Восхищенный гул кого вызывает взрыв ракеты над столицей загадка по лг
Обновлено: 26.11.2024
Загадка патриарха
Воспоминания старого газетчика
Следующая загадка
На кадрах, обнародованных военным ведомством, видно, как из моря вырывается огненный шар. Он стремительно пролетает над водной поверхностью и скрывается за горизонтом. Пуск происходил в темноте и длился считанные секунды, поэтому разглядеть невооруженным глазом очертания гиперзвуковой ракеты практически невозможно.
Несколькими часами ранее военные опубликовали видеоролик первой стрельбы "Цирконом" с борта лодки, которая тот момент была в надводном положении. На нем достаточно отчетливо видно, как от темного силуэта "Северодвинска" отделяется огненный шар. Он стремительно набирает высоту, пронзает подсвеченные двигателем ракеты облака и тут же исчезает в ночном небе.
Напомним, что в понедельник, 4 октября, российские моряки впервые выполнили испытательные пуски новейшей гиперзвуковой ракеты 3М22 "Циркон" с борта подводной лодки. Их было два. Сначала экипаж атомохода "Северодвинск" произвел стрельбу из надводного положения в темное время суток. Затем опять же в темноте пустил ракету из подводного положения. Оба раза цели, по которым работала команда субмарины, находились в акватории Баренцева моря.
Второй пуск ракеты "Циркон" экипаж подлодки "Северодвинск" выполнил с глубины 40 метровДо этого Минобороны несколько раз показывало видео испытательных пусков "Циркона" с фрегата Северного флота "Адмирал Горшков". Известно, что тестирование новой гиперзвуковой противокорабельной ракеты там проводили около десятка раз. В том числе нынешним летом, а ранее - в декабре, ноябре и октябре 2020-го. Во время испытаний ровно год назад "Циркон" точно попал в морскую цель с расстояния 450 км. Скорость ракеты при этом составила более 8 Махов.
Стрелял фрегат не только по морским объектам, но и по наземной цели. Все пуски "Циркона" были признаны успешными. И в августе этого года военное ведомство на форуме "Армия-2021" заключило с корпорацией "Тактическое ракетное вооружение" контракт на поставку ракет 3М22 российскому ВМФ. Там уже определили первый штатный носитель новейшего гиперзвукового ракетного комплекса. Им станет фрегат проекта 22350 "Адмирал Головко". Этот корабль имеет на борту 16 вертикальных пусковых установок УКСК 3С14. Их универсальность в том, что они подходят как для пуска крылатых ракет "Калибр" и "Оникс", так и для стрельбы "Цирконами".
Что касается подлодок, то гиперзвуковыми ракетами собираются оснащать атомные субмарины проекта 885 "Ясень" и их модернизированные варианты с литерой "М". Атомоход "Северодвинск" как раз из их числа.
Между прочим, в декабре 2019 года президент Владимир Путин сказал, что в России работают над "Цирконом" не только морского, но и наземного базирования. Позже в СМИ была информация, что этот боеприпас в перспективе может войти в боекомплект берегового ракетного комплекса "Бастион". Напомним, что именно Владимир Путин в феврале 2019-го в послании Федеральному Собранию сообщил о создании в России гиперзвуковой ракеты "Циркон", которая будет способна поражать наземные и надводные цели на дальности свыше 1 тысячи километров со скоростью около 9 Махов.
Следующая загадка
На боевое дежурство в США к началу 60-х годов было поставлено порядка 40 МБР, которые могли достигнуть территории СССР. В Европе и Турции находились боевые ракеты средней дальности. В этой ситуации Кремлю нужно было наращивать свои силы. К концу 50-х годов в СССР были развернуты три типа стратегических ракет - это Р-5, Р-7 и Р-12. Но две из них имели слишком малую дальность полета, когда речь шла о США. А первая советская МБР Р-7 с дальностью 8000 километров имела внушительный список недостатков. Поэтому было развернуто считанное число пусковых установок с ней.
Главными минусами Р-7 была долгая подготовка к пуску из-за особенностей топлива. В заправленном состоянии ракета могла находиться лишь 8 часов. Поэтому украинское ОКБ-586 во главе с конструктором Михаилом Янгелем (впоследствии - конструкторское бюро "Южное") предложило создать МБР с жидкостным ракетным двигателем на высококипящих компонентах топлива, что ускоряло подготовку к запуску и позволяло увеличить время хранения в заправленном виде. При этом топливо было токсичным и взрывоопасным.
Идею советское руководство поддержало, и уже к концу 1957 года был готов эскиз новой ракеты. Начало летно-конструкторских испытаний было назначено на лето 1961 года, пристрелочных - на конец 1962. Однако из-за обострения международной обстановки сроки было решено значительно ускорить.
В начале 60-х годов на Байконуре была развернута инфраструктура для ракетных испытаний: уже прошли испытания Р-7, на орбиту были выведены нескольких спутников. Для Р-16 выделили три площадки. На первой находился стартовый комплекс с пусковыми установками и подземный пункт командования. На второй - служебные и вспомогательные помещения, на третьей - жилые корпуса.
К концу лета были закончены заводские испытания ракеты, в сентябре был утвержден состав Госкомиссии по проведению летных испытаний: в нее вошли главнокомандующий РВСН герой Советского Союза Митрофан Неделин и Михаил Янгель, назначенный техническим руководителем испытаний.
Успешный запуск Р-16 советское руководство хотело приурочить к очередной годовщине Великой Октябрьской революции, на полигон постоянно звонила верхушка власти, включая самого Хрущева.
Пуск был назначен на 23 октября: в течение дня ракета была заправлена. Однако перед стартом было принято фатальное решение. Из-за несовершенства системы пиромембран возникали ложные сигналы об их срабатывании, кроме того, при подрыве возникали течи, в результате которых топливо могло загореться само по себе. За процессом нужно было наблюдать как можно ближе, прорыв пиромембран было решено осуществлять не с бортовой системы управления, а с пульта в бункере. Вечером 23 октября при подготовке Р-16 к пуску произошла нештатная ситуация, старт перенесли до выяснения причин.
Если следовать техническим условиям, испытания пришлось бы отложить на месяц. Госкомиссия постановила продолжать процесс без серьезных доработок, пиромембраны было решено прорвать вручную. Часть выявленных дефектов оперативно устранили - те, что смогли. Несколько специалистов высказались против того, чтобы продолжить испытания в таком виде, но их возражения не приняли.
На стартовой площадке в день пуска находились свыше ста человек. Маршал Неделин был менее чем в 20 метрах от ракеты, с ним вместе - главные конструкторы и их заместители. Почему он не укрылся в бункере перед запуском? Одна из версий звучит так, что главнокомандующий хотел подать пример храбрости и воодушевить участников испытаний.
Пиромембраны топливных баков прорвали за час до старта. После последовало объявление 30-минутной готовности к пуску, выставили в ноль программный токораспределитель, как выяснилось впоследствии - от этого замкнуло часть контактов. Двигатель второй ступени запустился раньше времени, произошел оглушительный взрыв, во все стороны пошли огромные волны пламени, сжигающие заживо людей. Только через два часа после трагедии появилась возможность начать аварийно-спасательные работы.
Почти все, кто находился вблизи ракеты, погибли на месте, в том числе - маршал Неделин. Главный конструктор Янгель чудом остался жив: он отошел в курилку вместе с несколькими коллегами. Именно ему предстояло доложить Никите Хрущеву о случившемся.
В катастрофе погибло 74 человека, было ранено 49. Четверо пострадавших позже скончались в больнице, общее число жертв достигло 78. Все случившееся на Байконуре было тут же засекречено. Гибель маршала Неделина прошла в сводках как авиакатастрофа. Оставшихся в живых было решено не наказывать, поскольку непосредственно виновные в случившемся технические специалисты - как показало расследование - погибли при взрыве. Официальной причиной катастрофы было названо грубейшее нарушение требований безопасности. Главный конструктор Янгель вскоре после случившегося пережил инфаркт, но остался жив и продолжил работу.
Относительно удачный пуск Р-16 прошел 2 февраля 1961 года. Следующий - месяц спустя. Были выявлены проблемы со стабилизацией ракеты в полете, к августу 1962 года недочеты устранили. МБР Р-16 была принята на вооружение 20 октября 1962 года, три года спустя в СССР было развернуто уже 186 пусковых установок для нее.
Следующая загадка
Международная группа астрономов объявила о том, что ей удалось разгадать космическую загадку, возраст которой насчитывает около 900 лет. Они установили источник взрыва в небе над Китаем, описанного в древних манускриптах.
Исследование опубликовано в журнале Astrophysical Journal Letters, а коротко о нем сообщается на сайте Университета Манчестера. Команда исследователей изучила рукописи XII века, созданные в Китае и Японии.
Древние авторы детально описали невероятное событие, свидетелями которого они стали. Из манускриптов следует, что однажды высоко в небе произошла очень яркая вспышка. Она не исчезла, а превратилась в яркий шар, который, судя по описаниям, был таким же ярким, как планета Сатурн, и оставался видимым в течение шести месяцев.
Авторы текстов подошли к делу очень дотошно и описали местоположение этой вспышки на небесном своде. Также установлено, что произошло это событие в 1181 году нашей эры, а впервые оно было замечено и описано жителями Китая. Кстати, событие получило обозначение SN1181. На протяжении девяти столетий космическая загадка оставалась неразгаданной.
В новом исследовании астрономы решили действовать по аналогии с предыдущими подобными работами. Дело в том, что ранее по древним описаниям астрономам удалось установить причины четырех похожих событий. Оказалось, что это были вспышки сверхновых, расположенных в Крабовидной туманности.
Отметим, что в новом исследовании приняли участие астрономы из Гонконга, Великобритании, Испании, Венгрии и Франции. Они установили, что туманность Pa 30 расширяется с экстремальной скоростью более 1100 км в секунду. По словам ученых, если бы космические аппараты могли развивать такую скорость, то путешествие от Земли до Луны заняло бы всего пять минут.
Получив данные о скорости расширения туманности, астрономы рассчитали и другие ее характеристики, что позволило им "заглянуть" в прошлое примерно на 1000 лет назад. В результате они вышли на известную историческую дату - 1181 год нашей эры.
Профессор Альберт Зейлстра из Манчестерского университета говорит, что исторические отчеты помещают загадочную звезду между двумя китайскими созвездиями, известными как Чуанше и Хуагай. Именно там расположена звезда Паркера, одна из самых горячих звезд Млечного Пути.
Она хорошо известна науке. Предыдущие исследования показали, что звезда Паркера является, вероятнее всего, результатом слияния двух белых карликов. Считается, что такие события приводят к формированию редкого типа сверхновых Iax.
Профессор также добавил, что на данный момент это единственная сверхновая типа Iax, в отношении которой проводится подробное исследование. Его важность заключается в том, что оно помогло разгадать не только астрономическую, но и историческую загадку.
Читайте также: