Страна загадок денис изобретатель

Обновлено: 24.12.2024

25 %

Автор: Нестеренко Алла Александровна

Художник: Орлова Ирина

Издательство: Весь, 2020 г.

Серия: Теория решения изобретательских задач

Цена для всех

Ваша цена (-25%)

574 р.

ID товара: 750270

Оформление

Масса: 328 г

Размеры: 216x147x15 мм

Содержание

Рейтинг

Оценить (оценило: 6)

Аннотация к книге "Страна загадок. О развитии творческого мышления детей. ТРИЗ-ОТСМ"

Вы хотите вырастить своего ребенка самостоятельным и ответственным человеком, который не боится сложностей и умеет решать проблемы, сможет взять на себя инициативу и превратит свою жизнь в увлекательное приключение?
С помощью инструментов на базе ТРИЗ - теории решения изобретательских задач, описанных в книге, ребенок учится:
- полнее воспринимать и описывать окружающий мир;
- фантазировать и ставить мысленные эксперименты;
- выявлять и самостоятельно решать проблемы и в результате развивает мышление, воображение, речь.
.Книга предназначена для родителей, педагогов и всех, кто интересуется развитием творческого мышления на базе ТРИЗ, а также ОТСМ - общей теории сильного мышления. Для более наглядного восприятия материала книга снабжена веселыми иллюстрациями, которые непременно понравятся ребенку и сделают занятия еще интереснее.

1 акция по этому товару сегодня Осталось: 0 2 дня 0 2 часа 25 %

До 23:59 07 октября

Скидка 25% по акции «Скидка на самые полезные книги»

Иллюстрации к книге Алла Нестеренко - Страна загадок. О развитии творческого мышления детей. ТРИЗ-ОТСМ

Рецензии на книгу «Страна загадок. О развитии творческого мышления детей. ТРИЗ-ОТСМ»

  • Покупатели 2

Вы можете стать одним из первых, кто напишет рецензию на эту книгу, и получить бонус — до 15 рублей на баланс в Лабиринте! Или оставьте заявку, чтобы кто-то другой написал ее скорее.

Следующая загадка

Вы хотите вырастить своего ребенка самостоятельным и ответственным человеком, который не боится сложностей и умеет решать проблемы, сможет взять на себя инициативу и превратит свою жизнь в увлекательное приключение? С помощью инструментов на базе ТРИЗ – теории решения изобретательских задач, описанных в книге, ребенок учится: полнее воспринимать и описывать окружающий мир; фантазировать и ставить мысленные эксперименты; выявлять и самостоятельно решать проблемы и в результате развивает мышление, воображение, речь. Книга предназначена для родителей, педагогов и всех, кто интересуется развитием творческого мышления на базе ТРИЗ, а также ОТСМ – общей теории сильного мышления. Для более наглядного восприятия материала книга снабжена веселыми иллюстрациями, которые непременно понравятся ребенку и сделают занятия еще интереснее.

Оглавление

  • Предисловие
  • Часть первая. Ура! У нас проблемы!

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Страна загадок. О развитии творческого мышления детей. ТРИЗ-ОТСМ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Я писала эту книжку для родителей. Для тех, кто хочет вырастить детей самостоятельными, ответственными и инициативными. Кто не просто водит их по «правильным» кружкам и секциям, но и сам вкладывается в их жизнь — совместными делами, игрой, творчеством.

Книжка состоит из трех частей. В первой части рассказано о том, как научиться самому и научить ребенка не бояться проблем. Во второй — во что можно играть с детьми между делом. Третья часть предлагает изучить способы познания и изменения мира через загадки.

Я писала книжку для взрослых о детях. Чтобы научить чему-то ребенка, желательно уметь это самому. И многие взрослые говорят мне, что материал первой части помогает им разобраться с собственными проблемами. Что касается второй, «игровой», части, то как человек, которому приходится регулярно играть с детьми на занятиях, я точно знаю, что такие игры одинаково полезны и взрослым, и детям. Третья часть, «Страна загадок», вернет вас в детство и поможет по-новому взглянуть на мир. На мой взгляд, загадка — универсальный инструмент для развития мышления и воображения в любом возрасте.

Материал в этой книжке основан на теории решения изобретательских задач — ТРИЗ [1] . Благодаря инструментам ТРИЗ мы можем ясно сформулировать противоречие, оценить свое решение и даже научить этому детей 6–12 лет. Игры, которые приведены в этой книжке, придуманы мной и другими ТРИЗ-педагогами для подготовки детского мышления и воображения к работе с проблемами. Умение оценить ситуацию, представить идеальное решение, соединить несоединимые на первый взгляд требования, спрогнозировать последствия своих решений, найти скрытые свойства окружающих нас вещей и использовать их для решения проблемы — все это можно сформировать в игре у детей и у взрослых. Попробуйте!

Оглавление

  • Предисловие
  • Часть первая. Ура! У нас проблемы!

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Страна загадок. О развитии творческого мышления детей. ТРИЗ-ОТСМ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Примечания

Смотрите также

Новейшие приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Часть 1

Михаил Шустерман, 2015

Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов

Геннадий Иванов, 2014

Когда дети дома. Буквограмма научит читать. Игры и задания от 3 до 6 лет

Светлана Шишкова, 2020

Задачи для изучающих ТРИЗ

Е. Л. Пчелкина, 2018

Речь и мышление ребенка

Жанна Сио-Фашен, 2012

ТРИЗ-педагогика. Учим креативно мыслить

Анатолий Гин, 2016

Говори! Ты это можешь. Как развивать речь ребенка и учить его читать, особенно в «безнадежных» случаях

Ромена Августова, 2015

Сказки, обучающие эвристическим приёмам

Вячеслав Вячеславович Тигров, 2018

Родитель – лучший учитель! Как развивать креативное мышление школьника

Е. В. Новосёлов, 2019

Развитие речи в игре с детьми раннего возраста

Оксана Александровна Мальгина, 2017

Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка

Следующая загадка

Вы хотите вырастить своего ребенка самостоятельным и ответственным человеком, который не боится сложностей и умеет решать проблемы, сможет взять на себя инициативу и превратит свою жизнь в увлекательное приключение? С помощью инструментов на базе ТРИЗ – теории решения изобретательских задач, описанных в книге, ребенок учится: полнее воспринимать и описывать окружающий мир; фантазировать и ставить мысленные эксперименты; выявлять и самостоятельно решать проблемы и в результате развивает мышление, воображение, речь. Книга предназначена для родителей, педагогов и всех, кто интересуется развитием творческого мышления на базе ТРИЗ, а также ОТСМ – общей теории сильного мышления. Для более наглядного восприятия материала книга снабжена веселыми иллюстрациями, которые непременно понравятся ребенку и сделают занятия еще интереснее.

Оглавление

  • Предисловие
  • Часть первая. Ура! У нас проблемы!

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Страна загадок. О развитии творческого мышления детей. ТРИЗ-ОТСМ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Часть первая. Ура! У нас проблемы!

Занятие 1. Все начинается с желаний

Сколько раз за последнее время вам приходилось осваивать новую технику? А новые компьютерные программы?

Как часто люди, с которыми приходится общаться, кажутся вам странными, а их поведение непредсказуемым?

Сколько раз в жизни вы меняли работу и переучивались на ходу? А сколько раз отказывались от новых возможностей, потому что переучиваться, казалось, уже поздно?

Современный мир плохо предсказуем. Из того, чему нас учили в семье и школе, пригодилось далеко не все. Из того, что передали, воспитывая, многое оказалось просто вредным. Готовить к жизни в этом новом мире образование не научилось до сих пор. Понятно одно: в жизни наших детей будет гораздо больше нестандартных ситуаций, чем у нас, и все, что мы можем сделать для них, — это научить действовать в таких ситуациях, то есть обнаруживать и решать проблемы.

Двухлетний сын моей знакомой пришел из детского сада и на предложение мамы убрать игрушки, потому что в комнате беспорядок, уверенно заявил: «Это твоя плоблема!» Знакомая удивилась. Я, честно говоря, не очень.

Из особенностей менталитета, оставленных нам в наследство советским строем, главная — нежелание и боязнь брать на себя ответственность даже за собственные дела. Другими словами, наши люди ждут, что с их проблемами разберется кто-нибудь другой. Дети ведут себя аналогично.

Взрослый, конечно, не ведет себя намеренно так, чтобы его дети бегали от проблем, он просто живет, как умеет. Но страх перед проблемами, как вирус, передается от родителей детям, от учителя ученикам, от воспитателя воспитанникам. Инфантильность — одна из главных болезней нашего времени.

Бывают, впрочем, противоположные причины детской несостоятельности — когда рядом оказывается взрослый, привыкший решать проблемы за всех. Таких взрослых в нашей стране тоже немало, возможно, это обратная сторона медали: если вокруг все слабые и зависимые, должен же кто-то быть сильным и решительным. Чаще всего этим ответственным за всех лицом оказывается женщина: мама, бабушка, на худой конец — старшая сестра. Она решает все за всех, а остальные члены семьи с большим или меньшим энтузиазмом подчиняются этим решениям. Ребенок в их числе.

Так или иначе, но к тому моменту, когда ребенок оканчивает школу, мы со страхом обнаруживаем, что самостоятельно принять разумное решение наш «малыш» все еще не может. Живет сиюминутными бедами и радостями, плывет по течению, по-прежнему оставляя груз глобальных решений на наших плечах. Оно, конечно, приятно — всегда иметь в семье малыша, объект родительской любви и заботы. Только вот быть вечным малышом — такую ли долю хотели вы для своего ребенка? Не становится ли вам страшно при мысли, какие игрушки выберет себе ваш великовозрастный, но по-прежнему безответственный малыш?

Взгляните на окружающих вас людей, молодых и не очень, которые добились и продолжают добиваться результатов в учебе, на работе, в семье. Что отличает их от других, донимающих своих близких жалобами и плохим настроением, топящих проблему в водке или просто тихо бредущих по жизни с чувством неудачника? Главное отличие одно. Эти люди понимают: чтобы двигаться вперед, надо решать проблемы. Без новых решений нет новых возможностей. Для них несоответствие желаемого действительному — не повод для грусти, а повод для действий. Воспитайте такого человека, научите его воспринимать проблемы других людей близко к сердцу, и сам ребенок, и окружающие его люди скажут вам спасибо.

Вывод прост. Если ваш ребенок на любую трудность реагирует плачем, если любое, даже несущественное изменение привычной ситуации приводит его в растерянность, если он обращается к вам с вопросами, которые, как вам кажется, он в силах решить самостоятельно — словом, если он прячется от проблем или постоянно ищет, кто разберется с ними вместо него, вы серьезно рискуете вырастить человека, плохо приспособленного к жизни. Надо научить его радоваться проблемам и смело браться за их решение. И начинать нужно сегодня, сейчас. Если вы с этим согласны, давайте действовать.

Упражнение 1: «ХОЧУ УЛУЧШИТЬ — И МОГУ!»

Приучите и себя, и членов своей семьи задаваться вопросом, что можно улучшить, — и улучшать, обязательно улучшать, а не просто разговаривать, иначе эффект может быть обратным!

Если ребенок не проявляет активности, можно попробовать устроить соревнование — кто придумает больше «улучшений» — или просто отмечать каждое улучшение, например кружочком на листе бумаги, чтобы наглядно было видно, что удалось сделать. И хвалите, хвалите!

Здесь уже слышны голоса оппонентов: «Да-а-а, он будет придумывать всякую ерунду, а нам придется все это выполнять в педагогических целях! Это во что же наша жизнь превратится?!» Что ж, замечание разумное… Собственно, кто обещал, что будет легко? Мы не обещали! А если серьезно, то появление множества «улучшений», вредных для родительских нервов, — это просто этап на пути к укрощению проблем. Этот этап завершается, когда вы видите, что ребенок реагирует на минусы в окружающем его мире, старается их устранять и, что важно, ему нравится этим заниматься.

Все сказанное касается в первую очередь детей дошкольного и младшего школьного возраста, потому что я выполняла подобные упражнения именно с такими детьми. Когда мои ученики подросли (а я вела экспериментальный ТРИЗ-класс с первого по одиннадцатый, десять лет), у нас в классе уже были установлены негласные правила отношения к проблемам. Тем не менее, я предполагаю, что с подростками тоже можно начинать с простых улучшений, только в этом случае стоит, во-первых, открыто обсудить ситуацию и предложить поиграть в «Хочу улучшить…», а во-вторых, обратить более пристальное внимание на собственное поведение.

В нашем сегодняшнем разговоре «Хочу» — ключевое слово. И взрослые, и дети должны хотеть. Активная жизнь начинается с наших желаний. Пожелайте — и у вас все получится.

Занятие 2. Охотимся за минусом

Представим, что, выполняя рекомендации предыдущего занятия, вы добились успеха. Ваш ребенок с энтузиазмом берется улучшать окружающий мир. Что дальше?

Малыш увлечен своими идеями и порой не обращает внимания на минусы, которыми сопровождаются его изобретения. Ваша квартира приобрела весьма нелепый вид. У подоконника высится странная конструкция из табуреток (на нее, по мнению юного изобретателя, удобно влезать, чтобы поливать цветы), на ручку чайника туго намотано полотенце (чтобы никогда больше не было горячо), а на столе красуется горка новеньких лампочек (если настольная лампа перегорит, можно заменить ее, не отвлекаясь от дела). Вы с тоской взираете на плоды конструкторской мысли своего чада и ждете следующих новаций. Что дальше?

Напомним, это всего лишь этап в обучении тому, как обращаться с проблемами. И если дела обстоят примерно так, как описано выше, значит, пора переходить к следующему этапу, а именно формулировать и решать противоречие.

С противоречиями нам придется иметь дело не раз. В ТРИЗ противоречия формулируются в очень строгой форме, это помогает решать проблемы. Мы начнем с противоречия вида «Если… то (+), но (—)».

Приведем пример. Возможно, ручка у чайника действительно нагревается, это бывает. И, намотав на нее полотенце, вы предохраняете человека, наливающего закипевшую воду, от неприятных ощущений. Это плюс. Однако в этом решении есть и явные минусы. Если у вас газовая плита, вы рискуете попросту поджечь намотанную на ручку чайника ткань. Полотенце мешает наливать в чайник воду, оно быстро пачкается и вообще выглядит неэстетично. Словом, минусов хватает. Вы столкнулись с типичной ситуацией противоречия. В ТРИЗ такое противоречие называют техническим. И звучит оно так: «Если я применю известное мне простое решение, то получу такие-то плюсы, но при этом возникнут такие-то минусы. А если я не применю это решение (или сделаю нечто противоположное), тогда я не получу плюсов (в данном случае ручка чайника останется горячей), но и минусов тоже не будет».

С такими противоречивыми ситуациями мы сталкиваемся постоянно. Вот типичные родительские противоречия:

Если не ограничивать свободу ребенка,

то (+) он будет расти самостоятельным и, вероятно, научится справляться с проблемами,

но (—) он может навредить себе по неопытности, дома будет беспорядок, он не научится подчиняться старшим (а это бывает необходимо).

Наоборот, если строго регламентировать действия ребенка,

то (+) он будет в безопасности, дома будет порядок, он научится быть послушным,

но (—) он будет расти несамостоятельным и пасовать перед трудностями.

Если заставлять ребенка больше читать,

то (+) скорость чтения у него вырастет, ему будет легче учиться,

но (—) принуждение может отбить у него охоту к чтению на всю жизнь.

Если позволить ребенку пользоваться Интернетом,

то (+) он научится работать с информацией, узнает много нового,

но (—) есть вероятность, что он найдет ресурсы, которые вовсе не предназначены для детского восприятия.

Обратные утверждения для двух последних противоречий вы можете сформулировать самостоятельно.

Обратите внимание: плюсы и минусы тесно связаны между собой. Пытаясь усилить плюс, мы тем самым усиливаем минус. Чем больше свободы, тем больше самостоятельности, но больше и анархии. Чем дольше читает, тем выше скорость чтения, но тем сильнее раздражение, если читает принудительно, и т. д.

Упражнение 2: ОХОТА ЗА МИНУСОМ

Работаем с предложенной ребенком идеей. Соревнуемся, кто найдет самый серьезный, самый грозный минус. А потом вместе решаем, подходит нам такая идея или надо поискать что-нибудь другое. Обсуждайте и предлагайте свои варианты решений.

Мы пока действуем методом проб и ошибок, до инструментов решения проблем дело дойдет позднее. Важно научиться проблемы выявлять.

А чтобы вам было легко рассуждать в такой логике, потренируйтесь сами. Формулируйте противоречия «Если… то (+), но (—)».

Занятие 3. Противоречие — реши его!

На предыдущем занятии мы поступили не слишком гуманно, оставив читателя наедине с целой горой минусов. Что же с ними делать?

Честно говоря, мы надеемся, что продвинутый читатель без посторонней помощи поймет, как разобраться с несложными ситуациями, которые порождают бытовые противоречия. А пока вы ищете свои пути, обсудим очень важный вопрос, без которого мы просто не сможем двигаться дальше: как люди поступают в ситуации противоречия?

По мнению ТРИЗ-исследователя Ю. С. Мурашковского, есть три способа обращения с противоречием.

Способ первый, экстремистский. Описать его суть можно примерно так: «А чихали мы на этот минус! А не будем мы обращать на него внимания, будем игнорировать. Наше дело — добиваться плюса, а уж какой ценой — второй вопрос. Ну и что, что ребенку читать все меньше нравится? Зато научится, а там, глядишь, и полюбит».

Экстремистский способ обращения с противоречиями очень распространен в быту. Дети, как правило, идут именно этим путем: добиваются своих плюсов, а на минусы закрывают глаза.

Взрослые, так же как и дети, часто кидаются в крайности. У одних дома царит анархия, у других домострой. Одни заставляют чадо читать вслух по три часа в день, другие предпочитают вообще ничего такого ребенку не навязывать, чтобы не отбивать вкус к учебе. Одни отключают Интернет, у других дети ненароком посещают порносайты.

Но вернемся к противоречию. Что происходит, когда мы пытаемся усилить плюс, игнорируя минус? Минус тоже начинает расти. Достаточно включить воображение, чтобы представить, что может сделать с ситуацией и ее участниками растущий минус. Думаю, вы согласитесь: экстремистский путь («сделаем так, чтобы увеличился плюс, не обращая внимания на растущий при этом минус») — не наш. Однако бывают случаи, когда люди не находят другой возможности и вынуждены идти этим путем. По выборам, которые делают они в этих случаях, мы судим об их характере — или, пафосно выражаясь, об их нравственном облике. Но это совсем другая история.

Способ второй, компромиссный. На сегодня это, пожалуй, наиболее распространенный способ обращения с противоречиями. В народе он известен под названием «золотая середина». Этот путь используют разумные учителя и родители, когда требуется надавить на ребенка, принудить его к чему-то. Давят. Но не слишком сильно, а умеренно. Заставляют делать уроки, но без фанатизма, не до двух часов ночи. Если что-то не дается, позволяют отступиться, отдохнуть, отложить дела на завтра или просто недоделать.

Следующая загадка

Перед вами книга, предназначенная для пробуждения и развития изобретательских способностей (прежде всего – образного и системного мышления) у детей младшего и среднего школьного возраста. Хотите узнать, как: помочь вороне, у которой белки разрушили гнездо; выгнать мышей из дома (так, чтобы ни одна мышь не пострадала); поймать улетевший воздушный шарик; заставить окно само закрыться, когда начнется дождь? Вы сможете сами ответить на эти и многие другие вопросы, поупражнявшись в решении изобретательских задач. Вместе с главным героем книги, пятиклассником Денисом, вы научитесь в любой самой обычной житейской ситуации видеть множество возможностей для творчества. Проверьте свои изобретательские способности прямо сейчас! Ответьте на вопрос – что можно сделать из: ● пустой полиэтиленовой бутылки; ● спичечной коробки; ● карандаша; ● футбольной камеры; ● тюбика помады?

Оглавление

  • Об авторе
  • От издательства
  • Отзывы о книге специалистов по ТРИЗ
  • От автора. О чем эта книга и как ее читать
  • Глава 1. Самая полезная вещь

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Самая полезная вещь

Наступило лето. Занятия в школе закончились, и Денис со своими друзьями весь день играл на улице. Однажды он попросил родителей, чтобы они разрешили ему сходить в соседнюю деревню, где жил дядя Ваня, и пожить у него несколько дней. Родители разрешили. Все-таки Денис уже закончил четвертый класс, перешел в пятый и чувствовал себя совсем взрослым.

Встав рано утром, Денис аккуратно уложил в рюкзак новенький котелок, блестящий как зеркало, другие нужные в дороге вещи и вышел из дома. Дорога предстояла дальняя, но Денис хорошо ее знал, так как уже был несколько раз у дяди Вани. Он шел по тропинке вдоль ручья и с удовольствием слушал, как лесные птицы, перелетая с дерево на дерево, пели свои утренние песни. Вот испуганный зайчишка перебежал дорогу и затаился в кустах. Денис хлопнул в ладоши и рассмеялся, наблюдая, как заяц испуганно подпрыгнул и стремительно убежал вглубь леса. И тут внимание Дениса было привлечено каким-то предметом, который лежал в траве недалеко от тропинки. Подойдя ближе, он увидел, что это обыкновенный походный котелок, который обычно носят с собой туристы.

«Наверное, кто-то выбросил его, потому что он совсем старый», — подумал Денис. И хотя у него в рюкзаке был свой новенький и блестящий котелок, он подобрал и этот — в надежде, что в хозяйстве дяди Вани он пригодится.

Была пройдена уже половина пути, когда Денис почувствовал, что с высокого кедра на голову ему упала шишка. Он взглянул наверх и увидел белку, которая ловко срывала шишки, быстро их шелушила и бросала вниз.

Чтобы еще раз не получить удар шишкой, Денис быстро надел найденный котелок на голову.

И вовремя. Следующая шишка, потом еще одна, звонко стукнули в котелок. Денис рассмеялся и отбежал в сторону. Он понял, что белка играет с ним и потому бросается шишками.

На соседнем дереве он заметил Ворону, которая крутилась возле своего гнезда и беспокойно каркала.

— Что ты так раскричалась, Ворона? — спросил Денис.

— Гнездо! Мое гнездо! Его опять кто-то поломал! — ответила Ворона.

— Я уже третий раз делаю его заново, а эти противные белки постоянно забираются в него и ломают. Что мне делать?

— Успокойся, Ворона, — сказал Денис. — Я дам тебе самое крепкое в мире гнездо, его никто не сможет поломать.

— Разве ты умеешь делать гнезда? — недоверчиво спросила птица.

— Нет, делать гнезда я не умею, но у меня есть то, что тебе надо.

Сказав это, Денис снял с головы котелок и протянул его Вороне.

— Бери его, повесь на ветке, и он будет твоим новым гнездом, его никто не сможет поломать.

Что хочет сделать Денис?

(Возьми карандаш и напиши на бумаге)

Ворона схватила обеими лапками котелок и поднялась с ним на верхушку дерева. Там она повесила его на ветку, набросала в него сухой травы и улеглась.

— Спасибо тебе, Денис! — закричала она с дерева. — Мое гнездо действительно очень удобное и крепкое!

Денис помахал Вороне рукой и пошел дальше.

— А куда ты идешь? — поинтересовалась Ворона.

— В деревню к дяде Ване, — ответил Денис.

— Ты ведь еще маленький и можешь заблудиться в лесу, а мне сверху все видно, я буду помогать тебе идти правильно.

— Хорошо, если хочешь, лети рядом, — согласился Денис.

Ворона слетела с дерева, сделала несколько кругов над Денисом и вдруг полетела обратно.

— Я боюсь бросать свое новое гнездо, — сказала она. — Пока я буду с тобой гулять, его может кто-нибудь утащить, ведь такого крепкого гнезда ни у кого больше нет!

Денис ушел уже достаточно далеко, а Ворона все продолжала бегать возле своего нового гнезда и горестно переживать. Ей очень хотелось быть с Денисом, но нельзя было оставить без присмотра свое новое жилище. Она измучилась от своих противоречивых желаний, и, наконец, тяжело вздохнув, сказала:

— Ладно, если я не могу быть с гнездом рядом, то пусть оно будет со мной!

С этими словами она схватила лапами котелок и полетела вместе с ним догонять Дениса.

Ворона летела низко над землей, а в ее лапах тихо позванивал котелок. Все птицы и звери останавливались и с любопытством смотрели, как по небу летит котелок и машет крыльями.

Ворона уже почти догнала Дениса, который шел вдоль ручья, но ее лапы так устали, что она не могла больше держать котелок и отпустила его. Котелок, кувыркаясь в воздухе, гулко шлепнулся в воду и, покачиваясь на волнах, поплыл по ручью.

— Ой! Ой! Я потеряла свой дом, помогите!

Этот крик услышал Денис и, смеясь, сказал Вороне:

— Да, ты потеряла дом, но зато приобрела лодку. Садись в котелок, и он повезет тебя по ручью до самой деревни. В котелке ты отдохнешь и потом сможешь снова лететь вместе с ним.

Ворона немного подумала и уселась в котелок. Сначала ей было страшно, но затем она успокоилась и даже подняла крылья, чтобы ветер дул в них как в паруса. Котелок вместе с Вороной стремительно плыл посередине ручья, а Денис бежал рядом по берегу.

Вороне очень понравилось плыть в котелке и она, окончательно осмелев, громко запела песню: «По морям, по волнам, нынче здесь, завтра там…»

Но тут на середине ручья оказался большой камень, и котелок с размаху ударился об него. Ворона вылетела из котелка и, отчаянно захлопав крыльями по воде, истошно закричала:

— Карр, карр, карраблекррушение! Помогите!

Денис быстро подбежал к Вороне и помог ей выбраться на берег, при этом он успел поймать и котелок.

— Ты зачем меня посадил в этот котелок? — ворчала Ворона. — Я теперь как мокрая курица, вся в песке и грязная, все будут смеяться надо мной. Где я в этой глуши найду зеркало, чтобы привести себя в порядок?

— Не беспокойся, — ответил Денис. — На солнце ты скоро обсохнешь, а зеркало я тебе сейчас сделаю.

С этими словами он взял котелок и стал мелким песком с травой натирать его бока. Через некоторое время котелок заблестел, как зеркало, и Денис подал его Вороне. Она уже успела обсохнуть и, поправив перышки, взглянула на свое отражение в зеркальной поверхности котелка.

— Ах, я теперь снова красивая! — сказала Ворона и залюбовалась собой. — Я даже танцевать захотела, как жалко, что нет музыки!

— Будет тебе музыка, — сказал Денис и взял в руки две палочки.

Двумя палочками Денис стал так умело стучать по днищу и бокам котелка, что над всем лесом понеслась веселая ритмичная мелодия.

Ворона не удержалась и пустилась в пляс.

На звуки веселой музыки вышли из леса все, кто там жил — заяц, белка, ежик, бурундук и даже старый хромой волк. Все они организовали хоровод, который плясал и кружился вокруг Дениса. Больше всех старался хромой волк — он так подпрыгивал и бегал, что его шерсть клочьями оставалась на кустах.

Наконец Денис перестал играть на котелке. Он поднес котелок к уху и прислушался.

— Надо всем идти по своим домам, потому что скоро пойдет дождь, — сказал Денис. — Я слышу звуки далекого грома, он уже приближается к нам.

— А я ничего не слышу, — ответила Ворона. — Ты, Денис, наверное, ошибаешься.

— Я помогу тебе услышать эти звуки.

Денис поднес к уху Вороны котелок, и та удивленно вскрикнула.

— Теперь и я слышу звуки грома! Почему с котелком слышно, а без котелка нет?

— Потому что котелок работает как звукоулавливатель, — объяснил Денис. — У зайца большие уши для того, чтобы лучше улавливать звуки. Вот и котелок сейчас, как большие заячьи уши, помогает тебе ловить звуки. Теперь ты согласна с тем, что нам нужно спешить, чтобы до наступления дождя дойти до дома дяди Вани?

Оставшуюся часть пути Денис шел очень быстро, и Ворона еле-еле за ним поспевала.

Махая крыльями, она думала: «Денис хороший и добрый мальчик, но он еще маленький и пока не вырос, ему нужна будет моя помощь. Поэтому я, как самая мудрая и опытная Ворона, должна быть всегда рядом с ним, воспитывать его и оберегать от ошибок».

С этими мыслями она подлетела к дому дяди Вани, стукнула клювом в окно и уселась на крышу. Дядя Ваня, услышав стук, вышел на крыльцо и увидел Дениса. Он очень обрадовался, крепко обнял мальчика и поцеловал его. Они немного поговорили об общих семейных делах, а потом дядя Ваня сказал:

— Пока не начался дождь, мне нужно успеть покормить кур, а то при дожде они убегут в свой сарай, а там темно и в корыте они не увидят корм. Кстати, я вижу, у тебя есть старый котелок. Если он тебе не нужен, дай мне его, в нем я и вынесу зерно курам.

— Вообще-то он не мой, — ответил Денис. — Я нашел его в лесу и подарил Вороне, теперь он ее.

— Ладно уж, — сказала Ворона, — мне не жалко, берите.

Дядя Ваня насыпал зерно в котелок и поставил его посередине двора. Куриный народ с громким кудахтаньем подбежал к котелку с зерном и окружил его со всех сторон. Хотя кур было немного, каждая из них норовила оттолкнуть остальных и запрыгнуть прямо в котелок. В результате котелок перевернулся, и зерно рассыпалось по земле.

— Ах вы глупые куры! — воскликнул дядя Ваня. — Всем хватит зерна. Зачем вы переворачиваете котелок?

Но куры не слушали его, они усиленно разгребали землю ногами и еще больше раскидывали зерно по всему двору.

Видя, что зерно больше закапывается в землю, чем поедается курами, Денис сказал:

— Дядя Ваня, давайте сделаем так, чтобы котелок сам понемногу выдавал курам зерно и не давал им втаптывать его в землю.

— Разве это возможно? — удивился дядя Ваня.

— Конечно, возможно! Нужно, чтобы котелок защищал своим корпусом всю кучку зерна, а маленькую часть оставлял открытой. Вот эту маленькую кучку они и будут склевывать.

Денис сделал так: он собрал в одну кучку зерно и накрыл его котелком. При этом под котелок положил два камушка — так, чтобы был небольшой зазор. В этот зазор зерно выходило наружу, и куры его склевывали. По мере съедания зерно продолжало поступать в зазор между котелком и землей.

Когда куры наелись, дядя Ваня удовлетворенно сказал:

— Порядок! И куры сыты, и ни одного зернышка не потеряно. Молодец, Денис! Хорошую придумал из котелка автоматическую кормушку. Я теперь все время буду так кормить кур.

Стало смеркаться. Солнце уже совсем опустилось за горы, и темнота мягко обступила дом и двор, где сидел дядя Ваня и что-то делал.

— Дядя Ваня, — сказал Денис, — уже совсем темно, идите домой.

— Не могу я сейчас идти домой. Я должен закончить плести корзину, которую обещал сделать для наших соседей. Завтра они придут ко мне, а корзина не готова. Я посижу еще немного и попытаюсь доделать ее.

— Но ведь вам же плохо видно! Надо хоть фонарик включить.

— Не работает фонарик, я для него батарейки забыл купить. Ты лучше принеси из дома свечку, я ее зажгу и тогда быстрее закончу работу.

Денис принес свечку и зажег ее. Слабый неровный свет осветил двор, но этого света было явно недостаточно. Дядя Ваня с трудом выбирал из кучи ивовых прутиков нужный и почти на ощупь вплетал его в каркас корзины. Он очень боялся, что корзина может получиться некрасивой, и завтра ему будет стыдно отдавать ее соседям. Заносить домой всю кучу ивовых прутьев, чтобы работать при свете, ему не хотелось.

— Денис, принеси, пожалуйста, еще одну свечку, — попросил он.

— А в доме больше нет свечек, я все обыскал, — ответил Денис.

Дядя Ваня тяжело вздохнул и ниже опустил голову, чтобы лучше видеть результаты своей работы.

— А давайте я сделаю вам свет в два раза сильнее, — вдруг предложил Денис.

— Как это? — удивился дядя Ваня.

— Денис, ты, наверное, хочешь разрезать свечку на две части и каждую из них зажечь? Тогда действительно света будет в два раза больше. Я тоже думал об этом, но нельзя так делать, потому что свечка уже маленькая. Если ее разделить на две половинки и зажечь каждую, они сгорят в два раза быстрее, и я не успею закончить работу.

— Нет, нет! Я не буду делить свечку, пусть она останется одна, но света для вас все равно будет больше. Для этого можно использовать котелок.

— Смотрите, — продолжал Денис, — свечка горит, и свет от нее идет во все стороны равномерно — туда, где вы сидите, и туда, где вас нет. А зачем он там, где вас нет? С помощью котелка можно повернуть этот свет в вашу сторону, и тогда вам станет в два раза светлее.

— Молодец, Денис! Ты просто умница. И как это я сам раньше не догадался? Давай-ка быстренько сделаем это.

Они установили котелок рядом со свечой и направили его блестящую внутреннюю поверхность на рабочее место дяди Вани. Теперь это место освещалось не только свечой, но и отраженным светом из котелка.

Стало значительно светлее, и дядя Ваня смог быстро закончить плетение корзины.

Денис тоже подсчитал, сколько разных дел котелок помог ему выполнить и, смеясь, сказал:

— Котелок — самая полезная вещь на свете!

Но дядя Ваня мягко возразил ему:

— Самая полезная на свете вещь не котелок, а голова, которая умеет творчески мыслить и решать задачи. Если человек творческий, он в любом предмете увидит не одно, а много различных свойств, которые использует в своих изобретениях.

Мы хотим обратить внимание читателей на то, что мир бесконечно разнообразен, любой предмет имеет многие свойства. Это так называемые ресурсы. Они есть в каждом предмете и в каждом элементе. Увидеть их и использовать — задача каждого изобретателя. Много таких примеров вы найдете в этой книге.

И еще: в конце каждой главы вам будет предложено самостоятельно решить несколько творческих задач. Мы верим, что у вас все получится. Решения всех задач имеются в конце книги, но туда заглядывать лучше после того, как вы найдете свое решение. Успехов вам!

Задачи от Дениса

Задача № 1. Как сделать весы из котелка

Снова взгляните на котелок. Из него можно сделать весы. Не верите? А вот попробуйте сами придумать устройство для взвешивания, используя только котелок и воду. У вас обязательно получится!

Это решение и последующие вы можете сверить с теми решениями, которые приведены в конце книги в главе 15.

Задача № 2. Как сделать часы из котелка

Из котелка еще можно сделать часы, точнее, инструмент для измерения отрезков времени. Для его изготовления вам опять понадобится котелок и вода. Как это сделать?

Задача № 3. Как сделать необычное из обычного

Пожалуйста, не думайте, что только из котелка можно делать интересные вещи. Взгляните на любой предмет, и вы найдете в нем массу новых возможностей. Этим и отличается изобретательское мышление от мышления обычного.

Читайте также: