В чем загадка шекспира
Обновлено: 04.11.2024
Имя великого английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира знают все. Тем не менее, его биография таит немало загадок, которые тщетно пытаются разгадать исследователи.
Вопрос о групповом авторстве
Существует и мнение, согласно которому творения Шекспира принадлежат не одному автору, а целому сообществу писателей. Каждый из них якобы вложил свое мастерство в эти произведения. С другой стороны, Шекспир, талантливый актер, возможно, редактировал чужие пьесы, готовил их к постановке. Из своих рукописей драматург, как считается, не вычеркнул ни единой строчки. Предположение о совместном авторстве было бы справедливо, если бы он вносил поправки в работы других драматургов, редактировал их.
Рукописи и книги Шекспира
Уильям в своем трехстраничном завещании перечислил все, что принадлежит ему. Однако в списке нет никаких рукописей или книг. Возможно, их получила в наследство Сюзанна, старшая дочь Шекспира. В этом случае ее потомки разделили бы их между собой. Одного церковника, жившего в 18 веке, заинтересовала эта загадка. Он побывал во всех частных библиотеках, расположенных в радиусе 70 км от Стратфорда-на-Эйвоне. Однако этот церковник не обнаружил ни одного тома, принадлежавшего Уильяму Шекспиру.
Еще сложнее дело обстоит с рукописями пьес. Их отсутствие вновь поднимает шекспировский вопрос. Аргументы сторонников того, что Шекспир не является автором пьес, следующие. Насколько известно, не сохранилось ни единого подлинника этих произведений. В 1623 году в "Первом фолианте" были напечатаны 36 пьес. К этому времени прошло 7 лет после кончины Шекспира. При жизни драматурга распространялось множество пиратских изданий. Тем не менее Уильям, умнейший делец, не предпринимал ничего для того, чтобы предотвратить это.
Вопрос остается открытым
Вряд ли можно говорить о том, что этот спор разрешится в ближайшее время. Возможно, мы получим новые доказательства авторства Шекспира. Это могут быть подлинные рукописи, наконец объявившиеся, или же факты, которые могли бы восстановить картину жизни драматурга. Уильям Шекспир все еще остается загадкой для нас, следовательно, все еще актуален шекспировский вопрос. Быть или не быть Уильяму автором гениальных пьес, известных на весь мир? Этот вопрос, вероятно, будет подниматься еще долго. Он лишь подогревает интерес к творчеству драматурга.
Одним из наиболее интересных в литературе является шекспировский вопрос. Что это такое, вы теперь знаете. Тайна личности гения, надеемся, будет когда-нибудь раскрыта.
Цитаты из Библии в пьесах
Одна из сторон, которую включает в себя шекспировский вопрос, - грамотность Уильяма. В созданных Шекспиром произведениях нередко встречаются цитаты из библейских текстов. Драматурга могла познакомить с ними его мать. Однако не существует доказательств того, что эта женщина была грамотной. Тот факт, что Шекспир знал Библию, ставит вопрос о его образовании.
Светский опыт Шекспира
Пьесы Уильяма свидетельствуют о большом светском опыте их создателя. К примеру, он очень хорошо знал право, отлично владел юридической терминологией. Шекспир показал хорошее знание прецедентов. Сэр Джон Бакнилл в 1860 г. в своей книге под названием "Познания Шекспира в медицине" отметил, что автор пьес обладал прекрасными знаниями и в этой области. Это же относится и к разным видам охоты, в том числе соколиной, а также к придворному этикету. Джон Мичелл, известный шекспировед, отметил, что он являлся "литератором, который знал все".
Кристофер Марло - претендент на авторство
В ранних пьесах Уильяма заметно влияние Кристофера Марло (портрет его представлен выше). Однако этот автор умер в Лондоне в 1593 году, когда ему было 29 лет. Согласно некоторым предположениям, его не убивали во время драки, произошедшей в таверне, как считается. На самом деле Марло якобы отправился в Италию. Здесь он продолжил творить. Нигде не упоминается о похоронах Кристофера или о его погребении.
Знание языков, словарный запас
Автор известных на весь мир пьес обнаруживает отличное знание римских и греческих классиков, а также французской, испанской и итальянской литературы. Не исключено, что он знал итальянский, французский и испанский языки. Словарь драматурга очень богат. Образованный англичанин в наше время редко употребляет в речи более 4 тысяч слов. Около 8 тысяч единиц насчитывает словарь английского поэта 17 века Джона Мильтона. А в произведениях Шекспира, по подсчетам специалистов, не менее 21 тысячи слов!
Следующая загадка
Исследователи до сих пор не могут с уверенностью назвать дату его рождения. Более того – все больше ученых склоняются к мысли, что на самом деле все эти гениальные произведения были написаны другим человеком…
Сын торговца
Считается, что Уильям Шекспир родился в городе Стратфорд-на-Эйвоне 23 апреля 1564 года, где спустя три дня его крестили. Впрочем, в других источниках указываются иные даты, а во многих 26 апреля фигурирует в качестве даты рождения. И уже невозможно определить, где правда, ибо до наших дней практически не дошло никаких документов, писем и даже подлинных рукописей Шекспира.
Отец Уильяма был мелким ремесленником и торговцем – делал перчатки, продавал лес, ячмень, шерсть, причем не особо успешно. Кроме будущего драматурга, в семье было еще семь детей. Практически не известно, где учился Шекспир, имеются только сведения о том, что в Стратфорда-на-Эйвоне была обычная бесплатная школа, где давали минимум знаний, - скорей всего, он посещал именно ее.
И тут возникает еще одна загадка в жизни Шекспира – непонятно, как самая простая семья и обычная школа дали миру поэта такого высокого уровня с потрясающими знаниями в самых широких областях науки и искусства? Ведь в то время практически не существовало такого модного сейчас понятия как «социальный лифт» - возможности легко попасть из одного социального слоя в другой благодаря очень хорошему образованию.
В Англии XVI века дети ремесленников в большинстве своем становились именно ремесленниками, и лишь дети из очень богатых и знатных семей могли получить серьезное образование и приобщиться к лучшим образцам культуры и искусства.
Тысячи слов
Между тем, Шекспир, сын обычного ремесленника, если судить по его произведениям, обладал поистине энциклопедическими знаниями – словарный запас его составлял примерно 20 тысяч слов, в то время как у обычного человека того времени он вряд ли мог превышать 2 тысячи. У современника Шекспира Френсиса Бэкона словарный запас был 9-10 тысяч слов, а словарный запас современного образованного англичанина не более 4 тысяч слов. Более того, Шекспир сам расширил английский язык – он ввел в него 3200 новых слов.
Кроме того, драматург знал иностранные языки - итальянский, французский, латинский, греческий, причем читал классические греческие и римские труды в подлиннике - Гомера, Плавта, Овидия, Сенеки, Плутарха, в совершенстве знал греко-римскую мифологию. Исследователи установили по цитатам Шекспира, что он читал Монтеня, Ронсара, Ариосто, Боккаччо и многих других знаменитых авторов прошлого.
Он легко рассуждает о политических реалиях прошлого и настоящего, показывая осведомленность о жизни королей и придворных – говорит об этом с таким знанием дела, как будто сам является одним из самых сильных мира сего… Канцлер Германии Отто Бисмарк однажды написал про Шекспира, что «поэт был причастен к государственным делам и к закулисной политической жизни».
Анализ драм, хроник, сонетов Шекспира показывает, что он разбирался в юриспруденции, мировой истории, музыке и даже ботанике – в его произведениях встречается названия 63 растений. Кроме того, он неплохо знал медицину и анатомию.
Драматург прекрасно разбирался в военном деле, включая морское - самое сложное и насыщенное специальными терминами. Шекспир описывал со знанием дела жизнь аристократов и правила этикета, сцены охоты и многое другое.
Если судить по произведениям Шекспира, то он побывал во множестве стран, объездил всю Италию, прекрасно знал все детали местности, которые трудно описать, никогда не видя их.
Как сказал шекспировед Джон Митчелл: «Шекспир был «литератором, который знал все».
Между тем, биография «реального» Шекспира говорит о том, что он никогда не выезжал из Англии. В 18 лет он женился на 26-летней Энн Хатауэй, в браке с которой у него позже родилось трое детей. При этом известно, что жила молодая чета вначале довольно скромно. Далее следует некий провал в несколько лет в биографии «официального» Шекспира, после которого он уже внезапно оказывается в лондонском театре «Глобус», где остоянно ставятся его пьесы. В 1599 году Шекспир – совладелец «Глобуса» и довольно богатый человек, он даже получил право на фамильный герб и дворянское звание. В 1612 году он покинул Лондон и вернулся в родной город. 25 марта 1616 года драматург составил завещание и умер 23 апреля 1616 года - в предполагаемый день своего рождения (еще одна загадка!).
Как писал в XIX веке французский литературовед и историк Ипполит Тэн: «Наши знания о Шекспире ограничиваются сведениями о рождении, женитьбе и переезде в Лондон. Мы уверены только в том, что он переделывал чужие пьесы, сделал завещание и умер».
Кстати, в завещании тоже сплошные загадки: во-первых, оно записано нотариусом со слов Шекспира, а во-вторых, в нем не фигурируют его литературные произведения, зато перечислены все вещи из его дома, включая старую жестяную перечницу. Более того, в его доме, судя по описи, нет ни одной книги!
А современные графологи, изучив неуверенную подпись Шекспира под завещанием, сделали вывод, что он… не привык держать перо в руке.
Странный портрет
Интересно, что почти все произведения драматурга известны нам только по печатаным изданиям, не сохранилось ни одной рукописи или черновика. Первый сборник его пьес и исторических хроник был опубликован уже после его смерти. Среди шекспироведов он известен как «Первое фолио». В 1623 году Джон Хеминг и Генри Кондел, работавшие в шекспировской труппе, издали его под заглавием: «Мистера Уильяма Шекспира комедии, хроники и трагедии. Напечатано с точных и подлинных текстов».
В этом же издании имеется портрет Шекспира, который долгие годы считался едва ли не единственным «настоящим» изображением драматурга. Однако и этот портрет полон загадок! В начале 20-го века сотрудники английского модного журнала заявили, что камзол Шекспира очень странно выглядит – половина состоит из передней части, а половина из задней.
Исследователи начали изучать эту тему, и оказалось, что обе руки и человека на портрете. правые.
Некоторые шекспироведы утверждают, что у человека на портрете надета маска, голова слишком велика, а шея чересчур длинная. И самое загадочное - под камзолом виден еще один камзол. Верхняя пуговица – это пуговица «нижнего» камзола.
Кто он?
Естественно, возникает вопрос – кто же скрывался под именем Шекспира, простоватого и почти неграмотного человека? И зачем ему надо было прятаться под чужим именем, скрывая собственное лицо?
Многие исследователи считают, что это был философ Фрэнсис Бэкон, получивший прекрасное образование и обладавший прекрасным литературным слогом. Однако, как мы уже писали, словарь Бэкона при этом был в два раза меньше, чем у Шекспира, и его собственные произведения «не дотягивают» по уровню до шекспировских.
Есть версии, что это английский поэт Кристофер Марло – но и его собственным литературным произведениям далеко до гения Шекспира.
Существует еще множество версий о «настоящем Шекспире». Однако, не исключено, что великим поэтом и драматургом была… королева Елизавета Первая, последняя из династии Тюдоров. Обратимся к нескольким фактам.
Первый - известно, что она всячески поощряла и опекала театр «Глобус», в котором ставились пьесы Шекспира.
Второй – Елизавета считалась ребенком-вундеркиндом, уже в раннем детстве она показала большие способности к языкам, знала древнегреческий, итальянский, французский и другие языки. На латыни она читала сочинения древних историков и писала письма пресвященным людям Европы. Ее воспитывали самые лучшие преподаватели из Кембриджа. Естественно, будучи королевой ,она разбиралась в международной и внутренней политике, знала дворцовый этикет и обычаи и многое другое, что недоступно людям некоролевской крови.
Кроме того, есть один небольшой пикантный момент. Некоторые исследователи утверждают, что у Шекспира была нетрадиционная сексуальная ориентация. Эти выводы они делают на основании того, что некоторые его сонеты посвящены мужчинам. Если же представить, что писала их дама – все сразу же становится на свои места.
Естественно, особа королевской крови, правительница Британии, не могла бы признаться в такой странной и низменной страсти, как литературное творчество и сочинение пьес для театра. В те времена актеры и авторы пьес считались людьми третьего сорта, лицедеями, шутами. Но при этом гениальные произведения рвались наружу, так как настоящий поэт не может молчать. Поэтому не исключено, что так была создана величайшая литературная мистификация, имя которой Уильям Шекспир…
Могли ли пьесы принадлежать Фрэнсису Бэкону
Больше всего на роль автора пьес, кроме самого Шекспира, подходит Фрэнсис Бэкон (портрет его представлен выше). Этот известный человек окончил Кембриджский университет. Фрэнсис был старше Шекспира всего на 3 года. Он был придворным чиновником, выдающимся юристом, создал множество литературных произведений. В 1769 году впервые было выдвинуто предположение о том, что пьесы Шекспира написал именно Бэкон. Однако этой теории не придавали значения в течение дальнейших 80 лет. Для ее защиты в 1885 г. было создано Бэконское общество. Немало фактов удалось собрать в подтверждение этого предположения. К примеру, известно о том, что Фрэнсис Бэкон жил в 30 км севернее Лондона, неподалеку от Сент-Олбанса. Этот город 15 раз упоминается в произведениях Шекспира, тогда как Стратфорд-на-Эйвоне, родной город драматурга, не упоминается ни разу.
Посещал ли Шекспир школу
Джон, отец Уильяма, был перчаточником, торговцем шерстью и мясником. Он пользовался значительным уважением в своем городе, несмотря на то, что был неграмотен. Не существует списков учеников, обучавшихся в стратфордской грамматической школе. Однако в настоящее время большинство шекспироведов полагают, что Уильям был одним из них. Бен Джонсон, драматург и друг Уильяма, спустя годы говорил о нем, что в латыни он не был силен, еще хуже знал греческий. Этот факт может свидетельствовать о низком уровне образования Уильяма, на основании чего вновь возникает шекспировский вопрос, кратко изложить который, оказывается, не так-то просто.
Следующая загадка
«А не замахнуться ли нам на Вильяма,понимаете ли, нашего Шекспира?» Эта фраза из рязановской комедии «Берегись автомобиля» стала крылатой. Самодеятельные артисты замахнулись. На самую культовую пьесу в мире. Недаром лет двести мечта всех актеров - сыграть Гамлета. Главную роль доверили незадачливому автоугонщику Деточкину (Иннокентий Смоктуновский). К тому времени Смоктуновский уже получил международную известность, сыграв принца датского в фильме Козинцева. Его Гамлет считается лучшим в истории отечественного кино. В мировом кинематографе трагедию экранизировали свыше ста раз! Вершина – картина 1948 года одного из главных актеров ХХ века Лоренса Оливье. Он получил за нее два «Оскара» — за лучший фильм и лучшую мужскую роль, которую сам и сыграл. Засветились в этой роли на экране Мэл Гибсон, Бенедикт Камбербэтч и даже дамы - звезда немого кино Аста Нильсен и божественная Сара Бернар.
Замахнулся и Юрий Любимов в легендарной Таганке. Гамлет стал лучшей театральной ролью Владимира Высоцкого. Уже в наши дни режиссер с мировым именем Робер Лепаж поставил «Гамлета» в московском Театре наций. Евгений Миронов – один во всех лицах трагедии. Аншлаг!
Да, пьесы англичанина по-прежнему с успехом идут на сценах лучших театров планеты, вновь и вновь экранизируются. Он остается самым репертуарным классиком в мире. Шекспир и ныне живее всех живых драматургов.
Но замахиваются на Шекспира и конспирологи всех мастей. По аналогии с гамлетовским возник даже «шекспировский вопрос», ставший, пожалуй, главной интригой мировой литературы. Кто на самом деле скрывался под псевдонимом Шекспир?
С середины 19 века на эту тему вышли тысячи (!) книг на разных языках, включая русский.
Дело в том, что рукописи пьес,сонетов Шекспира не сохранились до наших дней. Как, впрочем, и многих других литераторов той эпохи. И биографов при жизни нашего Уильяма не случилось. Кто ж тогда думал о его следе в истории? Так что сведения сохранились скудные.Родился в заштатном «городишке» Стратфорд-на- Эйвоне. Здесь вырос, женился, обзавелся тремя детьми, переехал в Лондон, стал актером, совладельцем театральной компании «Слуги короля». В 48 лет вернулся в Стратфорд, где и умер спустя три года.
ОН НЕНАСТОЯЩИЙ!
От названия родного города Уильяма и возникло мощное международное движение - «антистратфордианство». Его сторонники считают, что актер из провинции не мог сам написать гениальные пьесы.
Первым в 1848 году выдвинул обвинение против «варвара из Стратфорда» нью-йоркский юрист Джозеф Харт. Дескать, сын неграмотного бедняка вырос в невежестве и пороке, был браконьером. А весь вклад «актеришки» в драматургию якобы заключался в том, что в пьесы, сочиненные «университетскими» умами, он добавлял непристойности. Ну, что еще можно ждать от невежды?
После книги Харта «антистратфордианцы» (известен еще термин «антишекспиристы») разных стран бросились искать настоящего Шекспира. Образованного человека. Ведь сын перчаточника, университетов не кончавший, не мог, по их мнению, написать такие умные произведения. И в Европе он не был, значит, не мог сочинить «Ромео и Джульетту», прочие «итальянские пьесы».
На сегодняшний день насчитывается свыше 80 претендентов на авторство «Гамлета», «Короля Лира» и других великих комедий, трагедий, сонетов.
Первым и самым главным кандидатом надолго стал Фрэнсис Бэкон. Политик, философ, писатель, учёный,один из величайших умов той эпохи. Современник драматурга. «Раскрутила» его в середине 19 века Делия Бэкон. Не родственница - однофамилица, американская учительница. Ох, уж эти янки-разоблачители, всюду народ баламутят!
Дама выпустила книгу «Разоблаченная философия пьес Шекспира». Зачем великому философу было прятаться за псевдонимом при сочинении пьес? Дескать, он с группой товарищей таким образом тайно распространял передовую политическую и философскую систему. Американка утверждала, что расшифровала в его письмах инструкцию, как отыскать под надгробием Шекспира бумаги, которые докажут, что пьесы создал Бэкон. Она специально приплыла из Штатов в Англию, отправилась в Стратфорд на раскопки могилы. Даже брала в руки лопату, но прах драматурга ей потревожить не удалось. Пыталась также получить от английских властей разрешение вскрыть гробницу самого Бэкона. Якобы в ней тоже зарыты доказательства его авторства. Разрешения не дали.
Неистовая Делия сошла с ума. Зато породила движение «бэконианцев», свято верящих, что их кумир и есть подлинный автор «Гамлета». К ним принадлежали, например, Марк Твен, сочинивший книгу «Умер ли Шекспир?» и Зигмунд Фрейд, нашедший у Гамлета эдипов комплекс.
ИЩИТЕ ШИФРОВКИ
Интригу обостряло то, что Бэкон, помимо прочего, занимался шифрами. Энтузиасты принялись за работу! Врач из Детройта Орвилл (опять янки!) даже создал гигантское «колесо шифра»: 300-метровый холст на двух параллельных колесах. На холст наклеил страницы пьес Шекспира. Раскручивая колеса,отыскивал ключевые слова. С их помощью якобы нашел в текстах зашифрованную автобиографию Бэкона. Тот, мол, был тайным сыном королевы Елизаветы, поэтому скрывал авторство пьес. Конгрессмен от штата Миннесота Доннелли издал толстенную книгу «Великая криптограмма: шифр Фрэнсиса Бэкона в так называемых пьесах Шекспира».
Позже «разоблачители» обратили внимание на одно важное обстоятельство: героями многих пьес были короли, принцы, герцоги. Сын перчаточника не мог знать жизнь двора. Выходит, подлинный автор был благородных кровей!
«ДУХ БЭКОНА УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ПЬЕС НЕ ПИСАЛ»
В 1920 году выходит книга «Опознанный Шекспир» с сенсационным заявлением,что под этой маской творил Эдуард де Вер, 17-й граф Оксфорд! Правда, была одна неувязка. «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», ряд других пьес появились уже после смерти графа. Объяснение придумали быстро. Дескать, Оксфорд оставил рукописи этих незавершенных шедевров, друзья досочинили…
В стане ниспровергателей тут же возникло мощное движение «оксфордианцев». К ним из «бэконианцев» переметнулся старик Фрейд. Между лагерями началась неистовая вражда в духе Монтекки и Капулетти. К счастью, бескровная. Сражения шли в книгах, статьях и … судах. Так называемый «mock trial» с участием судей из Верховного суда США состоялся в 1987 году. «Mock trial» - популярное у юристов упражнение в данном случае был посвящен установлению авторства шекспировских пьес. Автором признали… Шекспира.
В поисках веских доказательств противники обращались даже к спиритизму. В середине ХХ века на эту тему вышло несколько книг. Один автор утверждал, например, будто дух самого Бэкона признался ему, что не писал пьесы, а дух Шекспира лично подтвердил, что «Сонеты» сочинил граф Оксфорд. Другой автор назвал «загробные доказательства» конкурента клеветой: ему дух Бэкона подтвердил, что это он сочинял пьесы.
Война между «бэконианцами» и «оксфордианцами» продолжается до сих пор…
В «шекспиры благородных кровей» записывали также 5-го графа Ратленда, 6-го графа Дерби, королеву Шотландии Марию Стюарт и даже саму королеву Англии Елизавету Первую. В числе дам-претендентов на авторство пьес фигурировала и жена Уильяма, куда ж без супруги-то.
Отдельная история с драматургом Кристофером Марло.Сын сапожника, ровесник Шекспира, он, в отличие от Уильяма, закончил Кембридж. Правда, погиб в 29 лет. Ноконспирологам и этот факт не помеха. Дескать, убийство Марло инсценировал его знатный могущественный покровитель-любовник Томас Уолсингем, шеф королевской разведки. Марло под чужим именем спокойно строчил пьесы, покровитель передавал их актеру, совладельцу труппы «Слуги короля». Тот ставил под своим именем.
В авторы бессмертных пьес конспирологи записывают также коварных иезуитов, тайных розенкрейцеров, масонов и много кого еще. Эпопея продолжается…
Свой вклад в «шекспировский вопрос» внесла и наша страна. При большевиках главным ниспровергателем Уильяма стал нарком просвещения Анатолий Луначарский, ратовавший за графа Ратленда.Вторая волна пошла в конце ХХ века.Тогда бывший ученым секретарем Шекспировской комиссии АН СССР (затем – РАН) Илья Гилилов неожиданно издал книгу «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса». По его мнению, истинные авторы – граф Ратленд с супругой. Группа энтузиастов даже пыталась выдвинуть книгу на Нобелевскую премию… Позже свою версию выдвинула переводчица Марина Литвинова в книге «Оправдание Шекспира», назвав авторами Бэкона и Ратленда.
КОММЕНТАРИЙ
СЛАДКОГОЛОСЫЙ ЛЕБЕДЬ ЭЙВОНА!
Николай Захаров, ученый секретарь Шекспировской комиссии РАН, доктор философии, кандидат филологических наук, директор Шекспировского центра Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета.
- «Шекспировский вопрос» есть. Основан он на откровенном снобизме «разоблачителей». Мол, пьесы Шекспира мог написать только титулованный человек с университетским образованием, а не сын простого перчаточника.
Начнем с отца. Джон Шекспир был состоятельным ремесленником, входил в круг самых уважаемых жителей Стратфорда, одно время возглавлял городской совет. Мать – Мэри Арден, из знатной англосаксонской аристократии. Так что наш Шекспир не так уж и прост! Его безграмотность – тоже ложь! Сын члена городского совета, с 7 до 14 лет он не мог не посещать Грамматическую школу Эйвона. Занятия там шли до позднего вечера. Школа давала приличное образование: знание латыни, чтение классических авторов в оригинале, умение свободно писать и спорить на разные темы и т.д. Затем - самообразование, как у многих других гениальных писателей.
Отмечу, что ни один из современников драматурга не усомнился в его авторстве. 16 пьес, опубликованных при жизни Шекспира, были под его фамилией. Две его поэмы напечатал земляк Ричард Филд, известный лондонский издатель. Титульная страница сонетов, опубликованных в 1609 году, называет их автором Шекспира. Да, там нет имени Уильям, что доказывает: он был хорошо известен уже по фамилии.
Самое важное свидетельство оставил популярный в ту пору драматург Бен Джонсон, назвав Шекспира сладкоголосым лебедем Эйвона, поэтом на все времена, удивительным человеком, который переживет славу современников. Так и случилось.
Тогда же, 400 лет назад, зародился «культ Шекспира». Всё началось с оды крестника драматурга Уильяма Давенанта «Памяти мастера Уильяма Шекспира». Давенанту было тогда двенадцать лет. Любовь, выраженная в его стихах, породила непреходящее преклонение перед памятью Барда. Позже Давенант сам стал известным драматургом - автором адаптаций шекспировских пьес «Много шума из ничего», «Два знатных родича», «Буря», «Гамлет», «Юлий Цезарь», либретто оперы «Макбет». Однако, пожалуй, самым интересным, что связывает его с великим предшественником, стала легенда, будто бы Шекспир был его родным отцом. Сам ли Давенант придумал ее или злые языки оговорили его родителей, но факт появления легенды свидетельствует о раннем проявлении шекспировского мифа, напрямую связанного с возникновением «культа» писателя и становлением его литературной репутации. «Разоблачения» же начались лишь в середине 19 века, когда Шекспир стал слишком популярным, чтобы привлечь внимание завистников и скептиков.
Шекспир был! Его жизнь неплохо документирована для конца 16 - начала 17 вв. Так, в прошлом году в уникальный международный реестр программы ЮНЕСКО «Память мира» добавлены 90 документов о жизни и творчестве Шекспира. Они свидетельствуют не только то, что он реально жил, но и был автором лирических, эпических и драматических произведений. Уже одно это должно поставить крест на любых домыслах, фантастических концепциях, альтернативных конспирологических версиях. Несмотря на некоторые сложности, которые недавно подробно изучила Хизер Вулф, «Геральдическая палата» подтвердила право Шекспира на дворянский титул, и ему был дарован герб - серебряный сокол, потрясающий копьем.
Что же касается многочисленных «кандидатов в гении», отсылаю всех интересующихся этим вопросом к научной статье Дмитрия Иванова, Владимира Макарова, Сергея Радлова «Шекспир и “шекспиры”». Она доступна в Интернете.
В ней подробно разбираются и аргументировано разбиваются известные конспирологические версии. Я согласен с выводом авторов: «Тропы, которыми блуждают антистратфордианцы из различных лагерей, в первую очередь опасны тем, что вне зависимости от выбираемой ими фигуры кандидата им приходится утверждать ее посредством самых невероятных искажений, подтасовок, игнорирования истории эпохи и собственно шекспировских произведений». Это касается и отечественных «разоблачителей». Прошлой осенью мы организовали в Москве Международную научную конференцию «Шекспировские чтения», в ходе которой провели «круглый стол» с обсуждением этой статьи.
Сегодня интерес к наследию великого английского драматурга и поэта как никогда велик. Во всем мире и в России выходят новые монографии о Шекспире, переводы его произведений, появляются театральные постановки и киноверсии его пьес, игровые и научно-популярные фильмы о его судьбе и эпохе. На этом фоне, увы, будут рождаться новые и тиражироваться старые слухи и сплетни. Шекспиру они не страшны. Он давно признан гением! Убедиться в этом легко: взять в руки том и начать читать, пойти в театр на его спектакль.
КСТАТИ
И В ГОМЕРЕ СОМНЕВАЮТСЯ
«Шекспировский вопрос» - самый масштабный в мировом литературоведении по количеству изданных книг, курьезов. Но не единственный. Есть еще «гомеровский». Ставящий под сомнение сочинение эпических поэм «Илиада» и «Одиссея» легендарным древнегреческим поэтом Гомером. Некоторые исследователи сомневаются, был ли он вообще. Среди прочих авторов ту же «Илиаду» приписывают египетской поэтессе времен Троянской войны Фантасии.
В России вот уже 90 лет идет массированная атака на Шолохова. Дескать, он не сочинял «Тихий Дон», за который получил Нобелевскую премию, а украл, присвоил чужую рукопись. Либо же эпопею по указке Сталина сочиняли другие, а автором назначили молодого пролетарского писателя. К настоящему времени насчитывается полсотни кандидатов в авторы романа о Григории Мелехове. Включая расстрелянного в 1921 г Н.Гумилева. На эту тему в России и за рубежом изданы десятки «разоблачительных» книг, сотни статей. И хотя еще двадцать лет назад была обнаружена авторская рукопись «Тихого Дона», а премьер Владимир Путин выделил деньги на ее приобретение, чтоб она не ушла за границу, нападки на Шолохова продолжаются…
«Комсомолка» рекомендует
АО «ИД «Комсомольская правда», Москва ОГРН 1027739295781.
Возрастная категория сайта 18 +
Автора по фамилии Шекспир никогда не существовало?
Есть мнения, что человек, которого мы знаем как Уильяма Шекспира, вовсе не являлся автором «Короля Лира», «Отелло», «Гамлета» и «Ромео и Джульетты», равно как и знаменитых сонетов. Дело в том, что оригиналы шекспировских рукописей не сохранились, а сохранившиеся портреты Шекспира не соответствуют сделанной с него посмертной маске. Также нет никакой информации о том, какое образование получил Шекспир (кроме школьного), а все шекспироведы дружно сходятся на том, что автором произведений мог быть только высокообразованный человек с необыкновенно широким кругозором.
Многих специалистов удивляет и тот факт, что большая часть сонетов Шекспира адресованы лицу мужского пола. Так появилась гипотеза о том, что поэт мог являться гомосексуалистом. А как же тогда женитьба и рождение детей? Еще одна версия утверждает, что автор всех якобы шекспировских творений - женщина!
Карьера провинциала
Биографические сведения о Шекспире выглядят крайне скудными. По некоторым данным, он родился 26 апреля 1564 года в английском городе Стратфорд-апон-Эйвон и скончался там же 23 апреля (3 мая) 1616 года. Отец Уильяма Джон Шекспир был состоятельным перчаточником, занимал важные городские посты. В 18 лет юноша взял в жены Энн Хатауэй, тоже из состоятельной семьи, восемью годами старше себя. В этом браке родилось трое детей - дочь Сюзанна и двойняшки Хемнет и Джудит.
В 1585 году Шекспир неожиданно переезжает в Лондон, где делает успешную карьеру актера и драматурга, а также становится совладельцем театральной компании «Слуги лорда-камергера». Однако около 1613 года он возвращается назад в Стратфорд, где еще спустя три года умирает.
Что предшествовало началу театральной карьеры? Почему примерный семьянин из провинциального городка решил начать новую жизнь в столице? В средневековой Англии это вовсе не являлось нормой, как в наше время. Но так или иначе, Шекспир в полной мере смог раскрыть свои таланты, находясь в Лондоне. Почему же в расцвете славы он покинул Лондон и больше не писал пьес? Некоторые шекспироведы полагают, что он был серьезно болен: об этом свидетельствует неуверенный почерк в подписях под документами.
Претенденты на авторство
Скрывался ли другой автор под именем Шекспира? А может быть, их было несколько? Необходимо кратко рассказать о претендентах на авторство, рассматривая содержание и пути решения шекспировского вопроса. В настоящее время существует более 60 предположений о том, кто мог писать под именем Уильяма. Один из претендентов – Кристофер Марло. Рассматривались даже такие личности, как Елизавета I, сэр Уолтер Рали и кардинал Вулси. Кто же из претендентов является наиболее вероятным автором пьес, по мнению теоретиков?
Следующая загадка
Шекспировский вопрос – так называется проблема авторства произведений, приписываемых перу Уильяма Шекспира. Это название появилось по аналогии с другим вопросом, гомеровским. В этой статье мы попытаемся понять, действительно ли Шекспир является автором знаменитых произведений. Мы изложим суть шекспировского вопроса, остающегося актуальным и по сей день.
Уильям Шекспир считается самым выдающимся в мире драматургом. Пьесы его переведены более чем на 70 различных языков. Именно поэтому шекспировский вопрос имеет такое важное значение. Во Всемирной энциклопедии по поводу авторства основной части произведений Уильяма замечается следующее. Все признанные шекспироведы не сомневаются в том, что поэмы и пьесы написал именно он. Однако не все согласны с этим. Почему? Причина - полная загадок биография Шекспира.
Шекспировский вопрос возникает в связи с крайне скудными сведениями о жизни великого драматурга. Известно, что Уильям родился в Стратфорде-на-Эйвоне в 1564 году. В этом же городе он и умер через 52 года, в 1616-м. Сотни книг написаны о драматурге. Многие из них затрагивают именно шекспировский вопрос и являются плодом усердных исследований. К чему же пришли авторы этих трудов? Давайте разберемся.
Употребление морской терминологии
Пять раз в пьесах Шекспира описывается кораблекрушение. Употребление автором морской терминологии позволяет судить о том, что он является опытным моряком. Посещал ли Шекспир другие страны? Служил ли он на флоте? Участвовал ли Шекспир в событиях 1588 года (разгроме Непобедимой Армады)? Если бы хотя бы одно из этих предположений подтвердилось, можно было бы считать решенным шекспировский вопрос. Однако доказательств пока что нет. Интересно, что драматург отлично владел военными терминами, а также был знаком с особенностями речи пехотинцев.
Был ли Шекспир и его дочери грамотными
В четырех сохранившихся документах обнаружено 6 подписей, возможно, сделанных рукой Уильяма Шекспира. Имя драматурга можно разобрать только отчасти. К тому же оно не всегда пишется одинаково. Некоторые специалисты полагают, что Шекспир мог расписываться не сам. За него могли это делать юристы. Это, в свою очередь, может вызвать вопрос о том, был ли Уильям грамотным. Не сохранилось ни одной рукописи, которую написал лично он. Сюзанна, его дочь, могла написать свое имя. Но нельзя доказать, что она была образованной. Возможно, ее навыки в письме этим и ограничивались. Другая дочь Уильяма, Джудит, которая была особенно близка Шекспиру, ставила знак вместо подписи. Следовательно, она была неграмотной. Неизвестно, почему Уильям не предоставил своим детям возможности получить образование.
Шекспир – это псевдоним?
Само слово «Шекспир» буквально означает «потрясать копьем». А что если это вообще псевдоним? – таким вопросом задались эксперты. Были выдвинуты различные версии по поводу того, кто же на самом деле писал произведения под этим именем. Одни исследователи считали, что это групповой псевдоним, под которым скрывались Мэри Сидни Герберт, графиня Пемброк, и ее сыновья. Другие – что это могла быть сама королева Елизавета. Но поскольку монархине из-за государственных дел было некогда заниматься литературой, за нее это делали «негры». Среди кандидатов в таковые - другой известный поэт той эпохи Кристофер Марло, которого считают внебрачным сыном Елизаветы, ее фаворит Уолтер Рейли и даже знаменитый философ Фрэнсис Бэкон.
Свою лепту в изучение этого вопроса внесли и российские исследователи. Так, по мнению Ильи Гилилова, «Шекспиром» могли оказаться Роджер Мэннерс, 5-й граф Рэтленд, и его жена Елизавета.
На чем основаны сомнения в авторстве
Почему же с давних пор не утихают споры и все еще живы сомнения в том, что сам Шекспир является автором своих пьес? Во Всемирной энциклопедии сказано, что людям трудно поверить в то, что какой-то актер из Стратфорда-на-Эйвоне написал гениальные произведения. Шекспир имел провинциальное, незнатное происхождение. Оно никак не вяжется с уровнем его творений. Еще в энциклопедии отмечено, что практически все претенденты на авторство пьес принадлежали к высшему свету, были аристократами. Таким образом, люди, сомневающиеся в авторстве творений Шекспира, считают, что их мог создать только умнейший человек, получивший хорошее образование и имеющий высокое положение в обществе. Однако, как мы уже отмечали, все признанные исследователи, изучающие творчество драматурга, сходятся в том, что пьесы принадлежат именно Уильяму. Тем не менее, все еще остается открытым шекспировский вопрос, кратко изложенный в данной статье.
Череп Шекспира был похищен после смерти?
В 1879 году средства в журнале «Argosy» появилась заметка о том, что череп Шекспира еще в XVIII столетии похитили из захоронения, расположенного под полом церкви Святой Троицы в Стратфорд-апон-Эйвон. И это косвенно подтвердилось. Несколько лет назад команда британских археологов во главе с Кевином Коллзом исследовали предполагаемую могилу Шекспира посредством электромагнитного сканирования. Хотя, согласно источникам, тело поэта захоронили в фамильном склепе на пятиметровой глубине, причем в вертикальном положении, на деле же останки отыскались на глубине всего около метра, причем лежали в стандартной горизонтальной позиции и даже не в гробу, а завернутые в саван.
В том же месте, где должна была находиться голова, были обнаружены следы чьего-то вмешательства. Создавалось впечатление, что кто-то раскопал могилу, а затем вновь закопал.
Кстати, по словам шекспироведа Филиппа Швайзера, Шекспир еще при жизни опасался, что его останки потревожат. Он даже велел вырезать на своем надгробии следующие строки:
Друг, ради Господа, не рой
Останков, взятых сей землёй;
Нетронувший блажен в веках,
И проклят — тронувший мой прах.
Однако покой поэта после смерти все же был нарушен. Кевин Коллз считает, что похитителям хотелось изучить мозг Шекспира, чтобы понять тайну его гениальности.
Правда, бытовала еще версия о том, что на самом деле череп Шекспира хранится в крипте храма Cвятого Леонарда в Вустершире. Но исследование выявило, что находящийся там череп принадлежит вовсе не Шекспиру, а неизвестной женщине в возрасте около 70 лет.
Другие претенденты
Свои сторонники имеются у Роджера Меннерса и Уильяма Стенли. Оба этих графа знали придворный этикет, получили превосходное образование. Но зачем им нужно было скрывать свою личность под чужим именем? В 1939 году профессор Пороховщиков выступил в защиту Меннерса. Он отметил, что первые сочинения этого автора издавались анонимно. Другие же печатались под псевдонимом просто потому, что пэру не положено было сочинять пьесы для общенародных театров.
Похороны драматурга
В 1599 году в Саутуорке был построен театр "Глобус". Пьесы Шекспира ставились в Лондоне еще раньше, однако они не принесли своему автору известности. Даже похороны Уильяма нельзя называть пышными, в отличие от похорон таких драматургов, как Фрэнсис Бомонт и Бен Джонсон, которые были погребены в Вестминстерском аббатстве с большими почестями.
"Недостающие годы"
Труппы странствующих по миру актеров в елизаветинские времена были обыкновенным явлением. Конечно, они приезжали и в Стратфод-на-Эйвоне, например, в 1587 году. Шекспир оказался бы в Лондоне к осени того года, если бы присоединился к актерам. Известно, что он был принят в лучшую театральную труппу Лондона – "Слуги лорда-камергера", которая позднее стала называться "Слуги короля". После того как Шекспир очутился в столице, судьба его складывалась очень благоприятно. С годами Уильям обзавелся владениями в Стратфорде-на-Эйвоне и в Лондоне. Однако не сохранилось никаких ясных сведений о том, чем занимался драматург в период с 1583 по 1592 год. Это время – важнейшие "недостающие годы". Наличие белых пятен в биографии Уильяма значительно усложняет шекспировский вопрос в литературе.
Читайте также: