Викторина загадки истории 5 класс

Обновлено: 25.12.2024

Автор: Федорова Людмила Николаевна, учитель истории МКОУ Калачеевская СОШ №6.
Возраст участников: 5 класс.
Описание: данная викторина - незаменимый методический материал для учителей истории в 5 классе, который служит хорошим подспорьем для закрепления полученных знаний, контрольной проверки.
Цель: закрепление изученного материала с наибольшим охватом обучающихся (на 2 варианта)
Задачи:
- закрепить изученный материал;
- развивать интерес, внимание обучающихся, дисциплинированность;
- привлечение большего количества учеников к участию при закреплении материала.

Вопросы викторины:

Интеллектуальная игра по истории для школьников «Счастливый случай»

Цель игры: развивать интерес к родной истории, к прошлому России.

В игре участвуют две команды:

1-я команда - «Археологи»;

2-я команда - «Реставраторы».

История не терпит суесловия,

Трудна сё народная стезя,

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

Ход игры

I. Вступительное слово учителя.

- Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в удивительный мир истории. Вы уже познакомились с «лентой времени», с историей возникновения календаря, письменности, различных вещей, которыми мы пользуемся и сейчас. Сегодня мы собрались на игру «Счастливый случай». Тема игры - история.

Ваша задача - вспомнить все изученное и прочитанное ранее и защитить честь своей команды.

Представляю команды:

1-я команда - «Археологи».

2-я команда - «Реставраторы».

- Кто такие археологи? Реставраторы?

Эпиграфом игры будут вот эти замечательные слова Ярослава Смелякова. (Учитель читает эпиграф, написанный на доске или плакате.)

II. Первый гейм: «Дальше, дальше».

Вопросы первой команде.

1. Отрезок времени в 100 лет. (Век.)

2. 1564 г. - начало книгопечатания на Руси. Какой это век? (16 в.)

3. Как назывался первый дом человека? (Пещера.)

4. В каком веке вы живёте? (21 век.)

5. Как называли правителей Египта? (Фараон.)

6. Что такое зипун? (Одежда.)

7. Лицевая сторона монеты. (Аверс.)

8. Что такое иероглифы? (Египетские знаки для письменности.)

9. В 988 году князь Владимир Красное Солнышко крестил Русь. Какой это был век? (10 в.)

10. Материал для письма из листов тростника. (Папирус.)

Вопросы второй команде.

1. Отрезок времени в 12 месяцев (Год.)

2. 1380 г. - в этом году произошла Куликовская битва. Какой это век? (14 в.)

3. Дворец и крепость очень богатых людей средневековья. (Замок.)

4. В каком веке родились ваши родители? (20 век.)

5. Кто правил на Руси? (Царь.)

6. Что такое гардероб? (Предмет мебели.)

7. Оборотная сторона медали. (Реверс.)

8. Как называются знаки для письма в России? (Буквы.)

9. В 1147 году была основана Москва. (Первое упоминание в летописи). Какой это был век? (12 в.)

10. Обработанные телячьи шкуры, которые использовались для письма (Пергамент.)

III. Второй гейм «Ты - мне, я - тебе».

Команды задают друг другу вопросы, которые заранее подготовили сами.

IV. Третий гейм «Заморочки из бочки».

В ящике лежат бочонки от лого с номерами 1, 2, 3, 4. Дети достают номерок, учитель читает задание. Дается 1 минута на обсуждение.

1. О каком предмете идет речь?

Форму квадрата этого предмета установил французский король Людовик XVI, издав указ 23 сентября 1784 года. Согласно приказу, «длина этого предмета должна равняться его ширине», так как прежняя овальная форма была очень не экономичной. А самые первые сведения об этом предмете относятся к III веку до нашей эры. Уже тогда греческие и римские патриции пользовались ими довольно широко. В 13-14 веках эта вещь пользовалась огромным спросом у парижских модниц, превратившись в разновидность веера. А очень часто этот предмет пропитывался духами. (Носовой платок.)

2. Это один из самых древних напитков: впервые он упоминался в рукописи, относящейся к 2700 году до нашей эры. В Россию он попал из Монголии в 1638 году, когда Атлын-хан прислал в подарок царю Михаилу Федоровичу 4 пуда «этого»?

Напиток приготовляется из листьев кустарникового растения, однако дикие сорта представляют собой деревья высотой до 15 м. В Китае и Японии «это» употребляют и как приправу к блюдам, а в Бирме для приготовления салата. Плоды «этого» богаты маслом, которое вполне может заменить оливковое. (Чай.)

Восточная мудрость: «Свежий чай подобен бальзаму, оставленный на ночь - подобен ядовитой змее!»

3. Сценка (разыгрывают дети).

Автор. . Выехал Юрий Владимирович Долгорукий на высокий берег реки. Видит князь, что хорошие эти места, подумал: «Верно, здесь стоять граду треугольному», но ничего не сказал.

Долгорукий. Почему не встречаешь, чести не оказываешь? В хоромы меня, великого князя, не зовешь?

Кучко. Не знал я, господин, что ты едешь, потому не встретил. В хоромы не зову, потому что старые хоромы разметали, новые не построили, сами в сарае живем.

Автор. Понял Юрий, что хитрит князь, но виду не подал.

Долгорукий. Хорошие у тебя села, богатые.

Долгорукий. Знать, поля хороню родят.

Долгорукий. А река рыбна ли?

Кучко. И река рыбна.

Долгорукий. А как зовется река?

Долгорукий. Что значит такое название?

Кучко. Названо не нами, а жившими прежде нас. Мы сами не понимаем, что оно значит.

Как известно, князь Юрий Долгорукий основал нынешнюю нашу столицу - Москву. Мы посмотрели встречу великого князя с Кучко, владельцем земель, где потом князь выстроил Москву.

Вопрос: Что стало с Кучко? Какова его судьба?

(Боярин Степан Иванович Кучко был убит по приказу Долгорукова как не покорившийся, а сын Юрия Андрей взял себе в жены красавицу дочь Кучко.)

4. Иван I Данилович, князь Московский был умным и очень хитрым человеком. Он прослыл бережливым, даже скупым. Много богатства скопилось у него. В своем завещании проводил политику - не дробить землю Московскую. Пусть младшие склоняют голову перед одним, старшим в их роду князем. В своих завещаниях Иван Данилович подробно перечислял всякие мелочи - шелковую и иную рухлядь (ткани, одежду), все до единого драгоценные каменья. Перед отъездом растолковал он сыновьям и жене, в каком ларце что хранится, да где ларцы стоят, да какими печатями они запечатаны, да где находятся от них ключи, и прочая и прочая. Вот список только золотых предметов, которые упомянуты в последнем завещании Ивана Даниловича:

золотых цепей - 12,

ценных поясов - 9,

золотое блюдо, с жемчугом и камнями - 1,

золотых сосудов - 4,

золотая коробочка - 1,

золотая шапка - 1.

И прозвал парод князя Ивана Даниловича Калитою.

Вопрос. Что означает слово «калига»? (Сумка или камень на лямке.)

V. Четвертый гейм «Темная лошадка».

Вопросы задает другой учитель или родители. Вопросы сразу обеим командам.

1 Отгадывание кроссворда. Учащиеся отгадывают кроссворд сами, в случае затруднения можно обратиться к зрителям, но за это команде снижается 1 балл.

(За этот конкурс максимальное количество баллов - 7.)

1) Имя князя Долгорукова, основавшего Москву. (Юрий.)

2) Сколько лет составляет один век? (Сто.)

3) Запись событий по годам. (Летопись.)

4) Столица России. (Москва.)

5) Отличительный знак государства, города, сословия, изображаемый на монетах, печатях. (Герб.)

6) На чем писали египтяне? (Папирус.)

7) Наследственное имя семьи, которое прибавляется к личному имени. (Фамилия.)

Ключевое слово: история.

2. Определить, где древнегреческая ваза, русский ковш, царский кубок.

3. Помогите этим людям сесть на свой стул. Соединить изображение человека со стулом.

VI. Пятый гейм «Пять вопросов».

Одна команда покидает наш класс, вопросы задаются той что в классе, затем второй команде.

1. Как называется греческий большой сосуд для вина?

Три варианта ответа (па карточках):

2. Как назывался город Волгоград раньше?

Ответ: Царицын, Сталинград.

3. Как называется надпись на монетах?

Три варианта ответа (на карточках):

4 Чем знамениты славянские братья Кирилл и Мефодий?

Ответ: Они создали славянскую азбуку, то есть алфавит, в 9 веке.

5. В каком году был основан город Царицын? Три варианта ответа:

VII. Заключительное слово учителя, награждение победителей.

Следующая загадка

Тип урока: урок повторения и систематизирования знаний.

Форма проведения: урок - викторина

повторить в игровой форме, ранее изученный материал;

закрепить знания учащихся по истории древнего мира;

развить у учащихся интерес к истории, к античной культуре;

создать условия для проявления творческих возможностей учащихся и умения работать в группе;

развить у учащихся умение кратко и четко отвечать на вопросы.

Подведение итогов урока и награждение команд

Приветствие команд

Команды поочередно встают, называют название, озвучивают девиз.

1. Забальзамированное тело умершего, обмотанное бинтами (Мумия).

2. Строительный материал в Двуречье (Глина).

3. Значки для письма в Финикии и Греции (Буквы)

5. Знатные правители в Афинах (Архонты)

6. Древнеегипетская гробница (Пирамида)

7. Группы людей, на которые делилось население в Индии (Касты)

8. Небольшое самостоятельное государство в Греции (Полис)

9. Рабы, которые сражались на потеху римлян (Гладиаторы)

10. Переселенцы в Риме из других областей (Плебеи)

11. Столетие (Век)

12. Должностное лицо из плебеев (Трибун)

13. Столица Месопотамии (Вавилон)

14. Рабы в Спарте (Илоты)

15.Приспособление для разрушения крепостных стен (Таран)

1. Передача имущества во временное пользование другому человеку за определённую плату (Аренда)

2. Наука, изучающая развитие человеческого общества (История)

3. Знатный человек в Египте (Вельможа)

4. Правила, обязательные для всех жителей государства (Законы)

5. Значки для письма в Египте и Китае (Иероглифы)

6. Первый человек, согласно Библии (Адам)

7. Поселение, основанное в чужих краях, далеко от родины (Колония)

8. Царь древнегреческих богов (Зевс)

9. Власть народа в Древней Греции (Демократия)

10. Плата населения в государственную казну (Налоги)

11. Вера людей в богов, духов, сверхъестественные силы (Религия)

12. Правитель Египта (Фараон)

13. Материал для письма, изготовленный из кожи (Пергамент)

14. Книга в виде трубочки в Египте (Свиток)

15. Хранилище государственных денег (Казна)

Историческое ассорти

Состоит из нескольких мини – заданий. В каждом задании участвует по 2 человека от команды. За правильный ответ присуждается 1 балл. На вопросы, оставшиеся без ответа могут отвечать зрители, получая за каждый правильный ответ жетон. Начинает команда, набравшая в разминке меньшее количество баллов.

Участники по очереди называют имена богов и богинь, выигрывает команда, которая последней назвала имя.

Участникам предлагается выбрать номер от 1 до 8, каждому номеру соответствует вопрос. Каждой команде достается по 4 вопроса:

В какой стране были изобретены бумага и бумажные деньги?

/Индия, Китай, Вавилон, Египет/ (КИТАЙ)

2. Алфавит - это тоже изобретение человечества. Первый в мире алфавит состоял из 22 согласных букв, напоминавших изображение предметов, названия которых начинались с этих букв. В какой стране возник этот алфавит?
/Египет, Древний Вавилон, Финикия, Греция/ (ФИНИКИЯ)
3. В одной из стран в период древнего мира были созданы цифры. Европейцы называли их арабскими, так как узнали их от арабов. Но сами цифры возникли в другой стране. Где возникли арабские цифры?

/Индия, Рим, Греция/ (ИНДИЯ)
4. В Древней Индии существовала игра, которая называлась "четыре рода войск". Как сейчас называется эта знаменитая игра? (ШАХМАТЫ)
5. Система шадуфов для подъема воды при поливе посевов была создана в Вавилоне, Индии или Египте? (ЕГИПЕТ)
6. Как называется река одной из восточных стран, которую местное население называло "блуждающей рекой" или "рекой тысячи бедствий"?
/Нил, Ганг, Хуанхе/ (ХУАНХЕ)
7. Что в Древней Египте называли "домами вечности", "вечными жилищами"? /Дворцы, гробницы, храмы/ (ГРОБНИЦЫ)
8. Название древнейшего народа, обитавшего в Междуречье? (Шумеры)

Участникам нужно отгадать по 3 загадки :

Потом завоевал Египет

И стал хозяином корон

Повелевать стал всеми

Не один год, не один раб

Ее строили за просто так

Чтобы фараон спокойно

Мог в загробном мире жить

Судьба его закинула надолго, далеко

От сына и жены прекрасной

Домой он торопился все быстрей,

Царь Аттики, прекрасный…

Царь в Вавилонии когда-то был,

Могущественным, знаменитым слыл

От рабства подданных он защитил

Законы царские он учредил.

Спешат все афиняне спозаранку

Занять места получше,

Чтоб ничего не пропустить,

Что будут все актеры делать

В честь бога Диониса,

И толпу развеселить.

Поспеши быстрее ты назвать

Зрелище, которое есть и сейчас.

Как называли власть такую,

Когда народ на должность избирал

А тот, кого он выбирал

перед людьми ответ держал?

Назови страну

Командам раздаются карточки с буквами А, В,С. Ведущий задает вопрос и 3 варианта ответа. Команды должны поднять карточку с правильным, по их мнению, вариантом ответа. Засчитывается правильный ответ той команды, которая подняла карточку первой. За правильный ответ присуждается 2 балла. На вопросы, оставшиеся без ответа могут отвечать зрители, получая за каждый правильный ответ жетон. Начинает команда, набравшая в предыдущем конкурсе меньшее количество баллов. Жюри наблюдает за быстротой ответа.

1. Страна, которая расположена на восточном побережье Средиземного моря, где находятся города Библ, Тир, Сидон .

А. Индия В. Египет С. Финикия

2. Страна, которая расположена в восточной Азии. В этой стране находится река, которую называют «река тысячи бед»

А. Египет В. Двуречье С. Китай

3. Страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до средиземного моря.

А. Финикия В. Египет С. Индия

4. Страна, которая расположена между двумя большими реками Ефрат и Тигр.

А. Двуречье В. Индия С. Финикия

5. Страна, которая расположена на юге Азии. С севера ее границей служат Гималаи.

А. Китай В. Индия С. Двуречье

7. Конкурс капитанов

Капитаны должны назвать главное слово, предварительно отгадав 4 вопроса. Первая буква каждого отгаданного слова ставится в соответствующую клеточку. За все 4 – 4 балла, за 3 – 3 балла, за 2 – 2 балла, за 1 – 1 балл. В случае, если главное слово капитан назовет, минуя один из вопросов, он получает + 2 балла.

1. « Желтая река», одна из двух великих рек в Китае? Хуанхэ

2. Пленник, человек без прав и свобод? Раб

3. Столица Греции? Афины

4. Рассказы о богах и героях? Мифы

1. Приносимый в дар божеству предмет или живое существо? Жертва

2. Легендарный основатель Рима? Ромул

3. В древности эта страна называлась Та-Кемет. Как мы называем ее теперь? Египет

4.Он умел делать сразу несколько дел, и среди его убийц был приемный сын?

Следующая загадка

1. В каком веке возникла письменность? (III тысячелетие до н.э.).
2. Место, где обнаружили ученые останки древнейшего человека, который жил более двух миллионов лет назад. (На юго-востоке Африки).
3. Назовите не менее трех наименований древнейших орудий труда людей. (Палка-копалка, дубина, заостренный камень).
4. Как ученые-историки называют сообщество древних людей? (Человеческое стадо).
5. Что можно было считать первым проявлением искусства у первобытных людей? (Изображения животных на скалах).
6. Назовите признак родовой общины (Совместная деятельность).
7. Каким образом в древности люди определяли ход времени? (По временам года, зимам, летам).
8. Что служило жильем для древних людей, которые они строили на равнинах? (Шалаш)
9. Как называлась вера древних людей в сверхъестественные силы, в невидимые могущественные существа? (Религия).
10. С какого периода берет свое начало современное летоисчисление? (Рождество Иисуса Христа).
11. Когда появился на земле человек современного типа? (40 тысяч лет назад)
12. Назовите 2 вида древнейших занятий людей? (Собирательство и охота)
13. Какую хитрость придумали древние люди для лучшей охоты? (Рыли на звериных тропах ямы-ловушки).
14. Какой обряд совершали древние люди перед охотой? (Исполняли священные танцы).
15. Первое костяное орудие, которое стали делать древние люди? (Игла).

Следующая загадка

Читайте также: