Птицы с помощью этого победили земное притяжение загадка
Обновлено: 22.11.2024
Ознакомить с явлением притяжения Земли и законом всемирного тяготения, его проявлениями.
Основные термины, понятия
Притяжение, Ньютон, закон всемирного тяготения
знать о существовании притяжения Земли;
понимать закон всемирного тяготения.
Получит возможность научиться : характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления
Личностные УУД:
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
1.Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
2.Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
3. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
4 . Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Работа в группах
Книгопечатная продукция:
А.А. Вахрушев. Учебник «Наша планета Земля». Ч. 1,
А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов. Рабочая тетрадь к учебнику по окружающему миру
Технические средства обучения:
Экранно-звуковые пособия:
презентация в Power Point
Технология изучения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Коррекционная работа
1.Организационный и мобилизующий момент
2.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы .
3.Совместное открытие знаний.
4.Самостоятельное применение знаний.
4.Итог урока.
5.Домашнее задание
А) Какое сегодня число? День недели? Время года?
Б) Что такое солнце? Земля? Луна? Сколько планет обращаются вокруг Солнца?
- Что вы заметили необычного в нашем классе? (шарик на потолке)
- Объясните это явление?
– Поработаем в группах. Сейчас каждая из групп получит задание. Вам надо будет указать, что произойдёт после описанной ситуации, и назвать причину возникновения данного явления.
Каждая команда получает по одной ситуации. После обсуждения в группе выдаются версии, которые согласовываются между командами.
1-я ситуация.
На карусели катались дети. Их сидения были надёжно прикреплены к крепкой оси. Планеты Солнечной системы вращаются __________. Что их удерживает?
2-я ситуация.
Миша быстро бежал, нога его задела за корень дерева, и он ______________. Коробочка стояла на краю стола. Кот Васька задел её лапой, предмет покачнулся и ___________. Почему? Что их заставляет так двигаться?
3-я ситуация.
Ваза имеет узкое горлышко, изящную форму, а внизу ровное основание. Дом имеет острую крышу, крепкие стены, а внизу плоское ________. Гора имеет острую вершину и _____________основание. Почему?
– А теперь послушайте диалог Миши и Лены.
Аудиозапись диалога и выслушивает предположения детей.
– Какие вопросы у вас возникли? Чему мы посвятим наш урок?
1. Почему планеты не улетают от Солнца, хотя ничем не закреплены?
2. Почему разные предметы, если теряют равновесие, падают на землю?
3. Почему многие предметы имеют широкую нижнюю часть и острую верхнюю?
4. Какое правило или какой закон природы здесь действует?
– Составим план урока.
– Что мы сейчас с вами делали?
– Какое умение формировали?
1. Практическая работа.
– У вас на столе лежат некоторые предметы. Назовите их. (Это скрепка, игла, ножницы и магнит.)
– Понаблюдайте за этими предметами. Как они действуют друг на друга?
– Выскажите предположения. Почему же планеты не улетают от Солнца, хотя ничем не закреплены? Почему разные предметы, если теряют равновесие, падают на землю?
– Откройте с. 42 и найдите ответ на ваш вопрос. Что ещё нового открыл вам этот закон? Кто его первым описал?
- Где действует этот закон и как?
- Откройте с.43 и прочитайте ответ на этот вопрос.
Работа с текстом по слайду (Цель: нахождение главных, опорных слов)
3. Работа в учебнике.
– Попробуйте ответить на вопросы на с. 44.
Первая группа объясняет ситуации, связанные с неживой природой. Вторая – с живой природой,
третья – связанные с деятельностью человека.
Как эти случаи можно объяснить с помощью закона всемирного тяготения?
– Что вы заметили о живой природе и человеке, всегда ли они подчиняются закону тяготения (притяжению Земли)?
(Везде на Земле сталкиваемся с земным притяжением. Оно помогает ходить, сидеть, есть, купаться и т.д., мешает высоко прыгать из-за опасности упасть и больно удариться. Живая природа и человек научились приспосабливаться или использовать закон тяготения (притяжение Земли) для своего удобства).
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
– Давайте теперь вернёмся к нашим первыми ситуациям и попробуем сделать то, что у нас не получилось в начале.
1-я ситуация.
На карусели катались дети. Их сидения были надёжно прикреплены к крепкой оси. Планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца, т.к. оно и планеты из-за закона всемирного тяготения притягиваются друг к другу.
2-я ситуация.
Миша быстро бежал, нога его задела за корень дерева, и он упал. Коробочка стояла на краю стола. Кот Васька задел её лапой, предмет покачнулся и упал на пол. Это произошло потому, что Земля притягивает к себе предметы по закону всемирного тяготения.
3-я ситуация.
Ваза имеет узкое горлышко, изящную форму, а внизу ровное основание. Дом имеет острую крышу, крепкие стены, а внизу плоское основание. Гора имеет острую вершину и более широкое основание. Это нужно, чтобы данные предметы удерживали равновесие и не падали на землю, повинуясь закону всемирного тяготения.
- Почему мы чувствуем притяжение Земли, но не замечаем притяжение других предметов?
Прочитайте текст учебника на с.45.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
– Откройте с. 42 и помогите Мише ответить на вопрос Лены.
– Выполните задание №1 на с. 14 рабочей тетради и обсудите в группе.
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
– Что нового узнали?
– Как узнали, что помогло?
– Где пригодятся знания?
– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
– Как вы думаете, есть ли специальные приборы, в которых используется земное притяжение?
– Есть ли название такому состоянию, где нет притяжения Земли?
– Если эта тема вас заинтересовала, то самые любознательные могут продолжить исследования. Поможет вам учебник (с. 48–49). Дома можно понаблюдать за предметами и найти такие, в которых можно увидеть что-то, связанное с законом всемирного тяготения. Свои наблюдения и открытия запишите в тетради с.14 №2, 5.
- Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.
Следующая загадка
Почему птицы летают и не падают?
Почему сила земного притяжения не мешает им подниматься в воздух?
У птиц много приспособлений для полета.
Прежде всего, это -
Крылья
Крыло устроено так, что создает силу, противодействующую силе тяжести. Ведь птичье крыло не плоское, как доска, а выгнутое. Это значит, что струя воздуха, огибающая крыло, должна пройти по верхней стороне более длинный путь, чем по вогнутой нижней. Чтобы оба воздушных потока достигли оконечности крыла одновременно, воздушный поток над крылом должен двигаться быстрее, чем под крылом. Поэтому скорость течения воздуха над крылом увеличивается, а давление уменьшается.
Разность давлений под крылом и над ним создает подъемную силу, направленную вверх и противодействующую силе тяжести.
Перья
Перья - это сложнейшие, но при этом очень легкие роговые образования кожи. Они преобразовались в процессе эволюции из чешуи древних пресмыкающихся. Перья делают поверхность тела птицы гладкой, и, когда она находится в полете, воздух без большого сопротивления обтекает ее туловище. Благодаря перьям создаются подъемная сила и тяга. Кроме того, с их помощью птица регулирует направление полета (рулевые перья хвоста) . Сохраняющие тепло, эластично пружинящие и при этом очень крепкие, они образуют равномерный слой, который защищает птиц от всевозможных вредных воздействий окружающей среды — перегрева, холода, сырости и ветра, и препятствуют потере тепла.
Форма тела
Форма тела птиц - обтекаемая, во многом благодаря перьям.
Особенности скелета
Только у птиц на внешней поверхности грудины есть большой вырост - киль. К нему прикрепляются грудные мышцы, двигающие крылья.
- Скелет птиц очень жесткий засчет срастания костей друг с другом. Например, в позвоночнике отдельные позвонки прочно срастаются друг с другом, а не образуют подвижную, гибкую цепочку, как в скелете млекопитающих. А поясничные позвонки для создания хорошей опоры срослись между собой, с крестцовыми и хвостовыми позвонками, а также с подвздошными костями.
- Скелет птиц очень легкий, так как ряд костей содержит воздухоносные полости. В костях птиц нет красного костного мозга, как у нас.
Мускулатура
Двойное дыхание
Вдыхаемый птицей воздух движется через трубочки-бронхиолы в легких и попадает в воздушные мешки. При выдохе он идет из мешков снова по трубочкам через легкие, где опять происходит газообмен. Такое двойное дыхание увеличивает снабжение организма кислородом, что очень важно во время полета.
Нервная система
У птиц мощный мозжечок, ведь этот орган отвечает за координацию движений, так необходимую в полете.
Следующая загадка
Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку: Длинный клюв И два крыла. Прилетит - плохи дела! А кого паук боится? Угадали? Это.
Рук нет, а строить умеет.
Кто не ведает границ? Кто летит быстрее птиц? Он то грозен, то мятежен, То как пух весенний нежен. Кто свободней всех на свете? Догадались? Это. Холода их так пугают, К теплым странам улетают, Петь не могут, веселиться Кто собрался в стайки.
Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: Одним словом это -.
Следующая загадка
1 слайд Описание слайда:
Загадка полёта Москвина Ирина Петровна Учитель биологии МОУ «Щетиновская СОШ»
2 слайд Описание слайда:
Почему птицы летают и не падают? Почему сила земного притяжения не мешает им подниматься в воздух?
3 слайд Описание слайда:
Это значит, что струя воздуха, огибающая крыло, должна пройти по верхней стороне более длинный путь, чем по вогнутой нижней. Чтобы оба воздушных потока достигли оконечности крыла одновременно, воздушный поток над крылом должен двигаться быстрее, чем под крылом. Поэтому скорость течения воздуха над крылом увеличивается, а давление уменьшается. Разность давлений под крылом и над ним создает подъемную силу, направленную вверх и противодействующую силе тяжести. У птиц много приспособлений для полета Прежде всего, это – крылья 1. Крыло устроено так, что создает силу, противодействующую силе тяжести. Ведь птичье крыло не плоское, как доска, а выгнутое. Эффект Бернулли – это то, благодаря чему птицы и самолеты могут летать
4 слайд Описание слайда:
Перья – это сложнейшие, но при этом очень легкие роговые образования кожи. Они преобразовались в процессе эволюции из чешуи древних пресмыкающихся. Перья делают поверхность тела птицы гладкой, и, когда она находится в полете, воздух без большого сопротивления обтекает ее туловище. Благодаря перьям создаются подъемная сила и тяга. Кроме того, с их помощью птица регулирует направление полета (рулевые перья хвоста). Сохраняющие тепло, эластично пружинящие и при этом очень крепкие, они образуют равномерный слой, который защищает птиц от всевозможных вредных воздействий окружающей среды – перегрева, холода, сырости и ветра, и препятствуют потере тепла 2. Перья
5 слайд Описание слайда:
Форма тела птиц – обтекаемая, во многом благодаря перьям 3. Форма тела
6 слайд Описание слайда:
Только у птиц на внешней поверхности грудины есть большой вырост – киль. К нему прикрепляются грудные мышцы, двигающие крылья. Скелет птиц очень жесткий за счет срастания костей друг с другом. Например, в позвоночнике отдельные позвонки прочно срастаются друг с другом, а не образуют подвижную, гибкую цепочку, как в скелете млекопитающих. А поясничные позвонки для создания хорошей опоры срослись между собой, с крестцовыми и хвостовыми позвонками, а также с подвздошными костями. Скелет птиц очень легкий, так как ряд костей содержит воздухоносные полости. В костях птиц нет красного костного мозга, как у нас 4. Особенности скелета
7 слайд Описание слайда:
25% от массы птицы составляют грудные мышцы, которые поднимают крылья. Эти мышцы крепятся к килю – выросту грудины (см. выше). Для создания оптимальной формы тела крупные мышцы, двигающие конечности, расположены на теле, а к конечностям идут сухожилия. Поэтому у птиц ноги тонкие. Мышцы птиц запасают много кислорода за счет высокого содержания белка миоглобина 5. Мускулатура
8 слайд Описание слайда:
Вдыхаемый птицей воздух движется через трубочки-бронхиолы в легких и попадает в воздушные мешки. При выдохе он идет из мешков снова по трубочкам через легкие, где опять происходит газообмен. Такое двойное дыхание увеличивает снабжение организма кислородом, что очень важно во время полета 6. Двойное дыхание
9 слайд Описание слайда:
Сердце у птиц крупнее, чем у млекопитающих со сходным размером тела. Чем мельче вид, тем относительно больше его сердце. У всех птиц, которые часто летают, сердце должно быть крупным, чтобы обеспечивать быструю циркуляцию крови. Частота сокращений сердца коррелирует с его размерами. Частота сердечных сокращений у птиц – до 1000 ударов в минуту, при этом у них очень высокое давление (180 мм рт.ст., а у млекопитающих – только 100-120). Кровь птиц содержит больше эритроцитов, чем у большинства млекопитающих, и в результате в единицу времени может переносить больше кислорода, что необходимо для полета. За счет отлично развитых кровеносной и дыхательной систем у птиц очень быстрый обмен веществ и высокая температура тела. Сравните: у млекопитающих от 36 до 39°С, а у птиц – от 40 до 42°С. При высокой температуре быстрее идут все процессы жизнедеятельности, в том числе быстрее происходит сокращение мышц. Это позволяет птицам совершать бoльшую работу за единицу времени. А еще для получения большого количества энергии птицы нуждаются в большем количестве пищи, чем млекопитающие с такой же массой тела. Понимаете теперь, почему так важно подкармливать птиц зимой, когда естественного корма у них становится мало? 7. Особенности сердечно-сосудистой системы и обмена веществ
10 слайд Описание слайда:
8. Нервная система У птиц мощный мозжечок, ведь этот орган отвечает за координацию движений, так необходимую в полете
11 слайд Описание слайда:
Сезонные перелёты птиц – уникальное явление в жизни природы. Учёные называют этот процесс сезонной миграцией. Причём улетают птицы, не только живущие в северных широтах, но и те, которые обитают на юге. Одних это заставляет делать резкое похолодание и недостаток корма, других – изменение влажности воздуха. Как и почему они выбирают то или иное место для временного пребывания и куда именно они направляются? Эти вопросы вызывают живой интерес у людей еще с глубокой древности Куда и почему улетают птицы?
12 слайд Описание слайда:
Перелётные птицы северных и умеренных широт улетают осенью подальше от зимних холодов и поближе к экватору – в теплые страны, где и проводят зимние месяцы года. Очень часто районы, где весной гнездятся птицы, отделяют от мест зимовки тысячи километров и пернатые путешественники вынуждены совершать многодневные перелеты, с небольшими остановками на отдых. Большинство из них предпочитает лететь днём, но есть среди птиц и любители ночных перелётов. Первыми наши широты покидают ласточки, стрижи и соловьи. Они улетают на зимовку в Африку или на юг Азии в конце лета, когда и в родных краях ещё достаточно пищи и тепло. Более «терпеливы» к осенним заморозкам утки, лебеди и гуси. Эти водоплавающие перелетные птицы «встают на крыло» только когда замерзают водоемы и добыча корма становится невозможной. Куда улетают птицы северного полушария? Зачем и куда улетают перелётные птицы Севера понятно, но для чего они возвращаются обратно? Возвращение птиц на родину связано с инстинктом размножения, который заставляет пернатых вить гнезда лишь там, где они родились. Но природа мудра, и нескольких весенне-летних месяцев птицам достаточно для гнездования, вывода птенцов и их «воспитания».
13 слайд Описание слайда:
Сезонным миграциям подвержены и некоторые птицы, постоянно обитающие на территории Южного полушария. У них своя, очень характерная для тропического климата «беда» – сезонные засухи и периоды ливней, и массовые перелёты южные птицы предпринимают в направлении с запада на восток, а по окончании засухи или ливней – обратно. Однако среди перелётных птиц существуют виды, миграцию которых трудно обосновать логически. Например, «зимующие» в далеко не теплой Великобритании скворцы, или полярная крачка, покидающая осенью холодную Арктику, чтобы пролететь около 70 тысяч километров и «перезимовать» в не менее холодной Антарктиде Куда улетают перелётные птицы южного полушария?
14 слайд Описание слайда:
Почему птицы летят клином? Однако, такое построение имеет чисто практическое значение. На самом деле многие виды птиц пользуются клиновым строем для облегчения утомительных дальних перелётов. Во главе строя летит сильный и опытный вожак (или самая сильная птица), сзади наиболее слабые члены стаи. При каждом взмахе крыла позади вожака образуются восходящие токи воздуха. Птицы сзади используют ее для облегчения своего полёта. Таким образом, основную нагрузку берёт на себя птица, летящая во главе клина. Если в атмосфере штиль, то птицы пристраиваются к вожаку с обеих сторон его крыльев, образуя клин. Если в атмосфере ощутимый боковой ветер, тогда птицы пристраиваются к вожаку с той стороны, где воздушные потоки от маха крыла лучше чувствуются, в этом случае образуется косяк. Первому в стае, приходится труднее из-за очень сильного напора ветра. Поэтому место впереди каждые несколько минут прямо на лету занимает другая птица, что позволяет стае преодолевать большие расстояния без отдыха. Легче всего лететь в конце клина по обоим краям стаи. И вот что замечательно: сильные птицы уступают место молодым, слабым и старым птицам. Считается, что постоянный крик птиц в стае – это своего рода одобрение, которое более сильные выражают слабым. У птиц, выстроенных правильным клином, открывается возможность чаще парить и экономить силы. Пульс при этом становится реже и сердца у птиц бьются медленнее, чем когда они летают поодиночке. Показательно и другое: полёт клином облегчает общение между птицами во время полёта. При таком полёте проще лететь как целой стае, так и каждой отдельной особи в ней. Так, птицы, с пользой для себя, используют законы физики. Это помогает спасению ослабевших птиц, которые могут долететь со своими сородичами в нужное место Удаляющийся птичий клин неизменно приковывает к себе внимание, удивляя красотой и совершенством природы
15 слайд Описание слайда:
Как птицы находят дорогу во время перелетов? Если просто сказать, что домой их ведет инстинкт, то это не объясняет тайну. Как они находят дорогу? Нам известно, что молодые птицы не получают уроков географии от своих родителей, потому что родители зачастую сами совершают перелёт впервые. А птицы, которые летят домой, часто летят по ночам, так что не могут увидеть ориентиры, которые бы им помогли. Некоторые птицы летят над водой, где вообще нет никаких ориентиров. Одна из гипотез заключается в том, что птицы могут чувствовать магнитные поля, которые окружают Землю. Магнитные линии располагаются по направлению от северного магнитного полюса к южному. Возможно, именно эти линии и служат для птиц направляющими. Но эта теория не получила доказательств
16 слайд Описание слайда:
Слеза – осенних дней примета – Росой холодною потекла. И журавли уносят лето, Раскинув серые крыла. Звенит высокая тоска, Необъяснимая словами… Я – не один, пока я с вами… Деревья, птицы, облака. Кружатся листья, как записки, Какой-то грустью неземной. Кто не терял друзей и близких, Пусть посмеётся надо мной. Как часто мы по белу свету В исканьях радости кружили. Порой для слёз причины нету, Но кто не плакал – тот не жил! И часто плачем мы невольно, Когда дожди стучат в окно, Не потому, что сердцу больно, А потому, что есть оно.
17 слайд Описание слайда:
Птицы – одни из самых удивительных живых существ Давайте беречь эти чудные творения природы!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Скрыть- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
от 1 650 ₽ от 410 ₽
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Учитель биологии от 4 800 ₽ от 1 200 ₽
Курс профессиональной переподготовки
Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации
Учитель биологии и химии от 5 400 ₽ от 1 350 ₽ СкрытьОнлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Читайте также: