Восьмое чудо света загадка

Обновлено: 22.11.2024

Этот артефакт также называют «Баболовской Чашей», «Ванной Российской Империи», «Гранитным шедевром» и «Восьмым чудом света». Между тем вы не найдете его ни в одном популярном путеводителе по Санкт-Петербургу и пригородам.

Оказывается, не все знают про шедевр каменного мастерства наших предков — гигантскую ванну, до изготовления подобного не было дела ни мастерам древнего Египта, ни другим древним культурам. И почему широко не афишируется это изделие как технологические достижения наших предков — мне не понятно.

Размер изделия настолько огромен, что в него с трудом можно поверить. И вполне возможно, что это наследие от более древних, допотопных жителей этого региона.

В Царском Селе, на окраине Баболовского парка, стоят руины Баболовского дворца. Если заглянуть через стенной пролом внутрь восьмиугольной башни, то вашему взору предстанет гигантская гранитная чаша, колоссальный монолитный бассейн, высеченный из единого куска красного гранита, высотой около двух метров и диаметром более 5 метров. Это и есть знаменитая баболовская чаша.

Баболовский дворец был построен в эпоху Екатерины Второй (1785 г.), как одноэтажная дача-купальня для летнего отдыха. Здание красного кирпича выполнено в модном тогда готическом стиле и гармонично вписано в парковый ландшафт.

Внук Екатерины Александр1 любил это место, и как утверждают, имел здесь интимные свидания. Александр произвел перепланировку дворца и заказал вместо беломраморной, гигантскую гранитную ванну, которую подрядился изготовить известный петербургский мастер- каменотес Самсон Суханов.

Придворный инженер Бетанкур обратился к известной артели каменотесов, и Суханов заключил в 1818 году договор на изготовление ванны, запросив за свою работу 16 тысяч рублей.

В 1818 году в Баболово с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн. Мастерам оставалось отсечь всё лишнее (120 тонн). Работа заняла 10 лет и была выполнена в срок с самым высоким качеством. В результате получилась полированная гранитная ванна: высота 196 см, глубина 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Данные по водоизмещением 8 тыс. ведер, согласно расчетным данным — 12 тонн воды.

При этом мастера продемонстрировали удивительное чувство камня. Толщина стен чаши минимальна – 45 см, что позволяет выдержать давление многотонной массы воды, но при этом является пределом для хрупкого гранита. Искусствовед, профессор Я. Зембицкий говорил, что «сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита».

После того как были завершены камнерезные работы, вокруг ванны возвели стены – восьмиугольную башню. По периметру помещения на кронштейнах были сделаны чугунные мостки с перилами, спусками, и смотровыми площадками.

Современников озадачивает тот факт, что в Ванне нет сливного отверстия, а также отсутствуют какие-либо технические возможности для подачи и подогрева воды. «Дырочка», на дне ванны никак не тянет на сливное отверствие и скорее всего сделана относительно недавно.

Сегодня существуют две версии объясняющие предназначение баболовской чаши.

Версия первая – бытовая. По традиции летние сезоны Романовская Семья проводила в Царском или Петергофе. Монархи тоже потеют. В жаркие дни существовала потребность освежиться в прохладной воде. Поскольку августейшим особам, особенно дамам, не пристало оголяться публично, то они могли сделать свой refreshing в этом бассейне.

Почему бассейн не из полипропилена?- Да потому, что иных материалов, кроме гранита тогда не было. Почему вода не подогревалась? — Так потому что этот бассейн планировалось использовать только в летнее время и только для охлаждения.

Скорее всего, после завершения основных работ, в связи со смертью Заказчика (Александра1) наследники отказались от устройства бассейна, решив демонстрировать ванну как предмет камнерезного искусства. Таким образом, подобно «Царь пушке» и «Царь-колоколу», «Царь ванна» ни разу не использовалась по своему прямому назначению.

Вторая версия — «масонская». Её сторонники рассматривают баболовский дворец с чашей как будущий главный масонский храм. При этом в декорациях дворца «специалисты» усматривают многочисленные масонские знаки. Эта версия плохо согласуется с тем фактом, что в 1822 году Александр1 издал высочайший рескрипт «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». Трудно поверить, что Александр1, уничтожая ложи, оставил одну для себя.

Есть и третья версия, — космическая. Некто, Ю. Бабиков, пишет: «Нет сомнений в том, что сама чаша — элемент антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи..»

Двадцатый век не пощадил Баболовский парк и дворец. Сначала прекратили ухаживать за парком, потом пилили на хознужды столетние деревья, потом пришла война и разрушила дворец. Но чаша сохранилась до наших времен в целости и сохранности! Немцы не смогли её вывезти, потому что в этой части Европы у них не было технических возможностей поднять и перевезти 50 тонного гиганта.

Сегодня стоимость восстановления Баболовского дворца и прилегающей местности определяют в 100 миллионов долларов. Но инвестор не находится. Этот экономический парадокс не укладывается в голове: 200 лет назад, у России вооруженной молотком и зубилом были возможности создать это чудо, а у современной РФ нет возможности ЭТО просто содержать, пользоваться и показывать. Мы стали беднее и технически слабее?

И несколько простых вопросов:

— Каким образом «с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн»? Почти 30 км по пересечённой местности.
— Работа выполнялась, естественно, вручную, только камень, молоток и зубило, и, конечно, «на глазок», хотя и с удивительной точностью. Как это возможно вообще?
— И, наконец, самый простой казалось бы вопрос: зачем так сложно-то?

Может это и не ванна вовсе, а что-то другое? Но мы, современные люди, в силу своего шаблонного мышления не способны понять.

Следующая загадка

Этот артефакт также называют «Баболовской Чашей», «Ванной Российской Империи», «Гранитным шедевром» и «Восьмым чудом света». Между тем вы не найдете его ни в одном популярном путеводителе по Санкт-Петербургу и пригородам.

Оказывается, не все знают про шедевр каменного мастерства наших предков — гигантскую ванну, до изготовления подобного не было дела ни мастерам древнего Египта, ни другим древним культурам. И почему широко не афишируется это изделие как технологические достижения наших предков — мне не понятно.

Размер изделия настолько огромен, что в него с трудом можно поверить. И вполне возможно, что это наследие от более древних, допотопных жителей этого региона.

В Царском Селе, на окраине Баболовского парка, стоят руины Баболовского дворца. Если заглянуть через стенной пролом внутрь восьмиугольной башни, то вашему взору предстанет гигантская гранитная чаша, колоссальный монолитный бассейн, высеченный из единого куска красного гранита, высотой около двух метров и диаметром более 5 метров. Это и есть знаменитая баболовская чаша.

Баболовский дворец был построен в эпоху Екатерины Второй (1785 г.), как одноэтажная дача-купальня для летнего отдыха. Здание красного кирпича выполнено в модном тогда готическом стиле и гармонично вписано в парковый ландшафт.

Внук Екатерины Александр1 любил это место, и как утверждают, имел здесь интимные свидания. Александр произвел перепланировку дворца и заказал вместо беломраморной, гигантскую гранитную ванну, которую подрядился изготовить известный петербургский мастер- каменотес Самсон Суханов.

Придворный инженер Бетанкур обратился к известной артели каменотесов, и Суханов заключил в 1818 году договор на изготовление ванны, запросив за свою работу 16 тысяч рублей.

В 1818 году в Баболово с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн. Мастерам оставалось отсечь всё лишнее (120 тонн). Работа заняла 10 лет и была выполнена в срок с самым высоким качеством. В результате получилась полированная гранитная ванна: высота 196 см, глубина 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Данные по водоизмещением 8 тыс. ведер, согласно расчетным данным — 12 тонн воды.

При этом мастера продемонстрировали удивительное чувство камня. Толщина стен чаши минимальна – 45 см, что позволяет выдержать давление многотонной массы воды, но при этом является пределом для хрупкого гранита. Искусствовед, профессор Я. Зембицкий говорил, что «сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита»

После того как были завершены камнерезные работы, вокруг ванны возвели стены – восьмиугольную башню. По периметру помещения на кронштейнах были сделаны чугунные мостки с перилами, спусками, и смотровыми площадками.

Современников озадачивает тот факт, что в Ванне нет сливного отверстия, а также отсутствуют какие-либо технические возможности для подачи и подогрева воды. «Дырочка», на дне ванны никак не тянет на сливное отверствие и скорее всего сделана относительно недавно.

Следующая загадка

Алтай называют «Колыбелью мира», имея в виду, что именно отсюда человечество начало свой путь. Эта священная земля по сей день хранит много загадок.

Смысл Турочакских писаниц

Видео дня

В 1975 году на отвесных скалах у левого берега реки Бии, в семи километрах от села Турочак, были обнаружены удивительные наскальные двухметровые рисунки: более двух десятков шагающих лосей.

Стилистический анализ изображений позволил отнести их к эпохе бронзы и с большой долей вероятности связать с каракольской культурой, существовавшей во II веке до н. э. Но как появились эти уникальные для Алтая наскальные рисунки, до конца неясно. Отличительными особенностями Турочакских писаниц стал не только выбор персонажей, но и материал, при помощи которого рисунки создавались, - красная охра, нетипичная для алтайских петроглифов.

Исследователей также поразила динамика и выразительность изображений, которые были нанесены на отвесной и труднодоступной поверхности. Но главной загадкой остается их смысл. Что пытались рассказать потомкам древние «художники»?

Женщина с татуировкой

Священное плато Укок на юге Алтая – место, которое притягивает как смельчаков, решивших испытать себя, так и многочисленных исследователей. Его главную тайну мировое научное сообщество начало обсуждать сравнительно недавно, в 1993 году, когда археологи под руководством доктора исторических наук Натальи Полосьмак на раскопках могильника Ак-Алах обнаружили мумифицированное тело, предположительный возраст которого составляет 2,5 тысячи лет.

Прекрасно сохранившаяся находка позволила ученым провести экспертизу ДНК и восстановить внешность 25-летней девушки. Черты ее лица не были монголоидными, скорее, напоминали европейские. Талию Принцессы Укока украшал красный пояс - символ воина, в руках она сжимала палочку из лиственницы – орудие «сотворения мира», а ее голову венчал высокий головной убор с золотыми накосниками – атрибут женщины, обладающей магическими силами и хранящей тайну бессмертия.

На ее теле были обнаружены выполненные в скифском «зверином» стиле татуировки оленей-козерогов с клювом грифона, овна с запрокинутой головой и пятнистого барса. Всё это, а также лиственная колода, похожая на шаманскую лодку ротык, и шестерка погребенных здесь же «небесных» коней, говорило о том, что в кургане был найден не обычный человек. Алтайские шаманы уверены, что это тело легендарной прародительницы их народа - Кыдын, с «осквернением» захоронения которой начались все беды Алтая.

Академик Вячеслав Молодин, под руководством которого осуществлялось масштабное изучение высокогорного Алтая, убежден, что «никакая это не принцесса, а представительница среднего слоя пазырыкского общества» VI-III веков до н. э. Возможно, она была ворожеей или целительницей. Однако, кем на самом деле являлась Алтайская принцесса, как ее назвали, так и останется загадкой.

Восьмое чудо света

У плато Укок есть и другие секреты. Например, здесь были обнаружены загадочные геоглифы – огромные изображения, рассмотреть которые можно лишь со значительных расстояний, обычно – с высоты птичьего полета. Непонятно, с какой целью они были созданы.

Возраст геоглифов – еще один спорный вопрос. Долгое время полагали, что они появились 1,5-2 тысячи лет назад, но новейшие исследования показали, что время их происхождения – III-II века до н. э. Ученые пытаются также выяснить, почему за такой большой промежуток времени геологические процессы не уничтожили геоглифы?

Наконец, им еще только предстоит понять смысл «посланий». Хотя контуры многих из них легко «читаются», идея древних художников по-прежнему остается загадкой. Ученые справедливо называют геоглифы восьмым чудом света и продолжают поиски, в то время как уфологи стараются доказать свою теорию о расположении в этих местах аэродромов пришельцев.

Тысячи туристов посещают Чуйскую степь, чтобы увидеть Алтайский стоунхендж. Пять огромных валунов высотой до семи метров украшают петроглифы – рисунки времен пазырыкской культуры. Одна из глыб отличается от остальных размещенной на ней перекладиной, другая выполнена в виде кресла-трона.

Исследователи уверены, что это место древние шаманы использовали для проведения обрядов. При этом, скорее всего, камни были специально доставлены из других мест. Изучение их структуры показало, что материал не встречается в близлежащих горах. По легенде валуны были привезены древними скифами издалека, за 500 километров.

Возраст Алтайского стоунхенджа предположительно датируется VIII-VI веками до н. э. Камни установлены в направлении сторон света и, по наблюдениям, имеют разнозаряженные электромагнитные поля. Туристы, рискнувшие встать в центр «каменной изгороди», рассказывали, что их как будто затягивало в воронку. Об истинном назначении Алтайского стоунхенджа и его магической силе гадают до сих пор.

«Денисовец» или «человек алтайский»

Артефакты были отправлены в Институт эволюционной антропологии имени М. Планка в Лейпциге. Анализ показал, что их обладателями были представители новой древней популяции человека. Пока российские, американские и канадские ученые затрудняются дать точный ответ: идет ли речь о новом виде или подвиде, поэтому используют нейтральное - «денисовец» или «человек алтайский».

Предположительно миллион лет назад он «отошел от ветви общего развития человека» и эволюционировал независимым и, как оказалось, тупиковым путем.

Гены «денисовца» не были обнаружены ни у одного представителя современной цивилизации, за исключением меланезийцев, предки которых, по версии ученых, могли контактировать с «денисовцами» на территории Восточной Азии.

Находка полностью разрушила стереотипное представление о древних жителях планеты и позволила предположить, что 50 тысяч лет назад в западной части Евразии жили неандертальцы, а в восточной – «денисовцы». Могли ли они взаимодействовать, и что стало причиной исчезновения «человека алтайского» - вопросы, ответы на которые пока не найдены.

Многие исследователи соотносят самую высокую алтайскую гору Белуху со священной горой Меру. В частности, подтвердить эту теорию пытался русский философ Николай Федоров. С помощью карты с изображением священной горы Меру, датированной II веком до н. э., тюрколог Мурат Аджи развил популярную гипотезу.

Одним из аргументов стало сходство расположения древней Меру и современной Белухи. На равном расстоянии от Меру находились четыре известные тогда океана, и Белуха в равной степени удалена от Индийского, Тихого и Северного Ледовитого океана. Куда делся четвертый океан? Возможно, он существовал западнее Белухи во времена Атлантиды, но впоследствии исчез. Среди других «доказательств» называют возможность круглый год наблюдать над Алтаем Большую Медведицу и созвучие древнего названия Белухи - «Уч Сумер» - с топонимом «Меру».

На поиски свободы

В русском сознании Алтай неразрывен с легендарной и мистической страной Беловодье, обителью свободы и бессмертия. Популяризацию легенды принято связывать со старообрядцами-бегунами, которые стекались на Алтай в поисках лучшей жизни и указывали путь всем жаждущим при помощи «путеводителей», где в иносказательной форме описывался путь в Беловодье. Русский ученый и философ Николай Рерих ассоциировал славянскую идею с буддистскими преданиями о Шамбале. Он объявил о единстве Алтая, Индии и Тибета и был уверен, что они являются компонентами одной энергетической системы, которая сохранилась со времен Атлантиды. Можно ли сегодня отыскать путь в Страну справедливости и добродетели? Поиск ответа на этот вопрос лежит, скорее, в области духовного познания.

Следующая загадка

Напомним, что так называемые семь чудес света уже в древности изумляли людей. Слава о них обошла все тогдашние страны, а название — “семь чудес света” — появилось в эллинской литературе, видимо, в III веке до н. э. Однако есть основание полагать, что мир мог бы получить еще и восьмое чудо — храм Аполлона близ Милета, если бы он был достроен. Любопытно, но замысел грандиозной стройки созрел не в греческой метрополии, где культура веками оттачивала свое удивительное понимание гармонии и красоты в искусстве, а на заморских территориях Греции, в малоазиатских ее колониях. Но прежде чем рассказать о строительстве храма Аполлона, сделаем небольшой экскурс в еще более далекую историю, чтобы напомнить, как возникали греческие территории в Малой Азии.

В поисках новых земель

В начале второго тысячелетия до нашей эры греческие племена, известные в истории как ахейцы, двинулись с севера на юг Балканского полуострова и заселили полуостров Пелопонес и некоторые острова Эгейского моря. За ними на юг, как морские волны, следовали на протяжении веков другие племена.

Одними из последних в южную Грецию пришли в XII веке до н. э. племена дорийцев. Перенаселение делало жизнь греков и без того все труднее, но приход этих воинствен ных племен, захвативших власть и навязавших свои порядки, отвечавшие отношениям родового строя, уже отмершего в ахейском обществе, стал почти катастрофой. Возвращение к условиям прошлой жизни для многих означало ущемление их в правах свободного гражданина, а подчас и простое закабаление. Все это родило тягу к поиску новых земель.

Греки — опытные мореходы — стали селиться на западном побережье Малой Азии. Началось переселение издавна — после распада хеттского царства и падения Трои эти земли никто не защищал. Эгейское море, отделявшее их от Греции, не было препятстви ем даже для легких судов. К XII веку до н. э. на Малоазиатском берегу уже стоял греческий город-государство Милет — центр провинции Ионии, крупный по тем временам порт и производитель ремесленных изделий. Город был основным торговым партнером Греции, через него она обменивалась товарами и с остальными землями Малой Азии.

В VII и VI веках до н. э. Милет в своем экономическом развитии стоял впереди городов самой Греции. В историю он вошел как крупный культурный центр Древнего мира. Здесь зародилась так называемая милетская школа натур-философии, трудились Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Отцом исторической науки называют Геродота, жившего в Ионии, прославлен в веках Пифагор, родившийся в этой провинции.

В Милете, видимо, были условия для того, чтобы человеческий ум не бился в тупике повседневных забот о выживании, а мог широко смотреть вперед. Там родились первые гипотезы, относящиеся к астрономии, математике, физике, биологии. Там были созданы первые научные приборы: солнечные часы, модель небесной сферы, гномон — устройство для определения географической широты места. И циркуль был изобретен там.

По своей планировке Милет стал первым в истории человечества городом, в котором осуществилась идея рационального размещения частей города по их назначению и с учетом удобства горожан. В этом проявились демократические основы жизни полиса. Прямоуголь ная сеть улиц, жилые кварталы, застраиваемые равновеликими домами, а вне жилой части располагались торговые площади, святилища и храмы. Архитектура эллинистических полисов наряду с сооружением храмов включала и такие необходимые обществу постройки, как театры, гимнасии (так назывались школы физического развития, а потом и места, где собирались философы и ученые), булевтерии (общественно-административные здания), дворцы.

Мысль упорядочить таким образом жизнь города принадлежала Гипподаму милетскому. По примеру Милета еще в древности стали строить города с регулярной планировкой в Малой Азии и на Ближнем Востоке. И сегодня в городах, построенных после феодализма, преобладает прямоугольная схема.

У Милета есть еще одна заслуга: его мореходы были единственными среди греков, кто постоянно водил суда с людьми, искавшими новое место для поселения. Жители материковой и островной Греции, если они решились покинуть родину, собирались вначале в Милете, оттуда отплывали корабли с переселенцами. Греческие колонии во множестве основывались на берегах Средиземного и Черного морей — всего их было более 80.

Храм для оракула

Возросшая роль Милета и всей Ионии в жизни греческого народа натолкнула отцов города на мысль: не нуждаются ли земли на берегах Малой Азии в своем оракуле, и тогда ее жители при решении важных дел не будут каждый раз добираться до материка, где в Дельфах при храме Аполлона находилась прорицательница, пифия, вещавшая волю бога. Эта мысль подкреплялась и мифом, говорящим, что Аполлон родился в Ионии. Милетяне отправились в Дельфы и получили от пифии своего рода благословение, облеченное в слова: “Вам нужен свой оракул”.

Строительство храма Аполлона, где должен обитать оракул, взял на себя город Милет — его граждане испытывали гордость, чувствуя себя победителями в соперничестве с прародиной, с материковой Грецией. Правда, это было время, когда держава Александра Македонского уже распалась, однако греческое влияние в восточных государствах — наследниках империи оставалось еще сильным, что дало основание назвать этот период развития культуры эллинизмом. Со своей стороны, Греция тоже восприняла идущие с Востока идеи и черты своеобразной культуры. Может быть, больше всего они коснулись искусства и зодчества.

Эллинисская архитектура отличается стремлением к освоению огромных открытых пространств (так работали и зодчие Востока, строившие на равнинах), достигая тем эффекта грандиозности, впечатляя человека величием и смелостью замысла. Из семи чудес света четыре созданы греками.

Храм Аполлона должен был стоять в местечке Дидиме и мыслился как нечто грандиозное, во много раз превосходящее величественный храм Зевса в Олимпии. По длине святилище Аполлона достигало 108 метров, а по ширине — 50, в то время как главный храм Греции, храм Зевса, имел в длину лишь 64 метра. У храма Зевса было только 34 колонны, а у храма в Дидиме — 120, причем диаметр их составлял 2,3 метра, а высота равнялась 20 метрам. По расчетам нынешних археологов, одну такую колонну тогдашние строители могли сделать лишь за год.

С начала строительства (в 300 году до н. э.) прошло два века, а храм не был готов и наполовину. Как говорят записи тех времен, Аполлон, кому посвящался храм, “высказал ” через дельфийскую пифию свое неодобрение медленным ходом работ. Но Милет теперь переживал кризис и уже не был так богат, как прежде. Надо полагать, власти Милета образовали комиссию (как часто делают и в наши дни), которой надлежало ознакомиться с положением дел на стройке. На эту мысль наводит странный факт: все готовые колонны были выставлены по фасаду так, что создавалось впечатление о скором завершении дел.

Древнегреческий географ Страбон писал о задержке строительства и объяснил ее тем, что не хватало материала для крыши, да и тогдашние инженеры не знали, как перекрыть столь огромный храм. Строительство окончательно прекратилось в I веке н. э., когда христианство изгнало с этих земель олимпийских богов. Спустя еще два века полчища готов вторглись в Малую Азию, и мрамор храма сгодился местному населению для оборонительных сооружений. Другим разрушителем стройки в Дидиме стало землетрясение 1446 года.

Теперь туристы любуются циклопическими развалинами, дающими представление о том, как величественно могло выглядеть восьмое чудо света, если бы оно было завершено. Есть и практическая польза от того, что нам досталось незавершенное здание. На мраморных стенах, еще не получивших окончательную шлифовку, тогдашние архитекторы и механики начертили различные узлы здания. Нигде, кажется, историки не могут столь детально, как здесь, узнать о технологии строительного дела в те давние времена.

Читайте также: