Учим детей отгадывать загадки консультация для родителей

Обновлено: 19.09.2024

Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребёнок их отгадать. Они не анализируют ход его мыслей при отгадывании, торопят, забывая о том, что главное не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ на вопрос предложенной загадки. Если дети затрудняются найти решение, взрослые, уступая их просьбам, просто сообщают отгадку, тем самым лишая детей возможности думать, размышлять. Этого делать не следует. Привыкая, ребята теряют интерес к загадке.

Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения. Прежде всего взрослому не следует торопиться с ответом. Не надо также рассчитывать только на природную сообразительность ребёнка. Детей следует учить сознательно отгадывать загадки: понимать их содержание, находить пути решения логической задачи, знакомить с приёмами отгадывания, а также учить объяснять и доказывать правильность отгадки.

Обучать детей умению отгадывать загадки надо начинать не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении.

Развитие внимания, памяти, наблюдательности ребёнка является основой для той мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок.

Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых идёт речь в загадке.

Наблюдения, систематически проводимые в природе и окружающей жизни, лежат в основе работы по обучению детей отгадыванию загадок.

Наблюдая различные группы предметов и явлений, необходимо выделять существенные для каждой группы признаки, связи, зависимости. Знакомя детей с различными предметами, созданными руками человека, отмечайте особенности внешнего вида, материалы, из которых они сделаны, назначение, способ использования предметов. Рассказывая о транспорте, обращайте внимание детей на внешний вид (у автомобиля – колёса, фары, кабина, кузов и т.д.; у самолёта – фюзеляж, крылья, хвост и др.), на характер движения (автомобиль едет по дороге, поезд – по рельсам, пароход плывёт по воде), на звучание (самолёт гудит, мотоцикл трещит), на назначение (транспорт служит для перевозки людей, грузов). Знания, приобретённые детьми во время таких наблюдений, являются основой для отгадывания различных загадок о транспорте:

- «Что за птица: Песен не поёт, гнёзд не вьёт, людей и груз везёт?» (Самолёт).

При рассматривании птиц, животных, насекомых и наблюдении за ними, обращайте внимание детей на части тела: голова, ноги, крылья, хвост, клюв; особенности их строения, образ жизни, повадки (где живёт, чем питается, как передвигается, как защищается). Рассматривая, например, гуся, отметьте, что у него длинная шея, крепкий длинный клюв, красные лапы, между пальцами перепонки; гусь может летать, гоготать, щипать. Знание этих особенностей поможет ребёнку отгадать различные загадки про гуся.

Нужны знания, специально подводящие ребят к отгадыванию загадок определённого содержания. Можно понаблюдать за тем, как птицы вьют гнёзда, муравьи сооружают муравейник, паук плетёт паутину, чтобы сделать

вывод, что птицы, насекомые строят свои дома без рук, без инструментов. Такой вывод является основой для отгадывания загадок:

- «Без рук, без топорёнка построена избёнка» (гнездо).

- «Висит сито, не руками свито» (паутина).

Есть много явлений природы, которые с течением времени не остаются неизменными. Загадки о таких явлениях построены на основе обобщённых выводов человека по результатам длительных наблюдений:

- «Зимой лежал, а весной в реку побежал» (снег).

- «В шубе летом, а зимой раздеты» (деревья).

Чтобы дети могли самостоятельно отгадывать подобные загадки, наблюдайте явление в разные периоды его развития. Наблюдая за изменением реки во все времена года, дети легко отгадывают загадку:

- «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала».

Но иногда даже многократные наблюдения в естественных условиях не помогают составить полного представления о явлении. Чтобы отгадать загадки:

- «В огне не горит, в воде не тонет»;

- «На дворе горой, а в избе водой»,

надо провести опыты со льдом и снегом, они явятся ключом к отгадке.

Таким образом, фактические знания об окружающем, приобретённые детьми во время наблюдений, игр, труда, подготавливают ребёнка к пониманию содержания загадок, их логической основы и тем самым облегчают отгадывание.

Следующая загадка

Потребности современного общества ставят вопрос развития речевой активности весьма значимой, поскольку в любой сфере деятельности и в любом возрасте требуется умение активно отстаивать словом свою позицию, убеждать, проявлять себя как «языковая личность». Низкий уровень речевой активности ограничивает возможность самореализации человека.

Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи.

Практика педагогического процесса показала, что использование загадок как средства воспитания и обучения активно способствует развитию мышления, речи и речевой активности, что важно для подготовки детей к школьному обучению. Использовать загадки рекомендуется с 3-х лет. Что такое загадка? Загадка - это логическая задача, предложенная в художественной форме. Благодаря этому она особенно привлекательна, вызывает интерес. По содержанию загадка представляет собой замысловатое описание в виде перечисления признаков предмета или явления и их сравнение.

-Всегда во рту, а не проглотишь. /Язык/

-Летит, а не птица, воет, а не зверь. /Ветер/

Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Такой анализ развивает способность логически и образно мыслить, развивает и закрепляет навыки речи - доказательства, речи - рассуждения, речи - описания, умения определять предметы по действию и признакам. Учит понимать смысл образных выражений. Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребёнком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

Способ доказательства - это не отдельное суждение, а логическая цепь связанных между собой суждений, приводящая к определённому выводу. От последовательности установления связей и полноты их раскрытия зависит логичность и убедительность доказательств. А значит и активность развития речи и мышления ребёнка.

Приведём пример отгадывания загадок:

-Шевелились у листка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел- он вспорхнул и улетел. Что надо искать? Цветок. Но не обычный, в такой который может вспорхнуть и улететь. Значит «цветок» летает. Каков он? У него четыре лепестка они шевелятся. Значит, это крылышки. И дети находят ответ: «Это бабочка».

-Угадайте, что за шапка. Меха целая охапка. Шапка бегает в лесу, у кустов грызёт кору. Шапка бегает, значит, это не обычная шапка, а живое существо. Это существо имеет густой хороший мех, из которого можно сшить шапку (а не шубу - приём исключения). Шапка предмет небольшой, значит, и существо небольшое (приём сопоставления). В загадке сказано, что существа бегает в лесу. Значит, это не домашнее, а дикое животное, т. е. зверь (приём исключения). У нас остался только один признак: «у кустов грызёт кору». Есть много лесных зверей, мех у которых использует человек, но ни медведь, ни волк, ни лисица, ни белка не грызут кору (метод исключения). Может быть, это заяц? Предположение, гипотеза. Соотнесём все найденные признаки (синтез) : небольшое дикое животное, живёт в лесу, бегает по нему, мех его идёт на шапки, грызёт кору, Да, это заяц (вывод) .

Обучение детей отгадыванию загадок начинают не с их загадывания, а с предварительного ознакомления детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдёт речь в загадках через наблюдение, беседу, дидактические игры, чтение художественной литературы (она обостряет наблюдательность и одновременно учит детей умению пользоваться словом, точным и образным). Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, приближает ребёнка к пониманию народной и литературной речи.

Следующая загадка

Загадка — это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса. Содержание загадки отражает жизнь человека и окружающую действительность: растительный и животный мир, различные явления природы, предметы быта и т. п. С развитием общества существенно меняется тематика и содержание загадок.

ВложениеРазмер
Как научить детей отгадывать загадки. 20.96 КБ

Следующая загадка

Картинки по запросу учить детей отгадывать загадки

Консультация для родителей «Как учить детей отгадывать загадки»

Загадки - это замысловатое иносказательное описание предмета или явление, предлагаемое как вопрос для отгадывания. Задается с целью испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической выдумке. Загадки дошли до нас из глубины веков. Произведение фольклора и древней литературы свидетельствуют о том, что зачастую с помощью загадок проверялись сообразительность и мудрость того или иного героя. Со временем они постепенно превратились в средство воспитания иразвлечения, в занимательные вопросы о предметах или явлениях, которые должны быть названы в ответах - отгадках.

Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска, как обязательного условия познавательной деятельности. Занимательная форма загадки делает учение ненавязчивым, интересным.

Любая загадка - прекрасное логическое упражнение, при выполнении которого ребенок учиться выделять количественные стороны предмета (абстрагировать), а также находить предмет по нескольким перечисленным признакам (синтезировать).

Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс и результат этого своеобразного состязания. Однако, чтобы процесс отгадывания загадки имел развивающий эффект, необходимо сформировать у ребенка определенные умения. Прежде всего нужно научить ребенка выделять указанные в загадке признаки неизвестного объекта и сопоставить эти признаки между собой. Неумение выполнять эти действия затрудняют поиск правильного ответа.

Для правильного, хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться выделять все признаки, названные в загадке.

Если ребенок затрудняется найти решение, не сообщайте отгадку сразу и не растолковывайте ответ даже в том случае, когда ребенок просит об этом.

Не забывайте, что главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был правильно найден правильный ответ, как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и постепенно теряет интерес к загадкам вообще.

В таких случаях к ответу следует подводить постепенно. Прочтите еще раз и попросите ребенка назвать, что именно нужно искать.

Картинки по запросу учить детей отгадывать загадки

Рассмотрим для примера следующую загадку:

На четырех ногах стою

Ходить же вовсе не могу.

На мне ты любишь отдыхать,

Когда устанешь ты гулять.

Читаем первую строчку (один признак) загадки:

На четырех ногах стою…

Предлагаем ребятам подумать, кто или что может стоять на четырех ногах, дети называют животных: лошадь, медведь…и предметы: стол, стул…продолжаем чтение загадки

Ходить же вовсе не могу.

Какой вывод можно сделать (что это неодушевленные предметы). Дети вспоминают предметы, обладающие двумя перечисленными признаками: стол, стул, шкаф, диван, кровать и т.д. Затем заканчиваем чтение загадки:

На мне ты любишь отдыхать,

Когда устанешь ты гулять.

И дети сразу же называют отгадки: кровать, диван, кресло, стул.

Каждый из этих предметов является отгадкой. Отгадывание загадок с последующим доказательством их правильности оттачивает и дисциплинирует ум, приучая ребенка к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Сложность загадки зависит от того, насколько знакомым для ребенка является сам засекреченный объект и сообщаемые о нем признаки.

Предварительный просмотр:

Для вас родители!

Как научить детей отгадывать загадки

Загадка определяется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего». «Загадка — это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса». По содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать; описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения: как правило, это описание лаконично; загадке часто присущ ритм.

Загадка — это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса. Содержание загадки отражает жизнь человека и окружающую действительность: растительный и животный мир, различные явления природы, предметы быта и т. п. С развитием общества существенно меняется тематика и содержание загадок.

Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с определенной стороны. Например, в одной загадке про зайца говорится о внешнем виде животного — цвете шкурки, коротком хвосте, о том, что он легко прыгает: Серый зверек через кочки скок! Легкие ножки и хвоста немножко. Другая загадка отражает характерные особенности заячьей губы: Так смеялся, что губа треснула; третья — особенности повадок: По полю скачет — ушки прячет, встанет столбом — ушки торчком; четвертая — защитную способность менять окраску: Зимой беленький, летом серенький.

ЗАГАДКА НАРОДНАЯ И ЛИТЕРАТУРНАЯ.

Как жанр народного творчества загадка давно привлекает внимание писателей и поэтов, которые создают литературные загадки. Литературная загадка продолжает традиции народной загадки: она основывается на том же образном представлении о предмете, сравнении и сопоставлении. Но в условиях повсеместного распространения печатного слова автор уже меньше заботится о ее краткости. Литературная загадка дает описание более подробно, более детально.

Часто литературные загадки — это целые рассказы в стихах. Такова, например, загадка С. Я. Маршака о почтовом ящике:

Синий домик у ворот.

Угадай, кто в нем живет.

Дверца узкая под крышей —

Не для белки, не для мыши,

Не для вешнего жильца,

В эту дверь влетают вести,

Полчаса проводят вместе.

Вести долго не гостят —

Во все стороны летят.

Эти загадки предельно краткие, в них использован словарь народного быта, их ритмы повторяют ритмы народных загадок. Многие литературные загадки приобрели широкую популярность и получили такое же распространение, как и народные. Это относится прежде всего к загадкам таких мастеров слова, как С. Я. Маршак и К. И. Чуковский. Приобрели широкую популярность загадки:

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седелка на носу? (Очки)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела Дуб, дуб,

Поломала Зуб, зуб. (Пила)

ЗАГАДКА КАК ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА.

И народные, и литературные загадки, будучи разнообразными по тематике и содержанию, едины по своей сущности, по проявлению своей главной особенности. Главная особенность загадки состоит в том, что эта миниатюра представляет собою логическую задачу . Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку.-значит найти решение задачи, ответить ка вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован разными способами.

Способы построения логических задач различны. Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления. В числе их могут быть величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и надо найти отгадку. Загадка Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку основана на четырех признаках, свойственных кролику. В ней отмечены признаки внешнего вида («длинное ухо, комочек пуха») и действия животного («прыгает ловко, любит морковку»). В загадке Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает? названы три характерных признака лета: жаркая погода, цветение растений, созревание хлеба.

Логическая последовательность перечисления, значение слов и их звучание - все это и создает видимую и слышимую картину грозы. Решение логических задач подобного типа основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединении их в одно целое). Достаточное количество признаков и их конкретность позволяют полнее производить умственные операции и успешнее решать логическую задачу.

Успешность решения мыслительной задачи, заключенной в загадке, зависит от того, какие стороны предметов и явлений и с какой полнотой в ней отражены. Наблюдение и изучение жизненных явлений в сложных и многообразных связях являются базой для логически правильного рассуждения и грамотного умозаключения. Логическая задача в загадке облечена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому она особенно привлекательна. И построение загадки, и ее лексика собирают внимание слушающего, вызывают интерес к задаче.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗАГАДКИ.

Воспитательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Загадка «доставляет уму ребенка полезное упражнение» К Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадки полны познавательного смысла. Они вызывают у ребенка интерес к миру вещей и явлений.

КАК ОТОБРАТЬ ЗАГАДКУ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ .

При отборе загадок для дошкольников необходимо, чтобы материал загадок по своему содержанию прежде всего- отвечал задачам коммунистического воспитания. Нельзя предлагать детям любую загадку. Следует учитывать ее воспитательную ценность и педагогическую целесообразность. Не рекомендуются для детей загадки, отражающие старые социальные отношения (о царе и его подданных, о попе и работнике и т. п.). Недопустимы загадки грубого содержания с использованием просторечной лексики и вульгаризмов. Важным требованием, предъявляемым к загадкам для дошкольников, является их доступность. Детям трудны загадки об отвлеченных понятиях, например о времени (что такое год, месяц), о жизни и смерти, о родстве (муж, жена, свекровь и т. п.), о старинных обычаях и обрядах, о трудовых процессах, отражающих старые способы производства (посев зерна вручную, обмолот снопов цепами, жатва серпом и др.)» о вышедших из употребления орудиях труда и предметах домашнего обихода (соха, веретено, лапти, зыбка) и пр. Следует загадывать детям загадки о тех предметах и явлениях, которые доступны для их наблюдений и понимания и пробуждают у них интерес к окружающей действительности, желание внимательно всматриваться в нее, расширяют кругозор, углубляют представления о жизни. Это загадки о человеке, о предметах, созданных его трудом, о живой и неживой природе. Основой для отгадывания загадок являются достаточно полные представления о предметах и явлениях, поэтому при отборе загадок для дошкольников воспитатель должен учитывать опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный. Надо исходить также из мыслительно-речевой природной загадки: учитывать степень трудности логической задачи, характер умственной операции, которую предстоит совершить ребенку, сложность художественного образа и особенности речевой формы загадки. Нельзя не учитывать и особенности понимания загадки ребенком, и характер возможных затруднений при отгадывании.

Читайте также: