В ясный день летают с цветов пыльцу собирают загадка
Обновлено: 04.11.2024
Цель: расширить и закрепить представления детей о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания на примере цветов и насекомых.
Ход беседы
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну, а чтобы узнать, как эта страна называется, я предлагаю вам отгадать загадки.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел (Бабочка)
Летит назад и вперед.
Зовут ее… (Стрекоза)
Тлю с ветвей она съедает,
И в саду нам помогает
На листах усевшись ловко –
Это божия… (Коровка)
- Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку? (Насекомые)
Воспитатель. Совершенно верно. И сегодня мы с вами отправимся в страну насекомых.
- Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Кстати, обитают многие насекомые не только на земле, они прекрасно себя чувствуют в воздушном и водном пространстве.
- Как передвигаются насекомые, знаете? Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать. Многие насекомые способны ползать вниз головой,помните загадку про муху: «Кто над нами вверх ногами»?
- А чем питаются насекомые? Большинство из них с удовольствием поедает зеленые листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей. Жуки-точильщики и древоточцы едят древесину и кору деревьев. Есть в природе и насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых.
Очень многие насекомые – пчелы, шмели, бабочки, мухи любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу, прилипшую к брюшку, спинке, мохнатым лапкам, и опыляют растения.
Слайд-шоу «Цветы и насекомые» (Рассказ воспитателя с элементами беседы)
Слайд №1. Насекомые – опылители растений.
Слайды №2-3. Пчела.
Слайды №5-6. Шмель опыляет огурец.
Слайд №10. Муравьи.
Слайды №11-14. Бабочки.
- Чего только не делают хитрые цветы, чтобы привлечь долгожданных крылатых гостей! Они стараются затмить друг друга и яркими лепестками и сладким медовым ароматом. На многих цветах есть специальные метки, указывающие насекомым путь к нектарнику со сладкой капелькой. Мелкие цветы часто бывают собраны в пышные соцветия, чтобы насекомые могли собрать сразу побольше меда и опылить несколько цветков.
Подвижная игра «Найди свое место»
Двое ведущих. Один берет в руки полевые цветы, другой – садовые. Дети-цветы под музыку танцуют. По окончании музыки дети бегут и образуют круг у своего ведущего.
- В живой природе все связано! Чудесное многообразие цветов, их сладкий запах, яркая окраска – предназначены насекомым! Без насекомых не могли бы существовать насекомоядные птицы. Ведь у них тонкий клюв, которым они не могут ни расколоть орешка, ни вылущить зернышка. Если бы не было насекомых, остались бы без вкусного обеда ящерицы и летучие мыши и многие другие.
- Душистый вкусный, целебный мед люб всякому.Недаром в народе говорят: «Пчелка маленькая, да мед ее сладок»,и еще: «У кого пчела, тому и жизнь весела». Люди называют пчел хлопотуньями, труженицами, а когда говорят о трудолюбивом человеке, сравнивают его с пчелой. О таком человеке обычно говорят, что трудится он, как пчела. В старину пчел называли «Божьими угодницами», потому что они дают людям не только ароматный мед, но и воск, из которого делают церковные свечи.
- С глубокой древности пчела стала для человека полезным насекомым. Наши предки торговали с заморскими купцами медом и воском. В те далекие времена люди еще не строили для пчел специальных домиков, которые называются ульями. Пчелы устраивали свои гнезда в дуплах старых деревьев – бортнях, а пчеловодство называлось бортничеством. В тех местах, где шла бойкая торговля, и возникали старинные русские города Киев, Чернигов, Новгород.
Как выглядит пчела? У нее есть голова, грудь, брюшко, ножки. Тело пчелы покрыто волосками черного и желтого цвета. С их помощью она переносит пыльцу с цветка на цветок. На задних ножках пчелы находятся особые корзинки для сбора пыльцы. Пчелиные крылышки полупрозрачные, перепончатые. У пчелки большие глаза, которыми она прекрасно различает окраску цветов. Особенно хорошо видят пчелы синий, фиолетовый, белый и желтый цвета. Сильные челюсти пчелы помогают насекомому размягчать воск, а язычок пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Язычком она всасывает сладкий цветочный нектар и воду.
- Вы, конечно, знаете, что золотая пчелка может очень больно ужалить, ведь в ее брюшке прячется острое жало. Когда пчела кусает человека, она не может вытащить жало и погибает.
- Как же живет большая и дружная пчелиная семья? В заботах и трудах! Ведь большую часть поселения улья составляют рабочие пчелы. Дел у них очень много! Они добывают сладкий нектар и цветочную пыльцу, заботливо кормят подрастающих личинок, строят и ремонтируют восковые соты. Ранним летним утром из улья вылетают несколько самых смелых и предприимчивых пчелок. Это пчелы-разведчицы. Они отправляются на поиски медовых трав, полян, желтеющих одуванчиками, лугов, где раскрыли венчики душистые цветы. Потом разведчицы возвращаются в родной улей, и начинают веселый и затейливый танец. Они жужжат, кружатся, выделяя капли нектара. Другие пчелы наблюдают за танцующими и прекрасно понимают язык их движений. Если поляна с цветущими растениями находится поблизости от улья, пчелы, танцуя, движутся по кругу, а если вдалеке, то танцоры выделывают сложные пируэты, словно выписывая восьмерки. Вскоре все рабочие пчелы вылетают из улья и устремляются вслед за пчелами -разведчицами.
- В каждом улье есть самая крупная пчела. Это царица пчел, ее называют маткой. Пчелу-царицу окружает целая свита придворных пчел. Они кормят матку и ухаживают за ней. Матка никогда не покидает улей, не собирает мед и пыльцу цветов. Она откладывает яички в приготовленные рабочими пчелами восковые ячейки. В начале лета из ячеек появляются молодые пчелы. Они вылетают из улья, чтобы поиграть, порезвиться. Юным пчелкам очень нравится и яркая свежая зелень, и душистые цветы, и теплый солнечный свет. Но улетать далеко от дома они пока не решаются, зато стараются получше запомнить местность, расположение улья и входы в него.
Когда из пчелиной куколки выводится новая матка, старая царица покидает улей. Пчелы начинают роиться. Рой напоминает большое растрепанное жужжащее гнездо. Пчеловод старается поймать рой и пересадить его в новый улей, а не то пчелы могут улететь с пасеки в лес и поселиться в глубоком дупле старого дерева. Та часть луга или поляны, где расположены ульи, называется пасекой.
- Пасечники давно приметили, что по поведению пчел можно предсказывать погоду. Когда пчелы дружно летят к своим ульям, жди дождя, а если они неподвижно сидят на стенках домика, то будет жаркая засушливая погода.
- С наступлением прохладных осенних, деньков ульи переносятся с пасеки в теплые сараи на зимовье. Зимой пчелы не спят, но становятся медлительными, вялыми. Заботливые пчеловоды утепляют ульи и обязательно оставляют своим трудолюбивым помощникам медку, чтобы они были сыты долгой морозной зимой.
- «Яблоньку любим за яблоки, а пчелку - за мед!», – говорят люди. Но не только люди любят мед, не упустит случая полакомиться им и медведь, причем привлекает Топтыгина не только мед, но и сами пчелы и их личинки. В природе существует крупная бабочка, которую называют «мертвая голова» (бражник). Эта бабочка тоже очень любит пчелиный мед и нередко наведывается в ульи.
Подвижная игра «Живая клумба»
Все играющие разбиваются на три команды: Золотые шары; Ноготки; Бархатцы.
Дети – цветы на клумбе. В центре растут золотые шары – самые высокие. Дети поднимают руки вверх и вращаются вокруг себя.
Второй круг – ноготки, они идут хороводом вокруг золотых шаров.
Третий круг – дети-бархатцы приседают на корточки, эти цветы самые низкие.
Подул ветер, цветыожили и зашевелились: золотые шары – кружатся, ноготки идут по кругу в одну сторону, бархатцы – в другую.
Воспитатель. Над зеленым лугом весело порхают пестрокрылые красавицы-бабочки. Каких бабочек здесь только нет! И желтые лимонницы, крылышки которых напоминают лимонную дольку, украшенную красными точками, и темно-красные крапивницы, и голубянки, и капустные белянки, и переливницы, и перламутровки.
- В Древнем Риме люди верили, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений. Ведь и вправду бабочка похожа на прелестный летающий цветок.
- У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками, Поэтому бабочек называют чешуекрылыми. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У этих насекомых короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки – это ее рот. Когда бабочка пьет капельки нектара, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спиралью. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Если же бабочка проснулась ранней весной, когда цветы еще не раскрылись, она может полакомиться сладким березовым или кленовым соком.
- Летом самка бабочки откладывает яички. Кладка яичек может иметь самую разную форму – в виде свисающих гирлянд или близко друг к другу упакованных шариков, кувшинчиков, цилиндриков. Бабочки откладывают яички в почву, в ткани растений, некоторые покрывают их защитной пленкой, спасающей от высыхания. Через некоторое время из яичек появляются личинки – гусеницы. На ногах у гусеницы есть особые крючочки, которые помогают удерживаться на стеблях растений.Гусеницы очень прожорливы: они грызут листья и стебли растений, поедают сочные плоды или питаются другими насекомыми, например, тлями. За время роста гусеницы увеличивают свою массу в несколько тысяч раз! Многие гусеницы покрыты густыми жесткими волосками или имеют защитную окраску. Птицы не едят невкусных лохматых гусениц, а тех, которые окрашены так же, как стебли иди ветки растений, они могут просто не заметить. Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются, т. е. превращаются в куколку. Через некоторое время оболочка куколки разрывается и на волю выбирается уже взрослая бабочка.
- Маленьких бабочек называют мотыльками. Когда мотыльки садятся на цветы и складывают крылышки, то становятся похожими на цветочные лепестки.
- Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят человеку пользу. Перелетая с цветка на цветок, они опыляют их. Бабочки тутового шелкопряда, которые питаются листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк. Гусеницы тутового шелкопряда живут большими семьями и строят паутинные гнезда в виде коконов. Люди научились разматывать коконы и получать из этих нитей тончайшие натуральные шелка. А еще бабочки радуют нас своей красотой.
Воспитатель. Насекомые не могут существовать без цветов, а цветы – без насекомых. Растения дают насекомым пищу. Насекомые, собирая нектар, опыляют растения и благодаря этому появляются плоды и семена.
Следующая загадка
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Следующая загадка
На сайте Учебник-скачать-бесплатно.ком ученик найдет электронные учебники ФГОС и рабочие тетради в формате pdf (пдф). Данные книги можно бесплатно скачать для ознакомления, а также читать онлайн с компьютера или планшета (смартфона, телефона).
Текст из книги:
Т. г. Рамзаева РУССКИЙ язык y^ve Объясни, почему так говорят. Спиши, диктуя себе по слогам. Проверь запись по учебнику. 1^4. Узнай птиц. Напиши их названия. а и О О 5. Прочитай. da,' sh/yonv о ШЗлШи 1ЬрХ>0ЮилА, мпьо л аилА4Ш wcrruuA, ш '1/^-тх). (С. Маршак.) Спиши, диктуя себе по слогам. Проверь по учебнику. Обозначь в словах ударение. Выучи наизусть. 6. К слову из первой группы подбери слово из второй группы. Напиши сочетания слов. Котик, ушки, зубки, лапки, хвостик. Беленький, цепкие, бстренькие, пушистый, чёрненькие. Образец. Котлищ с£шшиш,, 6 7. Составь текст о котике по рисунку или расскажи о своём котике (устно). 8. Прочитай текст. Васька. Кот-коток — серенький лобок. Лесков Вася, да хитёр. Лапки бархатные, коготок остёр. У Васютки ушки чутки, усы длинные, шубка шёлковая. (По К. Ушинскому.) ’ Как автор относится к котику? Почему ты так думаешь? Спиши четвёртое предложение. Диктуй себе по слогам. Проверь запись по учебнику. 7 .Ц |г9. Прочитай. снемгинки. ^tmeMOfn/ пх1^ш Г1Ь. (С. Маршак.) > Спиши, диктуя себе по слогам. Проверь. Обозначь ударение. 10. Прочитай текст. Зимой. Снег идёт. Кружатся Красиво! *■ Сколько предложений в тексте? Спиши, диктуя себе по слогам. Какие знаки ты поставил в конце предложений? Проверь свою запись по учебнику. > Из чего состоит текст? Из чего состоит предложение? Текст состоит из предложений. Предложение состоит из слов. Слова в предложении связаны по смыслу. ."^11. Прочитай слова. Обозначь в них ударение. собака, по, снегу, бежит, пушистому ► Установи связь между словами по смыслу. Составь предложение. Напиши. Проверь по учебнику. ^12. Прочитай. ^ибте , -* ^_ н/ох> гш/то. (С. Маршак.) Спиши, диктуя себе по слогам. Проверь свою запись по учебнику. Обозначь ударение. 13. Прочитай текст. Ребята пришли в парк. Вот на сосне мелькнул хвост белки. Где она? Белочка скрьшась в густых ветвях. Сколько предложений в тексте? Какие знаки препинания стоят в конце предложений? О ком или о чём говорится в каждом предложении? Выпиши выделенные слова. Запиши вопросительное предложение. Образец. гир/моимо. Прочитай. Предложение сообщает о ком-нибудь или о чём-нибудь. Б:ли предложение содержит вопрос, это вопросительное предложение. 10 14. Напиши ответы. Используй слова под рисунками. 1. Какая птица самая большая? 2. Какая птица самая маленькая? рЛЫУ^НОПг Страус. Колибри. Страус— . Колибри — . 15. Прочитай и отгадай, какая пти ца может так о себе сказать. Как сажа черна, Как сметана бела. Люблю всем в лесу Рассказать, где была. (Б. Тимофеев.) По каким признакам ты нашёл отгадку? Спиши загадку. Напиши отгадку. Проверь. Обозначь ударение. Расскажи о сороке по рисунку. 11 16. Составь из слов два предложения и напиши текст. я, дереве, дятла, на, ув1^л долбил, крепким, он, клювом, осину Проверь свою запись по учебнику, читая по слогам. Приходилось ли тебе видеть дятла? Расскажи об этом. 17. Прочитай. % JoMyiKj/ пштюъи ш>жт. (С. Маршак.) > Спиши, диктуя себе по слогам. Проверь по учебнику. Обозначь ударение. ^18. Прочитай. Петушок клюёт зерно. ^ Спиши, проговаривая по слогам. О ком говорится в предложении? Подчеркни это слово одной чертой. \ 12 ^ Что говорится о петушке? Ответь одним словом. Подчеркни это слово двумя чертами. кто?-----что делает? п‘ Петушок клюет — главные члены предложения. 19. Прочитай предложение. Цветы стоят в вазе. Спиши. Найди в предложении главные члены. Рассуждай так: В предложении говорится о цветах. Что? Цветы. Подчёркиваю одной чертой. Что делают цветы? Стоят. Подчёркиваю двумя чертами. Цветы стоят — главные члены предложения. 20. Прочитай предложения. Цветёт в саду яблоня. Пчёлы ле> тают над цветами. Спиши. Найди и подчеркни главные члены предложения. Рассуждай, выполняя задание. 13 21. Прочитай. Шяш^ otou^ t атМ' пжшш’ ao^AmuA, мип/ дшюшш. (С. Маршак.) Спиши, диктуя себе по слогам. Проверь. Обозначь ударение. 22. Прочитай предложения. Кот iMypsHK хотел её поймать. В банке плавала рыбка. Он опускал лапу в воду. ___ Но рыбка только хвостом виляла. В каком порядке нужно прочитать предложения, чтобы между ними была связь по смыслу и получился текст? Напиши предложения по порядку. Начни так: S тшм hmjAcuacu ПАММЬ. Озаглавь текст (устно). Проверь свою запись по учебнику. 14 Текст — это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Текст можно озаглавить. 23. Прочитай, добавляя в каждое предложение подходящее слово. Журавли на болоте. Весной прилетели на болото . . вернулись из тёплых стран. Здесь выведут журавлят. Слова для справки: они, птицы, журавли. Спиши, вставляя слова. Докажи, что это текст, а не отдельные предложения. Составь ещё одно предложение о журавлях (устно). 15 п в ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВАХ. р 24. Прочитай. Жил-был доктор. Он был добрый. Звали его Айболит. Доктор Айболит больше всех любил утку Кйку, собаку Авву, свинку Хрю-Хрю, попугая КарУдо и сову Б^мбу. (По К. Чуковскому.) ^ Какие слова написаны с заглавной буквы? Что они обозначают? *■ Спиши, вставляя имя и клички животных. Доктор . утка . собака . свинка . попугай . сова . . 3^‘25. Напиши своё имя и фамилию, имена своих родителей. Моё имя . Моя фамилия . Имя папы . Имя мамы . Мы живём в (городе, посёлке, селе) . > 16 4 26. Прочитай. Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт. Спиши. Проверь по учебнику. Какие слова ты написал с заглавной буквы? Почему? 27. Прочитай. У Саши живёт попугай Тоша. Кошка Муська часто сидит у клетки. Она лапкой хочет достать птичку. Спиши, диктуя по слогам. Проверь. Составь одно предложение, чтобы продолжить текст. Запиши. , /rf' - f ,? S' ,\ 17 28. Напиши названия и клички животных. Собака . . Коза . . Корова . . Кошка . . Подчеркни заглавную букву в кличках. Составь предложения с названиями и кличками животных. 29. Спиши, диюуя по слогам. » м ' & ь ихь пххххююси : ол>ь __ 8ofO i_ и/1Хшш/ос>, йАЬОу - тоокс. (С. Маршак.) ^ Проверь запись по учебнику. 30. Прочитай. Дружно живут собачка Бишка и котёнок Пушок. Они часто играют. Им вместе весело. 18 . Составь предложение, используя слово с предлогом (устно). Предлоги к, в, у, с, на, от, до, по, из, без, для, под, над 20 4 33. Спиши сочетания слов, вставляя предлоги. Плывёт по реке, сделал . бумаги, вышел . дома, сверкает . солнце, играет . хоккей, летит . городом, убежал . волка. Предлог и следующее за ним слово пишутся раздельно. Предлог — это тоже слово. 34. Прочитай текст. Над цветком круушт шмель. Бабочки перелетают с цветка на цветок. В траве жужштг жук. Выпиши предлоги. Найди в каждом предложении главные члены, выпиши их. Образец. иишм. 21 l>35. Прочитай, отгадай. Кто имеет пятачок, Не зажатый в кулачок? На ногах его ко-пбп’-ца. Ест и пьёт он из ко-рйт-ца. (В. Конова.) Напиши отгадку. По каким знакам ты догадался? при- п О О О к зе. Составь свою загадку о домашнем животном (устно). По каким признакам его можно узнать? Го 37. Прочитай. Жж Ы/ Истопи т (ААуОж/Ш. Ждёт ш, кто еиш /ьалмюшп. (С. Маршак.) ' Спиши, диктуя себе по слогам. Проверь. Обозначь ударение. 22 4 38. Спиши, вставляя буквы в начале или в конце слова. ..верь, кома. лён, бра. ..тка, ..сень. Какие буквы ты вставил? Подчеркни их. Какие звуки они обозначают — гласные или согласные? 39. Раздели текст на предложения. Спиши, диктуя по слогам. Витя и Юра — друзья они помогают друг другу мальчики любят играть в шашки Сколько предложений в тексте? Докажи. Как одно предложение нужно отделить от другого? 23 ЗВУКИ и БУКВЫ. 40. Прочитай загадку и отгадай. Всегда на двух я берегах, ^ Повис я, стоя на ногах. (Б. Тимофеев.) Напиши отгадку. Произнеси звуки в слове-отгадке. Назови буквы. Проверь, правильно ли ты называешь буквы (с. 2—3). Звук на письме обозначается буквой. Буква имеет своё название. Составь из^ букв слова мостик другие слова и напиши их. 41. Замени в слове одну букву и напиши новые слова. Назови буквы, которыми различаются слова в каждой паре. Образец. — шуш. 24 Палка — . вилка — . рак — . кот — коса — . . 42. Напиши подписи к рисункам. Произнеси первые звуки в словах. Назови буквы, которые обозначают эти звуки. Проверь, правильно ли ты назвал буквы (с. 2—3). 25 4 43. Спиши. Дописывай буквы, чтобы получились слова. Дом, ле. лис. ко. ша. сту. СО* • Прочитай. В русском языке шесть основных гласных звуков: [А] [О] [У] [И] [Ы] [Э]; десять букв, которые обозначают гласные звуки: А О У Ы Э Я Ё Ю И Е It t. 26 ^ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ БУКВАМИ. Прочитай загадку. Отгадай. В поле родился, На заводе варился, На столе растворился. (М. Андриевская.) Объясни отгадку. Назови по порядку звуки в слове-отгадке. Какой звук произносится только с голосом и воздух во рту не встречает преград? Это гласный звук или согласный? Напиши отгадку. 45. Добавь слог из одного гласного звука, чтобы получилось имя. Обозначь этот звук на письме заглавной буквой. ..ня, ..ля, ..ра, ..горь, ..ван. Поставь красные точки под буквами гласных звуков. 27 ^ 46. Прочитай по слогам. Спиши, диктуя себе по слогам. Кукушка, орёл, крокодйл, глухёрь, сбйка, смнйца, улйтка, журёвль, чайка. Поставь красные точки под буквами, обозначающими гласные звуки. Сосчитай и сравни, сколько в каждом слове гласных звуков и сколь? ко слогов. Составь предложение с одним из слов (устно). В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков. 47. Произнеси звуки [о], [б], [п]. Сравни, как они произносятся. Какой звук гласный, а какие звуки согласные? Докажи. Напиши шесть слов, которые начинаются с согласного звука. ;г 28 ^ 48. Прочитай слова. Трам..ай, колоде. ча..ка, пету. уро. ко..ьки, восе..ь. Назови в каждом слове пропущенную букву. Спиши слова и подчеркни пропущенные буквы. Какие звуки они обозначают — гласные или согласные? Произнеси эти звуки. 49. Прочитай скороговорку. Вёз ко-рёбль ка-ра-мёль, Наскочил корёбль на мель. И матрбсы две недёли Карамель на мёли ёли. (И. Демьянов.) 29 г Раздели слова на слоги (устно). Докажи, что разделил правильно. Научись быстро произносить скороговорку. 50. Спиши, диктуя по слогам. 4^ 4а/Ойш ит ати За__рл1Ш0 Щьшмло. (С. Маршак.) Проверь свою запись. 51. Прочитай текст, вставляя пропущенные слова. Путани14а. Замяукали котята; «Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята. ». "Ч tv -5* ^ 30 А за ними и утята: «Не желаем больше . Мы хотим, как лягушата, . » (К. Чуковский.) Спиши текст. Поставь красные точки под буквами, обозначающими гласные звуки. Сколько слогов в этих словах? Как ты узнал? 52. Составь из слов предложение и напиши его, диктуя себе по слогам. весной, в, купаются, воробьи, лужах Подчеркни главные члены предложения. Составь ещё одно предложение о воробьях, чтобы получился текст. Запиши его. 31 4 53. Прочитай текст, добавляя слова, подходящие по смыслу и рифме. Мишка. Уронили мишку . . Оторвали мишке . . Всё равно его . Потому что он . . (А. Барто.) Спиши стихотворение, диктуя себе по слогам. Поставь красные точки под буквами, обозначающими гласные звуки. лапу хороший нё пол не брошу 32 54. Вставь буквы, обозначающие согласные звуки, и прочитай слова. Запиши слова в тетр>адь. Деревья. у б О и а О а е • е е а Цветы. О а а а а ы о а а V > 55. Замени в слове одну букву, чтобы получилось другое слово. Напиши. Кот, дым, сыр, малина, бык, коса, липа, пол. Образец. Копь—пшп. 2
Следующая загадка
- формировать у детей отчётливые представления о жалящих насекомых (пчёлах, шмелях, осах).
Задачи.
Образовательные:
- расширять у детей знания о разнообразии мира насекомых;
- продолжать знакомить с жалящими насекомыми – пчёлами, шмелями и осами;
- закреплять у детей знания о пользе, которую приносят пчёлы, шмели и осы.
Развивающие:
- развивать интерес детей к совместной поисковой деятельности;
- развивать у детей наблюдательность и внимание;
- закреплять знания детей о трёх основных отличительных признаках насекомых;
- учить сравнивать насекомых, находить сходства и различия;
- формировать у детей навыки соблюдения Правил поведения, защищающие от укуса жалящих насекомых.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к природе и бережное отношение ко всему живому.
Непосредственные наблюдения детей на прогулке.
Наблюдения проводим в ясный солнечный день или сразу же после тёплого дождя.
На подготовительном этапе начала наблюдений стараюсь подготовить ребят к предстоящим наблюдениям, вызвать у них интерес. Сообщаю о том, что сегодня на прогулке мы будем наблюдать за насекомыми.
1. Домовитая хозяйка пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком! (Пчела)
2. На цветок, жужжа, садится, чтоб нектаром насладиться,
Он мохнатенький, как ель, на пчелу похожий … (Шмель)
3. Полосатая она, только это не пчела!
Мёд не собирает. Внимание! Кусает! (Оса)
Ребята отгадывают загадки.
Предлагаю ребятам вспомнить о трёх основных отличительных признаках этих жалящих насекомых (тело разделено на три части – голова, грудь и брюшко; у них три пары ног и на спине крылышки) и составить их описательный портрет.
Напоминаю ребятам Правила безопасного поведения, защищающие от укуса жалящих насекомых. Проговариваем Правила несколько раз:
- быть осторожными и не приближаться к насекомым;
- не делать резких движений, не размахивать руками;
- не разорять их гнёзда;
- не есть сладости и фрукты, чтобы пчела или оса не ужалили в губы и в язык.
Отправляемся с ребятами по территории детского сада на поиски жалящих насекомых.
Ребята с радостью замечают на ярких цветах одуванчика шмеля. Стараемся осторожно рассмотреть его.
Для того, чтобы поддержать у ребят интерес к наблюдениям рассказываю им о том, что шмели – это толстые и неуклюжие насекомые. Гнёзда строят в земле. С помощью усиков и больших глаз они выбирают нужный цветок. Нектар и пыльца цветов служит шмелям пищей. Шмели предупреждают о своём приближении характерным жужжанием.
Обращаю внимание ребят на то, что вся поверхность тела шмеля покрыта жёлтой пыльцой с цветов, на которых шмель собирал нектар.
Из всех насекомых только шмели опыляют клевер!
Наблюдения продолжаются. Ребята с восторгом и интересом наблюдают за пчёлами, кружащимися над растениями цветника.
Словесная игра «Подскажи словечко» - развитие грамматического строя речи: образование глаголов с различными приставками:
- пчёлы цветник … (облетают);
- пчелы к цветам … (подлетают);
- пчёлы с цветов … (слетают);
- пчёлы от цветов … (отлетают);
- пчёлы с цветка на цветок … (перелетают).
Рассказываю ребятам о том, что нектар, который выделяют разные части цветков – это сладкая сахарная жидкость. Пчёлы собирают нектар в специальный маленький зобик. Собранный нектар пчёлы переносят в гнездо. В гнезде нектар густеет и превращается в мёд. Мёд, который собирают пчёлы – это запас пищи для себя, а вовсе не для человека!
Вкус, запах, цвет и полезные качества мёда зависят от того с каких цветов пчёлы собирали нектар.
Во время наблюдений пополняю знания детей о пчёлах новыми сведениями, рассказывая о том, что есть пчёлы - разведчики, пчёлы – охранники, пчёлы – рабочие.
Пчёлы – охранники защищают гнёзда от чужих насекомых, поэтому всегда летают вблизи гнезда.
Пчёлы – разведчики облетают все окрестности, находят луга с цветущими растениями и с помощью своих танцев передают рабочим пчёлам, где находится луг с цветами.
Рабочие пчёлы, перелетая с цветок на цветок, собирают нектар и пыльцу.
Молодые пчёлы, которые ещё не научились летать, наводят порядок в гнезде и помогают ухаживать за личинками.
Пчёлы очень трудолюбивые насекомые!
Пословицы и поговорки о пчёлах.
- «Маленькая пчела человека большому делу учит!»
- «Человек трудолюбив, как пчела».
Предлагаю ребятам объяснить смысл поговорок и запомнить их.
В конце наблюдений ребята замечают на земле осу. Рассматриваем осу, наблюдаем за её поведением.
Подводим с ребятами итоги наблюдений, закрепляем полученные знания и представления о жалящих насекомых.
Обращаю внимание на то, что пчёлы, шмели и осы очень похожи, а на фоне окружающей нас природы их резко выделяет очень яркая предостерегающая окраска. Эта окраска свойственна насекомым, выделяющим ядовитые вещества. Они как бы предупреждают окружающих: «Не тронь меня. Я опасен!»
Эти насекомые хотя и опасны, но зато они приносят большую пользу природе – опыляют цветы! Они перелетают с цветка на цветок, переносят на своих частях тела пыльцу, без которой на цветах не смогут образоваться плоды с семенами. Без семян многие растения на Земле могут исчезнуть!
Заучивание стихотворения:
Всё жужжит пчела, жужжит,
Над цветочками кружит.
Села, сок с цветка взяла,
Мёд готовит нам пчела!
Свои впечатления ребята отразили в работах по художественному творчеству.
Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!
Публикации по теме:Беседа на прогулке «Наблюдения за барвинком» Цель: дать представление о ранних цветах и узнать, какие первые цветы появляются на территории детского сада. Задачи: - познакомить.
Конспект наблюдения на прогулке «Акация в конце весны» Автор конспекта: Кириченко Валентина Ивановна Цель: Закреплять знания об изменениях в природе. Развивать способность наблюдать за живой.
Методическая разработка «Наблюдения на прогулке». Первая часть .
Методическая разработка «Наблюдения за скворцами на прогулке» Цели: - продолжать знакомить детей с перелётными птицами – скворцом; - во время наблюдений учить детей узнавать скворца; - учить составлять.
Фотоотчет «Наблюдения на прогулке» Каждый воспитатель знает как бывает важно правильно организовать прогулку. Простое хождение по участку быстро надоедает детям, длительные.
Проект «Наблюдения за стрекозой на прогулке» Цели: - побуждать детей к совместной поисковой деятельности; - продолжать формировать у детей знания о насекомых – стрекозах, их среде.
Читайте также: