Викинги в центрально восточной европе загадки ладоги и плиснеска

Обновлено: 22.11.2024

На Ладогу норманны начали проникать еще в VII веке. Таким образом, викингское поселение Ладога появилось не позже 753 года и носило скандинавское название Альдейгьюборг , то есть "Нижняя река", которое происходило от финского топонима Алоде-йоки (регион населяли финны, которые так называли Ладогу).

Старая Ладога Старая Ладога

При этом поселение не было традиционной крепостью, из которой захватчики управляли страной. Скорее это был " симбиоз ", то есть совместно и взаимовыгодное сосуществование двух народов. Викинги были хорошими кузнецами, услугами которых пользовались финны, также проживавшие в поселении.

Уже к VIII веку Ладога благодаря своему выгодному положению и деловому населению стала центром международной торговли. Найденные здесь клады арабских серебряных монет указывают на постоянное проживание здесь заморских купцов. Именно отсюда шли поставки серебра в Скандинавию . Также мастера-викинги освоили у арабов технологию изготовления стеклянных украшений, на которые они выменивали у охотников меха.

Точно также как и викинги, местные земли начали колонизировать славяне . Происходило это скорее всего в одно время. И по мнению ученых агрессорами были именно славяне, так как викинги имели в этом районе торговые интересы. а не военные.

Первая встреча скандинавских и славянских колонистов вылилась в столкновение около 760 г., когда горела Ладога. Если первое Любшанское поселение могло быть уничтоженным во время столкновений славянских колонистов с финнами, то первое Ладожское поселение было разрушено в результате противостояния викингов и славян. Дальше обе стороны продолжали сосуществовать. С 780-х гг. следы славян фиксируют и в Земляном и Мысовом городищах, однако суммарно в Ладоге финские и славянские материалы до конца VIII в. не превышают 10 % - монография Л.Войтовича ВИКИНГИ В ЦЕНТРАЛЬНО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ: ЗАГАДКИ ЛАДОГИ И ПЛИСНЕСКА
Старая Ладога Старая Ладога

С IX века рядом с Ладогой стал формироваться союз словен (Славия) . Это резко увеличило численность славян в этом регионе. И заставило викингов перейти от общинной формы самоуправления к централизованной власти во главе с конунгом. Так, Ладога стала центром небольшого княжества викингов.

К этому времени изменился этнический состав Ладоги. Старые викинги с шведского Готланда сменились норманскими викингами из Ютландии (Дания). Это были некто Эйстейн и его сын Хальвдан Старый.

Но шведские викинги постоянно пытались вернуть стратегически важную Ладогу. И это им удалось в середине IX века, когда некто Фрамар захватил Ладогу.

Но он чем-то не понравился местному славяно-финскому населению и они позвали на помощь норвежцев. Именно этих норвежцев и звали скорее всего Русь .

А. Чернов обратил внимание, что русь, которую позвали ладожане (а среди них тоже была русь), согласно ПВЛ, располагалась на пути по Балтике и Аталантике в Средиземное море, между готами и англянами. Это и есть Фризия с ее Рюриковым Рустрингером. Призвание Рюрика в Ладогу оправдано и тем, что арабское серебро, накопленное в Ладоге в результате двойного товарообмена, через Данию шло в Европу, а шведы Ладогу взяли и этот поток развернули на Швецию. Кого же тогда было звать ладожанам для защиты морских путей, как не Рёрика с его флотом - Хомутова Л.С. Кузнечная техника на земле древней веси в Х в. // Советская археология. 1984. № 1.

После вокняжения в Ладоге в 860 году ютландских норманов началось активное проникновение викингов в Поднепровье. Именно они принесли туда новейшие технологии в виде мечей высокого качества, прочных кольчуг, плетенных из проволоки, а не сшиваемых кусками, шлемов округлой формы и лодей, способных плавать как по рекам, так и по морям.

Это позволило славянам-полянам избавиться от хазарского господства и начать совершать дальние походы под руководством опытных викингов.

Статья посвящена памяти российского археолога А.Н.Кирпичникова - исследователя, доказавшего, что именно Старая Ладога была древнейшей столицей Руси. Он скончался совсем недавно, в возрасте 91 года.

Следующая загадка

ВИКИНГИ В ЦЕНТРАЛЬНО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ: ЗАГАДКИ ЛАДОГИ И ПЛИСНЕСКА ГЛАВА 1. ЧАСТЬ 2

Где-то в последней четверти VIII в. норвежский конунг и пират Эйстейн захватил Ладогу и укрепил свое положение браком с вдовой предыдущего конунга Хергейра. После его гибели ладожским конунгом стал его сын Хальвдан Старый, который втянулся в грабительские походы в Бярмию и другие территории на побережье Балтики. Похоже, противостояние шведских и норвежских викингов в борьбе за Ладогу стало постоянным. В 782 г. Хальвдан Старый выступил претендентом на владение во Фрисландии, а вскоре утвердился в западной части Ютландии и даже претендовал на датский престол после смерти конунга Готфреда в 810-812 гг., что дало основания причислить его к династии Скольдунгов, с которыми, наверное, он был тоже в родстве. Наличие в Ладоге значительных фризских материалов позволяет предполагать, что Хальвдан или какой-то из его сыновей продолжали периодически удерживать Ладогу. Шведские вожди пытались ее вернуть. Такое удачное нападение на Ладогу около 852 г. или раньше, в котором приняли участие шведский викинг Фрамар, Стурлауг и сын Стурлауга Хрольв, отразили указанные саги. Фрамар стал ладожским конунгом и сначала правил, «советуясь с лучшими людьми в той стране». До той поры в Ладоге и округе уже сформировалось славяно-финское общество с вкраплением старой местной варяжской руси, лидером которого был Гостомысл. В результате восстания славян и финнов в 860 г. (исходя из Древнейшего свода) или 865 г. (судя по тотальному пожару) Фрамар потерял Ладогу. И местные вожди после этого вполне логично обратились к Рюрику, сыну Xальвдана, чтобы с помощью датских (ютландских) викингов отражать нападения шведских. Кроме того, пришедшие из отдаленной Ютландии викинги больше нуждались в поддержке местного общества и его лидеров.

А. Чернов обратил внимание, что русь, которую позвали ладожане (а среди них тоже была русь), согласно ПВЛ, располагалась на пути по Балтике и Аталантике в Средиземное море, между готами и англянами. Это и есть Фризия с ее Рюриковым Рустрингером. Призвание Рюрика в Ладогу оправдано и тем, что арабское серебро, накопленное в Ладоге в результате двойного товарообмена, через Данию шло в Европу, а шведы Ладогу взяли и этот поток развернули на Швецию. Кого же тогда было звать ладожанам для защиты морских путей, как не Рёрика с его флотом?

В1816 г. бельгийский исследователь Г.-Ф. Xольман первым обратил внимание на биографию ютландского викинга Рёрика (умер около 879 г., не позже 882 г.), чья деятельность хорошо прослежена в письменных памятниках. Развернули эту гипотезу Ф. Крузе и Н. Беляев.
Родословную Рорика (Рюрика) источники, невзирая на определенные противоречия, достаточно надежно связывают с Xальвданом Старым. Убедительно можно говорить о четырех сыновьях Xальвдана: Ануло, Гаральде Клаке, Регинфриде и Xемминге. Ксантенские и Фульденские анналы под 850 г. называют Рорика младшим братом Гаральда, другие источники - племянником. Ануло и Регинфрид погибли в начале 810-х гг. во время борьбы отца за датский престол. Xемминг погиб в 837 г.. К. Кош считал Рорика сыном Ануло, Е. Мельникова - сыном Xемминга, А. Куник, И. Стреенструп, Е. Дюммлер, Г. Ловмяньский - сыном одного из братьев, внуком Xальвдана Старого. Мы больше склоняемся к давней версии Ф. Крузе, В. Фогеля и Н. Беляева, считавших Рорика младшим сыном Xальвдана Старого. В таком случае Рорик (Рюрик) должен был бы родиться не позже 812 г. Ф. Крузе считал, что он родился около 817 г., однако нет никакой уверенности, что Xальвдан Старый на этот период еще был жив. В таком случае Рорик мог быть лишь сыном Xемминга. В конечном итоге версия Ф. Крузе - лишь гипотеза без должного обоснования.

Гаральд Клак и Xемминг после смерти отца и гибели братьев Ануло и Регинфрида пытались удержать владение во Фрисландии и Ютландии. После неудачных попыток в 819-823 гг. Гаральд Клак с женой, сыном Готфридом, племянником (или младшим братом?) и приближенными прибыли в 826 г. в столицу империи франков Ингельгейм, где приняли христианство в присутствии императора Людовика Благочестивого. Император подтвердил Гаральду Клаку владение графством Рустинген во Фрисландии. Очень вероятно, что этим племянником или младшим братом, который в 826 г. крестился вместе с Гаральдом Клаком, был Рорик (Рюрик). Xристианином был также и Xемминг, который погиб в 837 г.

Гаральд Клак умер в начале 840-х гг. После этого Рорик потерял владение во Фрисландии, был в ссоре с императором Лотарем и стал пиратом, нападая на фризские берега. Интересно, что после неудачного нападения в 845 г. он приказал отпустить всех пленных христиан и заставил всю свою дружину поститься в течение 40 дней. Этот факт подтверждает, что он был христианином или, по крайней мере, симпатизировал христианам.

В 850 г. Рорик силой захватил значительный порт во Фрисландии - Дорестад, после чего император Лотар вернул ему владение во Фризии. С этого времени соратником Рорика стал сын Гаральда Клака Готфрид. Это также свидетельствует в пользу версии, что Рорик был братом Гаральда Клака, а если племянником - то сыном Ануло, старшим от Готфрида. Император Лотар, воспользовавшись новой междоусобной борьбой за датский престол после смерти конунга Xорика I (в 854 г.), отобрал фрисландские владения Рорика и Готфрида (в 855 г.). Новый конунг Дании Xорик II (854-867/873) в 857 г. предоставил Рорику часть своих земель между Северным морем и р. Ейдер.

Дальше информация о Рорике исчезла из источников, и только известно, что в 863 и в 867 гг. его флотилия совершила два мощных нападения на прирейнские владения императора Лотаря. Причем источники называют Рорика христианином. После смерти Лотаря Рорик обратился к Карлу Лысому, с которым встретился дважды, - в 870 и 872 гг., причем на второй встрече он был с младшим сыном Гаральда Клака - Родульфом. В 873 г. Рорику были возвращены владения во Фрисландии, после чего он присягнул Карлу Лысому. Однако в том же 873 г. Рорик присягнул брату Карла - Людовику Немецкому. И после этого источники о нем не вспоминают. В 882 г. владения Рорика во Фрисландии от императора Карла ІІІ Толстого получил Готфрид, старший сын Гаральда Клака. Очевидно, что к тому времени Рорик уже умер. Г. Ловмяньский считал, что он умер в 876 г., но не аргументировал эту гипотезу.

Версию Г.-Ф. Хольмана, Ф. Крузе и Н. Беляева о тождестве Рорика Ютландского с Рюриком Ладожским поддержали Г.В. Вернадский, О. Прицак, Л.Н. Гумилев, Г.С. Лебедев, Б.А. Рыбаков, С.Н. Азбелев, А.А. Молчанов, М.Б. Свердлов, А.Н. Кирпичников, Е.В. Пчелов, Л. Войтович.

Среди противников этой версии наиболее авторитетные Е.А. Рыдзевская (которая, однако, не развернула своего отрицания в систему доказательств), Г. Ловмяньский (по его версии существовали два разных Рюрика одновременно) и И.П. Шаскольский (повторил аргументы относительно отсутствия информации в западных источниках о владении Рюрика на Руси и хронологических несоответствий). Все трое ученых работали в условиях соответствующего идеологического давления. Основные аргументы противников версии тождественности обоих Рюриков (указания на хронологические несоответствия /а существуют ли они в действительности?/ и молчание латинских источников о Ладоге), на наш взгляд, достаточно корректно устранены Н.Т. Беляевым, Г.С. Лебедевым и Е. Пчеловым. Рюрик был способен около 867-879 гг. полностью контролировать Ладогу, удерживая земли между Северным морем и р. Ейдер, и вернуть себе Дорестад с фризскими территориями. Такая деятельность полностью в духе конунга-викинга. Передача владений во Фрисландии его племяннику (или двоюродному брату?) Готфриду, как справедливо отметил Е.В. Пчелов, могла быть связана с перемещением наследника Рюрика, Игоря, вместе со своим опекуном-регентом Олегом, в Приднепровье к Киеву.

Недавние находки в Ладоге экспедиции А. Кирпичникова, особенно находка 20 июня 2008 г. вблизи здания 930 г. литейной формочки с соколом с приподнятыми крыльями (в геральдической позе), дающие основания достаточно убедительно связать сокола с трезубом, подтверждая скандинавское происхождение династии Рюриковичей, неожиданно усилили аргументацию еще одной версии, согласно которой Ладога была центром Русского каганата, откуда было отправлено посольство кагана Руси, упомянутое в Бертинских анналах под 839 г., и большой ледунг (морское ополчение), угрожавший Константинополю в 860 г. Такую позицию поддержали Д. Шепард, Д.А. Мачинский, Е.С. Галкина, В. Дучко и др.

Наиболее уязвимы попытки К. Цукермана отнести события, связанные с Рюриком, к 895 г. Исследователь утверждает, что славянские племена Поднепровья в IX в. были зависимыми от хазар и практически не принимали участия в международной торговле, пока в конце IX в. не пришел Рюрик.

А. Чернов обоснованно считает, что Рюрик первый раз пробыл в Ладоге два года, потом пошел к Ильменю и заложил Рюриково городище, после чего возвратился в Европу на три года: ему нужна была своя база на Западе в Фрисландии.

В таком контексте реальные черты обретают выступление ладожских нобилей во главе с Вадимом Xрабрым во время отсутствия Рюрика и его расправа с бунтовщиками.
А.Ю. Чернов блестяще показал, что это изображение имеет массу аналогий в скандинавских материалах, в том числе ладожских, гнездовских и даже на монете датского конунга из области Данло - Олафа Гудредсона (Айлав Гутфритсон, 939-941), найденной в графстве Кент.

Действительно ли, как утверждает К. Цукерман, скандинавы создали в Приладожье Русский каганат, откуда отправляли посольство в Константинополь в 839 г. и угрожали столице Византии в 860 г., а вся славянская территория находилась под властью хазар и просто покорно платила дань? И единственным ли был путь к Константинополю через Ладогу?

Выше уже упоминалось, что саги приписывают брату Ейстейна, отцу Xальвдана, конунгу Эйрику Путешественнику отыскание пути в Константинополь - землю Одаинсак («Луга бессмертия»). Другие саги рассказывают, что конунг Ивар Широкие Объятья (вторая половина VII в.) «овладел. всем Аустррики (Восточным путем)». То есть попытки проникновения в Византию через Восточную Европу, используя базы викингов южнее Рижской затоки (находящиеся там еще с V-VI вв.), были уже в конце VII в. С VIII в. рассказы о путешествиях викингов по Аш^уе^ довольно многочисленны. Отбрасывать эту информацию просто так нельзя. «Сага о гутах» описывает путь в Константинополь через Западную Двину.

На Аш^уе^ саги кроме Xольмгарда (Новгорода) помещают обычно еще два города: Koenugarбr (Киев) и Мік^агбг (Константинополь). Наблюдение за топонимами показало, что возникновение топонимов на - garбr следует датировать временем до начала широкого проникновения скандинавов в Среднее Поднепровье и интенсивного функционирования Днепровского пути, то есть до второй половины IX в..

Доводы О. Прицака, Н. Голба и М. Гольдельмана об основании Киева хазарами в 830 г. или не позже первой половины IX в. явно несостоятельны. Скандинавская этимология имен князей Аскольда и Дира (Askuldr, Dyrr) более чем убедительна. Попытки связать их с легендарной династией Кия; не выдерживают критики. Известия древнейшей летописи о захоронении обоих князей в различных местах, а также рассказ арабского энциклопедиста ал-Масуди (конец IX в. - 956/957) о славянском царе ал-Дире разрешают сделать вывод о разновременности правления Дира и Аскольда. В таком случае Дир был предшественником Аскольда.

Аскольд, похоже, тождественен сыну знаменитого викинга Рагнара Ладброка, носившему имя Ну^єг^, который, согласно Gesta Danorum Саксона Грамматика, владел Скифией, завоеванной Рагнаром. После нескольких неудачных попыток местный гелеспонтский князь проник со своими дружинниками в его столицу под видом купцов и убил Гвитсеркра (Гвискарда-Аскольда?). О его гибели рассказывают также и исландские саги. Скандинавские исследователи находят здесь параллели с рассказом о взятии Киева Олегом. Выходит, что Рагнар Ладброк с сыном заняли Киев до 860 г., отняв его у другой группы варягов-руси, возможно, у того же Дира. Сохранение его имени в местных преданиях, вероятно, связано с помощью в освобождении от хазарской зависимости. Похоже, что Дир появился в Киеве незадолго до 837 г., когда было отправлено посольство, появившиеся в Ингельгейме в 838 г. Освободившись от хазарской зависимости, он тут же поспешил принять титул кагана, декларируя свое равенство с правителем хазар. Именно хазарская опасность помешала посольству вернуться назад Днепровским путем. Внешнеполитическая ситуация была благоприятной: против хазарского кагана, принявшего иудаизм в начале 830-х гг,. вспыхнуло восстание, активными учасниками которого стали кабары и мадьяры. Именно для контроля над последними и была возведена крепость Саркел в 833 г.. Исходя из состава посольства можно считать Дира и его окружение шведами. Видимо, они пришли из Ладоги, тогда как Рагнар Ладброк и его викинги были датчанами и проникли к Киеву через Западную Двину, Уллу, Друть и Днепр (если не по Неману, Ясельде и Припяти).

Таким образом, гипотетически появление викингов в Среднем Поднепровье следует относить ко времени не позже начала IX в.: в 833-837 гг. они уже помогли местным полянам освободиться от хазарской зависимости, о чем косвенно свидетельствует летописный рассказ о полянской дани мечами (в Центрально-Восточной Европе не было залежей болотной либо озерной руды, пригодной для изготовления мечей). Викинги принесли с собой не только мечи высшего качества, но и другие более совершеннные виды вооружения - шлемы обтекаемой формы; кольчуги, плетенные из круглой проволоки (в европейских землях носили кольчуги из прикрепленных круглых пластин); лодьи, которые одинаково хорошо плавали в бурным морях и спокойных речках и которые можно было на катках перетаскивать суходолом. Все эти вещи, равно как и технология их изготовления, позволили славянским дружинам, усиленным и возглавляемым опытными викингами, не только успешно противостоять хазарам либо другим кочевникам, но и принимать полевой бой с византийской армией.

Следующая загадка

Материальные следы присутствия вагров в Восточной Европе
Автор: Mukaffa

Когда появилось арабское серебро в южной Балтике? - Оно появилось там - в конце VIII века. Представляете какая неприятность?)))

Первый этап завоза - конец VIII века - 830е годы. И это территория южнобалтийского побережья и чуток Готланд.

А много их там в IX-ом то веке? Ну допустим их оставили купцы-готландцы, которые специализировались на торговле с ВЕ. Ферштейн?

Варяги - народ или сословие?
Автор: Mukaffa

В этой фразе - "Афетово же колено и то - варязи, свеи, урмане, готе, русь, агляне, галичане, волохове, римляне, немци, корлязи, венедици, фрягове и прочии, приседять от запада къ полуденью и съседятся съ племенем Хамовомъ."(ПВЛ) варяги и русь отдельно, т.е. поданы как разные этнонимы, разные народы. Вот как-раз и тема для "моравского" следа. А "варязи" здесь балт.славяне, других подходящих вариантов попросту не остаётся. А русь локализуется скорее всего в Прибалтике(в "Пруськой земле").

Следующая загадка

Археологические раскопки Старой Ладоги позволили сложить из прежних мозаичных представлений о зарождении «Руси» целостную картину. Ещё в VIII веке основали это городище скандинавы, вокруг же простирались финские поселения. Старая Ладога стала одной из главных колонизационных факторий «Руси» через которую шли рабы и торговля товарами со Среднего Востока и Византии. Жили в Ладоге и купцы-мусульмане. Славянское присутствие возросло лишь с IX века.

Первые сумбурные археологические исследования в Старой Ладоге начались ещё 1708 году с конца XIX века они приобрели научный характер, а с 1972 года здесь работает постоянная Староладожская археологическая экспедиция Института истории материальной культуры РАН, которую ныне возглавляет известный специалист профессор А.А.Кирпичников. О том, что показали столь длительные археологические раскопки, рассказывается в статье историка Леонтия Войтовича «Викинги в Центрально-Восточной Европе: загадки Ладоги и Плиснеска» («Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология», 2011, вып. 3).

Регион был заселён финскими племенами. Викинги проникли сюда из моря через Неву и Ладожское озеро ещё в VII веке (к его началу относится женское захоронение в Риеккала в северной части Ладожского озера и находка фибулы за 17 км ниже Ладожского озера по течению Волхова).

Земляное городище Ладоги возникло как городище викингов не позже 753 года. Гавань располагалась в устье р. Ладожки. Само скандинавское название Альдейгюборг происходит от финского топонима Алоде-йоки (Alode-joki) — «нижняя река», так местные финны назвали реку Ладожку. Славянское название Ладоги происходит уже от скандинавского.

Скандинавы в Ладоге строили так называемые большие дома (до 92 кв. м), которые состояли из сеней и главного строения с очагом посередине, этот тип строений сохранился здесь до конца X века. Рядом с ними были квадратные (4 х 4 м) деревянные финские дома с печами в углу. Следы активной ремесленной деятельности с использованием явно скандинавских технологий также подтверждают доминанту пришлых скандинавов. Одна из таких известных находок — кузница с кузнечной мастерской начала 750-х, где изготовляли ножи, гвозди, наконечники стрел и дротиков. В мастерской найдены разнообразные кузнечные и столярные инструменты. По Е.А. Рябинину, мастерская принадлежала выходцам с острова Готланд и была уничтожена около 760 года, скорее всего, любшанами. Позже на её месте построен новый деревянный дом (просуществовал примерно до 840 года), в котором найдены куфические монеты 783 и 786 годов чеканки.

(Примерно так выглядели финские квадратные дома площадью 16 кв. м)

Уже в VIII веке Ладога была важным центром международной торговли. В Ладоге и её околицах найдено шесть кладов куфических арабских серебряных монет, в том числе самый древний клад в Восточной Европе (786 год). В 2002 году во время раскопок части купеческого заезжего дома в слоях второй половины X века, рядом с 2500 зелёными бусинками (явно какой-то торговой партией), найдена вставка перстня-печати из горного хрусталя с арабской надписью «Помощь моя лишь у Аллаха, на него я полагаюсь и к нему обращаюсь», что дает основания допускать присутствие в городе мусульманских купцов.

В конце VIII — начале IX века Ладога была важным транзитным пунктом на Волжско-Балтийском пути, через который проходили основные потоки арабского серебра на Готланд и Бирку, откуда они распространялись по балтийскому побережью (17 находок кладов с монетами до 833 года).

Первая славянская находка (кривичское серебряное височное кольцо) относится к 750-м годам, однако она лежала рядом с головкой Одина и двумя десятками кузнечно-ювелирных и столярных инструментов явно скандинавского происхождения.

И всё же славяне проникли сюда немножко раньше. Ближайшее славянское поселение было на горбе противоположного берега Волхова на Любши (2 км ниже по течению Волхова). Любшанское финское городище (возможно, с капищем, существовавшим здесь) было уничтожено где-то в конце VII века или начале VIII века и возродилось уже с дерево-земляно-каменными укреплениями, что уникально для Восточной и Северной Европы (подобные крепостцы в это время были только в славянских районах Подунавья. Судя по женским подвескам, население городища было смешанным славяно-финским.

(Поющий Один из Старой Ладоги, 750-е годы)

Первая встреча скандинавских и славянских колонистов вылилась в столкновение около 760 года, когда горела Ладога. Если первое Любшанское поселение могло быть уничтоженным во время столкновений славянских колонистов с финнами, то первое Ладожское поселение было разрушено в результате противостояния викингов и славян. Дальше обе стороны продолжали сосуществовать. С 780-х годов следы славян фиксируют и в Земляном и Мысовом городищах, однако суммарно в Ладоге финские и славянские материалы до конца VIII века не превышают 10% (такие находки, как одиночное височное кольцо или огниво, в массиве сугубо скандинавских материалов не дают оснований для иных выводов).

Лишь с IX века славянское присутствие стремительно возросло. В то же время на Земляном городище количество зданий уменьшились, как и количество скандинавских украшений. Однако скандинавский элемент доминировал и в этом периоде. В урочище Плакун (на правом берегу Волхова напротив Мысового и Земляного городищ) в течение 850-925 годов (датировано по дендрохронологии, выполненной Н.Черных) функционировало отдельное скандинавске кладбище, где были и женские захоронения. Захоронения скандинавских женщин выделяют по парным чешуеобразным застёжкам-фибулам. Судя по материалам захоронений, они принадлежали рядовым поселенцам.

Не только Ладога, но и её околицы заполнены скандинавскими памятниками ІХ-Х века. На Земляном городище затем активно функционировало ремесленное производство, в частности изготовление по арабской технологии низкотемпературного стекла-бус, которое выменивали у финских охотников на меха, продаваемые затем арабам за дирхемы. Интересно появление в керамике Ладоги фризских кувшинов второй половины ІХ века и костяных фризских гребеней. Тогда же появляются среди скандинавских захоронений камерные. Преобладание славянского населения в самой Ладоге начинается с Х века.

(Подвеси-амулеты скандинавского происхождения)

Археологи обнаружили на стыке горизонтов Е2-Е13 тотальный пожар Ладоги около 8б5 года, что, по мнению многих исследователей, повышает доверие не только к самим событиям, освещённым в древнейших летописях, но и к традиционным датам. Можно утверждать, что Ладога середины VIII — начала Х веков была значительным полиэтничным центром с доминантой скандинавских элементов».

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: