Скороговорки считалки небылицы загадки пословицы поговорки 2 класс школа россии
Обновлено: 22.11.2024
Шла Саша по шоссе и сосала сушки. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Дубина выбегает с мальчиком в руках, А за ним тулупчик с бабой на плечах. Деревня закричала: «Мужики горят!» Сарафаны в бабах на пожар спешат.
1.От топота копыт Пыль по полю летит. 2.Рыбу ловил рыболов, В реку уплыл весь улов. 3.Ехали мы, ехали В город за орехами.
Скороговорки 1.От топота копыт Пыль по полю летит. 2.Рыбу ловил рыболов, В реку уплыл весь улов. 3.Ехали мы, ехали В город за орехами.
По кочкам, по кочкам, Да, в ямку бух! Раздавили сорок мух! Кошка на окошке Рубашку шьёт, Курочка в сапожках Избёнку метёт.
Потешки. По кочкам, по кочкам, Да, в ямку бух! Раздавили сорок мух! Кошка на окошке Рубашку шьёт, Курочка в сапожках Избёнку метёт.
-Куда, заинька, бежишь? Куда, серенький, спешишь? -К медведю на свадьбу, Медведь-то мне дядя, А медведица-то тётка.
Прибаутки -Куда, заинька, бежишь? Куда, серенький, спешишь? -К медведю на свадьбу, Медведь-то мне дядя, А медведица-то тётка.
Рано утром, вечерком, Поздно на рассвете Баба ехала пешком В ситцевой карете. А за нею во всю прыть- Тихими шагами Волк старался переплыть Миску с пирогами.
Небылицы Рано утром, вечерком, Поздно на рассвете Баба ехала пешком В ситцевой карете. А за нею во всю прыть- Тихими шагами Волк старался переплыть Миску с пирогами.
Люлю, люлю, баиньки, В огороде заиньки. Зайки травку едят, Ване спать велят. Люлю, люлю, бай-бай, Поскорее засыпай. Уж я по воду пойду, Заек чаем напою.
Песни Люлю, люлю, баиньки, В огороде заиньки. Зайки травку едят, Ване спать велят. Люлю, люлю, бай-бай, Поскорее засыпай. Уж я по воду пойду, Заек чаем напою.
1.Конь ретивый, долгогривый Скачет полем, скачет нивой. Кто коня того поймает, С нами в салочки играет. 2.Катилось яблоко мимо сада. Мимо сада, мимо града. Кто поднимет, тот и выйдет.
Считалки 1.Конь ретивый, долгогривый Скачет полем, скачет нивой. Кто коня того поймает, С нами в салочки играет. 2.Катилось яблоко мимо сада. Мимо сада, мимо града. Кто поднимет, тот и выйдет.
Выбери и продолжи предложение: На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел…
Следующая загадка
Настоящие ( размер изучения также степень обладания компетенциями): понимают процедура исполнения операций во речениях с скобками также в отсутствии скобок; обладают умением постановления образцов также вопросов .
Метапредметные ( элементы цивилизованно -компетентностного опыта/приобретенная профессионализм ): завладеют метод -ностью подразумевать тренировочную проблему задания , соответствовать в проблемы , подводить итог личные понятия ; прослушивают собеседника также водят разговор , дают оценку собственные свершения в занятии ; могут входить во речевое взаимодействие , использовать учебником.
Индивидуальные : обладают мотивировку тренировочной работы , умения партнерства с старшими также
Цели урока: продолжать знакомить детей с малыми жанрами фольклора; научить произносить скороговорки; формиро вать умение различать малые жанры фольклора; развивать навыки коллективной работы, внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: карточки с потешками, колыбельными, скороговорками.
I . Организационный момент
П. Проверка домашнего задания
Дети читают наизусть народные песни или песни собствен ного сочинения.
III . Постановка цели урока
- Прочитайте эти слова снизу вверх. («Добры бобры идут в
боры».)
Как называется такое предложение?
Попробуйте прочитать справа налево: НОШЮПАК АЛИПУК УКНОШУКУК АКШУКУК
Догадались что это такое? Ну конечно же, это скорого ворки. Сегодня мы поговорим о скороговорках и других жанрах устного народного творчества.
Чтение скороговорок с разной интонацией, с ускорением.
IV. Изучение нового материала
Какие еще скороговорки вы знаете? (Дети называют ско роговорки, а учитель записывает их на доске.)
Дети читают скороговорки на доске.
Для чего нужны скороговорки? (Для отработки правиль ной дикции. Они построены на сочетании похожих слов и звуков, которые трудно произносить друг за другом, все время путаешься.)
Когда вы играете в салочки, как вы определяете, кто водит? (Считаемся.)
Какие считалки вы знаете?
На доске (графопроекторе, фланелеграфе, компьютере -в зависимости от технической оснащенности класса) стихотворение:
Вдруг из-под собаки
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах.
Сарафаны в бабах
На пожар спешат. Учитель дает детям посмеяться и насладиться народным текстом.
Такие стихи называются небылицей.
Каким словом можно заменить слово «небылица»: фанта зия, сказка, выдумка?
Распутайте путаницу. Какое настроение теперь у стихотворения? (Никакое.)
Что пропало? (Смех, юмор, веселое настроение.)
Небылица придумана для веселья и смеха. Давайте про читаем небылицу в учебнике.
Чтение небылицы в учебнике на с. 23.
VI . Закрепление знаний
- Сейчас я раздам вам карточки, а вы будете определять,
к каким жанрам устного народного творчества относятся
эти произведения. Посоветуйтесь в группах и прочитайте
нам выразительно.
Карточки раздаются по одной на парту или на 4 человека. После 2-3-минутной подготовки дети читают свои карточки:
От топота копыт Пыль по полю летит.
Солнышко-ведрышко! Прогляни, посвети!
На веточку зеленую,
На яблоньку высокую, На грушицу кудрявую, Березку кучерявую!
Рыбу ловил рыболов;
В реку уплыл весь улов.
В город за орехами,
Маленькая болтунья Молоко болтала, болтала, Да не выболтала.
10. По кочкам, по кочкам, Да в ямку бух! Раздавили сорок мух!
Потягунюшки, порастянюшки! Роток-говорунюшки,
Дождик, дождик посильней, Чтобы было веселей.
Не боятся грома.
Ходит сон по горе,
Носит дрему в рукаве,
Всем детишкам продает, Нашей Гале так дает.
Рано утром, вечерком, Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
А за нею во всю прыть -Тихими шагами
Волк старался переплыть Миску с пирогами.
Люлю, люлю, баиньки, В огороде заиньки. Зайки травку едят,
Ване спать велят.
Люлю, люлю, бай-бай, Поскорее засыпай.
Уж я по воду пойду, Заек чаем напою.
Из.-за леса, из-за гор Ехал дедушка Егор,
Он на пегой на телеге, На скрипучей лошади, Топорищем подпоясан, Сапоги нараспашку,
На босу ногу тулуп.
14. Конь ретивый, долгогривый ; Скачет полем, скачет нивой. Кто коня того поймает,
Следующая загадка
Воспитывать интерес к чтению, умению работать дружно, проявлять самостоятельность и инициативу, культуру речи.
Оборудование:
памятка детям "Как выучить скороговорку"
Организационный момент
- Ребята, есть такая русская народная пословица: "Мир освещается солнцем - а человек знанием".
-Как вы ее понимаете? (Ответы детей)
-Я желаю открыть сегодня на уроке много нового и интересного.
Проверка домашнего задания
Выразительное чтение потешек и прибауток собственного сочинения.
Речевая разминка
1.-Внимательно проговаривая каждый звук, прочитывай пары слов вполголоса. Посторайся их запомнить.
-Придумай предложения с одним из слов.
2. Прочитать текст с разной интонацией.
Живут у меня кукушки-
_Догадайтесь, что это?
Работа по теме урока
-Как вы считаете для чего нужны скороговорки? (для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих звуков, которые трудно произносить друг за другом, все время путаешься)
-К какому творчеству относятся скороговорки (Произведения устного народного творчества)
-Как подругому называют называют произведения устного народного творчества? (Фольклор).
_А что означает "Устное"?
Это значит, что такое произведение передавались из уст в уста: мама рассказывала дектям, бабушка-внукам. Каждый рассказывал по своему, своими словами, поэтому произведения изменялись.
-А что значит "народное"?
Это значит , что его сочинял не один какой-то человек, а народ.
-А что такое "Творчество"?
Творчество произошло от слова "творить", то есть "создавать, делать".
-Давайте вспомним жанры устного народного творчества и прикрепим к нашему солнышку лучики с названиями. (дети на доске вывешивают лучики солнца, на которых написаны слова: песни, загадки, потешки, пословицы, частушки, небылицы, скороговорки, потешки, считалки.)
-Играя в разные игры, как выбрать водящего? (Считаемся)
-Какие считалки вы знаете?
-Прочитайте считалки в учебнике на странице 22. самостоятельно .Считалки- это тоже жанр устного народного творчества.
- Ребята, вы увидели , что у вас на парте лежит текст.
-Посчитайтесь , кто из вас будет читать 1 первую строку, а кто вторую. (Чтение в парах.)
-Иван Торопышкин пошел на охоту,
с ним пудель пошел, перепрыгнув забор.
-Иван, как бревно провалился в болото,
а пудель в реке утонул, как топор.
-Иван Торопышкин пошел на охоту.
с ним ппудель в припрыжку пошел, как топор.
-Иван повалился бревном на болото,
а пудель в реке ререпрыгнул забор.
-Иван Торопышкин пошел на охоту.
с ним пудель в реке прповалился в забор.
-Иван, как бревно, перепрагнул болото,
а пудель вприпрыжку попал на топор.
-Что оказалась смешным в скороговорке Д.Хармса "Иван Торопыжкин"?
-Кто такой Иван Торопыжкин? Куда пошел он? Как называют человека, который ходит на охоту? Кто такой пудель? Что вы знаете об этой породе? Скажите: мог произойти на самом деле подобный случай с охотником? К како му жанру отнесем стихотворение? Вспомним, что такое скороговорка.
Скороговорки учат чисто говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался чистоговорки.
Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. В них отражались самые разные стороны русского народа- его быта, интересов, верований и суеверий.
Впервые собрание скороговорок (49 текстов) опубликовал В.И. Даль в "Пословицах русского народа".
Скороговорка старинная забава, которая помогает развивать речь, преодоливать косноязычие. Не каждому удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая игра увлекает, а сама скороговоркав запоминается навсегда.
_ В скороговорке в одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для ппроизношения. Поэтому я приготовила вам памятки, как правильно читать скороговорку. (Дети знакомятся с памятками)
1.Прочитай скороговорку медленно и по слогам.
2.Подумай, о чем говорится в скороговорке.
3.Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный много раз повторяется?
4. Прочитай еще раз медленно иплавно.
5.Проговори скороговорку медленно вслух наизусть.
6.Читай быстрее и представь себе то, что читаешь.
Физкультминутка.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскокать.
Кто-то зайку напугал-
Зайка прыг- и убежал.
-А сейчас познакомимся с текстом на странице 23.
-Как вы думаете. что мы прочитали? (Небылицы)
-Как вы понимаете это слово, каким словом можно его заменить.
_Послушайте еще одну небылицу. (Читает подготовленный ученик)
Вдруг из-под собаки
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах.
Сарафаны в бабах
На базар спешат.
_Представте, что это быль. В чем разница? Что исчезло? (стало не смешно, исчезли юмор и веселое настроение).
-Сделайте вывод: для чего нужны небылицы? (Для веселья и смеха)
Закрепление пройденного
-Сейчас вы получите карточки с текстом. Прочитайте текст, если это скороговорка раскрасте голубым цветом квадрат, небылицу-зеленым, а считалку- розовым.
1. Жил колпак под колпаком,
С колпачихой был знаком.
2.Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
Взял да вышел. (Взаимопроверка)
-На сегодняшнем уроке я узнал.
-На этом уроке я похвалил бы себя за.
-После уроков мне захотелось.
-Сегодня я сумел.
Подведение итогов урока
-С какими жанрами устного народного творчества вы сегодня познакомились?
-Что больше всего вам понравилось и запомнилось на уроке?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение считалок и небылиц на странице 22-23. Нарисовать рисуноку к любой небылице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Считалка СОУ, качество знанийОчень удобно и быстро можно подсчитать СОУ, степень качества знаний, средний балл по классу и по предмету. Каждому учителю полезно.
СчиталкиПрезентация может быть использована на уроке чтения в1 классе по теме "Считалки". УМК Перспективная начальная школа. Задания и речевые разминки составлены на основе учебника и рабочей тетради.
Литературное чтение 2 класс "Считалки и небылицы"
Литературное чтение 2 класс по УМК Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. "Считалки и небылицы".
Скороговорки, считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества 2 класс
Скороговорки, считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества 2 класс.
Статья "Скороговорки, считалки, небылицы.
Статья по устному народному творчесву в группе продленного дня "Скороговорки, считалки, небылицы.".
Конспект урока литературного чтения по теме: Устное народное творчество. Считалки и небылицы.
Конспект урока литературного чтения.Тема: Устное народное творчество.Считалки и небылицы.УМК "Школа России" ,2 класс.
"Скороговорки, считалки и небылицы ".
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса. "Школа России".
Следующая загадка
Цель урока: создание условий для формирования умений и навыков отличать жанры устного народного творчества и углубленного представления о скороговорках, считалках и небылицах.
Задачи урока :
• актуализировать знания обучающихся о представлении изученных жанрах устного народного творчества: русские народные потешки и прибаутки;
• способствовать выявлению в тексте примет скороговорок, небылиц и считалок;
• продолжать углубление представления о культуре русского народа, его традициях и обычаях.
• содействовать развитию выразительной речи, памяти, логического мышления, темпа чтения, фантазии, чувства юмора;
• продолжать работу по развитию представления о красоте, выразительности языка в произведениях устного народного творчества.
• Воспитывать интерес к чтению, умению работать дружно, проявлять самостоятельность и инициативу, культуру речи.
Планируемые образовательные результаты:
- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- знать жанровые особенности считалок, скороговорок и небылиц;
- ритмично читать считалку;
- сочинять тексты в жанре небылицы;
- формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- учить соблюдению правил работы в группах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.
Оборудование: учебник «Литературное чтение ч.1», презентация, проектор, мультимедиа, карточки с небылицей, карточки с проверочной работой.
I. Организационный момент
- Ребята, есть интересная русская народная пословица. Давайте, её прочитаем. (Мир освещается солнцем - а человек знанием).
-Как вы ее понимаете? (Для человека очень важны знания. Так говорят, когда хотят сказать о большом значении знаний)
-Я желаю открыть сегодня на уроке много нового и интересного.
II. Актуализация знаний.
- Урок начнем с проверки домашнего задания. Что вы готовили дома? (Выразительное чтение).
- Чтобы получить хорошие отметки, что нам необходимо знать? С помощью чего мы будем оценивать друг друга? (с помощью критериев оценки).
- Замечательно. Давайте их прочитаем.
1. Четкое и правильное произношение звуков;
2. Правильная расстановка ударений и пауз;
3. Правильный выбор темпа;
4. Безошибочное чтение.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
- Ребята, молодцы. Давайте вспомним, как называется раздел, который мы изучаем? (Устное народное творчество)
- Каким одним словом можно заменить фразу «Устное народное творчество». Как по-другому назвать УНТ? (Фольклор)
- А что означает «Устное»? (Такие произведения передавались из уст в уста, когда не было письменности)
- Верно. Это значит, что такое произведение передавались из уст в уста: мама рассказывала детям, бабушка-внукам. Каждый рассказывал по своему, своими словами, поэтому произведения изменялись.
-А что значит «народное»? (такие произведения сочинял народ)
- Это значит, что его сочинял не один какой-то человек, а народ.
-А что такое «Творчество»? (создавать что-то новое)
- Творчество произошло от слова "творить", то есть "создавать, делать".
- С какими жанрами фольклора мы с вами уже познакомились? (русскими народными песнями, русскими народными прибаутками и потешками)
III. Целеполагание.
- Сегодня на уроке, мы продолжим знакомство с жанрами УНТ. А чтобы узнать с какими, вам нужно прочитать их. Но слоги в словах поменялись местами. Сейчас я посмотрю, как вы справитесь с таким сложным заданием.
КИ РО СКО ВОР ГО (скороговорки)
ТАЛ КИ СЧИ (считалки)
НЕ ЦЫ ЛИ БЫ (небылицы)
- Какие слова получились? (Скороговорки. Считалки. Небылицы)
- Значит, как будет звучать тема сегодняшнего урока? (ТЕМА: Скороговорки, считалки, небылицы).
- Подумайте, какую цель мы можем поставить перед собой? (ЦЕЛЬ: продолжить знакомство с жанрами фольклора: скороговорками, считалками, небылицы)
- Замечательно. Перед вами задачи, давайте их поставим в нужном порядке.
Задачи для детей :
- познакомиться со скороговорками, считалками, небылицы;
- учиться различать изученные жанры фольклора;
- выполнить задания на закрепление;
- оценить свою работу на уроке.
IV. Открытие нового знания.
*СКОРОГОВОРКИ*
- Ребята, как звучит задача? (Познакомиться со скороговорками, считалками, небылицы)
- Как вы считаете, для чего нужны скороговорки? (Для отработки правильной дикции.)
- Верно. Они построены на сочетании похожих звуков, которые трудно произносить друг за другом.
- К какому творчеству относятся скороговорки (Произведения устного народного творчества)
- Наш народ сложил много скороговорок. Какие из них вам известны? (Дети вспоминают.)
- Давайте прочитаем скороговорку (вначале медленно, затем быстрее и быстрее):
1. Везёт Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки скок, Саньку с ног,
Соньку в бок, Сеньку в лоб,
- Кто может один быстро и четко прочитать эту скороговорку?
- Давайте прочитаем следующую скороговорку (вначале медленно, затем быстрее и быстрее):
2. Павка на лавке
Плетет лапти Клавке.
Не годятся лапти
Клавке на ножки,
А годятся лапти
- Кто может один быстро и четко прочитать эту скороговорку?
-Играя в разные игры, как выбрать водящего? (Считаемся)
-Какие считалки вы знаете?
- Откройте учебники на странице 22.
- Прочитайте считалки самостоятельно.
- Сейчас я прочитаю два раза последнюю считалку, а вы подумайте, как нужно читать их? ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ.
- Какой должен быть ритм при чтении считалки? (четкий)
- Кто может вслух прочитать любую считалку?
- А сейчас познакомимся с текстом на с. 23. Я читаю, вы внимательно следите.
- Как вы думаете, что мы прочитали? Какой жанр устного народного творчества? (Это небылица).
- Как вы понимаете это слово, каким словом его можно заменить? (Фантазия, сказка, выдумка.)
- Я давайте прочитаем еще одну небылицу. Поработаем с узкими карточками.
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Дубина выбегает
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах.
Деревня закричала:
«Мужики горят!»
Сарафаны в бабах
На пожар спешат.
- Что оказалась смешным в небылице?
- Может ли быть, эта небылица на самом деле? (нет)
- Что не может быть на свете? (ехать деревня, лаять ворота, дубина вылетать, тулупа с бабой на плечах, деревня закричать, сарафаны на пожар спешить).
- Давайте сделаем небылицу былью, заменим слова, чтобы было правдиво.
- В чем разница? Что исчезло? (стало не смешно, исчезли юмор и веселое настроение).
- Сделайте вывод: для чего нужны небылицы? (Для веселья и смеха)
- Какую задачу мы выполнили? (познакомиться со скороговорками, считалками, небылицы)
- Как звучит следующая задача? (учиться различать изученные жанры фольклора).
- Давайте составим таблицу, которая будет иметь название «Отличительные признаки жанров фольклора».
Читают в быстром темпе. Нужны для отработки правильной дикции
Читаются ритмично. Нужны для выбора водящего в игре.
Читаются с юмором в среднем темпе. Нужны для веселья и смеха.
- Какую задачу выполнили?
V. Закрепление пройденного материала.
- Какую задачу предстоит выполнить следующей? (выполнить задания на закрепление)
- Сейчас мы будем работать с карточками, с которыми еще не работали. Подпишите их. Прочитайте текст, если это скороговорка раскрасьте синим цветом квадрат, небылицу - зеленым, а считалку - красным. Затем проверим.
1. Жил колпак под колпаком,
С колпачихой был знаком.
2.Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
- Поменяйтесь карточками с соседом. Возьмите ручку зеленого цвета. Если верно, поставьте плюс. Неверно – минус. Затем поставьте отметку своему соседу.
Если нет ни одной ошибки – 5
Если одна ошибка – 4
Если две ошибки – 3. Я надеюсь, таких отметок не будет.
Встаньте те, кто получил 5. Какой вывод можно сделать? (усвоили вы материал урока)
Встаньте те, кто получил 4. Какой вывод можно сделать? (быть внимательнее, возможно сделали ошибку по невнимательности)
Встаньте те, кто получил 3. Вам нужно поработать самостоятельно дома над этой темой.
VI. Рефлексия
- Ребята, какую задачу мы с вами не выполнили? (оценить свою работу)
- На сегодняшнем уроке я узнал.
- На этом уроке я похвалил бы себя за.
- После уроков мне захотелось.
- Сегодня я сумел.
Домашнее задание. С.22-23 выр.чит.
Рейтинг материала: 5,0 (голосов: 2)Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Скрыть- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Предварительный просмотр:
Учебно- методический комплекс «Школа России»
Тема: "Скороговорки, считалки и небылицы "
Цели 1. Продолжить знакомство обучающихся с устным народным творчеством: считалками скороговорками и небылицами.
2. Развивать наблюдательность, умения сравнивать, анализировать, обобщать, работать в группе, находить в тексте непонятные слова и выражения и выяснять их смысл.
3. Воспитывать интерес к жанрам устного народного творчества, потребности больше читать, пробовать самим сочинять считалки и небылицы.
Тип урока: усвоение новых знаний
Планируемые образовательные результаты:
- создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- знать жанровые особенности считалок, скороговорок и небылиц;
читать считалку ритмически;
- сочинять тексты в жанре небылицы;
- формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- учить соблюдению правил работы в группах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.
Оборудование: электронное приложение к учебнику,песня В.Шаинского «Небылицы», карточки для работы в группах.
-Начинаем наш урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
За работу дружно взяться.
- Прочитайте слово записанное на доске
-Какие буквы пропущены?
-Что обозначает это слово?
- Какие произведения фольклора вам знакомы?
(жанры устного народного творчества)
- Определите, к каким жанрам относятся следующие строки?
а) «Кто, угадай-ка, седая хозяйка: тряхнет перинки, над миром пушинки». (Загадка).
б) «Проворонила ворона вороненка». (Скороговорка).
в) «Нет друга – ищи, а нашел – береги». ( Пословица).
г) «Дон-дон-дон! Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом». ( Потешка).
д) «Жили-были муж да жена. Иван да Марья. Все бы хорошо, да детей нет. Наступила зима. Иван с Марьей у окошка сидели, на чужих ребят смотрели. Иван и говорит:
– Пойдем, Марьюшка, слепим бабу из снега.
– Пойдем, только давай не бабу, а дитя малое из снега вылепим – доченьку… (Сказка).
– Когда и как проходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества? Где , кроме уроков литературы, вы ещё встречались с этими произведениями в нашей жизни?
Речевая разминка. Живут у меня кукушки-
Догадайтесь,что это?(Скороговорки).Читаем с разной интонацией,с разной скоростью. Для чего нужны скороговорки? (Для отработки правильной дикции.)
3.Мотивация .–Ребята, вы любите играть? Что нужно сделать, чтобы выбрать водящего в игре? Откуда вы знаете считалки? Можно ли их назвать произведениями устного народного творчества.?
Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока.
4Усвоение новых знаний.
Работа с учебником с.22
– Прочитайте произведения в учебнике. Какие из них являются считалками? Как определили? (У считалок чёткий ритм.)
Работа с учебником с.23
-Как вы думаете,что мы прочитали? Это небылица.
-Каким словом его можно заменить?(Фантазия,сказка, выдумка)
Чтение небылиц по карточкам.
Вдруг из- под собаки
С мальчиком в руках
А за ним тулупчик
С бабой на плечах.
Сарафаны в бабах на
-Представьте, что это быль. В чём отличие от небылицы?
( исчезли юмор, хорошее настроение)
-Для чего же придумывали люди небылицы? (Для веселья и смеха)
Для хорошей работы головного мозга потрите носик ладошкой влево 5раз и вправо 5раз.
Упражнение для снятия общего утомления.
«Мышонок крадётся, бежит, танцует»
Презентация « Жанры устного народного творчества»
Работа с текстом и вопросами учебника с 22-.23
Чтение считалок, небылиц.
Ответы на вопросы с.22-23
– Послушайте песню В.Шаинского «Небылицы»
6.Закрепление изученного материала
Работа в группах по карточкам: определить жанр устного народного творчества.
1.Рано утром, вечерком
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
А за нею во всю прыть
Волк старался переплыть
Миску с пирогами. (небылица)
2.Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак.
Сунул грека руку в реку
Рак за руку греку- цап. (скороговорка)
3.На пригорке у Егорки
Есть конёк- горбунок.
Кто коня запряжёт,
Нам подарки привезёт!
Отправляйся запрягать. (считалка)
7.Итог урока. Рефлексия
– О каких малых жанрах устного народного творчества шёл разговор на уроке?
– В чём особенность каждого жанра?
–Какое задание на уроке было самым интересным?
За что вы можете похвалить себя?
8. Домашнее задание . Выучить наизусть одну считалку или небылицу.
Попробуйте создать свои считалки и небылицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение 2 класс "Считалки и небылицы"
Литературное чтение 2 класс по УМК Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. "Считалки и небылицы".
Презентация "Поговорки. Считалки. Небылицы."
Презентация к уроку по литературному чтению 2 класс. "Устное народное творчество. Поговорки. Считали. Небылицы".
Урок литературного чтения "Считалка, скороговорка или дразнилка?"
Урок литературного чтения 1 класс разработан по УМК « Перспективная начальная школа». Способствует обобщению знаний учащихся о малых фольклорных жанрах, развивает .
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка».
Предмет: Литературное чтение.Класс: 1-3Тема: «Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка».Тип урока: изучение нового материала.Цель деятельнос.
Скороговорки, считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества 2 класс
Скороговорки, считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества 2 класс.
Статья "Скороговорки, считалки, небылицы.
Статья по устному народному творчесву в группе продленного дня "Скороговорки, считалки, небылицы.".
Конспект урока литературного чтения по теме: Устное народное творчество. Считалки и небылицы.
Конспект урока литературного чтения.Тема: Устное народное творчество.Считалки и небылицы.УМК "Школа России" ,2 класс.
Следующая загадка
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса. "Школа России".
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_dlya_moego_sayta.docx | 38.89 КБ |
Читайте также: