Составление загадок в подготовительной группе

Обновлено: 22.11.2024

Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классов по обучению детей отгадыванию и составлению загадок.

ВложениеРазмер
proekt_pridumyvaem_zagadki.docx 237.67 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология обучения детей составлению загадок

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогичес.

Использование социоигровых технологий в процессе обучения детей составлению загадок в подготовительной группе

Программное содержание:1. Учить детей отгадывать и составлять загадки, опираясь на модель.2. Формировать умение самостоятельно рассматривать предмет, находить его существенные видовые признаки, устана.

Загадки и речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности способству.

Мастер-класс "Методы обучения детей составлению загадок".

При работе с загадками у детей развивается: мышление, речь, внимание, память, воображение, расширяется запас знаний и представление об окружающем мире.

Обучения детей составлению загадок с помощью ОТСМ-ТРИЗ технологии

Презентация "Обучение детей составлению загадок с помощью ОТСМ-ТРИЗ технологии".

Методы обучения детей составлению загадок в старшей группе.

Предлагаю Вам ознакомиться с моим опытом работы по развитию словесно- логического мышления при составлении загадок у детей старшей группы.

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе Тема: «Обучение детей составлению загадок».

Следующая загадка

Цель: Формирование логического мышления и навыков восприятия.

Задачи: Упражнять в рассуждении, в умении доказывать.

При описании предметов и явлений использовать признаки, действия и назначение предмета или явления.

Предварительная работа: Отгадывание загадок, наблюдение за окружающим миром.

Материалы к занятию: Сборник загадок, слайды 8шт, мячи (красный, синий, зеленый, предметные картинки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В Музыкальном королевстве - Осень".Тематическое занятие для подготовительнойгруппы

Цель занятия. Углубить представление детей о жанрах музыки, развивать творческие способности детей, исполнительские навыки. 0_3e5ed_bd806da_XL.jpgЗадачи. 1.Развивать творческое воображение, желание .

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству (рисованию) во второй младшей и подготовительнойгруппах, с использованием нетрадиционных техник рисования).

Конспекты содержат подробное описание проведения занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования ( рисование пальчиками и морской солью, описаны предварительная работа, мат.

Интегрированное занятие в подготовительнойгруппе "Путешествие в страну Школандию через океан Знаний"

Закрепление полученных детьми знаний по математике и обучению грамоте.

Консультация для родителей и воспитателей детских садов: «Как научить детей отгадывать и придумывать загадки»

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

интегрированное занятие в подготовительнойгруппе "Морское путешествие"

ЦЕЛЬ: углублять и расширять знания детей о жизни морских обитателей.ЗАДАЧИ:Социально- коммуникативное:Закреплять доброжелательные отношения между детьми в группе.Воспитывать умение выслушивать друг др.

Консультация для родителей "Как научить ребенка придумывать загадки"

Следующая загадка

-закрепление умения составлять загадки по характеристике объекта, используя сравнительное обороты.

Совершенствование грамстроя речи:

-образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов;

-употребление антонимов прилагательных.

Коррекционно-развивающие:

-развитие коммуникативных навыков;

-развитие речеслухового, зрительного внимания;

-просодической стороны речи;

-воображения, творческих способностей;

-развитие общей, тонкой, артикуляционной моторики;

-умения самостоятельно ориентироваться на плоскости картины;

-находить объект на основе ориентационных характеристик;

-развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация их работы;

-умения координировать движения с речью.

-формирование положительной установки на занятие;

-воспитание отношений партнерства, доброжелательности, самостоятельности;

-воспитание чувства любви и бережного отношения к природе.

- снятие мышечного, эмоционального напряжения;

-обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учётом функциональных и физических возможностей детей.

- сюжетная картинка «Друзья»;

- раздаточное пособие «Муха».

Давайте поздороваемся с нашими гостями.Скажем наше правило:

«Каждый день всегда, везде на занятиях, в игре. Ясно, чётко говорим, потому что не спешим, и не перебиваем».

2. Ребята,вы знаете разные волшебные страны и города: Тридесятое царство, королевство Кривых Зеркал, Изумрудный город. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по стране Загадок. Оттуда мы получили приглашение (показывает) от самой царицы Загадки.

Приглашение пришло с письмом (показывает) от волшебников, охраняющих страну Загадок. И первое задание от волшебника Наоборот. – что же он пишет нам?

- Здравствуйте грустные ребята! (Мы веселые ребята).

- Здравствуйте медленные ребята! (мы быстрые ребята).

- Здравствуйте ленивые ребята! (Мы трудолюбивые ребята).

- Здравствуйте толстые ребята! (Мы худые ребята).

- Здравствуйте глупые ребята! (Мы умные ребята).

Сейчас мы докажем, что мы умные и трудолюбивые. Ребята проходите на стулья. Мы с вами в стране Загадок. И первый город в ней – город Простых Загадок.В нем три улицы: улица Цвет, улица Форма, улица Размер (показать схемы улиц).

Перед вами уже знакомая картина «Друзья» и сейчас она находится на улице Цвет Скажите какие объекты на картинке разноцветные? (Петух, машина). Разноцветные, как что? (Бусы, радуга, карандаши).

Найдите объекты белого цвета. (Облака, подснежники). Белые, как что? (Снег, вата, молоко, творог)

Найдите объекты, которые были одного цвета, прошло время и они стали другого цвета.

(Петух был жёлтым цыпленком, а потом стал разноцветным. Дерево весной коричневое, осенью – разноцветным, зимой – белое).

Сейчас наши друзья отправляются на улицу Форма. Какие вы знаете геометрические фигуры? (Круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).

Что на картине круглое? (Колёса, руль, глаза). Круглое как что? (мяч, солнце, обруч, шарик).

Что на картине треугольное? (Уши у кота, зубчике на гребешке).

Что на картине овальное? (Хвост, лапы, язычок).

Что прямоугольное, как кирпичик? (Дома, трубы, кузов у машины).

Сейчас наши друзья на улице Размер. Скажите, какой, объект на картине самый большой? (Машина)

Вы помните, любой объект может быть большим и маленьким одновременно, относительно другого объекта. Скажите, что маленькое для елки? (Подснежники). А если в картинку попадаёт муравей, подснежник для него будут большими.

В картину попал волшебник Увеличение, и все объекты стали большущими.

- Были глаза, стали (глазищи.)

- Были зубы, стали (зубищи).

- Был хвост, стал … (хвостище).

- Был нос, стал … (носище).

- Были петух, стал … (петушище).

- Был кот, стал … (котище).

А если в картинку попадёт волшебник Уменьшение, все объекты станут маленькими.

- Были глаза, стали … (глазки).

- Были зубы, стали … (зубки).

- Были лапы, стали … (лапки).

- Был нос, стал (носик).

- Был кот, стал … (котик).

- Был ёж, стал … (ёжик).

- Был петух, стал … (петушок).

Скажите кого на картине много? Мало?

В ладоши мы похлопаем ___(хлопают)

Раз, два, три ___(пальчики «здороваются» от большого к мизинцу)

Ножками потопаем ___(топают)

Раз, два, три ___ (пальчики «здороваются» от мизинца к большому)

Покачаем головой ___ (качают головой влево, вправо)

Раз, два, три ___ (одновременно «здороваются» пальчики).

Руки верх мы поднимаем,

Руки вниз мы опускаем,

Очень низко приседаем,

И прямо мы встаем.

4. Сейчас мы отправляемся в город теневых загадок. Вы ведь знаете, что загадки можно ещё и показывать. Проходите к теневому театру, берите свои фотографии. (Дети с помощью пальцев показывают фигурки животных, сопровождая показ загадкой).

1реб. – Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. Что это? (Кораблик)

2. реб. – Большие пальцы голова, а ладошки крылья. Кто это? (Голубь, птица)

3реб. - Идёт она рогатая за малыми ребятами. Кто это? (Коза)

4реб. - Живет под крылечком, хвост колечком. Кто это? (Собака)

5реб. – Вьётся веревка, а на конце головка. Кто это? (Змея)

6реб. – Мордочка усатая, шёрстка полосатая. Кто это? (Кошка)

7реб. – Ходит по лесу красавиц, рога раскинул широко. Кто это? (Лось)

5. Ребята, проходите на свои места. Отгадайте загадку: «Зимой и летом одним цветом». (Ёлка). Эту загадку знают все. А можно о ёлке придумать такую загадку, какую ещё никто никогда не загадывал. Давайте возьмем по одному свойству с каждой улицы города Простых загадок.

- Ёлка по цвету какая? (Зелёная). Как что или кто? (Лист, огурец, крокодил, трава, лягушка).

-Ёлка по форме какая (Треугольная). Как что? (Часы, пирамидка, крыша, колпак, флажок).

-Ёлка по размеру какая? (Низкая). Как что? (Домик, шкаф, стол, стул, ребёнок, куст).

-Послушайте мою загадку (логопед, показывает заготовку)

Зелёная, но не лист,

Треугольная, но не пирамидка.

Низкая, но не ребёнок.

А сейчас вспомните сравнения и придумайте свои загадки о ёлке. (Варианты детей).

6. Ребята, в этом смехотроне находиться объект, который я загадала, он есть и на нашей картине. Поможет вам его отгадать «Электронная пчёлка». Проходите за столы. Поместите пчёлку в центр передвигать будем по клеточкам.

Одна клетка вверх, одна влево, две клеточки в низ.

Одна клетка вправо, три клетки вниз.

Скажите, где оказалась «пчёлка»? (Справа в нижнем углу).

Что находится на картине справа, в нижнем углу? (Подснежник). (Из смехотрона логопед достает букет подснежников).

Вот и подходит к концу наше путешествие. Скажите, что вам больше всего понравилось?

Сейчас пришло время для волшебства. Я отправлю наш букет подснежников в смехотрон, а вы закройте глаза, вспомните что-то очень весёлое и засмейтесь громко, громко.

Раз – два – три волшебство произойди.

Посмотрите, в смехотроне сюрприз для вас, а оставила его Царица Загадка за ваше трудолюбие.

Давайте попрощаемся с нашими го

Публикации по теме:

Конспект логоритмического занятия на тему «Осень» (подготовительная к школе группа для детей с общим недоразвитием речи) Задачи. Коррекционно-образовательные: Расширить лексический запас по теме «Осень». Продолжать вырабатывать у детей четких координированных.

Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы. Составление загадок Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы. Тема: Составление загадок. Цель: развитие речевого творчества старших дошкольников.

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Путешествие в сказку» (подготовительная группа) Интеграция ОО: «познание», «коммуникация», «художественная литература». Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках и создать.

Конспект НОД по развитию речи (подготовительная группа) «Составление рассказа по картинкам» 1. Орг. момент -Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся! 2.-Ой, ребята, что это за звук? Слышите? Кто-то бубнит, не слышите?.

Конспект открытого занятия по речевому развитию на тему «Рыбы и морские обитатели» (подготовительная группа) Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Цель: обобщить знания о морских и речных обитателях, учить делить слова на слоги,.

Конспект познавательного занятия по развитию речи «Перелетные птицы» (подготовительная группа) КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» (подготовительная группа) Воспитатель МДОУ №66 «Снегурочка».

Конспект занятия по развитию речи подготовительная группа «Иллюстрации к сказкам» Конспект занятия по развитию речи подготовительная группа «Иллюстрации к сказкам» Цель: Познакомить детей со сказкой «Заяц- хваста» Задачи:.

Конспект занятия по развитию связной речи «Где зимуют зайцы?». Подготовительная группа для детей с ОНР Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Знакомство со стихотворением Н. П. Притулиной.

Конспект занятия Составление рассказа по картине «Волчья стая зимой» (подготовительная группа). Задачи: учить составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность; учить согласовывать прилагательные.

НОД по развитию речи (подготовительная группа) «Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри» Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Составление рассказа по картине.

Ход занятия:

С давних пор на Руси любили отгадывать загадки. Если человек отгадывал загадку, то его считали умным, сообразительным. Много загадок о семье, труде, о родной природе, о животных, о домашних вещах создано народом.

Затем воспитатель предлагает детям загадать загадки, если они их знают. Просит объяснить детей: «Что такое загадка?»После этого воспитатель дает им свое объяснение: «загадка это задача, которую надо решить. Предмет загадки не назван, но даются его признаки, действия и назначение, по которым надо найти отгадку».

Например: Загадки про животных.

(Заяц Слайд 2)

Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный.

(Волк Слайд 3)

Да орешки все грызет.

(Белка Слайд 4)

Загадки о явлениях природы.

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке

(снежинка Слайд 5)

(солнце Слайд 6)

Не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет

(иней Слайд 7)

Детки сели на карниз

И растут все время вниз

(сосульки Слайд 8)

Игра: «Красный, синий, зеленый.»

Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и кидает мяч красный, синий или зеленый (какой-то один) ребенок возвращает мяч с ответом.

Например: Что бывает, синим?- море, небо, слива и т. д.

Что бывает, красным?- солнце, малина, яблоко и т. д.

Что бывает, зеленым?- трава, кузнечик, лес и т. д.

Воспитатель предлагает детям попробовать самим придумать загадки. А чтобы детям было легче, раздает картинки с предметами.

Ребенок, глядя на картинку, рассказывает о предмете, при этом используя в описании признаки, действия и назначение предмета, не называя его.

Итог занятия:

Что больше всего понравилось отгадывать загадки или самим придумывать? Почему?

«1000 загадок»- составители Елькина Н. В. и Тарабарина Т. И. (1996г)

«Литературное чтение» - Ефросинькина Л. А (часть первая 2кл.)

Публикации по теме:

Формирование зрительного восприятия и его коррекция в процессе ознакомления с окружающим детей раннего возраста. Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком.

Консультация для воспитателей «Особенности восприятия предметов и явлений природы детьми старшего дошкольного возраста» Особенности восприятия предметов и явлений природы детьми старшего дошкольного возраста. (консультация для воспитателей) Дети шестого года.

Следующая загадка

В данном конспекте представлена схема работы по обучению детей отгадыванию и составлению загадок в ходе сюжетно-ролевой игры.

ВложениеРазмер
ispolzovanie_sotsioigrovykh_tekhnologiy_v_protsesse.docx 17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Использование социоигровых технологий в процессе

обучения детей составлению загадок в подготовительной группе

1. Учить детей отгадывать и составлять загадки, опираясь на модель.

2. Формировать умение самостоятельно рассматривать предмет, находить его существенные видовые признаки, устанавливать связи, отбирать необходимый и достаточный набор признаков для составления загадки.

3. С помощью набора картинок учить детей анализировать и сравнивать различные предметы, искать образные сравнения.

4. Обогащение и активизация словаря: магазин, супермаркет, кассир, продавец-консультант, грузчик. Формировать речь-доказательство.

5. Закрепить умение работать с моделью.

6. Развивать мышление, внимание.

7. Воспитывать уважение и терпимость к ответам товарищей.

Предварительная работа: чтение загадок о фруктах и овощах, работа по модели.

Материал к занятию: муляжи фруктов и овощей, карточки с изображением мяча, шляп, груши, пакеты, модель (на листе бумаги изображены: человек – назначение и способы использования предмета; геометрические фигуры – форма предмета; цветовой спектр – цвет предмета; кусочки ткани – материал (гладкий, шероховатый).

Занятие проводится на ковре, в сюжетно-ролевом уголке «семья», «магазин».

Воспитатель: Сегодня на обед к нам придут гости. Русская пословица говорит: «Умел в гости звать, умей и угощать». Как вы понимаете смысл этой пословицы? (различные ответы детей) .

Воспитатель: Да, вы правы. Раз мы гостей позвали, то обязательно должны показать, что готовились к их приходу, ждали. Поэтому и принято на Руси гостей угощать. А чтобы приготовить еду, нам нужно купить продукты. Куда мы пойдем за продуктами? (в магазин)

Воспитатель: Как называют человека, который в магазине продает товар? (продавец) А кто еще работает в магазине? (охранник, грузчик, уборщик, директор)

Воспитатель: Чем отличается магазин от супермаркета? (супермаркет большой, магазин маленький)

Воспитатель: Да, действительно магазин по размеру меньше, чем супермаркет. Но не только этим они отличаются. Обычно в магазине продают один вид товаров: или продукты. Как будет назваться такой магазин? (продуктовый). Или бытовую технику, как называется такой магазин? (магазин бытовой техники). Или игрушки (магазин игрушек). А в супермаркете продают все эти товары вместе. Поэтому и продавцы там работают не такие как в обычном магазине. В супермаркете можно встретить продавца-консультанта, он консультирует, помогает выбрать нам нужный товар. А вот платить мы будем за этот товар кассиру.

Воспитатель: Давайте возьмем сумки и отправимся в магазин.

Воспитатель: Мы пришли в необычный магазин, где для покупки нам нужны не деньги, а загадки.

Воспитатель загадывает детям загадки:

На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)

Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)

Воспитатель: О каком фрукте говорится в этих загадках? (о сливе)

Что описывают в первой загадке про сливу, с чем ее сравнивают? (слива как шар, цвет синий)

Что говорят про сливу во второй загадке? (слива синяя сверху, внутри желтая, она сладкая)

Чем похожи эти загадки? (говорится об одном предмете) .

Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня.)

В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно.

Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)

Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь.

Воспитатель выставляет ряд картинок (мяч, лампа, шляпа)

Воспитатель: Посмотрите на эти картинки и скажите на какую из них похож арбуз? (мяч) Почему? («Арбуз, как мячик круглый, он полосатый»; «А еще арбуз похож на шарик»)

Воспитатель: Молодцы, а теперь найдите предмет, похожий на эту картинку. Выставляет картинку с лампочкой. (груша) Почему вы так решили? («Груша похожа, потому что они висят и похожи по форме» Некоторые говорят известную загадку: Висит груша – нельзя скушать.)

Воспитатель: Осталась у нас одна картинка, какой предмет подходит к ней? (Гриб. У гриба шляпка на ножке, вот здесь картинка со шляпой) .

Воспитатель: Помните мы с вами описывали предмет по модели (показывает модель) Чтобы нам купить яблоко, мы должны описать его признаки по этой модели.

• «Какой формы яблоко, есть ли эта форма на модели? »

• «Какого цвета яблоко? Каких цветов бывает? »

• «Какое яблоко на ощупь? »

• «Как оно используется человеком? »

– Яблоко круглое, похоже на шар, круг.

– Оно зеленое, но бывают разные яблоки желтые, красные, смешанных цветов.

– Оно гладкое вот как здесь.

– Варят варенье, есть сок яблочный. Пироги пекут с яблоками

Воспитатель: А теперь, чтобы купить оставшиеся продукты вы должны сами загадать о них загадки по этой модели. А остальные – отгадать.

- Круглый, оранжевый, шершавый, люди его выращивают, делают из него сок, он вкусный.

- Это апельсин, я догадалась сразу, потому что он оранжевый.

Воспитатель: Мы купили все продукты. Давайте отправимся домой.

Садятся на коврик. Вынимают из пакетов продукты.

Воспитатель: расскажите, какие продукты вы купили в магазине? Что из них можно приготовит? (Я купила яблоки, из них можно выжать сок. Я купил помидоры, огурцы. Из них можно сделать салат) .

Воспитатель: Тогда можно приступать к приготовлению еды. Но к приходу гостей нужно не только еду приготовить, но и убраться, накрыть на стол. Этим сейчас мы и займемся.

Занятие перетекает в сюжетно-ролевую игру, дети самостоятельно распределяют роли, договариваются.

Предварительный просмотр:

в подготовительной группе:

Подготовил проект воспитатель

Автор работы: Полоумова Светлана Анатольевна .
Описание работы: творческий проект разработан для подготовительной группы детского сада. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классов по обучению детей отгадыванию и составлению загадок.
Вид проекта: краткосрочный,творческий, групповой
Проблема: что делать, чтобы научиться отгадывать и составлять загадки?
Продолжительность проекта: март
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители детей.
Цель: формирование умений у детей сочинять загадки.
Задачи:

  • Формировать умение отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.
  • Формировать умение составлять загадки, разнообразные по структуре.
  • Расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
    Развивать связную речь.
  • Развивать произвольное внимание, зрительную и словесную память, логическое мышление.
  • Учить детей работать сообща, помогать друг другу.
    Актуальность проекта:
    Возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них: воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорной сферы. Это особенно актуально для детей подготовительной группы, т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для формирования правильной речи ребенка. Дошкольники иногда испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания. Развивая умственные способности детей, важно, не только просто отгадывать знакомые загадки, но и научить составлять собственные.
    Обеспечение проектной деятельности:
  • - методическое (планирование, сценарий конкурса, художественная и методическая литература);
  • - материально-техническое (компьютер, дидактические пособия, иллюстрации, схемы-модели, наглядный материал, оборудование для изготовления сборника загадок).
    Формы работы: чтение, беседа, вопросы, объяснение, заучивание, повторение, сравнение, анализ и обобщение.
  • - Повышение интереса к устному народному творчеству.
  • - Расширение знаний об окружающем мире, кругозора детей.
  • - Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
  • - Привлечение родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе детского сада.
  • Продукт проектной деятельности:
    - Создание картотеки загадок.
    - Создание сборника загадок.
    - Конкурс загадок «Лучшие загадайки и отгадайки».

Краткое содержание проекта

Действия членов семьи

. - Определение целей и задач проектной деятельности.
- Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
- Составление перспективного плана мероприятий по формированию умений отгадывать и составлять загадки, разнообразные по тематике и структуре.
- Изготовление наглядных карточек-схем для составления загадок.
- Изучение методической литературы.

- Вникание в проблему.
- Принятие задач.

- Вникание в проблему.
- Принятие задач.

- Знакомство детей с понятием «загадка», её происхождением.
- Знакомство с народными и

авторскими загадками.
- Проведение заданий по обучению составления описательных рассказов, рассказов-сравнений по карточкам-схемам.
- Обучение детей отгадыванию и составлению загадок по схемам, моделям.
- Подбор народных и авторских загадок.
- Беседы с детьми: «Что такое загадки?», «История загадок», «Какие бывают загадки?».
- Консультация для воспитателей «Использование загадок в работе с детьми ».
- Консультации для родителей «Учите детей отгадывать загадки», «Учимся составлять загадки».

- Отгадывание загадок с целью закрепления и обобщения знаний по теме.
- Объяснение, доказательство отгадки.
- Разучивание загадок по темам.
- Составление описательных рассказов с использованием карточек-схем (форма, цвет, вкус, действие и так далее)
- Дидактические игры и упражнения на нахождение сходства и различия между предметами: «Что бывает таким же?», «Найди отличия», «Скажи по-другому», «Кто самый внимательный?», «Поиск общего», «Лишнее слово».
- Выбор отгадки среди картинок, рисование отгадки.
- Отгадывание «Да-нетки».
- «Чтение» загадок по карточкам.
- Коллективное и индивидуальное составление загадок по карточкам-схемам.
- Оформление сборника загадок, в котором собраны народные загадки, разученные детьми и загадки, составленные детьми.

- Подбор загадок по лексическим темам.
- Отгадывание вместе с детьми загадок, рассуждения о том, какие слова в загадке помогли ее отгадать.
- Разучивание загадок с детьми.
- Чтение детям художественных произведений, в которых используются различные

языковые средства выразительности. Беседа по прочитанному.

. - Презентация сборника загадок.
- Проведение конкурса загадок.

Система паутинка по проекту «Придумываем загадки»

Автор проекта: Полоумова Светлана Анатольевна

  • Загадывание загадок
  • Беседа : «Кто придумал загадки?»
  • Викторина «Угадай- ка!»
  • Составление описательных
  • «Узнай по описанию»,
  • «Угадай, кто (что) это?»,
  • «Парные картинки»,
  • «Назови героя», и др .

Мы будем играть в различные игры:

  • подвижные игры «Караси и щука»,

Образовательная деятельность в режимных моментах

Формы взаимодействия с семьей

  • изготовим из природного материала и бумаги обитателей подводного мира,
  • оформим композицию «Морское дно»
  • нарисуем аквариум,
  • нарисуем сказки об обитателях моря;
  • сделаем аппликацию «Дельфины»
  • будем слушать музыку (из серии «Океанчик», «Звуки природы»)

игры и упражнения

  • «Цепочка слов».
  • «Доскажи словечко»,
  • «Что бывает таким же?»,
  • «Скажи наоборот»,
  • «На что (на кого похож предмет (персонаж?»,
  • «Что лишнее?»и др.

Подготовка выставки творческих работ.

Подбор книг и подготовка консультаций:

  • «Развитие речевой активности дошкольников»
  • Мастер – класс «Как составить загадку по модели ?»

Беседы с детьми о устном-народном творчестве, рассматривание предметов народного творчества,

Реализация проектной деятельности

Что такое загадка?
В народной речи «загадывать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-то неизвестное для решения.
Загадка – это маленький вопрос, который задается стихами или обычными предложениями с целью получить короткий и точный ответ.
Признаки загадки:
- по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;
- описание часто оформлено в виде вопросительного предложения;
- описание лаконично;
- загадке часто присущ ритм.

Происхождение загадок
Первые загадки появились у первобытных племен. У первобытных людей была тайная условная речь. Они считали, что все живые существа понимают человеческую речь. Древние охотники пользовались тайной речью, чтобы обмануть зверя. Позже загадки использовались для испытания мудрости и смекалки. В русских народных сказках положительные герои проходили испытания.
В далеком прошлом проводились осенью «вечера загадок». Старшие загадывали младшим загадки на различные темы. Такие вечера были уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям усваивать знания, добытые многими поколениями людей.
Постепенно загадки превратились в развлечения. Многое из того, о чем говорилось в загадках, навсегда ушло из нашей жизни. Это касается крестьянской избы, ее внутреннего убранства, предметов обихода, тех работ, которые производились в избе (пряжа, ткачество), орудий труда в поле (соха, серп). Но появились загадки о телефоне, телевизоре и многом другом, вошедшем в нашу жизнь в последние годы.

Причины ошибок детей при отгадывании загадок:
- невнимательно слушают загадку;
- не запоминают полностью содержание загадки;
- при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
- не имеют достаточных знаний о загаданном предмете;
- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Правила для ребёнка при отгадывании загадки:
1. Дослушай загадку до конца, так как в ней важно каждое слово.
2. Постарайся запомнить все признаки предмета, упоминаемые в загадке.
3. Проверь про себя отгадку, учитывая все найденные в загадке признаки.
4. Скажи отгадку громко.

Последовательность работы по обучению детей составлению загадок
1. Накопление знаний о свойствах, качествах, предметов и объектов окружающего мира, их строении, назначении. На этом этапе дети учатся сравнивать объекты в играх: «Чем похожи эти предметы?», «Что в них общего?», «Чем похожи?».

Закрепляются умения группировать предметы по сходству на основе определенного признака в играх «Подбери похожий предмет». Дети подбирают предметы, похожие по цвету, форме, размеру, качеству.

2. Отгадывание загадок в игре «Да - нет». Ведущий игры задумывает предмет, а участники задают ему вопросы, используя схемы. Вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы ведущий мог ответить «Да» или «Нет». Таким образом, дети отгадывают задуманный предмет.

3. Составление загадок способом прямого описания характерных особенностей предмета без его называния с использованием схем (цвет, фигура, величина, материал и т. д.).

Ребенок перечисляет признаки предмета, не называя его, а дети узнают его по описанию. В таких загадках дети учатся образовывать сложные прилагательные.
Белый, большой, длинношеий, красноклювый.

4. Составление загадок способом перечисления действий предмета без его называния.
Ржет, жует траву, везет людей. Кто это?» (Лошадь) )

5. «Чтение» загадок по карточкам-схемам (по Арбековой Н.Е.). Используется связка «как». Ребенок «прочитывает» загадку: «Оранжевая, как апельсин; треугольная, как пирамидка; сладкая, как сахар». (Морковь)

6. Составление загадок по модели: «Какой?» - «Что бывает таким же?» (по А.А. Нестеренко)
Ребенок выбирает предмет и называет существенные признаки, используя схемы. Затем он называет предметы, обладающие этими признаками. Используются связки: «как», «будто», «но не», «но без».
Желтая, как лимон;
Круглая, как мяч;
Сладкая, как мед.
Что это?» (Репа).
(Даша Р., 6 лет)

Оранжевый, как лиса;
Круглый, как мяч;
Сладкий, как конфета;
С семечками, как лимон. (Апельсин)
(Саша М., 6 лет)

7. Составление загадок по модели: «Что делает? – Что (кто) делает так же? (по А.А. Нестеренко)
Используются связки: «как», «будто», «но не», «но без».
Высоко прыгает, как заяц;
Стрекочет, как стрекоза.
Кто это такой? (Кузнечик).
(Аня П., 6 лет)

Дает молоко, но не коза;
Жует траву, но не лошадь;
Мычит, но не бык». (Корова).
(Наташа П.,6 лет)

Правила для ребенка при составлении загадки:
1. Выбери предмет.
2. Выбери способ, модель составления загадки.
3. Подбери признаки, действия и сравни с другим похожим предметом.
4. Выразительно загадай загадку.

Создание и презентация сборника загадок
В сборник загадок вошли загадки, разученные детьми по лексическим темам, а также, составленные детьми.

Конкурс загадок «Лучшие загадайки и отгадайки»: В конкурс загадок включались задания на отгадывание загадок, разгадывание ребусов, кроссворда, загадывание разученных загадок. Дети успешно справились с заданиями конкурса, а педагогов порадовали их знания. Ребятам очень понравился конкурс, их увлек дух соревнования. Победители и участники конкурса были награждены медалями за интерес и любовь к загадкам.

Читайте также: