Свечение моря испокон веков оставалось одной из величайших загадок

Обновлено: 04.11.2024

Морякам и жителям прибрежных районов теплых морей хорошо известно явление свечения ночного моря. Обычно оно слабое, едва уловимое взглядом, поэтому голубые искры, вспыхивающие в волнах, кажутся обманом зрения. Но иногда в водах морей разыгрывается настоящее огненное представление, и море от горизонта до горизонта зажигается идущим из глубины призрачным сине-зеленым пламенем – то затухающим, то разгорающимся с новой силой. Гребни волн переливаются фосфорисцирующим блеском, напоминающим жидкий голубой огонь. И зрелище это завораживающе разнообразно, таинственно и непредсказуемо…

Свечение моря на протяжении веков оставалось одной из величайших загадок океана. Ученые пытались объяснить этот феномен и свечением содержащегося в воде фосфора, и электрическими разрядами, возникающими при трении молекул воды и соли, и тем, что ночной океан отдает поглощенную днем энергию Солнца. Ответ на загадку был найден в 1753 году, когда естествоиспытатель Беккер разглядел под увеличительным стеклом крохотные, величиной около 2 мм в диаметре, одноклеточные организмы, снующие в капле морской воды при помощи биения жгутика и отвечающие вспышками света на любое механическое или химическое раздражение. Светящиеся одноклеточные жгутиконосцы были названы ночесветками, но еще долгое время мало кто из ученых верил, что деятельность этих ничтожных созданий действительно способна вызвать явление столь грандиозного масштаба. Сейчас уже не подлежит сомнению тот факт, что свечение моря вызвано биологическими причинами, главной из которых является массовое размножение некоторых видов одноклеточных жгутиковых, составляющих значительную часть планктона Мирового океана.

Как выяснилось впоследствии, компоненты люциферин-люциферазового комплекса имеют чрезвычайно сложное химическое строение – свое у каждого вида светящихся организмов, – но в целом такая схема биолюминесценции широко распространена в живой природе, хотя и не является единственно возможной. Так, свечение глубоководных медуз происходит только за счет одного компонента – белка экварина, взаимодействующего с ионами кальция, и не требует присутствия кислорода воздуха.

Открытие ночесветок не явилось открытием явления биолюминесценции (живого свечения), как такового, а лишь расширило круг известных человеку существ, обладающих таинственной способностью светиться холодным призрачным светом. Однако первыми серьезными исследованиями, лежащими в основе этого явления, наука обязана любознательности и небрезгливости английского физика Роберта Бойля. Предание гласит, что однажды слуга, сервировавший ужин, пригласил его посмотреть на кусок протухшего мяса, испускавшего вместе с соответствующим запахом неяркий, но явственный свет. Забыв о предстоящей трапезе, Бойль приступил к изучению этого странного явления. Поставив серию экспериментов над светящимися испорченными продуктами и гнилушками, Бойль выяснил, что свечение данных объектов в безвоздушной среде прекращается, а следовательно, имеет вполне материальную природу, общую с химическим процессом окисления, хотя и не сопровождается выделением тепла. Но лишь два с лишним века спустя, в 1884 году, французскому ученому Рафаэлю Дюбуа удалось разделить жидкость, содержащуюся в светящихся органах жуков-светляков, на две фракции: жироподобное вещество и белок. Жироподобная фракция окислялась кислородом воздуха, но только в смеси с белком эта реакция сопровождалась выделением холодного видимого света. Дюбуа весьма удачно назвал жироподобное вещество люциферином, а белок-катализатор – люциферазой. И хотя от этих названий веет чертовщиной, они вместе с тем являются производными латинских слов lux – «свет» и ferre – «приносить». Люцифераза не только в десятки раз ускоряет скорость окисления люциферина, но и направляет протекание реакции таким образом, что энергия выделяется не в виде тепла, а в виде светового излучения.

Само название «биолюминесценция» буквально означает «слабое живое свечение». Однако человечеству пока остается лишь завидовать эффективности этого процесса, ведь коэффициент полезного действия живого свечения фантастически велик: он достигает 80—90%, в то время как самые экономичные лампы «дневного света» преобразуют в свет всего лишь 10—15% энергии, остальная же уходит в бесполезное тепло. Как выяснилось, в природе не существует светящихся растений, но есть светящиеся бактерии и грибы. Именно бактерии вызывают свечение испорченных рыбных и мясных продуктов, а также свечение загноившихся ран, на что обращал внимание еще Парацельс. Благодаря нитям грибницы сияют в темноте ничем не примечательные на дневном свету гнилушки.

В царстве животных биолюминесценция встречается в самых разных группах не связанных родством организмов. Причем если среди наземных животных способность к свечению является скорее исключением из правил, то среди морских животных она распространена чрезвычайно широко.

Абсолютными рекордсменами по числу светящихся видов среди беспозвоночных являются кишечнополостные (мягкие кораллы, морские перья, глубоководные медузы) и головоногие моллюски (кальмары и каракатицы), а среди хордовых – оболочники (сальпы и огнетелки), а также рыбы.

Зачем же нужна люминесценция живым существам? В большинстве случаев ответ на этот вопрос вполне очевиден. В глубинах Мирового океана, куда не проникают солнечные лучи и царит вечный мрак, нет фотосинтезирующих растений, а значит, мало пищи. Способность к люминесценции оказывается здесь как нельзя более кстати, ведь огонек, сияющий в морской бездне, привлекает и дезориентирует мелкую живность точно так же, как свет лампы – ночных бабочек. Поэтому и светятся медлительные медузы, оболочники, мелкие ракообразные и вовсе неподвижные мягкие кораллы, морские перья. А активные хищники стараются превзойти друг друга в оригинальности конструкции светящихся приманок.

У рыб, представителей семейства глубоководных удильщиков, видоизмененный первый луч спинного плавника смещен к переднему концу тела, превратившись в «удилище» (илиций), оканчивающееся кожистым мешочком (эской), заполненным светящейся слизью. У одних удильщиков илиции короткие, у других – похожи на гибкий бич, многократно превышающий длину тела. У удильщика лазиогната илиций напоминает телескопическую удочку, и рыба может изменять его длину, подманивая жертву все ближе к усеянной загнутыми зубами огромной пасти, а у удильщика галатеатаумы светящаяся приманка расположена прямо во рту. Удильщики могут искусно манипулировать интенсивностью свечения эски, сужая или расширяя кровеносные сосуды, снабжающие этот орган кислородом. У рыб-топориков светящиеся органы, фотофоры, разбросаны по всему телу, а два самых крупных из них, подковообразных, располагаются под глазами, освещая пространство на полметра вперед, что позволяет не только приманивать добычу, но и эффективно преследовать ее. При необходимости рыбы способны гасить свет этих мощных фар, надвигая на них специальную заслонку.

Но, пожалуй, наибольшего совершенства светящиеся органы достигли у глубоководных кальмаров, превратившись в осветительные приборы весьма сложной конструкции. Светящиеся клетки фотофора заполняют бокалообразное углубление, выстланное серебристой светоотражающей тканью и прикрытое сверху прозрачной линзой, фокусирующей световые лучи. Бокал окружен слоем заполненных черным пигментом клеток-хроматофоров, предохраняющих внутренние ткани животного от светового раздражения и играющих роль диафрагмы: если надо притушить или выключить свечение, хроматофоры мгновенно расширяются и закрывают линзу светонепроницаемой пленкой. У глубоководных кальмаров таксеум и батотаум фотофорами снабжены сидящие на подвижных стебельках глаза, а у кальмара каллитевтиса их устройство дополнено особым «зеркальцем», расположенным под углом к пучку исходящего света. Поворачивая «зеркальце», животное может менять направление светового луча. Кроме того, светящиеся органы кальмаров нередко снабжены фотофильтрами из клеток, содержащих желтые и красные пигменты. Фотофоры, искрящиеся всеми цветами радуги, усеивают тела головоногих моллюсков наподобие изысканных украшений из драгоценных камней, превращая этих странных созданий в одно из самых чудесных творений природы.

Биолюминесценция является и действенным средством защиты. Неожиданной яркой световой вспышкой можно напугать врага или отвлечь его внимание. У крохотной тихоокеанской двурогой каракатицы чочин-ика особый пузырек со светящейся жидкостью служит для привлечения добычи, но, подвергшись нападению, каракатица опорожняет его содержимое в воду и спасается бегством, оставляя на растерзание врагу медленно расплывающийся в воде светящийся фантом. К подобной же уловке прибегает в случае опасности и средиземноморский кальмар гетеротевтис. А некоторые многощетинковые черви оставляют в зубах хищника ярко светящийся задний конец, который со временем могут отрастить вновь.

Не менее важна роль биолюминесценции в поддержании связей между представителями одного вида.

Несколько видов мелких рыбешек, относящихся к семейству светящихся анчоусов, образуют огромные смешанные стаи, но безошибочно распознают в них представителей своего вида благодаря различию в расположении и ритме свечения огненных точек, усеивающих поверхность их тела. В этом случае свет великолепно заменяет яркую окраску покровов, неразличимую в темноте.

Весьма примечательно, что далеко не все животные, нашедшие биолюминесценции столь разнообразное применение, обладают способностью самостоятельно продуцировать светогенные вещества. Например, свечение каракатиц, оболочников, а также многих видов рыб происходит за счет люминесцирующих бактерий-симбионтов, содержащихся в специализированных тканях органов свечения, где они находят для себя особо благоприятные условия существования. Каждое новое поколение таких животных получает по наследству от материнских особей и порцию светящихся бактерий.

Возникает законный вопрос: а зачем в предельно рационально устроенном мире живой природы, где практически каждый признак проходит через жесткий контроль естественного отбора, нужна способность к свечению самим бактериям или, к примеру, нитям грибницы? Эта кажущаяся несообразность навела ученых на мысль, что биолюминесценция изначально возникла в природе как побочный результат каких-то действительно жизненно необходимых биохимических или физиологических процессов, протекающих в клетках и тканях. Согласно одной из гипотез, биолюминесценция, то есть выброс энергии в виде фотонов света, является простейшим способом защиты клеточных структур от избытка энергии, образующейся при окислении липидов. В клетках современных организмов этот процесс протекает многоступенчато, энергия высвобождается постепенно и запасается впрок в виде энергии фосфатных связей. Возможно, что на заре эволюции в примитивно устроенных клетках первых обитателей планеты такой защитный механизм еще отсутствовал и свечение служило своего рода предохранительным клапаном, сохранившимся до наших дней в виде атавистического, но не всегда бесполезного признака.

Согласно другой оригинальной гипотезе биолюминесценция возникла у организмов, населявших Землю в те далекие геологические эпохи, когда в атмосфере отсутствовал кислород (этот газ появился в больших количествах только с возникновением зеленых растений). Для анаэробных бактерий, сохранившихся до наших дней, кислород не только бесполезен, но и чрезвычайно токсичен. Возможно, в процессе эволюции часть анаэробных организмов приобрела способность связывать поступающий в клетку кислород и мгновенно высвобождать ненужную для метаболизма энергию окисления путем выброса фотонов света.

Живое свечение, несмотря на 250-летнюю историю изучения, хранит еще немало загадок. Но даже если представить себе, что все они будут разгаданы, светящиеся волны моря, огненный танец мириад светлячков под пологом ночного леса, кальмары и рыбы, проносящиеся в глубине, подобно огненным метеорам, все равно останутся одним из самых таинственных и прекрасных явлений живой природы на Земле.

«Мьянма? А где это? Не знаю такой страны… Ах, так это Бирма?! Ну, в Африке вообще много стран. А разве она не в Африке?»… Подобные вопросы перед поездкой нам приходилось слышать от вполне эрудированных людей. Для многих стало открытием, что Мьянма граничит с Таиландом, которого она больше по территории, и там живет около 50 миллионов человек. Несмотря на то что в соседнем Таиланде скоро пройти будет нельзя от российских граждан, Мьянма остается для нас совершенно неизвестной. А зря.

Строго говоря, страна называется Союз Мьянма, и это название оправдано – в государстве невероятное разнообразие народностей. Крупных «национальных рас» в Мьянме насчитывают восемь, среди которых доминируют бирманцы, составляющие 65% населения, но этнологи выделяют в ней более 100 народностей и национальных подгрупп. При этом группы эти весьма значительно различаются между собой.

Само название Мьянма на карте мира появилось относительно недавно – в 1989 году. Тогда же и большинство городов получили новые наименования, например столица Рангун стала называться Янгон. На самих мьянманцах эти изменения не отразились – на их языке они звучали так всегда, изменились лишь их английские транскрипции. Англичане, покорившие эту страну в XIX веке, называли ее Бирмой, вслед за самоназванием основной этнической группы – бирманцы. С точки зрения логики название Мьянма, возможно, более справедливо, так как не ассоциирует страну с одной этнической группой, но логика не всегда правит политикой. Нынешнее правительство, изменившее название страны, по мнению многих в мире, пришло к власти в результате военного переворота, и в англоговорящих странах Мьянму попрежнему называют Бирмой – из принципа, тем более что в течение 150 лет к этому названию уже привыкли, а новое мало кто знает. Диктатура военных по-прежнему правит Мьянмой. Деятельность лидера оппозиции До Аун Сан Су Чжи, многие годы проведшей под домашним арестом, получила широкую мировую известность, особенно после вручения ей Нобелевской премии мира.

Впрочем, в этой стране сами военные объясняют свои действия желанием сохранить целостность страны и необходимостью постепенности любых реформ. И здесь идеалом развития был выбран китайский вариант. Многие мьянманцы, даже негативно относящиеся к властям, повторяли одну и ту же фразу: «Плотину нельзя открывать сразу. Шквал воды все сметет на своем пути».

Следующая загадка

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Выражение «белая ворона» давно уже стало метафорой, которая означает резкое отличие того или иного человека от окружающих. Совершенно белых по окрасу особей можно увидеть в стае тёмных ворон, грачей или галок. «Белые вороны» время от времени встречаются среди многих видов животных. Такие особи получили название альбиносов.

Причина альбинизма заключается в том, что в организме не вырабатываются пигменты, известные под общим названием меланинов. Концентрация, соотношение и особенности взаимного расположения гранул разных меланинов в кожном покрове, шерсти, перьях, чешуе, когтях и создают всё великое разнообразие окраски животных.

Альбиносы принципиально отличаются от диких животных, одетых в белоснежные одежды, «полученные» ими от природы в результате естественного отбора. Полярные совы, белые чайки, белые медведи вовсе не альбиносы. В организме этих животных меланинов вырабатывается ровно столько, сколько необходимо для нормальной жизнедеятельности.

Необычный облик животных-альбиносов и ореол тайны, окутывающий их происхождение, породили немало мифов и легенд. Вспомнить хотя бы могучего белого быка, в образ которого согласно древнегреческим мифам перевоплощался Зевс, или белых слонов Таиланда, владеть которыми позволялось лишь особам королевской крови, или белую верблюдицу, унёсшую от врагов пророка Магомета, или Белого Коня прерий, повелевавшего, по верованиям западноамериканских индейцев, табунами мустангов. Герои всех этих легенд помимо сверхъестественных способностей наделены невиданными силой и выносливостью. Скорее всего, речь в них идёт о животных белого окраса или частичных альбиносах. Полные же альбиносы в большинстве своём отличаются пониженной жизнеспособностью и в природе безжалостно выбраковываются естественным отбором.

Лишённые маскирующей окраски и резко выделяющиеся среди своих сородичей, животные-альбиносы привлекают повышенное внимание хищников, становясь их жертвами в первую очередь, а вот хищники-альбиносы не могут незаметно подкрадываться к жертвам и добывать себе пропитание. (257 слов)

- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Среди многих видов животных встречаются альбиносы

2 - Причина альбинизма в том, что в организме не вырабатываются меланины, и в этом принципиальное отличие альбиносов

3 - Об альбиносах сложено немало мифов и легенд, в которых они наделяются уникальными свойствами

4 - Особая окраска определяет специфику жизни альбиносов

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(1) Как различны по возрастам впечатления прочитанного, слышанного и виденного!

(2) Я помню, как в детстве меня возили в цирк. (3) Сколько радости и удовольствия!

(4) В юности я тоже посещал его часто: меня тянули туда грация движений наездниц, смелость акробатов, торжество дрессировки животных венцом творения — человеком.

(5) Наступили более зрелые годы — я изредка и лишь случайно заходил в цирк.

(6) Теперь я не хожу туда вовсе. (7) Почему?

(8) Я помню, когда последний раз был я там, меня посетили очень странные мысли.

(9) На арену вывезли на колесах громадную железную клетку. (10) В ней быстро ходили взад и вперёд, издавая глухое рычание, потрясая гривами и сверкая глазами, три молодых африканских льва. (11) Они как будто рассуждали сами с собой, и мне казалось по разнообразному тону их рычания, что эти рассуждения были на разные темы.

(12) Один говорил:

(13) — Кто смеет приказывать мне? (14) Перед кем склоню я голову и на кого не выпущу когтей? (15) Я сломаю все запоры, я пробегу неизмеримые пространства и достигну моей далёкой родины — тихой пустыни. (16) Там, где газели, которыми я полакомлюсь, пьют у ручья, где и я утолю свою жажду, меня ждут, нежась на раскалённом песке, прекрасные молодые львицы с шелковистой шерстью, с глазами, горящими зелёным огнём. (17) Я испущу радостный крик любви, и на мой зов откликнется та, которая любит меня. (18) Мы пойдём с ней вдвоём по обширной пустыне, опаляемые солнцем, счастливые, свободные.

(19) Другой более резким тоном строил другие планы:

(20) — Кто думает подчинить меня? (21) Перед кем склонится моя гордая воля? (22) Сейчас схвачу я зубами решётку, замки и разгрызу их легче, чем ребёнок щёлкает орехи. (23) Но я не удалюсь в тишину и пустынный покой, а побегу в города, где мои собратья изнывают в неволе, где их осмеливаются выставлять напоказ для забавы. (24) Я разрушу все клетки и освобожу несчастных узников. (25) Нас будут десятки, сотни, тысячи, и только тогда, когда на всём земном шаре не будет ни одного льва в заключении, возвращусь я в родные страны, как подобает царю-победителю.

(26) Третий мечтал об ином:

(27) — Пусть не стараются поработить меня! (28)Одним ударом моей могучей лапы я сломаю вдребезги и дерево, и железо моей тюрьмы, всё превращу в щепки и в прах. (29) Я уйду в самую отдалённую страну, не известную ни людям, ни львам. (30) Там я буду жить один, созерцая вокруг себя лишь безграничные пространства: пустыню, море и небо — и, состарившись, умру в виду заходящего солнца.

(31) Так, казалось мне, думали эти три молодых льва, заключённые в клетке, стоявшей на арене, когда в быстро отворённой дверце появлялась укротительница. (32) В правой руке она держала небольшой бич, которого едва ли бы испугалась и маленькая собачка.

(33) Но как только они, эти три диких льва, её увидали, так перестали рычать и, поджав хвосты, сбились в кучу в противоположном углу клетки. (34) Под взмахами бича она заставила их прыгать через барьеры и в кольца.

(35) Тот, влюблённый в дикую львицу, лизал руки укротительницы. (36) Замышлявший освободить всех львов, укусил, подобно хорошо дрессированной собаке, одного из своих товарищей, замедлившего дать лапу, а мечтавший умереть, созерцая заходящее солнце, задрожал всем телом при холостом выстреле пистолета.

(37) Представление кончилось, и укротительница, выходя из клетки, бросила львам по куску мяса, а они, зажав его в лапы, стали пожирать, видимо довольные, с потухшим взором.

(38) Не то же ли бывает с людьми? (39) Эти три льва — не чудные ли мечты юности: страстной любви, жажды славы, возвышенных стремлений? (40) Но есть хочется. (41) Укротительница — это жизнь.

(42) Вот каковы были мои мысли — и я перестал ходить в цирк.

  1. Он уже перестал получать удовольствие от акробатов, гимнастов, дрессировщиков.
  2. В цирке он не смотрел представление, а думал о своём.
  3. Он проводил параллель между миром дрессированных животных и миром людей, и это вызывало у него грустные мысли.
  4. Он не любил дрессированных животных.
  1. идеалы
  2. фантазии
  3. сны
  4. принципы
  1. Кто думает подчинить меня? Перед кем склонится моя гордая воля?
  2. Теперь я не хожу туда вовсе. Почему?
  3. Как различны по возрастам впечатления прочитанного, слышанного и виденного!
  4. Я помню, когда последний раз был я там, меня посетили очень странные мысли.
  1. В слове НЕСЧАСТНЫХ (предложение 24) согласный звук [т] является непроизносимым.
  2. В слове НАПОКАЗ (предложение 23) последний звук — [з].
  3. В слове ТЮРЬМЫ (предложение 28) мягкость согласного [р’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  4. В слове БАРЬЕРЫ (предложение 34) звуков столько же, сколько букв.
  1. созерцая
  2. укротительницу
  3. отворённой
  4. впечатления
  1. испугалась
  2. откликнется
  3. обширной
  4. безграничные
  1. слышанного
  2. виденного
  3. отдаленную
  4. пустынный

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово УЗНИКОВ из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Выпишите из предложения 17—18 словосочетание, в котором слова соединяются способом примыкание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 10.

В4 Среди предложений 12—25 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Так,(1) казалось мне,(2) думали эти три молодых льва,(3) заключённые в клетке,(4) стоявшей на арене,(5) когда в быстро отворённой дверце появлялась укротительница.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 31.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Нас будут десятки,(1) сотни,(2) тысячи,(3) и только тогда,(4) когда на всём земном шаре не будет ни одного льва в заключении,(5) возвращусь я в родные страны, (6)как подобает царю-победителю.

В8 Среди предложений 1—8 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 20—30 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.

- - - Ответы - - -

А1-3; А2-1; АЗ-1; А4-2; А5-3; А6-1; А7-3.

Часть3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного российского филолога Григория Яковлевича Солганика: «Самое удивительное и распространённое среди изобразительно-выразительных средств — метафора, или скрытое сравнение».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Я. Солганика.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

Метафора — это изобразительно-выразительное средство, основанное на употреблении слов в переносном смысле. Метафорический перенос осуществляется на основании сходства предметов и явлений по форме, цвету, назначению. Метафора часто встречается в речи и служит для усиления её выразительности.

Примеры

Найти в тексте примеры метафорического переноса и показать, зачем автор применяет метафору, что он хочет передать, какую картину нарисовать.

Следующая загадка

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для прослушивания

Морякам и жителям прибрежных районов тёплых морей хорошо известно явление свечения ночного моря. Обычно оно слабое, едва уловимое взглядом, поэтому голубые искры, вспыхивающие в волнах, кажутся обманом зрения. Но иногда в водах морей разыгрывается настоящее огненное представление, и море от горизонта до горизонта зажигается идущим из глубины призрачным сине-зелёным пламенем — то затухающим, то разгорающимся с новой силой. Гребни волн переливаются необычным блеском, напоминающим жидкий голубой огонь. И зрелище это завораживающе разнообразно, таинственно и непредсказуемо.

Свечение моря на протяжении веков оставалось одной из величайших загадок океана. Учёные пытались объяснить этот феномен и свечением содержащегося в воде фосфора, и электрическими разрядами, возникающими при трении молекул воды и соли, и тем, что ночной океан отдаёт поглощённую днём энергию Солнца. Ответ на загадку был найден в 1753 году, когда естествоиспытатель Беккер разглядел под увеличительным стеклом крохотные, величиной около 2 мм в диаметре, одноклеточные организмы, снующие в капле морской воды при помощи биения жгутика и отвечающие вспышками света на любое механическое или химическое раздражение. Светящиеся одноклеточные жгутиконосцы были названы ночесветками, но ещё долгое время мало кто из учёных верил, что деятельность этих ничтожных созданий действительно способна вызвать явление столь грандиозного масштаба. Сейчас уже не подлежит сомнению тот факт, что свечение моря вызвано биологическими причинами, главной из которых является массовое размножение некоторых видов одноклеточных жгутиковых.

В царстве животных живое свечение встречается в самых разных группах не связанных родством организмов. Причём если среди наземных животных способность к свечению является скорее исключением из правил, то среди морских животных она распространена чрезвычайно широко. Абсолютными рекордсменами по числу светящихся видов среди беспозвоночных являются мягкие кораллы, морские перья, глубоководные медузы, кальмары и каракатицы. (262 слова)

- - - Информация о тексте для сжатого изложения - - -

1 - Морякам и жителям прибрежных районов тёплых морей хорошо известно удивительное явление свечения ночного моря

2 - Свечение моря на протяжении веков оставалось одной из величайших загадок океана, которую пытались разгадать учёные

3 - Свечение моря вызвано некоторыми видами одноклеточных жгутиковых

4 - В царстве животных живое свечение встречается в самых разных группах не связанных родством организмов

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

(I) Мало кто по-настоящему знал Рахманинова: он сближался с трудом, открывался немногим. (2) В первый момент он немного пугал: слишком много было в нём достоинства, слишком значительно, даже трагично, было его измождённое лицо с глазами, полуприкрытыми тяжёлыми веками. (3) Но проходило некоторое время, и становилось ясно, что суровая внешность совсем не соответствует его внутренним, душевным переживаниям, что он внимателен к людям, причём не только близким, но и к чужим, готов им помочь. (4) И делал это всегда незаметно, и о многих добрых делах Рахманинова никто никогда не знал.

(5) Да позволено мне будет нарушить слово, данное когда-то Сергею Васильевичу, и рассказать один эпизод, который я обещал ему хранить в секрете.

(6) Однажды в «Последних Новостях» я напечатал коротенькое воззвание — просьбу помочь молодой женщине, матери двух детей, попавшей в тяжёлое положение. (7) На следующий день пришёл от Рахманинова чек на 3000 франков, это были большие деньги по тогдашним парижским понятиям, они обеспечивали жизнь этой семьи на несколько месяцев. (8) Сергей Васильевич не знал имени женщины, которой помогает, и единственным условием он поставил мне, чтобы я об этом не сообщил в газете и чтобы никто, в особенности нуждавшаяся женщина, не узнал о его помощи.

(9) Он давал крупные пожертвования на инвалидов, на голодающих в России, посылал старым друзьям в Москву и в Петербург множество посылок, устраивал ежегодный концерт в Париже в пользу русских студентов. (10) И при этом Рахманинов, делавший всегда рекордные сборы, во всем мире собиравший переполненные аудитории, страшно волновался и перед каждым благотворительным концертом просил:

(11) — Надо что-то в газете написать. (12) А вдруг зал будет не полный?

(13) — Что вы, Сергей Васильевич?

(14) — Нет, всё может быть, все может быть. (15) Большая конкуренция!

(16) И этот человек, болезненно ненавидевший рекламу и всякую шумиху вокруг своего имени, скрывавшийся от фотографов и журналистов, вдруг с какой-то ребячьей жалостливостью однажды меня спросил:

(17) — Может быть, нужно интервью напечатать, как вы думаете?

(18) Как-то в начале 42 года, в самый разгар Второй мировой войны, «Новое Русское Слово» устроило кампанию по сбору пожертвований в пользу русских военнопленных, тысячами умиравших в Германии с голоду. (19) Нужно было распропагандировать сбор, привлечь к нему крупные имена, и я обратился к Рахманинову с просьбой написать несколько слов о том, что надо помочь русским военнопленным. (20)Что-бы Сергей Васильевич не боялся, что обращение может быть слишком коротким, я предложил напечатать его на первом месте, в рамке.

(21) У Рахманинова было большое чувство юмора, и письмо, которое он прислал мне в ответ, носит печать благодушной иронии:

(22) «Многоуважаемый господин Седых!

(23) Я должен отказаться от Вашего предложения: не люблю появляться в прессе, даже если моё выступление будет «в рамке, как подобает». (24) Да и что можно ответить на вопрос: «почему надо давать на русских пленных?» (25) Это то же самое, если спрашивать, почему надо питаться. (26) Кстати, сообщаю, что мною только что послано 200 посылок через Американский Красный Крест.

(27) С уважением к Вам С. Рахманинов».

  1. Он болезненно ненавидел рекламу и шум вокруг своего имени.
  2. Потому что так велели ему его религиозные убеждения.
  3. Потому, что боялся, что все другие люди начнут просить его о помощи.
  4. Он не любил журналистов.
  1. речь, выступление
  2. обещание
  3. единица речи, выражающая понятие
  4. мнение, вывод
  1. Как-то в начале 42 года, в самый разгар Второй мировой войны, «Новое Русское Слово» устроило кампанию по сбору пожертвований в пользу русских военнопленных, тысячами умиравших в Германии, с голоду.
  2. Нужно было распропагандировать сбор, привлечь к нему крупные имена.
  3. У Рахманинова было большое чувство юмора, и письмо, которое он прислал мне в ответ, носит печать благодушной иронии.
  4. Он давал крупные пожертвования на инвалидов, на голодающих в России, посылал старым друзьям в Москву и в Петербург множество посылок, устраивал ежегодный концерт в Париже в пользу русских студентов.
  1. В слове ЧУВСТВО (предложение 21) согласный звук [в] является непроизносимым.
  2. В слове ЮМОРА (предложение 21) первый звук — [й].
  3. В слове ПОМОЧЬ (предложение 3) мягкость согласного [ч’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
  4. В слове ПОЯВЛЯТЬСЯ (предложение 23) звуков меньше, чем букв.
  1. переживаниям
  2. обещал
  3. умиравших
  4. в секрете
  1. по сбору
  2. разгар
  3. обеспечивала
  4. распропагандировать
  1. измождённое
  2. болезненно
  3. военнопленных
  4. данное

Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово ВОЗЗВАНИЕ из предложения 6 стилистически ней тральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Выпишите из предложения 20 словосочетание, в котором слова со единяются способом примыкание.

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 12.

В4 Среди предложений 5—8 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Это то же самое,(1) если спрашивать,(2) почему надо питаться. Кстати,(3) сообщаю,(4) что мною только что послано 200 посылок через Американский Красный Крест.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 8. В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

У Рахманинова было большое чувство юмора,(1) и письмо,(2) которое он прислал мне в ответ,(3) носит печать благодушной иронии.

В8 Среди предложений 1—8 найдите сложноподчиненное предложение с определительной придаточной частью. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 21—27 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

- - - Ответы - - -

А1-1; А2-2; АЗ-2; А4-3; А5-3; А6-1; А7-4.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, помещённого в энциклопедии «Языкознание. Русский язык»: «Благодаря разнообразным синтаксическим связям нам удаётся проделать путь от хранящихся в нашей памяти слов к живому общению, к высказыванию и тексту. Основные вехи этого пути - словосочетания, предложения, сложные предложения. ».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами из названной энциклопедии.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

- - - Рекомендация для написания сочинения - - -

Смысл фразы

С помощью слов можно назвать предметы, признаки, действия, но нельзя выразить мысль. Это можно сделать только с помощью предложений, которые строятся по законам грамматики языка. Высказывания строятся следующим образом: из слов составляются словосочетания, из словосочетаний — предложения. Благодаря средствам грамматики, из двух или нескольких простых предложений можно построить сложное.

Примеры

Показать, что с помощью слов, которые автор употребил в одном из предложений, мысль не выразишь. Например, не будет ясности относительно того, когда происходит действие, единичный или множественный деятель совершает это действие. Мысль выражается только с помощью предложений, в которых все слова составляют словосочетания благодаря смысловой и грамматической связи.

Читайте также: