Смысл песни человек загадка

Обновлено: 17.05.2024

Следующая загадка

«Дом манекенов» – песня группы «КняZz» из альбома «Магия Калиостро» 2014 года. Автор текста и музыки – Андрей Князев. Композиция легла в основу официального видеоклипа коллектива.

КняZz – Дом манекенов – клип

Песня группы «Князь» «Дом манекенов» легла в основу музыкального клипа. Сняла его режиссёр Неля Мурсалимова, которая для получение полного представления эстетики группы перед началом работы прослушала не только альбомы «КняZz», но и весь репертуар группы «Король и Шут», после чего написала сценарий и дала его на утверждение Андрею Князеву.

Съёмки ролика прошли в одном из старинных петербургских особняков. Рабочий процесс занял два полных дня. Презентация клипа состоялась 20 марта 2015 года на концерте коллектива в Санкт-Петербурге.

Сюжет песни

Доброжелательный и приветливый скульптор, являющийся главным героем музыкального произведения, страдает от провалов в памяти. Кроме того, он очень переживает из-за недостатка внимания со стороны соседей, которые не горят желанием прийти к нему в гости. Между тем, в доме мастера постоянно увеличивается количество манекенов, происхождение которых он пытается тщательно скрыть от самого себя.

Князь – Дом манекенов – текст песни

Память вновь подвела –
Все забыл я, плохи дела.
Каждый день жду гостей,
Только нет от них вестей.

В своем доме вижу лишь одни манекены.
Время замерло, как замерли они.

Не пойму, почему манекены вокруг.
Я теряюсь в догадках, а там за окном
То ли вымерли все неожиданно вдруг,
То ли люди обходят невзрачный мой дом.

Кем я был, кем я стал?
Сам себе ответ не дал.
Что в себе прячет мрак?
Одиночество мой враг.

Кажется порой не просто так
Вдруг из тьмы себе я посылаю знак.

Не пойму, почему манекены вокруг.
Я теряюсь в догадках, а там за окном
То ли вымерли все неожиданно вдруг,
То ли люди обходят невзрачный мой дом.

Не пойму, почему манекены вокруг.
Мое время крадет бремя творческих мук.
Иногда сниться мне что я создал их сам,
И что люди они, но не верю я снам.

Манекены смеются, танцуют, грустят
Что из старого дома устроил музей.
И хоть все они так добродушно глядят –
Не заменят живых настоящих друзей!

Следующая загадка

«Человек загадка» – песня группы «КняZz» из альбома «Письмо из Трансильвании» 2011 года. Автор текста и музыки – Андрей Князев. Композиция также входит в одноимённый макси-сингл вместе с ещё двумя произведениями – «Воланд прав!» и «Вервольф».

Группа KняZZ продолжает вдохновлять поклонников КиШа

Проект Андрея Князев "КняZZ" явно не разочаровал любителей рок-музыки и всем знакомого с детства "Короля и Шута". Михаила Горшенева не стало. Но творчество КиШа теперь живет по-новому в песнях "КняZZя". Музыка стала менее однообразной, усложненной, тексты также приобретают новое более глубокое смысловое содержание. Скрипка, конечно, звуки гитар по-прежнему завораживают.

Любимый мой альбом - это "Письмо из Трансильвании". Такие хиты как "Адель", "Человек загадка" стали любимыми.

"Адель" - песня об умершей возлюбленной, которая по каким-то обстоятельствам выбрала смерть, но герой не хочет ее отпускать и готов повернуть время вспять, чтобы вновь быть с ней.

"Человек-загадка" - о человеке-призраке, который приглашает девушку на свидание в полнолуние, чтобы она смогла увидеть его облик.

"Тайна кривых зеркал" - неплохой альбом, стоит обязательно послушать. Много цирковой тематики в нем. "Роковой карнавал" не произвел особого впечатления.

Ждем треков нового альбома "Магия Калиостро". Надеюсь этот альбом, не разочарует.

Возможно, Горшенев уже ничего не смог бы дать "Королю и Шуту", ведь направленность на театр понравилась далеко не всем. Она кардинально меняло типаж группы. Радует, что "КняZZ" - логическое продолжение "Короля и Шута", группа, которая с каждым годом набирает обороты.

КняZz – Человек-загадка – клип

На песню группы «Князь» «Человек-загадка» был снят первый в истории коллектива клип. Режиссёр ролика – Евгений Гордюхин, а его производством занималась компания «Ам Медиа Production». Финансовую помощь для реализации проекта группе оказал Сергей Жубаркин.

Помимо участников группы «КняZz» в клипе также снимались актёры:

  • Юлия Денисова
  • Сергей Куницкий
  • Филипп Могильницкий
  • Алиса Слепян.

Интересно отметить, что премьера клипа «Человек-загадка» состоялась в 2013 году, в то время как одноимённая песня вошла в альбом 2011 года выпуска. Съёмки ролика продолжались в течение недели, причём большую часть времени заняли сессии в павильонах. Финальным этапом стали съёмки кадров с участием приглашённых актёров, которые прошли на одном из петербургских кладбищ.

Интересные факты о песне

По словам Андрея Князева, песня «Человек-загадка» является первой композицией, которую группа «КняZz» представила на первых порах своего существования. Композиция востребована публикой и хорошо принимается на концертах.

Клип к песне снят по сценарию актёра Александра Рублёва. Идея ролика появилась у него спонтанно, после того, как он услышал произведение по радио. Написав сценарий истории, Рублёв подумал, что снимать видео теперь уже не актуально, однако каким-то образом сценарий попал к директору «Князя» Вахтангу Махарадзе, благодаря которому мы с вами сегодня можем увидеть этот ролик.

Князь – Человек-загадка – текст

Тебе интересен
Человек-загадка,
Знать меня желаешь, что ж изволь…
Я давно не весел,
На душе так гадко –
Раздели со мною эту боль.

И если ты поверишь мне,
Ты прикоснёшься к моей тайне,
Я буду виден в полночь при луне,
Застыв на том берегу.
Ты знай, я не такой как все.
Теплей оденься на свиданье,
Ведь если будет холодно тебе,
Ничем я не помогу.

Встанет пред тобою
Призрак одинокий,
Сквозь меня увидишь тёмный лес.
Я не в ладах с судьбою
И с самим собою,
Знала б ты, в какой я омут влез.

Следующая загадка

Хорошо помню свои ощущения от знакомства с творчеством группы «Король и Шут». Я учился в средней школе, жил в селе, и старший брат привёз мне из Костромы кассету с записью концерта «Ели мясо мужики». На лицевой части кассеты были изображены участники группы с инструментами в руках. И только один участник вверху обложки, как шут на эмблеме группы (каноническую эмблему я увидел, правда, позже, да её тогда, возможно, ещё и не существовало), беззубо улыбаясь, держал в широко расставленных руках молнию, что так и не удалось герою песни «Дурак и молния». Позже я узнал, что зовут его Михаил Горшенёв, и мне кажется, что он действительно смог это сделать — поймать молнию.

Этот концертный альбом, как я позже понял, был квинтэссенцией раннего творчества «Короля и Шута», причиной и фундаментом их широкой популярности. Первые песни буквально шокировали меня. Позже — после покупки альбома «Король и Шут» — неизгладимое впечатление надвигающегося ужаса оставила песня «Воспоминание о мёртвой женщине».

Как любой ребёнок, я любил страх и его преодоление — так любят сковыркивать кровяную корку с раны на коленке — и я раз за разом возвращался к новой для меня страшной музыке. Вскоре я стал любить группу за её наплевательское отношение к морали в текстах песен, даже за бравирование злом, его весёлым торжеством над бессильным добром. Группа давала шанс прожить другую жизнь — переступить моральные законы в своих фантазиях, не переступая их на деле.

Итак, я влюбился в эту музыку. После приобретения первых альбомов («Камнем по голове» и «Король и Шут»), я с нетерпением ждал выхода третьего, «Акустического альбома». И вот он выходит: на обложке — картина: вампир обнимает красивую девушку на фоне замка (это иллюстрация к песне «Девушка и граф»). Я был полон предвкушения. Первая песня «Кукла колдуна» нравится с первых же нот — с проигрыша на скрипке. Потом звучит прекрасный, пусть и не совсем типичный текст. Я получаю огромное удовольствие и с мыслью «а что, если остальные песни хотя бы вполовину так хороши»? приступаю к дальнейшему прослушиванию альбома. Звучит «Наблюдатель», оставляющий меня в замешательстве. Потом «Бедняжка», на протяжении которой я бормочу что-то вроде «ну, хоть музыка неплохая». Далее «Прыгну со скалы», прекрасно, но мы это уже слышали на концертной кассете, как и добротный «Мотоцикл», и необычно для «КиШа» построенную — как бессюжетные реплики четырёх персонажей — «Песню мушкетёров». В конце концов, после классического для группы количества в 17 треков с последними аккордами «Забытых ботинок» я задумываюсь о том, что же случилось с группой. Откуда такой чудовищный провал после первых двух абсолютно великолепных работ?

Позже мне попался альбом «Как в старой сказке» 2001 года. Старый добрый «Король и Шут» вернулся. Правда, немного изменился: музыка стала сложнее и интереснее, тексты стали чуть менее внятными, что иногда даже парадоксально шло на пользу. Потом у меня появился предыдущий релиз — «Герои и злодеи» (2000), который мне кажется поэтически сильнейшим альбомом.

“Король и Шут”, “Герои и злодеи”, 2000 // Формаслов “Король и Шут”, “Герои и злодеи”, 2000 // Формаслов

В 11-том классе я застал «Жаль, нет ружья» (2002), который меня разочаровал — не так сильно, как «Акустический альбом», но всё же. После этого альбома я поступил в университет и перестал слушать «КиШа». Что называется, «вырос». С остальными альбомы я познакомился где-то за год до гибели Горшка и заметил тенденцию постепенной деградации текстов. Каждый альбом, начиная с «Жаль, нет ружья», был всё хуже и хуже, вплоть до девятого номерного альбома «Тень клоуна», где «Король и Шут» действительно был уже своей бледной тенью и даже, пожалуй, не своей, не тенью шута, а уже тенью какого-то неведомого поклоннику группы клоуна. Невнятные тексты, рамочная композиция, в которой не сказано почти ничего конкретного — бери и сам додумывай, плохо замаскированные самоповторы, которыми группа грешила с первого альбома, но тогда ещё они выглядели не как тавтология, а как вариации на тему. Непонятно, как туда затесался великолепный «Дагон» — последняя песня с текстом высшего для группы уровня. В альбоме «Театр демона» буквально не на чем глазу отдохнуть. Ухо-то есть чем порадовать — музыка там ничего, но тексты стали невозможно плохими, они как будто вобрали в себя все минусы прежней поэтики Андрея Князева и забыли про все её преимущества. Эта работа стала для Князева последней, и я в этом вижу некую высшую справедливость: этот альбом — настоящий надгробный камень на долгом творчестве группы. По крайней мере, со стороны текстов.

Так что же случилось с текстами Князева? Обычная деградация автора? Думаю, всё чуть сложнее. И первую подсказку в решении этой загадки даёт «Акустический альбом». Это третий альбом в истории «Короля и Шута», но при этом один из самых слабых. После него были два замечательных альбома («Герои и злодеи» и «Как в старой сказке»), а потом примерно равные средненькие диски (с «Жаль, нет ружья» до «Продавца кошмаров»). То есть «Акустический альбом» — это первый «тревожный звоночек», первая трещина. Но почему? Что произошло?

Я это вижу так. Первые два альбома, то есть классический «КиШ», сделаны одновременно двумя фронтменами Андреем Князевым («королём») и Михаилом Горшенёвым («шутом»). Первый — это тексты и романтика, лирика. Второй — харизма, музыка, вокал и, как ни странно, тоже тексты. И я сейчас говорю не о некоторых опытах в написании стихов (Михаил написал около десятка текстов к песням) — они совсем уж беззубы (простите за невольную иронию), ниже всякой критики. Дело в том, что Горшенёв был хорошим цензором. В интервью сам Князев неоднократно говорил, что на музыку он писал много вариантов текстов, из которых выбирался в итоге всего один. К примеру, лирическая песня «Сидеть и ждать» написана в период первых двух альбомов, но Горшенёв её забраковал, потому что она не подходила по стилистике.

Но вышло так, что Михаил невольно отпустил вожжи на третьем альбоме — он попал в больницу и почти не приложил руку к созданию релиза. В итоге почти весь материал был создан Князем без редактуры Горшка, что совсем не пошло на пользу альбому. Известно, что Михаил был против выпуска «Акустического альбома» под лейблом «Короля и Шута», он настаивал на том, что это сольник Андрея.

Так что же такого плохого в текстах третьего альбома по сравнению с текстами первых двух? Условно я делю тексты «КиШа» на две большие категории: «эпос» и «лирику». И «эпос» лучше «лирики». С «эпоса» они начинали, третий альбом полон «лирики». И, начиная с шестого альбома, «лирики» в поэзии Князева всё больше и больше, вплоть до последнего альбома, где кроме неё ничего не осталось. Михаил всё меньше цензурировал коллегу, видимо, шёл на компромисс, сам писал всё больше — и все это в сумме привело впоследствии к краху. Конечно, кредит доверия у фанатов был большой, и они принимали даже откровенно плохие альбомы, как принимали раньше проходные песни и тексты.

Тут необходимо объяснить, что я имею в виду под терминами «эпос» и «лирика», чтобы в дальнейшем избавить эти слова от кавычек. Дело в том, что в контексте моей статьи эти термины не совсем совпадают с общепринятыми литературными терминами, обозначающимися этими же словами. Эпические тексты Князева — это те тексты, где происходят конкретные действия: несколько персонажей взаимодействуют между собой, есть сюжет, состоящий из экспозиции, завязки и развязки. Текстов такого типа больше в раннем творчестве: «Охотник», «Лесник», «Помоги мне!», «Валет и дама», «Кузнец», «Гробовщик» и т. д.

«Лирика» — это тексты, где есть экспозиция или — скажу по-другому — некоторое положение дел , но развития сюжета практически нет. Как ни странно, эта традиция началась с суперхита «Кукла колдуна». И хотя тогда текст получился интересным, эта поэтическая схема позже показала свою несостоятельность.

Что происходит в «Кукле колдуна»? Приведём текст целиком:

Кукла колдуна

Темный, мрачный коридор,
Я на цыпочках, как вор,
Пробираюсь, чуть дыша, чтобы не спугнуть
Тех, кто спит уже давно,
Тех, кому не все равно,
В чью я комнату тайком желаю заглянуть,

Чтобы увидеть

Как бессонница в час ночной
Меняет, нелюдимая, облик твой,
Чьих невольница ты идей?
Зачем тебе охотиться на людей?

Крестик на моей груди,
На него ты погляди

Что в тебе способен он резко изменить
Много книжек я читал,
Много фокусов видал
Свою тайну от меня не пытайся скрыть!

Я это видел

Очень жаль, что ты тогда
Мне поверить не смогла,
В то, что новый твой приятель не такой как все!
Ты осталась с ним вдвоем,
Не зная ничего о нем…
Что для всех опасен он, наплевать тебе

И ты попала

Припев:

К настоящему колдуну,
Он загубил таких как ты, не одну!
Словно куклой, в час ночной
Теперь он может управлять тобой!

Все происходит как в страшном сне.
И находиться здесь опасно мне!

В тексте очень много формальных находок в контексте именно песенной поэзии: к классическим для песенной традиции 6-стишиям в куплетах прикреплены короткие холостые перемычки к припевам: « чтобы увидеть », « я это видел », « и ты попала ». Третий припев имеет отличный от первых двух текст, после трёхчастной композиции находятся две заключающих песню строки, подобные двустишию в последнем терцете шекспировского сонета. К сожалению, в отличие от первых двух куплетов, в третьем рифма сильно хромает — это часто случается со стихами Андрея Князева, он как будто выдыхается, устаёт и начинает лажать. Причём лажать именно формально, сама концовка истории часто имеет неожиданный сюжетный твист или просто имеет бо́льшую яркость, чем остальной текст, ставя эффектную точку в истории.

Форма хороша. А что с содержанием? Из первого куплета мы узнаём, что главный герой — мужчина, крадущийся по некому тёмному коридору и опасающийся кого-то. Из припева понятно, что он крадётся в комнату возлюбленной, порабощённой некой тёмной силой. Из второго куплета мы узнаём только, что он пытается её переубедить. Из третьего куплета понятно, что тот, кто её поработил — « новый твой приятель », то есть мужчина. Из заключительного припева ясно, что он колдун и ночью он управляет ей. Последние строки имплицитно содержат в себе бегство главного героя: любимую не переубедить, он сдаётся и уходит. Возникает много вопросов к тексту. Что за коридор? Это гостиница? Коммунальная квартира? Какое время на дворе? Что она делает по ночам? Убивает людей? Занимается воровством? «Охотится на людей» — понятие растяжимое. Просто так убивать людей станет только совсем уж нелепый сказочный колдун, который «дерётся, потому что дерётся».

“Король и Шут”, “Театр Демона”, 2010 // Формаслов “Король и Шут”, “Театр Демона”, 2010 // Формаслов

В общем, происходит в тексте крайне мало, в отличие от классических текстов «КиШа». Если взять «Театр демона» и почти одноимённую песню, то можно увидеть до чего довел такой метод написания стихов:

Театральный Демон

В себе свято хранит
Театра стен гранит
Великих судьб
Единый путь.
И как ветра порыв,
Людских эмоций взрыв
Питает их —
Детей моих.

Вся жизнь — словно миг,
Ты многолик!
Пока со мной ты здесь, пока ты рядом…

Повелитель кукол жив,
Корни пустив,
В магическом искусства алтаре,
Рад всему вполне.

Несете свой талант,
А я ваш секундант:
Азартный бой —
Дуэль с собой.
До капли выжму вас.
И даже в смертный час,
Отринув боль —
Примите роль!

Припев:

Я управляю ритмами сердец!

В этом тексте не происходит НИЧЕГО. Есть некий театр, в котором есть некий демон, который управляет ритмами сердец, чтобы это ни значило. Бессилие текста подчёркивает и неуклюжая инверсия в припеве «в магическом искусства алтаре», которая ещё и увенчана ужасной рифмой «алтаре-вполне», и чудовищно неуклюжая инверсия в первом куплете «театра стен гранит». Да, Андрей повзрослел и почувствовал себя гуру. В тексте вместо истории и поля для фантазии не осталось ничего, кроме самого этого поля. Недоговорённость, загадочность хороши, но не тогда, когда кроме них ничего нет. Князь стал пытаться придать своим стихам глубину, но любили «КиШ» не за это, а за веселые и интересные истории.

Рассмотрим классические эпические тексты Князева, чтобы ощутить разницу.

Начнём с текста песни «Охотник». Это одна из самых драйвовых песен «КиШа». Первое четверостишие органично пропевается дважды, как будто песня — бензопила, заведённая со второй попытки. Текст незамысловат, но идеально построен.

Темнело за окном, наступала ночь.
За кухонным столом сидели мужики.
Весь вечер беспрерывно бил по крыше дождь,
И гром гремел ужасно где-то у реки.

А в доме шло веселье и гульба,
Ещё никто не знал, что в этот миг
Охотник Себастьян, что спал на чердаке,
Вдруг почернел лицом, стал дряхлый, как старик.

Андрей даёт идеальную, ёмкую экспозицию: ночь, дождь, лесной дом, где гуляют пьяные охотники. И один из них спит на чердаке, претерпевая странные магические изменения. Следующее четверостишие нужно только для одной детали — восхождения полной луны, которое является спойлером к последующим событиям:

Закончилась гроза и дождь прошёл,
На небе появилась полная луна.
И повалил во двор подвыпивший народ,
Смеются мужики, кричат, им не до сна.

И тут появляется оборотень, который, кстати, в песне именуется «зверь», оставляя то самое небольшое пространство для фантазии слушателю:

Но вдруг из темноты раздался рёв,
Затем с петель слетела в доме дверь.
За шумною толпой
Бежал огромный страшный зверь.

Прошу заметить, как вторая строка, похожая на скороговорку (Горшку всегда было трудно её спеть по причине не идеальной дикции из-за потерянных передних зубов) обилием ударений передаёт суровость ситуации, а укороченная третья подготавливает к удару заключительной.

В последнем коротком куплете четверостишие со схемой рифмовки абвб рассыпается на 8 коротких строк:

С зарёй запели петухи,
И хвойный лес зашелестел.
А в поле у реки
Лежало пять кровавых тел.

Проснувшись дома не полу,
Охотник в зеркало взглянул.
«О, как я сладко спал!» —
Себе со смехом он сказал.

Тут и развязка, и то самое торжество зла, о котором выше. В творчестве «Короля и Шута» оборотню недостаточно убить пять человек, он будет после этого если не хохотать, то, по крайней мере, зловеще ухмыляться.

Конечно, «Охотник» прост. Весь текст можно кратко описать вот так: «шестеро охотников выпивали в лесу, один из них оказался оборотнем и убил всех остальных». Кроме мелких художественных деталей я, кажется, ничего сюжетно важного не упустил. Рассмотрим текст «Лесника», который построен чуть сложнее.

Стоит упомянуть, что «Лесник» — песня культовая, сами участники группы — особенно Михаил Горшенёв, который прекрасно, что называется «животом» чувствовал навязанную текстами Андрея эстетику — называли краеугольным камнем, наиболее наглядной демонстрацией творческого метода коллектива.

Вначале текста экспозиция без единого лишнего слова:

Замученный дорогой,
Я выбился из сил.
И в доме лесника я
Ночлега попросил.
С улыбкой добродушной
Старик меня пустил.
И жестом дружелюбным
На ужин пригласил.

Потом следует припев — завораживающий, гипнотизирующий своими сказочно трижды повторёнными строками:

Будь как дома, путник,
Я ни в чём не откажу,
Я ни в чём не откажу,
Я ни в чём не откажу!
Множество историй,
Коль желаешь, расскажу,
Коль желаешь, расскажу,
Коль желаешь, расскажу!

Потом закидывается удочка или как модно сейчас говорить — озвучивается сетап:

На улице темнело,
Сидел я за столом.
Лесник сидел напротив,
Болтал о том, о сем.
Что нет среди животных
У старика врагов,
Что нравится ему
Подкармливать волков.

Спокойный разговор «о том, о сём» вдруг приобретает тревожные нотки во втором четверостишии куплета. И потом звучит панчлайн:

И волки среди ночи
Завыли под окном.
Старик заулыбался
И вдруг покинул дом.

Но вскоре возвратился
С ружьем наперевес:
«Друзья хотят покушать,
Пойдем, приятель, в лес!»

Кроме того, что в песне остаётся открытый финал — а скорее полуоткрытый (вряд ли у утомлённого и безоружного путника есть шансы против человека с ружьём и стаи волков, но всё же сама смерть следует за финалом песни, в воображение слушателя) — тут, в отличие от «Охотника», ещё и возникает ирония. И тут больше пространства для фантазии: текст как бы начинается с многоточия (мы не знаем откуда, куда и зачем идёт главный герой, набредший на дом лесника) и кончается им — финал истории выползает за финал песни, он имплицитен, в сюжете он является своеобразным смысловым эллипсисом.

“Король и Шут”, “Будь как дома, путник”, 1997 // Формаслов “Король и Шут”, “Будь как дома, путник”, 1997 // Формаслов

Если в «Охотнике» убийца-оборотень имеет, видимо, мотив насыщения (хотя тела до конца он не съел, поэтому есть вариант убийства коллег Себастьяном по зову своей «тёмной» стороны), то в «Леснике» убийца просто любит животных больше людей. Таким образом, сходно выстроенные тексты одной категории имеют в своём составе разный по своему качеству юмор. В «Охотнике» — это лёгкая злая ирония, в «Леснике» уже есть прямая шутка, но растянутая на два куплета («люблю кормить волков и, кстати, корм на сегодняшний ужин — ты»).

Итак, главная причина успеха «Короля и Шута» кроется в текстах. Синергия творческих сил «Князя и Шута» с годами ослабевала. Горшок и Князь — это две прямые, их пересечение, возможное только в единственной точке — первые два альбома, следующие альбомы — всё большее и большее расхождение, до полного дисконнекта в 10 альбоме.

И ещё: почему Князь голый? Вовсе не потому, что голый и король, а потому, что музыка в песне играет роль одежды, скрывающая все увечья текста. А в этой статье я хочу взглянуть на тексты без их одежды.

Читайте также: