Ульяницкая загадка про одуванчик
Обновлено: 25.12.2024
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Следующая загадка
Цели: познакомить со стихотворениями-загадками о весне И, Токмаковой, Л. Ульянипкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой; учить разгадывать и составлять загадки; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта; находить » читках слова, с помощью которых один предмет сравнивается с другим, и придумывать свои сравнения; сочинять загадки; работать в группах.
Ход урока
Организационный момент.
Упражнение « Частичка тепла»
- Здравствуйте! Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.
- Огромное солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя поделить.
А капельку счастья, вниманья, участья, ты можешь, ты должен друзья подарить.
Девиз урока: Хочешь грамотным быть, учись думать и творить!!
II. Проверка домашнего задания
(Чтение наизусть стихотворений Т. Белозерова «Подснежники» и С. Маршака «Апрель», выставка иллюстраций.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте скороговорку медленно.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне он смешон.
— А сейчас прочитайте ее с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, удивленно, сердито, весело.
— Прочитайте, начав шепотом и постепенно увеличивая громкость.
— А сейчас наоборот: начинаем громко, затем голос затихает.
— Прочитайте с ускорением.
— А теперь прочитайте всю скороговорку быстро.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Прочитайте сверху вниз слово, составленное из первых букв слов, и снизу вверх — из последних букв. ЗОЛА АРЫК ГОД
АНГИНА ДОЛГ КОРА АЛМАЗ
— Какое получилось слово? (Загадка.)
Арык — в Средней Азии, Казахстане, Закавказье: оросительный канал, канава.
Сегодня на уроке мы будем с вами читать стихи-загадки замечательных писателей. С некоторыми из них мы уже встречались, а с кем-то познакомимся во время урока. А еще мы будем пробовать себя в роли авторов загадок.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 68. Прочитайте, кто написал стихотворение «Ручей». (И. Токмакова.)
— Какое произведение И. Токмаковой мы изучали на уроках литературного чтения? («Аля, Кляксич и буква "А"».)
— Прочитайте стихотворение самостоятельно. (После этого стихотворение читает один ученик вслух, а остальные прислушиваются к ритму повторяющихся слов.)
— Что вы почувствовали при чтении? ( Как звонко и весело звучал, ручей.)
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Кто автор следующего стихотворения-загадки? (Л. Ульяницкая.)
— Прочитайте стихотворение-загадку. Отгадайте, что это. (Одуванчик.)
— Как вы догадались?
— Прочитайте стихотворение выразительно. Послушайте, какое стихотворение про одуванчик написал Тимофей Белозеров,
Одуванчик . Отчего прохладно стало Одуванчику в бору? Оттого, что прошлой ночью Облысел он на ветру!
В Европе одуванчик считают сорняком, а в Китае — овощем. ( Совсем молоденькие, нежные листья одуванчика идут на приготовление салатов. В старину одуванчик называли «одуван» от слова «дуть», что значит «обдуть».
— Прочитайте, кто автор следующего стихотворения-загадки. (Л. Яхнин.)
— Прочитайте стихотворение-загадку. Назовите отгадку. (Ромашка.)
— Как вы догадались? Прочитайте стихотворение выразительно.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте на с. 70, кто автор следующего стихотворения. (Е. Трутнева.) — Прочитайте стихотворение «жужжащим» чтением.
— Объясните, как вы понимаете подчеркнутые выражения.
— Нравятся ли вам такие сравнения?
— Я прочитаю стихотворение, а вы следите за моим чтением.
— Понравилось вам стихотворение?
— Отгадайте загадки, заключенные в стихах. (Выразительное чтение стихотворений Е. Трутневой учащимися.)
— Ребята, а сейчас мы с вами будем продолжать учиться составлять загадки. Откройте учебник на с. 69. Прочитайте план.
(Дети читают план. При необходимости пункты плана разъясняются. Далее ученики в парах или самостоятельно составляют загадки и загадывают их одноклассникам.)
VIII.Подведение итогов урока
— Произведения каких поэтов мы сегодня читали?
— Какие произведения читали?
— Какое из них вам больше всего понравилось? 1
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чему мы учились на уроке?
IX. Рефлексия
— Что вас на уроке радовало?
— Что огорчало? Почему?
Рефлексия «Кораблики» ( закрасьте флаг кораблю , зеленым – успешно справился со всеми заданиями, желтый- было трудно, но ты мог прийти к верному ответу, красный трудно и требуется помощь)
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что умеете дружно трудиться,
И знание точно уж вам пригодится.
Домашнее задание
Работа над проектом в группах: составить азбуку загадок по плану (учебник, с. 72).
Следующая загадка
Одуванчик уже дедушка,
А ведь не было тепла.
Никуда теперь не денешься:
Незаметно жизнь прошла.
Человеческими мерками
Пролетел короткий миг.
И срывает фейерверками
Ветер пух с голов седых.
Улетают парашютики,
Чтобы сеять семена.
На земле мы все лишь путники,
Всех ли красит седина?
Дни человека, как трава; как цвет полевой, так он цветёт.
Пройдет над ним ветер, и нет его… (Псалом 102:15-16)
Благодарю автора фото из интернета
© Copyright: Елена Ульяницкая, 2013Свидетельство о публикации №113022311433 Рецензии
А мне вспомнилось.
Одуванчик мой, моя любовь, прости
Время не любви сейчас на белом свете.
А что то Вас давно не видно,
все хорошо, живы, здоровы?
Здоровья, полной жизни и всего хорошего!
и как предупреждал С.Я. Маршак и перефразируя его:
А все хорошее друзья, в магАзине не дешево)
Благодарю, Аким, за подробный отклик, за внимание, теплые пожелания
У меня все хорошо, только время в дефиците. Но это лучше, чем время нелюбви.
Хотя и время нелюбви тоже необходимо, как зима, ночь. В этот период четче ощущается дефицит тепла и света.
Придет час и возжаждут любовь и любовь духовную, спасающую.
Небесных благословений Вам, Аким.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Следующая загадка
Недавно поэты нашего ЛИТО упражнялись в освещении темы "Одуванчик". На заседании коллективно составлялись ассоциативные ряды, а сами стихи писались дома, как домашнее задание. Вот что у нас получилось:
Шалунишка одуванчик
Надел желтый сарафанчик
И «украсил» огород
Ну а кто тебя тут ждет?
Ты – красивый, ты – полезный
И в салат тебя нарежут,
И на зиму сварят мед,
Чтобы чай пить целый год.
Но с тобой борюсь, мой милый,
Драться мне с тобой нет силы,
Сколько я тебя ни рву,
Вижу вновь твою родню.
Поседел мой одуванчик,
Выгорел весь сарафанчик,
Унес деток ветер вдаль.
Ну а мне тебя не жаль!
На полянке одуванчики,
Чтобы пчёл к себе привлечь,
Нарядились в сарафанчики
С вырезом до самых плеч…
И собой они любуются,
Позабыв совсем про пчёл,
И теперь уже волнуются,
Чтобы дождик не пошёл.
Одуванчик желтенький
Я сорву скорей…
Маленькое солнышко,
Ты меня согрей!
Я букет из солнышек
В поле соберу
И цветочки желтые
В воду опущу.
Воду родниковую
Пусть на пользу пьют,
Создают мне в комнате
Радость и уют.
Но цветы поникли
Шариками тут
Одуванчики в неволе
Видно, не живут.
***
Когда Господь на Свет послал меня,
Мир для меня был светел и заманчив,
Но время шло, как ручеек звеня,
И бел я стал, как одуванчик.
Сорванный где-то одуванчик
В наполненный водой стаканчик,
Поставив, внучка на диванчик
Ко мне запрыгнула, как мячик.
«Скажи, бабуля, что же значит,
Смешное слово «одуванчик»»?
Вопрос, что пытке равнозначен,
Мне задала вверх выгнув пальчик.
Пальчик похож был на указку,
Она ждала ответ- подсказку.
Глаза мне излучали ласку,
Но я ответила не сразу.
Неважный из меня рассказчик,
Как рассказать про одуванчик?
Что вид красив его, заманчив,
Станет пушистым – вид обманчив.
Свой лепесток как парашютик
При легком дуновеньи ветра
Упустит.. Стебель словно прутик
Засохнет, не дожив до лета.
Ждать не желая ни минуты,
В глазах как маятник маячит
Внучка вот-вот сейчас заплачет –
Ее цветок завянет утром.
На лепестки она то дула,
Своим дыханьем согревала,
То трогала рукой, как друга –
Весь вечер тихо горевала….
«Вино из одуванчиков» когда-то Бредбери писал,
Где вспоминал о детстве безмятежном
И мы как все с щемящею надеждой
Ждем, чтобы луг зеленый золотистым стал.
Неприхотливые и милые цветы,
Из них венки плели, в принцесс играли,
Потом короны в реку опускали,
Чтоб суженный сумел меня найти.
И вот уж умудренные, седые,
Лаская наших внуков пальчики
Мы чувствуем, что все же молодые,
И будем пить вино из одуванчиков.
Лохматое смешное солнце
В пустынной зелени весною
Ребячьим хохотом взорвется,
Луга осыпав желтизною.
Вся непосредственность и нежность,
И радость в ярком одеяньи,
И отзвук юности безбрежной
Прорвется в душу ликованьем
Но что такое? Пегий остов
Дрожит, как старый маразматик,
И три пера былой прически
Срывает ветром так некстати.
Сменилось золотое детство
Склерозом с белой головою.
И не согреть, и не согреться
Прозрачной немощью седою.
Ты скажешь: «Все я это знаю,
Нет вечности в земной фактуре!»
И желтой головой кивает
Вся наша жизнь в миниатюре.
Одуванчик. Золотое солнышко детства… Простое и милое… Помнится, когда-то гонимая неудержимым восторгом, несешься босиком по лугу в россыпи этих золотых фонариков, срывая их на лету. А они в ответ слегка покалывают тебе ступни упругой листвой, щекочут лодыжки приятной прохладой взъерошенных головок, и ты с воплем восторга падаешь в некошеную траву как в желтую цветастую перину и растворяешься собственном безудержном счастье… Венок из этих лохматых солнышек вмиг делает тебя Василисой Прекрасной, ослепительной и околдованной необъяснимой радостью…
А сейчас радость куда-то улетучивается, когда начинает мучительно чесаться нос, а через час там поселяется сырость. И все внутри временами начинает взрываться порывистым чиханием, распугивая на своем пути мелкие предметы, а заодно и окружающих, опасающихся подхватить ОРЗ. И уже льешь слезы. Тихо без рыданий. Горестно и в то же время совсем не эмоционально… Чарующий образ Василисы превращается вдруг в Царевну Несмеяну с красными свинячьими глазками и распухшим носом…
Да… Все изменилось…
Милый и желанный одуванчик стал ненавистен, потому что рядом с ним поселилось мокрое и противное явление. Аллергия. Аллергия на солнце, весну… Аллергия на одуванчик… Аллергия на радость… Интересно, а почему не бывает аллергии на аллергию? А может, все просто? Если в жизни есть красота, то, наверное, должны быть и жертвы…
Читайте также: