Виноградова рассказы загадки о природе зимние братья
Обновлено: 04.11.2024
Речевая логическая задача – это рассказ-загадка о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы.
Материал для составления задач вы нейдете в книгах: Д. Зуева «Времена года», Д.Кайгородова «Родная природа», В.Бианки «Вести из леса», Э.Шима «Лесные разговоры», Н.Сладкова «В лесах счастливой охоты», а также в книгах других знатоков и любителей природы, писателей-натуралистов.
Разноцветные кораблики. (Д. Кайгородова)
Цель: развивать умение детей использовать непосредственный опыт при решении словесной задачи.
Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня и завтра, после завтра. А потом кораблики больше не будут прилетать и пруд замерзнет. Расскажите, что за кораблики плавают на пруду, в какое время года бывают такие кораблики.
О чем рассказал ёжик?
Цель: развивать умение детей устанавливать зависимость между наступлением сезона и изменением жизни животных и рассказать об этом.
Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает непоседа-белка. Собирает орехи, желуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, а если найдет на земле грибок, сорвет его и повесит сушить на дереве – зимой ей это очень пригодится. Целый день работает белка и все посматривает на соседа – старого ежа, который к осени ленивым стал, мало бегает по лесу, не ловит мышей, забирается в сухие листья да дремлет. «Что-то ты ёж совсем разленился? - спрашивает белка. – Почему к зиме не готовишься, еды не запасаешь? Зимой есть нечего будет». Рассмеялся ёж и что-то тихо сказал белке, так тихо что я не расслышала. Что ёж сказал белке? Почему засмеялся, услышав её вопрос?
Книжка про осень.
Мама купила Саше новую книжку. В ней были три картинки. На первой деревья стояли с желтыми листьям. Также листья покрывали землю. Светило солнце, деревья казались золотыми. Веселая была картинка. На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная была картинка. А на третьей картинке почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружится и медленно падает на землю первый снег. «Как называется первая картинка?» - спросил Саша маму и показал первую картинку. «Осень», - прочитала мама. «А эта?» - показал Саша на вторую картинку. «Осень», - опять прочитали мама. «А эта?» - спросил Саша про третью картинку. «Осень», - опять прочла мама. Почему про осень нарисованы 3 разные картинки? Как разложить их по порядку: что раньше, что потом?
Кто где зимует? (составлено Е.И.Золотовой)
Собрались насекомые на лесной поляне и стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит. Бабочка-крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая уютная щель»; «А я, - сказал муравей, - …»; «А мы…» - зажужжали пчелы, жуки; «А я, - зашуршала гусеница, - …»
Что сказали насекомые? Где они будут зимовать?
Что бабушка рассказала Саше?
На Новый год маленький Саша поехал к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом. Удивился Саша, побежал скорее в лес, где собирал ягоды и грибы и слушал, как поют птицы. Но в лесу было тихо, не слышно было птиц, не видно зверей.
Тогда побежал Саша на речку, чтобы посмотреть, как резвятся рыбки, как прыгают лягушки и купаются утята. Но не нашел речки кругом была только белая поляна да снег.
Очень удивился Саша, стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка? Где все лягушки и рыбки?»
Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать Саше о зиме. Что же она ему рассказала?
Кто обедал в птичьей столовой?
Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички (мы много видим их зимой в городе), хлеб склевали, а рябину не трогают. Смотрю, сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось.
Что это были за птицы?
Что случилось?
Аленушка встала рано. Подбежала к окну, посмотрела на улицу. Что такое? Вчера земля была черная, грязная, в лужах. Крыши домов был разного цвета одна зеленая другая красная. А сегодня… все кругом белое: и земля, и крыши, и деревья. Что такое, что случилось?
Другой вариант (усложнение).
Шли ребята из детского сада домой, обходили лужи, чтобы ноги не замочить. А утром пошли в детский сад, лед под ногами хрустит, воды нет. Что случилось? Куда вода делась?
Где снежинки? (по рассказу Н.Калининой)
Леночке понравились снежинки. Она принесла их в детский сад: смотрите, какие красивые!
А на рукавицах блестят капельки воды. Где же снежинки?
Зимние братья.
Расскажу вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи и все же не одинаковые.
Второй, средний, зимний брат начинает новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы, скрепит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся прохожие, боятся его проказ – он может обморозить нос, щеки, уши. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок.
Третий, младший, зимний брат любит метели, бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнце. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой – наст. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой, как у его второго брата: мелькает, кружится пушистый снежок, будто одуванчики летят.
Угадайте, что это за зимние братья? Как их зовут? Расскажите о первом, самом старшем брате.
Книга зимы. В. Бианки
Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой-то огромной книги. Днем идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придешь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, точек, запятых. Как вы думаете, что это такое?
Волшебные льдинки.
Мой знакомый лесник рассказал мне про волшебные льдинки-сосульки.
Было ранее утро. Солнце только поднималось. Вышел лесник на крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие-большие, прозрачные, как стекло, льдинки.
До обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется.
Вдруг ему за воротник… кап-кап, поднял он голову – нет сосулек. Только капельки воды с крыш капают. Удивился он, куда это сосульки делись. Подумал, покачал головой, да так и не придумал.
Расскажите что это за капельки. Откуда они появились? Куда сосульки делись? Увидит ли он снова сосульки вечером?
Когда это бывает?
Еще на полях лежит снег. Еще упрямится зима, посылая на землю снег, ветер, холод. Но уже длиннее становится день, звенят веселые капели, бегут ручейки. От солнечного тепла снег почернел, осел, начал таять. На крышах плачут сосульки, но почки еще не набухли.
Что здесь случилось?
Недалеко от реки жил в лесу заяц. Ночью он бегал по лесу, обгладывал кору деревьев, а днем спал под своим пеньком на опушке леса. Проснулся однажды заяц и видит, что кругом вода и лапы его мокрые. Забрался заяц на пенек, под которым спал, а вода все прибывает. Уже половина пенька в воде стоит. Побежал заяц искать сухого места, а когда оглянулся, увидел, что пенек совсем скрылся под водой.
- Откуда взялось столько воды? – подумал заяц, но так и не догадался.
Расскажите ребята, что случилось.
Первые цветы.
На лесных полянах зацветают первые весенние цветы. Они такие нежные, на длинных тонких ножках – голубые шапочки пробиваются из под снега. Знаете ли вы, как они называются?
Почему деревья белые?
Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы с ним в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые-белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят.
Кто догадался, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?
Из книги «Разговор деревьев»М. Пришвин
Сегодня с утра стали собираться к нам гости. Первая прибежала трясогузка, просто так, чтобы только на нас посмотреть. Прилетел к нам в гости журавль и сел на той стороне речки, в желтом болоте, среди кочек, стал там разгуливать.
Ещё скопа прилетела, рыбный хищник, нос крючком, глаза зоркие, светло-желтые, высматривала себе добычу сверху, остановилась в воздухе для этого и пряла крыльями. Коршун с круглой выемкой на хвосте прилетел, парил высоко.
Видно как птица поет на сучке и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.
Тэк-тэек! – чуть слышно постукивает огромная птица глухарь в темном лесу.
Шварк-шварк! – дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.
Кряк-кряк! – дикая утка кряква на озере.
Гу-гу-гу! – красная птичка снегирь на березе…
Мы – охотники давно, с детства своего, слышим эти звуки и знаем х различаем. Мы радуемся и хорошо понимаем, над каким словом все они трудятся и не могут сказать. Вот почему мы, когда в лес придем на рассвете и услышим, так и скажем им, это слово: «Здравствуйте!»
И так будто они тогда тоже обрадуются, как будто тогда они тоже все подхватят чудесное слово, слетевшее с языка человеческого. И закрякают в ответ, и зачуфыкают, и затэтэкают, и зашваркают, закркают, стараясь всеми голосами этими ответить нам: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!»
Летом: был солнечный день
На прогулке
«В понедельник мы поедем в лес», - сказала Елена Ивановна детям. Он очень обрадовались и с нетерпением ждали поездки. Погода в понедельник была чудесная: ярко светило солнце, было тепло. Стояло начало лета. деревья в лесу уже покрылись небольшими ярко-зелеными листочками.
Вдруг дети заметили на невысокой елочке гнездо. Можно было хорошо рассмотреть, что делается в птичьем домике. Там сидела небольшая птичка, серенькая, с тонким клювом и рыжей шапочкой. «Эта птичка называется славка»,- сказала Елена Ивановна. Увидев близко подошедших детей птичка забеспокоилась, закричала но не улетела.
Что такое? Почему птичка не улетела? Почему забеспокоилась, когда дети подошли близко к гнезду?
Удивительные капельки.
На даче дети встали рано и сразу побежали на участок, где росли красивые цветы и трава. На каждом листочке и цветке они увидели крупные прозрачные, как бусинки, капельки воды. Они блестели, переливались на солнце.
- Что это такое? – удивились дети и побежали спрашивать у Елены Ивановны.
А вы знаете, что это такое? Как называются эти капельки воды? В какое время дня они бывают? Останутся ли они на траве и цветах целый день?
Летом.
Погода стоит теплая, но большой жары нет. В садах цветут сирень, жасмин, акация, в лесу зацвела рябина. В воздухе вьется тополиных пух. Нарядны луга, лесные поляны. Все наряднее, крупнее, разноцветнее и душистее букеты лесных цветов: здесь колокольчики, и ромашки, и васильки. В лесу цветет земляника, но ягод еще нет. Из птичьих гнезд вылетают птенцы – учатся летать.
Когда это бывает, в каком месяце лета?
«Золотой луг» М. Пришвин
Мы жили в деревне, под окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг опять был весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел.
Понаблюдайте в течение нескольких дней за одуванчиком. Прочитайте конец рассказа, подтверждающий правильность детских рассуждений.
Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепесточки, как все равно, если бы у нас пальцы были со стороны ладони были желтые и, сжав кулак, мы закрывали бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я увидел как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
Ход занятия:
Воспитатель: дети, какое сейчас время года? Какой месяц?
Воспитатель: дети, я вам сейчас прочитаю рассказ Натальи Фёдоровны Виноградовой «Зимние братья».
Чтение рассказа из книги Н. Виноградовой «Рассказы-загадки о природе»: «Зимние братья».
«Расскажу я вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи и все же не одинаковые. Второй, средний, зимний брат начинает новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся прохожие, боятся его проказ — он может обморозить щеки, нос, уши. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок. Третий, младший, зимний брат любит метели, бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнце. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой,как у второго брата: мелькает, кружится пушистый снежок, будто летят одуванчики.
Воспитатель: о каких братьях-месяцах говорится в рассказе? Расскажите о каждом из братьев?
Дети: январь, февраль.
Воспитатель: дети, а как называется первый зимний месяц?
Ответ: Декабрь. «Год кончает - зиму начинает» - так говорят о декабре, последнем месяце года и первом - зимы. Всё ниже солнце, все короче и темнее дни. Обычно в декабре мороз крепчает, начинаются обильные снегопады и дует сильный ветер. Покрываются льдом не только лужи, мороз сковывает целые реки льдом. Ночь становится очень длинной, а день коротким.
Ответ: Январь. «Январь — году начало, зиме серединка». Январь – это второй зимний месяц и первый месяц в году. Это самый холодный месяц.Говорят: «Месяц январь — зимы государь». И правда, это середина зимы, когда мороз крепчает, лед на реке становится толще, а сугробы больше. В это время день снова начинает увеличиваться, солнце встает раньше. Если начинается оттепель, снежок становится мягким, можно лепить снежную бабу или играть в снежки. Все растения и деревья в зимней спячке. Зверям и птицам становится голодно, а до весны еще далеко.
Ответ: Февраль. Февраль – самый последний месяц зимы. Он же является самым коротким в году. В нем всего 28 дней. А раз в четыре года бывает 29 дней. В феврале по-прежнему завывает ветер и метёт метель. А в безветрие все засыпано инеем. Лютые морозы бывают только ночью, а днем все больше светит солнце. День увеличивается.
«Вот студеною зимой»
Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. (Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)
Воспитатель: дети, а помните, мы с вами читали рассказы Нины Александровны Гурьевой? Какие зимние явления природы вы знаете?
Ответы детей (снегопад, метель, иней, изморозь).
Воспитатель показывает картинки
Воспитатель: изморозь и иней образуются в морозную погоду из водяного пара, но иней окутывает предметы тонким слоем, а слой изморози довольно толстый и нарастает равномерно со всех сторон. Да и по внешнему виду иней не такой пушистый и нарядный, как изморозь, переливающаяся различными цветами.
Дидактическая игра «Придумай слово»
Воспитатель: дети, давайте поиграем в интересную игру. Нужно назвать как можно больше слов,которые отвечают на вопросы: Какой? Какая?
Воспитатель: зима (какая)
Дети: снежная, морозная, холодная
Воспитатель: снежинка (какая)
Дети: красивая, легкая, пушистая
Воспитатель: снегопад (какой)
Дети: сильный, красивый, легкий
Воспитатель: метель (какая)
Дети: снежная, сильная, страшная, свирепая, завывающая.
Воспитатель: иней (какой)
Дети: серебристый, лёгкий, нежный, белый, блестящий.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием!
Воспитатель: дети, а сейчас мы пройдём в нашу лабораторию.
Воспитатель: дети, рассмотрите внимательно снег в тарелочках. Какого цвета снег? Имеет ли он запах? (Ответы детей).
Воспитатель: понаблюдайте, что с ним происходит? (Тает). Почему снег стал таять? (В помещении детского сада тепло, температура воздуха выше, чем на улице).
Воспитатель: какая стала вода,после таяния снега: чистая, прозрачная или мутная, имеет частички пыли, грязи? (Вода после таяния снега становится грязной, так как в ней есть различные примеси из пыли и грязи).
Воспитатель: дети, рассмотрите большую и маленькую льдинки. Поместите льдинки в ёмкость с водой. Что произойдёт с льдинками в воде? Какая льдинка растает быстрее? Понаблюдайте за таянием льдинок.
Ответы детей: льдинки в воде растаяли, так как в группе тепло и температура воды выше, чем температура льда. Растаяла быстрее маленькая льдинка, так как её размер меньше, чем у большой льдинки.
Воспитатель: рассмотрите кубики льда. Почему лёд имеет форму кубика?
Дети: лёд имеет форму кубика, потому что воду залили и заморозили в квадратной форме.
Воспитатель: дети, насыпьте на середину одного кубика немного соли. Что произойдёт с кубиком, посыпанным солью, и с кубиком, не посыпанным солью, если их поставить в холодильник?
Дети: в ледяном кубике, посыпанным солью, будет отверстие. А ледяной кубик, не посыпанный солью, останется таким же.
Воспитатель: солёный лёд начинает таять при температуре ниже нуля градусов. Если на улице мороз, и лёд не тает, то его посыпают солью. Тогда лёд быстрее тает.
Воспитатель: молодцы дети, вы были внимательны, узнали много нового и закрепили свои знания, а сейчас послушайте стихотворение Александра Бродского.
Он является ко мне,
И рисует, как художник
Он узоры на окне.
Это клён, а это ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Я гляжу - не оторваться
Веток линии нежны!
А художник - рад стараться,
Даже кисти не нужны.
Воспитатель: о каком художнике говорится в стихотворении? Какие узоры рисует мороз на окне?
Воспитатель: дети, я вам предлагаю нарисовать на шестигранниках снежинки. И мы создадим коллективное панно «Мороз окошко расписал».
Воспитатель: дети, о чем мы сегодня с вами беседовали? Данил, что нового ты узнал? Варя, чем тебе понравилось заниматься? Вам было интересно? Тимофей, что тебе было интересно? Кирилл, какие зимние явления ты уже знал? Вика, о каких зимних явлениях ты узнала сегодня?
Публикации по теме:Конспект итогового занятия по развитию речи «Весна. Изменения в природе» в старшей группе Цель: Закрепить представления детей о весне, ее признаках. Задачи • Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны,.
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Весна. Изменения в природе» Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Весна. Изменения в природе». Цель: показать знания.
Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Сюжетные рассказы о природе» Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: Игра-занятие по развитию речи (сюжетные рассказы о природе) Воспитатель.
Конспект занятия по речевому развитию «Зимние-святки» в старшей группе Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию «Зимние-святки». Воспитатель: Кожарская С. С. Образовательные.
Конспект экологического занятия в старшей группе на основе интегрированного подхода «Круговорот воды в природе» Цель: проводить эксперименты и опыты чтобы узнать, увидеть и понять, почему нельзя загрязнять водоёмы. Расширять и закрепить предоставление.
Конспект экологического занятия «Волшебная вода, круговорот воды в природе, берегите воду» в старшей группе Цели и задачи: Образовательная область: «познание» - Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов.
Конспект занятия «Зимние развлечения» по развитию речи в старшей группе Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Воспитатель Плиева А. Б. Тема «Зимние развлечения» Цели: - Закрепить и расширить знания.
Конспект занятия в старшей группе по безопасности в природе «Прогула в весенний лес» Программное содержание: Вспомнить с детьми опасности, которые их поджидают, когда они с родителями выезжают в лес, закрепить основные правила.
Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе «Зима. Зимние забавы» Занятие Тема: «Зима. Зимние забавы» Образовательная область: «Коммуникация» (основная) Интеграция: «Познание» «Социализация» Цели и задачи:.
Следующая загадка
образовательная область «Познавательное развитие», ознакомление с миром природы «Зимние явления в природе».
Цель: расширить представления детей о зимних изменениях в природе. Способствовать формированию исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Обучающая: закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, иней, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментальной деятельности.
Развивающая: развивать познавательную активность, творчество. Развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе, интерес к изучению природы.
Предварительная работа: наблюдения за зимней погодой; создания календаря погоды;рисование на темы: «Зимний пейзаж», «Иней покрыл деревья», «Зима».Чтение рассказов: «Снег», «Изморозь», «Иней», «Зимние узоры» (Гурьева Н. А. «Знакомство с природой. Времена года».).
Материал и оборудование.
Тарелочки со снегом, маленькие и большие льдинки, льдинки в форме кубиков, ёмкость с водой, соль, ложечка, поднос, синие бумажные шестигранники, белые бумажные гуашевые краски, кисти№4; салфетки, баночки с водой.
Ход занятия:
Воспитатель: дети, какое сейчас время года? Какой месяц?
Воспитатель: дети, я вам сейчас прочитаю рассказ Натальи Фёдоровны Виноградовой «Зимние братья».
Чтение рассказа из книги Н. Виноградовой «Рассказы-загадки о природе»: «Зимние братья».
«Расскажу я вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи и все же не одинаковые. Второй, средний, зимний брат начинает новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся прохожие, боятся его проказ — он может обморозить щеки, нос, уши. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок. Третий, младший, зимний брат любит метели, бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнце. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой,как у второго брата: мелькает, кружится пушистый снежок, будто летят одуванчики.
Воспитатель: о каких братьях-месяцах говорится в рассказе? Расскажите о каждом из братьев?
Дети: январь, февраль.
Воспитатель: дети, а как называется первый зимний месяц?
Ответ: Декабрь. «Год кончает - зиму начинает» - так говорят о декабре, последнем месяце года и первом - зимы. Всё ниже солнце, все короче и темнее дни. Обычно в декабре мороз крепчает, начинаются обильные снегопады и дует сильный ветер. Покрываются льдом не только лужи, мороз сковывает целые реки льдом. Ночь становится очень длинной, а день коротким.
Ответ: Январь. «Январь — году начало, зиме серединка». Январь – это второй зимний месяц и первый месяц в году. Это самый холодный месяц.Говорят: «Месяц январь — зимы государь». И правда, это середина зимы, когда мороз крепчает, лед на реке становится толще, а сугробы больше. В это время день снова начинает увеличиваться, солнце встает раньше. Если начинается оттепель, снежок становится мягким, можно лепить снежную бабу или играть в снежки. Все растения и деревья в зимней спячке. Зверям и птицам становится голодно, а до весны еще далеко.
Ответ: Февраль. Февраль – самый последний месяц зимы. Он же является самым коротким в году. В нем всего 28 дней. А раз в четыре года бывает 29 дней. В феврале по-прежнему завывает ветер и метёт метель. А в безветрие все засыпано инеем. Лютые морозы бывают только ночью, а днем все больше светит солнце. День увеличивается.
«Вот студеною зимой»
Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети приседают на несколько секунд, потом встают)
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. (Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)
Воспитатель: дети, а помните, мы с вами читали рассказы Нины Александровны Гурьевой? Какие зимние явления природы вы знаете?
Ответы детей (снегопад, метель, иней, изморозь).
Воспитатель показывает картинки
Воспитатель: изморозь и иней образуются в морозную погоду из водяного пара, но иней окутывает предметы тонким слоем, а слой изморози довольно толстый и нарастает равномерно со всех сторон. Да и по внешнему виду иней не такой пушистый и нарядный, как изморозь, переливающаяся различными цветами.
Дидактическая игра «Придумай слово»
Воспитатель: дети, давайте поиграем в интересную игру. Нужно назвать как можно больше слов,которые отвечают на вопросы: Какой? Какая?
Воспитатель: зима (какая)
Дети: снежная, морозная, холодная
Воспитатель: снежинка (какая)
Дети: красивая, легкая, пушистая
Воспитатель: снегопад (какой)
Дети: сильный, красивый, легкий
Воспитатель: метель (какая)
Дети: снежная, сильная, страшная, свирепая, завывающая.
Воспитатель: иней (какой)
Дети: серебристый, лёгкий, нежный, белый, блестящий.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием!
Воспитатель: дети, а сейчас мы пройдём в нашу лабораторию.
Воспитатель: дети, рассмотрите внимательно снег в тарелочках. Какого цвета снег? Имеет ли он запах? (Ответы детей).
Воспитатель: понаблюдайте, что с ним происходит? (Тает). Почему снег стал таять? (В помещении детского сада тепло, температура воздуха выше, чем на улице).
Воспитатель: какая стала вода,после таяния снега: чистая, прозрачная или мутная, имеет частички пыли, грязи? (Вода после таяния снега становится грязной, так как в ней есть различные примеси из пыли и грязи).
Воспитатель: дети, рассмотрите большую и маленькую льдинки. Поместите льдинки в ёмкость с водой. Что произойдёт с льдинками в воде? Какая льдинка растает быстрее? Понаблюдайте за таянием льдинок.
Ответы детей: льдинки в воде растаяли, так как в группе тепло и температура воды выше, чем температура льда. Растаяла быстрее маленькая льдинка, так как её размер меньше, чем у большой льдинки.
Воспитатель: рассмотрите кубики льда. Почему лёд имеет форму кубика?
Дети: лёд имеет форму кубика, потому что воду залили и заморозили в квадратной форме.
Воспитатель: дети, насыпьте на середину одного кубика немного соли. Что произойдёт с кубиком, посыпанным солью, и с кубиком, не посыпанным солью, если их поставить в холодильник?
Дети: в ледяном кубике, посыпанным солью, будет отверстие. А ледяной кубик, не посыпанный солью, останется таким же.
Воспитатель: солёный лёд начинает таять при температуре ниже нуля градусов. Если на улице мороз, и лёд не тает, то его посыпают солью. Тогда лёд быстрее тает.
Воспитатель: молодцы дети, вы были внимательны, узнали много нового и закрепили свои знания, а сейчас послушайте стихотворение Александра Бродского.
Он является ко мне,
И рисует, как художник
Он узоры на окне.
Это клён, а это ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Я гляжу - не оторваться
Веток линии нежны!
А художник - рад стараться,
Даже кисти не нужны.
Воспитатель: о каком художнике говорится в стихотворении? Какие узоры рисует мороз на окне?
Воспитатель: дети, я вам предлагаю нарисовать на шестигранниках снежинки. И мы создадим коллективное панно «Мороз окошко расписал».
Воспитатель: дети, о чем мы сегодня с вами беседовали? Денис, что нового ты узнал? Варя, чем тебе понравилось заниматься? Вам было интересно? Тагир, что тебе было интересно? Камиль, какие зимние явления ты уже знал? Вика, о каких зимних явлениях ты узнала сегодня?
Публикации по теме:«День Земли». Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Программное содержание. 1. Учить детей выполнять правила поведения в природе. 2. Учить использовать приобретенный словарный запас в связной.
Конспект открытого интегрированного физкультурного занятия в старшей группе КОНСПЕКТ открытого интегрированного физкультурного занятия по реализации образовательных областей «Физическая культура». «Безопасность».
Конспект открытого занятия НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зима. Зимние забавы» Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние забавы» Задачи: Образовательные: – учить детей согласовывать имена существительные.
Конспект открытого занятия по развитию речи «Я — человек» в старшей группе Конспект открытого занятия по развитию речи «Я - человек» в старшей группе. Цель: Учить детей последовательно пересказывать литературный.
Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Сюжетные рассказы о природе» Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: Игра-занятие по развитию речи (сюжетные рассказы о природе) Воспитатель.
Конспект открытого занятия в старшей группе «Времена года» Открытое занятие в старшей группе «Времена года»Цель: Закрепить и систематизировать представление о временах года. Образовательная: Закрепить.
Конспект открытого занятия НОД по обрывной аппликации «Сова» в старшей группе Программное содержание. Учить детей создавать обрывную аппликацию на листе бумаги из кусочков белой бумаги. Учить детей красиво выстраивать.
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Проделки Бабы-Яги» Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия. Задачи: упражнять детей в узнавании и назывании.
Конспект открытого занятия по пластилинографии «Зимние забавы снеговика» во второй младшей группе Цель : Продолжать знакомство с нетрадиционными техниками рисования — рисование пластилином (пластилинография). Задачи: Обучающие: Формировать.
Видео-презентация «Зимние явления в природе» к занятию по познавательному развитию: «В гости к дедушке Природоведу» 1-й Слайд[/b] Презентация «Зимние явления в природе» Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Федосеева Юлия Владимировна2-й.
Следующая загадка
образовательная область «Познавательное развитие», ознакомление с миром природы «Зимние явления в природе».
Цель: расширить представления детей о зимних изменениях в природе. Способствовать формированию исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Обучающая: закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, иней, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментальной деятельности.
Развивающая: развивать познавательную активность, творчество. Развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе, интерес к изучению природы.
Предварительная работа: наблюдения за зимней погодой; создания календаря погоды;рисование на темы: «Зимний пейзаж», «Иней покрыл деревья», «Зима».Чтение рассказов: «Снег», «Изморозь», «Иней», «Зимние узоры» (Гурьева Н. А. «Знакомство с природой. Времена года».).
Материал и оборудование.
Тарелочки со снегом, маленькие и большие льдинки, льдинки в форме кубиков, ёмкость с водой, соль, ложечка, поднос, синие бумажные шестигранники, белые бумажные гуашевые краски, кисти№4; салфетки, баночки с водой.
Следующая загадка
Речевые логические задачи, разработанные Н.Ф.Виноградовой – это рассказы – загадки о природе, «задачки на удивление», которые позволяют развивать логическое мышление и смекалку у детей 4 – 6 лет. Ответы детей будут свидетельствовать о том, насколько глубоко они уяснили определённые связи и закономерности в природе. Я на протяжении нескольких лет использую данный материал в работе с детьми.
Что бабушка рассказала Саше?
На Новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом. Удивился Саша, побежал скорее в лес, где он собирал ягоды и грибы и слушал, как поют птицы. Но в лесу было тихо, не слышно было птиц, ие видно зверей.
Тогда побежал Саша на речку, чтобы посмотреть, как резвятся рыбки, как прыгают лягушки и купаются утята. Но он не нашел речки, потому что кругом была только белая поляна да снег.
Очень удивился Саша, стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка? Где все рыбы и лягушки?»
Бабушка посадила внука иа колени и стала рассказывать Саше о зиме.
Что же она ему рассказала?
Кто обедал в птичьей столовой?
Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички (мы много видим их зимой в городе), хлеб склевали, а рябину не трогают.
Смотрю, сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось.
Что это были за птицы?
В понедельник к нам в столовую прилетели маленькие серенькие птички, которые любят хлебные крошки.
Во вторник к нашей кормушке прилетели птички с желтенькими грудками. Они очень любят лакомиться салом.
В среду и четверг прилетали небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они, нахохлившись, сидели и клевали ягодки рябины.
А в пятницу в птичьей столовой обедали большие птицы. Они бывают серые, белые, бело-черные, с пушистыми хохолками на голове .
Как называются птицы, которые обедают в птичьей столовой?
(по рассказу Н. Калининой)
Леночке понравились снежинки. Она принесла их в детский сад: смотрите, какие красивые!
А на рукавицах блестят капельки воды.
Где же снежинки?
Расскажу вам о зимних братьях. Их трое. Они очень похожи и все же не одинаковые.
Второй, средний, зимний брат начинает новый год. По его команда лютует стужа, трещат морозы, скрипит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся прохожие, боятся его проказ — он может обморозить щеки, нос, уши. Когда приходит второй брат, стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок. Третий, младший, зимний брат любит метели, бураны, сильные ветры. Крепкие морозы бывают только ночью, а днем начинает пригревать солнце. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой, как у второго брата: мелькает, кружится пушистый снежок, будто летят одуванчики.
Угадайте, что это за зимние братья? Как их зовут? Расскажите о первом, самом старшем брате.
Мой знакомый лесник рассказал мне про волшебные льдинки-сосульки.
Было раннее утро. Солнце только поднималось. Вышел лесник иа крыльцо и увидел, что с крыши свисают сосульки, большие-большие, прозрачные, как стекло, льдинки.
До обеда был лесник по своим делам в лесу. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся лесник, сел на крыльцо, на солнышке греется.
Вдруг ему за воротник. кап-кап, поднял он голову — нет сосулек. Только капельки воды с крыш капают. Удивился он, куда это сосульки делись. Подумал, покачал головой, да так и не придумал.
Расскажите, что это за капельки. Откуда они появились? Куда сосульки делись? Увидит ли он снова сосульки вечером?
Когда это бывает?
Еще на полях лежит снег. Еще упрямится зима, посылая на земля снег, ветер, холод. Но уже длиннее становится день, звенят светлые капели, бегут ручейки. От солнечного тепла снег почернел, осел, начал таять. На крышах плачут сосульки, но почки еще не набухли. Когда это бывает?
Что здесь случилось?
Недалеко от реки жил в лесу заяц. Ночью он бегал по лесу, обгладывал кору деревьев, а днем спал под своим любимым пеньком на опушке леса. Проснулся однажды заяц и видит, что кругом вода и лапы его мокрые. Забрался он на пенек, под которым спал, а вода все прибывает. Уже половина пенька в воде стоит. Побежал заяц искать сухого места, а когда оглянулся, увидел, что пенек совсем скрылся под водой.
— Откуда взялось столько воды?— подумал заяц, но так и не догадался.
Расскажите, ребята, что здесь случилось.
На лесных полянках зацветают первые весенние цветы. Они такие нежные, на длинных тонких ножках — голубые шапочки пробиваются из-под снега. Знаете ли вы, как они называются?
Почему деревья белые?
Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы с ним в сад посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые-белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья будто снегом покрыты — белые стоят.
Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?
Что случилось на прогулке?
«В понедельник мы поедем в лес»,— сказала Елена Ивановна детям. Они очень обрадовались и с нетерпением ждали поездки. Погода в понедельник была чудесная: ярко светило солнце, было тепло. Стояло начало лета. Деревья в лесу уже покрылись небольшими ярко-зелеными листочками.
Вдруг дети заметили на невысокой елочке гнездо. Можно было хорошо рассмотреть, что делается в птичьем домике. Там сидела небольшая птичка, серенькая, с тонким клювиком и рыжей шапочкой. «Эта птичка называется славка»,— сказала Елена Ивановна. Увидев близко подошедших детей, птичка забеспокоилась, закричала, но не улетела.
Что такое? Почему птичка не улетела? Почему забеспокоилась, когда дети близко подошли к гнезду?
На даче дети встали рано и сразу побежали на участок, где росли красивые цветы и трава. На каждом листике и цветке они увидели крупные прозрачные, как бусинки, капельки воды. Они блестели, переливались на солнце.
- Что это такое?- удивились ребята и побежали спрашивать у Елены Ивановны.
А вы знаете, что это такое? Как называются эти капельки воды? В какое время дня бывают они? Останутся ли они на траве и цветах целый день?
Погода стоит теплая, но большой жары нет. В садах цветут сирень, акация, в лесу зацвела рябина. В воздухе вьется тополиный пух.
Нарядны луга, лесные поляны. Все наряднее, крупнее, разноцветнее и душистее букеты лесных цветов: здесь и колокольчики, и ромашки, и васильки. В лесу цветет земляника, но ягод еще нет. Из птичьих гнезд вылетают птенцы — учатся летать.
Когда это бывает? В каком месяце лета?
(составлено Е. И. Золотовой)
Собрались насекомые на лесной полянке и стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит. Бабочка-крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая и уютная щель»; «А я, — сказал муравей,—. »; «А мы. » — зажужжали пчелы, жуки; «А я, — зашуршала гусеница,— . »
Что сказали насекомые? Где они будут зимовать?
Читайте также: