Спокойной ночи малыши загадки
Обновлено: 04.11.2024
За 55 лет своего существования эта программа стала одним из самых успешных проектов в истории телевидения и завоевала огромную популярность и у детей, и у взрослых. Но как это ни удивительно, в эпоху СССР даже в передаче для детей цензоры умудрялись разглядеть «политические диверсии»! Почему «Спокойной ночи, малыши!» чуть не попали под запрет, за что требовали убрать из программы Хрюшу, и кто хотел выпустить книгу «20 лет под юбкой тети Вали» – далее в обзоре.
Все началось в 1963 г., когда главный редактор программ для детей и юношества Валентина Федорова увидела в ГДР детский мультипликационный сериал о приключениях песочного человечка. Тогда у нее родилась идея создать и в СССР вечернюю программу для детей. Первый выпуск маленькие зрители увидели 1 сентября 1964 г. Тогда же появилась песня «Спят усталые игрушки», которую сначала исполнял Олег Анофриев, а затем – Валентина Толкунова.
На первой черно-белой заставке передачи были изображены часы с двигающимися стрелками. Мультипликационная цветная заставка с пластилиновыми персонажами была создана Александром Татарским в 1980-х гг. В 1999 г. ее сменила заставка с зайцем с часами в руке.
Он почему-то так ужасал детей, что многие из них плакали, когда начиналась передача. Это вызвало шквал гневных писем родителей, и прежнюю заставку вернули.
Вариантов названия передачи было несколько: «Сказка на ночь», «Вечерняя сказка», «В гостях у волшебного человечка Тик-Так», и только накануне первого эфира остановились на «Спокойной ночи, малыши!» Сами актеры называли ее между собой «Спокушками». Сначала программа состояла из картинок с закадровым тестом, потом их сменили кукольные спектакли и небольшие пьесы, роли в которых исполняли актеры МХАТа и Театра сатиры. Первыми кукольными персонажами стали Шустрик и Мямлик, Буратино, заяц Тепа.
Ни один из первых героев не задержался надолго, пока в 1968 г. не появился пес Филя – один из постоянных персонажей и долгожителей передачи. Его озвучивал актер Григорий Толчинский. Спустя годы он шутил: « Вот уйду на пенсию – издам книгу «Двадцать лет под юбкой тети Вали ». Вот только такое название было бы неточным. Дело в том, что женщинам-дикторам запрещали носить юбки, чтобы не смущать мужчин-актеров, управляющих куклами из-под стола. А вот трогать ведущую за ноги можно было официально! Когда ей нужно было вступать в беседу, ей стучали по ноге, а когда ее поглаживали по колену – это был сигнал того, что передачу пора заканчивать.
В начале 1970-х гг. к Филе присоединились Хрюша и Степашка. Первый до 2002 г. говорил голосом актрисы Натальи Державиной, а второй – Натальи Голубенцевой. Артистка за долгие годы настолько сжилась со своим персонажем, что начала и в реальной жизни иногда говорить его голосом – например, когда нужно было разжалобить сотрудников ГАИ. А в свое удостоверение заслуженной артистки Голубенцева вклеила фото, на котором она запечатлена вместе со Степашкой. Последней в этой компании в 1979 г. появилась единственная девочка Каркуша, голос и характер которой подарила актриса Гертруда Суфимова. Когда в 1998 г. ее не стало, Каркушу «удочерила» актриса Галина Марченко.
За 55 лет в передаче сменилось несколько ведущих: Валентина Леонтьева (тетя Валя), Владимир Ухин (дядя Володя), Татьяна Судец (тетя Таня), Татьяна Веденеева (еще одна тетя Таня), Юрий Григорьев (дядя Юра), Юрий Николаев (еще один дядя Юра). В последнее время передачу вели Оксана Федорова, Анна Михалкова, Дмитрий Маликов и Николай Валуев.
Хотя в передаче для детей крайне сложно было усмотреть политические подтексты, цензоры все же умудрялись это делать. Несколько раз программу «Спокойной ночи, малыши!» обвиняли в политических диверсиях. Когда Никита Хрущев отправился с визитом в Америку, в передаче собирались показать мультфильм «Лягушка-путешественница», и этот выпуск сняли с эфира. А когда к власти пришел Михаил Горбачев, чиновники настоятельно рекомендовали не показывать мультфильм о медведе Мишке, который никогда не доводил начатое дело до завершения. Правда, сотрудники передачи считали это просто совпадением. А когда в 1999 г. правительство России возглавил Сергей Степашин, телевизионные начальники собирались было «уволить» Степашку из-за ненужных ассоциаций, но по требованию зрителей его вернули.
Кукольные персонажи тоже периодически подвергались критике и нападкам. Чаще всего тучи сгущались над Хрюшей. При этом поводы иногда были просто смешные: однажды на коллегию Гостелерадио был вынесен вопрос о том, почему все куклы моргают, а Хрюша – нет. Вопрос решили кардинально – заменили кукол людьми. Это вызвало такое негодование зрителей, что полюбившихся персонажей пришлось вернуть через 2 месяца.
В другой раз Хрюша стал объектом критики мусульман СССР, которые потребовали убрать свинью из кадра. На это редактор программы ответила: в Коране сказано, что свинину нельзя есть, а смотреть на нее не возбраняется. Хрюшу отстояли, но через несколько лет он снова стал причиной конфликта вместе с Филей. В редакцию пришло гневное письмо: « Где это видано, чтобы свиньи и собаки воспитывали детей?! » Но сами дети так полюбили этих персонажей, что никакие доводы взрослых уже не могли ничего изменить.
Самому невезучему персонажу Хрюше доставалось и во время съемок. Однажды в зоопарке его ударил лапой медведь, а в дельфинарии его утащил под воду дельфин. Актерам тоже часто приходилось сталкиваться с трудностями. Наталья Голубенцева рассказывала: « Действительно, у нас были прямо экстремальные съемки. Однажды зимой снимали передачу прямо в сугробе, то есть нам выкопали яму, в которой мы сидели. Было жутко холодно. Также снимали передачи на воде. Правда, там участвовали дубляжные куклы (не из передачи). Их специально пропитывали жиром, чтобы можно было мочить, а мы сидели в озере по пояс в воде. Гертруде Суфимовой (Каркуша), уже немолодой женщине, пришлось лезть на дерево, на самый край ветки, прямо над озером. Не знаю, как она держалась, ведь одна рука была занята куклой ».
Следующая загадка
· Закрепить знания о фруктах, о том, что фрукты растут в саду.
· Закрепить умение описывать фрукт по характерным признакам.
· Закрепить знание об овощах, о том, что овощи растут в огороде.
· Закрепить умение описывать овощ по характерным признакам.
Развивающая: развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику.
Воспитательная:
· Воспитывать у детей любовь к родному краю.
· Воспитывать у детей чувство проявлять гостеприимство.
· Воспитывать благодарное чувство к природе и людям, которые благодаря своему труду получают урожай.
· Воспитывать желание трудиться, чувство коллективизма. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Методические приемы: беседа, загадка, художественное слово, рассматривание и сравнение овощей и фруктов, игра, приготовление салат из овощей и фруктов.
Словарная работа: активизация и обогащение словаря: фрукты и овощи, грядка, огород, сад, терка, доска для нарезки, перемещать.
Предварительная работа: дидактическая игра «Овощи и фрукты», рассматривание макета «Овощи и фрукты», картинки с овощами и фруктами, загадки об овощах и фруктах, изготовление макета, написать письмо, беседа на тему «Овощи и фрукты нашего края»
Материал: макет, картинки с овощами и фруктами, игрушки (зайка и хрюшка), три вазы, две тарелки, нож, доска для нарезки, терка, письмо, сюрпризный момент «Веселые солнышки».
Ход занятия
Восп: Осень дарит людям много подарков. Ребята, помните, недавно осень подарила нам целую корзину красивых листьев. Но листьями мы можем только любоваться. А есть у осени подарки, которыми мы можем полакомиться. Ребята, сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуете отгадать, что это за подарки осени.
(воспитатель загадывает загадки)
Круглое, румяное, я расту на ветке.
Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)
Этот плод продолговатый, витаминами богатый,
Его варят, его сушат, называется он … (груша)
В огороде пусто, если нет … (капуста)
Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)
Как на нашей грядке выросли загадки –
Сочные да крупные, вот какие круглые,
Летом зеленеют, к осени краснеют. (помидоры)
Восп: Молодцы, ребята. А где растут фрукты?
Дети: В саду, на деревьях.
Восп: А где растут овощи?
Дети: В огороде, на грядках.
(стук в дверь, воспитатель подходит к двери, возвращается с письмом)
Восп: Ребята, почтальон принес нам письмо. Давайте, прочтем.
«Здравствуйте, наши маленькие друзья. Мы знаем, что вы очень добрые и гостеприимные вот и захотели прийти к вам в гости, скоро будем. Отгадайте загадки и узнаете кто мы».
(воспитатель читает загадки про зайку и про Хрюшу)
Он вам конечно же знаком,
Сам кругленький, нос пятачком.
И пусть немножко неуклюж он,
Мы любим поросенка … (Хрюшку)
Пушистый, симпатичный очень,
Желает всем спокойной ночи,
На нем с цветочками рубашка,
Он зайчик, а зовут его … (Степашка)
(дети отгадают загадки)
Восп: Ребята, вы рады, что хрюша и зайка зайдут к нам в гости.
Восп: Но для встречи гостей нам надо приготовить угощение, как вы думаете?
Восп: Что больше всего любит хрюша?
Восп: Правильно, ребята. А что можно приготовить из фруктов для хрюши?
Дети: Салат. Компот.
Восп: Правильно, ребята. А что приготовим из овощей для зайки?
Восп: Ну, теперь давайте приготовим салат для хрюши и для зайки. Посмотрите ребята на столе большая ваза, а что в ней?
Дети: Фрукты и овощи.
Восп: Чтобы сделать салат из фруктов или из овощей надо сначала их рассортировать. Девочки, выбирайте фрукты и положите в эту тарелку. А мальчики, выбирайте овощи и положите в эту тарелку.
(дети выполняют задание)
Восп: Ребята, посмотрите правильно ли рассортировали? Какие у нас есть фрукты?
Дети: Яблоки, груши, бананы.
Восп: А какие овощи есть у нас?
Дети: Капуста, морковка, лук.
Восп: Давайте сделаем салат для хрюши. Из чего мы сделаем салат?
Дети: Из фруктов.
Восп: Чтобы нам сделать салат, что нам для начала надо сделать с фруктами?
Восп: Правильно, ребята. Надо помыть.
(ребята помогают воспитателю мыть фрукты)
Восп: Вот мы и помыли. А теперь что нам надо сделать?
Восп: Но резать буду я, детям опасно пользоваться ножом, когда вы подрастете, будете сами резать. Вот и нарезали, а теперь что нам надо сделать?
Дети: Сложить в вазу.
Восп: Правильно, девочки. Сложите нарезанные фрукты в эту красивую вазу. Молодцы, ребята. Осталось, что нам сделать?
Восп: Правильно, сейчас я перемешаю. Ой, ребята, какой вкусный запах. Чувствуете, как вкусно пахнет? Вот и готов салат для хрюши из чего?
Дети: Из фруктов.
Восп: Надеюсь, наш салат очень понравится хрюше. А теперь давайте сделаем салат для зайчика. Но прежде, чем сделать салат, давайте поиграем в игру
«Зайка серый».
(дети и воспитатель играют)
Зайка серый умывается. (все умываются)
Видно, в гости собирается. (трут ладошками, нос, хвостик и уши)
И поскакал скок-поскок, скок-поскок. (все скачут)
Восп: Ребята, из чего мы сделаем салат для зайчика?
Восп: Правильно. Что нам надо сначала сделать с овощами.
(ребята помогают воспитателю)
Восп: Правильно, но нарезать опять буду я. Вот и нарезала капусту и лук. Что будем делать с морковкой?
Дети: Тереть на терке.
Восп: Правильно, ребята. Морковку будем тереть. Буду тереть я, так как на терке ножи острые. Вот и натерли. А сейчас, что нам надо сделать?
Дети: Сложить в вазу.
Восп: Правильно. Мальчики, сложите овощи в вазу. Осталось нам что сделать?
Дети: Посолить и перемешать.
Восп: Молодцы, ребята, правильно сказали. Салаты из овощей надо маленько посолить. Вот и вкусным наверно получился салат для зайки. Ребята вот вы и сделали угощение, а наших гостей что-то нет. Давайтепоиграем, может скоро придут.
(дети и воспитатель играют в пальчиковую игру)
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем.
Восп: Вот и наверное наши гости пришли.
(воспитатель открывает в дверь, заходят хрюшка и зайка, здороваются с
Детьми. Дети играют с гостями, потом угощают. Гости благодарят детей и дарят им на память «веселые солнышки», прощаются с детьми.)
Следующая загадка
Выпуск «Спокойной ночи, малыши!» с мультфильмом «Марин и его друзья», эпизод «Тайные друзья». Оксана устраивает овощную викторину для Степашки и Каркуши. Посмотрим, кто из них больший знаток овощей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Беседа о волшебнице воде".
Программное содержание: Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, заботу о братьях мень.
конспект занятия по экологии в старшей группеэто конспект комплексного занятия с элементами эксперементирования.
На данном занятии дети знакомятся с экологической пирамидой, Описываются дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром, цель занятия: Воспитание детей, способных понять природу, беречь её.
Занятие нацелено на расширение представления детей об условиях необходимых для жизни животных в лесу; развивать умение замечать изменения в природе; воспитывать заботливое отношение к представит.
Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.
Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группеВоспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т.
Следующая загадка
Этот глубокий, нежный и проникновенный голос слышал каждый. Без преувеличения. Потому что все дети в СССР, а потом и России смотрели «Спокойной ночи, малыши». Но знаете ли вы, кто пел колыбельную в этой передаче?
Когда мы с друзьями пьем, то как и все люди за сорок начинаем говорить о Советском Союзе. Вспомнили и «Спокойной ночи». И тут кто-то (не буду говорить кто, а то еще прочитает, и обидится, что я его спалил) и говорит:
— Интересно, а красивая она была?
— Кто? — спрашиваю я. — Первая ведущая?
— Да нет, та баба, что песню пела. Меня в детстве этот голос просто завораживал.
— Во-первых, Витя (упс!), не баба а женщина. А во-вторых, это была не баба.
— Как не баба?
И я рассказал своему другу, что песню, которая его , малютку, погружала в сладкий сон, пел мужчина. А именно - Олег Анофриев. И вот этот трек.
Эта версия песни была записана еще в 1964 году. И — тадам! — она живет до сих пор.
Вот в этом ролике можно увидеть все четыре заставки к передаче для малышей. Видите, как менялась анимация? А песня, как говорили Led Zeppelin, остается той же.
Так что главная загадка женщины, спевшей главную колыбельную страны в том, что не было никакой женщины (надеюсь, у вас, малышей, не было про нее никаких фантазий, ну, вы понимаете о чем я). Был мужчина с уникальными вокальными данными. Живите с этим.
Читайте также: