Существительные только в единственном числе загадки
Обновлено: 04.11.2024
Открытый урок в 6 классе на тему : "Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа" . Урок был проведен в игровой форме.
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_6_kl.docx | 17.7 КБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).
Разработки к урокам. в помощь учителю.
Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле.
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего родаДанная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное".
Загадки. Логические загадки с подвохомЗагадки. Логические загадки с подвохом.
методическая разработка урока по русскому языку "Загадки грамматического рода имен существительных"технологическая карта урока по ФГОС с применением технологии проблемного обучения.
Загадки, которые можно использовать при изучении темы "Имя существительное" в 6 классе.
Предварительный просмотр:
Государственное казённое образовательное учреждение Республики Мордовия «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Урок русского языка в
6 классе на тему:
«Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа»
Подготовила и провела: Никифорова С. И.
Цель: закрепить знания обучающихся о категории рода и числа имен существительных; познакомить с существительными, употребляемыми только в единственном или множественном числе, учить различать и выделять эти существительные среди других слов, знать их значение, уметь употреблять в речи; развивать память, внимание, мышление; прививать интерес к русскому языку.
1.Оргмомент (психологический настрой обучающихся)
Книжки, ручки и тетрадки.
Все на партах? Все в порядке?
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь удобнее – начнем скорей урок!
Проведем сегодня немножко необычный урок. Урок-конкурс. Все упражнения будут на пройденные правила, познакомимся с новой темой и закрепим ее. Я буду давать за каждый правильный ответ и выполненное задание жетон. У кого будет больше жетонов, тот и победит.
Назовите род имен существительных.
1. Поймай свое словечко.
Земля, солнце, небо, заяц, книга, река, окно, стол, карандаш.
Измени слова так, чтобы в каждом слове было два слога.
Измени так, чтобы в каждом слове был один слог.
- Какого числа существительные с одним слогом?
-Какого числа существительные с двумя слогами?
Вывод: имена существительные бывают в единственном и множественном числе.
Названия предметов записаны на карточках. Вы должны назвать их во множественном числе с цифрой 5.
5 яблок, 5 мест, 5 рек, 5 медалей, 5 учителей, 5 парт, 5 учителей, 5 учителей, 5 девочек, 5 мальчиков.
Конкурс «Объясняй - ка»
1. Наблюдение над упр.183, стр. 112.
Выписать в два столбика выделенные существительные.
Только ед.ч. Только мн.ч.
Можно ли поставить: а) существительные из первого столбика во множественном числе;
б) существительные из второго столбика в единственном числе.
Значит в первом столбике всегда существительные только единственного числа, а во втором столбике только множественного числа?
Какой можно сделать вывод?
Среди имен существительных есть такие, которые имеют форму только единственного числа или множественного числа.
2. Чтение правила на стр.111.
Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа.
Записаны слова с измененным порядком слогов. Какие эти слова?
Поставьте слоги на место.
Ль-па-то (пальто) хи-ду (духи)
Нка-ма (манка) ки-слив (сливки)
Но-пше (пшено) ма-ро-ка-ны (макароны)
Фир-ке (кефир) дри-ку (кудри)
- В каком числе употребляются имена существительные в первом столбике?
- В каком числе употребляются имена существительные во втором столбике?
Найдите лишнее слово.
сливки щипцы железо
молоко тиски золото
кефир плоскогубцы олово
жмурки пальто клещи
«Где гуляют окончания?»
Вставьте пропущенные окончания.
Простокваш…, печень…, очк…, сметан…, грабл…, масл…, домин…, горчиц…, сливк…, ножниц…, молок…
Спиши. Укажи число имен существительных.
Лимонад, шахматы, мед, консервы, масло, сливки, сметана, печенье, макароны, золото, духи, молоко, каникулы, простокваша, санки.
-Какая тема была на уроке?
- У кого больше жетонов?
Ребята, вы все молодцы. Хорошо справлялись с заданиями. А теперь оцените свое настроение и работу на уроке. Перед вами лежат солнышки и тучки. Кому было интересно на уроке и все было понятно поднимите солнышко, а кто скучал на уроке, кому было неинтересно – поднимите тучку.
Следующая загадка
2. Разминка
– Подскажите мне, пожалуйста, сколько вы знаете чисел имени существительного. Как они называются?
– Приведите пример имен существительных в единственном числе.
– Приведите пример имен существительных во множественном числе
– Спасибо, молодцы.
3. Основное содержание материала. Решение логически построенных грамматических задач
– Приготовимся к работе. Запишите в тетрадях число и классная работа. Я думаю, вы догадались, какая сегодня у нас тема урока. Правильно. Только не просто «Число имен существительных», а «Загадки единственного и множественного числа имени существительного». (Приложение. Слайд 1)
Задание первое
– Знаете ребята, я сегодня очень торопилась на урок и , конечно же, у меня случилась маленькая неприятность. В спешке я случайно перепутала все слова, а они должны быть записаны в отдельные столбики. Я бы и сама могла это сделать, да вот только не помню, что это за столбики, как они назывались.
– Может, вы догадаетесь? Ведь не зря же говорят: «Ум хорошо, а два лучше. Сто голов – сто умов».
– Слова перед вами. Внимание на экран. (Приложение. Слайд 2)
Сахар, шорты, санки, брюки, кино, люди, веселье, тишина..
– Кто будет готов, как всегда поднимает руку. Работаем в тетрадях на оценку.
– Давайте проверим, что же получилось у вас. Как озаглавили столбики?
– Первый столбик: сахар, кино, веселье, тишина, ребенок. Это слова, употребляемые только в единственном числе.
– Второй: санки, брюки, люди – слова, употребляемые только во множественном числе.
– Сверим наши ответы с доской. Внимание на экран. (Приложение. Слайд 3)
– Молодцы, прекрасно справились с этой задачей и помогли мне навести порядок.
Задание второе
– А теперь задание сложнее и интереснее. Попробуйте найти «лишнее» слово. Только помните: сегодня мы говорим о числе имен существительных. (Приложение. Слайд 4)
– Внимательно посмотрите на слова:
Работа, профессия, знание, трудолюбие.
– Время на раздумья у вас немного. Кто готов, как всегда поднимает руку.
– Давайте проверять, как решили эту головоломку. (Приложение. Слайд 5)
– Какое слово лишнее?
– Почему?
– Правильно, но разве может быть трудолюбие лишним?
– В каком значении употреблено слово «лишнее»? Правильно, в переносном. А можно ли сказать, что в прямом смысле трудолюбие лишнее слово?
– Конечно нельзя. Не даром столько пословиц и поговорок связано со словами «трудолюбие», « труд». Может кто-то вспомнит такую пословицу или поговорку?
– Молодцы. А теперь внимание на экран. (Приложение. Слайд 6)
Задание третье
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Делу время – потехе час.
- Труд человека кормит, а лень портит.
– Запишите последнее предложение в тетрадях. Постройте схему и расскажите о предложении. Выполним задание на доске.
Задание четвертое
– Если не хотите остаться голодными, придется поработать. Каждый труд у нас в почете. Давайте узнаем, насколько вы трудолюбивые помощники по хозяйству.
– Задание для мальчиков, но девочки тоже могут попробовать его выполнить.
– Внимание на экран. Вслух ничего говорить нельзя. Внимательно читайте задания. Кто запишет ответ в тетрадь, поднимает руку. (Приложение. Слайд 7)
– Правильный ответ. Смотрим на экран. (Приложение. Слайд 8)
Тиски, ножницы, кусачки, плоскогубцы, пассатижи – это рабочие инструменты.
– Что особенного увидели в этих словах? Молодцы, все эти слова употребляются только во множественном числе. А кто знает, почему?
– Потому что все эти инструменты состоят из двух деталей-половинок.
– Девочки, теперь задание для вас, а мальчики тоже попробуют его выполнить.
– Опять внимание на экран. (Приложение. Слайд 9)
– Правильный ответ. Смотрим на экран. (Приложение. Слайд 10)
Творог, сметана, молоко, ряженка – полезные молочные продукты.
– Что особенного заметили у этих слов. Правильно, они употребляются только в единственном числе.
Задание пятое
– Вы хорошо поработали. Молодцы. А по работе и награда. Поэтому можем и отдохнуть, только помните: делу время, а потехе час. Кто любит игры?
– Тогда узнайте названия народных коллективных игр. Но сначала скажите мне , что значит «народные» игры?
– А что значит «коллективные»?
– Конечно, речь сейчас пойдет о русских коллективных играх. Но не надейтесь, что игры – это легко. Готовы? Тогда внимание на экран. (Приложение. Слайды 11-18)
– Кто догадается, что это за игра, пишет название в тетради и поднимает руку.
– Проверяем свои ответы. Внимание на экран.
Запись в тетрадях:
Городки, жмурки, прятки, салки, догонялки, уголки, колдунчики, бабки, бирюльки , горелки.
– Что общего у всех этих слов? Да действительно, все они употребляются только во множественном числе. А почему, как вы думаете? Составьте предложение с этими существительными. Оно должно начинаться со слов: «Я знаю…»
Я знаю разные народные коллективные игры: городки, жмурки, прятки, салки, догонялки, уголки, колдунчики, бабки, бирюльки, горелки.
– Объясните знаки препинания в этом предложении. Составьте схему.
Задание шестое
– Прочитайте слова, записанные на доске:
лень доброта
вежливость трусость
грубость отзывчивость
внимательность доброжелательность
– Кто знает, что общего у этих имен существительных? Правильно они называют качества человека.
– Что общего у этих всех слов, если вспомнить тему урока? Действительно, они все употребляются только в единственном числе.
– Как вы думаете, а можно все-таки среди этих слов найти лишние? (Лень, грубость, трусость)
– А что это за качества человека? (Отрицательные). Вычеркните их.
– Составьте предложение с оставшимися именами существительными. Запишем его в тетрадях и на доске.
Вежливость, внимательность, доброта, отзывчивость, доброжелательность – это очень важные положительные качества человека.
4. Заключительное слово учителя. Подведение итога
– Молодцы, вы замечательно сегодня работали. Кто же догадался, а в чем же состоит загадка числа имени существительного?
– Правильно, одни слова могут употребляться только в единственном числе, другие – только во множественном, а большинство имен существительных имеют оба числа.
– Сегодня единственное и множественное число имени существительного помогло нам разобраться и с коллективными играми и с индивидуальным трудолюбием каждого.
– Спасибо за работу, урок окончен.
Следующая загадка
Материал для проведения викторины, недели русскаого языка и т.д.
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_sushch.docx | 15.59 КБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 5 классе по теме "Существительные, имеющие форму только единственного и только множественного числа"В конспекте представлены формы работы, способствующие усвоению обозначенной темы.
Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).
Урок русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа" является одним из уроков .
В презентации представлены задания к уроку.
изучение нового материала.
Конспект урока "Имена существительные, имеющие форму только единственного числа"Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦели урока:- развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей;- обобщение и расширение изученных ранее знаний о существител.
Следующая загадка
2. Со.нце воздух и влага (по)вышают ур.жайность.
а) Списать предложение.
б) Вставить пропущенные буквы.
в) Раскрыть скобки.
г) Объяснить орфограммы.
3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
а) Выпишите имена существительные в столбик: солнце, воздух, влага, урожайность.
б) Определите род и число: единственное число.
в) Можно ли от этих имён существительных образовать форму множественного числа?
- С помощью каких окончаний это можно сделать? (- Ы, -И; -А,-Я ).
г) - Какой можно сделать вывод? (Есть имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.)
д) Дать характеристику предложения:
1) (Что?) «солнце, воздух, влага» – это подлежащие, выраженные именами существительными.
2) О них (что говорится?), что они «повышают». Это сказуемое, выраженное глаголом.
3) «Повышают» (что?) урожайность. Это дополнение, выраженное именем существительным.
4) «Солнце», « воздух», «влага» - однородные подлежащие, так как они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Первое и второе подлежащие соединяются интонацией перечисления, они разделяются запятой, Второе и третье – соединяются союзом «и», который является одиночным, в этом случае запятая не ставится.
5) Предложение по интонации - повествовательное, по цели высказывания – невосклицательное.
6) Распространенное.
4. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Тема сегодняшнего нашего урока, дружно читаем на доске: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа». Будем учиться различать имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа от тех, которые имеют два числа. Стоят хорошие «погоды». Можно так сказать? Слово «погода» не имеет формы множественного числа. Могут быть и «затяжные дожди», проходить «сильные грозы», свирепствовать «сильные вьюги и метели», но «погода» - отличная, хорошая, переменная, плохая, отвратительная - все же останется «погодой», именем существительным в единственном числе.
5. РАБОТА С КНИГОЙ.
Стр.206, читаем правило.
На доске плакат, сделанный самостоятельно к этому уроку.
1. Вещественные: молоко, сметана, бензин, керосин, кефир.
2. Отвлеченные: любовь, дружба, краснота, доброта, строгость.
3. Собирательные: учительство , боярство, кулачество, листва.
4. Собственные: Кавказ, Урал, журнал «Крокодил», Электросталь.
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Я читаю текст, а вы выпишите имена существительные в два столбика: единственное число и множественное число.
Вы хотите испечь что- нибудь к ужину. Не у каждой хозяйки найдутся под рукой дрожжи. Испеките печенье. Сделайте это так. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте полстакана сметаны, чуть разбавленной кефиром. Добавьте соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавать надо к чаю, сливкам. Приятного аппетита!
В первый столбик выписать слова: печенье, сахар, сметана, кефир, сода, мука, тесто, шоколад, чай.
Во второй столбик - дрожжи, сливки.
– Какие ещё слова можно добавить в эти столбики?
7. НА ДОСКЕ слова. Выписать их в 3 столбика:
Ц.фра, заморо.ки, ш.пот, тьма, в.рота, будни, с.ребро, ш.рох, мрак, р.стение, ц.рк, т.мнота, праз.ник, (по)тёмки, злость.
– Каких слов в русском языке больше? (Те, которые имеют два числа).
– Каких грамматических признаков не имеют имена существительные, которые имеют форму только множественного числа? (Род, склонение).
– Что такое синонимы? Найди их в наших словах.
8. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА.
Подобрать к именам существительным антонимы. Они должны употребляться только в форме единственного числа.
– Что такое антонимы? На доске:
Сила-слабость
Правда – ложь
Богатство – бедность
Слезы - смех
Злость – доброта
белизна – чернота
беготня – ходьба
свет – тьма
9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (устно подобрать антонимы к именам существительным).
Оттепель – заморозки; праздник – будни; рассвет – потемки.
Придумать предложение с одним из слов.
10. ВСТАВИТЬ имена существттельные, которые употребляются только в форме единственного числа.
У…(природы) нет плохой …(погоды) . Каждая …(погода) … (благодать). Шура …(сено) ворошил, …(грабли) в …(сене) позабыл.
Под снегами спит … .Пусть …(пурга) в полях прядёт. … (Февраль) седой по дороге бредет. Пусть опять похолодало, а …( весна) все же придет.
Предварительный просмотр:
Загадки, которые можно использовать
при изучении темы «Имя существительное»
Имена существительные собственные
- Стоит Антошка на деревянной ножке,
Руки из палки, в руках мочалки. ( Пугало )
- Сидит Пахом на коне верхом,
Книжку читает, а грамоте не знает. ( Очки )
- Сидит Егорка в красной ермолке:
Кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт. ( Гриб )
- Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг друга не видят. ( Глаза )
Правописание падежных окончаний имён существительных в ед.ч и мн.ч. после ц
- На странице букваря тридцать три богатыря,
Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей. ( Алфавит )
- Золотое решето чёрных домиков полно.
Сколько чёрненьких домиков, столько беленьких жильцов. ( Подсолнух )
- Раскинулся на весь мир синий дедушкин бешмет, полны карманы червонцев, а счесть нельзя. ( Небо )
Правописание падежных окончаний имён существительных ед.ч.
- В поле родился, на заводе варился, на столе растворился. ( Сахар )
- Утка в море, хвост на заборе. ( Ковш )
- Сидит на ложке свесив ножки. ( Лапша)
- Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур подсчитать. ( Лапша)
- Живёт Ерошка подле большой дорожки. ( Гриб)
Читайте также: