Тематика и поэтика загадок
Обновлено: 04.11.2024
Возможно, запрашиваемая вами страница была удалена, переименована, или она временно недоступна.
Следующая загадка
Что такое загадка? По определению В.И. Даля, «загадка – это что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство; краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».
Действительно, в загадке: « Стоит матрешка на одной, ножке, закутана,запутана» - иносказательно представлена капуста. С другой стороны, в загадке о реке: «Течет, течет-не выткчет, бежит, бежит-не выбежит» нет иносказания, но есть описание реки, точнее отсутствие изображения предмета, который иносказательно напоминает о реке.
Поэтому дадим следующее рабочее определение загадке: загадка - это иносказательное изображение предметов или явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.
Загадка-иносказание интересна тем, что она создана на основе художественной образности, удивляет нас поэтическими картинами. Думаем, именно поэтому на занятиях в детском саду отдают предпочтение этому типу загадок. И в народе они пользовались большим успехом.
Развивая мышление, загадка стремилась через свое «поэтическое» окошечко познакомить человека с окружающим миром, причем привлечь внимание к таким сторнам предметов, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние признаки.
О чем загадка? Обо всем, что окружает человека, и о нем самом. Безвестных народных авторов интересовал физический мир в его конкретности, деталях. В загадках например, изображается не вообще лес, а лес хвойный или лиственный, береза, елка, сосна; не вообще дом, а бревна и мох. Пол и потолок, крыша и окна, двери и косяки.
Конкретный, физический, осязаемый мир изображался в загадках, парадоксально сопоставляясь с таким же конкретным, физически осязаемым миром. Каким образом? Подметили, например, что кисти овса похожи на на сережки, укращающие девушек, и возникла загадка: «Как во поле на кургане стоит девушка с серьгами». Яйцо всегда поражало всегда и тем, что из неживого появлялось живое, и тем, что в одном сосуде не смешивались два вещества. Вот и возникла загадка: «В одном бочонке два сорта вина».
Любили загадки устанавливать также внешнее сходство по цвету «На поляне девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках». Загадкам, построенным на описании предметов и явлений, противопоставлялись такие, в которых предметы загадывания и предметы иносказания сопоставлялись по признаку действия. Нередко сопоставление строилось на сравнении функций предметов загадывания (о половнике говорили: «Прилетел капитан, всех людей напитал»), или же производимых ими действий: «Сидят девицы в темнице, вяжут сетку без иглы, без нитки», (эта загадка о пчелах в улье, строящих соты). Часто, чтобы подчеркнуть движение, противопоставляли действие – бездействию, движению - покой «Сами бегут, а оглобли стоят», а чтобы усилить впечатление от движения, ставили рядом несколько перемещающихся предметов, явлений. Например, загадка о небе, земле и солнце, месяце, дне и ночи: «Два стоящих, два ходящих, два минующих». Загадка отразила древнее представление человека о Земле как центре мироздания.
Соотношение между собственно загадкой и ее отгадкой более разнообразно, чем обычно представляется. Во-первых, один предмет загадывания чаще всего сопоставляется также с каким- нибудь одним предметом-иносказанием («Стоит старичок-красивый колпачек»); во-вторых, предмет загадывания сопоставляется с несколькими предметами – заменами (в загадке о корове: «Спереди-вилы, сзади-метла»); в-третьих, есть загадки, в которых несколько предметов загадывания выражаются через один (загадка о солнце, туче, реке и сердце: «Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит»); и, наконец, в-четвертых, в загадках могут загадываться несколько предметов через их сопоставление с несколькими же предметами-иносказаниями(как в загадке о косе, траве и копнах: «Щука двинет, лес вянет, на поле станет»).
Изображая мир, народ поэтизировал его,учил видеть в обычном необычное,
в быте - поэзию. Сами загадки являются непревзойденными образцами фольклора как искусства слова.
1.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. М., 1978. Т.1 С.566.
2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. - М. : Просвещение, 1976
Следующая загадка
Работа Яхиной Гузель написана в информационно-описательной форме. Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.
Актуальность нашей работы заключается в том, что мы живём в мире новых инновационных технологий. Но мы должны знать то, что устное народное творчество воспитывает всесторонне развитого человека, который востребован в нынешнее время.
В загадках народ создает поэтический образ того, что его окружает: предметов, явлений, людей, животных и т.д. В отличие от других жанров, они поэтизируют конкретные, самые обыкновенные, но близкие и необходимые человеку вещи реальной действительности.
Загадка не утратила свою ценность и в наше время. Особенно велики роль загадки в начальной школе. Она обогащает словарь учащихся, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает.
Следующая загадка
Цель: познакомить с русским народным творчеством – загадками.
Планируемые результаты:
- познакомить с русским народным творчеством – загадками; отрабатывать навыки чтения; развивать речь, логическое мышление, умение группировать слова и явления.
- анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки. Моделировать загадки.
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_.docx | 32.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Загадки.
Цель: познакомить с русским народным творчеством – загадками.
- познакомить с русским народным творчеством – загадками; отрабатывать навыки чтения; развивать речь, логическое мышление, умение группировать слова и явления.
- анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки. Моделировать загадки.
Универсальные учебные действия:
Личностные: формирование познавательного мотива, самооценки.
Познавательные: знание малых фольклорных жанров, народных загадок. Умение приводить примеры произведений фольклора, составлять свои загадки, участвовать в диалоге при обсуждении темы урока. Различать и классифицировать малые фольклорные жанры.
Коммуникативные: ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал для работы по теме.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Постановка темы урока (отгадывание кроссворда).
(Рассказ о жанрах русского фольклора. Знакомство с новым произведением фольклора - загадкой).
Постановка учебной задачи.
Тема нашего урока - «загадки»
- Как вы думаете, что такое загадка? (Ответы детей)
- Какова задача жанра «загадка»? (Чтобы отгадывать задуманный предмет.)
- А зачем надо уметь отгадывать загадки? (Для игры. Это интересно.)
- Тот, кто хорошо научится отгадывать загадки, какими качествами будет обладать, каким станет? (Умным, сообразительным.)
- Тема урока: «Загадки» .
1.Разработать схему построения загадки
- осознанное построение речевого высказывания
- определять и формулировать цель деятельности на уроке(учитель выступает в роли тьютора)
Изучение нового материала.
На наших уроках мы будем говорить об устном народном творчестве (или фольклоре). Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.
Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное. Мы с вами будем знакомиться с малыми жанрами фольклора, их очень много:
Пословицы и поговорки
Как вы думаете, почему их называют «малыми жанрами фольклора»? (короткие, маленькие).
Как вы понимаете эти слова?
Рассказ учителя о загадках
Загадка – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки (они появились много столетий назад). Есть авторские (литературные, их сочинили писатели и поэты). Как вы думаете, чем отличаются народные загадки от авторских?
Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Загадка – это «задачка», которую надо решить. В загадке даётся описание предмета, его признаков, особенностей, по которым можно найти отгадку.
Загадки – один из самых древних жанров устной поэзии. Придуманы они были не только забавы ради. Древние славяне верили, что растения и животные понимают человеческую речь. Потому, например, собираясь на охоту, было крайне неосмотрительно обсуждать свои планы громко и откровенно. Согласитесь, трудно рассчитывать на удачу, когда вся лесная дичь уже прекрасно знает о ваших охотничьих затеях. Вот и была рекомендована зашифрованная, иносказательная речь.
Древние верования способствовали широкому распространению тайной речи. Домашний скот переименовывали, чтобы не навлечь на него беду, а лесных зверей – чтобы не спугнуть или не вызвать их ярости. Известно же: о волке речь – а он навстречь. Так появились названия “Долгохвостый” - для коня, “рыкуша” - для коровы, “тонконогая” - для овцы, “низкоглядая” - для свиньи. В сказках волк – не иначе как “серый”, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый.
Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо. В сказках именно такие герои зачастую оказывались победителями и даже царями. Помните, как это случалось? Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж за того, чью загадку разгадать не сможет. И вот собираются ко двору знатные женихи – иноземные короли да принцы. Поехал в столицу и Иван-дурак. Встретил по дороге змею, убил её палкой и придумал загадку: “Зло злом ударил, зло от зла умерло”. Где ж царевне догадаться. Приходится идти замуж да вести Ивана к престолу.
Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, а потому сильным и удачливым.
Загадка - образное выражение, в котором один предмет изображается через сравнение с другим, имеющим с ним хотя бы отдалённое сходство. В древности — это единственное средство для развития смекалки, ума, испытание мудрости, а сейчас - забава. Загадка - мудрёный вопрос, она развивает догадливость, сообразительность.
Читайте также: