее
после смерти" Настя верит в былую свою любовь, и Лука с полным
доверием расспрашивает ее о мелких подробностях ее вымышленного
романа. У кого мечты нет, тому Лука дает ее: Актера манит рассказами
о больнице, в которой радикально излечивают алкоголиков, Пеплу
рисует возможность возрождения в Сибири

Следующая загадка

Чужой компьютер

Novus Ordo Seclorum

Novus Ordo Seclorum

вернуться к странице

Novus Ordo Seclorum

Novus Ordo Seclorum запись закреплена

Загадка человеческого Я | Михайлов Феликс Трофимович.

Более десяти лет назад вышло в свет первое издание этой книги. С тех пор появилось немало новых исследований и, что особенно важно, практических разработок, посвященных сущности и путям формирования человеческой личности. Назрела необходимость нового издания "Загадки человеческого Я", которое учитывало бы все эти изменения. Во втором издании книги кандидата философских наук Ф.Т.Михайлова большое место уделяется проблеме творческого мышления как активного внутреннего диалога.

12. Конечно, Сатин перекликается с этим героем, быть может, даже чуть-чуть заимствован у Гюго. Но Станиславский не умел перенять

Конечно, Сатин перекликается с этим героем, быть может, даже чутьчуть заимствован у Гюго. Но Станиславский не умел перенять его просто
так. Перед ним, художником жизненной правды, неизбежно вставал
вопрос: как такой Сатин впишется в быт и характер ночлежного дома?

15. Конец в пьесе тоже удивительный. Если хотите, это примирение души бывшего человека с судьбой. Судьба берет, конечно, свое: мстя

бывшему человеку за бунт, она приобщает к своим жертвам три
новеньких: во-первых, Клеща, который с этого дня не будет уже
говорить о честном труде и откажется от своей спеси, привыкая к
чарочке и жуликам; во-вторых. Татарина, который сегодня должен
получить из когтей этой судьбы пламенное крещение в алкоголе, чтобы
мало-помалу забыть и Коран, и далекую татарку, "которая закон
помнит". Третья жертва - комическая, это развенчанный властитель Медведев, который сменил сегодня свисток будочника на женину
кофту, становясь таким образом тоже бывшим человеком.
Примирение взбунтовавшейся души с судьбой скрепляется и
своеобразной тризной: погибает в петле самый слабый, самый
доверчивый и самый бестолковый из бывших людей - Актер.

7. Не имея в своем распоряжении реальных средств для борьбы с силой факта, со страшной властью жестокой действительности, Лука

А. С. Глинка. О некоторых мотивах творчества Горького (1906)
Не имея в своем распоряжении реальных средств для борьбы с силой
факта, со страшной властью жестокой действительности, Лука хочет
перехитрить силу факта, обойти его, создать иную действительность,
действительность мечты, вымысла, сказки, обмана и самообмана. Он
хочет переселить несчастного, страдающего, безнадежно задавленного
жизнью человека в мир призраков, красивых иллюзий радостных
фантазий, заставить его жить грезами и снами, и в этом новом мире, в
этой новой реальности, он хочет сделать невозможное возможным,
желаемое -- существующим, а существующее -- призраком, обманом.
Лука стремится оболгать действительность, расцветить, раскрасить
ее миром грез и иллюзий.

5. И. Анненский. Драма на дне (1903). Лука - бегун. Он провел жизнь, полную всего: его мяли до того, что сделали мягким, трепался

он по всем краям, где только говорят порусски, работал, вероятно, вроде того, как мел ночлежку, невзначай,
пил, когда люди подносили, гулял с бабами, укрывался, утешал,
подтрунивал, жалел, а больше всего врал приятно, сказки
рассказывал.
Для него все люди в конце концов стали хороши, но это тот же Горький;
он никого не любит и не полюбит. Он безлюбый. Даже не самые люди
его и интересуют. С их личными делами он долго не возится, потому
что он сторона, как Сократ в Афинах. Да и зачем возиться долго с одним
и тем же людом, если земля широка и всякого человека на ней много.
Лука любит не людей, а то, что таится за людьми, любит загадки жизни,
фокусы приспособлений, фантастические секты, причудливые
комбинации существований. Ему Сатин нравится.

1. Литературная критика о драме М. Горького «На дне»

14. В пьесе три главных элемента: 1) сила судьбы, 2) душа бывшего человека и 3) человек иного порядка, который своим появлением

И. Анненский. Драма на дне (1903).
В пьесе три главных элемента: 1) сила судьбы, 2) душа бывшего
человека и 3) человек иного порядка, который своим появлением
вызывает болезненное для бывших людей столкновение двух первых
стихий и сильную реакцию со стороны судьбы. Центр действия не
остается все время один и тот же, как в старых драмах, а постоянно
перемещается: точнее, внимание наше последовательно захватывается
минутным героем: сначала это Анна и Клещ, потом Лука, Пепел,
Василиса, Настя, Барон, Наташа, Затин, Бубнов и наконец Актер.
Личные драмы то тлеют, то вспыхивают из-под пепла, а по временам
огни их очень затейливо сплетаются друг с другом.

Следующая загадка

6. Старикашка он вообще хитрый, но человека любит открытого, широкого и смелого: такого он называет веселым. Узкие люди ему не по

вкусу, вроде Клеща. "Работы, кричит, нету. Ничего нет". Лука
привык врать, да без этого в его деле и нельзя. А в том мире, где его
носит, без лжи, как без водки, люди не могли бы, пожалуй, и водиться.
Лука утешает и врет, но он нисколько не филантроп и не моралист.
Кроме горя и жертвы, у Горького "На дне" Лука ничего за собой и не
оставил. Но что же из этого следует? Во-первых, дно все-таки лучше по
временам баламутить, что бы там из этого ни выходило, а во-вторых.
во-вторых, чем бы, скажите, и была наша жизнь, жизнь самых мирных
филистеров, если бы время от времени разные Луки не врали нам про
праведную землю и не будоражили нас вопросами, пускай самыми
безнадежными.

9. H. Я. Стечкин Максим Горький, его творчество и его значение в истории русской словесности и в жизни русского общества (1904).

Проповедников в пьесе "На дне" двое: старик-странник Лука и "интеллигентный"
босяк, лишенный прав состояния, пьяница и шулер, Сатин. Лука -- начало
примиряющее, Сатин -- начало протестующее. В конце концов учение Луки
помогает Сатину высказать окончательные положения своего нравственного,
или, вернее, безнравственного кодекса.
Сатин -- порождение самого Горького. Это -- опять человек, приобретший
проповеднические права пьянством, преступлением, полным падением. Сатин
наслушался Луки, соединил его положения со своими и пришел к выводу
совершенного отрицания всего, кроме "человека", имеющего какие-то особые
права потому только, что он -- человек. Главная основа учения Луки потому
сходится с учением Сатина, что для них обоих центром является не то или другое
нравственное правило, не вера во что-либо, а их эгоистическое представление о
человеке как собственном центре и центре всего окружающего. Понятия о вере и
правде считаются Лукой условными. Он видит в них только практическое
применение к каждому отдельному случаю. Луке не "возвышающий обман"
дороже "тьмы низких истин", ему ложь дороже правды, если правда может
обеспокоить человека.

11. Того же ожидал от Станиславского и Горький. Он прямо указал ему на тот романтический образ, который должен послужить ему

камертоном
для настройки себя на роль. Как пишет об этом, со слов Станиславского,
Н. Е. Эфрос, «Горькому хотелось, чтобы Станиславский в Сатине чем-то
напоминал дон Сезара де Базана, и это очень смущало Станиславского,
казалось ему как бы капризом и даже убогостью художественного
вкуса».
Дон Цезарь (или Сезар) де Базан — герой «Рюи Блаза» Гюго был
хорошо известен Станиславскому по исполнению этой роли
А. П. Ленским, одним из любимейших его актеров Малого театра. Он
дворянин, возненавидевший свое сословие, ушедший в бродяги и
разбойники. Его приключения невероятны, а судьба жестока. При этом
он человек жизнерадостный, остроумный и, выпив вина, склонный к
философии: «Давай поговорим. Что значит — человек?»

10. Радищева О. А. Станиславский и Немирович-Данченко: История театральных отношений: 1897 – 1908. М.: Артист. Режиссер. Театр,

Радищева О. А. Станиславский и Немирович-Данченко: История
театральных отношений: 1897 – 1908. М.: Артист. Режиссер. Театр,
1997.
С ролью Сатина все обстояло очень сложно. Станиславский, правда,
слегка презирал Сатина, и не только в четвертом действии. Уже во
втором действии он называл его лентяем. Его нынешняя жизнь в
ночлежке казалась Станиславскому нравственно ниже его прошлой
жизни. Станиславский считает, что, опустившись, Сатин стал
«забулдыгой». Весь его талант в том, что он «пьяный кабацкий оратор».
Для Горького падение Сатина означает его духовный взлет к свободе.

13. Этот трагизм внешних положений обитателей ночлежки, безвозвратно опустившихся на дно жизни, еще боле усиливается характерной

А. С. Глинка. О некоторых мотивах творчества Горького (1906)
Этот трагизм внешних положений обитателей ночлежки, безвозвратно
опустившихся на дно жизни, еще боле усиливается характерной для
последних произведений Горького атмосферой, густо насыщенной
философскими проблемами, беспокойством о жизни, о правде, о
человеке, о Боге. Загадка человеческого существования, загадка
смысла жизни обострена здесь до последней степени и трагически
обнажена. Люди болеют здесь от голода, от неустройств жизни,
заброшенности и ненужности; но еще более они болеют и мучаются -от голода духовного, от неутоленной идейной жажды осмыслить
жизнь, от тоски по правде, по нравственному успокоению, от душевной
пустоты, от мучительного, ноющего сознания бессмыслицы жизни
вообще. Бывшие люди Горького, обитатели дна, как и вообще его
босяки, -- философы по преимуществу.

Читайте также: