Вселенная это с точки зрения астронома загадка

Обновлено: 22.11.2024

На уроке мы узнали, что астрономия – наука о небесных или космических телах.

Вселенная или Космос – это необъятное пространство со звёздами, планетами, небесными телами. Планеты – это холодные небесные тела, не излучающие собственного света. А звёзды – это огромные, раскалённые газовые шары, излучающие свет. Звёзды бывают жёлтые, белые, голубые, красные.

Во Вселенной огромное количество звёзд. Мы их видим крохотными светящимися точками, потому что они находятся на громадном расстоянии от Земли. Многие звёзды для удобства люди объединили в группы-созвездия.

Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Как и другие звёзды, это огромное раскалённое космическое тело, которое излучает свет и тепло. Солнце – центр Солнечной системы. Солнечная система – это Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела. В неё входят восемь планет с их спутниками и космическими телами: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Светят планеты не своим, а отражённым солнечным светом, как зеркала. Каждая планета имеет форму, похожую на шар, вращается вокруг своей оси и обращается вокруг Солнца по собственной орбите.

Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за сутки. Так происходит смена дня и ночи. Когда Солнце освещает одну половину Земли, другая находится в её собственной тени. Там стоит ночь. Время полного оборота Земли вокруг Солнца равно одному году.

Просто теория или спасение человечества: зачем нужна астрономия

– Какие главные задачи ставит перед собой астрономия сегодня?

Альберт Эйнштейн считал, что гравитационная волна – это возмущение пространства-времени, создаваемое любой материей, движущейся с ускорением. Так называемая рябь пространства-времени от столкновения двух черных дыр была зафиксирована сотрудниками Массачусетского и Калифорнийского технологических институтов, что подтвердило доводы Эйнштейна. По словам директора обсерватории LIGO Дэвида Ритце, это открытие сопоставимо с изобретением телескопа, сделанным Галилеем более 400 лет назад.

Согласно теории относительности, из-за излучения гравитационных волн две черные дыры, вращаясь друг вокруг друга, теряют энергию. В результате они начинают медленно сближаться до тех пор, пока не произойдет столкновение, после которого две черные дыры превратятся в одну "черную звезду", что в итоге приводит к излучению гравитационных волн.

Профессор Анатолий Засов: Фундаментальных вопросов довольно много. В первую очередь, это формирование звезд и планетных систем, образование и эволюция галактик, а также активные процессы, происходящие на звездах: в частности, механизмы звездных и солнечных вспышек или процессы, приводящие к взрыву звезд.

Не менее актуальная задача – проблема темной материи, которая существует, но никто пока не знает, из чего она состоит. И, конечно, физические процессы, связанные с гигантским выделением энергии сверхновыми звездами, источниками гамма-всплесков, активными ядрами галактик и другими аспектами. Информации из наблюдений сейчас получено много, но чем больше мы углубляемся в ту или иную проблему, тем больше вопросов возникает. Перечисленными вопросами, как и другими, здесь не упомянутыми, сейчас активно занимаются, чтобы добиться большей ясности в понимании того, как устроен мир.

"Это наш город": курсы астрономии для взрослых пройдут в планетарии

– Как происходящие в космосе процессы влияют на жителей Земли?

Анатолий Засов: Смотря о каких процессах мы говорим. Например, вспышки на Солнце влияют на земную атмосферу и опосредованно – на живые организмы. Существует научное направление, которое так и называется – "Солнечно-земные связи". В подмосковном Троицке есть центр космической погоды, где делают конкретные прогнозы относительно ожидаемых вспышек на Солнце и их последствий. Сильные вспышки могут навредить не только людям на Земле, но и космическим аппаратам, как и самим космонавтам, которые не защищены земной атмосферой во время пребывания в космосе.

Юрий Ефремов: Если говорить о воздействии небесных тел на Землю, то прежде всего оно идет от самого Солнца. Мощная вспышка на его поверхности приводит к возмущению магнитного поля Земли, что сказывается на радиосвязи и системах навигации. Подобная вспышка – мощнейшая за всю историю наблюдений геомагнитная буря – была замечена еще в XIX веке английским астрономом Ричардом Кэррингтоном.

– Влияют ли другие галактики на развитие нашей, и как это проявляется?

Юрий Ефремов: Нет, другие галактики слишком далеки. На Млечный путь не могут повлиять и вспышки сверхновых звезд, находящихся в других галактиках. Однако такие вспышки в нашей Галактике, происходящие вблизи Солнечной системы, могут оказать губительное воздействие на земную жизнь. Пока таких вспышек зафиксировано не было, однако кандидаты в близкие сверхновые звезды, способные вспыхнуть в конце своей эволюции, все-таки существуют.

Как рождаются и умирают звезды

– Какое практическое применение находит астрономия в реальной жизни?

Анатолий Засов: Человек должен понимать природу тех объектов и явлений, которые его окружают. Исторически же астрономия сыграла колоссальную роль в развитии цивилизации, в частности в разработке методов навигации по звездам и в формировании систем счета времени, календарных систем. Сегодня астрономия также задействована в работе систем навигации, которая уже работает с помощью навигационных спутников. Кроме того, астрономические данные помогают в предупреждении астероидной опасности.

Предотвратить столкновение астероидов с Землей пока вряд ли представляется возможным, но отследить потенциально опасные объекты, предвидеть развитие событий и предпринять какие-либо меры мы можем. Вполне вероятно, что через десятилетия мы научимся отводить такие опасные объекты от Земли – это тоже одна из прикладных задач, решаемых с использованием астрономии.

– Стоит ли готовиться к возможным столкновениям астероидов с Землей уже сейчас?

Анатолий Засов: Локально-опасные столкновения происходят примерно раз в сто-двести лет, так что их вероятность достаточно мала. Гораздо большей опасности люди подвергают себя, когда ходят по улицам с оживленным автомобильным движением. Глобальные катастрофы происходят раз в десятки миллионов лет. По крайней мере, в ближайшее время глобальных катастроф не предвидится.

Разгадки вселенной: теория большого взрыва и вероятность конца света

Фото: AP/Paul White

– Насколько оправдана теория Большого взрыва?

– То, что Вселенная расширяется, можно считать доказанным фактом. Расширение Вселенной было предсказано еще до своего открытия. Оно следует из простых принципов: если материя и сила притяжения (зависящая от массы, но не зависящая от других свойств вещества) между всеми ее элементами существует, то можно показать, что безграничная статичная Вселенная неустойчива – она должна либо расширяться, либо сжиматься. Расширение пространства – это область исследований, которая очень быстро развивается. За последние пару десятков лет было получено несколько дополнительных убедительных научных аргументов в пользу расширения, помимо тех данных, на основании которых это расширение было открыто.

– До каких пределов Вселенная продолжит расширяться?

"Москва гид": Базовый курс о космосе

– На какой стадии расширение Вселенной находится сейчас?

– На стадии ускорения этого процесса. Темпы расширения Вселенной медленно, но верно ускоряются. Есть разные варианты развития характера расширения в очень далеком будущем, через десятки миллиардов лет – пока нельзя сделать какие-то определенные выводы на столь далекий период. Однако сам факт расширения и постепенного уменьшения плотности Вселенной говорит о том, что в окружающем мире происходят необратимые изменения, и рано или поздно существующие сейчас звезды окончат свой жизненный путь, при этом новые не возникнут – наступит темнота.

– То есть Вселенная будет расширяться бесконечно, при этом рано или поздно может наступить глобальная темнота? Как такое возможно?

– Если Вселенная будет бесконечно расширяться и уменьшать свою плотность, со временем новым звездам будет просто не из чего образовываться. Рано или поздно все звезды пройдут свой жизненный цикл и затухнут. Старение звездных систем наблюдается уже сейчас. Эти необратимые изменения заметны, если сравнить по звездному составу очень далекие от нас галактики с теми, что расположены относительно близко. Мир эволюционирует так, что постепенно уменьшается число молодых звезд, галактики стареют. Хотя пока не умерла ни одна галактика – их возраст еще не столь велик. Поэтому говорить о том, что свечение звезд практически исчезнет, можно только в контексте гигантских промежутков времени, исчисляемых сотнями миллиардов лет.

– Значит ли это, что конец света неизбежен?

– В каком-то смысле – да, только это произойдет через огромный промежуток времени, и не мгновенно. Это будет очень медленное затухание всех природных процессов. При этом сама материя все равно никуда не денется – она останется, просто ее средняя плотность и температура будет стремиться к нулю.

– Влияет ли расширение Вселенной на нашу Солнечную систему?

– Солнечная система, как и вся наша Галактика, не принимает участия в расширении Вселенной. Расширение – это увеличение расстояния между телами, которые гравитационно не связаны друг с другом. Каждая галактика живет своей жизнью и не реагирует на расширение пространства.

Следующая загадка

Цели: познакомить учащихся с правилами пользования учебником, целями и задачами раздела; рассказать о мире с точки зрения астронома.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций; коммуникативные — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; регулятивные — понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний; личностные — строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, тексты для работы в группах и текст о Солнце на карточках, шапочка астронома, школьный словарик «Планеты. Звезды. Созвездия» (М.: ВАКО), энциклопедии, пластилин для моделирования.

I. Организационный момент

Вот книжки на столе, а вот тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки

И недосуг дуть на корабль бумажный —

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

— А почему он важный? Постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.

(Учитель проверяет готовность к уроку.)

II. Актуализация опорных знаний

1. Знакомство с учебником

- Прочитайте название нашего учебника. Это новый для нас предмет? (Этот предмет мы изучаем с 1 класса.)

- О чем мы говорили на уроках по этому учебному предмету? (О природе, животных, растениях, человеке, о безопасности и здоровье и пр.)

— Что вы можете сказать об учебнике? (Он, как и в 1—3 классах, состоит из 2 частей. Авторы: А.А. Плешаков, ЕЛ. Крючкова.)

— Откройте книгу первой части учебника на последних страницах и просмотрите содержание. Какие разделы мы будем изучать? (Дети читают содержание, называют разделы.)

В этом году нам предстоит узнать много нового, быть астрономами и географами, историками и экологами, наблюдателями и исследователями, путешествовать по воде и суше, освоить космическое пространство и опуститься глубоко под землю, узнать о прошлом и настоящем нашей родины.

— Сколько разделов в первой части учебника? (3 раздела: «Земля и человечество», «Природа России» и «Родной край — часть большой страны».)

— Какая тема вас заинтересовала? (Ученики перечисляют понравившиеся темы.)

— Анализируя содержание, вы можете сказать о том, какую работу мы будем продолжать на уроках по ознакомлению с окружающим миром? (Мы будем работать над проектами, проверять себя и оценивать свои достижения.)

— Откройте учебник на с. 204. Сколько тем для работы над проектами предлагается авторами учебника? (14 тем.)

— Предлагаю вам дома внимательно ознакомиться с темами проектов и выбрать любую из предложенных, можно и самим ее сформулировать. На следующем уроке вы сообщите свои темы и, может быть, объединитесь в группы. В учебнике на с. 205 дана памятка «Как работать над проектом», которую вам нужно будет прочитать.

— Обратите внимание и на условные обозначения, которые встретятся на страницах учебника. (Ученики рассматривают условные знаки, читают, что они обозначают, на обороте титульного листа учебника.)

— В конце учебного года вам предстоит сдать свои учебники в библиотеку. Вспомните правила обращения с учебной книгой. (Ответы детей.)

Памятка «Как сохранить учебные книги для будущих учеников»

1. Оберни учебник специальной обложкой.

2. Подпиши свой учебник.

3. Имей закладку.

4. Не клади в учебник карандаш, ручку и другие предметы.

5. Не загибай углы, не рви, не рисуй, не делай никаких пометок.

6. Не перегибай учебник.

7. Испорченный или утерянный учебник замени.

8. Если книга порвалась, подклей ее.

2. Знакомство с учебными пособиями

Что еще, кроме учебника, нам понадобится на уроках по предмету «Окружающий мир»? (Ответы детей.) Проверим, открыв рабочие тетради на с. 4-5. (Ученики знакомятся с пособиями, представленными на развороте в рабочей тетради. Учитель также может их продемонстрировать.)

А еще нашими помощниками будут школьные словарики издательства «ВАКО», энциклопедии, ресурсы сети Интернет. (Учитель показывает школьные словарики, энциклопедии.)

3. Проверка домашнего задания на лето

(Дети рассказывают о своих наблюдениях, показывают работы, выполненные летом.)

III. Самоопределение к деятельности

- Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название первого раздела. («Земля и человечество».)

- Прочитайте, чему вы будете учиться, изучая этот раздел.

- А теперь отгадайте загадку.

С телескопом много лет

Изучает жизнь планет.

Как ученого мы зовем?

Кто же это? (Астроном.)

- Что вы знаете об астрономах? (Высказывания детей)

- Кто догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей.)

IV. Постановка проблемы Работа в группах

- Для чего будем изучать данную тему? Предлагаю прочитать текст и ответить на этот вопрос.

Астрономия является одной из старейших наук. Она оказывает огромное влияние на развитие других областей знаний о действительности.

В 2009 г. мир отметил 400-летие наблюдения звездного неба с помощью телескопов. В 1609 г. итальянский ученый Галилео Галилей первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Он обнаружил, что на Луне есть горы, а на Солнце — пятна, что у Юпитера есть спутники, у Сатурна — кольца, а Млечный Путь состоит из звезд.

В 1960-е гг. с помощью космических аппаратов, созданных российскими учеными, были открыты для всего человечества новые знания о Луне, Венере, Марсе. Космонавтика — одно из немногих направлений науки, где наша страна сохраняет лидирующие позиции в мире. И все это потому, что астрономия, преподаваемая в школах, открывает детям прекрасный и загадочный мир Вселенной! Именно из бывших школьников, влюбившихся в звездное небо, вышли талантливые конструкторы и космонавты — ученые международного уровня.

— Так для чего нужно изучать данную тему? (Высказывания детей.)

V. Открытие нового знания

1. Работа по учебнику

— Откуда можно получить информацию? (Из нашего учебника, учебных пособий, Интернета.)

— А еще помогут знания, которые у нас имеются. Откройте учебник на с. 4. Прочитайте задание. Вам предлагается составить рассказ о мире с точки зрения астронома. А кто такой астроном? (Специалист, изучающий небесные тела — звезды, планеты.)

(Заслушать 1—2 рассказа. Рассказчику можно надеть шапочку астронома.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Астрономия - самая древняя из наук. Первых астрономов называли звездочетами. Люди наблюдали за звездами на протяжении всей истории существования человечества. Искусными наблюдателями были вавилоняне, а также египтяне, которые строили пирамиды в соответствии с расположением звезд в определенных созвездиях. Около 2800 г. до н. э. в Британии началось сооружение комплекса Стоунхендж, который, возможно, служил обсерваторией.

С точки зрения астронома, мир — это Вселенная, или Космос — все необъятное пространство с планетами и звездами, другими небесными телами. Наша планета Земля, ее растения и животные, ты и я — это все Вселенная. Ученые полагают, что наша Вселенная возникла в результате так называемого Большого взрыва, произошедшего около 14 млрд лет назад. Все это время Вселенная расширяется. Материя в начале расширения Вселенной была не только сверхплотной, но и очень горячей. Наблюдаемый разлет галактик и их скоплений - результат Большого взрыва.

- Выполним задание 3 на с. 6 рабочей тетради (Ученики, пользуясь учебником, подписывают названия планет.

VI. Первичное закрепление

Работа в группах

- А теперь построим модель Солнечной системы поработаем в группах. Распределите обязанности (Ученики из пластилина строят модель Солнечной системы.)

VII. Физкультминутка

VIII. Работа по новой теме

- Отгадайте еще одну мою загадку.

В дверь, в окно стучать не 6yдет:

А взойдет и всех разбудит. (Солнце)

- Что вы можете рассказать о Солнце? (Высказывание дётёй.)

Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце. Они называли его по-разному: в Древней Греции и Египте — Ра, а наши предки славяне — Ярило. В честь солнца слагали гимны. Вот один из гимнов древнегреческого поэта Гомера:

Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила,

Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы.

Солнце — друг земледельца, ко всем морякам благосклонно.

Солнце — дней и ночей божество, венец и начало.

Только его одного из богов, царящих в мире

Нам дано лицезреть.

2. Работа в парах

Продолжить разговор о Солнце с научной точки зрения поможет статья на с. 6—7 учебника. Работать предстоит в парах. Вы будете не просто читать текст учебника, предстоит выполнить задание.

- Посмотрите на текст на карточках, которые лежат у вас на парте. Как вы думаете, каким будет задание? (Вписать в текст недостающие данные.)

Солнце — ближайшая к Земле . Это огромное . космическое тело. Солнце имеет форму. Диаметр Солнца в. раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в. раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца — . км. Температура на поверхности Солнца - …. Градусов, а в его центре — . градусов.

(Проверка текстов. Предложения зачитывают по очереди)

3. Работа с CD (электронное приложение к учебнику)

IX. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока? (Посмотреть на мир глазами астронома.)

— Какие новые знания вы получили? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 7 учебника.)

X. Рефлексия

— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что. » Отвечайте по цепочке.

(Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Выбрать тему проекта.

2. Прочитать текст на с. 4—8 учебника, ответить на вопросы.

3. Выполнить задания 4—6 на с. 7 рабочей тетради.

Дополнительный материал

-82%

Следующая загадка

О том, почему изучение звездного неба необходимо для человечества, что ждет Вселенную в будущем, насколько оправдана теория Большого взрыва, возможна ли жизнь на других планетах и наступит ли конец света с астрономической точки зрения, читайте в этом материале.

Фото: ТАСС/Сергей Метелица

Достижения и боль современной науки

Кадр из сериала "Теория Большого взрыва"

– Как эволюционировала астрономия за последние несколько десятков лет?

Фото: ТАСС/Павел Комаров

– Каких научных результатов помог достичь запуск Большого адронного коллайдера?

– Запуск БАК помог прежде всего проверить, правильно ли мы понимаем физику элементарных частиц, и открыть новые, в том числе заранее предсказанные частицы. С помощью коллайдера была обнаружена такая частица как бозон Хиггса, играющая очень важную роль в физике элементарных частиц. Но некоторые предсказанные ранее частицы, как оказалось, не существуют.

– Для чего предназначен расположенный в подмосковной Дубне российский коллайдер NICA?

– Это международный проект, перед которым стоят уже немного другие задачи. Одна из его целей – добраться до особого состояния вещества, известного пока только теоретически. Речь идет о кварк-глюонной плазме, не наблюдаемой в обычных условиях и состоящей из частиц, которые еще в начале Большого взрыва образовали протоны и нейтроны. Предполагается, что именно из этого состояния плазмы началось развитие нашей Вселенной. Коллайдер в Дубне будет разгонять до околосветовых скоростей и сталкивать между собой атомы тяжелых элементов. Оригинальность конструкции и постановки задач позволит этому ускорителю занять свою нишу в исследовании микромира.


– Как вы оцениваете будущее отечественной астрономии в контексте мировой науки?

Юрий Ефремов: Я считаю, что, к сожалению, будущее астрономии в России плачевно, как и всей фундаментальной науки. Многие представители оборонной отрасли уверены, что отечественная наука сделала свое дело, дав нашей стране ядерные бомбы и ракеты. Но это мнение ошибочно.

Астрономия на Западе развивается очень быстро, однако в России эта сфера пока находится в квазистабильном состоянии – мы отстали от зарубежных коллег примерно на 20-30 лет. Эйнштейн в свое время отметил, что "интеллектуальные орудия, без которых не было бы возможно развитие современной техники, пришли в основном от наблюдений звезд". Нам грозит превращение в страну третьего мира, если в нашей стране сохранится нынешнее отношение к науке, ученым и, в частности, к астрономии.

– Как сегодня работают с астрономическими данными? Насколько далеко технологии зашли в этом направлении?

Юрий Ефремов: Массивы астрономических данных огромны, и без современной компьютерной техники их нельзя было бы ни получить, ни сохранить, ни осознать. Сейчас в мире работают около 30 телескопов, превосходящих по размеру зеркал наш БТА (Большой телескоп азимутальный) –
крупнейший в Евразии оптический телескоп, диаметр главного монолитного зеркала которого составляет 6 метров. Этот отечественный телескоп около 20 лет оставался крупнейшим в мире. Однако современные технологии сильно шагнули вперед.

Фото: ТАСС/Станислав Красильников

– Насколько далеко можно заглянуть в космос с помощью телескопов?

Анатолий Засов: Современные телескопы не рассчитаны на то, чтобы в них просто смотрели, – изображение фиксируется полупроводниковыми детекторами, похожими на те, что работают в цифровых фотоаппаратах. Самые далекие объекты, которые можно отыскать на небе с помощью телескопа и получить их спектры, удалены от нас настолько, что свету потребовалось более 13 миллиардов лет при скорости 300 тысяч километров в секунду, чтобы дойти до нас.

Анатолий Засов: Астрономия в школе, безусловно, нужна. Я работаю со студентами и вижу, насколько сильно упал уровень школьной подготовки по астрономии, как и по другим дисциплинам. К сожалению, только очень небольшой процент выпускников школ имеют правильное представление об окружающем астрономическом мире. Надо помнить, что наша страна открыла человечеству дорогу в космос, – и это выигрышный момент для изучения данной науки. Другое дело, что астрономия – достаточно сложный предмет для школьных учителей и лишь немногие педагоги могут сделать его информативным, глубоко научным и увлекательным. Поэтому я считаю, что полноценное введение этого предмета должно начинаться с педагогического образования в вузах и подготовки нового поколения учителей астрономии и физики.

Черные дыры, рождение новых звезд и жизнь на других планетах

Во Вселенной кроется множество загадок, включая природу черных дыр, возникновение новых небесных объектов и вероятность наличия жизни на других планетах. Подробнее расскажут сами астрономы:

– Действительно ли существуют другие планеты, на которых возможна жизнь?

Юрий Ефремов: Одной из важнейших задач астрономии остаются поиски жизни на планетах, обращающихся вокруг других звезд, – к настоящему моменту найдено около четырех тысяч планет, расположенных вне Солнечной системы. Относительно недавно на одной из них обнаружили условия, подходящие для жизни земного типа – речь идет о планете возле ближайшей к Солнечной системе звезды Проксима Центавра. При этом никаких признаков жизни на ней пока еще не обнаружили. Эта загадка остается с нами по сей день.

Анатолий Засов: Сегодня известно всего несколько планет, которые, исходя из их параметров и получаемой от ближайшей звезды энергии, позволяют допустить, что они похожи на Землю и на их поверхности есть жидкая вода. Считается, что это обязательное условие для появления на планете жизни, хотя гарантий для ее возникновения вода не дает.

– Как обнаруживают возникновение новых звезд?

Анатолий Засов: Не новых, а молодых. Новыми звездами называют те, которые могут появиться на небе за несколько дней, а потом погаснуть. Если речь идет о молодых звездах, то они обладают определенными характеристиками. Только среди них встречаются звезды, значительно более массивные, чем наше Солнце. Они всегда наблюдаются в тех областях, где происходит процесс звездообразования. Звезды не возникают поодиночке – они рождаются группами, и места их рождения всегда связаны с холодной газовой материей. Наиболее массивные звезды заставляют окружающий их газ светиться. Ученые видят области, где концентрируется светящийся газ, и понимают, что здесь происходит формирование звезд.

Астрономы обнаружили уменьшенную версию Солнечной системы

– Почему изучение сверхновых звезд так важно для науки?

Анатолий Засов: Сверхновые звезды играют колоссально важную роль в природе. Это поставщики тяжелых элементов, таких как железо, отвечающее в том числе за красный цвет человеческой крови. Изучение этих звездных взрывов важно для исследования эволюции окружающего мира. Однако здесь важно понимать, что специальной цели узнать, как поведение звезд может сказаться на людях, в процессе исследования астрономических объектов не ставится. Мы просто изучаем, что происходит в окружающем нас мире. При этом в будущем может оказаться, что эти знания смогут предупредить человечество от возможной опасности. В целом же астрономические исследования проводятся независимо от возможности практического применения полученных результатов.

– Что скрывают черные дыры и что бы произошло с человеком, если бы он попал туда – чисто теоретически?

Анатолий Засов: Черные дыры ничего не скрывают. Они не имеют ни цвета, ни запаха, ни поверхности, и отличаются друг от друга только массой и моментом вращения. Они не выпускают свет, потому и не видны. Если бы человек приблизился к черной дыре звездной массы, его бы просто разорвало на части. Сегодня уже есть надежная информация, подтверждающая наличие очень массивных черных дыр в ядрах галактик. Черные дыры могут образовываться и при сжатии массивных звезд, вернее их центральных ядер.

Существование черных дыр доказано, я бы сказал, на 99 процентов. Однако один процент неопределенности пока остается, поскольку существуют некоторые модификации теории гравитации, допускающие сильное сжатие вещества без некоторых так называемых странностей теории относительности Эйнштейна, к которым в том числе относят изменение свойств пространства и времени. Например, считается, что у черной дыры нет поверхности, в то время как некоторые теории существование этой поверхности допускают. Поэтому стопроцентного понимания того, что собой представляет данная область пространства-времени, нет. Вместе с тем маловероятно, что мы ошибаемся в общем представлении о том, что такое черная дыра.

Следующая загадка

Солнечная система – это Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела.

Орбита – путь движения планет.

Звезда – небесное тело, раскалённый газовый шар.

Созвездие – группа звёзд, расположенных в звёздном небе.

Плеяды — скопление звёзд в созвездии Тельца.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 4 кл.: В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2016. С.4-20.
  2. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 4 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2016.
  3. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2016.
  4. Плешаков А. А .От земли до неба. Атлас-определитель: кн.для учащихся нач.кл., М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Первыми людьми, наблюдавшими за небесными светилами, были звездочёты. В современном мире таких учёных называют астрономами. Астрономия – это наука о небесных, или, космических, телах. В переводе с греческого языка «астрон» - звезда, «номос»- закон. Астрономия – самая первая и старейшая из всех наук. Об этом свидетельствуют рисунки, обнаруженные на стенах пещер и камнях. С точки зрения астрономов мир – это Космос или Вселенная. До сих пор, она таит много тайн и неразгаданных загадок.

Вселенная или Космос – это необъятное пространство со звёздами, планетами, небесными телами. Планеты – это холодные небесные тела, не изучающие собственного света. А звёзды – это огромные, раскалённые газовые шары, излучающие свет. Звёзды бывают желтые, белые, голубые, красные. От чего зависит цвет звезды? Цвет зависит от температуры их поверхности. Самые яркие и раскалённые – голубые звёзды. Их температура около тридцати тысяч градусов. У белых звёзд температура на поверхности составляет около десяти тысяч градусов. У красных звёзд температура поверхности самая низкая – около трёх тысяч градусов.

Во Вселенной огромное количество звёзд. Мы их видим крохотными светящимися точками, потому что они находятся на громадном расстоянии от Земли. Звёзды различаются по величине. Встречаются гиганты и карлики. Многие звёзды для удобства люди объединили в группы-созвездия, каждому присвоили название: созвездие Большой медведицы, созвездие Малой медведицы, созвездие Большой Пёс, Созвездие Телец и многие другие. В наше время всё звёздное небо разделено на восемьдесят восемь созвездий. Сорок семь из них названы в честь мифических героев. В давние времена звёзды служили компасом для путешественников и мореплавателей. По звёздам предсказывали погоду, узнавали время.

Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Как и другие звёзды, это огромное раскалённое космическое тело, которое излучает свет и тепло. Температура на поверхности Солнца 6 тысяч градусов, а в центре примерно 15-20 миллионов градусов. Человеку трудно представить такую температуру, так как температура нашего тела 36,6 градусов. При 100 градусах кипит вода в чайнике. При 1500 градусах плавится сталь. Учёные установили, что диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты. Масса Солнца примерно в 330 тысяч раз больше массы Земли! Если представить Солнце в виде апельсина, то Земля будет с маковое зёрнышко. Но в сравнении с размерами других звёзд Солнце – небольшая звезда, её называют жёлтым карликом. Солнце – центр Солнечной системы.

Солнечная система – это Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела. В неё входят восемь планет с их спутниками и космическими телами: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Светят планеты не своим, а отражённым солнечным светом, как зеркала.

Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Диаметр её 4880 километров. Её считают самой маленькой и быстрой планетой, так как она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днём на Меркурии жара, а ночью – ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная. Получила своё название в честь римского бога торговли.

Венера вторая от Солнца планета носит имя богини красоты и выглядит как яркая звезда. Она может сиять серебристым светом. Очень похожа на Землю, даже размером. Венера окружена толстым слоем облаков, но её атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.

Третья планета от Солнца – Земля. Это сравнительно небольшая планета. Её диаметр 12 740 километров. У Земли есть один естественный спутник Луна. Луна – огромный, холодный, твёрдый шар, который движется вокруг Земли и вместе они обращаются вокруг Солнца.

Четвёртой от Солнца планетой является Марс, названный в честь римского бога войны. Поверхность планеты содержит большое количество железа, который окисляется и даёт красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника Фобос и Деймос. Ночью температура опускается до минус 85 градусов.

Юпитер – самая большая в Солнечной системе. Диаметр Юпитера в 11 раз, а масса в 318 раз больше Земли. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет 16 спутников, а в его атмосфере постоянно бушуют мощные ураганы. Планета названа в честь самого главного римского бога Юпитера.

Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога земледелия. Сатурн окружен множеством ярких колец, состоящих из камней, обломков, глыб.

Уран состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов.

Планета Нептун носит имя римского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна минус 200 градусов.

Каждая планета имеет шарообразную форму, вращается вокруг своей оси и обращается вокруг Солнца по собственной орбите.

Смена дня и ночи.

Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за сутки. Так происходит смена дня и ночи. Когда Солнце освещает одну половину Земли, другая находится в её собственной тени. Там стоит ночь. Время полного оборота Земли вокруг Солнца равно одному году. Из-за наклона наша планета, двигаясь вокруг Солнца, как бы подставляет ему то северную часть, то южную. Поэтому происходит смена времён года.

Днём солнечные лучи освещают нашу планету, и мы не видим сияние звёзд. Вечером после захода Солнца, нам открывается великая книга – звёздное небо- которую может читать каждый человек, имеющий достаточно знаний. Учёные разных стран изучают планеты и их спутники с помощью мощных телескопов и автоматических межпланетных станций. Такие станции уже побывали на Луне, Венере, Марсе, а многие космические тела были сфотографированы с близкого расстояния.

Читайте также: