Ванна из гранита в питере загадки

Обновлено: 25.12.2024

Пришло время снова вернуться к набережным Питера. А всё дело в пылких заверениях о том, что гранит города - искусственный камень, изготовленный литьём.

О питерских набережных, "отлитых" из гранита

Особенно странно это заявление выглядит после того, как этот же Алексей выставил мне в комментарии эту фотку с блоками разных оттенков

О питерских набережных, "отлитых" из гранита О питерских набережных, "отлитых" из гранита

Очень интересная "опалубка" :о) Посмотрим на "гомогенность и монохромность" каменных блоков

О питерских набережных, "отлитых" из гранита О питерских набережных, "отлитых" из гранита

Отчего же такие разные по цвету блоки? Неужто строители краску в состав смеси искусственного гранита не могли правильно дозировать? А может дело проще, и камни всё-таки натуральные? И как интересно, литогранитчики сумели создать овоиды, коими отличается рапакиви? А что они имеются не только на поверхности камня, но и в его толще, прекрасно видно на фотке, снятой альтернативщиками

О питерских набережных, "отлитых" из гранита

Поговорим ещё про гомогенную породу с монотонным цветом. Сначала небольшая экскурсия с помощью снимков из интернета.

Сразу видно, рапакиви "лили" :о))) Сразу видно, рапакиви "лили" :о)))

И ещё много-много рапакиви , с различными оттенками, свидетельствующие о многочисленных ремонтах

О питерских набережных, "отлитых" из гранита

И, конечно, следы ремонта демонстрируют, что "замазки" литой, очень похожей внешне и внутренне на рапакиви, до сих пор не придумали

О питерских набережных, "отлитых" из гранита О питерских набережных, "отлитых" из гранита О питерских набережных, "отлитых" из гранита О питерских набережных, "отлитых" из гранита О питерских набережных, "отлитых" из гранита О питерских набережных, "отлитых" из гранита О питерских набережных, "отлитых" из гранита О питерских набережных, "отлитых" из гранита

А здесь на отколах видно, что овоиды имеются и внутри камня, а не только на поверхности:

О питерских набережных, "отлитых" из гранита

А ведь набережные ремонтировали не только в 21-м и в 20-м веках, но и в 19-м, когда, по уверениям Шарапова гринит отливать должны были вовсю :о)

Что интересно ещё, так это то, что, показывая мне следы мешковины, Шарапов, продемонстрировал следы бучарды

О питерских набережных, "отлитых" из гранита

Покажу, как эти следы выглядят поближе

О питерских набережных, "отлитых" из гранита

А бучарды (они же - зубатки) у нас в стране стали активно применять не ранее 20-го века.

О питерских набережных, "отлитых" из гранита

Камень на приведённом Алексеем снимке явно после ремонта, свежий раствор также свидетельствует об этом. Как выглядит поверхность камней, покоящихся в теле набережных продолжительное время, можно увидеть на некоторых снимках (питерцы могут это видеть повсюду)

О питерских набережных, "отлитых" из гранита

Старые гранитные блоки долгое время подвергались воздействию природных сил, а потому несут следы выветривания.

Бучардированные камни на фото, похоже, несли на себе уж слишком явные следы воздействия природы и человека (о чём свидетельствуют зазубренные края и вмятины), потому их подремонтировали, стесав поверхность. А чтобы блоки не сильно отличались от тех, что рядом, их лицевую часть подвергли воздействию пневмозубаток.

О том, Ещё одна "особенность", с которой долго носились альтернативщики, - " невозможный " для ручного изполнения рисунок у Эрмитажного мостика и на набережной перед Медным всадником:

Загадка Царь-ванны

Размеры ванны впечатляют. Но как же, чёрт возьми её сделали? По официальной версии, ванна была вырублена из цельного куска красного гранита массой более 160 тонн, который приволокли с каменоломни одного из финских островов. Абсолютно непонятно как дотащили глыбу гранита весом в 160 тонн, когда эпоха электричества и паровых двигателей ещё не наступила, а поблизости не наблюдается каких либо водных коммуникаций или хороших дорог.

Качество обработки гранитной поверхности высочайшего уровня. Создалось впечатление, что гранитную заготовку вырезали на гигантском токарном станке.

Стоит помнить, что в то время не было твёрдосплавного камнерезного инструмента, а стальные зубила (скарпеля), которыми пользовался Суханов требовали заточки через каждые 3-4 удара по граниту. Общий объём проведённых работ выглядит просто фантастическим.

Каким образом удалось добиться таких фантастически правильных форм? Ведь вся работа выполнялась вручную: гранит, молоток и скарпель.

На дне ванны сливного отверстия обнаружено не было. Очередная загадка. Ведь потребуется неимоверное количество усилий для вычерпывания из ванны несвежей воды. В связи с этим возникает вопрос: а ванна ли это?

Феноменальный уровень обработки гранита.

И на последок ещё одна очень важная загадка. В непосредственной близости от протоптанных туристических троп, находится поистине уникальный исторический артефакт, который привлечёт к себе десятки-сотни тысяч туристов, готовых за право посмотреть на него платить немалые деньги. А что имеем по факту: многолетнии руины дворца и спрятанный за синим забором, подальше от людских глаз, уникальный исторический объект. Что это? Умышленное сокрытие информации о объекте, происхождение которого непросто объяснить?

P.S. Как показал небольшой опросик, большинство опрашиваемых местных жителей, проживающих в Царском селе (г. Пушкин) ничего не слышали о ванне.

В продолжение истории о Царь-ванне, приглашаем вас посмотреть ещё одну нашу прогулку, в этот укрытый от посторонний глаз уголок, состоявшуюся через год после написания этого блога - Баболовский дворец и Царь-ванна. Реставрация или консервация.

Следующая загадка

2016-01-27 в 02:39

Что общего между Царь-пушкой, Царь-колоколом и Царь-ванной? Ни один из этих артефактов не использовался по прямому назначению: Царь-пушка никогда не стреляла, Царь-колокол никогда не звонил, а в Царь-ванне, скорее всего, никто никогда не купался.

Но если первые два - экспонаты Московского Кремля - известны во всем мире, то Царь-ванна скромно прячется на окраине Баболовского парка в Царском Селе, в стороне от туристских маршрутов. И это тем более странно, потому что Баболовская чаша - подлинный шедевр камнерезного искусства. Но кто и когда ее сделал - большая загадка.

Чудо в руинах

Что было раньше: курица или яйцо? Над этим вечным вопросом тщетно бились многие поколения схоластов. Но в нашем случае «яйцо» точно было раньше «курицы». То есть сначала установили огромную круглую гранитную ванну и лишь потом возвели вокруг нее стены и куполообразный свод. Впрочем, обо всем по порядку.

Баболовский парк не избалован вниманием гостей Царского Села. Он не изобилует архитектурными достопримечательностями, да и вообще сильно запущен, больше походит на лес. Зато здесь тишина, покой и свежий воздух. А если пройти по главной аллее - Баболовской просеке - почти до ее конца, а потом свернуть направо, то можно выйти к большому пруду, образовавшемуся в том месте, где речка Кузьминка перегорожена мостом-запрудой.

На другом берегу - руины из красного кирпича - все, что осталось от Баболовского дворца, разбомбленного во время Великой Отечественной войны фашистами и до сих пор не восстановленного. Впрочем, развалины обнесены забором, и на воротах висит табличка о том, что здание находится на реставрации. Имеются и охранник, и сторожевые собаки.

Но если вам удастся договориться с ними и заглянуть через пролом в стене внутрь восьмиугольной башни, вашему взору откроется настоящее чудо - гигантская чаша идеально круглой формы, вытесанная из цельной гранитной глыбы, как гласит официальная история, по повелению императора Александра I мастерами петербургской артели Самсона Ксенофонтовича Суханова.

«Произведение Русского Ваятеля»

Каменотесы трудились над царским заказом семь лет - с 1811 по 1818 год. 160-тонная гранитная глыба темно-розового цвета была найдена на одном из финских островов. Где из нее вытесывалась ванна - непосредственно в каменоломне или близ места установки - доподлинно неизвестно. Но в результате получилась чаша, не имеющая себе равных в мире.

Вес ее - 48 тонн, диаметр - 5,33 метра, глубина - 1,52 метра, высота - 1,96 метра. В нее входило до 800 ведер воды. Труд, проделанный каменотесами, можно назвать воистину адским. Например, только для придания гранитному блоку чашевидной формы нужно было сделать десятки миллиардов ударов киянкой по скарпелю (это такой инструмент, стальной стержень, расширенный на одном конце в виде остро отточенной лопатки).

Еще столько же раз надо ударить, чтобы и внешние обводы стали идеально округлыми. К тому же в то время еще не было твердосплавного камнерезного инструмента. Инструменты из простой стали, которыми работали мастера, приходилось затачивать после каждых 3-4 ударов по граниту. Просто диву даешься, как в таких условиях им удалось выполнить чашу идеальной геометрической формы!

Не зря современники восхищались этим уникальным творением. Вот что писал в «Отечественных записках» за 1818 год Павел Петрович Свиньин: «Наконец окончил Суханов нынешним летом прекрасную, единственную ванну для Баболовской бани. Многие из петербургских жителей ездили нарочно посмотреть сие произведение Русского Ваятеля. Он тем более заслуживает внимания, что со времен египтян неизвестно ничего столь огромного из гранита. Иностранцы не хотели верить, чтоб Суханов в состоянии был произвести сие чудо ваяния или ваятельного искусства. »

Для размещения ванны потребовалась перестройка дворца, осуществленная в 1824-1829 годах по проекту архитектора Василия Петровича Стасова. Причем сначала была установлена ванна, и лишь потом возведены стены павильона с каменным куполом.

Загадки Баболовской чаши

И все же эта великолепная чаша таит в себе немало загадок. Историки считают, что она использовалась для купания членов царской семьи в жаркие летние дни. Негоже ведь монаршим особам появляться в неглиже перед взорами досужей публики! Но возникает вопрос: как же она заполнялась? Неужели все 800 ведер заливались в нее вручную, так сказать, по первому требованию?

Писатель и журналист Михаил Иванович Пыляев повествует о способе заполнения бассейна кратко и весьма туманно: «Когда немного откроют правый шлюз у мостика, то вода быстро наполняет ванну». Также непонятно, как потом вода сливалась: ведь никакого сливного отверстия в ванне нет.

И вообще Баболовский дворец - и не дворец вовсе. Нельзя же так громко именовать дом, где всего 10 комнат (или даже семь, если считать всю правую, «банную», часть за одно помещение). Это и не баня, а, скорее, поэтическое место уединения, романтических свиданий, тихого отдыха после охоты, бала и прочих шумных придворных увеселений. Так что есть подозрение, что в этой «бане» никогда не мылись, а в ванне не купались.

Еще большей инженерной загадкой является то, каким способом был доставлен гранитный блок к стенам Баболовского дворца. Хорошо известно, каких неимоверных усилий стоило привезти знаменитый Гром-камень для пьедестала памятника Петру I к Исаакиевскому собору.

Но он перевозился по Неве на барже, а потом оставалось протащить его какую-то сотню метров. А в нашем случае 160-тонную глыбу надо было тянуть несколько десятков верст по сильно пересеченной местности - и это в эпоху, когда не было ни пара, ни электричества!

И даже если предположить, что чаша вырубалась непосредственно в каменоломне, вследствие чего груз стал вчетверо легче, все равно задача ее транспортировки кажется непосильной.

Заметим, что в Великую Отечественную войну немцы, обладавшие несравненно большими техническими возможностями, чем инженеры XIX века, вынуждены были отказаться от идеи вывоза уникального артефакта из дворца в Германию: не нашлось у них подходящего оборудования и транспортных средств.

Неоднократно высказывались сомнения, что Баболовская чаша изготовлена вручную. Вот что пишет один токарь (орфография и пунктуация сохранены): «Нам, извините за выражение “впердюливают" что ее якобы зделал данный мастер: Суханов. делал аж семь лет, стругал как “папа Карло” полировал и так далее. чушь полнейшая. со всей ответственностью как (токарь-универсал 5-го разряда) я заявляю, это машинная обработка, вогнутые, выпуклые поверхности сей ванны, наиточнейшая окружность по всему диаметру, точно сферическая поверхность нижней части ванны, внутри по низу как же наиточнейшая (неразборчиво) по всему диаметру. такое изделие невозможно зделать в ручную, а уж тем более отполировать. такое впечатление складывается, что только вчера она вышла из под станка. полировка (темно, на фото не видно) как у колон Исаакия класса 4-5. Этого невозможно достичь без высокоскоростных полировальношлифовальных инструментов».

Но если уважаемый мастер прав и чаша сделана посредством машинной обработки, откуда взялся такой огромный токарный станок? Остается предположить, что этот артефакт гораздо древнее, чем считалось до сих пор, и достался нам в наследство от некой высокоразвитой цивилизации, давным-давно исчезнувшей с лица Земли.

Заметим, что с грандиозностью гранитного чуда Баболовской чаши сопоставим разве что саркофаг в пирамиде Хеопса, которому как минимум 5000 лет (а скорее всего, гораздо больше). Кстати, современные исследователи пришли к выводу, что этот гранитный ящик вовсе не предназначался для погребения фараона. А какие функции он выполнял на самом деле, неясно.

Такая же ситуация складывается и с Баболовской чашей. Версий о ее предназначении множество. К примеру, предполагают, что лежала она где-то в окрестных болотах с незапамятных времен и была случайно обнаружена в начале XIX века. А писатель Юрий Бабиков заявил: «Нет сомнений в том, что сама чаша - элемент антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи».

Сомнения-то как раз есть. Неоспоримо одно: перед нами - шедевр камнерезной техники. Сделать нечто подобное крайне сложно даже при современном развитии технологии, на современных станках.

А если камнерезы XIX века умели делать такие вещи, почему это умение было утрачено их потомками? И наконец, почему этот артефакт много лет скрыт от глаз людских и находится чуть ли не на свалке? Внятного ответа на эти вопросы нет.

И здесь начинаются загадки:

1. Как в те времена, когда не было современных механизмов и машин, камень такого веса смогли доставить в Россию? Известны исторические факты: во время войны фашисты не смогли ванну вывезти в Германию, хотя очень хотели, и предпринимали попытки, технически не осилили. А в прошлом веке смогли.

Царь-ванна. Царь-ванна.

2. Легенда гласит, что ванна изготавливалась вручную, без применения каких-либо механических инструментов и приспособлений. Толщина стенок ванны 45 см, как показывают современные исследования. Научные расчеты подтверждают, что это минимально возможная толщина, которая способна выдержать объем воды, заливаемый в ванну. Как смогли обеспечить ровную толщину стенок огромной чаши, выполняя работу вручную?

Царь-ванна. Царь-ванна.

3. Еще один момент вызывает сомнения, нет никаких данных об изготовлении этой ванны. Ванна была привезена уже готовой и на месте только устанавливалась и полировалась. Пропорции ванны настолько совершенно ровные, что возникает вопрос, как этого можно было добиться без измерительных приборов.

4. Еще одна загадка, автор царь-ванны, Самсон Суханов, – личность практически неизвестная истории. В википедии написано – выходец из бедной семьи. А ведь он создал шедевр! И не только ванну. Он создал колоннаду Исаакиевского собора и шары стрелки Васильевского острова. Почему об этом человеке не осталось никаких исторических данных? Должны же быть какие-то проекты, расчеты, ведомости – ну хоть что-то!

Самсон Суханов. Самсон Суханов.

5. Следующая загадка, как ванна наполнялась водой и как потом воду сливали? Как выбирались из ванны, ведь она достаточно глубокая и не имеет ступенек. А может это вовсе и не ванна?

Царь-ванна. Старое фото. Царь-ванна. Старое фото.

Когда невозможно найти ответы в официальных документах, рождаются, так называемые, альтернативные исторические теории. И хорошо, что сегодня люди научились «включать мозги» и ставить под сомнение официальные исторические данные, если они не подтверждены документально.

Баболовский Дворец. Баболовский Дворец.

Так кем, когда и для каких целей был создан шедевр "царь-ванна", который невозможно повторить сегодня, даже используя современные технологии.

Баболовский Дворец. Место, где установлена царь-ванна. Баболовский Дворец. Место, где установлена царь-ванна.

Официальная история, как «продажная девка» может удовлетворять любые интересы, как политические, так и глобальные. Остается понять, кому и для каких целей это нужно.

Может быть интересно:

Путешествуйте с каналом «Домик у Дороги» . Будет еще много интересного! Если Вам понравилась статья, то ставьте лайки и делитесь в соцсетях.

Следующая загадка

В Царском Селе, на окраине Баболовского парка, спрятано это чудо. Сюда не водят туристов. И, вообще, путешествие в это место опасно для жизни, потому что все находится в аварийном состоянии.

Баболовский парк. Баболовский парк.

Официальная история

Царь-ванна изготовлена по распоряжению императора Александра I. В 1811 году к ее изготовлению приступил каменщик Самсон Суханов.

Царь-ванна. Царь-ванна.

Гранит для ванны, согласно историческим данным, был добыт в Финляндии. На ее изготовление ушло семь долгих лет.

Гранитная ванна выполнена из цельного куска гранита весом 160 тонн. Окончательные ее параметры после обработки:
· Диаметр 5,33 метра;
· Высота около 2-х метров;
· Вес около 50 тонн.
Эта ванна считается самой уникальной в мире: самой большой, выполнена из цельного куска гранита.

Где находится Царь-ванна. История Баболовского дворца

История Баболовского дворца началась с июля 1785 г., когда императрица Екатерина II пожаловала своему фавориту князю Г. А. Потёмкину баболовскую купальню, изначально сделанную из дерева. Возводить на месте деревянной купальни кирпичное строение взялся архитектор И.В. Неелов. По тем временам, предложенная Нееловым свободная, ассимитричная, без излишней вычурности архитектурная композиция дворца была смелым и новаторским решением. Дворец предназначался для непродолжительного летнего отдыха и частных приёмов. Баболовский дворец состоял из гостиной, двух спален, подсобных комнат и помещения для ванны. Изначально во дворце, для купания в жаркую погоду или после бани, имелась ванна, выложенная внутри мрамором с подводом проточной воды от Таицкого водовода. Царь-ванна, о которой пойдёт в дальнейшем речь, была изготовлена только спустя 35 лет.

Как гласит официальная история, в 1811 году по велению Александра I придворным инженером А.А. Бетанкуром был сделан заказ на изготовление гранитной ванны исполинских размеров петербургскому мастеру каменных дел Самсону Суханову, который в 1818 сдал свою работу. И всего через несколько лет, а именно с 1823 и по 1825, под руководством известного архитектора В.П. Стасова произошла очередная реконструкция Баболовского дворца. Основной целью реконструкции являлось увеличение помещения для ванны и замена старой мраморной ванны на новую гранитную.

Долгие годы остатки Баболовского дворца продолжали разрушаться под дождём, солнцем, снегом.

В 80-е годы была предпринята жалкая попытка проведения реставрационнных работ. "Реставраторы" в некоторых местах восстановили кирпичную кладку. Но глядя в живую, понимаешь, что уровень качества работ таких "реставраторов" применим разве что для строительства овощехранилища. А с наступлением эры рыночных отношений и эти работы сошли на нет. В 2014 году территорию Баболовского дворца огородили синим заборчиком и посадили у входа маргинального вида охранника. Он-то, за символическое вознаграждение, и осуществил наш беспрепятственный доступ к цели нашей поездки.

Вот через этот пролом мы впервые увидели восьмое чудо света - баболовскую Царь-ванну!

Следующая загадка

В одном из укромных уголков Баболовского парка, недалеко от основных экскурсионных маршрутов, на берегу речки Кузьминки, располагаются руины Баболовского дворца. Это и есть основная цель нашей поездки. Ведь именно здесь прячется от посторонних глаз легендарная Царь - ванна, сооружение вызывающее до сих пор массу споров, дискуссий и сомнений.

Размеры Царь-ванны

Царь-ванна просто поражает воображение. Её характеристики не поддаются логическому объяснению:

  • Вес: 48 тонн
  • Высота: 1,955 м
  • Глубина: 1,151 м
  • Диаметр: 5,330 м
  • Объём: около 25 куб.м или около 2000 вёдер воды.

Читайте также: