Смерть балабанова больше не загадка

Обновлено: 02.07.2024

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

Так получилось, что за день до смерти — 17 мая 2013 года — я лично брала интервью у Алексея Балабанова в Санкт-Петербурге, перед показом в рамках фестиваля «Виват кино, Россия» последнего фильма режиссера «Я тоже хочу». В интервью, которое было опубликовано утром в день смерти режиссера – 18 мая в газете «Вечерняя Москва», он рассказал о своем предчувствии скорой смерти. Так, на мой вопрос: «Над чем вы сейчас работаете?» — Балабанов ответил: «Заканчиваю писать сценарий нового фильма, но я его уже не сниму. Не успею».

После опубликованного интервью меня приглашали каналы «ТВ-3», «Россия 1», чтобы рассказать подробности о последней встрече с режиссером. В передаче Бориса Корчевникова «Прямой эфир», участницей которой я была, обсуждалась тема преждевременной смерти режиссера. Действительно странно — накануне Алексей Балабанов представлял свой фильм в Санкт-Петербурге, давал интервью журналисту, а на следующий день умер в санатории. Друг и продюсер Алексея Балабанова Сергей Сельянов на вопрос Бориса Корчевникова: «Чем болел режиссер?», после небольшой паузы ответил:

— Очень сложный вопрос. Сначала врачи поставили ему один диагноз, от которого он лечился, но через некоторое время выяснилось, что диагноз ошибочный (речь идет о раке). Потом определили другой диагноз… Но умер режиссер от остановки сердца. На самом деле, я не знаю, чем болел Алексей Балабанов, — объяснил Сергей Сельянов.

Сергей Сельянов и старые друзья Алексея Балабанова рассказали, что после смерти Сергея Бодрова режиссер стал мистиком. Это же подтвердил и Сельянов.

— Да, уход Сергея очень изменил Алексея. Он стал верить в другие миры, — объяснил продюсер.

Актер Виктор Сухоруков, который снимался в эпохальных фильмах Балабанова, в частности в «Брате» и в «Брате-2» (в мае — 20 лет картине), после смерти Сергея Бодрова перестал общаться с Алексеем Балабановым и хранит молчание о причине. Мне, как автору последнего интервью Алексея Балабанова, Виктор Иванович рассказал, что «Алексей Балабанов после смерти Бодрова стал другим человеком, и этот другой человек был далек и непонятен» ему.

— Мы разошлись с Алексеем Балабановым после смерти Сергея Бодрова. Молча. Для меня было странно, что Алексей Балабанов открыто говорил о том, что «его первые фильмы, в частности "Счастливые дни", — плохие». Простите, но «Счастливые дни» получили награду на Каннском кинофестивале, — напомнил Виктор Сухоруков.

К концу жизни Алексей Балабанов разочаровался в артистах и не хотел с ними работать (напомню, что Сергей Бодров не был профессиональным актером). В его последней картине «Я тоже хочу» играют непрофессиональные артисты. В нашем интервью Алексей Балабанов объяснил причину «разочарования».

— Артисты испорчены театром, с его рабством, фальшью и кривлянием, — сказал Балабанов.

Фильм «Я тоже хочу» — пророческий. Герои ищут путь к счастью, и некоторые даже находят. Эти некоторые — не лгут и не изображают из себя других людей.

Фильмы Алексея Балабанова — не забыты. Более того, Балабанов, как и Андрей Тарковский, стал одним из самых популярных российских режиссеров в мире. Признанным. Ежегодно на Западе проходят недели фильмов Алексея Балабанова, фестивали.

Следующая загадка

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

Про детство и юность. Балабанов родился в Свердловске в 1959 году. Со школьной скамьи увлекался иностранными языками и музыкой и очень любил «химичить» - как впоследствии рассказывал режиссер, в школьные годы его любимым хобби было делать бомбочки из наборов «Юный химик». После получения аттестата о среднем образовании выучился на переводчика. Уже потом, вернувшись на гражданку из армии, он пошел работать на Свердловскую киностудию ассистентом режиссера и окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров.

Про войну. После института Алексей Октябринович попал в армию. Он служил в военно-транспортной авиации. Об ужасах войны знал не понаслышке - будущий режиссёр не раз бывал в Афганистане.

Про Санкт-Петербург. В город на Неве Балабанов перебрался в 1990 году. Он обожал этот город, называл его лучшей декорацией для фильмов. В Питере он встретил своих друзей и коллег, вместе с которыми прошёл весь свой творческий и жизненный путь. Режиссёр очень ценил тех, с кем дружил и работал.

Про музыку. Музыка играла в доме Балабанова всегда. Режиссер просто не мог без неё жить. Он уделял огромное внимание саундтрекам к своим картинам - их и сейчас можно слушать как полноценные сборники даже не смотря сами фильмы.

Про странности. Как и многие творческие люди, Балабанов имел свои странности. Но они были у него, образно говоря, очень светлые и трогательные. Так, например, он не мог пройти по улице мимо бездомных. Режиссёр тащил их к себе в квартиру, чтобы обогреть, накормить, напоить и показать свои фильмы.

Про уродов и людей

Фото: кадр из фильма «Про уродов и людей»

Про отношение к деньгам. Алексей Балабанов был самым настоящим бессеребреником. Деньги его интересовали исключительно как средство для создания кино. Близкие поосле его смерти рассказывали, что режиссерникогда не интересовался у продюсеров какой гонорар получит - ему было искренне всё равно.

Про тельняшку. Режиссёр терпеть не мог пафосную одежду. Он не расставался со своей любимой тельняшкой, которая стала его своеобразной униформой, визитной карточкой. Для протокольных мероприятий вроде красных дорожек или международных кинофестивалей Балабанов брал напрокат фрак или костюм .

Про несбывшиеся планы. Режиссёр так и не успел снять картину о молодых годах Сталина (он думал об этом несколько лет). Также не увидели свет ещё два проекта Алексея Октябриновича - фильм «Американец» (по слухам, исполнитель главной роли Майкл Бин запил во время съёмок) и фильм «Река» (актриса Туйара Свинобоева, занятая в проекте, погибла в автомобильной катастрофе).

Про футбол. Мало кто знает, что Алексей Балабанов обожал футбол, был страстным болельщиком. Он любил смотреть телевизионные трансляции матчей своей любимой команды «Манчестер Юнайтед» вместе с сыном.

Брат

Фото: кадр из фильма «Брат»

Про депрессию. Трагедия в Кармадонском ущелье , произошедшая в 2002 году, унесла жизни близких друзей Балабанова - Сергея Бодрова-младшего, Марины Липартии и Владимира Карташова. Алексей Октябринович до конца своих дней переживал эту потерю. Вполне возможно, что это горе ускорило его уход, нанеся удар по сердцу кинематографиста.

Я тоже хочу

Фото: кадр из фильма «Я тоже хочу»Алексей Балабанов о себе и об искусстве:

«Я не знаю, хороший я человек или плохой. Не мне судить. Умру — узнаю»

«Никогда не выяснял своих отношений с Богом. Мне, в отличие от Терри Гиллиама, и так все понятно»

«Я не считаю кино искусством. Искусство — это когда человек что-то делает один. Художник создает искусство, писатель создает искусство, но когда ты зависишь от пятидесяти человек — какое это к черту искусство?»

Следующая загадка

Алексей Балабанов

Алексей Балабанов скончался 18 мая 2013 г. Причиной смерти стал сердечный приступ. Трагедия произошла в период его нахождения в санатории «Дюны». Создатель «Брата», «Брата 2» и ряда других культовых картин умер на 55-м году жизни.

Дата и причина смерти

Острая сердечная недостаточность стала причиной смерти Алексея Балабанова. Трагедия произошла в санатории «Дюны», расположенном в Сестрорецке (внутригородское муниципальное образование в составе Курортного района СПб). Туда режиссёр прибыл в надежде восстановить своё подорванное здоровье.

По информации, полученной от близких Балабанова, в последнее время тот жаловался на боль в почках и печени. Тем не менее, в больницу он не обращался, продолжая работу над очередным сценарием. По настоянию друзей и родных Алексей всё-таки согласился пройти курс восстановительного лечения в Сестрорецке.

По словам сотрудников учреждения, 18 мая 2013 г. в 12 часов он сходил на обед, после чего продолжил работу над сценарием. Около 16 часов он потерял сознание и упал в обморок. Прибывший врач помочь не смог, создатель «Брата» скончался в возрасте 54-х лет.

Передачи, фильмы, книги о герое

Алексей Балабанов неоднократно говорил о том, что с 1981 г. ведёт дневники. Находятся они у Надежды Васильевой. По рассказам женщины, она несколько раз перечитывает эмоциональные повествования об отдельных периодах жизни покойного мужа.

Максимальный эффект производит описание нахождения подростка на войне. Вдова режиссёра рассматривала вариант их использования для сценария отдельного фильма, но была отговорена другом семьи Сергеем Сельяновым.

Перед пятилетней годовщиной гибели на YouTube вышла документальная картина блогера Юрия Дудя, названная «Балабанов – гениальный русский режиссёр».

Краткая биография

Алексей Октябринович Балабанов родился 25 февраля 1959 г. в Свердловске (Екатеринбурге). Советско-российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер награждён премией «Ника» за картину «Про уродов и людей». Он является автором работ, ставших культовыми: «Брат», «Брат 2», «Война», «Жмурки». Известен как самый правдивый, загадочный и противоречивый постановщик российского кинематографа.

Детство и юность, учёба

Алексей родился в студенческой семье. Отец заканчивал юридический факультет, мать была на последнем курсе медицинского. Воспитанию мальчика время практически не уделялось, что отразилось на его характере.

Сам он об этом рассказывал следующее: «Я рос хулиганом, много стрелял из рогатки. Делал «бомбы» и подкладывал в урны, раньше железные такие были, и ждал прохожих. Играл в карты». По настоянию мамы со второго класса стал заниматься углублённым изучением английского языка.

Получив школьный диплом, по рекомендации родителей становится студентом переводческого факультета Горьковского педагогического института иностранных языков. В 1980 г. попадает на шестимесячную стажировку в Англию.


В 1981 г., завершив обучение, призывается в армию. Получив возможность выбора: служба в Эфиопии или в авиации с полётами на Ближний Восток, отдаёт предпочтение второму. За период службы побывал в Анголе, Эфиопии, Экваториальной Гвинее, Сирии.

Позже, в беседе с репортёром журнала «Медведь», Алексей Балабанов рассказывал, что познакомился с войной именно в этот период. В машине опытные солдаты сажали его позади водителя: «Чтобы прикрыться». Сначала такой поступок воспринимался циничным, позже – рациональным.

За несколько месяцев до демобилизации Балабанова увольняют из авиации за неоднократные нарушения:

  • Опоздание на рейс в Венгрии.
  • Покупку музыкальных пластинок.
  • Распространение анекдотов про Брежнева.

Парень попадает в ВМФ, на рижскую верфь, специализирующуюся на ремонте подводных лодок. С того момента любимой одеждой Балабанова становится морская тельняшка.

Вернувшись из армии в 1983 г., по рекомендации отца поступает в московский ВГИК. Но после первого экзамена, по собственной инициативе, забирает документы и возвращается в родной город. Здесь он находит работу на Свердловской киностудии.

Должность третьего помощника режиссёра (самая низкая) подразумевала частые разъезды по всей территории Союза. Свободное время проводит в местном рок-клубе, где знакомится с Вячеславом Бутусовым и Дмитрием Умецким (основатели группы Nautilus Pompilius).


В 1987 г. поступает на столичные Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Через 3 года получает диплом и переезжает в Ленинград. Здесь устраивается в «Ленфильм», где и начинается карьерный рост.

Популярность

В 1992 г. совместно с Сергеем Сельяновым, Василием Григорьевым и «Ленфильмом» учреждает кинокомпанию «СТВ», на которой впоследствии выходит большинство его фильмов. Всероссийская популярность приходит в 1997 г., когда при ограниченном бюджете и всего за 31 день Балабанов снимает боевик про бандитов «Брат», ставший культовым. В картине Алексей выступает в роли сценариста и режиссёра. Кино получило 7 международных наград.

Через год, в 1998 г., снимает «Про уродов и людей», сюжет которого был задуман ещё в 1993 г. Провокационная картина стала причиной того, что режиссёр не мог найти инвесторов для съёмок.

В результате, сняв бюджетного «Брата» и поездив по международным кинофестивалям, приобрёл положительную репутацию, что отразилось и на отношении спонсоров. Фильм также удостоен многочисленных наград и призов. В 2000 г. выходит ожидаемая вторая часть «Брата».


В 2002 г. снимается «Война», получившая неоднозначные отзывы, связанные с неполиткорректным восприятием происходящего на Кавказе в период Второй Чеченской войны.

На какое-то время Балабанов отступает от намеченной траектории и снимает менее сложные картины, в которых прослеживается нотка юмора.

В 2007 г. на экраны выходит российская драма о жёстких нравах провинциального города на эпохе заката существования Советского Союза. Фильм встречается неоднозначно:

  • На «Кинотавре» удостаивается приза Гильдии российских кинокритиков, но вручение награды увенчалось скандалом.
  • В некоторых регионах снимается с показа из-за обилия жестоких сцен.

Каждая работа Балабанова – оригинальное творение с вложенной частицей души. Ни одна из них не осталась незамеченной зрителями и кинокритиками. Их могло быть ещё больше, если бы Алексей уделял внимание своему здоровью.

Друзья, знакомые

По воспоминаниям Балабанова, в школьные годы он дружил с Евгением Гренбургом (врач, музыкант, предприниматель, президент СК «Динамо-Хоккей на траве», организатор и директор ежегодного фестиваля «Старый новый рок»). В средних классах парни организовали рок-группу «Кери», где Алексей выступал в роли гитариста.

Позже, уже после армии, знакомится с парнями-музыкантами из «Наутилуса». Новые друзья несколько раз снимались в его работах. Они знакомят начинающего кинорежиссёра с другими участниками «Свердловского рок-клуба»:

  • «Смысловые галлюцинации».
  • «Агата Кристи».
  • «Настя».

Из людей, связанных с кинематографом, поддерживал дружеские отношения со следующими:

  • С. Сельянов.
  • А. Кончаловский.
  • Н. Михалков. .
  • В. Сухоруков.
  • С. Письмеченко.
  • С. Маковецкий.

Алексей Балабанов с Сергеем Бодровым

Личная жизнь

Женат 2 раза. От каждого брака есть дети:

  • В первом Ирина родила Фёдора.
  • Вторая жена – Надежда Васильева, родила Петра.

Оба ребёнка носят фамилию отца.

Чем занимаются близкие родственники

Информации о менее известных членах семьи Алексея Балабанова немного:

  • Старший сын Фёдор получил экономическое образование. В беседе с репортёром «КП» в 2016 г. заявлял, что собирается пойти по стопам отца и всерьёз заняться продюсерской деятельностью.
  • Младший сын Пётр снялся в картине отца «Я тоже хочу». Чем занимается сегодня – неизвестно.
  • Надежда Васильева продолжает работать художником по костюмам в «Ленфильме». В 2017 г. неоднократно появлялась на экране в ходе презентации моделей из нашумевшего фильма «Матильда».

Надежда Васильева

Фильмография

Из обилия работ Алексей Балабанова можно выделить несколько картин, ставших культовыми:

  • «Брат» – 1997 г.
  • «Про уродов и людей» – 1998 г.
  • «Брат 2» – 2000 г.
  • «Война» – 2002 г.
  • «Жмурки» – 2005 г.
  • «Мне не больно» – 2006 г.
  • «Груз 200» – 2007 г.
  • «Кочегар» – 2010 г.
  • «Я тоже хочу» – 2012 г.

В ближайшей перспективе продюсер рассматривал создание фильмов о молодых годах Сталина и проекта «Мой брат умер». Сценарий остался недописанным, завершить его он не успел.

Следующая загадка

Алексей Балабанов

Алексей Балабанов

Еще при жизни Алексея Балабанова стали называть великим — его картины собирали приличную кассу, к нему выстраивалась очередь из актеров, а критики хвалили его работу. Но в юности он мог и не связать жизнь с кинематографом, так как родители считали, что нужно получить достойное образование. Поняв, что так продолжаться не может, он выучился на переводчика, а затем отправился осуществлять мечту.

Родные режиссера признаются, в юности он был ярким и интеллигентным человеком, который притягивал к себе людей, но дружил лишь с избранными.

«Я сразу влюбилась, когда увидела. Пообщалась и поняла — этот человек очень интересен, и я к нему очень неравнодушна, это был 1985 год, мне вот-вот исполнится 21 год», — говорит первая жена режиссера Ирина.

После смерти друзей Балабанов почувствовал одиночество

После смерти друзей Балабанов почувствовал одиночество

Она поддерживала мужа в желании снимать кино, поэтому, когда он переехал в Москву, то последовала за ним. Там они познакомились с Сергеем Сельяновым — который впоследствии помогал Балабанову реализовывать проекты. Он же и предложил молодому режиссеру переехать в Петербург.

Из-за того, что Балабанов стал много снимать для «Ленфильма», он стал меньше видеться с женой и ребенком, а затем и вовсе завершил эти отношения. В северной столице познакомился с художником по костюмам Надеждой, которая стала его второй супругой. Женщина боготворила мужа.

«Мы много прожили с Лешей, но я всегда знала, что это его дом, его жизнь, и он был для меня настолько Бог, что чтобы он не делал — это правильно», — говорит вдова.

Балабанову было очень тяжело, когда ушел из жизни его отец, которого он очень любил. Но самым большим ударом для него стала гибель съемочной группы в Кармадонском ущелье. Режиссер хотел помочь Сергею Бодрову с фильмом «Связной» и предложил взять свою команду — и сам через несколько дней собирался прилететь к ним. Но случилась страшная трагедия — сошел ледник и несколько десятков человек погибли.

«Он говорил: «Почему хороший человек Сережа погиб, а я, нехороший человек, живу? Я должен был быть там с ним. А он меня не взял», — вспоминает Надежда.

Никита Михалков считал Балабанова великим режиссером

Никита Михалков считал Балабанова великим режиссером

После этого режиссер стал злоупотреблять спиртными напитками. В то время он поселился в центре Петербурга на Васильевском острове, и жители окрестных домов говорили, что нередко видели его пьяным то на лавочке возле дома, то около подъезда. При этом Балабанов не переставал снимать и выдавал кинохиты каждые несколько лет.

«Смерть Бодрова была его собственной смертью без переносного смысла. Он еще прожил, сделал сильные картины, но какую-то его часть точно отрубило тем ледником», — признается Сельянов.

При этом кинодеятель не преставал заботиться о жене и детях: перевез старшего сына в Петербург, и когда тот захотел работать в кино, то согласился взять попробовать его — это был последний разговор Федора с отцом.

Ингеборга Дапкунайте считает, что Балабанов тяготел к реалистичности в фильмах

Ингеборга Дапкунайте считает, что Балабанов тяготел к реалистичности в фильмах

Примечательно, что многие коллеги и друзья говорили Балабанову о том, что нужно остановиться и перестать пить, а иначе он доведет себя, ведь во время работы над последней картиной — «Мне не больно» — он в буквальном смысле не мог стоять на ногах и руководил процессом сидя. Но затем, в определенный момент, ему стало лучше, и даже во время премьеры фильма Алексей сам приехал в петербургский кинотеатр «Аврора» и представил картину.

Но все же сердце мэтра не выдержало 18 мая 2013 года. Супруга режиссера вспоминает, что ранее она всегда спешила к мужу на дачу в Репино, чтобы помочь, а в тот день будто специально находила дела. Когда позвонила ему на мобильный, то Балабанов не ответил, и Надежда приняла решение поехать за город с подругой.

«Что-то вдруг меня торкнуло, и мы поехали, собрали все пробки, приехали очень поздно: я, наверное, все поняла уже. Он стоял на коленях на боку — прямо как в кино», — говорит вдова.

Вдова Алексея Балабанова до сих пор скорбит по нему

Вдова Алексея Балабанова до сих пор скорбит по нему

Во время съемок документального фильма «Алексей Балабанов. Найти своих и успокоиться» для Первого канала Надежда призналась: до сих пор считает мужа живым. У нее всегда с собой либо его кошелек, либо военный билет, открывая который она начинает с ним разговаривать.

Где похоронен

Отпевание проходило 21 мая в Князь-Владимирском соборе на ул. Блохина, после чего гроб с телом доставили на Смоленское кладбище, где произошло захоронение.

Могила Алексея Балабанова мало чем отличается от находящихся рядом. Немного покосившийся деревянный крест, небольшой каменный памятник с фотографией, инициалами и датой смерти.

Могила Алексея Балабанова

Через 3 года после похорон несколько корреспондентов КП в беседе с сыном Фёдором задали вопрос: «Почему на могиле отца до сих пор стоит временный крест?» В ответ они получили следующее изречение: «Крутая могила. Не знаю, в этом ли счастье, в этом ли смысл. Захоронение такое, какое есть… Мне кажется, папа сам себе воздвиг достойный памятник ещё при жизни – это его фильмы».

Другой коллега из «Ленфильма» согласился с высказыванием сына, подчеркнув, «Не стоит судить строго… Я уверен, что это была Лёшина воля. Он не хотел, чтобы из него делали «человека-мемориал». И даже говорил, что хочет скромную могилу. Это просто уважение воли покойного».

Читайте также: