Северный автономный округ загадка

Обновлено: 22.11.2024

Цель: закрепить знания детей о родном крае - ХМАО-Югра и пробудить у детей интерес и любовь к родному краю.

  • Образовательные: расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.
  • Развивающие: развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;
  • Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнать об их жизни; воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций на тему: “Северный край”, чтение хантыйских и мансийских сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: “Где мы живем?”, “Наш город”, дидактические игры: “Что растет в лесу?”, “От какого дерева ветка?”, “Что лишнее?”, подвижные игры “Хэйро” (солнце) и т.п., экскурсия в эколого-этнографический музей.

Материалы:

Карта ХМАО - Югра, Тюменской области, глобус, макет чума, иллюстрации с изображением животных и растений Севера, изображения ремесел ханты и манси: рыболовство, оленеводство, народно-прикладное искусство ханты и манси, предметные картинки хвойных и лиственных деревьев, ягод (северных и растущих на юге).

Ширь твоих степей венчают горы
За тайгой – морей студеный лед,
Проплывая над твоим простором
Даже солнце за день устает.
Велика ты, Родина, красива!
Берега суровые любя,
Океаны грозные не в силах
Заключить в объятия тебя.
Обойти тебя не хватит жизни
Хоть шагай упрямо день за днем.
Как же ты, великая Отчизна
В сердце умещаешься моем.

Вступительное слово. Россия - это наша Родина, состоящая из различных субъектов, территорий. У каждого жителя России есть свой край, уголок, в котором он родился. Другими словами этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина - Ханты-Мансийский Автономный округ Югра. Сегодня, 10 декабря у нашего края праздник - день его рождения, день его образования.

Мы, жители Югры, любим свой край, гордимся им и много о нём знаем. В честь этого праздника, ребята, я предлагаю вам поучаствовать в нашей викторине “Мой край родной - Югра”, посвящённой Дню Югры.

Сегодня к нам в детский сад пришли гости из школы №2, 1 “А” класс, чтобы поучаствовать в викторине. Поприветствуйте, пожалуйста, их.

В нашей викторине участвуют две команды.

Оценивать результаты заданий викторины будет уважаемое жюри:

Первый конкурс. Представление команд. Команды объявляют название и девиз.

  1. Что означает слово “Югра”?
  2. Назовите столицу нашего округа.
  3. Чем богат наш край? Назовите богатства Югры?
  4. Назовите самое продолжительное время года нашего края.
  5. У какого хвойного дерева самые питательные орехи?
  6. Назовите птицу, которая меняет своё оперенье к зиме.
  7. Какая ягода растёт на болоте?
  8. Назовите коренных жителей севера.
  9. Как называется жилище коренных жителей нашего края?
  10. Как называются хантыйские сани?
  11. Назовите национальную обувь ханты и манси.
  12. Хозяйственная постройка у хантов, где хранят продукты.
  13. Как называется народная кукла у хантов?
  14. Назовите основные занятия коренных народов севера.
  15. Найди герб города Радужный.
  16. Найди герб города Ханты-Мансийск.
  17. Найдите герб ХМАО.

Третий конкурс “Собери герб”.

Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинками: ягодами, грибами, растениями, животными. Благодаря округу Россия первая в мире по добыче газа, вторая – по добыче нефти. Своим названием Ханты-Мансийский округ обязан коренным жителям – ханты и манси, эти люди издревле живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией. Поэтому наши следующие задания будут связаны с вашими знаниями о коренных жителях Югры. У хантов и манси, как и у других народов, есть свои обычаи, обряды, праздники, пословицы и поговорки.

Четвёртый конкурс. Следующее задание для команд. Вспомните и назовите праздники хантов и манси. Каждая команда называет 1 праздник. (Вороний день - 7 апреля, Праздник трясогузки - 1 июня, Проводы лебедя - осенью, Медвежий праздник - по случаю охоты на медведя - зимой).

Необычным является у хантов обряд принятия гостей. Какие бы гости ни пришли, по древним обычаям народа, надо встречать их с добром и теплом. Первыми гостя встречают дети, чтобы узнать, кто он и откуда приехал. Гостю всегда полагается почетное место у огня, застеленное новой шкурой оленя. Если гость поел и больше не хочет, то он кладет пустую кружку на блюдце боком. Если кружка не перевернута, то хозяйка подливает чай, не спрашивая.

К нам сейчас тоже придут гости и мы их с вами, ребята, встретим бурными аплодисментами. И так, встречайте, ребята группы №8 с хантыйским танцем.

  • Сильному оленю дорога не страшна, а слабому и короткая тяжела.(Алёна З).
  • Не познаешь бурю, не оценишь тишины.(Аня)
  • Не завершив одно дело, не хватайся за другое.(Алёна И.)
  • День прекрасен солнцем, а человек - трудом и добрым делом. (Настя)

Гостья. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анэ.

Давайте поиграем с вами в игру, которая называется “Важенка и оленята”. (Важенка - это местное название самки северного оленя).

“Бродит в тундре важенка,
С нею оленята.
Объясняет каждому
Всё, что непонятно.

Топают по лужам оленята малые, Терпеливо слушая наставления мамины”.

Воспитатель. Ребята, наш край очень суровый, но красивый и богатый. Поэтому люди сочинили немало красивых стихотворений о нём. И наш следующий конкурс “Конкурс чтецов.

Шестой конкурс. “Конкурс чтецов”.

Ханты-Мансийская земля!
Ты край озёр, болот и рек,
Осваивать твои просторы
Сюда приехал человек!
Все о тебе стихи слагают,
Они летят во все края.

Ты всей стране теперь известна,
Ханты-Мансийская земля!
Здесь нефть и газ открыли люди,
Дороги строят, города!
Тебя мы любим, край Югорский,
Ты в нашем сердце навсегда!

Седьмой конкурс. “Отгадай загадку”.

Звучит мелодия ханты-мансийской песни. Гостья Анэ читает стихотворение.

В тайге поскрипывают ели, смола стекает словно мед.
Вдруг шишка, сорванная ветром, как птенчик на ладонь порхнет.
Дождь прибежит с далеких сопок, и зажелтеет зверобой.
А сколько тут звериных тропок – побродим по тайге с тобой!
И поглядим, кто в дуплах, норах, кто гнезда на вершинах вьет,
Кто в синих прячется озерах и в речках медленных живет.

- Очень много зверей в наших лесах. Я предлагаю вам отгадать загадки. Отгадав загадки, мы вспомним, кто они.

  1. Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой (медведь)
  2. Не голос – громкая труба, большая верхняя губа,
  3. На нем громадные рога, ему природа дорога.
  4. В лесу крупнее зверя не нашлось раз он сохатый, значит. (лось)
  5. Что за зверь зимой холодной ходит злой, голодный? ( волк)
  6. Бьет копытами “цок-цок”, снег летит, крупа, песок.
  7. Знают все, кому не лень, это - северный . (олень)
  8. Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок (белка)
  9. На свинью похож он очень
    Но в щетине в шерсти точно.
    Два клыка торчат из пасти,
    Да к тому же он всеядный. (кабан)
  10. Из малых кошек из пятнистых.
    А на ушах, представьте, кисти.
    Короткий хвост, не скажешь “Брысь!”
    Она ведь хищник грозный. (рысь)
  11. Хищный зверёк, чуть побольше хорька,
    Светло-коричневый мех у зверька,
    Днём озорница, в тайге не ленится,
    Прыгает с ветки на ветку. (куница)
  12. Работящие зверьки строят дом среди реки.
    Если в гости кто придет, знайте, что из речки вход (бобры)
  13. Длинный хвостище, а сама – хитрища (лиса)
  14. Пять полосок на спине, ушки на макушке
    Есть защёчные мешки, в них ношу продукты.
    Почки, жёлуди, грибы очень обожаю
    И запасы на зиму в норке оставляю (бурундук)
  15. Трусоват лесной красавец. Догадались это . (заяц)

Гостья. Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. А мне пора возвращаться домой. До свидания!

Воспитатель. А наша с вами викторина продолжается.

Давайте вспомним с вами, чем занимаются ханты и манси? (Охота, рыболовство, оленеводство, женщины шьют одежду, украшают её бисером, собирают грибы и ягоды. Ну а для того, чтобы заниматься охотой, строить чум мужчины коренных народов севера должны быть очень сильными и ловкими. И проверяют они свою силу с помощью одного состязания, которое называется “Талты юх”. Вот и мы с вами проведём небольшое состязание и определим кто из нас сильный и ловкий.

Восьмой конкурс. Состязание “Талты юх”.

Два игрока садятся на пол напротив друг друга и, вытянув ноги вперед, упираются друг в друга ступнями ног, а руками берутся за палку. По команде игроки начинают тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от пола. При этом нельзя сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживает борьбы и расцеплял пальцы, то он считается побежденным. Победитель состязается со следующим игроком. Состязание продолжается до выявления победителя среди всех его участников.

  • Клюквенный - клюквенное
  • Брусничный - брусничное
  • Черничный - черничное
  • Голубичный - голубичное
  • Костяничный - костяничное
  • Малиновый - малиновое

На этом наша викторина подошла к концу. Все команды отвечали правильно и грамотно на вопросы, участвовали в конкурсах, читали стихи, пословицы и поговорки, правильно выполняли все задания, к нам на праздник приходила гостья и все мы поиграли с ними в игру “Важенка и оленята”, провели состязание. Вам понравилось? А сейчас слово предоставляется нашему уважаемому жюри.

Следующая загадка

Беседа «Национальная одежда ханты и манси» Цель: - Учить узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты и манси. - Дать понятие об орнаменте, которым украшалась одежда.

Дидактическая игра «Модельер. Одежда для народов ханты и манси» Возраст: 3 – 5 лет. Задачи: закрепить умение называть цвета, части верхней одежды. Учить детей различать простые виды орнамента народов.

Конспект интерактивной прогулки по Ханты-Мансийску «Я живу в Югре» для детей подготовительной группы КОНСПЕКТ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ №12 ИНТЕРАКТИВНАЯ Прогулка – викторина «Я живу в Югре» Цель: Способствовать патриотическому воспитанию.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» Программное содержание: • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Конспект занятия-беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с жизнью и бытом народов Ханты» Конспект рассказа-беседы «Знакомство с жизнью и бытом народов Ханты». Цели:• познакомить детей с жизнью народов севера; • воспитывать у.

Игры народов Южного Урала Младшие группы Пальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим.

Мастер-класс для родителей и детей «Этнический фольклор народа ханты в жизни детей» Мастер – класс для родителей и детей на тему: «Этнический фольклор народа ханты в жизни детей». Шарипа Темирбаева Дети с родителями.

Праздник «Дружа народов» Участники: старшая группа, подготовительная к школе группа МБДОУ «Детский сад «Солнышко», воспитатели, родители. Аннотация: В преддверии.

Презентация «Интерактивная прогулка по достопримечательностям города Ханты-Мансийска» Муниципальное образование Ханты – Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Ханты-Мансийск муниципальное бюджетное дошкольное.

Рассказ для детей старшей группы (5–6 лет) с изготовлением коллажа «Ханты и манси — таежные жители» Программное содержание: Познакомить детей с укладом жизни коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа. Дать понятие о хантыйской.

Следующая загадка

10. Сполох (северное сияние) красиво играет, да не греет.

11. Если среди смелых растёшь, сам будешь смелым.

12. У зазнавшегося человека нос хореем не достанешь.

13. Правдивое слово дороже важенки.

14. Песец сам в мешок не полезет.

15. С не пойманного песца шкуру не снимешь.

16. С хорошим человеком и без чума тепло.

17. Выбирай невесту не на игрище, а на работе.

18. На наших оленях и протока кажется шире обской губы.

19. Кто с не добрым сердцем идёт, всегда дрожит.

20. Если хочешь смотреть богатую жизнь, смотри сегодня.

21. Человек без имени, как лось без рогов.

22. Богатырь скажет, люди исполняют.

23. Кто с полдороги вернулся, тому не увидеть счастливого пути.

24. У кого золотая чаша – тому и удача на промысле.

25. Богатый стол даром не даётся.

26. И дерево плакать может.

27. Явился, как сын бога и огня.

28. Твоя рука гремит, как гром.

29. Человек не может жить без веры.

30. Сплетня режет сердце больнее ножа.

31. Хотите жить будьте охотниками.

32. Сильным рукам – сильный ум.

33. Без имени как без глаз.

34. Не важно какие ворота, лишь бы они открывались.

35. Не живи у большой дороги – дом потеряешь.

36. Слова звенят – дети играют.

37. Коснётся беда – люди словно прозревают.

38. Соболь не играет, глухарь не поёт, сырок не играет – душа моя умирает.

39. Счастье заполучишь – не забывай других.

40. Попадёшь в беду – вспомни мать.

41. Выбери дальнюю дорогу – доброе имя заслужишь.

42. Примешь чужую боль – мудрым станешь.

43. Душистой ухи отведай – силы прибавится.

44. В берестяной кузов положил ты счастье.

45. В погоне за сладкими ягодами забыла сына.

46. Как боги живут эти влюблённые.

47. Молятся они на полы моей шубы.

48. Руки твои – молодые деревца.

49. Видят глаза через семь обских плёсов.

50. Худое болото – огонь не берёт.

51. Ни то золотого ума роняешь в воду.

52. Ты в счастье шелка яркого.

53. Мы на твои медвежьи лапы насмотрелись.

54. Жизнь семи веков тебе памятка.

55. В честь тебя золотой огонь разжигаем.

56. На кончик собольего колена сажусь.

57. Синей музыкой звенят слова.

58. Ты с солнцем споришь.

59. По твоему узору не найти тебя.

60. В сон цветной ты заглянул.

61. В собольем гнезде валяешься.

62. У мысли - быстрее ноги.

63. Ум на пути постигает истину.

64. Растущий человек не плавает в одних и тех же водах.

65. Два начала на земле – волки и олени.

66. В корнях золотой берёзы – моё счастье.

67. Манси – народ вечерний.

68. Твой взгляд на ладонях держу.

69. По следу оленьему веселье не гаснет.

70. Рыба весною не ждёт рыбака.

71. Счастье в воротах лисицы следы.

72. Путь души – не путь на лыжах.

73. Ты боишься, бедный мальчик, чёрной тени от чувала.

74. Разве может знать хозяин, что делает его собака на улице

75. Хозяином будешь – любой край полюбишь, родным домом назовёшь.

76. Люди и духи в таёжной сказке одной мыслью живут.

77. В сказках глаза народа.

78. В песнях душа народа.

79. Если надо, вокруг семи гор свою мысль пронесу.

80. Перелётной птицей ты к нам прилетел.

81. Хорошо быть хозяином солнца.

82. Олень без дороги болото найдёт.

83. Зайца в медвежьем капкане не поймаешь.

84. Заря в гостях у тебя бывает.

Публикации по теме:

Беседа «Национальная одежда ханты и манси» Цель: - Учить узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты и манси. - Дать понятие об орнаменте, которым украшалась одежда.

Дидактическая игра «Модельер. Одежда для народов ханты и манси» Возраст: 3 – 5 лет. Задачи: закрепить умение называть цвета, части верхней одежды. Учить детей различать простые виды орнамента народов.

Конспект занятия «Пословицы и поговорки — мудрость народа» Тема: «Пословицы и поговорки - мудрость народа» Цель: рассказать о ценности пословиц и поговорок, способствовать расширению кругозора и.

Логопедический фольклор «Пословицы и поговорки» Логопедический фольклор. Фольклор — народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения.

Пословицы и поговорки о семье Когда нет семьи, так и дома нет. Люблю своих детей, но внуки милей. На что и клад, когда в семье лад. Нет друга супротив родного брата.

Пословицы и поговорки по лексическим темам, в том числе с учетом регионального компонента: казачьи пословицы и поговорки Месяц Неделя Тема недели Пословицы и поговорки по лексическим темам Пословицы и поговорки (казачьи) Сентябрь 1-2 Мониторинг. День знаний.

Пословицы и поговорки про растения Пословицы и поговорки про растения. • Растенье — земли украшенье. • Зеленая ограда — живая отрада. • Зеленый наряд радует взгляд. • Сломить.

Пословицы, поговорки и фразеологические обороты о режимных моментах в ДОУ С помощью детского фольклора у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать.

Презентация «Пословицы и поговорки о труде» Слайд №1 Пословица – это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт. Слайд №2 Поговорка – образное.

Проект ученицы 4 класса «Пословицы и поговорки» ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ» Автор : Дорожкина Мария Класс: 4 класс Учитель:СатьяноваЛ. А. 2018 год Цель:.

Следующая загадка

Когда ложится, надолго ложится, когда встаёт, надолго встаёт.

Носит она саблю в шерстяных ножнах.

От дверей своего дома незамеченным уходит, после его ухода дым появляется.

Полгода стоит на одной ножке.

На просторах тундры без корня растёт.

Один мужчина уснул на берегу.

Черные мужчины по двое сидят.

Двое мужчин бегут, а перегнать друг друга не могут.

Трое сошлись в одном стойбище.

Бежит, бежит, но не вытечет.

В огне не горит и в воде не тонет.

Свои бесчисленные тысячи собрать не могут.

С неба летит – пляшет. Все, что есть в тундре, – прячет. А в чум попадет – плачет.

Хоть и идёт, следа её не видно (Лодка).

Летом худеет, зимой жиреет (Земля со снегом и без снега).

Когда ложится, надолго ложится, когда встаёт, надолго встаёт (Лёд и вода).

Носит она саблю в шерстяных ножнах (Лисица).

От дверей своего дома незамеченным уходит, после его ухода дым появляется (Выстрел).

Полгода стоит на одной ножке (Ягода).

На просторах тундры без корня растёт (Лишайник).

Один мужчина уснул на берегу (Олений хвостик).

Черные мужчины по двое сидят (Оленьи копыта).

Двое мужчин бегут, а перегнать друг друга не могут (Головки нарт).

Трое сошлись в одном стойбище (Хорей и его наконечники).

Бежит, бежит, но не вытечет (Вода реки).

В огне не горит и в воде не тонет (Лёд).

Свои бесчисленные тысячи собрать не могут (Солнце, луна, звёзды).

С неба летит – пляшет. Все, что есть в тундре, – прячет. А в чум попадет – плачет (Снег).


Вторая порция загадок:

Она, как оленья шкура, от моря до моря лежит — то рыжей, то белой, то зелёной становится.

Гусиный пух тундру заметает, а гусей нигде нет.

Цветная занавеска молочное небо закрывает, а тундре от нее светлее становится.

Вечер на костре заката чайник кипятит, белым паром землю покрывает.

На тундру загляделось, целых три месяца спать не ложится.

Лес не лес, туча не туча то по тундре кочует, то на одном месте кружится.

Олень от них убегает, а они не отстают.

Лежит у порога меховое кольцо, чужого в чум не пустит.

Волшебник на железе посредине чума сидит: и угостить может, и укусить может…

Один только есть начинает, а другой уже в макодан выскочил, всё вокруг оглядел, вслед за ветром улетел.

Не буквы, а написаны в строчку, без языка, а все охотнику расскажут.

Длинноухий модник летом в сером кафтане бегает, а зимой белую шубку надевает.

Из пуховой одежды мамы детишкам мягкая постелька постелена.

С летним солнцем поссорится — облегчение принесет. С зимним морозом подружится — беды наделает.

С птицами прилетает, с подснежниками расцветает, с оленями уходит.

Она, как оленья шкура, от моря до моря лежит — то рыжей, то белой, то зелёной становится. (Тундра)

Гусиный пух тундру заметает, а гусей нигде нет.(Снег)

Цветная занавеска молочное небо закрывает, а тундре от нее светлее становится. (Северное сияние)

Вечер на костре заката чайник кипятит, белым паром землю покрывает.(Туман)

На тундру загляделось, целых три месяца спать не ложится.(Летнее солнце)

Лес не лес, туча не туча то по тундре кочует, то на одном месте кружится.(Оленье стадо)

Олень от них убегает, а они не отстают. (Нарты)

Лежит у порога меховое кольцо, чужого в чум не пустит. (Собака)

Волшебник на железе посредине чума сидит: и угостить может, и укусить может…(Огонь очага)

Один только есть начинает, а другой уже в макодан выскочил, всё вокруг оглядел, вслед за ветром улетел. (Огонь и дым очага)

Длинноухий модник летом в сером кафтане бегает, а зимой белую шубку надевает. (Заяц)

Из пуховой одежды мамы детишкам мягкая постелька постелена.(Гнездо)

С летним солнцем поссорится — облегчение принесет. С зимним морозом подружится — беды наделает. (Снег)

С птицами прилетает, с подснежниками расцветает, с оленями уходит. (Весна в тундре)

© Copyright: Любовь Царькова, 2014
Свидетельство о публикации №214111500584 Рецензии

Молодцы! Оригиналы! Супер! Р.Р.

На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: