Тайна двойников или загадка гофмана

Обновлено: 20.09.2024

Текст научной работы на тему «Э. Т. А. Гофман в контексте современной культуры»

1.Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны

ремесла. М.: «Диалог МГУ», 1997.

3.Исаева. Семантические традиции цвета в

культуре // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Вып.8, 2005.

4.Кузнецова B.C. Дуалистические легенды о со-

творении мира в восточнославянской фольклорной традиции. Г лава III. Сюжет о творении мира двумя голубями в Галицкой колядке и дуалистические легенды о миротворении.

7.Наппельбаум И. Фон к портрету Анны Андреевны

И.В.Лаптева (Саранск) Э.Т.А.ГОФМАН В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822) творил в рамках романтической модели искусства -он более тонко понимал своеобразие каждого вида искусства, освободившись от классицистической догматики и просветительской рассудочности, обращал повышенное внимание на «выражение внутреннего» (В.В.Ванслов) в искусстве, человеке и мире в целом, являлся воплощением художника универсального дарования.

Актуальность Г офмана обусловлена

востребованностью символических методов

творчества и напряженностью социальной критики, присущих ему и современной культуре рубежа XX-XXI вв.

Гофман как знаковая фигура принадлежит российской культуре. Его творчество было популярно в кругах русской интеллигенции XIX в. Начиная с 20-х гг. XX в., оно востребовано в силу присущих ему свойств - это символический синтез искусств, кри-

тика филистерской модели ценностей, комизация безумия жизни, аномалии человеческой психики, антиклерикализм и народность творчества.

Сам факт новых приближений к его искусству свидетельствует об его онтологической неисчерпаемости, о множестве таящихся в нем «резервов смысла»: сценарий «Гофманиана» А.Тар-ковского, опера «Сказки Г офмана» А.Петрова, театральные постановки по произведениям Гофмана Г.Козлова «Р.8.» и В.Розова «Тайна двойников, или Загадка Гофмана», стихотворение «Золотой горшок» Н. Матвеевой, балет А. Петрова и Б.Краснова «Коппелия», «Крошка Цахес» в «Куклах» на НТВ, пьеса О.Постнова «Эрнст, Теодор, Амадей», выставка О.Мелехова «Город сказочника Гофмана», «Щелкунчик» в Мариинском театре М.Шемякина и «Кракатук» А.Могучего в цирке, анимационный фильм «Гофманиада», конкурсы детского рисунка «Сказки Гофмана», балет «Волшебный орех» М.Шемякина по мотивам «Щелкунчика», в перспективе открытие двух памятников Гофману и его героям в Калининграде, выполненные В.Назарук и М.Шемя-киным и т. д.

Символические знаки культуры приходят из прошлых столетий и, актуализируя свое предшествующее значение по отношению к современности, передаются будущим состояниям культуры. Гофман как личность представляет собой немецкого писателя рубежа ХУШ-ХГХ вв., представителя позднего романтизма. Но когда В.Ф.Одоевского назвали «русским Гофманом», М.Шагала - «Гофманом околови-тебских трущоб», в данном случае смысл «Гофмана» является «планом выражения другого содержания» [Лотман 1998: 111] - многогранный талант со смешанной игрой реальным и мистическим материалом, наполненной двойниками, безумием и ужасами повседневной жизни. И как этот символ Г офман принадлежит культуре.

Примером некорректного подбора символа автор рассматривает личность В.В.Путина в роли Цахеса в «Куклах» на НТВ во время предвыборной президентской кампании (2004). Представив кандидата в президенты персонажем самой сатирической сказки «Крошка по прозванию Циннобер», организаторы сериала стремились слить образ героя с конкретным политиком. Крошка Цахес символизирует мерзкого уродца, который с помощью полученных от феи волшебных чар (с помощью обмана) околдовал целое государство и стал в нем первым министром, т. е. на политика переносятся черты персонажа и как следствие отношение к нему. В данном случае символ был выбран не верно, но аналогии содержания этой сказки имеют место в российской действительности - это присваивание чиновниками заслуг других людей; торжество филистеров-недоучек: «превращение» невежд, глупцов и преступников в «порядочных и умных» людей; путь к успеху через ложь, лицемерие и расчет и др.

«Властитель всегда окружен злоумышленниками всякого рода и пребывает в ослеплении, гофмаршал помешан на своей родословной и непроходимо глуп, первый министр - корыстный бессовестный интриган, камер-юнкеры - сплошь развратники и осквер-

нители девичьей чести. Каждое лицо фальшиво улыбается, а в сердце ласкательство и предательство. С виду тают от благожелательности и чувствительности, лебезят и сгибаются в три погибели, но каждый ненавидит себе подобного, только и думает о том, как бы подставить ему ножку, чтобы он упал и не поднялся и можно было пролезть вперед, пока тебя не застигнет та же участь» [Hoffmann 1998: 465].

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В гофмановском философствовании ярко представлена теория перфекционизма: «преодоление себя, достигая подчинения тела Духу; но преодоления и подлинного успеха жизни нет без идеи самосовершенствования и воли к этому, в противном случае успех растлевает человека» [Гагаев 2007: 246]. Из эгоиста доброго человека сделать нельзя внешними средствами: «никакими благодеяниями не облагородишь низкой натуры: благодеяния

только отталкивают таких людей, вместо того чтобы привлекать» [Hoffmann 1998: 5511]. Все это имеет место в России XXI в.

Творчество Гофмана - это безумие бытующих форм жизни, несоответствующих устремлениям художественной натуры. Мир, созданный воображением писателя, - это мир нашей повседневной жизни, мир реальный и мир мечтаний, мир абсурда, мир тревог и надежд, мир отчаяния и мир веры в то, что человек сильнее коварного крошки Цахеса, крысиного короля, злорадного доктора Дапертутто, мрачного барона Родериха и др.

Э.Т.А.Гофман - новатор, сумевший своим философствованием в художественных формах достичь культуры невероятной психологической сложности и глубины, открытой сегодня современному читателю. Сложнейший и своеобразнейший художник, самобытность которого ускользнула от современников и сегодня остается не до конца открытым, и из этих открытий складывается образ Гофмана нашей эпохи.

Hoffmann Е.Т.A. Ausgewahlte Werke. Berlin, 1998. (CD-Rom)

Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб: Искусство, 1998.

Гагаев А. А. Философия Э.Т.А. Гофмана //Гагаев А.А. Социализация и соц. контроль в Евразии. Наука и искусство. Саранск, 2007. С. 246-247.

Т.В.Лебедева (Тамбов) АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ПРОЗЕ ДЖ.Р.Р. ТОЛКИЕНА («СИЛЬМАРИЛЛИОН» И «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ»)

Как отмечает английский богослов Г.К.Тиссен, «у каждой системы богословия имеется своя эсхатология. Если существует начало, должен быть и конец <. > в смысле перемены и замены того, что является временным, тем, что является вечным» [Тис-сен 1994: 436]. Эсхатология являлась едва ли не одним из первых догматов христианства и изначально составляла существенный элемент евангелия царства [Брокгауз, Ефрон]. Последняя книга Библии, Апокалипсис (Откровение) представляет собой наи-

более полный и завершённый вариант христианской эсхатологической концепции. Поэтому вполне закономерен интерес к этой теме со стороны такого глу -боко верующего христианина, каким был Дж.Р.Р,-Толкиен. В его главных произведениях: «Сильма-риллион» (1974) и «Властелин Колец» (1955) - изображён полностью вымышленный мир, однако многие темы, образы, символы этого мира восходят к христианскому вероучению и опираются на библейские книги, в том числе и на Апокалипсис.

Созданный писателем художественный мир (Арда) - это целостная мифологическая система. Он создан Богом (Эру) и развивается по заранее установленным законам: сотворение образа мира, его материальное воплощение, история, которая разворачивается как постоянная борьба добра со злом, уничтожение несовершенного мира и возникновение мира идеального - Арды неискажённой. Здесь прослеживается аналогия с тем, «что история, по Откровению, совершается на земле и на небе, в мире здешнем и загробном, ангельском и человеческом, и это <. > ставит ее вне определенности, согласно земному времени, но и утверждает ее в ее <. > историчности, в качестве процесса, имеющего свои времена и сроки. » [Булгаков 1991: 289].

История Арды представляет собой несколько циклов, каждый из которых развивается по схеме, характерной для эсхатологических концепций [Брокгауз, Ефрон].

1) Скорби и казни, бедствия и знамения последних времен, крайнее напряжение зла и неправды. -У Толкиена это страдания эльфов и людей, торжество Моргота в Первую эпоху, совращение Сауро-ном нуменорцев (избранного народа) во Вторую и тяжёлое положение осаждённого Гондора и его союзников, сражающихся против зла, в Третью.

2) Ожидание пророка. - Сюда можно отнести предсказание об Эарендиле, спасение верных нуменорцев, которые победят Саурона, а также совет, где решается, кто уничтожит Кольцо Всевластья.

3) Появление самого Мессии, последняя борьба вражьих сил против царства Божия и победа над ними. - Эго прежде всего Эарендиль, обратившийся за помощью к валарам (ангелам Арды), Элендиль и его сыновья, объединившие народы Средиземья в борьбе с Сауроном, и наконец в Третью эпоху мессианские черты реализованы в образах Фродо, уничтожившего Кольцо, а с ним и власть Саурона, воскресшего Гэндальфа и Арагорна, ставшего королём.

4) Суд и спасение, начало благодатного царства. - Данному пункту соответствует прощение эльфов в конце Первой эпохи, процветание государств Гондора и Анора после завершения Второй и их восстановление, которым открывается Четвёртая эпоха.

5) Конец истории и обновление вселенной. -Этот момент у Толкиена намечен, но не описан, так как его историческая концепция совмещает цикл и процесс. Однако процесс здесь является более высокой и общей закономерностью, чем цикл [Кошелев 1985: 55]. Приближение к концу выражается в том, что с каяедой эпохой мир становится дряхлее. Здесь античное представление об упадке сочетается с

Следующая загадка

Анастасия Скорик фотографии

Родилась 3 февраля 1983 года.
Окончила Школу-студию МХАТ (курс Р. Козака и Д. Брусникина) в 2003 году и была принята в труппу Художественного театра.
Играла в спектакле Художественного театра «Тайна двойников, или Загадка Гофмана».
В Театре Табакова играла роль Хлои Каверли в спектакле Александра Марина «Аркадия».
Участвует в спектаклях МХТ имени А. П. Чехова: «Амадей», «Вишневый сад», «Лес», «Последний день лета», «Ундина», «Учитель словесности», «Чайка».

театральные работы

Белое на черном
Вишневый сад
Лес
Последний день лета
С любимыми не расставайтесь
Ундина
Чайка

последнее обновление информации: 11.08.19

дополнительная информация >>

Кино-Театр.РУ рекомендует







обсуждение >>

Ким-Сан-Йон (Москва) 12.08.2020 - 12:53

. Согласна с вами. Скорик полностью выбивается из ансамбля. В большинстве сцен совершенно пустые глаза, а в одной сцене вдруг истерика. Роль Нины Заречной вообще очень сложная и ответственная, но этой. читать далее>>

Ирия Гай 11.08.2020 - 22:14

Андрей Магеллан (Севастополь) 18.03.2018 - 15:57

Татьяна Мальцева (Санкт-Петербург) 28.02.2015 - 13:51

kiks (Анапа) 28.12.2014 - 03:25

В кои то веки время выбрал, чтобы посмотреть сериал "Иное". С 2007-го года всё собирался :) Сериал так себе, все предсказуемо, игра актеров не особо впечатлила, рассказчик вообще надоел к последней. читать далее>>

18 февраля 2013

И дольше века длится… путь – путь, пройденный Московским художественным театром. На нём были и шипы, и розы, триумфы и трагедии, утраты и взлеты…

Следующая загадка

Елена Башарина

Люк Б-он 20.01.2015 - 01:36 :

Стильно сыграла в фильме "Все включено" (как и Мария Киселева). Именно благодаря их выразительной паре в картине все-таки есть на кого посмотреть. Благодарю. Все комментарии >>

Ирина Борзова

Ирина Борзова

Александра Бутько

Александра Бутько

Родилась в 1983 году.
В 2004 году окончила Санкт-Петербургский Государственный университет кино и телевидения по специальности - режиссура игрового кино (мастерская Игоря Масленникова).

Наталия Макарова 9.02.2019 - 16:51 :

Наталья Быковская

Наталья Быковская

Родилась в 1983 году.
В 2004 году окончила СПБГАТИ, курс С.И.Паршина.
Работала в московских театрах "Шалом" и Театре им. Рубена Симонова.
С 2009 года играла в театре "Буфф".

Йота 29.12.2018 - 22:02 :

Досадно, что актрисе со столь красивыми и умными глазами приходится играть преимущественно вторые роли. Все комментарии >>

Юлия Бычкарь

Юлия Бычкарь

Родилась в 1983 году.
Образование:
1)2-МОМУ им.С.С.Прокофьева(ф-но); 2)ГУУ (кафедра Кино и ТВ); 3)МПГУ(муз.фак; эстрадно-джазовый вокал); 4)МГУКИ (менеджмент СМИ)

Находка 31.01.2019 - 15:18 :

В "Знаках судьбы" слабенько сыграла. Впрочем, сериал и сам по себе никудышный -( Все комментарии >>

Ирина Вербицкая

Ирина Вербицкая

В 2011 году окончила Театральный институт им Б.Щукина (курс В.П.Поглазова).
С 2011 года - актриса московского Театра им. Гоголя.

Natalie-Karina (Рига) 28.07.2021 - 21:19 :

Лично для меня эта, не сомневаюсь, замечательная Актриса, - чрезвычайно схожа с, моей любимой, Оксаной Фандерой - уверена, не (с)Только внешне.. Увидела её впервые - в сериале "Потерянные" (с. Все комментарии >>

Светлана Голубева

Светлана Голубева

Родилась в 1983 году.
Окончила Красноярскую государственную академию музыки и театра.
Актриса Минусинского драматического театра.

Мария Григорьева

Мария Григорьева

Родилась в 1983 году
"Мисс Овация-2000".

камилла 28.11.2009 - 12:58 :

Алла Зажаева

Алла Зажаева

В 2006 году окончила Екатеринбургский государственный театральный институт.

Виктория Иманова

Виктория Иманова

Родилась в 1983 году.
Окончила ГИТИС (2004).

Владимир Васильевич (Москва) 21.01.2012 - 11:13 :

В настоящий момент все киноработы с её участием у меня имеются.Хотелось бы увидеть свежую её фотографию, этой уже на сайте 5 лет. Все комментарии >>

Ольга Казакова (II)

Ольга Казакова (II)

Родилась в 1983 году.
В 2004 году окончила Ярославский государственный театральный институт (художественный руководитель курса – Сергей Филиппович Куценко).
Была актрисой Белгородского государственного академического драматического театра имени М.С.Щепкина.

Новиков Сергей (Уфа) 23.11.2020 - 07:28 :

Ирина Кислых

Ирина Кислых

Родилась в 1983 году в г. Белая Калитва Ростовской области.
В 2002 году окончила режиссерско-театральное отделение Ростовского училища культуры.
С 2003 года - актриса Елецкого драматического театра «Бенефис».
Руководитель Театральной студии «Браво» Елецкого филиала Российского государственного нового университета. Подробнее >>

Анна Малышева (III)

Анна Малышева (III)

Родилась в Ленинграде в 1983 году.
Начала петь в 6 лет. С отличием окончила Санкт-Петербургский музыкальный колледж им. М.П.Мусоргского по классу «эстрадный вокал».
В 2009 году окончила на ГИТИС-РАТИ, факультете эстрадного искусства.
Принимает участие в концертах и благотворительных акциях. Подробнее >>

Людмила Смирнова 20.10.2017 - 14:05 :

Вчера была на концерте " Осень романса". Очень понравилась Анна. А как спела романс " Паромщик" -выше всяческих похвал.Умница.Желаю творческих успехов. Все комментарии >>

Мария Мерзлякова

Мария Мерзлякова

Родилась в 1983 году.
В 2005 году окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства, мастерская Г. Козлова.
С 2005 по 2006 год - актриса Малого драматического театра (Санкт-Петербург).
С 2006 по 2007 год - актриса театра «Модернъ» (Москва).

Хельга В 17.06.2017 - 12:20 :

Аграфена Петровская

Аграфена Петровская

Родилась в 1983 году.
В 2007 году окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства.
С 2007 года была в труппе Санкт-Петербургского Большого драматического театра им. Товстоногова.
Живёт и работает в Москве.

Natalie-Karina (Рига) 25.08.2020 - 22:08 :

. Очень хорошо и Точно сказано.. Нина-Аграфена -- замечательная Женщина и актриса, и её Героини (именно так) - такие же Надёжные и верные. И как бы Космонавт не пытался скрыть, что ему нужна именно. Все комментарии >>

Елена Санина

Елена Санина

Родилась в 1983 году в Москве.
В 2008 году окончила Ярославский государственный театральный институт, актёрский факультет.
В 2010 году прошла стажировку в ЯГТИ (Московский филиал), в качестве педагога по актерскому мастерству и сценической речи.
В 2020 году прошла курс по сценической речи и ораторскому искусству по системе Кристин Линклейтер "Освобождение природного голоса. Подробнее >>

Виктория Шуварикова

Виктория Шуварикова

Родилась в 1983 году.
В 2015 году окончила театральный факультет Московского института телевидения и радиовещания Останкино (мастерская В.В.Глаголевой, О.Б.Фомина и Д.Дунаева).

1 января

Анна Сучкова

Анна Сучкова

Родилась 1 января 1983 года в Рязани.
В 2004 году окончила Нижегородское театральное училище.
С 2005 года - актриса Нижегородского академического театра драмы им. М.Горького.

Vichka vichka (Владивосток) 5.12.2013 - 14:55 :

. Приключение какашки написала 14летняя девочка с таим же именем. Все комментарии >>

5 января

Лилия Соловьева

Лилия Соловьева

Родилась 5 января 1983 года.
В 2006 году окончила Воронежскую государственную академию искусств (курс В.В.Тополаги).
В 2006-2008 гг. работала в Липецком драматическом театре.
С 2008 года - актриса театра "АпАРТе" (Москва).

6 января

Анастасия Шевякова

Анастасия Шевякова

Родилась 6 января 1983 года в Нижнем Тагиле Свердловской области.
В 2005 году окончила факультет информационных технологий и медиадизайна Университета культуры и искусств, а в 2011 - Международную школу дизайна по специальности "дизайн интерьера".

сергей сергеевич дядя (соликамск) 6.01.2013 - 18:14 :

с днем рождения. Все комментарии >>

9 января

Ирина Крутик

Ирина Крутик

Родилась 9 января 1983 года.
В 2009 году окончила ВГИК (мастерская В.А.Грамматикова).

Backspace (Лучший город Земли) 9.02.2019 - 23:13 :

голос обалденный, запоминающийся. один раз услышишь, потом в любой роли узнаешь. Все комментарии >>

Елена Мякишева

Елена Мякишева

Родилась 9 января 1983 года.
Артистка балета.
В 2001 году окончила хореографическое отделение Нижегородского театрального училища.
С 2000 года работает в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета имени А.С. Пушкина.

10 января

Эльмира Земскова

Эльмира Земскова

Родилась 10 января 1983 года в семье цирковых артистов.
Артистка цирка.
Работала в Германии, на туристическом лайнере в Средиземном море, сотрудничала с Цирком дю Солей.
С 1998 года - артистка Цирка на Цветном бульваре.

Анастасия Камм

Анастасия Камм

Родилась 10 января 1983 года.
Закончила Московское театральное училище (ВУЗ) им. Б.В.Щукина в 2004 году. Художественный руководитель курса - Е.В.Князев.
В 2004-2013 годах была актрисой Театра им. Рубена Симонова.
С 2016 года - педагог по сценическому движению и пластике театральной студии "АртЭко" (г. Подробнее >>

Лидия Сидорова (Москва) 17.01.2015 - 22:44 :

просто талантливая красивая сильная и умная Все комментарии >>

14 января

Вероника Айги

Вероника Айги

Родилась 14 января 1983 года.
Отец, Геннадий Николаевич Айги, - чувашский поэт и писатель, переводчик, Народный поэт Чувашии.
Брат, Алексей Айги, - композитор, скрипач и музыкальный деятель.
Несколько лет работала на Cтаром Арбате в сети сувенирных магазинов (продавцом, менеджером, администратором, директором). Подробнее >>

Шансонэ 25.04.2019 - 22:28 :

Симпатичная. Буду знать, как выглядит сестра талантливого композитора) Все комментарии >>

15 января

Анастасия Денисова

Анастасия Денисова

Родилась 15 января 1983 года.
Окончила балетное училище.
8 лет до поступления в Школу-студию МХАТ работала в цирке (РОСГОСЦИРК: выступления с хула-хупами, жонглирование, акробатика).
В 2004 году окончила Школу-студию МХАТ (курс Е. Каменьковича).
Сотрудничала с МХАТ им. Подробнее >>

Ирочка Д. (Обнинск) 10.07.2016 - 00:31 :

А почему нет в фильмографии ПЕТРОВКА, 38. КОМАНДА СЕМЕНОВА (2009)?Или считается, что там маленькая роль? Все комментарии >>

Анна Марлиони

Анна Марлиони

Родилась 15 января 1983 года в Челябинске.
В 2007 году окончила Ярославский государственный театральный институт.
В 2007-2008 гг. - актриса Королёвского драматического театра.
С 2013 года работала в Театральном центре им. Вс. Мейерхольда.
Актриса Независимого театрального проекта "Спектакли Ксении Зориной". Подробнее >>

Евгешик (Новороссийск) 22.01.2018 - 12:13 :

Какая же она бесячая и отвратная в " Ранетках". Ее Светочка меня просто бесила. Умственно неполноценная истеричная библиотекарша, охмуряющая физрука. Самый мерзкий персонаж в сериале после завуча. Все комментарии >>

Анастасия Панина

Анастасия Панина

Родилась 15 января 1983 года в городе Северо-Задонске Тульской области.
Российская актриса кино и театра
В 2007 году окончила Школу-студию МХАТ (курс Романа Козака, Дмитрия Брусникина).
Актриса театра имени А.С.Пушкина.
Кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике. Подробнее >>

Natalie-Karina (Рига) 27.09.2021 - 22:26 :

. Действительно - - интересная.. И удивительная Актриса.. Все комментарии >>

17 января

Яна Бушина

Яна Бушина

Родилась 17 января 1983 года.
В 2006 году окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (курс Г.М.Козлова).
С этого же года - актриса Санкт-Петербургского Театра юных зрителей имени А.А.Брянцева.

Елена Черникова (Тирасполь) 24.01.2014 - 23:51 :

18 января

Галина Пелевина

Галина Пелевина

Родилась 18 января 1983 год.

Окончила актерский факультет Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова.
С 2006 года - актриса Театра драмы Республики Карелия «Творческая мастерская».

Елена Ташаева

Елена Ташаева

Родилась 18 января 1983 года в Москве.
В 2006 году с отличием окончила Театральный институт им. Бориса Щукина (курс Ю.В.Шлыкова).
Работала в театре им. Евгения Вахтангова, с 2006 года — актриса театра Сатиры.

Петр Мамонов (Москва) 11.05.2018 - 23:45 :

Следующая загадка

Родилась 3 февраля 1983г.
В 2003г. окончила Школу-студию МХАТ (курс Д. Брусникина, Р. Козака).
С 2003г. - актриса МХТ им. А.П. Чехова.
Сотрудничает с Театром-студией п/р О. Табакова.

Action! 2014 (2014г., альманах, реж. Анна Меликян, Рената Литвинова и др.)

(в титрах: Анастасия Скорик-Розова) / кондуктор

Раскол

Раскол (2011г., сериал, реж. Николай Досталь)

(в титрах: А.Скорик) эпизодическая роль

Хиромант 2. Линии судеб

Хиромант 2. Линии судеб (2009г., сериал, реж. Ярослав Мочалов)

Конек-горбунок (2009г., тв-версия спектакля, реж. Евгений Писарев, Александр Смирнов)

Читайте также: