Легкое дыхание загадка любви и красоты
Обновлено: 04.11.2024
Раннее творчество развивается под знаком романтической поэтики. Писатель создает незабываемые по красоте и силе человеческие характеры, воспевает гордых и смелых людей. Горький предъявляет высокие требования к человеку, и поэтому герои его свободны, самоотверженны, способны действовать, противопоставляя себя воздействию косной и враждебной среды.
Череду романтических героев Горький открывает в рассказах «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». Опираясь на традицию русской литературы, он обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей. В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле. Разрешается он гибелью героев, но эта гибель воспринимается не как трагедия, а скорее как торжество жизни и воли.
Первый рассказ – «Макар Чудра» – сделал Горького знаменитым, что в первую очередь говорит о потребности общества в появлении героя, способного совершать неординарные поступки.
В рассказе выделяются две части. В первой из них идет спор-беседа рассказчика и его собеседника о человеке, о его месте в жизни. Для Макара Чудры характерно вольнолюбие и презрение к человеку-рабу. Но в то же время его свобода – это и отсутствие обязательств по отношению к людям. Свобода его подразумевает босяцкую вольницу с ее скептическим отношением к труду, к имуществу, привязанностям. Вторая часть рассказа уже ведет к романтическим героям. В этой части спор между собеседниками продолжается. Отношение старого цыгана к героям своего рассказа противоречиво. Будучи гордым и смелым человеком, он не может не восхищаться Раддой, но в то же время всем тоном своего рассказа он убеждает, что любовь к женщине – это все то, что связывает, а значит, губит человека. Трагический финал легенды (Лойко убивает Радду на глазах всего табора и гибнет сам) вызван не внешними обстоятельствами, а именно тем, что ни Лойко, ни Радда не хотели из-за своего сильного чувства терять свободу.
Чудра заканчивает свой рассказ тем же восхищением вольной бродячей жизни. Старый цыган отрицает жизнь, ведущую к рабскому прозябанию.
В рассказе «Старуха Изергиль» от главной героини мы узнаем две легенды. Возвышенный язык старухи Изергиль позволяет автору раскрыть ее романтический облик. Она, как и герои ее легенд, – человек вольной, крылатой души. Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и «достойный пан с изрубленным лицом», и юноша – «бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями». Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность. Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, отказываться от богатства и покоя ради любви и свободы.
Образ Данко – романтического героя рассказа «Старуха Изергиль» – доказывает, что настоящий герой не должен жить только для себя, не принося добра людям. Данко вдохновлен мечтой спасти и обновить людей, вывести их из тьмы в светлую обетованную страну. Он совершает свой подвиг даже при противодействии спасаемых им людей, не думая о награде, и достигает цели ценой собственной жизни.
В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Ведь подлинная свобода заключается не в том, чтобы делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, т. е. «сохранить себя целым».
Ларра эгоистичен и жесток. Он вольнолюбив и горд, но право на свободу он признает только за собой. Потому-то люди изгоняют его, и уделом Ларры становится трагическое одиночество.
Романтическая приподнятость в описании героев дает читателю почувствовать всю силу свободной крылатой души. Люди, считающие свободу естественным состояние человека, даже противопоставляя себя обществу, являются теми первопроходцами, которые в конечном счете преобразуют жизнь, приближая ее к общим идеалам свободы и справедливости, вынуждая окружающих к активной деятельности. Жизнь в России в конце ХIХ в. требовала появления таких героев. Зарождавшееся революционное движение вносило романтическую окраску в действительность. Горький, поющий славу безумству храбрых, возбуждал революционные настроения в обществе. У М. Горького вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой, у писателя звучит мысль о том, что человек создает сопротивление окружающей среде.
Следующая загадка
1. Оля Мещерская – девочка-гимназистка из богатой семьи. Ее не волнуют растрепанные волосы или руки, вымазанные чернилами. Для Оли важно быть естественной. Она имеет чувство собственного достоинства, умеет защитить себя от нападок начальницы гимназии. Мне нравится этот образ, кроме одной Олиной черты – бессердечного обращения с противоположным полом. Девушку мало волнуют последствия ее слов, но они оказываются роковыми. Мещерскую убивает казачий офицер, не сумевший простить девушке ее жестокий отказ.
2. Я спрашиваю себя, откуда девушка научилась этой жестокости? О ее родителях ничего не сказано, но Оля хорошо одета. У нее дорогие гребни, туфли. Видно, что родители заботятся о ней, не жалеют для дочери денег, но сама обстановка в школе напряженная. Гимназия больше напоминает казарму, чем учебное заведение. Не понятно, за что начальница ругает Олю? Судя по сюжету, девушка уже неоднократно подвергалась ее нападкам. Ее наставница, скорее всего, просто завидует юной гимназистке, ее веселому характеру, непосредственности, свободе. Я считаю, что такие люди и убивают внутри своих воспитанников любовь, вместо которой появляется ненависть, отвращение, жестокость.
4. Мне не понятно, как могла так рано умереть девушка, созданная именно для любви? Действительно ли она была счастливым человеком или же казалась такой? Скорее всего, она чувствовала свой скорый уход и пыталась прожить оставшееся время в полную силу.
Оля прочла во взрослой книжке, что самое главное для настоящей женщины – это легкое дыхание. Именно таким увидела свое дыхание юная красавица. Олина жизнь оказалась короткой, но прошла она на одном дыхании – радостно и легко. Немолодая классная дама, прожившая много лет, вряд ли ощущала столько чувств, сколько испытала Оля за свою короткую, но яркую жизнь.
Следующая загадка
Бунин прославился своим умением писать о любви. Предлагаем вам рассмотреть краткий и полный анализ рассказа Бунина «Легкое дыхание», в котором описано это яркое, сильное и неоднозначное чувство.
Год написания — Рассказ написан в 1916 году.
История создания — Находясь на кладбище, писатель увидел могилу совсем молодой девушки. Красавица была изображена на большом медальоне, откуда глядела на мир невероятно живыми, веселыми глазами. Именно это событие послужило толчком к написанию рассказа «Легкое дыхание». Было еще одно происшествие, пережитое автором в детские годы. Ушла из жизни младшая сестра Бунина – всеобщая любимица семьи.
Жанр — Новелла или короткий рассказ.
Направление — Модернизм.
Основная идея — Молодость беспечна и не всегда готова к превратностям взрослой жизни, к сложным отношениям между людьми.
Тема — Тема жизни и смерти – эти две противоположные стороны человеческого существования, ее радостные и трагические моменты.
Проблема — Безответственное отношение к собственным чувствам и чувствам другого человека. Люди не всегда знают, к каким последствиям могут привести необдуманное слово или легкомысленный поступок.
Композиция — В рассказе нет хронологического порядка. События описаны в виде отдельных эпизодов. Некоторые из них, на первый взгляд, не имеют связи с главной героиней. Отсутствует стандартная схема: «завязка – кульминация – развязка».
п.1. Тематика и проблематика
1.
Тема – Молодость и неопытность юности.
Проблема – Безответственность молодых девушек, которые относятся к жизни слишком легко.
Автора восхищает Оля Мещерская – молодая, красивая, энергичная, жизнерадостная. Она никого не боится, с начальницей ведет себя уверенно, спокойно, с достоинством. Она находит, что сказать ей в ответ на обидные замечания. Чопорная наставница собиралась унизить девушку, сломать ее, но все вышло наоборот.
Девушка великолепна, но она только начинает жить в большой взрослой жизни. Ей еще не хватает ответственного отношения к себе и другим, душевной теплоты, сострадания к ближнему. Она жестока в обращении с мужчинами, что заканчивается для нее трагически.
2.
Тема – Тема любви.
Проблема – Отношения между мужчиной и женщиной могут принести как счастье, так и закончиться трагически. Бунин видит в любви необузданную и разрушительную силу. Именно такое чувство описано в этом рассказе и в других произведениях автора.
Мне жаль казачьего офицера, который любил Ольгу. Скорее всего, он был на седьмом небе от счастья, что молодая красавица согласилась на интимную близость с ним. Мужчина решил, что Оля отвечает ему взаимностью, выйдет за него замуж. Мужчина описан Буниным как человек некрасивый, плебейской наружности. Он уже немолод, но еще не женат. Я представляю, какой травмой было для влюбленного человека прочесть строки, что чувства любимой девушки к нему – это всего лишь отвращение.
3.
Тема – Полноценная жизнь и жалкое прозябание в мире иллюзий и ограничений. Две судьбы – Оля Мещерская и классная дама. Жизнь Оли – яркая, без рамок и предубеждений, а ее наставницы – серая обыденность, следование правилам и устоям.
Проблема – Люди, живущие иллюзией, создающие себе рамки, не умеют жить полной жизнью. В этом смысле – Оля Мещерская – пример для подражания. Она ведет себя свободно, не позволяет начальнице унижать себя. Ей противопоставлена классная дама, живущая мечтой.
п.2. Литературные приёмы
Тему любого произведения помогают раскрывать символы. Легкое дыхание – это и есть основной символ данного рассказа. Бунин вкладывает в это понятие ощущение внутренней свободы, отрешенность от мирской суеты, от устаревших норм и правил. В символику легкого дыхания автор вкладывает основной смысл произведения, именно так и назван рассказ.
Легкое дыхание беспечно, ветрено, приносит удовольствие и радость. Здесь важно только одно – не перейти черту, где легкое дыхание переходит в легкомысленность, в необдуманные поступки.
п.3. Конфликт произведения
Основной конфликт произведения – это противостояние яркой свободной личности и серой безликой толпы. Оля Мещерская выделяется на фоне не только воспитанниц гимназии, но и ее преподавателей. Классная дама, приходящая на могилу Оли, живет в мире, созданном из ограничений. Не имея возможности дышать полной грудью, она пребывает в мире иллюзий. Оля же живет яркой и полной жизнью, она красиво одевается, открыто проявляет себя. Счастьем веет даже от ее могилы, где с медальона светят в мир веселые жизнерадостные глаза. Девушка прожила за свою короткую жизнь гораздо больше, чем зажатая и чопорная классная дама.
Следующая загадка
Желая изобразить «легкое дыхание», И. Бунин казалось бы должен был выбрать самое лирическое, самое безмятежное, самое прозрачное, что можно найти в житейских событиях, происшествиях и характерах. Почему он не рассказал нам о прозрачной, как воздух, какой-нибудь первой любви, чистой и незатемненной? Почему он выбрал самое ужасное, грубое, тяжелое и мутное, когда захотел развить тему о легком дыхании?
Здесь можно усмотреть то, что в художественном произведении всегда заложены некоторые противоречия, некоторое внутреннее несоответствие между материалом и формой, что автор подбирает как бы нарочно трудный, сопротивляющийся материал, такой, который оказывает сопротивление всеми своими свойствами старания автора сказать то, что он сказать хочет. И чем непреодолимее, упорнее и враждебнее сам материал, тем как будто оказывается он для автора более пригодным. Та формальная сторона, событийная, направлена не на то, чтобы вскрыть свойства, заложенные в самом материале, раскрыть жизнь русской провинциальной гимназистки до конца, во всей типичности и глубине, проанализировать и проглядеть события в их настоящей сущности. Эта событийность направлена в обратную сторону: к тому, чтобы преодолеть эти свойства, к тому, чтобы заставить ужасное говорить на языке «легкого дыхания», и к тому, чтобы житейскую муть заставить звенеть и звенеть, как холодный весенний ветер. И преодолеть это сопротивление материала, расставить акценты автору помогает именно название.
Более подробно остановимся на названии. Оно делает возможным раскрытие самой важной темы рассказа и намечает ту доминанту, которая определяет собой все его построение. И вот такой доминантой данного рассказа и является «легкое дыхание». Оно является к самому концу рассказа в виде воспоминаний классной дамы о прошлом, о подслушанном ею когда-то разговоре Оли с ее подругой. Этот разговор о женской красоте, рассказанный в полукомическом стиле «старинных смешных книг», служит той катастрофой всей новеллы, в которой раскрывается ее истинный глубинный смысл. Во всей этой красоте самое важное место «старинная смешная книга» отводит «легкому дыханию». «Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вздыхаю, – ведь, правда, есть?» Мы как будто слышим этот вздох, и в этом комически звучащем и в смешном стиле переданном разговоре мы вдруг обнаруживаем совершенно другой его смысл, читая заключительные катастрофические слова автора: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре…» Эти слова как бы замыкают круг, сводя конец к началу. Как много иногда может значить, каким огромным может дышать маленькое слово в художественно построенной фразе.
Понятия Любви и Красоты раскрываются И. Буниным в противопоставлении: как не должно быть». Автор показывает, что является некрасивым, что нельзя назвать Любовью, и дает возможность читателю понять это.
Читайте также: