Царь фив разгадавший загадку сфинкса
Обновлено: 04.11.2024
Вопрос этот, конечно, простой. Ответ на него дал еще Софокл , афинский поэт и драматург, живший примерно в 496—406 годах до н. э. , в своей трагедии "Царь Эдип" .
Судьба Эдипа трагическая. Перед рождением Эдипа оракул предсказал отцу его, царю Фив Лаю, что погибнет он от руки сына. Испугался Лай и приказал убить младенца. Но слуга ослушался господина, оставил мальчика в горах живого.
Его спасли и отдали на воспитание коринфскому царю Полибу. Эдип считал Полиба своим родным отцом. А когда узнал о предсказании оракула, ушел из дома, чтобы не стать убийцей отца, не зная что предсказание все равно сбудется.
Отца он своего все равно убил - родного, Лая. А потом пришел в Фивы, которые оплакивали убитого царя и страдали от Сфинкса, которая поселилась вблизи города на горе Фикион .
Сфинкс - чудовище с человеческой головой, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка.
Примечания
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).- Фиванские цари в древнегреческой мифологии
- Отцеубийцы
- Мифология
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы:Полезное
Смотреть что такое "Эдип" в других словарях:
ЭДИП — 1) древне греческий царь, победивший сфинкса решением трех предложенных ему загадок; 2) в фигуральном смысле человек, легко распутывающий сложные житейские узлы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ЭДИП … Словарь иностранных слов русского языка
Эдип — в мифах древних греков сын царя Фив Лая и Иокасты. Так как Лаю была предсказана Аполлоном смерть от руки сына, он велел жене бросить новорождённого на горе Киферон, проколов ему булавкой сухожилия у лодыжек. Пастух, получивший от царицы младенца … Исторический словарь
эдип — сущ., кол во синонимов: 1 • царь (32) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ЭДИП — «Экономическая диагностика предприятий» компьютерная программа комп., организация, фин. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с … Словарь сокращений и аббревиатур
Следующая загадка
В первой части я подробно остановилась на значении сфинкса для Древнего Египта. Нет другой культуры в мире, в которой сфинкс занимал такое важное место. Но это не единственная древняя культура, в которой появляется это существо. Потому сегодня речь пойдет о человекольвах с четырьмя лапами в древних культурах.
Доисторический человеколев
Еще не сфинкс, но доисторический человеколев. И мне показалось важным упомянуть о нем. Эта находка показывает, насколько древний образ человекольва в мировой мифологии.
В начале 1930-х годов в Швабском Альбе, недалеко от города Ульм в Германии, археологи нашли систему пещер с различными доисторическими артефактами. В 1939 году из-за начала Второй мировой войны множество артефактов не были описаны и изучены, а просто сданы в архив. И только спустя 30 лет в 1969 году Йоахим Хан, составляя список находок, догадался, что осколки — фрагменты статуэтки. Это была человекоподобная статуэтка без головы. До этого археологи находили древние фигурки различных зверей и птиц. Это была первая находка статуэтки человека с головой животного . Ее возраст датируется в районе 32-40 тыс. лет до н. э.
Начиная с 1987 года находили все новые части головы статуэтки и постепенно восстанавливали ее. Голова фигурки оказалась львиной. Ученые продолжают споры насчет ее пола. Позднее в прилегающих пещерах была найдена еще одна подобная фигурка меньшего размера. Археолог Николас Конард предположил, что ориньякские люди (поздний палеолит) практиковали шаманизм, а находки говорят в пользу существования символической коммуникации (передача идеи через образы, вещи, жесты и так далее) в этот период .
Месопотамия
Позднее сфинксы появляются в Азии, и самые известные — в Месопотамии. Скорее всего, именно из Египта сфинкс пришел сюда, ведь между двумя культурами существовала довольно тесная связь. Но и прямых доказательств этому также нет, ведь он значительно отличался от египетской версии.
Древняя Сирия. 19-18 вв. до н.э. Древняя Сирия. 19-18 вв. до н.э.Ламасу (также алад в мужской форме) и шеду — два крылатых сфинкса и защитных духа вавилонян. Изначально ламасу — исключительно женский дух. Позже стали считаться защитниками правителя. Монументальные статуи ламасу ставили у входа во дворец в качестве стражей. Шеду всегда изображали мужчиной с телом льва, а ламасу мог быть как в женском облике, так и мужском, обычно с телом льва или быка.
Ламасу из дворца Саргона II Ламасу из дворца Саргона IIВ таком виде ламасу стал защитником правителя. Каждая часть тела ламасу имеет свое значение, и все вместе это символизирует королевскую власть. Корона на голове ламасу с двумя-тремя характерными линиями-рожками — символ божественности, завитки на бороде были такими же, как и на бородах правителей, что также связывало ламасу с правителем. Львиное или бычье тело олицетворяло силу власти, крылья — скорость и быстродействие, а голова человека — мудрость.
Ламасу помогали людям сражаться с хаосом и злом, привносили в дом мир и порядок, вдохновляли армии на сражение. Для защиты дома изображение ламасу помещали в виде глиняных гравюр под порог. Каждый день они держали открытыми ворота на востоке, чтобы бог солнца Шамаш мог подняться на небосвод.
Кроме ламасу, существовал еще один сфинкс-хранитель — урмалуллу . У него также было тело льва, но в отличие от ламасу, у урмалуллу были руки. Изваяние этого существа ставили перед купальнями, чтобы он мог защитить людей от демона головной боли Мукил-рес-лемутти (служитель зла; тот, кто приносил зло).
Урмалуллу. Барельеф со стен дворца царя Ашурбанипала Урмалуллу. Барельеф со стен дворца царя АшурбанипалаВлияние ассирийской иконографии испытывала и соседняя культура древних евреев. С гибридами Месопотамии связывают видение пророком Иезекиилем фантастического существа с четырьмя лицами человека, льва, орла и быка. В раннехристианский период в Откровении Иоанна это существо было представлено в виде четырех отдельных стражей четырех углов Трона Господа.
Но это далеко не все гибриды шумеро-аккадской мифологии.
Греция
В начале 2-го тыс. до н. э. сфинксы присутствовали в крито-микенском искусстве. Самые ранние образцы — керамика и золотые украшения. Сфинксы на фреске охраняли дворец в Пилосе. Здесь — это женская фигура с крыльями и нижней частью тела, как у львицы.
Сфинксы во дворце Нестора. Фреска на одной из стен дворца Сфинксы во дворце Нестора. Фреска на одной из стен дворцаНазвание сфинкс (сфинга — душитель) пришло в европейские языки из греческого. Греки, в свою очередь, позаимствовали образ сфинкса у египтян, полностью его переосмыслив. У сфинкса также есть крылья, но теперь это уже не символ власти. Позднее, в эпоху эллинизма, как и другие «ненормальные» существа, сфинкс стал хтоническим существом. По одной версии, его породили Тифон и Орф, по другой — Ехидна и Химера.
Сфинкса у греков мы в первую очередь знаем по фиванскому циклу мифов. Эдип узнает от оракула, что убьет своего отца, женится на матери и родятся дети, проклятые богами. Эдип сбегает от приемного отца в Фивы, а по дороге убивает случайного путника — своего родного отца. Когда Эдип пришел в Фивы, он застал город в великом унынии: царь мертв да еще и Гера напасть послала — Сфинкса.
Сфинкс обитала у входа в Фивы. Чтобы войти, нужно было решить одну загадку, которую сфинкс получила от муз:
Кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырех ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время».
И ответ — человек . В младенчестве он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость.
Не сумевшего отгадать Сфинкс убивала, и так она погубила много знатных фиванцев. Удрученный горем новый царь объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от сфинкса. Когда загадку разгадал Эдип, Сфинкс в отчаянье бросилась в пропасть и разбилась на смерть, а Эдип стал фиванским царем.
Вариант со сфинксом — более поздний. В древней версии первоначальное имя хищницы было Фикс (здесь её родителями названы Орф и Эхидна). Древняя Фикс была свирепым чудовищем, способным заглатывать добычу. Её одолел Эдип в ходе жестокого сражения.
Изваяние этого сфинкса венчало десятиметровую колонну ионического ордера у обочины священной дороги, ведущей к храмовому комплексу в Дельфах. То был дар жителей острова Наксоса богу Аполлону. Дельфийский сфинкс не вызывает того священного трепета, который чувствуется в подобных изображениях древнего Востока. Скульпторы Греции уже в архаическую эпоху умели возвыситься над ними, показать их без самоуничижения. Изваяние этого сфинкса венчало десятиметровую колонну ионического ордера у обочины священной дороги, ведущей к храмовому комплексу в Дельфах. То был дар жителей острова Наксоса богу Аполлону. Дельфийский сфинкс не вызывает того священного трепета, который чувствуется в подобных изображениях древнего Востока. Скульпторы Греции уже в архаическую эпоху умели возвыситься над ними, показать их без самоуничижения.Сфинксы были популярны в искусстве эллинов. Они изображались в скульптурах, на стеллах гробниц тех, кто умер в молодости, на вазах среди животных и сказочных существ, например, львов и сирен.
Индия
Индийский сфинкс называется пурушамрига ( человек-зверь на санскрите; вообще, мрига означает олень , но может использоваться для обозначения любого четвероногого зверя). Это существо пришло в Индию позднее, чем в другие страны и по значению, которое оно имело, сближается с вавилонским ламасу. Образ пурушамриги стал популярным в Индии, ведь люди верили, что существо отпугивает злых духов. У него было много имен: пурушамрига, пурушамикурам, наравирала и другие. С распространением буддизма индийский вариант сфинкса пришел даже на Филиппины.
Кхмерский терракотовый пурушамрига. 1200-1400 годы нашей эры. Кхмерский терракотовый пурушамрига. 1200-1400 годы нашей эры.Особой любовью пурушамрига пользуется в Южной Индии, где также известен под именем пурушамирукам. Его скульптуры у входов в храмы наделяются апотропейными свойствами: считается, что они избавляют от грехов паломников, когда те входят в храм, да и вообще отвращают зло. Изображение пурушамриги, поклоняющегося Шиве, встречается почти в каждом храме Шивы в Южной Индии.
Автор : Taiyang
Наш канал в Телеграме: Мифология
Википедия
Cour Khorsabad, Palace of Sargon II, Louvre
Lamassu
Урмалуллу
Пурушамрига
Diagnoses in Assyrian and Babilonian Medicine
и еще с десяток статей и книг
Герой и изгнанник Эдип
В браке с ней у молодого фиванского правителя родилось четверо детей. Эдип даже не подозревал, что страшное пророчество уже сбылось.
Стараясь выяснить, кто является убийцей Лая, Эдип открыл страшные истины. Во-первых, преступником был он сам. Во-вторых, он узнал, кем были его родные родители.
Не в силах вынести позора, Иокаста покончила с собой, а Эдип выколол себе глаза. Двое его сыновей отказались от старого слепого отца, за что были прокляты. Лишь дочь Антигона согласилась сопровождать изгнанника Эдипа в его скитаниях.
Фридрих Рехберг. Слепой Эдип и его дочь Антигона
Правление в Фивах
Когда он достиг зрелости, ровесники стали обвинять его, что он приемыш, тогда он отправился в Дельфы [6] . Дельфийский оракул через Пифию предсказал ему [7] , что он убьёт своего отца и женится на своей матери.
Избегая Полиба, которого считал своим отцом, Эдип отправился в Фивы. По дороге в Дельфы, у распутья трех дорог [8] он встретил Лая, вступил в спор с его возницей и убил своего отца. Согласно трагикам, Лай наехал колесом ему на ногу [9] , за что Эдип убил его посохом [10] . Затем Эдип омыл кровь после отцеубийства в источнике, названном Эдиподия [11] .
Явившись в Фивы, Эдип освободил город от Сфинкс, разгадав её загадку [12] , за что Фивы избрали Эдипа своим царём, и он женился на вдове Лая, то есть на своей матери Иокасте (у Гомера она носит имя Эпикасты [13] ). От неё он имел сыновей — Этеокла и Полиника и дочерей Антигону и Исмену. Другие версии называют женами Эдипа также Евриганию и Астимедусу.
В наказание за такое преступление (пусть и совершённое неосознанно) боги послали на Фивы моровую язву [14] и объявили, что язва не прекратится, пока не будет изгнан из города убийца Лая. Узнав истину, его жена Иокаста повесилась, Эдип в отчаянии ослепил себя [15] .
Когда сыновья стали пренебрегать им, он проклял своих сыновей [16] .
Ребёнок, спасённый слугой
Прозвучавшее в ответ пророчество ошеломило Лая. Ему было сказано, что рождённый от него сын станет его убийцей. Конечно, подобное предсказание испугало Лая. Когда же он узнал о беременности супруги, решение пришло незамедлительно.
Когда у царицы Фив на свет появился сын, Лай приказал унести мальчика в лес. По требованию царя малышу прокололи ноги, чтобы тот скорее погиб и не мог никуда уползти.
К счастью, слуга, что должен был выбросить ребёнка, оказался гораздо человечнее своего господина. Встретив пастуха, он отдал ему младенца. Тот же отнёс мальчика к коринфскому правителю Полибу, что мечтал о появлении ребёнка, ведь был бездетен.
Эдип в последующей традиции
Предание об Эдипе встречается уже у Гомера, Гесиода и киклических поэтов. Эдип — действующее лицо трагедии Эсхила «Эдип», его сатировской драмы «Сфинкс» (фр.235-236 Радт); трагедий Софокла «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне», трагедий Еврипида «Эдип» [23] и «Финикиянки», трагедии Мелета Младшего «Эдиподия», трагедий Ахея Эретрийского, Ксенокла Старшего, Никомаха, Никомаха Афинского, Филокла Старшего, Диогена, Каркина Младшего [24] , Феодекта, Тимокла и неизвестного автора «Эдип», двух трагедий Ликофрона «Эдип», комедии Евбула «Эдип», трагедии Цезаря «Эдип» и Сенеки «Эдип».
В новейшее время сказание об Эдипе было использовано Гуго фон Гофмансталем; в музыке — Игорем Стравинским и Джордже Энеску. Сюжет об Эдипе стал хрестоматийным примером того, как герой тщетно пытается избежать уготованной ему судьбы.
Предание об Эдипе занимает важное место в романе Милана Кундера «Невыносимая лёгкость бытия», однако в нём рассматривается не неотвратимость судьбы, а мораль, изменившаяся со времён Эдипа (должен ли человек «выкалывать себе глаза», если он узнал о преступности своих действий лишь после совершения преступления?).
В психоанализе известен феномен под названием эдипов комплекс — бессознательное эротическое влечение ребёнка к родителю противоположного пола (и связанное с ним агрессивное чувство к родителю своего пола).
Смерть
Затем несчастный слепец покинул Фивы в сопровождении своей дочери Антигоны и после долгих странствований умер в Колоне, близ Афин, в храме Эринний. Вступил на афинскую землю в Конном Колоне [17] . Могила в святилище Эриний в Афинах [18] , по мнению Павсания, кости перевезены из Фив [19] . Гесиод описывает, что Эдип умер в Фивах [20] . Его похоронили там, но затем как нечестивца перенесли в селение Кеос в Беотии, а затем в священный участок Деметры [21] . Надгробные игры по Эдипу упомянуты в «Илиаде» [22] .
Следующая загадка
Страшное пророчество для Эдипа
В Коринфе Эдипа вылечили от ран, воспитали как царевича. Мужая, он превращался в сильного крепкого юношу, а вот о своём происхождении Эдип ничего не подозревал.
Во время одного из пиров, что устраивал коринфский царь, Эдип случайно услышал, как о нём сказали “приёмыш”. Подобная характеристика задела его, он начал расспрашивать у отца и матери о своих родных родителях. Но царь и царица знали о родословной Эдипа не больше, чем он сам.
Потрясённый до глубины души, Эдип решил не возвращаться в Коринф, боясь, что навлечёт беду на своих приёмных родителей. Он надеялся, что избежать пророчества удастся, если скитаться по миру. С тех пор Эдип стал странником. Он посетил немало городов, однако нигде не задерживался подолгу.
Гюстав Моро. Эдип разгадывает загадку Сфинкса
Предсказание сбывается
Во время очередного путешествия юноша направлялся к Фивам. Когда он был уже неподалёку от городских ворот, его нагнала роскошная колесница.
Сидевший в ней старик изо всех сил ударил бродягу Эдипа, а его слуги вознамерились убить странника. В гневе Эдип ударил старца, а потом расправился с его прислужниками. Уцелеть сумел лишь один из рабов, что сопровождали колесницу.
Войдя в город, Эдип испытывал чувство вины: он не хотел никому причинять зло, но вынужден был защищаться. В это же время прибывший в Фивы раб рассказал, что колесница царя Лая столкнулась с каким-то нищим, что убил и правителя, и его свиту. Всеобщую скорбь усугубило появление Сфинкса, что не давал покоя людям, погубив многих странников.
Решив помочь фиванцам, Эдип отправился к месту охоты чудовища. Сфинкс загадал ему загадку, неправильный ответ грозил смертью.
Содержание
См. также
Следующая загадка
Возможно, именно это и стало причиной популярности мифа. Предание об Эдипе не уступало по известности рассказам о подвигах Геракла или Одиссея. Увы, финал жизни этого царя едва ли можно сравнить с судьбами этих героев. Почему же Эдипа настигло страшное проклятие? И как жуткое пророчество было воплощено в жизнь?
Детство
Оракул предсказывал Лаю, что если он женится на Иокасте, то умрёт от руки своего сына. Ослушавшись предсказания, Лай женится на Иокасте. После рождения сына, опасаясь за свою жизнь, он приказывает проколоть ноги новорожденного Эдипа и выбросить его у подножья горы Киферон. На третий день после рождения, зимой [3] , Эдип брошен в горах, в долине Киферона. Ему сковали суставы ног. Там его нашел коринфский пастух [4] .
Пастух отнёс мальчика в Коринф к царю Полибу, который воспитал его как родного сына, дав ему имя Эдип, то есть «имеющий вспухшие ноги». Ребёнок был воспитан в местечке Тенея у Коринфа [5] .
Читайте также: