Смотреть загадки века паром эстония

Обновлено: 25.12.2024

Гибель Парома Эстония. Балтика в конце сентября 1994 года была особенно неспокойной. Дул штормовой ветер, скорость которого достигала 20 метров в секунду, волны до 6 метров высоты набегали на берег, мешая швартоваться малым и средним судам. Метеосводка между тем не обещала улучшения погоды. Ветер усиливался, температура воды не превышала десяти градусов.

И даже такой мощный паром, каким была «Эстония», высотой с шестиэтажный дом, рассчитанный на 2000 пассажиров, чувствовал заметное сопротивление волн. Он вышел из Таллинского порта 28 сентября в очередной рейс в шведскую столицу Стокгольм. Сгущавшийся туман мешал видимости.

Но судовождение при скверной погоде и высоких волнах – это забота капитана и экипажа корабля. Пассажиры (их было 1026 человек), находившиеся в теплых и уютных каютах, ресторанах и барах, на ветер и волны не обращали внимания. Одни еще танцевали и выпивали, другие (и их было подавляющее большинство) готовились ко сну – время приближалось к полуночи.

Паром, совершавший рейсы в Стокгольм три раза в неделю, даже при такой высокой волне, которая была в этот раз в Балтике, не снижал скорости. Вот и сейчас он шел со скоростью примерно 30 узлов в час.

Памятник погибшим на пароме «Эстония» в Таллине

Корпус «Эстонии» слегка подрагивал, съемная носовая часть парома, удерживаемая мощными запорами, испытывала огромное давление. В двух специальных трюмах, располагавшихся на уровне ватерлинии, находились автомобили. Максимальная вместимость парома – примерно 460 легковых или 52 грузовых автомобиля.

На стоянке они обычно заезжают в трюмы через поднятую носовую часть. Очень удобно: приехал в порт на своем автомобиле, погрузил его на паром, а сам перебрался в удобную каюту. На следующий день после прибытия в порт назначения садись в свою машину и кати дальше в нужном тебе направлении.

Сейчас в мире используется около 4500 судов такого типа. Правда, все они страдают одним общим изъяном – слабой устойчивостью. Высокие борта, надстройки, где в каютах располагаются пассажиры, и огромные (в две-три палубы) пустые трюмы, которые заполняются большей частью автомобилями.

Они, естественно, должны основательно крепиться, ведь, если в трюмах, не дай бог, автомобили сместятся, это может привести к весьма трагическим последствиям.

Популярные статьи: Убар Атлантида песков

За время эксплуатации судов этого класса двенадцать потерпели катастрофы именно по причине смещения центра тяжести. Это является очень высоким показателем. В 1987 году в бельгийском порту Зеебрюгге опрокинулся паром «Херальд оф фри Энтерпрайз».

В ледяной воде тогда погибли 134 человека, совершавших однодневную увеселительную поездку. Через несколько лет в Северном море возле немецкого острова Рюген завалился на бок паром «Ян Хевелиус».

У обоих опрокинувшихся судов возникли проблемы с погрузочными люками. Морская вода проникла через неплотно закрытые шлюзы и затопила погрузочные палубы. Автомобили, сорвавшись с креплений, перекатились на один борт, создали крен и привели к опрокидыванию.

«Эстония» была построена в 1980 году на немецкой верфи «Майер Верфт» в городе Папанбурге. Судно отвечало всем международным нормам. Для улучшения мореходных качеств его не раз обновляли, приделали даже подводные крылья. Затем «Эстонию» оснастили новейшими средствами автоматики и электроники, аппаратами для установления спутниковой связи. Команду нанимали строго по конкурсу, а возглавил экипаж капитан с 25-летним морским стажем – Арво Андерсен.

В трюмах «Эстонии» на этот раз находилось 30 грузовиков, 2 автобуса и легковые автомашины. До прибытия парома в Стокгольм оставалось еще несколько часов. Как раз столько, чтобы успеть выспаться и наутро привести себя в порядок. На верхней палубе в баре гремела музыка, разодетые в яркие маскарадные костюмы девушки из балетного ансамбля исполняли свою танцевальную программу, мужчины и женщины сидели за столиками и пили шампанское.

Но качка становилась все сильнее, паром швыряло с волны на волну с каким-то неимоверным грохотом. Девушки из варьете теряли равновесие, падали на пол, а музыканты едва удерживались на своих стульях. Около двенадцати часов ночи, извинившись перед публикой, музыканты решили выступление закончить. Зрители и артисты уже покидали зал, мечтая выспаться и отдохнуть перед прибытием в порт.

Но девятьсот человек – пассажиров и членов команды – так и не попали в Стокгольм. Не вернулись они и в Таллин. В ту сентябрьскую ночь паром «Эстония» стал для них железной гробницей, унесшей их на глубину 90 метров.

Популярные статьи: Как на человека влияет высота

Все произошло очень быстро. Публика еще поднималась на верхнюю палубу к своим каютам, когда от сильнейшей волны не выдержали, видимо, крепления носовой части – самое уязвимое место парома, испытывавшее наибольшие нагрузки. Образовался крен. По всей видимости, щель в носовой части уже была ранее, и сквозь нее в трюм поступала вода.

Уровень ее постепенно повышался и достиг 50 сантиметров, что превысило все допустимые нормы. Именно проникшая в трюм вода и стала создавать тот самый опасный крен. Плохо закрепленные автомобили и некоторые вообще не закрепленные грузовики от неумеренной качки сдвинулись с места и «поплыли».

Перекатываясь на другой борт, они, очевидно, и добавили крен. Через несколько минут крен приближался уже к 30 градусам, а вскоре носовую часть парома совершенно сорвало и ледяная вода хлынула в трюм.

Крен увеличивался очень быстро. Вскоре вода проникла в машинное отделение, через несколько минут моторы встали, а следом отключилось и аварийное освещение. Наступил полный мрак. Огромное судно закачалось в волнах, как легкая щепка. В этих условиях оставалось только одно – подавать сигнал «SOS» и спасать людей.

В 00 часов 24 минуты филиал финского морского пароходства на острове Уте, располагавшийся в 100 километрах от города Турку, неожиданно принял тревожные позывные:

«Терпим бедствие! Окажите помощь!», «Нас заливает!». Передававший сигналы «SOS» паром «Эстония» сообщал, что у него неожиданно отказали все машины и отключилось электропитание.

Это означало, что судно потеряло всякую способность к сопротивлению волнам и становилось их добычей. Долго ли оно могло продержаться на поверхности при волне высотой в шесть метров?

Расстояние до места катастрофы составляло примерно 35 километров. Ночь, на море шторм… Куда высылать спасательные суда? Как быстрее прийти на помощь?

И тем не менее финны тотчас организовали спасение: в море отправились суда береговой охраны, в небо были подняты вертолеты. Были оповещены все корабли, находившиеся в это время в море. В Турку создали штаб для приема спасенных.

Прибывшие на место гибели парома суда и вертолеты смогли подобрать только 139 человек и 42 окоченевших трупа.

Несколько дней и ночей двенадцать судов и пять вертолетов обследовали местность в надежде найти еще некоторых спасшихся. Паром затонул на глубине примерно 90 метров, и больше никого в волнах обнаружить не удалось. Водолазы, внимательно обследовав оторванную носовую часть парома, предложили поднять ее на поверхность. С этим согласились и эстонские капитаны.

Восемнадцатого ноября 1994 года финскому ледоколу «Нордика» удалось поднять со дна оторванную носовую часть парома «Эстония». К ее изучению приступила группа экспертов. Они сразу обнаружили, что обе части – носовую и корпус – заклинило, в результате главный замок (который называют атлантическим) оказался нефункциональным.

Популярные статьи: Гора Крестов в Литве находится на месте бывшего городища

Но если бы капитан не отдал приказа двигаться полным ходом, предоставив тем самым волнам довести свою разрушительную работу до конца, то спасти можно было бы гораздо больше людей – практически всех.

Ведь по всем техническим характеристикам это судно в случае аварии могло оставаться на плаву пять-шесть часов. И только начавшийся крен стал для него губительным.

Следующая загадка

Почему на самом деле затонул паром «Эстония»? Кто виноват в гибели почти тысячи человек? И какие новые улики были обнаружены на месте трагедии?

Фото: estoniasamlingen.se

28 сентября 1994 года в Балтийском море затонул паром «Эстония». На борту судна находились пассажиры из 17-ти стран мира, 989 человек. Выжили лишь 137. Это кораблекрушение - одна из крупнейших морских катастроф со времен «Титаника», и одна из самых засекреченных. Вместе с судном затонуло и российское секретное оружие, которое везли контрабандой из Таллина в Стокгольм. Это сенсационное заявление сделал бывший начальник шведской разведки Эрик Розандер в рапорте правительству Эстонии. По словам Розандера, в Швецию везли российский «материал военного происхождения». И эта информация идет вразрез с официальной версией, которую бесперебойно транслируют европейские власти уже больше 26 лет!

И вот, новый поворот. 28 сентября 2020-го, премьер-министр Эстонии Юри Ратас сделал неожиданное заявление: его страна вместе с Финляндией и Швецией возобновят расследование обстоятельств гибели судна. Причина - на корпусе корабля была обнаружена неизвестная ранее пробоина. Прямо за носовым козырьком! Разве могли ее не заметить водолазы, которые работали в рамках официального следствия? Неужели появилась улика, способная открыть тайну и ответить на вопрос - почему на самом деле паром «Эстония» лег на дно? Кто виноват в гибели почти тысячи человек? Действительно ли в трюмах судна перевозили секретное советское оружие и жизни погибших людей оказались всего лишь очередной разменной монетой в большой политической игре?

Следующая загадка

Новость о гибели парома, громом грянувшая ранним утром 28 сентября 1994 года, буквально потрясла весь мир. Катастрофа «Эстонии» стала крупнейшей по количеству жертв в послевоенной Балтике. В фильме-расследовании речь пойдёт об основных версиях, связанных с гибелью парома. Участники событий - российские и западные эксперты.

Следующая загадка

28 сентября 1994 года в Балтийском море затонул паром «Эстония». На борту судна находились пассажиры из 17-ти стран мира, 989 человек. Выжили лишь 137. Это кораблекрушение - одна из крупнейших морских катастроф со времен «Титаника», и одна из самых засекреченных. Вместе с судном затонуло и российское секретное оружие, которое везли контрабандой из Таллина в Стокгольм. Это сенсационное заявление сделал бывший начальник шведской разведки Эрик Розандер в рапорте правительству Эстонии. По словам Розандера, в Швецию везли российский «материал военного происхождения». И эта информация идет вразрез с официальной версией, которую бесперебойно транслируют европейские власти уже больше 26 лет!

И вот, новый поворот. 28 сентября 2020-го, премьер-министр Эстонии Юри Ратас сделал неожиданное заявление: его страна вместе с Финляндией и Швецией возобновят расследование обстоятельств гибели судна. Причина - на корпусе корабля была обнаружена неизвестная ранее пробоина. Прямо за носовым козырьком! Разве могли ее не заметить водолазы, которые работали в рамках официального следствия? Неужели появилась улика, способная открыть тайну и ответить на вопрос - почему на самом деле паром «Эстония» лег на дно? Кто виноват в гибели почти тысячи человек? Действительно ли в трюмах судна перевозили секретное советское оружие и жизни погибших людей оказались всего лишь очередной разменной монетой в большой политической игре?

130 0

Другие документальные фильмы на эту тему

Расследования Авиакатастроф/ Air Crash Investigation/ Сезон 20 (2020)

Пожалуй, найдется не так много людей, которые при посадке на борт авиалайнера не испытывали бы чувство страха. Большинство пассажиров каждый раз задается вопросом: а приземлимся ли мы вообще? Во время полета чутко реагируют на каждый толчок, крен и вибрацию – не случилось ли чего? В каждом странном попутчике мерещится террорист. Но приземлившись целыми и невредимыми, они быстро забывают о пережитом до следующего полета. Но есть и другие – те, кто испытал воображаемое в реальной жизни. Это чудом оставшиеся в живых свидетели авиакатастроф – пассажиры и члены экипажей. Попадание молнии или зенитной ракеты в корпус пассажирского самолета, отлетающие на ходу части корпуса, обнаруженные в воздухе неполадки двигателя, сбой работы приборов и бортового компьютера, столкновение, попадание в шторм, нахождение на борту террористов и угонщиков – вот неполный перечень кошмаров, с которыми пришлось столкнуться героям сериала. Из эпизода в эпизод авторы фильма проводят повторное расследование, выявляя причины той или иной катастрофы и инсценируя ситуацию, какой она могла быть за несколько минут до аварии. Благодаря этому можно оказаться в центре событий за секунды до начала трагедии… Испытать весь ужас и остаться в живых.

10 выпусков

Все выпуски:
1. Взрыв при посадке
2. Столкновение на взлетно-посадочной полосе
3. Заход на посадку в Катманду
4. Роковой лед
5. Приводнение в Атлантике
6. Невероятное пике
7. Без предупреждения
8. Убийца в кабине
9. Штормовой взлет
10. Катастрофа на взлетной полосе

25.01.2020

Нефронтовые Заметки (2018)

Современники называли Первую мировую войну Великой, но со временем она стала фактически забытой. Эта война была незаслуженно отодвинута на "обочину" общественного сознания, скрывая свои тайны в тени жертв и катастроф Второй мировой. Об одной из самых неизученных страниц трагической истории нашей страны речь пойдет в документальном сериале "Нефронтовые заметки".
Включены кадры кинохроники, фото- и архивные документы.

Выпуски 126 - 162
(25 декабря 2017 - 31 декабря 1918 года)

22.01.2018

Власть Факта (2018)

Судьбы, факты, явления – взгляд сквозь время глазами историков наших дней. История, какой мы ее помним, и история с точки зрения тех, кто знает все ее детали. Неизвестные штрихи и забытые подробности минувшего, актуальные проблемы дня сегодняшнего и их исторические корни - темы историко-публицистической программы "Власть факта".

1. Технологии: вызов для будущего?
2. 1968: год, который потряс мир
3. Реформаторы под надзором. Русское земство
4. Консерваторы и самодержавие
5. Россия и Балканы
6. Власть пап
7. Единая Корея
8. Крымская война
9. Модернизация по-ирански
10. Италия времён Муссолини
11. Феномен Египта
12. ГДР
13. Древнерусский эпос
14. Век Ришелье
15. Белая Африка
16. Генерал Скобелев
17. Осколки империй
18. Русские диаспоры
19. Перечитывая Маркса
20. Молдавия - страна на стыке империй
21. Просвещенный консерватизм графа Уварова
22. Эхо звездных войн
23. Солженицын и русская история

20.01.2018

Секретная Папка (2018)

История полна загадочных событий, нераскрытых дел, запутанных обстоятельств. Что стоит за блистательными победами и великими свершениями? Кто скрывается за тайными заговорами и сокрушительными поражениями? Неизвестные подробности, удивительные факты, достоверные источники – всё это хранится в «Секретной папке» Дмитрия Диброва.

38 выпусков
все выпуски 2018 года

1. Охота на Каддафи
2. Второй после Гитлера
3. Проект «Бен Ладен». Конец мифа
4. Тайна Третьего рейха. Секретное оружие СС
5. Адольф Гитлер. Окончательный диагноз
6. «Черная смерть» вермахта. Забытый противник Гитлера
7. Алексей Маресьев. Подлинная история настоящего человека
8. Персидский поход Сталина
9. Битва за Луну. Горячий космос холодной войны
10. Охотник на резидентов
11. Тайна Форт-Нокса. Фальшивое золото Америки
12. Аляска. Тайны сделки века
13. Сталинское экономическое чудо. Как восстанавливали СССР после войны
14. Богдан Хмельницкий. Русский выбор Украины
15. Саддам Хусейн. Американская ловушка
16. Проклятие миллиардов. Охота на Онассисов
17. Подвиг генерала Карбышева
18. Диверсия с золотым прикрытием
19. Некнижная история. Правда о «Молодой гвардии»
20. Чапай. Подлинная история комдива
21. Тайная операция в Сирии
22. Климатическое оружие России
23. Операция «Эвакуация». Битва тыла
24. Тайна агента Вертера
25. Лекарство для Победы
26. Операция "Большой вальс"
27. Вернуться из плена
28. Легенда Донбасса
29. Детская кровь для Вермахта
30. Танк-крепость
31. Погоня за лучом смерти
32. Тайный план Черчилля
33. Пираты ХХI века
34. Сила тока. Битва за Москву
35. Оккупация. История выживания
36. Загадка «Черной смерти»
37. 1941. Первый гром над Берлином
38. СМЕРШ. Ход королем

18.01.2018

Легенды Армии (2018)

В жизни каждого человека бывают моменты, когда судьба словно проверяет его на прочность. Но одно дело, когда это личные испытания, и совсем другое, когда от действий одного человека зависят судьбы боевых товарищей, а иногда целых полков, армий, фронтов и даже судьба страны. В такие моменты начинается путь в легенду.

Рассказ о каждом герое будет построен через главное событие в его службе, в котором наиболее ярко проявилась неординарная личность. Будь то важное сражение или военная кампания.

38 выпусков
все выпуски 2018 года

1. Сидор Ковпак
2. Семен Богданов
3. Исса Плиев
4. Михаил Шатин
5. Фриц Шменкель
6. Сергей Бирюзов
7. Павел Батов
8. Евдокия Бершанская
9. Петр Гаврилов
10. Давид Душман
11. Юрий Максюта
12. Минигали Шаймуратов
13. Борис Соколов
14. Григорий Дольников
15. Анатолий Артеменко
16. Андрей Титенко
17. Михаил Фрунзе
18. Александр Бессараб
19. Анатолий Лебедь
20. Магомед Толбоев
21. Александр Ефимов
22. Алексей Игнатьев
23. Николай Петров
24. Павел Гудзь
25. Дмитрий Лелюшенко
26. Александр Терлецкий
27. Петр Игнатов
28. Василий Колесник
29. Николай Каманин
30. Семен Коновалов
31. Иосиф Рапопорт
32. Петр Ивашутин
33. Виктор Талалихин
34. Александр Шабалин
35. Василий Архипов
36. Валерий Чкалов
37. Константин Заслонов
38. Евгений Преображенский

18.01.2018

Загадки Века / Сезон 3 (2018)

Этот документальный цикл рассказывает о событиях, которые оставили важный след в мировой истории и имеют непосредственное отношение к нашей стране. Сериал основан на подлинных фактах, полученных из недавно открытых архивов ФСБ, СВР и РГВИА. Кроме этого в каждом фильме будут выдвинуты версии, во многом меняющие ранее существующее представление о том или ином событии. Версии будут подкреплены подлинными документами и мнениями авторитетных экспертов и историков.

37 выпусков
все выпуски 2018 года

01. Личное дело Павла Судоплатова
02. Мата Хари. Легкомысленная шпионка
03. Большой грабеж. Тайна псковских сокровищ
04. Михаил Лермонтов. Роковая драма
05. Штирлиц. Вымысел или реальность
06. Капкан для Бандеры
07. Максим Горький. Смерть "Буревестника"
08. Неизвестный Дзержинский
09. Николай Ежов. Падение с пьедестала
10. Проклятие Евы Браун
11. Григорий Котовский. Неразгаданное убийство
12. Сергий Радонежский. Спасение реликвии
13. Почему Сталин пощадил Гитлера
14. Хлопковое дело
15. Группа крови «Альфа»
16. Похищение шедевра
17. Декабристы
18. Кто Вы, Вольф Мессинг?
19. Расстрельное дело «Елисеевского гастронома»
20. Пушкин. Тайна фамильного склепа
21. Николай Вавилов. Он хотел накормить мир
22. Йозеф Менгеле. Доктор смерть
23. Мина для Хрущева. Тайна капитана Крэбба
24. Жизнь за доллар
25. Ошибка Александра Грибоедова
26. Смерть Сталина - отравление?
27. Леди Диана. Путь в вечность
28. Савва Морозов: таинственная смерть
29. Пожар в гостинице «Россия»
30. Светлана Аллилуева. Побег по расчету
31. Последний вираж Фрэнсиса Гэри Пауэрса
32. Никола Тесла. Гений или мистификатор?
33. Кто убил Мэрилин Монро?
34. «Несокрушимый». История забытого подвига
35. Холодное лето 53-го. Кровавая амнистия
36. Перевал Дятлова
37. Леонид Колосов. Наш человек в «Коза ностра»

28 сентября 1994 года в Балтийском море произошла крупнейшая трагедия. Родственники погибших до сих пор гадают, что это было: диверсия, пробоина, а возможно, всему виной действия спецслужб.

28 сентября, 08:20 126175

Летом 2000 года американский бизнесмен Грек Бэмес и представители одной из германских телекомпаний отважились на беспрецедентную экспедицию — они решили спуститься к затонувшему в 1994 году парому "Эстония", который лежал в Балтийском море на глубине 83 метров и был объявлен местом общего захоронения.

В момент гибели на борту "Эстонии" находилось 989 человек, из них спаслось только 94 пассажира и 43 члена экипажа. Ещё 95 погибших были доставлены на берег и опознаны. 757 человек навсегда остались на борту злополучного судна.

Согласно европейским законам, каждый, кто приближался к затонувшему парому, становился преступником. Никто не знает, за какие ниточки пришлось подёргать бизнесмену Бэмесу и немецким журналистам, чтобы им разрешили приблизиться к "Эстонии". Зато всем была известна причина, по которой Бэмес решился на такой шаг, — он, как и многие родственники погибших, не верил в официальную версию гибели парома.

Катастрофа

Паром Estonia в то время, когда он носил название Viking Sally. Фото © Wikipedia

В свой последний рейс из Таллина в Стокгольм паром "Эстония" отправился 27 сентября 1994 года в 19:15. Из порта он вышел с небольшим опозданием. Позже журналисты выяснят — судно имело небольшой крен на правый борт, однако экипаж это не смутило. Видимо, паром в таком состоянии совершил уже не один рейс. В эту ночь на Балтике штормило, порывы ветра достигали 10 м/с, временами начинал идти дождь. Однако такая погода для такого огромного и роскошного судна не была чем-то особенным, и все были уверены, что рейс пройдёт штатно.

До полуночи всё было в норме. К ночи качка усилилась, большинство пассажиров разбрелись по каютам — устраиваться на ночлег. Многие страдали морской болезнью. Около 23:00 "Эстония" разминулась с другим паромом — "Мариэллой", экипаж которой позже вспоминал, что "Эстония" шла с превышением скорости, очевидно, капитан пытался наверстать упущенное время. Однако к моменту катастрофы судно снизило скорость до штатной — 15 узлов (около 28 км/ч).

Далее ситуация развивалась быстро: в полночь паром вышел из Финского залива и достиг середины Балтики, один из вахтенных матросов совершил плановый осмотр судна и доложил на мостик, что всё в порядке.

Капитан парома Аври Андерсен ушёл в каюту отдыхать. Но уже в 0:55 тот же матрос услышал подозрительный металлический скрежет в передней части автомобильной палубы. Матроса срочно отправили посмотреть, в чём дело, а капитана вызвали на мостик. Матрос, снова осмотрев автомобильную палубу, доложил, что всё в порядке. Тем временем шумы и стуки услышали уже многие члены экипажа и пассажиры в каютах.

Жуткое наваждение: В Перми повторилась трагедия 63-летней давности

Катастрофа произошла в 1:15, механик Маргус Треу услышал несколько громких металлических ударов, после чего на контрольном мониторе машинного отделения увидел, что через края носовой рампы внутрь корабля хлынула вода. Затем у него на глазах в течение нескольких секунд разрушились поворотные механизмы визора — механизма на носу корабля, который открывается у пристани, чтобы машины могли заехать внутрь. Визор весом в 55 тонн сорвало с места. Несколько секунд он держался на остатках креплений, а потом рухнул в море. Паром, словно распахнувшая пасть акула, начал "заглатывать" тонны морской воды.

Крен на правый борт усилился быстро — через полчаса он достиг 40 градусов (примерно в это время в эфир летит первый сигнал SOS), а ещё через десять минут достигает 115 градусов — и палуба парома оказывается под ледяной балтийской водой.

Спасите наши души

Что творилось в эти минуты среди пассажиров, страшно представить. Паника, темнота, ледяной дождь, ветер. Некоторые очевидцы утверждали, что мужчины отталкивали женщин от спасательных шлюпок и вырывали у них спасжилеты, но другие вели себя достойно и помогали слабым. Тем не менее из 137 спасшихся 111 оказались мужчинами, возраст большей части которых был 25–45 лет. Выжили самые сильные. Слабые погибали от травм, тонули, умирали от переохлаждения — температура воды была ниже 12 градусов.

Позже спасатели признают, что в операции по спасению было допущено множество ошибок. Подошедшие суда не могли спустить шлюпки на воду из-за волнения, а пилоты вертолётов летали над местом катастрофы, но не могли внизу разглядеть тонущих. Из 26 вертушек вовремя прибыть на место смогло только 11.

Фото © ТАСС / LEHTIKUVA / KIMMO MANTYLA

Настоящий героизм проявили пилоты двух вертолётов пограничной охраны. Вместо того чтобы отвозить поднятых из моря людей на финский остров Утё, они садились на палубы подошедших судов и таким образом спасли 44 человека. К девяти утра паром с погибшими лежал на дне моря, а спасатели достали из воды последнего выжившего.

Лицензия на расстрел: Что помешало врачам в Перми остановить преступника

Кто виноват?

Пустая спасательная шлюпка парома "Эстония" в открытом море. Фото © Wikipedia

Для погибших всё было кончено. Но не для живых. Слухи о том, что паром затонул в результате теракта, появились сразу. Некоторые пассажиры уверяли, что слышали удар, а потом взрыв. Другие говорили, что слышали два взрыва. Но — удивительное дело! — власти Эстонии наотрез отказались рассматривать другие версии, кроме неисправности судна.

Созданная Швецией, Финляндией и Эстонией следственная комиссия поспешно вынесла вердикт: причины катастрофы кроются в недостатках конструкции парома, которые не отвечают современным требованиям безопасности, и в сложных погодных условиях.

Спасательный плот парома "Эстония". Фото © Wikipedia

Поднимать паром просвещённые европейцы отказались — слишком дорого. Объявили место катастрофы общей могилой, и дело с концом. Общественности в качестве доказательства предъявили кадры затонувшего судна с морского дна, однако они были смонтированными, до странности размытыми и нечёткими.

Высокие ставки: Почему фильм "Холодный расчёт" может стать продолжением "Таксиста" Роберта Де Ниро

Почти сразу вскрылось множество непонятных обстоятельств. Имя сменного капитана "Эстонии" Аво Пихты изначально попало в списки живых, и очевидицы даже видели его, сидящего в автобусе вместе с другими спасёнными, более того, этот момент был снят журналистами и даже показан в одной из новостных программ. Однако позже эти кадры исчезли, а сам Пихта пропал и оказался в списке погибших. Подобное случилось и с несколькими другими спасёнными людьми.

Фото © ТАСС / Kimmo Mantyla

Журналисты, в отличие от официальной комиссии, рассматривали разные версии — среди них были и неисправность, и столкновение с подлодкой, и даже груз наркотиков в машинах, от которых курьеры избавились, открыв носовой визор. Но основной версией гибели судна стал груз оружия, который перевозился на "Эстонии" и от которого кто-то решил избавиться. Многие высказывали предположение, что Эстония могла перевозить в Швецию новейшее вооружение, оставшееся в стране после распада СССР. Более смелые исследователи предполагали, что это могли быть даже части ядерных боеголовок или груз кобальта.

Выдвигались версии, что западные спецслужбы, не желавшие, чтобы этот груз оказался в руках шведов, заложили на пароме бомбу. Это подтверждали свидетели. Например, спасшийся швед Ральф Сирман утверждал, что видел в корпусе корабля огромную дыру в районе ватерлинии.

Результат есть? Результата нет!

Сенсация? Не тут-то было! Комиссии то начинали работу, то прекращали её, а дело не двигалось с мёртвой точки. В 2004 году экс-начальник портовой таможни в Стокгольме Фрихамнен Хенрикссон заявил журналистам, что в 1994 году паром "Эстония" действительно несколько раз перевозил грузы, которые таможенникам досматривать не давали, и, скорее всего, на борту парома действительно находилась военная техника. После этого была создана четвёртая по счёту комиссия, которая выяснила, что слова таможенника — правда, и связала гибель судна с этим фактом. Но и это ничего не дало.

Следующая попытка выяснить правду была предпринята в 2016 году. Организация родственников погибших Stiftelsen Estoniaoffren och Anhöriga отправила премьер-министру Эстонии Таави Рыйвасу новое требование начать расследование причин гибели парома. Ответом было молчание. Не означало ли это, что ниточки вели к правительствам европейских государств?

Весной 2019 года родственники погибших в Швеции подали судебный иск с требованием начать новое расследование, организовать погружение к парому и выяснить наконец причину катастрофы. Иск поддержали родственники погибших в Эстонии, однако до сих пор не слышно, чтобы что-то сдвинулось с места. "Эстония" так и лежит на дне Балтийского моря в 35 километрах от финского острова Утё и ждёт того, кто сможет раскрыть её тайну.

Следующая загадка

Гибель Парома Эстония видео

Гибель парома Эстония (hd) Совершенно Секретно

Для многих граждан Эстонии этот паром стал символом новой жизни в бывшей советской республике, только-только ставшей суверенной страной.

Гибель парома "Эстония"

Документально-исторический цикл "Загадки века с Сергеем Медведевым" "Загадки века" 2 сезон 3 серия "Гибель парома "Эстония". Новость о гибели .

Паром «Эстония». 25 лет страшной катастрофе в Балтийском море

Ночью 28 сентября 1994 года паром «Эстония» потерпел крушение в Балтийском море. Погибли 852 человека, спаслись 138. Это крупнейшее .

Улика из прошлого: Последняя тайна парома «Эстония» (2020) 27.10.2020

28 сентября 1994 года в Балтийском море затонул паром «Эстония». На борту судна находились пассажиры из 17-ти стран мира, 989 человек. Выжили .

Крушение парома 'Эстония' (Катастрофы 20 века ) онлайн в хорошем качестве Документальный фильм Войны, изобретение смертельного оружия, .

Читайте также: