Разновидности народных сказок сказки загадки сказки страшилки сказки басни

Обновлено: 04.11.2024

В этом разделе мы собрали самые известные и любимые русские народные сказки. Рекомендуем знакомить ребенка со сказками как можно раньше. Начинать, конечно, надо с самых простых: Колобок, Репка, Курочка Ряба, постепенно переходя к сказкам с более сложным сюжетом. Дети быстро схватывают нить повествования, запоминают новые слова. А красочные иллюстрации от лучших художников развивают чувство прекрасного в детях.

Простые на первый взгляд сюжеты народных сказок воспитывают в детях очень важные качества: честность, трудолюбие, забота о ближнем, бескорыстие и многие другие.

Читайте русские народные сказки с выражением, интонационно обыгрывая каждого персонажа. И тогда ребенок быстрее поймет заложенный смысл и мораль сказки.

Внизу каждой сказки есть подсказка, к какому типу она относится (про животных, волшебные сказки, бытовые сказки) и для какого возраста предназначена.

Следующая загадка

Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй. Повзрослев, он пересказывает их своим детям, которые понимают их по-своему, вырисовывая в воображении образы действующих персонажей и переживая эмоции, которые сказка передает.

Что такое сказка? Какие бывают сказки? Именно на эти вопросы попробуем ответить далее.

Согласно научному определению в литературе, сказка – "эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях,которое имеет четкую структуру: зачин, средина и концовка". Из любой сказки читатель должен извлечь какой-то урок, мораль. В зависимости от вида, сказка выполняет и другие функции. Существует много классификаций жанра.

Основные виды сказок.

Какие бывают сказки? Каждый из нас согласится с тем, что в отдельный вид стоит выделить сказки о животных. Второй вид – волшебные сказки. И, наконец, существуют так называемые бытовые сказки. Все виды имеют свои особенности, которые становятся понятными путем сравнительного их анализа. Попробуем разобраться более подробно в каждом из них.

Какие бывают сказки о животных?

Существование таких историй вполне обосновано, ведь животные – существа, которые обитают с нами в непосредственной близости. Именно этот факт повлиял на то, что народное творчество использует образы животных,причем самых разнообразных: как диких, так и домашних. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что животные, встречающиеся в сказках, представлены не как типичные животные, а как особенные животные, наделенные человеческими чертами. Они живут, общаются и ведут себя как настоящие люди. Такие художественные приемы позволяют сделать образ понятным и интересным, наполнив его при этом определенным смыслом.

В свою очередь, сказки о животных также можно разделить на сказки с участием диких или домашних животных, предметов или объектов неживой природы. Часто литературоведы, говоря о том, какие бывают жанры сказок, классифицируют их на волшебные, кумулятивные и сатирические. Также в эту классификацию входит и жанр басни. Можно разделить сказки о животных на произведения для детей и для взрослых. Часто в сказке присутствует человек, который может выполнять главенствующую или второстепенную роль.

Обычно со сказками о животных дети знакомятся еще в возрасте от трех до шести лет. Они наиболее понятны маленьким читателям,так как те встречаются с постоянными персонажами: хитрой лисой, трусливым зайцем, серым волком, умным котом и так далее. Как правило, основная черта каждого животного и является его характерной особенностью.

Какие бывают построения сказки о животных? Ответ – самые разные. Кумулятивные сказки, к примеру, подбираются по принципу сюжетной связи, где встречаются одни и те же герои, просто в разных обстоятельствах. Часто герои сказочных историй имеют имена в уменьшительно-ласкательной форме (Лисичка-Сестричка, Зайчик-Побегайчик, Лягушка-Квакушка и так далее).

Второй вид - волшебная сказка.

Какие бывают литературные сказки о волшебстве? Основная характерная черта этого вида – волшебный, фантастический мир, в котором живут и действуют главные герои. Законы этого мира отличаются от привычных, в нем все не так, как на самом деле, что привлекает юных читателей и делает этот вид сказок, несомненно, самым любимым среди детей. Волшебное окружение и сюжет позволяют автору проявить все свое воображение и использовать как можно больше соответствующих художественных приемов, с целью создать произведение специально для детской аудитории. Не секрет, что детское воображение безгранично, и удовлетворить его очень и очень непросто.

В большинстве случаев этот вид сказок имеет типичный сюжет, определенных героев и счастливый финал. Какие бывают сказки о волшебстве? Это могут быть повествования о героях и фантастических существах, сказки о необычных предметах и различных испытаниях, которые преодолеваются благодаря волшебству. Как правило, в финале герои женятся и живут долго и счастливо.

Отметим, что герои волшебных сказок воплощают множество положительных качеств. Среди основных тем этого литературного жанра – борьба добра и зла, борьба за любовь, правду и другие идеалы. Обязательно должен присутствовать отрицательный герой, который в финале будет повержен. Структура сказки обычная – зачин, основная часть и концовка.

Бытовые сказки.

Такие истории повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные социальные проблемы и человеческие характеры. В них автор высмеивает негативные человеческие качества. Такие сказки бывают социальными и сатиричными, с элементами волшебной сказки и многие другие. Здесь высмеиваются отрицательные качества богачей и тщеславных людей, в то время как представители народа воплощают в себе положительные черты. Бытовые сказки показывают, что главное – не деньги и сила, а доброта, честность и ум. Литературоведы утверждают – и это факт – что писались они во времена, когда люди переживали социальные кризисы, стремились изменить строй общества. Среди популярных художественных приемов здесь выделяются сатира, юмор, смех.

Какие типы сказок бывают?

Кроме приведенной выше классификации, сказки еще делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уст в уста из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. Рассмотрим каждый из типов отдельно.

Народные сказки.

Народные сказки по праву считаются мощным источником исторических фактов, информации о быте и общественном строе определенного народа. Каждый из народов за свою историю придумал огромное количество поучительных историй для взрослых и детей, передавая свой опыт и мудрость следующим поколениям.

Народные сказки отражают человеческие отношения и смену моральных принципов, показывают, что основные ценности остаются неизменными, учат проводить четкую грань между добром и злом, радостью и горем, любовью и ненавистью, правдой и кривдой.

Особенностью народных сказок является то, что в простом и легко читаемом тексте скрывается глубочайший социальный смысл. Кроме того, они сохраняют богатство народного языка. Какие народные сказки бывают? Они могут быть и волшебными, и бытовыми. Много народных сказок повествует о животных.

Часто возникает вопрос о том, когда была придумана первая русская народная сказка. Это наверняка останется тайной, и можно только предполагать. Считается, что первыми «героями» сказок были явления природы – Солнце, Луна, Земля и прочее. Позднее они стали подчиняться человеку, и в сказки вошли образы людей и животных. Есть предположение, что все русские народные повествования имеют под собой реальное основание. Иными словами, какое-то событие пересказывалось в форме сказки, изменялось на протяжении веков и дошло до нас в том виде, к которому мы привыкли.

Какие бывают русские народные сказки, разобрались. Пора поговорить о сказках, авторы которых хорошо известны читателям.

Авторские сказки.

Обычно авторское произведение является субъективной обработкой народного сюжета, однако и новые истории встречаются довольно часто. Характерные черты авторской сказки – психологизм, возвышенная речь, яркие персонажи, использование сказочных клише.

Еще одной особенностью этого жанра является то, что она может быть прочитана на разных уровнях. Так, одна и та же история воспринимается по-разному представителями разных возрастных групп. Детские сказки Шарля Перро ребенку кажутся невинным рассказом, в то время как взрослый человек найдет в них серьезные проблемы и мораль. Часто книги, ориентированные изначально на юного читателя, растолковываются взрослыми по-своему, равно как и фантастические истории для взрослых приходятся по вкусу детям.

Кто они, авторы сказок? Наверняка все слышали о «Сказках моей матушки Гусыни» Шарля Перро, сказках итальянца Гоцци, произведениях немецкого писателя Вильгельма Гауфа, братьев Гримм и датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена. Нельзя забывать и о русском поэте Александре Пушкине! Их истории обожают дети и взрослые по всему миру. На этих сказках растут целые поколения. Вместе с тем все авторские произведения интересны с точки зрения литературоведения, все они подпадают под определенную классификацию, располагают своими художественными особенностями и авторскими приемами. По самым известным и любимым сказкам снимают фильмы и мультфильмы.

Итак, мы разобрались, какие бывают сказки. Какая бы сказка ни была – авторская, народная, социально-бытовая, волшебная или повествующая о животных – она обязательно чему-то научит читателя. Самое интересное, что совершенно неважно то, кто читает историю. И взрослые, и дети обязательно почерпнут из нее что-то полезное. Сказка каждого заставит задуматься, передаст мудрость народа (или автора) и оставит неизгладимое хорошее впечатление в головах читателей. Эффект нисколько не преувеличен. Существуют даже так называемые терапевтические сказки, которые способны перевоспитать и отучить от самых разных вредных привычек!

Публикации по теме:

Виды поддерживающей коммуникации Виды поддерживающей коммуникации. Что понимают под альтернативной/поддерживающей коммуникацией? Педагогические и/или терапевтические мероприятия,.

Лэпбук «Виды бумаги»

Лэпбук «Виды бумаги» Юлия Филипенко Хочу представить свой лэпбук "Виды бумаги". Данный лэпбук был изготовлен для проекта "Бумага в нашей жизни". В нём представлены.

Основные виды рассказывания Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Компьютер широко вошёл в нашу повседневную.

Презентация «Виды леса» Формирование экологической культуры и экологического сознания – одно из основных направлений в воспитании дошкольников. Именно поэтому большое.

Презентация «Виды театров» Виды театров: Театр масок Пальчиковый театр Перчаточный театр Театр картинок на фланелеграфе Театр ложек, шапочек, на палочках Теневой театр.

Виды дидактических игр Виды дидактических игр. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами (игрушками,.

Виды игровой деятельности Виды игровой деятельности I вид – предметная игра. Характеризуется во взаимодействии ребенка с игрушкой, через игрушку он познает форму,.

Виды одаренности 1 слайд Виды одаренности Нельзя кого – либо изменить, передовая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию.

Виды воспитания в ДОУ и семье Семья – это отражение жизни ребенка. Поэтому важно родителям дать правильное воспитание во всех сферах. Какие же это сферы и на что нужно.

Занятие «Зимние виды развлечений» "Зимние развлечения" Цель: развитие творческой инициативы и самостоятельности детей, умения на практике применять имеющиеся знания и умения.

Следующая загадка

Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.

• закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках;

• прививать любовь к устному народному творчеству;

• развивать память, мышление, наблюдательность, речь;

• воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество; дружелюбие, честность в игре, справедливость;

• способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы;

• вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера;

Материал и оборудование:

• загадки о сказках и сказочных героях:

• разрезные картинки по сказкам;

• раздаточные карточки по сказкам

• книги со сказками для оформления

• чтение русских народных сказок;

• оформление выставки книг с русскими народными сказками.

Следующая загадка

В этом разделе нашего сайта мы будем публиковать самые известные сказки народов мира с красочными иллюстрациями. Вас ждёт знакомство со сказками Украины и Белоруссии, народов востока, северных народов, европейскими народными сказками и т.д.

Гвоздь из родного дома

22 мин. 4,92 (361)

Петушок и два мышонка

8 мин. 4,86 (593)

Катигорошек

38 мин. 4,67 (179)

Жил-был пес

6 мин. 4,80 (386)

Соломенный бычок

10 мин. 4,76 (286)

Как пастух перехитрил царевну

3 мин. 4,58 (411)

Царевна-змея

7 мин. 4,75 (302)

Глупый волк

2 мин. 4,62 (376)

Как кот ходил с лисом сапоги покупать

5 мин. 4,04 (305)

Ивасик телесик

8 мин. 4,74 (143)

Лисичка-сестричка и волк-панибрат

13 мин. 4,69 (84)

Хитрый охотник

4 мин. 4,64 (202)

Молчун-зелье

5 мин. 4,87 (188)

Всему свое время

2 мин. 4,75 (234)

Разумница

8 мин. 4,86 (138)

Три брата и змей

3 мин. 4,50 (159) 22 мин. 4,74 (66)

Жадный богатей

9 мин. 4,73 (71)

Про бедного человека и Вороньего царя

18 мин. 4,90 (106)

Лёгкий хлеб

12 мин. 4,73 (200)

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Русские народные сказки

Сказки народов мира

Сказки наших читателей

Сказки по возрасту:

Сказки по интересам:

Заколдованная красавица - датская сказка

датская сказка

Как Прошка друга искал и другие сказки

Как Прошка друга искал и другие сказки - Завальнюк Л.

Завальнюк Л.

Куйгорож - мокшанская сказка

мокшанская сказка

Ворон-обманщик - ительменская сказка

ительменская сказка

Шурф номер 13 - Буточников Д.В. и Ходов Н.В.

Буточников Д.В. и Ходов Н.В.

Третий ящик Пандоры

Третий ящик Пандоры - Буточников Д.В. и Ходов Н.В.

Буточников Д.В. и Ходов Н.В.

Ёлки-палки - Буточников Д.В. и Ходов Н.В.

Буточников Д.В. и Ходов Н.В.

Крыс - Буточников Д.В. и Ходов Н.В.

Буточников Д.В. и Ходов Н.В.

Слоны - Карем М.

Карем М.

Стихи для детей

Стихи для детей - Карем М.

Карем М.

Мой змей - Карем М.

Карем М.

Сербские небылицы - Яхнин Л.Л.

Яхнин Л.Л.

1 - Котёнок по имени Гав

Котёнок по имени Гав - сказка Остера

сказка Остера

2 - Бременские музыканты

Бременские музыканты - Энтин Ю.С. и Ливанов В.Б.

Энтин Ю.С. и Ливанов В.Б. Сутеев В.Г.

4 - Ёжик в тумане

Козлов С.Г.

5 - Про мышонка из книжонки

Про мышонка из книжонки - Джанни Родари

Джанни Родари

6 - Про Бегемота, который боялся прививок

Про Бегемота, который боялся прививок - Сутеев В.Г.

Сутеев В.Г.

7 - Лисичка со скалочкой

Лисичка со скалочкой - русская народная сказка

русская народная сказка

8 - Три поросенка

Три поросенка - Михалков С.

Михалков С.

9 - Про Ёжика и Кролика: Кусочек зимы

Про Ёжика и Кролика: Кусочек зимы - Стюарт П. и Риддел К.

Стюарт П. и Риддел К. Абрамцева Н.

Ход викторины:

Ведущий: Мы все с детства любим сказки. Сказки учат нас жизни, рассказывает о добре и зле. Сказка помогает познать мир. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. А какие вы знаете и любите сказки, мы сегодня проверим. А для этого наши участники поделятся на 2 команды. Каждой команде будут заданы вопросы и даны задания, за каждый правильный ответ будут выдаваться фишки. Победит та команда, которая лучше справится с испытаниями, наберет наибольшее количество фишек.

Итак, начнём нашу викторину.

Для начала нашим командам надо будет угадать загадки о сказках, сказочных героях или сказочных предметах.

1. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

2. На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок.

Покатился… (Колобок)

3. Бабусю знает целый свет,

Ей от роду лишь триста лет.

Там, на неведомых дорожках,

Дом её на курьих ножках. (Баба Яга)

4. Конь ретивый, долгогривый.

Скачет полем, скачет нивой.

Конь росточком малый,

Но зато удалый. (Конёк-горбунок)

5. Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной,

Он, сам того не ведая,

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Название этой сказки….(Маша и медведь)

6. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети? (Волк и семеро козлят)

7. Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

8. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поднял её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

9. Ах, ты Петя простота,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. (Кот, лиса и петух)

10. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко —

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

11. Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. (Мышка)

12. Братца украли,

Себе на спину сажали,

Бабе-Яге угождали. (Гуси-лебеди)

13. Кто к проруби ходил,

На печке катался?

Не прошло месяца да недели -

На царевне женился кто? (Емеля)

14. Как-то мышка невеличка

На пол сбросила яичко.

Плачет баба, плачет дед.

Что за сказка, дай ответ! (Курочка Ряба)

15. В этом доме без забот

Жили звери, только вот,

Медведь к ним пришел потом,

Поломал звериный дом. (Теремок)

16. В сказке лисонька плутовка

Обманула зайку ловко,

Из избушки выгнав прочь.

Плакал зайка день и ночь.

Но в беде ему помог

Один смелый петушок. (Заюшкина избушка)

Ведущий: Продолжаем нашу викторину. Сейчас нашим командам надо будет вспомнить сказки, и ответить правильно на вопросы.

1. "Скоро сказка сказывается, да не скоро. " (Дело делается)

2. От кого не ушёл Колобок? (От лисы)

3. Попив водицы из копытца, братец Иванушка превратился в.

4. Кто из этих зверей в сказках носит фамилию Топтыгин, отчество Потапыч, а кличку - Косолапый? (Медведь.)

5. Сколько козлят слопал волк в сказке "Волк и семеро козлят"? (Шесть

6. Отчего растаяла Снегурочка? (Прыгнула через костёр)

7. "Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло -. " (А в рот не попало)

8. В какое время года происходили события в сказке «По щучьему веленью»? (Зимой)

9. Куда упала стрела младшего сына из сказки «Царевна-лягушка»?

10. В сказке «Гуси-лебеди» девочка, разыскивая братца, сначала встретила на пути. (Печку)

11. Кто во всем помогал Крошечке -Хаврошечке? (Коровушка)

12. «Битый небитого везет.». Из какой сказки эти слова?

(«Лисичка-сестричка и серый волк»)

13. Кто прогнал лису в сказке «Заюшкина избушка»? (Петух)

14. Из какого инструмента мужик варил кашу? (Из топора)

15. Кто сломал теремок? (Медведь)

16. За какие леса несла лиса петуха? (За тёмные)

Ведущий: Молодцы. Еще раз мы убедились, что все наши участники хорошо знают сказки, но пора нам и отдохнуть. (Проводится физ. минутка «Сказочные герои»).

Ведущий: А теперь мы проверим, смогут ли они угадать сказку по предметам.

Участники команд должны выбрать любой конверт. В конверте лежат изображения предметов. Участники должны назвать сказку, по предложенному набору предметов.

1 набор: Миска, кровать и дом в лесу – 3 медведя

2 набор: Лёд, петух, избушка – Заюшкина избушка

3 набор: Избушка на курьих ножках, печка, река – Гуси-лебеди

4 набор: Дом, лягушка, волк – Теремок

5 набор: Рыба, прорубь, тесто – Лисичка – сестричка и серый волк

6 набор: Лужа, купец, ведьма – Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

7 набор: Поле, конь, царевна – Сивка – бурка

8 набор: Печь, дрова, ведра – По щучьему велению

Ведущий: Молодцы. А сейчас проверим наши команды на внимание. Надо будет найти ошибку.

Царевна-мушка. По кошачьему велению. Иван царевич и зеленый волк.

Сестрица Аленушка и братец Никитушка. Петушок — золотой пастушок. Мальчик-с-ноготок. Суп из топора. Сивка-мурка.

Ведущий: Хорошо. Все справились. А наша викторина продолжается.

Всем нам нравится собирать пазлы. Сейчас мы посмотрим, у кого это лучше получается. Нашим командам необходимо будет собрать картинки из сказок. Кроме этого необходимо надо будет назвать эту сказку. Участники команд выбирают конверты с разрезными картинками (Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Маша и медведь, Заюшкина избушка, По щучьему велению, Теремок, Кот,петух и лиса,Колобок).

Ведущий: Вот наша викторина подошла к завершению. А сейчас мы подсчитаем количество заработанных фишек и узнаем, чья команда победила. (После подсчета и объявления победителей команды награждаются призами).

Ведущий: Вот ребята мы с вами и вспомнили сказки. Но мы не перестанем их читать, ведь благодаря им, мы набираемся мудрости и жизненного опыта.

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло

Пусть добро навеки побеждает зло!

Публикации по теме:

Дидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА» Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способствовать проявлению самостоятельности,.

«Песочная живопись» по русским народным сказкам. Фотоотчет

«Песочная живопись» по русским народным сказкам. Фотоотчет Театр! Как много значит слово Для всех, кто был там много раз! Как важно и порою ново Бывает действие для нас!Ю. Ким На протяжении многих.

Фотоотчёт летнего музыкально-развлекательного квеста по народным сказкам для дошкольников «В гостях у сказки»

Фотоотчёт летнего музыкально-развлекательного квеста по народным сказкам для дошкольников «В гостях у сказки» Летний музыкально - развлекательный квест по народным сказкам для дошкольников "В гостях у сказки" В рамках недели "Волшебная страна сказок".

Читайте также: