Сикстинская мадонна рафаэль загадка
Обновлено: 04.11.2024
Информация о шестом пальце Сикста распространена повсеместно. Её, к примеру, приводят журнал «Вокруг света» и известный писатель Юрий Нагибин .
Прозвучала она и в одном из старых выпусков телепередачи «Что? Где? Когда?». Телеведущий Владимир Ворошилов даже включил соответствующий вопрос с комментарием в свою книгу «Феномен игры» :
«Перед вами лежит репродукция с картины, безусловно, известной каждому из вас. А знаете ли вы, что художник зашифровал название этой картины? За одну минуту вы должны разгадать шифр художника.
Посмотрите внимательно! На руке у левой фигуры шесть пальцев. Не думаю, что часто в живописи встречаются шестипалые фигуры. Это фигура святого Сикста. Шесть, как вы уже говорили во время обсуждения, по-латински "сикст". Именно в этих шести пальцах и шифр названия "Сикстинской мадонны" Рафаэля».
Хорошо знают эту легенду и на Западе. Так, ещё в 1909 году о ней писал философ Пол Карус в книге «Философия как наука» .
Во-первых, отметим, что имя Сикст, несмотря на сходство корней, изначально не было связано с числом шесть. В старейших документах о первых трёх папах с этим именем используется его греческая форма Xystus, означающая «полированный, безупречный». Тем не менее известно, что Сикст I был шестым понтификом после Святого Петра, что теоретически могло повлиять на выбор. Так что последующую связь лингвисты полностью опровергнуть не могут . Разве что бросается в глаза различие во второй букве: имя Sixtus (лат.) или Sisto (итал.) и числительное sextus или sesto соответственно.
Как видим, никакого шестого пальца на картине нет. Это просто часть ладони, форма которой может показаться слегка неестественной и привести к визуальному обману. Нет и исторических свидетельств полидактилии (врождённой патологии кисти, характеризующейся наличием дополнительных пальцев) понтифика. Шестой палец Сикста на полотне Рафаэля — просто красивая легенда, которая не имеет ничего общего с реальностью.
Следующая загадка
У многих людей, чье детство пришлось на советское время, именно с картин художников эпохи Высокого Возрождения часто начинала зарождаться вера, поскольку настенные репродукции были очень популярны во многих домах. Фактически, они заменяли иконы. У детей начинались размышления, появлялись вопросы, приходило осознание того, что наш мир не единственный, что есть Творец, что изображенные фигуры - это не просто плод фантазии автора.
Сикстинская Мадонна Рафаэля хорошо знакома многим с детства. Это одна из самых узнаваемых в мире картин художников эпохи Высокого Возрождения наряду с Джокондой Леонардо да Винчи .
Нежная, воздушная, возвышенная, одухотворенная, она притягивает взор.
Сикстинская Мадонна Рафаэля Сикстинская Мадонна РафаэляИстория Создания картины
Это, пожалуй, одна из немногих картин такого масштаба, об истории создания которой известно очень мало, поэтому многие общеизвестные факты на самом деле не факты, в всего лишь версии и предположения. Только авторство картины не вызывает никаких сомнений.
Картина была написана Рафаэлем в 1513—1514 годах, предположительно, по заказу Папы Юлия II. Есть версия о написании картины на год раньше – в 1512-1513 годах.
Огромное по размерам полотно - 265 см × 196 см – было написано на холсте, что было не совсем обычно для того времени, обычно картины писались на досках, а большие на составных досках.
По одной из версий Юлий II заказал ее для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары. По другой версии Папа Юлий II заказал картину для своей гробницы, предчувствуя скорую смерть. По третьей - картина была написана в честь победы над французами, вторгшимися в Ломбардию в ходе итальянских войн.
Папа Сикст II, в честь которого картина и получила свое название - «Сикстинская Мадонна», принял мученическую смерть в III веке н.э. и был причислен к лику святых. Святой Сикст был родственником Юлия II и покровителем папского рода Ровере, что в переводе обозначает «желудь», к коему относился и Юлий II.
Написание картины совпало со смертью Юлия II в 1513 году.
Интересно, что картина, будучи помещенной в алтарь церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце, оставалась малоизвестной около двух веков, пока двухлетние переговоры саксонского курфюрста Августа III с Бенедиктом XIV не закончились разрешением вывезти ее в Дрезден за 70 кг. золота.
С 1754 года Сикстинская Мадонна Рафаэля находится в галерее старых мастеров в Дрездене.
В храме Святого Сикста осталась ее копия выполненная итальянским художником Ногари.
Следующая загадка
Все мы со школьных лет помним эти строки. В школе нам говорили, что это стихотворение Пушкин посвятил Анне Керн. Но это не так. Как утверждают пушкиноведы, Анна Петровна Керн не была «гением чистой красоты», а слыла женщиной весьма «свободного» поведения. Она похитила у Пушкина известное стихотворение, буквально вырвав у него из рук. О ком же тогда писал Пушкин, кого называл «гением чистой красоты»?
Теперь известно, что слова «гений чистой красоты» принадлежат русскому поэту Василию Жуковскому , который в 1821 году в Дрезденской галерее любовался картиной Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».
Вот как передал Жуковский свои впечатления: «Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни… Вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в неё входило; неизобразимое было для неё изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею».
Картина «Сикстинская Мадонна» была написана Рафаэлем в 1512—1513 годах по заказу Папы Юлия II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.
На картине Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, её лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение.
Как повествуют старинные сказания, папе Юлию II было видение Богоматери с младенцем. Усилиями Рафаэля оно превратилось в явление Богородицы людям. Главный вопрос: является ли это произведение картиной? или это икона? Рафаэль стремился преобразовать человеческое в божественное, а земное в вечное.
«Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжёлое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны. Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нём черты человечности с высшей религиозной идеальностью. Запечатлённый Рафаэлем образ женщины с младенцем, навсегда вошёл в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое.
Однако в реальной жизни женщина, изображённая в образе Мадонны, была далеко не ангелом. Более того, она считалась одной из самых развратных женщин своей эпохи. Знай священники, что Мадонну Рафаэль писал со своей любовницы, то вряд ли она смогла бы стать за алтарным образом в монастыре Святого Сикста, для которого эту работу заказали художнику.
Эта картина не просто плод фантазии или выдумка живописца. Каждая деталь имеет особое значение и историю, о которой исследовали узнали совсем недавно. Не так давно ученые присмотрелись и увидели, что Рафаэль, в главных персонажах картины, Мадонне с маленьким Иисусом, закодировал первую букву своего имени.
Так делали многие мастера и во времена живописца и после него. Но кроме того, в деталях спрятаны интересные истории. По мнению исследователей знаменитой картины, главные символы, которых здесь 9, образуют шестиугольник и эти детали достойны особого внимания.
Живописец был гностиком — приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений.
Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой».Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.
Некоторые исследователи полагают, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. Так ли это на самом деле сейчас сказать трудно, но многие художники изображают на полотнах лица своих женщин. Они были своего рода натурщицами, которые были всегда под рукой и к тому же, вдохновляли мастера. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть).
Сложно сказать, был ли прототипом сына господнего реальный ребенок, но если присмотреться, то вы увидите, что взгляд у него довольно взрослый, к тому же в глазах младенца Рафаэль изобразил понимание ребенком, даже в таком возрасте, своей участи и роли ее для всего человечества. По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.
О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго — с 257 по 258 год — и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.
Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев — еще одна шестерка, зашифрованная в картине.
Хотя другие исследователи опровергают эту теорию: то, что многие принимают за шестой палец, по их мнению, является внутренней частью ладони. Когда смотришь на репродукцию в низком разрешении, может сложиться такое впечатление. Левая рука первосвященника прижата к груди - в знак преданности Деве Марии.
Тиара нята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь - геральдический символ рода Ровере.
Святая Варвара была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.
Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.
Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие - символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.
Занавес символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.
Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, и до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота).
До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена.
Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты . Так творение Рафаэля попало в СССР.
В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.
ХУДОЖНИК Рафаэль Санти
1483 - Родился в Урбино в семье художника.
1500 - Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Подписал первый контракт - на создание алтарного образа «Коронование св. Николы из Толентино».
1504–1508 - Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Создал первых мадонн - «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком».
1508–1514 - Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др.), написал портрет папы Юлия II. Получил должность писца папских указов.
1512–1514 - Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо».
1515 - Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Написал «Мадонну в кресле».
1520 - Умер в Риме.
Следующая загадка
«Сикстинская Мадонна» – главная алтарная картина мира. Но кто послужил моделью великому Рафаэлю, оставалось тайной до XIX века. Имя натурщицы забылось. А может, было забыто специально? Ведь под кистью Рафаэля она явила миру лик Мадонны. Однако сама Маргарита Лути никогда не блистала святостью.
…Папаша Лути уцепился за дверь траттории и замахнулся на дочь: «Убирайся, деревенская блудница!» Маргарита отскочила, уклоняясь от удара отца. Что связываться с пьяным?
Было время, когда синьор Лути снабжал свежевыпеченным хлебом всю округу, но после смерти жены пристрастился к выпивке. В конце концов пекарня перестала приносить доход. Так что красавица Маргарита оказалась бесприданницей. Три года сидела на выданье, и только в начале этого 1514 года, когда ей исполнилось восемнадцать (последний срок, когда, по деревенским меркам, девушка могла выйти замуж), отец сбыл ее с рук, хуже того – продал за 50 дукатов. Ее, красавицу и умницу, – невежественному пастуху-грубияну Томазо Чинелли, который пасет скот местного богача синьора Киджи. До свадьбы было еще несколько месяцев, но жених, не дожидаясь колоколов, уже воспользовался всеми правами мужа. Маргарита стерпела – думала, это судьба. Но ошиблась…
В то утро она спряталась от приставаний Томазо в роще на берегу реки. Неожиданно со стороны виллы Киджи подошли двое. Один – высокий, черноволосый, одетый с изысканной небрежностью, но видно, что у лучшего портного. Сразу понятно: богач и модник. Второй – почти мальчик в мятой, забрызганной красками рубашке. Тоже ясно – подмастерье.
«Разве вы не будете заканчивать фрески, мастер?» – почтительно поинтересовался мальчишка. «Мне не с кого писать здесь Психею!» – махнул рукой его изысканный спутник. Он повернулся, и Маргарита узнала художника из Рима, которого банкир Киджи пригласил расписывать свою роскошную виллу. Кажется, его зовут Рафаэль Санти. Ему 31 год. Он слывет виртуозом кисти и любимцем папы римского. Но всем этим баловням судьбы лучше не попадаться на глаза. Маргарита попыталась тихонько скрыться, но сухие ветки затрещали под ногами. Миг – и противный мальчишка-подмастерье уже вытащил ее, смущенную и оробевшую, прямо пред взоры столичного мастера. Яркий солнечный луч ударил Маргарите в глаза. Она ничего не разглядела, кроме изумительного мужского лица, сквозь которое на нее светило солнце…
«Кто ты – нимфа или богиня?» – восхищенно ахнул Рафаэль. «Я всего лишь дочь булочника, синьор!» – зарделась Маргарита. «Выходит, ты – Форнарина, то бишь юная булочница! Впрочем, нет! Ты – Психея. И тебя послала мне Мадонна, чтобы я мог закончить фреску. Я ведь живописец из Рима. Ты бывала в Риме, красавица?»
Рим… Столица… Вечный город… Маргарита совсем смутилась. Ну кто бы мог предположить, что Рафаэль действительно возьмет ее с собой и она увидит Рим.
Поразительно, но это чудо случилось. Поначалу, правда, отец запретил Маргарите позировать художнику. Кричал, чуть не драться кинулся. Но Рафаэль сумел его уговорить. Он вообще со всеми умел договариваться. Вот и папаша Лути притих, едва Рафаэль вытащил кошелек. Да и женишок Томазо отстал, пересчитав свою долю. В общей сложности Рафаэль выложил «родственничкам» за Форнарину 3 тысячи дукатов. Это же какие деньги.
Сикстинская Мадонна 1513–1514
Рим встретил Маргариту соблазнами большого города. Рафаэль снял своей красавице прекрасный дом, накупил модных нарядов и драгоценностей. Сам приходил чуть не каждый день, приносил подарки и красиво объяснялся в любви. Но о свадьбе не заикался. Маргарита понимала: сколь ни сильна любовь, на таких, как она, не женятся. Иногда она думала: может, лучше было бы остаться дома и выйти замуж за пастуха Томазо? Тогда она была бы почтенной женщиной. Но не знала бы любви. А за любовь Рафаэля Маргарита была готова на все – даже на то, что ее считают падшей.
Впрочем, в блистательном Риме таких, как она, величали «по-благородному» – куртизанками. Хотя, как ни назови, суть не изменится. Конечно, многочисленные друзья, которых Рафаэль приводил к ней, дабы погордиться красотой новой пассии, улыбались Маргарите и даже целовали ручки, но в свои почтенные дома не приглашали никогда. Однако быстро нашлись и иные знакомые: почуяв легкую добычу, в дом к «новенькой» потянулись искатели любовных радостей. И никто не понимал, отчего красавица не принимает ничьих ухаживаний.
Ну как объяснить им, что для нее ярче всех увеселений тихие вечера, проведенные с Рафаэлем? А тот все чаще приходит к ней с кистями и красками. Ему нравится рисовать возлюбленную. В конце концов, художник устроил в ее доме настоящую мастерскую.
Рисуя, Рафаэль рассказывал о себе. Маргарита узнала, что родился он в Урбино в Страстную пятницу 6 апреля 1483 года. Его отец, Джованни деи Санти, был придворным живописцем герцога Урбинского. И сама герцогиня Елизавета Гонзага покровительствовала мальчику.
Теперь Рафаэль – известнейший живописец. Знатнейшие заказчицы роем вьются вокруг, но Рафаэль рисует ее – Маргариту. О чем же еще мечтать? Может, только о том, чтобы он не комкал ее портреты, смеясь: «Я на тебе учусь».
Разве Маргарита не понимает, что ему нечему учиться? Ведь он и так волшебник кисти. Но Маргарита понимает и другое: портрет куртизанки не повесишь в гостиной почтенного дома. Вот он и летит в мусорную корзину.
Но однажды, придя к Маргарите, Рафаэль долго смотрел на возлюбленную и вдруг сказал: «Я пишу для собора в Болонье «Святую Цецилию» и слева от нее хочу изобразить тебя как Марию Магдалину».
Мария Магдалина – куртизанка времен Христа. Маргарита стиснула зубы. Конечно, кого же еще с нее писать.
Но весной 1515 года Рафаэль ворвался, загадочно блестя глазами: «Монахи из монастыря Святого Сикста заказали мне алтарную картину – Мадонну с Младенцем. Слева на картине я напишу покойного папу Сикста, справа – красавицу святую Варвару. А внизу – двух маленьких ангелочков». – «И кого ты будешь писать с меня – ангелочка?» – тихо осведомилась Маргарита. «Мадонну!» – выдохнул Рафаэль.
Маргарита в ужасе уцепилась за край стола: «Я не могу быть Мадонной! Я грешница! Я знаю, как страшна жизнь…» Рафаэль жестко вскинул глаза: «Именно так! Ты видишь, как страшен мир, но тебе придется принести в него самое дорогое – свое дитя… Вдохни глубже, Маргарита! Этому миру не нужна глупая девчонка, не ведающая, что творит. Этому миру нужна героиня…»
Маргарита решила стать достойной своего возлюбленного. Понимая, что при всей красоте она всего лишь «деревенщина», девушка начала учиться правописанию и счету, танцам и хорошим манерам. Теперь она могла играть на лютне, сочинять стихи и писать вполне литературные «куртуазные записки» возлюбленному. Она старалась, как могла. Но осенью 1519 года по Риму поползли слухи: кардинал Биббиена хочет выдать за Рафаэля племянницу – Марию Довици. Биббиена всегда покровительствовал Рафаэлю, поручил написать собственный портрет, подыскивал новые заказы. Теперь он обещал похлопотать за художника перед папой Львом X, чтобы тот за особые заслуги перед Ватиканом пожаловал Рафаэлю кардинальскую шапку.
«И когда же помолвка?» – чуть слышно прошептала она. «Через четыре года. А за это время все может случиться! – беспечно улыбнулся Рафаэль. – К тому же если я выполню заказы папы Льва X, то перестану оглядываться на Биббиену».
Теперь Рафаэль трудился по 20 часов в день. Но ведь такая работа – на износ. Однажды он ввалился в дом к возлюбленной в настоящей лихорадке. Что-то бормотал всю ночь. Утром Маргарита попыталась его удержать, но он вырвался. Кричал, что срочно должен закончить картоны для новой фрески. Хлопнул дверью и ушел. А на другой день чуть свет прибежал его верный ученик Бавьеро. Задыхаясь, закричал с порога: «Маэстро при смерти!»
Маргарита в чем была кинулась к Рафаэлю. Тот, бедняга, еле дышал. Лекари не нашли лучшего средства, как пустить ему кровь. Ему – и до того вымотанному работой и лихорадкой. Через пару часов прибыл кардинал-исповедник из Ватикана. Презрительно покосился на Маргариту, сидевшую у постели возлюбленного, держа его за руку, и процедил: «Я не могу передать благословение святейшего папы в присутствии этой женщины. Она – не венчанная жена!»
Художник с усилием разлепил веки и прошептал: «Нас венчала жизнь. И Бог не был против…» Кардиналу пришлось исповедовать Рафаэля в присутствии Маргариты. Уходя, он бросил: «Святой художник и падшая женщина! Создатель Мадонны и блудница!» Как будто этот надутый индюк не знал, что именно она, блудница, и была рафаэлевской Мадонной…
Наутро, в Страстную пятницу 6 апреля 1520 года, Рафаэля Санти не стало. Ровно через 37 лет, день в день, как он родился. Говорят, тот, кто умер в день рождения, прямиком попадает в рай.
Присутствовать на похоронах Маргарите не разрешили. Тогда она надела то самое наголовное покрывало, в котором позировала для «Сикстинской Мадонны», и пошла в близлежащую церковь. Разве Мадонна не услышит ее повсюду.
Через день прибыл поверенный. Оказалось, Рафаэль отписал возлюбленной приличное состояние. Ничуть не стесняясь похорон, в дом Маргариты повалили многочисленные поклонники, соболезнуя и пылко интересуясь: кого теперь выберет в покровители эта донна – прелестная и к тому же весьма обеспеченная? О, Маргарите даже сделали пару предложений! Ей – презренной куртизанке…
Маргарита не выбрала ни одного из щеголей. Она приняла ухаживания своего земляка, синьора Киджи, давнего друга Рафаэля. Но синьор был стар и в одночасье умер. И Рим снова всколыхнулся слухами: «Эта женщина угробила и синьора Киджи! Может, она – вампир?»
Вот тогда-то Маргарита и укрылась в стенах небольшого монастыря – подальше от ненавистного Рима. Ехала в смятении: а вдруг ее, блудницу, не примут? Но оказалось, при ее теперешних деньгах матери настоятельнице все равно, кем она была. Маргарита постриглась в монахини и приняла новое имя. Впрочем, имя было привычным – она стала МАРИЕЙ.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Третий брак мадонны Лукреции
Третий брак мадонны Лукреции I Посольство, направленное в Рим для того, чтобы доставить новую герцогиню в Феррару, двинулось в путь 9 декабря 1501 года и было необыкновенно многочисленным. В него входило добрых пятьсот человек, все разряженные в шелк и бархат и на
Загадка Ротшильдов
Загадка Ротшильдов Читатель, предупреждаем сразу: эта глава очень необычна. По шокирующим, непривычным и неожиданным выводам. Многим они могут показаться фантастикой, если не чистым бредом. Но она очень важна по своему значению для миропонимания авторов.Когда мы
II. Загадка
II. Загадка И в России и за границей личность "Лжедмитрия" была предметом самых разнообразных предположений как во время его появления, так и впоследствии. Так, из иностранцев - Буссов, наслушавшись поляков, сообщает, что "Лжедмитрий" был сыном Батория; и недавно еще один
Загадка 37-го
Загадка 37-го Массу читательских откликов вызвали беседы с Вадимом Кожиновым «Необоримость Руси» и «Свое и чужое», опубликованные под рубрикой «Размышления на исходе века». В письмах — вопросы и предложения, заинтересованная поддержка и страстная полемика…Среди
Загадка космополитов
Загадка космополитов Виктор КОЖЕМЯКО. Сначала, Вадим Валерианович, поставлю такой вопрос: почему именно эти годы и почему именно борьба с космополитизмом?Вадим КОЖИНОВ. Прежде чем отвечать непосредственно на ваш вопрос, я считаю необходимым сказать о следующем. Период, к
Загадка скамаров
Загадка скамаров Ко второй половине V в. славяне вплотную придвинулись к северным границам Византийской империи — по всей линии дунайского лимеса и, возможно, в некоторых местах уже пересекли ее. Не исключено, что это переселение было поощряемо самими византийскими
Загадка
Загадка И все равно личность и посмертная судьба Суворова — загадка. Зададимся простым вопросом: а не вспомни в речи 3 июля 1941 года Сталин о русской воинской славе предков, не упомяни имени Суворова, много бы знали мы о нем сегодня, был бы культ Суворова? Но это наши
Загадка
Загадка И все равно личность и посмертная судьба Суворова — загадка. Зададимся простым вопросом: а не вспомни в речи 3 июля 1941 года Сталин о русской воинской славе предков, не упомяни имени Суворова, много бы знали мы о нем сегодня, был бы культ Суворова? Но это наши
Романы о Священном Граале и средневековые Мадонны
Романы о Священном Граале и средневековые Мадонны 300 лет между 1000 и 1300 годами н. э. были периодом радикальных перемен, полным свежего идеализма, возрождения духовности и временем христианских крестовых походов. Страстная выразительность искусства, приобретающие все
ЗАГАДКА ВЕКОВ
ЗАГАДКА ВЕКОВ Муза истории, иронически усмехаясь, задавала вопросы и с любопытством следила за тем, как ее служители пытаются ответить на них. Мельпомене, Музе трагедии, было не до смеха. В венке из виноградных листьев, одетая в мантию, с трагической маской в одной руке и с
71. Загадка Босворта
71. Загадка Босворта Не было гвоздя, Подкова пропала, Не было подковы, Лошадь захромала. Лошадь захромала, Командир убит, Конница разбита, Армия бежит. Враг вступает в город, Пленных не щадя, Потому что в кузнице Не было гвоздя Старинное английское стихотворение. Перевод
17. Похороны Мадонны
17. Похороны Мадонны В конце допроса, состоявшегося 28 апреля, уже высказав без всяких обиняков свои обвинения в адрес церкви, священнослужителей, таинств и церковных церемоний, Меноккио заявил в ответ на вопрос инквизитора: «Я думаю, что на этом свете императрица главнее
Загадка
Загадка Девушки рвали эту траву в ночь на Ивана Купала, затыкали под стреху – если наутро цветы не завянут, то сбудутся мечты об удачливом, богатом женихе. Потому еще название этого зелья – богатенка.«…В Сиверском крае, над Десной, девчата рвут против Ивановой ночи траву
Читайте также: