Сладков загадки и отгадки читать
Обновлено: 22.11.2024
- Добрый день, ребята и гости. Мы собрались здесь, чтобы вспомнить писателя Н.И. Сладкова и узнать ещё больше о его жизни и творчестве.
На уроках внеклассного чтения вы уже познакомились с некоторыми его рассказами. Сегодня мы с вами примем участие в викторине и посмотрим, чей класс быстрее всех справится с представленными вопросами и заданиями. За каждый правильный ответ команда будет получать по одному дополнительному баллу.
А начать наше мероприятие мне хотелось с краткой биографии автора.
Презентация:
1. Николай Сладков родился 5 января 1920 г. в Москве. Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность.
- А вы знаете, кто такой топограф?
Слайд № 2
2. Топограф - ( др.-греч. τόπος — место и γράφω — пишу ) — научная дисциплина, изучающая методы изображения географических и геометрических элементов местности на основе съёмочных работ (наземных, с воздуха или из космоса ) и создания на их основе топографических карт и планов.
3. В молодости Н.И. Сладков увлекался охотой, но потом отказался от этого занятия, считая охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой , выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье».
4. Фотоохота - это съемка животных, птиц, насекомых в естественных для них природных условиях.
5. Первую книгу «Серебряный хвост» написал в 1953 г. Всего написал более 60 книг. Вместе с Виталием Бианки выпускал радиопередачу «Вести из Леса». Много путешествовал, эти путешествия отражены в книгах.
6. Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 800 рассказов.
- А какие рассказы Н.И. Сладкова вы читали?
Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.
7. Подобный дар - рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой - дан очень немногим. И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями - такими, как Николай Иванович Сладков, совместив в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и безграничную эрудицию ученого, сумев открыть в природе что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям.
- Знаете ли вы ещё писателей, которые писали и пишут о природе?
Н.И. Сладков очень любил наблюдать за тем, что происходит в природе, за жизнью животных и птиц. Своими наблюдениями и открытиями писатель делился со своими читателями.
Рассказы, которые мы с вами читали, объединены одной большой книгой - "Синичкин календарь".
- А что такое календарь?
В каждом рассказе автор показывает, как каждый месяц происходят изменения в природе, меняется лес, поле, луга, река, жизнь животных. В каждый из 12 месяцев происходят разные события.
Сегодня у нас 4 команды, которые будут называться разными временами года
- Назовите мне все времена года?
Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца. Мы летим на нашей Земле, как на огромной ракете. В пути мы пересекаем 12 месяцев, словно 12 разных стран. Проплывают мимо зеленое лето, золотая осень, белая зима и голубая весна.
3. Основная часть.
- Сегодня за урок мы посетим все 12 месяцев благодаря книге и рассказам Н.И.Сладкова, которые вы читали на уроках внеклассного чтения. У нас получилось 4 команды с названиями времён года: Зима, Весна, Лето, Осень.
Каждая команда будет выполнять задания и зарабатывать баллы за правильный ответ. Та команда, которая наберёт больше всех баллов, будет победителем нашей викторины.
Конкурс загадок.
Как медведя переворачивали.
Первый рассказ, с которого начинается наша викторина, посвящён первому месяцу года и второму месяцу зимы.
- Назовите мне этот месяц?
- Какая примета встретилась в рассказе? Как вы её понимаете?
Сейчас мы с вами вспомним всех героев этой сказки с помощью загадок. Чья команда знает ответ, поднимает руку.
Все деревья с интересом
Изучает доктор леса.
Если дерево ест жук,
Доктор сразу: ТУК, ТУК, ТУК!
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый …
Эти птицы на ночлег
В голубой нырнули снег.
И до самого рассвета
В этом сказочном снегу
Птицам этим снилось лето
С голубикой на лугу.
С ветки прыгает на ветку,
По земле гуляет редко.
Домик сделала в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле.
Слайд № 10
Вырыла норку - и в норке живёт
Бусинки глазки, малышка.
Спелое зёрнышко в норке жуёт
Серая-серая .
- Кто же перевернул медведя на другой бок?
Конкурс вопросов и скороговорок.
Еловая каша.
Этот рассказ посвящён второму месяцу года – февралю. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.
В этом конкурсе каждой команде задаётся по вопросу из рассказа.
- Найти на картинке птицу, о которой говорится в рассказе, определить её местоположение.
- Из чего клесты делают еловую кашу?
- Почему у клестов день рождения 1 раз в четыре года?
- Как птенцы греются зимой?
Скороговорки о клестах.
Клест на сосне веселится по весне.
Клёст клювом клюёт,
а клюв крест-накрест.
Конкурс расшифруй слова.
Зимние долги.
Третий месяц года – март. В этом рассказе речь идёт о «Зимних долгах птиц»
- А как вы понимаете слово долг?
- Какие птицы из рассказа должны вернуть свои долги и за что? Давайте их вспомним.
Игра «Шестой лишний»
Найдите среди шести птиц одну лишнюю и докажите свой ответ.
А ещё в рассказе «Зимние долги» встретилось много сложных и непонятных слов. Сейчас каждая команда попробует объяснить смысл этих слов.
Конкурс «Кроссворд»
Четвёртый рассказ «Ивовый пир» посвящён месяцу апрелю.
Сейчас мы с вами узнаем много интересных фактов из жизни насекомых, которые встретились в этом рассказе.
Следующая загадка
1. Взглянешь — заплачешь, а краше его на свете нет. (Солнце)
2. Над бабиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц)
3. Белая морковка зимой растет. (Сосулька)
4. Бежит, бежит — не выбежит. (Река)
5. Середи двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова)
6. Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)
7. Отворю я хлевец, выпущу стадо белых овец. (Рот, зубы)
8. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
9. Маленький Дорофейко подпоясан коротенько. (Сноп)
10. Ни окошек, ни дверей — полна стайка лебедей. (Огурец)
11. Где вода столбом стоит? (Колодец)
12. Мать толста, дочь красна, сын храбер под небеса ушел. (Печь, огонь, дым)
13. Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали. (Скатерть)
14. Был я на пожаре, был я на кружале, сто голов кормил, сделался стар — пеленаться стал, выбросили за окно — и собакам не надобно. (Горшок)
15. Бежала лиска около лесу близко: не догнать, не увидеть. (Солнце)
16. Как зайдет в дом — не выгонишь колом, а пора приходит — он и сам уходит. (Луч солнца)
17. С высокой дороги глядит бычок круторогий. (Месяц)
18. Дед мост мостил без топора, без долота. (Лед)
19. Шел долговяз — в сырую землю увяз. (Дождь)
20. Двенадцать орлов, пятьдесят две галки снесли одно яйцо. (Год)
21. Черная корова весь свет поборола; белая встала — весь свет поподнимала. (Ночь и день)
22. Всех кормит, а сама есть не просит. (Земля)
23. Кровь мою пьют, кости мои жгут, моими руками один другого бьют. (Береза)
24. Не разобьешь горшочка — каши не поешь. (Орех)
25. Что любишь, того не купишь, а чего не любишь — не продашь. (Молодость и старость).
Следующая загадка
Узнать какие загадки о животных задает Н.И. Сладков в своих книгах.
1.Николай Сладков – писатель одной темы – темы природы.
2.Загадки в лесу - на каждом шагу.
3.Надо больше читать и наблюдать за природой.
Сладков Николай Иванович родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы.
Николай Сладков – писатель одной темы – темы природы.
Когда его спрашивали, почему он пишет о природе, он отвечал: «Потому, что я её очень люблю. А люблю я её за красоту, за загадки, которые она нам загадывает, за мудрость её, за её бесконечное разнообразие». Николай Сладков ходил в лес за этими загадками. Многие из них он разгадал и описал в своих рассказах.
Загадки в лесу - на каждом шагу.
Курица, что ли, бежала и саночки за собою везла? Но с каких это пор курицы в саночки запряжены? (Приложение 1)
Петух лесной — а совсем не курица! — «саночки» по снегу вёз. Весна ещё ранняя, а косачам уже петь охота. Слетят с деревьев на снег и давай друг перед другом петушиться. По снегу бегают, бороздят снег тугими жёсткими крыльями. А все потом удивляются: кто это косачей в саночки запрягал?
Кто-то рог на сучки повесил. Кто повесил, чей это рог?(Приложение 2)
В начале зимы лоси сбрасывают рога. Рога у них отпадают, как сухие сучки от дерева. Не нужны они больше лосям; бои осенние кончились, к чему теперь лишнюю тяжесть носить всю зиму. А к осени, к новым турнирам, новые рога, вырастут, ещё больше и крепче старых.
Вся берёста на берёзе в пробоинах. И пробито не как попало, а колечко в колечко нанизано.Кто украсил берёзу «колечками» и «браслетами»?(Приложение 3)
Дятлу без носа — что нам без рук! Ни дупла не выдолбить, ни зажим для шишек не устроить, ни на сухом сучке - барабане не побарабанить.И уж конечно, не сделать «дятлова колечка» — пробоинок вокруг берёзового ствола. Из пробоинок выступят капельки сока: прилетай и пей прохладительные напитки. Вкусно, сладко, полезно!
Еловые шишки, а под берёзой! Как они попали сюда — ёлки-то в стороне! Кто под берёзу шишки носил, зачем в кучу складывал? (Приложение 4)
То и дело слышишь, как дятел в лесу «куёт». Это он на своей «кузнице» разбивает носом шишку, зажатую в щель. Сорвёт шишку на ёлке, принесёт на берёзу, где устроена «кузница», и «куёт» — семена выколачивает. Залюбуешься, как дятел сноровисто и ловко работает! Новую шишку сперва грудкой к стволу прижмёт, старую обработанную клювом выдернет, бросит вниз, новую в щель вставит. Посмотрит с боков, хорошо ли заклинилась, клювом стукает, чтобы крепче держалась, — и давай «ковать». Шишка за шишкой — с утра до вечера, с осени до весны.Так и скапливается под берёзой груда еловых шишек — всем на удивление.
Кто-то играл, кто-то лепил куличики? Куличики вот они, а кто их лепил — скрылся.(Приложение 5)
Наши пути-тропинки на земле, а кротовые ходы-дорожки — под землёй. Очень похожи на наши шахты или метро. Коридоры, туннели, тупики. Уютные залы-гнёзда. И крот без устали их удлиняет, расширяет, роет новые
Чтобы земля в ходах не мешала, крот её выталкивает наверх — как бульдозер. «Куличики» лепит.
Как назвать такуюсушину — только лесная флейта!Но кто её, флейту, сделал,кто играет на ней? (Приложение 6)
У дятла, оказывается, не только «барабан» есть в лесу — бывает и «флейта»!Барабан звучит весело — на нём дятел играет. А на флейте — работает, пропитание добывает. Первая дырочка.— первое блюдо, вторая — второе, третья — третье. А четвёртая — на десерт, на сладкое.А играет на дятловой флейте разве что только ветер зимой.
Если бы дерево охотник рубил — в костре бы сжёг. А если бы рыболов — плот бы построил. А этот рубил,рубил — да и бросил! (Приложение 7)
Не топором дерево рублено, а. зубами! И не для костра, не для плота, а на. обед и ужин. Валил его мохнатый лесоруб — бобр. Зубами валил, зубами разделывал: брёвнышки на плотину,сучки — на корм. Зубы — и топор, и пила, и стамеска. С такими зубами не пропадёшь!
Когда у лисы хвост становится серебряным?Ответ: Зимой (на морозе каждая волосинка льдом покрывается).
Зачем лиса пляшет на поле?Мышей из норок выгоняет.
Угадайте, кто я? Ем ос и шмелей, гусениц и личинок, ем мышей, ящериц, таскаю из птичьих гнёзд яйца»? Ответ найдете в рассказе «Загадочный зверь».
В рассказе «Сушеные камни» Н. И. Сладков утверждает: «Нет, ни одному камню в лесу не пролежать тысячу лет без движения!». Кто двигает камни?Ответ: медведи их переворачивают: «поживу» под ними ищут — жуков, слизняков, мышей.
Писатель предлагает читателям самим найти загадки в лесу и разгадать их. Значит – надо больше читать и наблюдать за природой, за животными.
Следующая загадка
Развитие у детей интереса к творчеству Н. И. Сладкова.
Закрепление знаний детей рассказов Н. И. Сладкова.
Предварительная подготовка:
Будущие участники игры-путешествия получают задание прочитать любые рассказы о природе Н. И. Сладкова.
Библиотекарь заранее готовит карточки: одну с изображением животных и другую - места их обитания по количеству участников мероприятия.
Выставка-подборка книг Н. И. Сладкова «Тайны зелёного леса».
Викторина по произведению Н. И. Сладкова «Сказки-загадки Николая Сладкова».
Компьютерная презентация - видеоряд «В лес по загадки».
Мультфильм «Мальчик и лягушонок» (по рассказу Н. Сладкова).
Песня «Когда мои друзья со мной»
ХОД
МЕРОПРИЯТИЯ:
«Природа – это
увлекательнейшая книга.
Только начни её читать,
не оторвёшься».
Н. Сладков
- Ребята, писатели бывают разные. Одни пишут про детей и про школу, другие в своих книгах описывают путешествия по разным странам, третьи сочиняют фантастические истории. А бывают такие писатели, которые пишут книги о природе и о животных. Таких писателей называют натуралистами. Сегодня мы познакомимся с натуралистом Николаем Сладковым. С помощью его книг мы отправимся в удивительный мир животных.
(Видеозаставка из телепрограммы «В мире животных» (открываются ворота Московского зоопарка).
Ответы детей (спички для костра, вода, бутерброды, рюкзачок, панамка, и др.)
- Чтобы всё разузнать о писателе, нам предстоит найти в лесу его сторожку , которая называется «Шапка-невидимка».
- Потом мы остановимся передохнуть у огромного лесного муравейника, где нас ждёт викторина «Отгадай, какие это животные?», узнаем, какие бывают следы на снегу и отгадаем, чьи это следы, затем отдохнем на привале «Лесные домишки» и последний пункт нашего путешествия – это блиц-турнир «Сказки-загадки Николая Сладкова»
- Ну, что, отправляемся в лес?!
Звучит 1 куплет песни «Когда мои друзья со мной».
- Вот мы и у лесной сторожки «Шапка-невидимка». Какие же тайны писателя мы с вами здесь узнаем?
- Николай Иванович Сладков писал рассказы о природе, о её загадках, о животных. Более 60 книг написал Сладков (показывает с выставки книги «Лесные тайнички», «Под шапкой - невидимкой», «Под каменным небом», «В подводном лесу», «Белые тигры»)
- Итак, кто же он, лесной писатель Николай Иванович Сладков?
«Семья и детские годы»
- Николай Иванович Сладков родился в Москве 5 января 1920 года. Вскоре после его рождения семья Сладковых переехала в г. Ленинград (сейчас г. Санкт – Петербург), где они прожили 5 лет. Первые встречи мальчика с природой происходили в небольших городских сквериках. В Ленинграде Сладков впервые посетил зоопарк и Зоологический музей. Самое сильное впечатление из детства, которое запомнил писатель, это шум леса.
- Отец будущего писателя, Иван Николаевич Сладков, работал токарем – металлистом. Родители Николая не мешали сыну заниматься его любимым делом. Отец покупал сыну книги о природе, а самым большим событием в жизни Николая стала покупка фотоаппарата. А когда ему исполнилось 15 лет, отец подарил ему ружьё. В своём дневнике Николай написал: «Теперь у меня есть всё: ружьё для добычи, фотоаппарат для съёмки, бинокль для наблюдений, альбом и краски для зарисовок, тетрадь для записей».
- Мама, Анастасия Фёдоровна Сладкова, была обыкновенной домохозяйкой, занималась воспитанием троих детей. Семья Сладковых жила очень скромно. Из детских воспоминаний Николая: «Маму я всегда вспоминаю озабоченной: во что нас одеть, чем накормить, как выучить. На долю родителей выпали самые тяжёлые годы и только лад в семье давал им силы и оптимизм.
- Николай Сладков с детства вёл дневник наблюдений. Туда он записывал всё, что ему казалось интересным. Сначала это были короткие записи: «Увидел трёх дроздов», «Увидел тетерева с выводком», а со временем записи стали длиннее. Увлечение жителями леса – птицами – привело Сладкова-школьника в кружок юных натуралистов при Зоологическом музее Академии наук. Здесь он получил начальные знания орнитолога и приобрел навыки натуралиста – исследователя родного края. Уже в эти ранние годы он почувствовал желание делиться своими открытиями с товарищами – и начал писать рассказы. В этом кружке и произошло его знакомство с писателем-натуралистом Виталием Валентиновичем Бианки, который стал ему учителем и другом. Они вместе много лет готовили радиопередачу «Вести из леса», в которой отвечали на многочисленные письма слушателей.
«Сладков - гидрограф»
- После окончания школы Н. Сладков стал студентом Гидрографического института. Профессия, которой он обучался – гидрограф. Гидрографы исследуют дно рек, морей, океанов.
Сладков – венный – топограф
Учёба в институте Сладкову нравилась, но 22 июня 1941 года её прервала Великая Отечественная война. Осенью 1942 года Николай Сладков окончил Военно-топографическое училище и, получив военную специальность – офицер-топограф и звание лейтенанта, был отправлен на Закавказский фронт.
«Писатель Сладков»
- После войны Николай Иванович полностью посвятил себя писательской профессии. В 1953 году вышла первая книга Николая Сладкова «Серебряный хвост».
Книги Сладкова
- За ней вышли книги «Птенцы-хитрецы», «Воробьишкина весна», «Волшебные пёрышки», «Краешком глаза», «Планета чудес» и другие.
- В книге «Планета чудес» много рассказов о чудесах природы – о поющей улитке, птичьем молоке, цветах, растущих под землёй, о человеке «в брюхе кита».
Экологические энциклопедии
- Николай Сладков в своих книгах старался заинтересовать читателей тайнами природы и обратить внимание на её красоту. Он хотел научить людей бережно к ней относиться. Его книги «Подводная газета», за которую он получил Государственную премию имени Н. К. Крупской, «Земля солнечного огня» (книга о пустыне) и «Земля над облаками»(о жизни в горах), «Миомбо» (об Африке), «Белые тигры»(об Индии) – это экологические энциклопедии.
«Не бери в лес ружьё»
- Писатель много путешествовал, был в Африке, Индии. Из каждой поездки он привозил толстые блокноты с записками, фотографиями, с записями голосов природы. От охоты с ружьём он отказался – сменив патроны на фотоплёнку. Н.И. Сладков писал Н: «Мои книги – это плоды моих увлечений. Увлечение фотоохотой породило книги «Смелый фотоохотник», «Под шапкой-невидимкой», «Тридцать шесть радостей».
«Ходить в лес, как ходить в гости: не корысти ради, а ради общения»
- Записная книжка – это «машина времени…». Листать её надо от конца к началу. Снова встречаешься с птицами, зверями и насекомыми. Сравнивай, вглядывайся, прикидывай, думай, радуйся и умней – писал в своей записной книжке Н. Сладков. Всю жизнь Н. И. Сладков был защитником природы. Об этом его книги «Лесные шорохи», «За пером синей птицы», «Под каменным небом». А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Мальчик и лягушонок», который также учит бережно относиться к живой природе.
(Демонстрируется мультфильм «Мальчик и лягушонок»)
- Вот мы с вами и покинули лесную сторожку писателя-охотника. И отправляемся на станцию «Лесной муравейник». Но по дороге мы должны отгадать деревья, которые встретятся у нас на пути.
«Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем!»
1.Назови самое любимое, родное для каждого русского человека дерево. (береза)
2. У какого дерева вместо листьев хвоинки; но не колючие, а мягкие; на зиму они опадают. (лиственница)
3. Любимое место этого дерева: берег реки или озера. Она так и тянется к воде, склоняя свои длинные ветки. Как оно называется? (ива)
4. В сенокос горька, а в мороз – сладка. Что за ягодка? (рябина)
5. С моего цветка берет пчелка самый вкусный мед. А меня все ж обижают, шкуру тонкую сдирают. (липа)
А вот и наш «Лесной муравейник».
Здесь нас ждет викторина «Отгадай животное по описанию Н. Сладкова»
Отгадай животного
- А сейчас мы с вами немного поиграем в игру «Отгадай, какие это животные?» Я буду давать вам описание лесного животного, а вы будете угадывать, кто это.
Весит больше 100 кг, прекрасно лазает по деревьям, имеет острый слух, питается травой, орехами, ягодами, мясом животных, а в конце осени и до марта месяца у него зимний сон. ( МЕДВЕДЬ )
Эта птица чёрно-белого окраса, не боится людей, любит таскать куриные и голубиные яйца и поэтому получила прозвище «воровка». ( СОРОКА )
Это крупная лесная кошка, мех у неё густой, мягкий, пушистый, а на концах ушей чёрные кисточки. ( РЫСЬ )
Этот зверь хищник, он передвигается шагом, идёт след в след. Если идёт стая этих животных, то каждый ступает в след предыдущего и поэтому нельзя определить сразу число прошедших животных. ( ВОЛК )
Это очень осторожное животное, зимой оно меняет окрас, становится белым, шерсть у него густая. ( ЗАЯЦ )
Отгадай птицу
1. Какая птичка подо льдом песенки поет? ( оляпка)
2. Какие птицы выводят зимой птенцов? (клесты)
3. - Ты откуда, ты откуда, прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя? (снегирь)
4 . У неё глаза большие, хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает, спит на дереве лишь днем. (сова)
- Ребята, а теперь мы отправляемся дальше. Посмотрите, какие бывают следы на снегу. У Н.Сладкова есть книга В лес по загадки», в которой он описывает разные следы. Давайте попробуем отгадай, кто мог оставить такой след.
1. Непонятный какой-то след, чёрточки-метки сбоку. Словно кто-то нарочно метил свои следы, чтобы не спутать, не заблудиться. Как мальчик с пальчик!
(ТЯЖЁЛАЯ МЫШЬ Повезло этой ласке — поймала мышь! Скорей куда-нибудь спрятаться: под пень, под колоду, в подснежный туннельчик лазоревый. Скорей с чужих глаз долой! Скачет ласка, а мышь мешает — тяжёлая! Метит тяжёлым тельцем свой последний путь. )
2. Курица, что ли, бежала и саночки за собою везла? Но с каких это пор курицы в саночки запряжены?
(КОСАЧ В УПРЯЖКЕ Петух лесной — а совсем не курица! — «саночки» по снегу вёз. Весна ещё ранняя, а косачам уже петь охота. Слетят с деревьев на снег и давай друг перед другом петушиться. По снегу бегают, бороздят снег тугими жёсткими крыльями. А все потом удивляются: кто это косачей в саночки запрягал?)
3. Ямки в снегу — ОТКУДА? Если собака копала — так собачьих следов не видно. Если комья снега упали — так деревьев над ямками нет. А ямки есть.
(СПАЛЬНИ В СНЕГУ Лесные «курочки» — куропатки, рябчики, тетерева, глухари,— спят зимой под снегом, как под пуховым одеялом. Ветер не продувает, мороз не морозит. И никто не видит. Плюхнутся с вечера в снег, зароются с головой и спят без забот. Утром выглянут — нет ли кого поблизости? — и разлетятся. А ямки-спальни останутся. )
4. Следы обычные, птичьи, но по сторонам непонятные какие-то «веера». Видно, не просто птица по снегу шла, а что-то такое делала.
(ГЛУХАРИНЫЕ ВЕЕРА Глухарь по снегу идёт и токует: семенит ногами — танцует, голову запрокидывает и шею вытягивает всё выше и выше — поёт. А приспущенными крыльями снег бороздит, расставляя крылья всё шире и шире. Как самозабвенный певец, который, кончая песню, широко разводит руками. )
Привал «Лесные домишки»
-Вы, наверное, очень устали. Мы подошли с вами к лесной опушке и на ней мы сделаем привал. В своих книжках Сладков очень много рассказывает о лесных обитателя и о том, где и как они живут. Сейчас нам с вами предстоит угадать, кто живет в этих домиках. (Заяц, белочка, медведь, ласточка-береговушка, ёжик, аист)
-И последний пункт нашего путешествия - «Блиц- турнир»
1. Когда медведь бывает сытым? (Никогда, он всё время ест)
2. Как спит летучая мышь? (Висит вниз головой)
3. Почему зайцу не нужны лисьи зубы, волчьи ноги да рысьи когти? (Так как душа у него заячья, он всего боится)
4. Филин – хищная птица. Кого он может проглотить? (Всех: и крота, и зайчонка и даже ежа)
5. Кого хотели повернуть на другой бок лесные жители, чтобы быстрее наступило лето? (медведя)
6. Почему зайцу горькая осина вкусной кажется? (Так как он голодный)
7. Почему, по мнению лисы, колючки ежу не к лицу? (С ними он несъедобный)
8. Чего боится мышка-трусишка? (Тихого шороха) Почему? (Это означает, что крадётся кошка или лиса)
9. Почему одуванчик во время дождя кричит то «Ура», то «Караул»? (Корни у него рады дождю, так как пить хотят, а цветок боится, что пыльца испортится)
10. Добрый мальчуган в рассказах Сладкова «Недолго думая» (Жалейкин)
11. Какая птичка ловко притворилась мертвой? (синичка)
12. Кто стал добычей белого медведя в рассказе «Полярной ночью»? (нерпа)
13. Какая птица смогла зимой вернуть лето? (сорока)
14. Как звали черную птицу в рассказе «Лесные оборотни» ( вальдшнеп)
15. Какая птица может повторять голоса людей и других птиц? (скворец)
16. Какая птица устроила гнездо в почтовом ящике? (трясогузка)
Подведение итогов викторины
-- Вот мы с вами и открыли лесные тайнички писателя Николая Ивановича Сладкова. А его главная тайна – это его огромная любовь к русской природе и ко всему живому. Все вы молодцы! А наше путешествие в лесной край закончилось. Какие же тайны Николая Сладкова вы сегодня узнали?
(ответы детей)
- Кроме Н. Сладкова в нашей стране очень много писателей-натуралистов. Это Чарушин Е., Чаплина В., Снегирев Г., Сладков Н., Скребицкий Г., Пришвин М., Бианки В. Произведения этих замечательных писателей позволят вам познакомиться с родной природой, побольше узнать про птиц и зверей, про охоту и лес, научат вас бережно относится к родной природе, любить и охранять всё живое.
Читайте также: