Хозяйка медной горы загадки

Обновлено: 19.09.2024

Чтение художественной литературы, знакомство с творчеством П. П. Бажова; посещение выставки-музея Камня; организация выставки камней и изделий из них; встреча с геологом ко Дню Геолога в России; тематические беседы, рассматривание картинок и фотографий.

Макет пещеры, ящерки.

Выставка натуральных камней и изделий из них (броши, статуэтки, браслеты)

Земной шар (глобус и карта России)

Картинки с изображением камней

Костюм Хозяйки Медной Горы

Маски для инсценировки отрывка из сказа П. И. Бажова «Серебряное копытце», искусственные камни-самоцветы, избушка деда Коковани

Вазы из картона зеленого цвета, бусы, зеркальца.

Дети входят в зал. Их встречает Хозяйка Медной горы (педагог)

Это кто у меня под горой расшумелся, кто разгалделся? (сурово)

Это кто разыгрался, распелся? (более ласково)

Что за гости припожаловали, такие нарядные, такие веселые? И без кайла, без лопаты. Неужто не за камнями самоцветными пришли, а за праздничным настроением пожаловали?

Хозяйка Медной Горы. – Здравствуйте, гости дорогие! Узнали меня? (ответы детей) Правильно! Я Хозяйка Медной Горы. А как еще меня называют?

Дети. Каменной девой, Малахитницей, повелительницей ящериц.

Хозяйка. – Верно! Прибыла я с Уральских гор, там мои владения. Приглашаю вас в сказку дивную, изумрудную, малахитовую.

Уральские горы, закаты, рассветы…

Чудесный рябиновый край!

Солнце осушит алмазные росы,

Раскроют цветы лепестки,

Уральских камней драгоценную россыпь

Покажет хозяйка горы.

Подводит детей к карте России.

Хозяйка. Это строки об Уральских горах. Да, нам есть чем гордиться. Недра России хранят огромные богатства, к которым относятся удивительные камни. Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли русской». Знаете, почему? (Урал перепоясывает Россию)

- Что значит «перепоясывает»? Как вы понимаете это слово?

Дети. Уральские горы похожи на пояс, который делит Россию на две части.

Хозяйка. Верно! А еще потому, что люди на Руси носили широкие пояса и за ними хранили все свои богатства. Вот и в моих владениях, в уральском поясе, богатств не счесть! Каких только камней самоцветов у меня нет!

В свое царство приглашаю

И богатством удивлю.

Малахитом вас обсыплю

И пещеру покажу.

Подводит к пещере.

А вот и вход в мою пещеру! При входе вас встречают ящерицы – подружки мои, помощницы верные. Они-то и укажут путь-дорогу к камням моим. Ну, что, идем за ними? Давайте вспомним, какими самоцветами богаты Уральские горы. Об этом нам с вами рассказали в музее камня.

Хозяйка Медной горы приглашает детей на выставку камней.

Полюбуйтесь на мои сокровища! Почти про все камни память человека хранит легенды. И характер человека, и его внешность, и даже голос сравнивают с камнем. Если голос звонкий, говорили….

Дети: серебряный голос.

Хозяйка: если глаза голубые, говорили…

Дети: бирюзовые глаза.

Хозяйка: если человек сильный, говорили…

Дети: у него стальные мышцы.

Хозяйка: если человек покладистый, говорили, что у него…

Дети: золотой характер.

Хозяйка. А что еще у человека может быть золотым? Как вы думаете?

Дети. Сердце может быть золотым, если человек чуткий, добрый, внимательный, а еще могут быть золотыми руки. Это когда человек все умеет делать и делает хорошо.

Хозяйка. Мы знаем, что про камни люди складывали легенды. А рассказал о событиях тех времен Павел Петрович Бажов. С его творчеством мы знакомы. Какие сказы Бажова вы знаете?

Хозяйка. Вижу, что читали. Тогда вы легко справитесь с моими загадками.

Тогда я начну с самой легкой.

Этот зверь лесной не спит под сосной

Не лежит в берлоге. Кормят его ноги.

Легок, строен и рогат, он найти поможет клад

Коль копытцем постучит. Этим он и знаменит.

Кто же это? Из какого сказа?

(козлик из сказа «Серебряное копытце»)

Хозяйка:

Да, вот так Даренка и увидала козлика с волшебным серебряным копытцем. А как кошку-то ее звали, помните? Правильно, Муренка. Муренка, видно, козлика-то и уговорила, она же с ним на полянке беседовала. Видели? А дедушку как звали, что сиротку Даренку с кошкой Муренкой приютил да обогрел? Кокованя, конечно. Читали значит, сказ-то или слушали внимательно. Молодцы!

- Смотрите-ка, а козлик - серебряное копытце и вам камешков подбросил. Голубеньких да зелененьких. Давайте-ка поиграем, их пособираем. Только уж не в шапки ушанки, как Кокованя с Даренкой. Вставайте в две команды. Кто быстрее да больше камешков-то соберет? Чур, по одному нести, не жадничать! Голубенькие камешки в голубую тарелочку, а зеленые – в зеленую.

ИГРА «Собери камни - самоцветы»

Хозяйка: Одевайтесь и в героев превращайтесь!

Дети надевают маски и показывают отрывок из сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце».

В избушке сидят Даренка и кошка Муренка. Даренка вглядывается в окно, не идет ли дед Коковня.

Хозяйка:

А сейчас еще одну загадку я загадаю.

«Мастерил – мастерил, осерчал и разбил» Кто это, из какого сказа и что мастерил?

Хозяйка:

Да, Это Данило – мастер из сказа «Каменный цветок». Рукастый паренек да смекалистый. До всего ему дойти хотелось, красоту камня понять. Много таких-то среди вас найдется, а? Ну, конечно, это ж сейчас не узнаешь. Да и учителей таких, как Прокопьич, у которого Данила учился, не каждый день встретишь!

- Ох, а осколки-то как разметало! Собрать бы надо да сложить! Найти половинки всех ваз диковинных. Кто сумеет?

Разрезная ИГРА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ «Собери чашу». Все картинки разрезаны пополам, на правую и левую половинки.

Хозяйка: -Теперь потруднее загадка. Уж не знаю, справитесь ли?

«Эта девчушка на парня похожа

С тятенькой в штольню топает тоже

Зеркальце чудное встретила там

И говорит: «Никому не отдам!»

Хозяйка: Не узнали сказ-то? «Таюткино зеркальце». Махонькая девчушка была, а под землю не боялась спускаться. Вот и подарок от меня получила – каменное зеркальце.

Вот такое или очень похожее. (показывает зеркало, кладет на столик)

А я еще одну загадку вам загадаю. Вы внимательно слушайте. Эту должны отгадать!

«В зелененькой коробочке и кольца и браслеты.

И бусы и кулончики. Чего там только нету!»

Что это за коробочка, из какого сказа? («Малахитовая шкатулка»)

Хозяйка:

Шкатулку-то я на свадьбу дарила Степану с Настасьей. А Танюшка - дочка Степана полюбила играть с каменьями самоцветными. Втихомолку от матери примеряла.

А я и для вас шкатулочки приготовила. И зеркальца пригодились. Примерьте-ка на себя бусы, кольца да браслеты.

ИГРА ДЛЯ ДЕВОЧЕК «Ах, какая красота»!

Девочки делятся на две команды. По очереди они подбегают к столикам, садятся на стульчик, надевают все украшения, смотрятся в зеркало,произносят слова: «Ах, какая красота»! - И снимают украшения.

Хозяйка:

И последняя загадка. Слушайте внимательно!

«Человек он скромный,

Ну, а змей – огромный»!

Конечно, это сказ «Великий полоз», а никак не «Голубая змейка». Змейка-то в кого обращалась? Правильно, в женщину. А полоз мужчиной мог становиться в богатой одежде, крепкого телосложения.

Ну,а какой он полоз-то: добрый или не очень? Добрый, конечно. Помог ведь мальчишкам –то!

Превращаю вас в полоза! (на одного из детей надевается «царская шапка», и он становится головой полоза).

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Великий полоз»

Дети двигаются змейкой по залу, взяв друг друга за пояс. Тот, до кого дотронется полоз, становится в хвост. Игра прекращается, когда все дети выстраиваются в змейку.

Дети собирают рассыпанные «самоцветы» и выкладывают узоры на листах цветной бумаги.

Хозяйка. Как вы работаете быстро да умело! Всех бы взяла к себе в мастера!

Вот вы и побывали у меня в гостях, полюбовались пещерой и самоцветами моими. На прощание дарю вам шкатулку с камнями (сладкий сюрприз).

Публикации по теме:

Поделка «Сцена из сказа «Хозяйка Медной горы» П. Бажова

Поделка «Сцена из сказа «Хозяйка Медной горы» П. Бажова Красивая, печальная, поучительная сказка П. Бажова "Хозяйка Медной горы" натолкнула на мысль создать персонажа - главную героиню произведения.

Концерт для старших групп «В гостях у Хозяйки Медной горы» Ведущий: Добрый день! Сегодня у нас важный, торжественный праздник! Вы будете посвящаться в музыканты. Музыка! Сколько таинственного в.

Фотоотчет «Показ сказки «В гостях у Гнома» детьми подготовительной логопедической группы»

Фотоотчет «Показ сказки «В гостях у Гнома» детьми подготовительной логопедической группы» Цель: развитие артистических способностей детей и создание эмоционально благоприятной атмосферы для дружеских взаимоотношений в процессе.

Проект «Горы — флора и фауна. Что такое горы?»

Проект «Горы — флора и фауна. Что такое горы?» Для лучшего понимания устройства гор был создан макет. Макет создала мама нашего воспитанника Генсер Ольга Евгеньевна. На первой недели.

Проект «Мастерская хозяйки Медной горы» Здравствуйте, меня зовут Полина, мне 7 лет. Слайд 1. Тема моего проекта «Мастерская Хозяйки Медной горы» Слайд 2. Славится наша земля талантами.

Развлечение с детьми подготовительной группы «Ай да, валенки» Развлечение с детьми подготовительной группы №10 «Фантазеры». Тема: «Ай да, валенки» Составила и провела: Воспитатель гр. №10 «Фантазеры».

Развлечение в подготовительной группе «В гостях у хозяйки» ЗАДАЧИ: 1. Формировать стремление активно участвовать в развлечении, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми. 2. Продолжать знакомить.

Сценарий интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «В гостях у Золушки» Сценарий интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: В гостях у Золушки. Программные задачи: ОО.

Следующая загадка

Завершается учебный год и как всегда по традиции в конце года мы проводим праздник. Тема нашего праздника « В гостях у хозяйки медной горы».

У жителей Урала есть Сказанья,
О том, что у седых и старых гор
Хозяйка есть – чудесное созданье,
То девушка, то ящерок ковер…

И в малахитовой живет она светелке
Там, что у Медной, у горы.
Глаза Хозяйки – звезд ночных осколки…
Попробуй ты, возьми ее дары…

Данила-мастер, раз ее увидя,
Пленился неземною красотой…
И белый свет он в миг возненавидел –
Ушел к Хозяйке ночкою глухой…

И, встретив гостя, Каменная дева,
Как женщина земная, полюбив
С ним нежной стала, камня королева,
В лазоревую спальню пригласив…

( Во время чтения стихов Хозяйка медной горы , показывая свой наряд подходит к Даниле-мастеру).

А в дар она просила:

Хозяйка медной горы:

«Как подруге,
Ты подари мне каменный цветок –
тебя прошу о маленькой услуге –
на том цветке не вянет лепесток. »…

(Выходят девочки одетые в разноцветные платья – самоцветы:

2 ведущий: Прости, Хозяйка Медной горы, что нарушили твой покой. Очень просим тебя показать камни - самоцветы, россыпи драгоценные, залежи бесценные.

Хозяйка медной горы : Наш Уральский край очень богат не только добрыми людьми, но и щедрыми недрами. Они отдают людям свои богатства. И мы с вами сегодня узнаем какие богатства хранят наши Уральские горы.

Выступления учащихся:

1.Интересно , знают дети ,

Что такое самоцветы?

На Урале проживая,

Знают дети или нет,

Что волшебным называют

Каждый камень самоцвет.

На Урале самоцветы,

Самоцветен весь Урал.

Я хочу чтобы об этом

Ты немножко тоже знал.

2.Самоцветный камень красный,

Будто ломтик ветчины,

Это главный камень – яшма-

Сердце сказочной страны.

Красный яшмовый узор-

Красота уральских гор,

Будто в чаше, в этой яшме

Воды чистые озер.

3.На закат похож гранат,

На восход похож агат,

Эти камни в ожерельях

Силу солнышка таят….

4.Тот , кто любит аметист,

Дружбе верен, сердцем чист.

Кто силач и богатырь,

Носит камешек – сапфир.

Хозяйка медной горы:

Кто секрет хранить умеет,

Кто таинственно молчит.

Тот всегда понять сумеет

Камень ящерок и змеек-

(Прочитав стихи девочки делают круг на сцене и уходят)

А сейчас ребята ответьте мне на вопросы мудреные, хорошо ли вы знаете уральский край? Лучшим , кто хорошо знает родной край будут вручены мягкие игрушки выполненные девочками на уроках труда.

- Что издавна называли каменным поясом России? («Уральские горы»)

- Чем славится земля уральская? (полезными ископаемыми)

- А какие полезные ископаемые вы знаете? (уголь, руда, медь, золото)

- А какими самоцветами богат наш Урал? (рубины, топазы, малахит, яшма, горный хрусталь)

- Какое дерево называют символом Урала? (рябина)

- Какие животные обитают в уральских лесах? (лоси, волки, медведи, зайцы)

- Какое животное изображено на гербе Челябинской области? (верблюд)

Мы все должны ребята знать,

Всему должны учиться

Ведь надо взрослым помогать

И часто всем трудиться.

Как делать масло и творог,

Где рожь, а где пшеница,

И что такое сельский труд

Ребятам знать не худо.

Откуда уголь достают, и мебель и посуду?

Как строят дом, одежду шьют?

Чтоб мы не думали, что вещи

На чудо дереве растут,

Конечно вещи не растут

Чтоб сделать вещи нужен труд.

1 ведущий: А сейчас вашему вниманию предлагается демонстрация изделий выполненных мальчиками на уроках слесарного дела .

( учащиеся демонстрируют изделия выполненные на уроках труда- читают стихи)

На протяжении всего своего существования человек интересуется природой. Тысячи невидимых нитей связывают его с природой, и он не перестает наслаждаться ее красотой. Зимой она особенно красива.

А зимние мотивы Урала всегда отличались бесконечным разнообразием. Именно это и привлекало мастеров художественного искусства на протяжении нескольких веков. Они старались передать всю красоту и величие природы в своих работах. Несмотря на то, что она находится в ледяных оковах, такие работы всегда отличаются неповторимой красотой. И сегодня мы Вам предлагаем коллекцию «Мир чарующей зимней сказки» .

Дифеле: «Мир чарующий зимней сказки»

1 ведущий: А сейчас хочу загадки вам свои я загадать, посмотреть, как вы знаете произведения нашего уральского писателя

На Урале есть писатель,

Он писал про мастеров,

Про богатства недр урал ьских

И зовут его…. (Бажов)

2.В сказках был Данила-мастер,

Так нам сказка говорит,

Он цветок творил из камня.

Камень этот …(Малахит)

3. В сказках он писал про кошку,

Что Муренкою зовут,

И писал он про девчонку,

А девчонку как зовут? (Даренка)

4.Небольшого росту девка,

И сама вся статная

И коса ее чернява,

Да такая ладная ,

Платье цвета малахита

В косе ленты красные

Глаза. Словно изумруды

Волшебные. Ясные. ( Хозяйка Медной горы)

5. Махонька девчонка –

Сама вроде кукленочка,

Резвехонько так пляшет

В руке платочком машет ( Огневушка-поскакушка)

Кто сказал, что рукоделье

В человеке от безделья

Воздавал всегда народ

Мастерам своим почет!

Мы веселые девчата

И не любим мы скучать

С удовольствием покажем

Все изделия на «5».

Вашему вниманию предлагается дефиле моделей юбок выполненных учащимися 7-9 классов.

Говорят, у девочек
Руки не простые.
Говорят, у девочек
Руки золотые.
Поглядим внимательно,
Поглядим поближе.
Может быть, на празднике

Предлагаем дефиле брючных изделий выполненных учащимися 6 класса

1 ведущий:А сейчас мы вам предлагаем :Конкурс «Угадай сказ по вещи»

Дети вытаскивают из шкатулки вещь и называют сказ, в котором она встречается. На сцену приглашаем 7 человек, тех кто хорошо знает сказы П. Бажова. Из волшебного мешочка вы будете доставать вещь и называть из какой сказки эта вещь.

1. Кошка. («Серебряное копытце»)

2. Голубенький платочек. («Огневушка – поскакушка»)

3. Лопатка. («Огневушка – поскакушка»)

4. Ящерка. («Медной горы Хозяйка»)

5. Перстень с малахитом. («Малахитовая шкатулка»)

6.Шкатулка. («Малахитовая шкатулка»)

7. Молоток. («Каменный цветок»)

Молодцы ребята! Очень хорош вы знаете сказы Павла Бажова

Когда-то над хребтом Урала,
Солёной свежести полна,
С ветрами запросто играла
Морская вольная волна.

Ей было любо на просторе
С разбегу устремляться ввысь.
Отхлынуло, исчезло море,
И горы в небо поднялись.

Но своенравная природа
То море в памяти хранит:
В тяжёлых каменных породах
Волной играет малахит.

Он морем до краёв наполнен,
И кажется: слегка подуть –
Проснутся каменные волны
И морю вновь укажут путь.

Ребята пока мы с вами участвовали в празднике « В гостях у Хозяйки Медной Горы»

На Уральском горном склоне
Расцвел из малахитовой руды
Цветок зеленый, на сапфирном фоне
Ночного неба, в искорках слюды.

Показ композиции «В гостях у Хозяйки Медной Горы».

Хозяйка медной горы:

Край родной вам завещаю,

Знать, любить его, беречь,

Чтобы рощи зеленели,

Продолжали речки течь,

Чтоб цветы цвели на клумбах,

Чтоб скворец весною пел,

Чтобы край родной уральский

Год от года хорошел!

Наш праздник подошел к концу, приглашаем вас подняться на второй этаж в спортивный зал на выставку изделий выполненных учащимися на уроках труда.

Ход ООД

Воспитатель: Дети, к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте, гости дорогие.

Воспитатель: Сказ про нее написал Павел Бажов. Хозяйка Медной горы хранительница горных сокровищ. Какими же сокровищами она владеет?

Конспект ООД «В гости к Хозяйке Медной горы» в старшей группе

Послушайте и отгадайте загадку:

Его в горах полным – полно.

Он часто падает на дно

В ущелья со скалы крутой.

Он твёрдый, маленький, большой.

По форме разным он бывает.

Его с дороги убирают. (Камни)

Воспитатель: Правильно это – камни.

Но она не всех пускает в свои владения. А еще у нее есть верные помощники – это гномы. Чтобы попасть к Хозяйке Медной горы, нам нужно превратиться в гномов. Вот поэтому я вам предлагаю стать гномами.

(превращение в гномов: одеваются, на головы шапочки, в руки берутся кирки)

Воспитатель: А теперь отправляемся в путь по каменной дорожке.

Аудиозапись «Гномы, гномы, вы малюсенький народ»

Воспитатель: Вот мы и пришли к горе. Здесь живет Хозяйка Медной горы.

Воспитатель: У неё был верный и надежный помощник Степан. Он с помощью Хозяйки в рудниках добывал драгоценные камни малахита. Что Хозяйка Медной горы подарила Степану для его невесты Настеньки? (Ответы детей) Правильно. За его труды и старания Хозяйка Медной горы подарила Степану малахитову шкатулку с драгоценными камнями для его невесты Настеньки.

Воспитатель: Проходите, гномы, в пещеру. Чтобы добыть камни нужно потрудиться. Давайте, гномы, приступайте к работе, кирками ударьте раз, ударьте два, ударьте три.


Воспитатель: Гляньте, Хозяйка Медной горы открывает для нас свои владения. Давайте посмотрим, какой же камень вы добыли. Камень с зеленым оттенком - это малахит. Малахит – это самоцветный камень единственный минерал зеленого цвета.

Воспитатель: Посмотрите-ка сюда. Как вы думаете, что это за камень? (Ответы детей) Да, это камень называется – янтарь. Янтарь – это окаменелая смола. Это минерал, относящийся к числу полудрагоценных камней. Ещё в глубокой древности этот камень использовали как украшение.

Воспитатель: Что же еще можно найти в горе? Стук да стук. Вот добыли еще камень. Какой это камень? (Графит). Гномы, а что изготавливают из графита? (Стержни для карандашей).


Воспитатель: А вот еще камень в горе нашли. А это, что за камень? (Ответы детей) Правильно. Это - уголь антрацит. Его используют для отопления домов, обеспечения работы котельных и прочих объектов.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще вы добыли в горе. Этот камень – гранит. Название он своё получил из-за пористо-зернистого строения. Гранит – прочная горная порода. Из гранита делают фундаменты, опоры мостов, применяют в сооружениях и интерьерном оформлении помещений.

Воспитатель: Гномы, я вам предлагаю узнать, где применяются камни? Я вам предлагаю посмотреть на экран.

Слайд – презентация «Удивительный мир камня»

Воспитатель: Гномы, а вы знаете пословицы и поговорки про камни?

(Ответы детей)

• На одном месте и камень мохом обрастает;

• Под лежащий камень и вода не течет;

• В камень стрелять – только стрелы терять;

• Хлеб – соль да камень за пазухой носи.

Воспитатель: Гномы, Хозяйка Медной горы спрашивает. А что, означают эти пословицы?

• Нашла коса на камень (Неприятное событие);

• Камень с души свалился (Стало на душе легко);

• Бросить камень в кого-то (Осуждать, обвинять);

• Камня на камне не оставить (Разрушить до основания).

Воспитатель: Молодцы, гномы справились с заданием.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю из пещеры перейти к горному озеру. Посмотрите в озеро, что вы там видите? (Камни лежат на дне озера) Давайте проверим тяжелые камни или легкие. Тонут они в воде или нет?



Исследовательская деятельность.Опыты с камнями:

Опыт № 1. Плавучесть.

Воспитатель: Возьмите по камню и по очереди опустите их в озеро. А как вы думаете, что произойдет с камнями? (Ответы детей)

Вывод: Камни тяжелые, поэтому они тонут.

Воспитатель: Я вам предлагаю перейти от озера к пещере, в которой мы проведем опыты с камнями. Подойдите к столам.


Опыт № 2. Определение цвета и формы.

Воспитатель: Рассмотрите свой камень. Какого он цвета? (Ответы детей).

А какие камни по форме? Сравните их.

Вывод: Камни разного цвета и формы.

Опыт № 3. Определение температуры.

Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке.Какой он: теплый или холодный? (Ответы детей: холодный.)

Дыхательная гимнастика. Дети, возьмите камень, положите его на ладонь, и сделайте вдох носом и выдох через рот, губы трубочкой. (3 раза) Затем снова приложите камень к щеке. Что изменилось? (Ответы детей: камни стали теплыми)

Вывод: Камни могут быть холодными и теплыми.

Опыт № 4. Определение характера поверхности.

Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Ответы детей) Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Камни бывают гладкие и шероховатые.

Опыт № 5. Определение твердости – мягкости.

Воспитатель: Ребята, давайте надавим на свои камни. Что-нибудь изменилось? (Ответы детей: нет) Покатаем камни в руках. Что-нибудь произошло? (Ответ детей: нет)

Вывод: Камни бывают твердыми.


Воспитатель: Мои маленькие гномы, вы много трудились. А не хотите вы теперь отдохнуть. Выходите на разминку.

Физкультминутка «Гора и камешки»

Стоят горные хребты (руки над головой домиком)

Выстроившись в ряд, (стоят дети столбиком)

Как богатыри стоят. (сгибают руки в локтях)

На них шлемы ледяные, (показывают мышцы рук)

Вершины мощные, седые. (имитация вершин: руки над головой)

Тайну вечности хранят.

Ветры шквальные лютуют. (имитация ветра, движения рук)

Сходят снежные лавины,

Все же смельчаки штурмуют (имитация поднятия вверх по канату)

Среди них стоит гора – старушка. (поднимаются на носочки)

До небес макушка, (обмахивают себя кистями рук)

Ее ветер обдувает, (встряхивают кистями рук)

Ее дождик поливает. (прикладывают ладошки к щекам)

Стоит гора, страдает - (качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (дети разбегаются и)

Катятся, катятся камешки прочь. (присаживаются на корточки)


Воспитатель: Хозяйка Медной горы предлагает вам побыть мастерами по росписи камней. Для этого проходите и садитесь за столы, у вас лежать образцы как можно разукрасить камни. Приступайте к росписи камней.

(Дети выполняют художественную деятельность на камнях под аудиозапись «Гномы, гномы, вы малюсенький народ».)



Воспитатель: Молодцы, вот и у вас получились свои уникальные камни. Молодцы гномы! Хорошо потрудились, и за это Хозяйка Медной горы дарит вам, вот такую драгоценную шкатулку, в которой для вас сюрприз находится.


Воспитатель: Но, нам уже пора возвращаться в группу. Скажем спасибо Хозяйке Медной горы за теплый прием. И нашим гостям за внимание. До свидания.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дорога к Хозяйке медной горы» Цель: Расширять кругозор детей, пополнять знания о сибирских, уральских писателях. Задачи: 1. Развивать зрительную память и разговорную.

Поделка «Сцена из сказа «Хозяйка Медной горы» П. Бажова

Поделка «Сцена из сказа «Хозяйка Медной горы» П. Бажова Красивая, печальная, поучительная сказка П. Бажова "Хозяйка Медной горы" натолкнула на мысль создать персонажа - главную героиню произведения.

Концерт для старших групп «В гостях у Хозяйки Медной горы» Ведущий: Добрый день! Сегодня у нас важный, торжественный праздник! Вы будете посвящаться в музыканты. Музыка! Сколько таинственного в.

Конспект открытого занятия по окружающему миру в средней группе «В гости к хозяйке луга» Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение №12 Итоговое открытое занятие по ознакомлению с природой в средней.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к хозяйке луга» в средней группе Программное содержание. Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное.

Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности в средней группе «Богатство хозяйки Медной горы» Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности в средней группе «Богатство хозяйки Медной горы»Цель: расширять представления.

Проект «Мастерская хозяйки Медной горы» Здравствуйте, меня зовут Полина, мне 7 лет. Слайд 1. Тема моего проекта «Мастерская Хозяйки Медной горы» Слайд 2. Славится наша земля талантами.

Развлечение с детьми подготовительной группы «В гостях у Хозяйки Медной горы» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №50» Сценарий познавательного развлечения с детьми подготовительной группы «В гостях у.

Следующая загадка

Цель: формировать понятия общечеловеческих ценностей на основе творчества П.П. Бажова, приобщать детей к культуре и истории родного края, прививать любовь и интерес к изучению богатой природы Урала.

Задачи: закрепить знания об уральских самоцветах, их многообразии и прикладном использовании; систематизировать знания о героях сказов; развивать умение детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при чтении художественной литературы; воспитывать уважение к людям труда.

Предварительная работа: подборка изданий сказов Бажова, портретов писателя, коллекции изделий и украшений из уральских самоцветов, знакомство со сказами Бажова, рассматривание иллюстраций по сказам.

Сказочница: Наша Родина - Уральский край. Богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Скажите, кто самый известный сказитель Урала? (Ответы детей.)

Сказы Бажова, Уральские сказы

Старых старателей горных рассказы,

Что родились у костра вечерами,

Глядя на звезды, глядя на пламя.

Речка Сысерть вьется, как змейка,

Только лопата, кайло, душегрейка,

Сизая дымка, чаша лесная,

К месту заветному тропка глухая.

Выйдет на солнышко ящерок стайка,

Редкостный камень подарит Хозяйка,

Вечер уложит, ночь приголубит,

Утро разбудит, авось не погубит.

Пляшет опять на углях Огневушка,

Клад стережет бабка Синюшка,

Кольцами Полоз в Землю уходит,

Черная Кошка по лесу бродит.

Медной хозяйки дивные залы,

Маркова Камня гранитные скалы,

Чудные сказы собраны в книжку

Их рассказал нам дедушка Слышко.

Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Он рассказал нам о жизни и быте жителей Урала, которые жили задолго до нас. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный, удивительный, слышим красоту, выразительность, мелодичность, точность уральского говора. Давайте послушаем стихотворения о земле писателя.

Дети рассказывают стихотворения.

То приветлива, то сурова

Сходит с каменных гор заря.

Ты прекрасна, земля Бажова,

Трудовая Урал - земля!

2. Прорастают цветы сквозь скалы,

Полыхает огнём гора:

Это новые пишут сказы

Рудознатцы и мастера.

3.Над Уральским хребтом рассветы

Рукотворным горят огнём,

Жизнью, радостью и трудом.

4.И становится делом слово,

В каждом камне - цветы цветут.

Продолжается сказ Бажова,

Продолжаются Жизнь и Труд!

Сказочница : Земля Урала хранит в своих недрах множество самоцветов. Каждый камень, имеет свой цвет и название. А знаете ли вы, какие самоцветы есть на Урале? (Ответы детей.)

Я хочу вам показать, какие бывают камни в сокровищнице Хозяйки медной горы, и какие красивые изделия делают из них горных дел мастера.

Презентация «Камни Урала».

Каменный пояс Российской земли

Хранит на Урале природы дары.

В горах наших славных хозяйка живёт,

Богатства хранит и покой бережёт.

К ней в гости заглянем, давайте сейчас.

Посмотрим, что нового в сказах у нас.

Выходит Хозяйка Медной горы (воспитатель).

Хозяйка Медной горы:

Здравствуйте, мои друзья, угадали, кто же я?

Хозяйка я медной горы,

И все богатства тоже мои.

Хочу – награжу, а хочу – накажу

За жадность, за ложь, за плохие дела.

Но не затем я сегодня пришла.

Ведь недаром же трудились на Урале предки,

Вам уменье передали, свой наказ заветный –

Любите край Уральский, недра и богатства,

Чтоб Родина гордилась вами не напрасно.

Это кто пожаловал в мой лес заповедный, мастеровые люди или бездельники?

Зачем пришли, богатства мои высматриваете или поучиться? (Ответы детей: мы пришли поучиться и знания свои показать.)

Ну, коли учиться, так другой разговор. Я поведу вас путешествовать по моим владениям. Готовы? Приглашаю.

Ребята, вы уже знаете, сколько камней самоцветных хранят в себе недра земли Уральской. Только вот беда, помощницы мои – ящерки перемешали их все. Помогите мне, ребятушки, разделите их. На каждый поднос свой камень: на этот – яшму (красный), сюда – малахит (зелёный), а тут место для янтаря (желтый), и про лазурит не забудьте (синий).

Игра: «Собери камни».

В центре зала рассыпают камни (заранее разукрашенные гуашевыми красками в разные цвета). Каждая группа собирает камни своего цвета. Яшма – красный цвет. Малахит – зеленый цвет. Янтарь – желтый цвет. Лазурит – синий цвет.

В зале стоит 4 подноса на столе. Под музыку дети сортируют камни по цвету. Когда все камни будут разложены по местам, воспитатель подходит и убеждается в точности выполнения задания и закрепляет знания детей о цветовой гамме камней.

Хозяйка Медной горы: Молодцы, ребята. Вы помогли мне и узнали тайну камней. Вы ещё раз убедились, что каждый камень, имеет свой цвет и название. Садитесь на свои стульчики, мы продолжаем.

А теперь я хочу проверить ваши знания. Я думаю, вы внимательно слушали сказы и легко ответите на мои вопросы.

Конкурс «Из какого сказа эти строки?»

«Глядит, - а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок - и разнесёт старушонку». ( «Синюшкин колодец»)

«Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает». («Серебряное копытце»)

«У меня тепло! У меня светло! Красно летичко! Обошла круг - тепло Федюньке стало, а Поскакушка шире да шире круг берет, сама подрастает.» («Огневушка – Поскакушка»)

«Поворотился Илюха в ту сторону. Видит - девчонка подходит. Простая девчонка, в обыкновенный человеческий рост. Годов так 18. Платьишко на ней синее, платок на голове синий. А пригожа эта девчонка - и сказать нельзя…». («Синюшкин колодец»)

«Да ведь эта сама Хозяйка. Её одёжа-то. Из шёлкового малахиту платье.» («Медной горы хозяйка»)

«Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка - кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.» («Серебряное копытце»)

Хозяйка Медной горы: Молодцы, правильно назвали все сказы. Скажите мне, что высекал из камня Данила мастер? (Ответы детей.)

Правильно, цветок каменный. Но не сразу Данилушке его цветок понравился. Разбил он цветок-то свой каменный, разлетелись кусочки в разные стороны. Сможете ли помочь вы Даниле мастеру собрать все фрагменты, да сложить их куда нужно? (Ответы детей.)

Игра «Собери цветок».

Каждой команде даётся картинка каменного цветка, разрезанная на части. Детям нужно сложить все фрагменты правильно.

Хозяйка Медной горы: Любите загадки отгадывать? Тогда слушайте и отвечайте правильно.

Конкурс «Отгадайте загадки».

1. Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка…(Дарёнка)

2. Как куклёнка, девочка

Спляшет вам с припевочкой!

Появляется в огне.

Как зовут? Скажите мне!

3. На Урале парень жил,

Сиротой в деревне слыл.

Но Прокопыч, горный мастер,

Парня делу обучил.

Обучил, но вот беда,

Хозяйка в гору увела,

Чтоб смастерить он мог

4.Ножкой сильно он стучит,

Рядом мурка с ним сидит,

Будто подпевая. («Серебряное копытце».)

Сказочница: Медной горы Хозяйка, а ребята мои песню про серебряное копытце знают. Позволь песню эту им для тебя спеть.

Исполняется песня «Серебряное копытце».

Ветер доносит запах

Шепот и шорох сна

Это в еловых лапах

Спит до весны весна

Это морозит краски

Жарким дыханьем лёд

Это из старой сказки

Снова ко мне идет

В окна мои стучится

Хочет играть со мной

Просит воды напиться

Что же тебе не спится зимой?

Хозяйка Медной горы: Думайте, справились со всеми заданиями? Рано радуетесь! Смотрите, какой короб у меня. В нём спрятаны загадки. Готовы отвечать? Тогда слушайте.

Конкурс «Из какого сказа предмет?»

Малахитовая шкатулка. (Сказ «Малахитовая шкатулка».)

Кошка. (Сказ «Серебряное копытце».)

Ящерка. (Сказ «Медной горы Хозяйка».)

Пёрышки. (Сказ «Синюшкин колодец».)

Оранжевый платочек. (Сказ «Огневушка-поскакушка».)

Звучит музыка. Девочка исполняет танец Огневушки.

Огневушка – Поскакушка: Кто тут про меня говорит? А это вы ребята. Я очень люблю танцевать, прыгать и скакать. Как хорошо, что вы пришли, мне будет хоть с кем поиграть.

Игра «Подпрыгивай выше».

Дети встают по кругу, Огневушка – в центре. Огневушка крутит верёвку с завязанным к концу грузом по кругу, дети должны подпрыгивать, чтобы верёвка не задела их ноги.

Хозяйка Медной горы: Ну что, ребята вот и закончилось наше путешествие по моим владениям. Вы хорошо потрудились, и за это я награжу вас.

Из шкатулки дарит детям конфеты. Прощается и уходит.

Сказочница: Конечно, с тех пор, когда Павел Петрович Бажов писал свои сказы изменилось очень многое: одежда, мебель уклад жизни. Но неизменным осталось то, что внутри нас: доброта, щедрость, крепкая дружба, любовь к своим близким. Желаю вам все эти богатства души человеческой сохранить и в своей душе.

Следующая загадка

Конспект ООД в старшей группе №3 по интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

• Формировать представление о камнях, как части неживой природы.

• Продолжать формировать умение исследовать неживую природу выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.

• Закреплять элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.

• Развивать основные виды движений,физические качества: ловкость, выносливость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.

• Развивать у детей сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств, развивать память, внимание, связную речь, логическое мышление, умение устанавливать причинно- следственные связи в природе.

• Воспитывать бережное отношение к природе.

• Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

Камни, ёмкость с водой, стол с камнями для изучения, камни для поделок. Аудиозапись «Гномы, гномы вы малюсенький народ». Слайд - презентация «Удивительный мир камня». Кирки из картона и шапочки гномов, краски, кисти, салфетки, клеенки для рисования для каждого ребенка. Гора из ткани.

Чтение сказа П. Бажова «Хозяйка Медной горы», сказка «Малахитова шкатулка», загадывание загадок про камни, обсуждение пословиц и поговорок про камни.

Читайте также: