Солнечный круг небо вокруг загадка

Обновлено: 01.05.2024

Солнечный круг,
Небо вокруг —
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Милый мой друг,
Добрый мой друг,
Людям так хочется мира.
И в тридцать пять
Сердце опять
Не устает повторять:

Тише, солдат,
Слышишь, солдат, —
Люди пугаются взрывов.
Тысячи глаз
В небо глядят,
Губы упрямо твердят:

Против беды,
Против войны
Встанем за наших мальчишек.
Солнце — навек! Счастье — навек! —
Так повелел человек.

Сказка — ложь, да в ней намек

Далее не столько песню, сколько музыку Островского ждал неожиданный поворот. Еще на фестивале в Хельсинки на нее обратил внимание будущий продюсер группы АВВА швед Стиг Андерсон. Он выпросил клавир у присутствовавшего там Островского. Результат работы с музыкальной основой удивил. Вместо произведения о мире под знакомую мелодию группа Hootenanny Singers, с которой тогда работал Стиг, пела о парне, который уходит и просит девушку Габриэль дождаться его. Песню так и назвали — Gabrielle. Она заняла верхние строчки хит-парадов, долго оставалась модным европейским хитом. Правда, Островский не указан на пластинке как композитор. Только Стиг Андерсон. Хотя и на советской пластинке в качестве соавтора слов Костя Баранников никак не упомянут. Все попытки его отыскать остались безуспешными. Есть предположение, что он выдуман Ксенией Спасской, написавшей статью со строчками в 1928 году.

В начале 1960-х, когда появилась песня, Корней Чуковский вполне себе здравствовал. Собирал окрестную детвору в Переделкино, где жил круглый год. Устраивал творческие конкурсы, приглашал на встречи с ребятами известных людей. Детвора разводила костер по случаю открытия и закрытия летнего сезона. Многие из ребятишек, присутствовавших на тех сходках, стали известными людьми. Например, Константин Райкин. Он вспоминал, что «Солнечный круг» они пели с удовольствием. Страна еще читала. Книгу «От двух до пяти» помнили. Поэтому все знали, откуда взялись строчки припева, так как писатель был единственным, кто, воспользовавшись ими, сослался на Костю Баранникова.

Выручалочка


Майя Кристалинская

Не раз такое бывало: на телевидении и в редакции, утверждающей музыкальную сетку радиовещания, песню отвергают. И тогда ей дает зеленый свет воскресная радиопрограмма «С добрым утром!». Дело не в том, что в ее редакции сидели либералы. Просто всё, что в ней звучало, носило разовый, экспериментальный характер. В случае неудачи всё можно было списать на несерьезность формата и сказать: «Это была шутка!» Так вышло и на сей раз. Островскому, произведения которого звучали в эфире всех советских радиостанций, с «Солнечным кругом» дали от ворот поворот. Раздосадованный, он явился вместе с Майей Кристалинской в редакцию «С добрым утром!», бросил на стол свой белый портфель и, совершенно обескураженный, жаловался на повсеместный отказ. Потом взял клавир, сел за инструмент, заиграл, а Майя запела. У некоторых присутствующих на глазах появились слезы. В ту пору все, кто старше 15 лет, помнили, что такое война, потеряли близких. И было бы странно, если бы этих людей не зацепили строки: «Против беды, против войны, встанем за наших мальчишек. Солнце — навек! Счастье — навек! Так повелел человек». В ближайшее воскресенье песня прозвучала в эфире. Дабы создать ощущение семейного исполнения, Майя пела с детьми-вокалистами и певцом Анатолием Безверховым. Слушатели оценили произведение. На мотив появился народный фольклор: «Пусть всегда будет водка, колбаса и селедка…»


Тамара Миансарова

В начале 1960-х певицей, представлявшей СССР на международных музыкальных фестивалях, часто становилась Тамара Миансарова. В 1962-м перед поездкой на VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки она обратилась к авторам песни с просьбой разрешить ей взять произведение в свой репертуар. Тем более тема мира перекликалась с молодежными движениями многих стран. Островский и Ошанин не в силах были отказать — авторов тоже звали на фестиваль за границу. Там песня имела успех. Но триумф произошел через год. Тамара решила исполнить ее и на фестивале в польском Сопоте. Коллеги отговаривали, мол, детское произведение, поется от лица ребенка. Но Миансарова не испугалась. Более того, ей не понадобилась помощь детей-вокалистов. Строчку припева «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я» она сама исполняла мальчишеским голосом, за что в Польше ее называли «пани Солнышко». Она стала первой советской победительницей этого музыкального форума.

Следующая загадка

Солнечный круг, небо вокруг -
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Милый мой друг, добрый мой друг,
Людям так хочется мира.
И в тридцать пять сердце опять
Не устает повторять:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Тише, солдат, слышишь, солдат,-
Люди пугаются взрывов.
Тысячи глаз в небо глядят,
Губы упрямо твердят:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Против беды, против войны
Встанем за наших мальчишек.
Солнце - навек! Счастье - навек! -
Так повелел человек.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я

Цепь случайностей


Лев Ошанин

Прошло 30 лет. Журнал «Родной язык и литература в трудовой школе» позабыт. Но книга Чуковского «От двух до пяти» оставалась популярной. В 1958 году ее переиздали тиражом 400 тыс. экземпляров. Однажды в 1961-м ее раскрыл художник-плакатист Николай Чарухин. У него рос 5-летний сын. Молодой папа решил вникнуть в содержание. И вдруг четверостишие Кости Баранникова, попавшееся на глаза, дало импульс творческой идее. Николай нарисовал плакат, на нем строчки стихотворения были разбросаны по всей площади вперемежку с рисунками сына и его маленьких приятелей. Плакат в контексте борьбы за мир утвердили для демонстрации 1 Мая, сделали огромную рисованную версию и пронесли по Красной площади в День международной солидарности трудящихся.


Аркадий Островский

Фотокоры направляли на него объективы, снимки попали в газеты. На следующий день композитор Аркадий Островский раскрыл «Известия», увидел фотографию плаката и крикнул жене, которая на кухне готовила борщ: «Матильда, это готовый припев песни!» Супруга, решив, что речь о ее стряпне, ответила: «Ты всегда любил его с пампушками». Одержимый идеей, Островский набрал номер поэта Льва Ошанина, зачитал ему строки Баранникова и попросил выстроить вокруг них стихотворение. Вскоре появились знаменитые слова: «Солнечный круг, небо вокруг — это рисунок мальчишки. Нарисовал он на листке и подписал в уголке…» И конечно, антивоенный лейтмотив: «Тише, солдат! Слышишь, солдат? Люди пугаются взрывов. Тысячи глаз в небо глядят, губы упрямо твердят…»

Следующая загадка

Светлана Овсянникова

Слова из песни. И поэт применил свой оборот для передачи своего восприятия.

Следующая загадка



Корней Чуковский

А ведь в написании сказок у него имелся личностный мотив — собственные дети. Двоих из них писатель похоронил, на сердце остался шрам. Мария умерла от туберкулеза в 11 лет, а 30-летний Борис пропал без вести на фронте. Позже выяснилось, что погиб. До всех этих горьких событий Корней Иванович увлекся детской психологией как наукой. В 1928 году в журнале «Родной язык и литература в трудовой школе» он прочел статью, в которой описывался удивительный случай. 4-летнему Косте Баранникову объяснили смысл слова «всегда». Мальчик бегал, бормотал что-то, а потом прильнул к маме и произнес: «Пусть всегда будет небо! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет мама! Пусть всегда буду я!» Эта история настолько поразила Корнея Ивановича, что в своей книге «От двух до пяти», изданной в 1933-м, он описал этот случай и привел цитату четверостишия из журнала.


Читайте также: