В чем загадка героини рассказа чистый понедельник

Обновлено: 22.11.2024

Цели урока: активизировать самостоятельность исследовательской деятельности студентов; показать: а) особенность понимания Буниным любви; б) противоречивость характера героини; в) "филологию Бунина"; развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа; прививать любовь к художественному слову, воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока

1. Вопросы и задания к уроку

1. Каков смысл заглавия рассказа?

2. Какие приметы реального времени 1912-1914 года мы находим в тексте для изображения Москвы? Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён?

3. Найти в тексте:

2) описание героини (портрет, позы, жесты, манеры);

3) какие религиозные праздники упоминаются в тексте?

4. Индивидуальное задание. Подготовить рассказ о религиозных праздниках - Прощёном воскресенье и Чистом понедельнике.

2. Оформление тетрадей

Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать "Чистый понедельник". (И. Бунин)

3. Слово преподавателя

Рассказ "Чистый понедельник" написан в 1944 г., но переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг., в годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. более чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь желанием реставрировать будущее, обращаясь к прошлому. "Чистый понедельник" вошел в сборник "Тёмные аллеи".

Сборник состоит из 3 частей и представлено 37 рассказов.

Мотивы любви в произведениях Бунина:

1) Рассказ "Тёмные аллеи" - сладкая зависть, тоска о давней жизни, прожитой героями.

2) Пробуждение и влечение к женщине ("Начало").

3) Первая любовь и близость с женщиной ("Зойка и Валерия").

4) Зрелая любовь молодого мужчины ("Муза", "Визитные карточки", "Генрих" и другие).

5) Любовь в конце жизни ("В Париже").

6) "О счастье мы всегда лишь вспоминаем. " ("Поздний час", "Руся").

7) "Холодная осень"- маленький шедевр бунинской прозы. Объединение в рассказе двух основных мотивов "Тёмных аллей" - любви и смерти.

8) "Натали" - телесное и духовное в любви героев. Рассказ "Нет несчастной любви". Гимн возвышенному, лучезарному чувству.

9) "Чистый понедельник" - лучший рассказ И. А. Бунина. Загадочный, противоречивый характер героини.

"Тёмные аллеи" - лучшая книга, по мнению Бунина, ("Я написал лучшую свою книгу"), то "Чистый понедельник" - лучший рассказ, по мнению писателя и по всеобщему признанию. (Обращение к теме урока.)

Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века.

  • Чистый понедельник - первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.
  • Масленица - Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. (Фрагмент празднования Масленицы из фильма "Сибирский цирюльник".)
  • Великий пост - 7 недель перед Пасхой в течение, которого верующие, христиане, воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого "чистым".

Анализируем текст:

Символично ли название рассказа?

Чистый понедельник - в православной традиции - своеобразная граница, рубеж между жизнью - суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.

Чистый понедельник - и переход, и начало: от светской, греховной жизни - в вечную, духовную.

Имена, каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе (и не только русских)?

A. Белый. Его лекция пародийно описана в рассказе.

B. Брюсов. "Вы дочитали "Огненного ангела"? (Исторический роман В. Я. Брюсова). Героиня отвечает: "До того высокопарно, что совестно читать".

Л. Андреев. "Я опять весь вечер говорил только о постороннем, - о новой постановке Художественного театра, о новом рассказе Андреева. " Гуго фон Гофмансталь. Австрийский символист Артур Шницлер. Австрийский драматург и прозаик, импрессионист Тетмайер Казимеж. Польский лирик, автор утончённых эротических стихов. Ст. Пшибышевский. Немецко-польский прозаик - это модные авторы европейского декаданса.

Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?

Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, "высокопарный" роман В. Брюсова, который не интересен ей. У неё же в номере гостиницы "зачем-то висит портрет босого Толстого", а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева. В аристократически утончённой и загадочной, в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н. Толстого "Воскресение".

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже "не в меру разудалого" Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.

Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности? (Найти приметы в тексте.)

Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?

В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности, церквей, кладбищ, - внутренний мир героини. А ещё упоминания о святых местах (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо - Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя) свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина. "Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути" (Мальцев "И. Бунин").

Можно ли представить героиню в ситуации "земного счастья"?

Автор не дает имен своим героям, чтобы придать обобщенный смысл. Номинация героев не столь важна, Бунин исследует культуру России, быт людей, их развлечения, все то, что занимало их души, т.е. духовную жизнь людей.

Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик и героиня?

Он - реалист, доволен этой богатой, праздной жизнью, жизнелюбив. Она - совмещает в себе эти два мира: посещает рестораны, капустники, концерты, но ходит в храмы, на кладбище, интересуется историей.

Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?

Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр, либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они погружены в реальную полубогемную жизнь. Но постепенно рядом с этой привычной и сладкой жизнью проявляется другая жизнь.

Дайте характеристику герою.

(Он молодой человек.) Хорош собою, даже красив почему-то южной горячей красотой, даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке. Герой является и повествователем, который рассказывает историю своей любви к Ней. Его все устраивает в отношениях. Он не задумывается, к чему приведут эти отношения, можно сказать, что у него есть некая поверхностная оценка событий, он беззаботен, легкомыслен, открыт. Охарактеризуйте героиню. Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут главными? Подтвердите примерами из текста.

Она - странная, загадочная, противоречивая. Он - счастливый, влюбленный. "Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши отношения: странная любовь:".

Главное в характеристике героя - влюбленность, которая дает ему исключительную остроту чувственного восприятия, через призму которого представлен портрет героини, ее внешность. Обратимся к портретной характеристике героини. Найдите повторяющиеся детали портрета. Какие признаки доминируют?

Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота "смуглое янтарное лицо", "черные волосы", "черные брови, черные глаза". Эпитеты "бархатный", "черный", "янтарный". В самом портрете некая таинственность, противоречивость, восточная красота. Почему восточная красота? (Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью) ("А у неё красота была, какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными родинками. ")

Всё это составляет секрет женского обаяния.

"И прелести её секрет
Разгадке жизни равносилен".
Б. Пастернак

Для характеристики героини используются слова "загадочность", "странность".

Бунин использовал художественный своеобразный прием: спустя годы в сознании героя облик любимой женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями искусства того времени, о котором он вспоминает.

Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны, "похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые: книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят". Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха. С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна.

Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной, то он путается, то "здесь и сейчас", то "по памяти". Смена этих ракурсов происходит столь незаметно, что можно говорить о наложении перспектив восприятия.

В чем проявилось мастерство писателя?

Раскроем "тайны Бунина-стилиста с помощью филологического анализа, тем более что, по меткому выражению В. Ходасевича, "Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию".

Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе? (Эпитеты, Метафоры, оксюмороны и т. д.)

Давайте вспомним, что такое оксюморон! От греческого буквально - остроумно-глупое. Стилистическая фигура, парадоксально звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов: "толпа мертвецов" (Некрасов), "пышное природы увяданье" (Пушкин).

Найдите оксюмороны в тексте? (Неприлично красив, красота и ужас на кладбище). С помощью этого приёма автор показывает противоречивость героев.

Обратите внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие "тайну красоты" героини. (Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица..)

Вот еще один прием, характерный для Бунина: синестетическое описание: глаза её были ласковы и тихи.

В литературоведении используется сравнение бунинской манеры компоновать детали внешнего мира с японским искусством икебаны, т. е. ценность единичного в структуре целого.

Кульминационная сцена - это фейерверк различных деталей поэтики.

Запах комнаты соединяется с запахом цветов.

Свет. В начале рассказа - полутьма и поцелуи.

Кульминационная сцена происходит в освещенной спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово "тёмный":

"И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в темноту. Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё присутствие. "

Свет озаряет любовь. И напротив, любовь - это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.

Таким образом, характеризуя "бунинскую филологию", мы пришли к пониманию "бунинской философии" любви как о "неком высшем напряжённом моменте бытия", который озаряет всю жизнь человека".

4. Заключительное слово преподавателя

"Чистый понедельник" - это рассказ о любви, понимаемой как "неком высшем напряжённом моменте бытия", который озаряет всю человеческую жизнь.

В рассказе "Чистый понедельник" показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного:

Зачем же воскрешаешь Ты во сне,
Несрочной радостью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча краткая земная,
Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.

"Чистый понедельник" - это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России. Соединяя воедино музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, автор пишет своеобразный штрих "золотом по бархату" - портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу. Создавая поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу объём эпопеи.

"Чистый понедельник" - это ещё одно свидетельство непревзойдённого мастерства писателя - "лучшего стилиста современности" (М.Горький).

5. Домашнее задание

Самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов Бунина ("Холодная осень", "Солнечный удар", "Натали"): эмоции, воображение, ассоциации.

Литература.

1. Акимова С.А. Урок литературы в 11 классе. И.Бунин "Чистый понедельник".

2.Долгополов Л. Рассказ "Чистый понедельник" в системе творчества Бунина эмигрантского периода. Л., 1985. С. 340.

3. Косивцова Л.И., Л.А. Тропкина Литература 9 - 11 классы.

4. Кучкина О. Бунин Иван Алексеевич. Любимые лица России. М., 1997. Т. 2. С. 216-223.

5. Медведева В. "Всякая любовь - великое счастье". Разговор с 11-классни-ками о книге Бунина "Темные аллеи". Литература в школе. М., 1997. № 3. С. 13.

6. Николина М. А. Лингвистический анализ рассказа И. А. Бунина "Чистый понедельник". Русская словесность. М, 1996. № 3. С. 79.

7. Яблоков Е. Толстовский подтекст в рассказе И. Бунина ("Чистый понедельник" и "После бала"). Литература в школе. М., 1998. № 1. С. 5-11.

Следующая загадка

Образ главной героини в рассказе «Чистый понедельник» раскрывается неоднозначно.

Главная героиня – богатая девушка, которая занимает довольно высокое положение в обществе. Она ведет светский образ жизни, однако в глубине души задумывается о том, что такая жизнь бессмысленна.

Рассказчик отмечает, что героине не нужны были цветы, которые он заказывал ей каждую неделю, не нужны были книги и конфеты, которые он приносил ей, когда приходил в гости. Повествователь подчеркивал, что ей не нужны были обеды и ужины за городом, куда он возил ее почти каждый день. Девушка рассуждала: «Не понимаю, как это не надоест людям всю жизнь, каждый день обедать, ужинать». Главной героине будто не нужно было совсем ничего. Она говорит о том, что нет ничего лучше запаха зимнего воздуха. Это показывает, что счастье героиня ищет в мелочах, а не в материальном мире.

Но в то же время у девушки были любимые и нелюбимые цветы, что говорит о ее неравнодушии к ним. Главная героиня прочитывала все принесенные ею книги, съедала все конфеты, а также каждый день и обедала, и ужинала, как все представители аристократического общества, «с московским пониманием дела».

Последнее подчеркивает внутреннюю противоречивость героини рассказа. Она говорит о том, что не понимает, зачем люди обедают и ужинают каждый день, но сама поступает именно так. Высказывания и рассуждения девушки не соответствуют ее реальным действиям.

Главная героиня любила оставаться в одиночестве, чтобы почитать и поразмышлять, но в то же время ее интересовали хорошая одежда, дорогие меха, шелка и бархат.

Героиня вместе с рассказчиком посещает различные рестораны и даже кабаки, но в одиночестве посещает соборы, храмы, монастыри и кладбища. Девушка говорит рассказчику, что не любит этих пошлых «капустников», но просит его сходить на один из них.

Неоднозначна героиня рассказа и в отношениях с повествователем. Она не «совсем близка» к нему как в физическом, так и в духовном плане, однако не запрещает ему ухаживать за ней и преподносить различные подарки. Рассказчик говорит о том, что в одну минуту она давала себя целовать, а в другую уже спокойно спрашивала о том, куда они пойдут сегодня. Герой, от лица которого ведется повествование, мучился тем, что она «ничему не противилась, но все молча». Главная героиня, которая все это время не подпускала рассказчика близко, отдалась ночи любви с человеком, который ее любит, зная, что им нужно расстаться.

Рассказчик, который вспоминает о событиях прошлого, заявляет, что она навсегда осталась для него загадочной, странной и непонятной.

Поступок героини в финале произведения также принимает неоднозначный характер. Богатая и знатная девушка, которая фактически имела все, отказывается от мирской жизни и уходит в монастырь. Она оставляет свою прежнюю жизнь, чтобы очиститься от мирских грехов.

Противоречивость образа главной героини связан и с тем, что ее характеристика дается человеком, который не до конца понимал ее и не мог чувствовать все то, что чувствовала она, а также с тем, что главная героиня сама находилась в постоянном поиске себя, поэтому противоречила сама себе.

Следующая загадка

Героиня рассказа "Чистый понедельник": характеристика в цитатах

Героиня рассказа - это загадочная, странная девушка, в которую влюблен главный герой:

Героиня богата и молода, так же как и главный герой:

"Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами."

Молодой человек ухаживает за девушкой, возит ее в рестораны, театры, дарит цветы, конфеты:

Между главным героем и его возлюбленной существует какая-то "странная любовь". Эти отношения мучают молодого человека, но одновременно приносят ему счастье:

"Наша неполная близость казалась мне иногда невыносимой. "

Возлюбленная главного героя живет одна в Москве. Из родных у нее есть только отец - богатый купец, который живет в Твери:

". кроме отца и вас, у меня никого нет на свете. Во всяком случае вы у меня первый и последний. Вам этого мало?"

О внешность героини известно следующее:

". она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в черном бархатном платье, делавшем ее тоньше, блистая его нарядностью, праздничным убором смольных волос, смуглой янтарностью обнаженных рук, плеч, нежного, полного начала грудей, сверканием алмазных сережек вдоль чуть припудренных щек, угольным бархатом глаз и бархатистым пурпуром губ; на висках полуколечками загибались к глазам черные лоснящиеся косички, придавая ей вид восточной красавицы с лубочной картинки."

"А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком; выезжая, она чаще всего надевала гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотыми застежками. "

". целовал ее руки, ноги, изумительное в своей гладкости тело. "

". гляжу на губы. на темный пушок над ними, на гранатовый бархат платья, на скат плеч и овал грудей, обоняя какой-то слегка пряный залах ее волос. "

"Пушок на ее верхней губе был в инее. "

". уже одетая, в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке, в черных фетровых ботиках."

". вынув из каракулевой муфты и давая мне руку в черной лайковой перчатке."

". расчесывая. черные нити длинных висевших вдоль лица волос. "

Героиня делает вид, что ей не нужны удовольствия жизни (цветы, рестораны, театры и т.д.), но при этом она любит поесть, ездит в театры и т.д.:

"Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые, все книги, какие я ей привозил, она всегда прочитывала, шоколаду съедала за день целую коробку, за обедами и ужинами ела не меньше меня. "

При этом она питает слабость к хорошей, дорогой одежде:

"Явной слабостью ее была только хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех. "

Героиня отличается молчаливостью и задумчивостью:

". она была чаще всего молчалива: все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала; лежа на диване с книгой в руках, часто опускала ее и вопросительно глядела перед собой: я это видел, заезжая иногда к ней и днем, потому что каждый месяц она дня три-четыре совсем не выходила и не выезжала из дому, лежала и читала. "

У нее неторопливые манеры:

". не спеша протягивала мне для поцелуя руку. "

". она выходила из спальни одетая, готовая к выезду, спокойная и простая. "

"И она медленно улыбнулась и чокнулась с ним."

Героиня разговаривает тихо и ровно. У нее медленный голос:

". она склонилась ко мне, тихо и ровно говоря. "

". слышу ее медленный голос. "

Героине нравится "Лунная соната" Бетховена. Она любит разучивать ее начало на пианино:

Девушка бывает на "капустниках" Художественного театра. Она знакома с известными актерами и режиссерами своего времени:

При этом ей нравится не только развлекаться, но и ходить в православные соборы:

Девушка посещает какие-то курсы, на которых, судя по всему, изучает историю:

Ей нравятся русские летописи и сказания:

"Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю то, что особенно нравится, пока наизусть не заучу."

В конце концов героиня уходит в монастырь и разрывает отношения с главным героем:

Спустя два года главный герой случайно видит ее в монастыре среди поющих монахинь. Девушка не видит его в темноте, но как будто чувствует его присутствие. Больше герои не встречаются:

". устремила взгляд темных глаз в темноту, будто как раз на меня. Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать мое присутствие?"


Это была цитатная характеристика героини рассказа "Чистый понедельник": описание внешности и характера героини, ее отношений с главным героем и т.д.

Следующая загадка

Рассказ «Чистый понедельник» И. Бунина вошел в сборник «Темные аллеи». Все произведения сборника посвящены теме любви. Автор показывает её с разных ракурсов. В указанном рассказе светлое чувство представлено, как загадка, тайна, недоступная для человека, который ограничивает себя лишь материальными благами.

И. Бунин рассказывает читателю историю любви двух обеспеченных молодых людей. Автор не называет их имен, используя вместо них местоимения «Он» и «Она», покрывая героев и их отношения ореолом тайны. Молодой человек давно влюблен в прекрасную девушку. Он готов бросить к ногам возлюбленной все свое состояние. Парень возит её в дорогие рестораны, дарит шоколад, цветы, книги.

Девушка принимает подарки, но всем своим видом показывает, что не нуждается в них. Героиня не хочет заводить с молодым человеком разговор о будущем, и он не понимает причин этого. Он же в постоянном напряжении, мучительном ожидании. Тем не менее, это не заставляет героя отказаться от возлюбленной. Мы понимаем, что и девушка к нему не равнодушна, ведь не отталкивает его и даже позволяет некую близость: разрешает поцеловать руки ноги. Девушка отстраняется и уходит, как только замечает, что парень перестает себя сдерживать.

Поведение возлюбленных кажется странным. И мы не сразу можем объяснить его. Вскоре читатель понимает, что странность эти связаны с различиями в мировоззрении героев. Влюбленный молодой человек даже не представляет, настолько чувственная и тонкая натура у его избранницы. Он пытается подкупить ее материальными благами, девушка же стремится к духовному. Как же удивляется молодой человек, когда узнает, что дама его сердца религиозна. До сих пор он этого не замечал. Это открытие не отталкивает молодого человека, наоборот, он понимает, что влюбляется еще сильнее.

Спустя некоторое время девушка сама начинает проявлять внимание к ухажеру. В один из вечеров героиня приглашает парня к себе в квартиру. Живет она сама. В эту ночь они окончательно сближаются. Казалось бы, дальше влюбленные, по классике жанра, должны пожениться. Но, нет. Утром девушка рассказывает кавалеру, что уезжает в Тверь. Через две недели она присылает письмо, в котором просит не искать её и не ждать. Девушка признается, что решила стать монахиней.

Сердце молодого человека разбито. Он становится завсегдатаем грязных кабаках. Постепенно он берет себя в руки, но понимает, что стал равнодушен к жизни. Спустя два года молодой встречает свою возлюбленную в монастыре среди сестёр.

Рассказчиком в произведении И. Бунина «Чистый понедельник» является сам влюбленный молодой человек. Благодаря этому читатель переживает любовные надежды и разочарования вместе с ним.

И. Бунин в рассказе «Чистый понедельник» показывает, что симпатия между двумя людьми не может перерасти во что-то большее, если у них разное восприятие мира. Да, физические потребности могут победить над чувствами, заставить забыть о принципах. Но это ненадолго. Рано или поздно союз людей с разными взглядами на мир распадается. Но я считаю, что сохранить его возможно, если кто-то из пары прислушается ко второй половинке, поймет её внутренний мир. Наверное, и герой рассказа смог бы построить семью с возлюбленной, если бы вовремя заметил её тягу к духовному и помог реализовать её в семье.

Любовь в рассказе И. Бунина представлена, как загадочное явление, которое нельзя понять разумом. Писатель доказал, что развитие этого чувства невозможно предсказать. Не всегда человек способен повлиять на отношения со второй половинкой.

Читайте также: