Составление загадок по нестеренко

Обновлено: 17.05.2024

Мы привыкли, что в детском саду дети традиционно отгадывают загадки.

Загадки развивают ум ребенка, воображение, мышление, образную речь.

Из собственных наблюдений видно, что в первую очередь загадки отгадывают сообразительные дети, основная часть детей пассивна, не принимает участия. Детям не интересно отгадывать.

Давайте попробуем научить их составлять собственные загадки. Начинать эту работу нужно с детьми 3,5 – 4 лет.

А. А. Нестеренко разработала 3 модели составления загадок.

КАКОЙ? (например, шар – круглый, легкий, воздушный, желтый).

КТО или ЧТО бывает таким же? (Круглая монета, легкий воздух, воздушная снежинка, желтый одуванчик).

Теперь сама загадка:

Круглый, как монета;

Легкий, как воздух;

Желтый, как одуванчик;

Воздушный, как снежинка.

Мяч – легкий, круглый, прыгающий.

Загадка:

Легкий, как снежинка, но не снежинка;

Круглый, как солнце, но не солнце;

Прыгающий, как лягушка, но не лягушка.

Зонт – черный, полукруг, раскрывающийся.

Загадка:

Черный, как кот, но не кот;

Полукруг, как радуга, но не радуга;

Раскрывающийся, как цветок, но не цветок.

ЧТО ДЕЛАЕТ? (например, самолет– летает, с крыльями, заводится, гудит).

КТО ДЕЛАЕТ ТАК ЖЕ?

Загадка:

Летает, но не птица;

С крыльями, но не бабочка;

Заводится, но не машина;

Гудит, но не жук.

Медведь – зимой спит, рычит, любит мед.

Загадка:

Зимой спит, но не еж;

Рычит, но не волк;

Любит мед, но не енот.

НА ЧТО ПОХОЖЕ? (например, шляпа – на солнышко, на сито, на зонтик).

Загадка:

Похоже на солнышко, но не греет;

На сито, но муку не просеешь;

На зонтик, но его не закроешь?

Можно использовать картинки-подсказки. В процессе придумывания загадок у ребенка развиваются мыслительные операции, повышается интерес к отгадыванию своих загадок. Попробуйте, мне кажется, это будет интересно всем детям.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по составлению творческих рассказов для детей 5–6 лет Конспект интегрированного занятия по составлению творческих рассказов на тему: «День рождения белочки» для детей старшей группы Программное.

«Удивительная страна сказок». Конспект НОД по составлению сказочных загадок в виде игры «Да-нет-ки» (старшая группа) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема развития творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных задач. Развитие.

Конспект занятия по составлению описательного рассказа на тему «Зима» (подготовительная группа детей с ФФН) Конспект занятия на тему: «Составление описательного рассказа на тему «Зима» Цели: Связная речь: учить детей при описании событий указывать.

Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах» Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах» №1 (слайд)Какова же основная.

Консультация-практикум для педагогов «ТРИЗ: Технология обучения детей составлению загадок, работа с кругами Луллия» Цель: развитие творческого мышления у педагогов. Задачи: • Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ: обучение детей составлению загадок;.

Приемы обучения детей составлению описательного рассказа Приемы обучения детей составлению описательного рассказа. Связная речь не дана ребенку от рождения. Развитие связной речи происходит постепенно.

Проект «Взаимодействие с родителями по составлению и использованию индивидуального маршрута для одаренных детей» Актуальность: Одним из ценностных приоритетов системы дошкольного образования, согласно Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской.

Развлечение для детей подготовительной группы «Вечер загадок» Цель: Развивать логическое мышление, смекалку, способствовать формированию положительных взаимоотношений. Осуществлять дифференцированный.

Сценарий развлечения «Праздник русских загадок» для детей средней группы Оборудование: карта, конверты с загадками,четыре ключика, печка, яблоня, речка, предметные картинки по количеству команд, аудиозапись «Бабка.

Вечер загадок о насекомых для детей средней группы. Конспект Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п. Лондоко-завод» Вечер загадок о насекомых для детей средней.

Следующая загадка

Технология позволяет научить дошкольников составлять загадки. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.

ВложениеРазмер
zagadki_nesterenko.docx 15.4 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Составление загадок по моделям А.А. Нестеренко» (ТРИЗ)

Технология позволяет научить дошкольников составлять загадки. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.

Мастер-класс « Составление загадок по моделям А.А. Нестеренко»

Описание. Технология позволяет научить дошкольников составлять загадки. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.

«Слова – связки» - «а, не».

Кто (что) бывает таким же?

«Слова – связки» - «но, не».

Кто (что) делает так же?

«Слова – связки» - «как, но».

Возраст участников: от 3-5 лет.

Инструкция и ход игры. Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например: яблоко.

Заполнение левой части таблицы: Какое?

Кто (что) бывает таким же?

Заполнение правой части таблицы: Кто (что) бывает таким же, но не яблоко?

Кто (что) бывает таким же?

Вставка «слов – связки» - «а,не». Составление загадки о яблоке.

Загадка: Что это?

Круглое, а не мяч?

Красное, а не помидор?

Сладкое, а не сахар?

Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например: снег.

Заполнение левой части таблицы: Что делает?

Кто (что) делает так же?

Заполнение правой части таблицы: Кто (что) делает так же, но не снег.

Кто (что) делает так же?

Вставка «слов – связки» - «но, не». Составление загадки о снеге.

Загадка: Что такое?

Падает, но не дождь?

Холодит, но не птица?

Тает, но не мороженое?

Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например: солнце.

Заполнение левой части таблицы: на что похоже?

Заполнение правой части таблицы: Чем отличается?

Вставка «слов – связки» - «как, но». Составление загадки о солнце.

Загадка: Что это?

Как шар, но не катается.

Как мяч, но не кинешь.

Как колобок, но не съешь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Технология обучения детей составлению загадок

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогичес.


Использование социоигровых технологий в процессе обучения детей составлению загадок в подготовительной группе

Программное содержание:1. Учить детей отгадывать и составлять загадки, опираясь на модель.2. Формировать умение самостоятельно рассматривать предмет, находить его существенные видовые признаки, устана.

Обучение детей составлению загадок в подготовительной группе "В магазине"

В данном конспекте представлена схема работы по обучению детей отгадыванию и составлению загадок в ходе сюжетно-ролевой игры.


Загадки и речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности способству.


Презентация на тему:"Технология обучения детей составлению загадок, как средство достижения планируемых результатов по ОО "Речевое развитие"

Данная технология включает в себя технологические цепочки, позволяет гарантированно научить детей 3-7 лет составлению сравнений и загадок. Начинать можно работу с детьми 3-х лет - это предварительный .


Конспект НОД по обучению детей пересказу с использованием моделей «Пересказ сказки «Кот, лиса и петух» с использованием схем-моделей»

Для педагогов ДОУ.


Мастер-класс «Составление загадок по моделям А.А. Нестеренко» (ТРИЗ)

Технология позволяет научить дошкольников составлять загадки. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. В практике работ.

Следующая загадка

В презентации содержится краткая информация о технологии составления загадок, позволяющая развивать мыслительные процессы и речевое творчество детей.

ВложениеРазмер
master-klass_nesterenko.rar 2.27 МБ

Следующая загадка

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые.

Наблюдения за детьми показали, что отгадывание загадок происходит у самых сообразительных дошкольников, при этом большая часть детей являются пассивными наблюдателями.

Аллой Александровной Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В практике работы с детьми старшей группы мною использовались три основных модели составления загадок: 1. «Какой? – Что такое же у другого объекта?»,

2. «Что делает? – Что делает так же?» (прием завышения или занижения).

3. «На что похоже?» «Чем отличается?». Модели 1 и 3 больше подходит для составления загадок про предметы, а модель 2 подходит - для живых объектов.

Этапы работы по обучению составлению загадок начиналось с того, что у детей накапливались знания о качествах, свойствах предметов и объектов окружающего мира согласно тематическим неделям. Дети учились сравнивать объекты по тем признакам, по которым они сопоставимы через наблюдения, обследования предметов, дидактические игры: «Найди все пушистое» (оранжевое, колючее, круглое, прямоугольное); «Какой? Какая? Какое?», «Чем похожи?», «Что в них общего?», «Что бывает таким же», «Что кто делает?. пожарный, врач, лесник…

Знакомила детей с понятием, что такое загадка, с её происхождением, какие бывают загадки. К концу года вместе с детьми сделали книжки малышки по загадкам.

Начинали работать с моделью 1. «Какой? – Что такое же у другого объекта?»

Вывешивалась табличка с изображением модели составления загадки и предлагалось детям составить загадку про какой-либо объект. Например, про яблоко (показывали настоящее яблоко) по теме «Овощи, фрукты». Далее детьми давались образные характеристики по заданным воспитателем признакам: какой объект по цвету, по действиям, по форме. Мною в левой части таблицы записывался признак объекта словом с четко выделенной первой буквой (для тех, кто умеет читать, а для тех, кто не умеет использовали пиктограмму, а в правой части схематически зарисовывался этот объект.

«Какой» «Что бывает таким же»

Зеленое но не сочная груша

Висит но не осенний Листок

Круглое как резиновый мячик

Затем с детьми заполнялась правая часть таблицы. Педагогом задавались вопросы и зарисовывался ответ: «Что бывает таким же?» (детьми давались образные характеристики объекта, выбранные для сравнения).

После заполнения таблички нами предлагалось прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не». Сначала сложенный текст неоднократно повторялся всеми детьми, а в дальнейшем одним ребенком.

Итоговая загадка про яблоко: "Зеленое, но не сочная груша, висит, но не осенний листок, круглое, как резиновый мячи к".

После того, как освоили модель 1 переходим к составлению загадок по модели 2: «Что делает? – Что делает так же?».

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее удачные. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются действия, которые через связки «но не» или «как» сравниваются с другими объектами. Например, про волка (завышения).

Итоговая загадка: рыщет, но не хитрая лиса; охотится, но не смелый охотник; воет, как злая собак а.

Модель 3: «На что похоже?» «Чем отличается?»

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. Например, про зонт. Похож на солнце, но не греет; похож на крышу, но не тяжелый; как гриб, но на тонкой ножке.

«На что похоже» «Чем отличается»

солнце но не греет

крыша но не тяжелый

гриб но на тонкой ножке

Таким образом технология обучения составлению загадок, трудный процесс, но он позволяет решить проблемы речевого развития, ещё и доставляет детям радость. А еще загадка, это игра, а игра, как мы знаем, это ведущий вид деятельности детей.

Подготовила: воспитатель Давыдова Дарья Викторовна

г. Ангарск, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 85

Публикации по теме:

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Пальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра

Пальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра Пальчиковый театр «Теремок» «Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра» Хочу представить вашему вниманию пальчиковый.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития, с помощью мнемотехники. На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Мастер - класс "Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ – РТВ."

Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ – РТВ.2 слайд:Целью моего мастер-класса является - знакомство педагогов с технологией ТРИЗ. При подготовке мастер.


Мастер – класс на тему: «Моделирование. Использование моделей Биоценозов в образовательном процессе».

мастер - класс для педагогов.


Презентация " Обучение детей составлению загадок. Использование моделей А.А. Нестеренко, мнемотехники, скрайбинга"

В презентации содержится краткая информация о технологии составления загадок, позволяющая развивать мыслительные процессы и речевое творчество детей.


Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Составление загадок по моделям".

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Составление загадок по моделям".


Мастер -класс Методика составления загадок по технологии ТРИЗ

Мастер -класс Методика составления загадок по технологии ТРИЗ.


Мастер -класс Методика составления загадок по технологии ТРИЗ

Мастер -класс Методика составления загадок по технологии ТРИЗ.


План-конспекта«Составление загадок по моделям».

учить детей старшего дошкольного возраста усвоению алгоритма составления загадок по моделям.

Читайте также: