В каком слове нет суффикса к соломка головоломка загадка булка

Обновлено: 22.11.2024

Запишите эпиграф к нашему уроку и сделайте пунктуационный разбор предложений.

Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке. (А.Франс)

Учитель: Вся жизнь человека состоит из процессов получения информации и ее применения. Сегодня мы проведем экскурсию в мир слов.

Как человек может получить информацию? (С помощью органов чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса.)

Что помогает нам найти информацию о словах? (Словари.)

Какие словари вам известны? (Толковый, фразеологический словарь,

орфографический словарь, словарь иностранный слов, биографический словарь, словарь синонимов, орфоэпический, терминологический и другие.) По способу подачи какие бывают словари? (Словари бывают печатные, иллюстративные, виртуальные, на электронных носителях, аудиословари и смешанного типа.)

А теперь попробуйте угадать, какой перед вами словарь?

Выходят ученики и представляют словари.

Фразеологический словарь. «Встал ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и помчался на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки.

Словарь иностранных слов. «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

Толковый словарь «В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарии Виктора Гусева. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом - это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон - зимнее спортивное двоеборье - лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл - прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».

Словарь синонимов. «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова . Ну все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».

Словарь антонимов. Антонимы - это слова с противоположным значением. Правда - ложь. Они являются сильным художественным средством, оживляют речь, делают ее нагляднее, выразительнее, образнее. На противопоставлении антонимов построены многие пословицы.

Лучше горькая правда, чем утешительная ложь.

V. Тренировочные упражнения.

1) Учитель: теперь поговори о словаре иностранных слов. Как вы думаете, зачем он нам нужен?

На самом деле в русском языке очень много слов, пришедших из других языков. Нужно знать точное их значение, форму употребления, иначе можно допустить ошибки. Именно для этого и существует словарь иностранных слов.

Задание записано на доске. Найдите, пожалуйста, в словаре иностранные слова, дайте их расшифровку и назовите языки, из которых они пришли.

Мадригал. (Из французского. Небольшое лирическое стихотворение, посвященное обычно даме и восхваляющее ее (истор. лит.); любезность, комплимент (устар.))

Инкогнито (Из итальянского. Скрытно, тайно, не открывая своего имени; лицо, обычно официальное, скрывающее (не с преступными целями) свое настоящее имя.)

Репродукция, (из латинского. Воспроизведение и размножение рисунков путем фотографии, клише и т.п.; картина, рисунок, воспроизведенный типографским способом. Альбом с репродукциями картин известных художников; воспроизведение того, что удержано в памяти (психол.).)

Клише (Из французского. Рисунок, чертеж (в обратном виде), сделанный на металлической, деревянной или каменной доске для печатания (тип.); шаблонное выражение, избитая мысль (книж.).)

Фойе. (Из французского. В театре зал для прогулок во время антракта.)

(Ребята выполняют задание.)

2) Ученик представляет фразеологический словарь и дает задание классу. Фразеологический словарь объясняет значение устойчивых выражений. «Большой толково-фразеологический словарь русского языка» М.И. Михельсона включает в себя огромное количество устойчивых выражений.

Многие народные высказывания, а также выражения классиков попали во фразеологический словарь. Эти выражения стали крылатыми, часто имеют переносное значение и употребляются без всяких изменений. Сейчас я буду называть вам устойчивые выражения, а вы должны объяснить их значение.

Держать нос по ветру. (В зависимости от обстоятельств беспринципно менять свои убеждения, свое поведение.)

Играть с огнем. (Поступать неосмотрительно, крайне неосторожно, не думая об опасных последствиях.)

Камень на душе. (Испытывать тяжелое, гнетущее чувство.)

Нести свой крест. (Терпеливо переносить страдания, испытания, тяжелую судьбу.)

Переливать из пустого впорожне. (Бесполезно, бесцельно проводить время.)

Рубить с плеча. (Действовать опрометчиво, прямолинейно, необдуманно.)

Орфографический словарь объясняет правильное произношение слов, включая ударение, формы окончаний в различных падежах и так далее.

«Орфографический словарь современного русского языка» под редакцией В.В. Славкина, В.П. Ситникова;

Орфографический словарь помогает нам определить правильную форму написания слова.

Сейчас я выдам каждому из вас карточки с различными словами, в которых пропущены буквы. Вам нужно вписать недостающие буквы. Если вы в чем-то сомневаетесь, можете воспользоваться орфографическим словарем.

В этом словаре все слова разделены на морфемы, и можно узнать из скольких частей состоит слово, есть ли в слове приставка, суффикс, какой корень?

В каком слове нет суффикса -к- ? соломка, головоломка, загадка, булка. (Булка).

табельщик, кровельщик, подлещик, мусорщик. (Подлещик).

(Ребята выполняют задание.)

VI. Работы проверяются, выставляются оценки за урок. Дается домашнее задание.

Вот вы и познакомились с различными видами словарей. Теперь вы понимаете, что словари - очень полезная вещь, и без них не обойтись человеку, который хочет хорошо знать свой родной язык.

Следующая загадка

Тест: А
1) В каком слове нет суффикса -а?
А) СОЛОМКА Б) ГОЛОВОЛОМКА В) ЗАГАДКА Г) БУЛКА
2) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква Н?
Солнце поднимается в тум (1)ой мгле горизонта багровым шаром без лучей, точно оно отделе (2)о громадным матовым стеклом, а откуда-то сверху дрожащей волной льётся нежный утре (3)ий свет.
а) 1,2 б) 2 в) 3 г) 1,3
3) В каком ряду во всех словах пропущены безударные проверяемая гласная корня?
а) акц. птировать, соч. тания, атр.. бут
б) Компл. мент, акад. мический, выст. лать
в) к. сательная, разд. лить, ун. верситет
г) зам. чать, пок. зательные, св. детели
4) В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
а) от. грали, без. скусный, сверх. нтересный
б) пр. мечать, пр. одобрился, пр. вратить
в) и. черпать, бе. ропотный, во. треовать
г) из. ян, необ. езжженный, раз. яренный

Презентация на тему: " Корень - непроизводная основа, являющаяся носителем вещественного значения слова. Корень выделяется путем отделения аффриксов и вычленения общей, далее." — Транскрипт:

3 Корень - непроизводная основа, являющаяся носителем вещественного значения слова. Корень выделяется путем отделения аффриксов и вычленения общей, далее нечленимой части родственных слов. Например, в словах стол, столик,столовая, столоваться, застольный, настольный корневой морфемой является часть стол-, соответствующий понятию «стол». Корень морфологический. Корень, выделяемый по отношению к современному состоянию языка. Корень пис- в словах писать, письмо, выписка, записка, написание, опись, перепись. Корень этимологический. Корень выделяемый по отношению к прошедшим эпохам развития языка. Корень -вод- в словах обводить – обвод. Вариант корня. Разновидность корня, возникающая в результате морфологического чередования. Варианты корня в словах умереть, умирать, умру, мор ( -мер-, -мир-, -мр-, -мор-).

4 Окончание - служебная морфема, находящаяся за пределами основы и служащая для выражения синтаксических отношений данного слова к другим словам в словосочетании и в предложении. В виде исключения окончания выступает не только как формообразующий аффикс, но и как словообразовательный, совмещает в себе функции окончания и суффикса. Так, окончание –а в словах раба, супруга указывает не только на форму именительного падежа единственного числа, но и на женский пол обозначенного этими словами лица, т.е. в парах раб – раба, супруг – супруга выражаются те же словообразовательные отношения, что и в парах учитель – учительница, студент – студентка, ткач – ткачиха и т.п. Падежные окончания. Родовые окончания. Личные окончания. Нулевое окончание.

5 Приставка - служебная морфема, стоящая перед корнем (непосредственно или перед другой приставкой). Приставка словообразовательная. Приставка, служащая для образования новых слов. Антинаучный, выгнать, загнать, изгнать, обогнать, перегнать, соученик, ультрамодный, экстралингвистический. Приставка формообразующая. Приставка, служащая для образования форм слов. Написать, оседлать, отремонтировать, починить, усовершенствовать, наилучший, подальше, пренеприятный. Приставка слово формообразующая. Приставка, служащая для образования другой формы слова и вместе с тем нового слова. Заиграть, перечитать (меняется лексическое и грамматическое значение глагольной основы). Приставка простая. Приставка неделимая, не выделяющая в своем составе морфем. Без-, в-, из-, на-, пере-, про- и др. Приставка составная. Приставка, образованная из двух морфем. Недо- (недописать), обез-(обезвредить).

6 Суффикс - служебная морфема, находящаяся после корня и служащая для образования новых форм. Суффикс словообразовательный. Суффикс, служащий для образования новых слов. Банщик, искатель, связист, москвич, бумажник, бодрость, авторство, листаж, лесной, искусственный, январский, дубовый, советовать, сапожничать, дебатировать, ахнуть, хорошо, дружески, по-новому, по- волчьи. Суффикс формообразующий. Суффикс, служащий для образования форм слов. Новее, дороже, тоньше, лежа. Читая, написав, читающий, читавший, любимый, написанный, сжатый, читал. Некоторые суффиксы по-разному трактуются исследователями. Так, суффикс возвратных глаголов и возвратных форм глагола –ся называют также возвратной частицей (в «Грамматике русского языка», т. I,изд. АН СССР, 1952, стр.415, рядом стоят оба термина – суффикс –ть и –ти рассматривались как суффиксы (их противопостовляли личным окончаниям глагола). В настоящее время эти аффиксы называют окончаниями на том основании, что –ть и –ти у инфинитива как исходной формы глагола (если её не противопоставлять остальным формам глагола – предикативным и атрибутивным, а включать, в глагольную парадигму) не используются в косвенных(спрягаемых) словоформах глагольной парадигмы, а заменяются окончаниями, не участвуют в образовании производных от глагола слов, что характерно для окончаний, а не для суффиксов. В академической «Грамматике – 80» -ть и –ти определяются как флексийный морф ( окончаний).

7 Суффикс слово формообразующий. Суффикс, служащий для образования другой формы слова и вместе с тем нового слова. Лужок, носище (суффиксы указывают на реальную уменьшительность или увеличительность и вместе с тем выражают субъективно – эмоциональную оценку). Суффикс простой. Суффикс неделимый, не выделяющий в своем составе морфем. Марксизм, ректорат, новость, гвардеец. Суффикс составной. Суффикс, образованный из двух морфем. Свирепствовать, (-ствова-), лодырничать (-нича-), вмешательство (-тельство-), шиповник (-овник-).

8 Наиболее употребительные словообразовательные суффиксы.

9 Суффиксы имен существительных -антДиплом–ант, практик–ант-ичМоск-ич -арьАптек–арь, пс–арь-ищ(е)Город-ищ-е -б(а)Борь–б–а, ходь-б-а-й(о)Бель-й-о, воронь-й-о -в(а)Лист-в-а-к(а)Незнаком-к-а -ецХрабр-ец, волгоград-ец-лк(а)Раздева-лк-а -ёрБокс-ёр-н(я)Пекар-н-я -ий(а)Хирург-ий-а, монарх-ий-а-ний(э)Терпе-ний-э -измСимвол-изм, дарвин-изм-нич(ий)Лес-ний-чий, город-нич-ий -икИстор-ик-онок/-чонокМедвеж-онок, волч-онок -ик(а)Гимнаст-ик-а-остьСмел-ость -инКофе-ин-ств(о)Брат-ств-о -ин(а)Лосос-ин-а, горош-ин-а-тельУчи-тель -истЖурнал-ист-чик/-щикВодопровод-чик,бетон-щик -их(а)Слон-их-а-ян – инСевер-ян-ин -иц(а)Волч-иц-а-ярШкол-яр,гусл-яр

10 Суффиксы имен прилагательных -ав(ый)/яв(ый)Кров-ав-ый, дыр-яв-ый-ляв(ый)Кост-ляв-ый -ан/-ян(ый/ой)Глин-ян-ый, кож-ан-ый, волос-ян-ой,земл-ян-ой -н(ий/ый/ой)Лет-н-ий, лес-н-ой -ив(ый)Плакс-ив-ый-ов/-евОтц-ов, Серге-ев -инДядюшк-ин, баюушк-ин-оват(ый)/ еват(ый) Красн-оват-ый, беж-еват-ый -инск(ый)Сестр-инск-ий-оньк(ий)/ -еньк(ий) Плох-оньк-ий, мил-еньк-ий -ист(ый)Зме-ист-ый, мозол-ист-ый-ск(ий/ой)Брат-ск-ий, солдат-ск-ий -лив(ый)Слез-лив-ый-чив(ый)Разхговор-чив-ый

11 Суффиксы наречий -а(-у)Добел-а, досух-а, свысок-а, смолод-у, неподалек-у, -ами/-ямиМест-ами, времен-ами, дн-ями -ждыОдна-жды, два-жды, три-жды, четыре-жды -иЛогическ-и, дружеск-и, по-братск-и, по-птичь-и -мяСтой-мя(стоит), лив-мя(льет), рев_мя(ревёт) -о/-еВесел-о, привычн-о, крайн-е, искренн-е -ойЗим-ой, весн-ой, сторон-ой -ом/-ёмПроезд-ом, мельк-ом, живь-ём, вдво-ём -ому/-ёмуПо-добр-ому, по-зимн-ему,по-орлин-ому -юНочь-ю

12 Комментарии Задание 1 В каком слове есть суффикс -К-? 1) соломка 2) головоломка 3) загадка 4) булка Соломка - солома, головоломка - голову ломать, загадка - загадать. Все вышеназванные слова имеют суффикс -к-. Не имеет суффикса -к-слово булка. Задание 2 В каком слове нет суффикса -К-? 1) лакомка 2) пипетка 3) прописка 4) подружка Лакомка - лакомиться, прописка - прописывать, подружка - друг. Суффикса -к- нет в слове пипетка. Задание 3 В каком слове нет суффикса -К-? 1) поездка 2) записка 3) кромка 4) складка Поездка - ездить, записка - записывать, складка - складывать. Суффикса -к- нет в слове кромка.

13 Здание 4 В каком слове есть суффикс -НИК- со значением «лицо женского пола»? 1) граница 2) разница 3) сахарница 4) слушательница Многозначный суффикс -ниц- выделяется в словах сахарница и слушательница, образованных соответственно от слов сахар и слушатель (слово граница в современном русском языке не имеет суффикса; слово разница имеет суффикс -иц, так как образовано от слова разный). Значение «лицо женского пола» присуще только слову слушательница. Задание 5 В каком слове нет суффикса -ЩИК-? 1) табельщик 2) кровельщик 3) подлещик 4) мусорщик Суффикс -щик- выделяется в словах: табельщик - табель, кровельщик - кровля, мусорщик - мусор. В слове подлещик выделяется суффикс -ик-: подлещик – лещ. Задание 6 А13. В каком слове нет суффикса -К-? 1) ошибка 2) выплавка 3) юбка 4) узко Ошибка - ошибиться, выплавка - выплавить, узко - узость. Все вышеназванные слова имеют суффикс -к-. Не имеет суффикса -к- слово юбка.

14 1. В каком слове есть суффикс -ЛК-? 1) подделка 2) перестрелка 3) тарелка 4) грелка 2. В каком слове есть суффикс -ЛК-? 1) сделка 2) стрелка 3) сиделка 4) перепелка Тестовые задания

15 3. В каком слове есть суффикс -АД-? 1) рассада 2) блокада 3) тирада 4) автострада 4. В каком слове есть суффикс -АД-? 1) баллада 2) прохлада 3) клоунада 4) преграда

16 5. В каком слове есть суффикс -К-? 1) подкормка 2) выдумка 3) кромка 4) фотосъемка 6. В каком слове есть суффикс -ЩИК-? 1) клейщик 2) кровельщик 3) заговорщик 4) обманщик

17 7. В каком слове есть суффикс -ЩИК-? 1) сыщик 2) ящик 3) угольник 4) лещик 8. В каком слове есть суффикс -ЧИК-? 1) огурчик 2) попутчик 3) ситчик 4) мячик

18 9. В каком слове есть суффикс -ЧИК-? 1) пончик 2) кончик 3) чуланчик 4) кузнечик 10. В каком слове есть суффикс -ЧИК-? 1) ключик 2) диванчик 3) венчик 4) пальчик

Следующая загадка

Запишите эпиграф к нашему уроку и сделайте пунктуационный разбор предложений.

Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке. (А.Франс)

Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений. (Декарт)

Учитель: Вся жизнь человека состоит из процессов получения информации и ее применения. Сегодня мы проведем экскурсию в мир слов.

Как человек может получить информацию? (С помощью органов чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса.)

Что помогает нам найти информацию о словах? (Словари.)

Какие словари вам известны? (Толковый, фразеологический словарь,

орфографический словарь, словарь иностранный слов, биографический словарь, словарь синонимов, орфоэпический, терминологический и другие.) По способу подачи какие бывают словари? (Словари бывают печатные, иллюстративные, виртуальные, на электронных носителях, аудиословари и смешанного типа.)

Учитель: как же пользоваться словарями? Очень просто. Все они составлены по принципам, облегчающим поиск нужной информации. Обычно слова расположены по алфавиту, реже - по тематики. В словарях часто присутствует оглавление.

Знакомство со словарями.

А теперь попробуйте угадать, какой перед вами словарь?

Выходят ученики и представляют словари.

Фразеологический словарь. «Встал ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и помчался на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки.

Словарь иностранных слов. «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

Толковый словарь «В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарии Виктора Гусева. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом - это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон - зимнее спортивное двоеборье - лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл - прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».

Словарь синонимов . «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова . Ну все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».

Словарь антонимов. Антонимы - это слова с противоположным значением. Правда - ложь. Они являются сильным художественным средством, оживляют речь, делают ее нагляднее, выразительнее, образнее. На противопоставлении антонимов построены многие пословицы.

Лучше горькая правда, чем утешительная ложь.

V . Тренировочные упражнения.

1) Учитель: теперь поговори о словаре иностранных слов. Как вы думаете, зачем он нам нужен?

На самом деле в русском языке очень много слов, пришедших из других языков. Нужно знать точное их значение, форму употребления, иначе можно допустить ошибки. Именно для этого и существует словарь иностранных слов.

Задание записано на доске. Найдите, пожалуйста, в словаре иностранные слова, дайте их расшифровку и назовите языки, из которых они пришли.

Мадригал. (Из французского. Небольшое лирическое стихотворение, посвященное обычно даме и восхваляющее ее (истор. лит.); любезность, комплимент (устар.))

Инкогнито (Из итальянского. Скрытно, тайно, не открывая своего имени; лицо, обычно официальное, скрывающее (не с преступными целями) свое настоящее имя.)

Репродукция, (из латинского. Воспроизведение и размножение рисунков путем фотографии, клише и т.п.; картина, рисунок, воспроизведенный типографским способом. Альбом с репродукциями картин известных художников; воспроизведение того, что удержано в памяти (психол.).)

Клише (Из французского. Рисунок, чертеж (в обратном виде), сделанный на металлической, деревянной или каменной доске для печатания (тип.); шаблонное выражение, избитая мысль (книж.).)

Фойе. (Из французского. В театре зал для прогулок во время антракта.)

Алиби. (Из латинского. Нахождение обвиняемого в момент совершения преступления в другом месте как доказательство его невиновности.)

(Ребята выполняют задание.)

2) Ученик представляет фразеологический словарь и дает задание классу. Фразеологический словарь объясняет значение устойчивых выражений. «Большой толково-фразеологический словарь русского языка» М.И. Михельсона включает в себя огромное количество устойчивых выражений.

Многие народные высказывания, а также выражения классиков попали во фразеологический словарь. Эти выражения стали крылатыми, часто имеют переносное значение и употребляются без всяких изменений. Сейчас я буду называть вам устойчивые выражения, а вы должны объяснить их значение.

Держать нос по ветру. (В зависимости от обстоятельств беспринципно менять свои убеждения, свое поведение.)

Играть с огнем. (Поступать неосмотрительно, крайне неосторожно, не думая об опасных последствиях.)

Камень на душе. (Испытывать тяжелое, гнетущее чувство.)

Нести свой крест. (Терпеливо переносить страдания, испытания, тяжелую судьбу.)

Переливать из пустого впорожне. (Бесполезно, бесцельно проводить время.)

Рубить с плеча. (Действовать опрометчиво, прямолинейно, необдуманно.)

Через пень колоду. (Без усердия, небрежно и неумело, кое-как.) (Ребята отвечают.)

Ученик представляет орфографический словарь и дает задание классу. Теперь пришла пора поработать с одним из самых важных словарей - орфографическим.

Орфографический словарь объясняет правильное произношение слов, включая ударение, формы окончаний в различных падежах и так далее.

Из орфографических словарей можно выделить следующие:

«Орфографический словарь современного русского языка» под редакцией В.В. Славкина, В.П. Ситникова;

«Русский орфографический словарь» (ответственный редактор В.В.Лопатин).

Орфографический словарь помогает нам определить правильную форму написания слова.

Сейчас я выдам каждому из вас карточки с различными словами, в которых пропущены буквы. Вам нужно вписать недостающие буквы. Если вы в чем-то сомневаетесь, можете воспользоваться орфографическим словарем.

Арх_тект_р, бесчу_ств_н_ый, возвыш_н_сть, захлусный. к_ртоф_ль, не_быкн_ве_но. ( Архитектор, бесчувственный, возвышенность, захолустный, картофель, необыкновенно ).

Ученик представляет орфоэпический словарь и дает задание классу.

И последний словарь, с которым вы будете сегодня работать, - орфоэпический. Я выдам каждому из вас различные карточки со словами, в которых нужно правильно поставить ударение.

Визави, замшелый, двунадесять, инок, каверзный, кирзовый. ( Визави, замшелый, двунадесять, инок, каверзный, кирзовый ).

Учитель. Я хочу вам представить очень важный и нужный словарь строения слов.

В этом словаре все слова разделены на морфемы, и можно узнать из скольких частей состоит слово, есть ли в слове приставка, суффикс, какой корень?

Предлагаю вам, пользуясь школьным словарем строения слов выполнить следующие задания.

В каком слове нет суффикса -к- ? соломка, головоломка, загадка, булка. (Булка).

В каком слове нет суффикса -щик- ?

табельщик, кровельщик, подлещик, мусорщик. (Подлещик).

(Ребята выполняют задание.)

VI . Работы проверяются, выставляются оценки за урок. Дается домашнее задание.

VII . Итог урока.

Вот вы и познакомились с различными видами словарей. Теперь вы понимаете, что словари - очень полезная вещь, и без них не обойтись человеку, который хочет хорошо знать свой родной язык.

Следующая загадка

Читайте также: