Русская народная сказка рукавичка загадки песенки потешки
Обновлено: 25.12.2024
совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность.
Ход мероприятия.
Орг. момент. Цели.
- Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
-Собрались ребята в круг,
Слева друг и справа друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
-Я передаю улыбку Максиму, Максим передаёт…..
-Сегодня у нас с Вами много гостей. При встрече принято здороваться. Я скажу:
«Здравствуйте, дорогие гости!». А вы, подумайте, как можно поздороваться иначе, используя мимику и жесты.
*Дети приветствуют друг друга.
- А теперь передадим улыбку нашим гостям.
- Я рада приветствовать Вас на занятии кружка, присаживайтесь.
Новый материал.
а) Постановка проблемы. Определение темы и цели занятия.
- Начнём мы своё занятие…, а как мы его будем начинать догадаетесь сами…
* Дети слушают и смотрят заставку передачи «В гостях у сказки».
- Так с чего мы начнём своё занятие?
- Правильно, начнём мы его со сказки.
-Чем жанр сказки отличается от других жанров?
- О сказках мы с вами уже много раз говорили. Я знаю, что Вы их любите.
И я их тоже очень люблю. Весёлые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.
Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
- Какие произведения называются сказкой?
-Какие они бывают?
- А почему сказки называют народными?
-Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда Вы были маленькими, Вам рассказывали сказки мамы и бабушки, а потом пошли в школу и учитесь читать сами. Читая сказки, Вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.
В сказках совершаются невероятные чудеса.
Вот сегодня мы и совершим путешествие в гости в сказку. Для этого закройте глазки.
Раз, два, три, четыре, пять сказку можно начинать.
(В это время подготовленная ученица входит в русском народном сарафане и в кокошнике на голове.)
- Открываем глазки. К нам в гости пришла Сказочница.
(Заранее подготовленная ученица.)
- А в какую сказку вы сейчас попадёте сейчас сами угадаете.
У меня есть волшебный мешочек, я к каждому подойду, а вы попытайтесь угадать , что же в моём мешочке. Но пока молчите и никому не говорите, что Вы там нашли.
(Сказочница подходит к каждому ребёнку и просит его опустить руку в мешочек.)
А теперь скажите, что же вы там нашли? (Варежка, рукавичка.)
- Какой тёплый домик для пальчиков! Покажите, сколько пальчиков у Вас?
Как много, и все помещаются в маленькую варежку.
На что мы надеваем варежку? (На руку).
- Правильно, на руку. Поэтому её ещё можно назвать рукавичка.
Кто догадался, с какой сказкой у нас сегодня будет встреча? (Рукавичка).
- Молодцы. Вот Вы и определили тему нашего занятия более точно.
А раз мы выяснили какой будет тема, определим и цели.
*Дети ставят перед собой цель занятия.
-Тему и цели определили . Молодцы.
б) Игра в сказку «Рукавичка».
Отгадывание загадок.
- Вот в сказку «Рукавичка» мы с Вами и поиграем. Кто –нибудь из Вас знаком с этой сказкой?
-Кто знаком, тот будет мне сегодня хорошим помощником.
Попробуйте предположить о чём наша сказка?
- Ребята, а давайте посмотрим сказку и убедимся во всём сами.
- Сегодня у нас встреча с русской народной сказкой.
*Просмотр мультфильма «Рукавичка».
-Помните, как много зверят поместилось в рукавичке! А какие это были зверята помните? Давайте подойдём к сказочной полянке и найдём тех зверей, которые были в рукавичке.
- Ну что? Нашли? А теперь проверим, правильно ли Вы выбрали зверят. Я буду Вам загадывать загадки, а у кого этот сказочный герой, подойдёт ко мне.
В подполье, в каморке
Живёт она в норке.
Кто же это? (мышка) (Сказочница одевает ребёнку шапочку мышки).
Кто это? (лягушка) (Сказочница одевает ребёнку шапочку лягушки).
Любит морковку. (заяц) (Сказочница одевает ребёнку зайца).
Ах, краса! А зовут её… (лиса) (Сказочница одевает ребёнку лисы).
Серый, страшный и зубастый
Все зверята разбежались
Напугал их….. (серый волк) (Сказочница одевает ребёнку волка).
На спинке- щетинка. (кабан) (Сказочница одевает ребёнку кабана).
Косолапый и большой.
Спит в берлоге он зимой.
Любит он малину, мёд…
Ну-ка, кто же назовёт? (медведь) (Сказочница одевает ребёнку медведя).
- Молодцы. Все загадки разгадали.
-Так о ком же наша сказка?
в) Физминутка. Игра с мячом «Расскажи какой герой».
-А хотите поиграть в сказочных героев?
Тогда, угадайте, о ком я говорю и изобразите его.
- Серенькая, маленькая, пушистая, шустрая, мягкая… (мышка)
(После упражнения, т.е. показа мышки).
- Какая же мышка? (ответы детей)
- Зелёная, мокрая, холодная, скользкая, маленькая… (лягушка)
- А что она умеет делать?
- Давайте её покажем.
- Кто же ещё в рукавичке спрятался?
- Серый, белый, быстрый, косой, трусливый… (заяц)
- А что зайчик любит? )
-Изобразим зайчика? (да).
- Рыжая, оранжевая, хитрая, пушистая, красивая… (лиса).
-Какую лисичку мы показали?
- Правильно. А это кто? Большой, сердитый, клыкастый… (кабан)
-А как хрюкает кабан? (Изображают кабана).
-Кто ещё есть в рукавичке? Серый, зубастый, большой, злой, страшный… (волк)
- Правильно. Давайте покажем, как волк зубами щёлкает.
- А это кто? Большой, косолапый, белый, коричневый, толстый… (медведь).
- Замечательно. Вот, ребята, мы с Вами оказались в сказке. А сказка эта называется…..
- Ребята, а что делали герои нашей сказки?
-А как же они просились в домик, в рукавичку?
_-Правильно. Итак, сказка начинается.
*Театрализация сказки.
-Посредине леса, на лесной полянке лежала рукавичка. Мимо мышка бежала, увидела рукавичку, удивилась и спрашивает.
(«Кто, кто в рукавичке живёт?»)
- Никто ей не отвечает. И тогда решила мышка там жить.
(Залезает в рукавичку).
Вот по полю-полю лягушка скачет. Увидела рукавичку и спрашивает.
(-«Кто, кто в рукавичке живёт?»)
(-«Я мышка-норушка, а ты кто?»)
(-«А я лягушка-квакушка. Давай вместе жить?»)
(-Давай. ) (залезает в рукавичку).
- И стали они жить вдвоём. Вот по полю-полю зайчик прыгает. Увидел рукавичку и спрашивает.
(«Кто, кто в рукавичке живёт?»)
(«Я зайка-побегайка. Давайте вместе жить.)
(-«Давай».) (залезает в рукавичку).
-И стали они жить втроём . Вот по полю-полю кабан бежит. Увидел рукавичку и спрашивает.
(-«Кто, кто в рукавичке живёт?»)
(- «Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайка - побегайка, а ты кто?»)
(- «Я кабан-клыкан. Давайте вместе жить?)
(-«Давай».) (залезает в рукавичку).
- И стали они жить вчетвером. Вот по полю-полю лисонька бежит. Увидела рукавичку и спрашивает.
(-«Кто, кто в рукавичке живёт?»)
(- «Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайка - побегайка, я кабан-клыкан,
(- «А я лисичка-сестричка. Давай вместе жить?)
(-«Давай».) (залезает в рукавичку).
- И стали они жить впятером. Вот по полю-полю волк бежит. Увидела рукавичку и спрашивает.
(-«Кто, кто в рукавичке живёт?»)
(- «Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайка - побегайка, я кабан-клыкан, я лисичка-сестричка, а ты кто?»)
(-« Я волчок-серый бочок. Давайте вместе жить?)
(-«Давай».) (залезает в рукавичку).
- И стали они жить вшестером. Вот по полю-полю медведь идёт. Увидел рукавичку и спрашивает.
(-«Кто, кто в рукавичке живёт?»)
(- «Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайка - побегайка, я кабан-клыкан, я лисичка-сестричка, я волчок-серый бочок, а ты кто?»)
(«Я медведь косолапый. Давайте вместе жить?»)
(-«Давай».) (залезает в рукавичку).
- Молодцы, ребята! Я хочу посмотреть, кто у нас в рукавичке поместился? Выходите, ребята!
- Так они и порешили.
Дружно, весело все жили.
Нам запомнить нужно:
-Вот такие дружные зверята поместились в рукавичке. В тесноте, да не в обиде!
*Введение знаний в систему. Работа в группах.
(Дети заранее разделены на 3 группы, они работают самостоятельно.)
1 группа «Технические редакторы». (Изготавливают модель обложки.)
2 группа «Художественные редакторы». (Вклеивают необходимых сказочных героев…)
3 группа «Ответственные редакторы». (Украшают модель рукавички.)
*Звучит песня В. Шаинского «В мире много сказок». Дети украшают рукавичку, делают обложку, модель. Затем от каждой группы выходит по 1 человеку , которые защищают коллективную работу.
- Молодцы, ребята! Все старались!
Итог. Рефлексия.
- С какой сказкой мы познакомились? ( «Рукавичка»).
- Кто её написал? (Это народная сказка).
- Что отличает авторские сказки от народных? ( У этих сказок есть автор).
-Ребята, Вам понравилась наша сказка? (Да.)
- А что запомнилось?
- А что узнали нового?
-Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Как Вы думаете, мы достигли результата занятия?
-Чему же учит нас эта сказка?
- Какая пословица больше всего подходит нашей сказке?
(В тесноте, да не в обиде.)
А где в жизни мы могли бы применить те качества, которыми обладали герои сказки?
-Давайте дадим оценку нашей сегодняшней встрече. Если Вам сегодня понравилось, поднимите одну руку, если очень – две руки, а если вы ставите нашей встрече оценку «отлично» – похлопайте!
-Расположите буквы в таком порядке, чтобы получилось слово.
- Что у нас получилось? (Молодцы!)
- Молодцы! Наше занятие закончилось.
(Звучит музыка «В гостях у сказки»).
- Спасибо за работу, за Вашу активность. Мне было приятно видеть Ваши добрые лица!
Подписи к слайдам:
Загадки, песенки, потешки. ГОУ СОШ №21 г.Санкт-Петербург Лобусова Н.Ю.
4стн23 н1р2дн23 тв2рч3ств2 Ключ: 1-а, 2-о, 3-е, 4-ч Устное народное творчество
Как назвать одной фразой?
Прочитай и сравни: Вот собачка жучка Хвостик закорючкой, Шёрстка пёстрая, Зубки острые. С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, А хвостик колечком. ?
Прочитай и сравни: Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками. Русская красавица Стоит на поляне, В зеленом кофточке, В белом сарафане. ?
Прочитай и сравни: Наша речка вьется и сверкает, Как блестящий синий поясок. В ней водичка пёстрая такая, А на дне рассыпчатый песок. Под осоку на песок Уронили поясок. И лежит, да не поднять, И бежит, да не поймать. ?
Вывод: Загадки – жанр устного народного творчества. Учат рассуждать, сравнивать, сопоставлять. Чтобы отгадать загадку надо подумать, сравнить, вспомнить описание предмета.
Песенки «Идёт матушка весна». март май апрель
Потешки Вот лежат в кроватке Розовые пятки. Чьи это пятки – Мягки да сладки? Прибегут гусятки, Ущипнут за пятки. Прячь скорей, не зевай, Одеяльцем накрывай! Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Только мышки заскребут, Серый Васька тут как тут. Тише, мыши, уходите, Кота Ваську не будите. Как проснется Васька-кот, Разобьет весь хоровод. Вот проснулся Васька-кот - Разогнал весь хоровод!
Закрепление -С какими жанрами устного народного творчества познакомились? -Какой жанр понравился больше всего?
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1 классе (2010/2011г.) по программе «Школа России»
Учитель начальных классов Лобусова Н.Ю.
Тема урока : Загадки, песенки, потешки.
- Познакомить детей с жанрами устного народного творчества: загадками, песенками, потешками.
- Учить детей отгадывать загадки, самим их придумывать, уметь объяснять их смысл.
- Показать напевность русских песен.
- Учить читать выразительно небольшие произведения.
- Прививать интерес и любовь к произведениям народного творчества.
Оборудование : персональный компьютер, интерактивная доска, запись русской народной песни, карточки с загадками для групповой работы.
I .Организационный момент.
Слайд 2 –Вставьте, пользуясь ключом, гласные буквы в название раздела, который мы с вами изучаем.
- Что у вас получилось?
- С каким жанром устного народного творчества мы уже познакомились?
Слайд 3 – Как назвать одной фразой?
II .Работа по теме урока.
- Знакомство с новым жанром устного народного творчества – загадками.
- О ком говорится в первом четверостишии?
-Как описывает её автор?
О ком говорится во втором четверостишии?
- Как вы догадались?
- Как выдумаете, если первое- это стихотворение, то как можно назвать второе?
С 5, 6 слайдами работа проводится аналогично.
- Работа с учебником и в парах, в группах.
- Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника.
Дети читают загадки.
Слайд 7. – С кем сравнивается луна в первой загадке? (С красавицей).
- Как она описана? (Белолица, круглолица).
- Что за красавица по небу катается? (Луна).
-В какие зеркала она глядится? (В речки, озёра, пруды…)
- С чем сравнивается луна во второй загадке? ( С тарелкой).
- Почему? (Она круглая, как тарелка).
- Что за тарелка, которая может плыть по небу? (Луна).
- Как вы думаете, с чем ещё можно сравнить луну? ( С лампой, с мячиком, с воздушным шаром…)
- Попробуйте вместе с соседом по парте придумать свою загадку про луну .
- О каких проявлениях леса говорится в первой загадке?( даёт тень, спасает от зноя, радует, дарит орехи, грибы…..)
- А какие действия приписываются лесу во второй загадке? (Одет в шубу, «снимает шубу»).
- С чем ещё можно сравнить лес? (дом для птиц, животных, растений……)
- Попробуйте вместе с соседом по парте придумать свою загадку про лес .
Работа с остальными загадками ведется аналогично.
Работа в группах по карточкам. Побеждает та группа, которая не только отгадала загадки, но объяснила по каким признакам она догадалась, о чем говорится в загадке.
- Знакомство с жанром «песенки».
Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.
- Ребята, каждый из вас не раз слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. Мамы и бабушки пели колыбельные песни маленьким детям. Раньше с песнями обращались к солнцу, дождю, ветру.
Чтение песенки «Идет матушка-Весна» учителем.
- Как названа весна в песне? (Матушкой).
- Как вы думаете почему её так назвали?
- О каких весенних месяцах говорится в песне?
- Какие признаки каждого весеннего месяца вы можете заметить?
- С какой интонацией нужно читать эту песенку?
Прочитайте песенку, передавая голосом радость.
Прочитайте самостоятельно следующую песенку «Иди, весна».
Сравните её с предыдущей.
- Что содержится в этой песне? (Просьба).
- Прочитайте песенку выразительно.
4. Знакомство с жанром «потешки».
- Одной из разновидностей народных песен являются потешки.
Слайд 11 Чтение потешек хорошо читающими детьми.
- Как вы думаете почему их так назвали?
- Прочитайте самостоятельно негромко вслух обе потешки. Распределите, где чьи слова.
Прочитайте потешки по ролям со своим соседом по парте.
- С какими жанрами устного народного творчества вы познакомились? Какой жанр понравился вам больше всего? Почему? Чему вы учились на уроке?
Следующая загадка
- учить пересказывать сказку на основе самостоятельно построенной схемы-цепочки; определять главную мысль сказки; отвечать на поставленные вопросы учеников и учителя; развивать речь, мышление.
Оборудование:
- На доску: таблички СКАЗКИ
Карточки : дед , мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, кабан, медведь
Пожелание – напутствие на парты
“Учись читать”
Чтоб умным человеком стать –
Учись читать, учись читать
И помни: каждый ученик
Не может жить без добрых книг
Распечатки с пословицами , карточками - названиями героев, таблицами, толковый словарь.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urokao.docx | 24.37 КБ |
56.pptx | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
УМК: «Школа России»
Тема: русская народная сказка «Рукавичка»
Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»
- обучать плавному, выразительному, осознанному чтению целыми словами;
- учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста;
- учить пересказывать сказку на основе самостоятельно построенной схемы-цепочки; определять главную мысль сказки; отвечать на поставленные вопросы учеников и учителя; развивать речь, мышление.
- На доску: таблички СКАЗКИ
Карточки : дед , мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, кабан, медведь
Пожелание – напутствие на парты
“Учись читать”
Чтоб умным человеком стать –
Учись читать, учись читать
И помни: каждый ученик
Не может жить без добрых книг
Распечатки с пословицами , карточками - названиями героев, таблицами, толковый словарь.
- Организационный момент.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Занимайте все места,
Да послушайте меня:
II. Подготовительный этап
(Звучит аудиозапись русской народной песни “Светит месяц…”)
Приглашаю вас сегодня
В сказке доброй побывать.
Многое самим увидеть
И себя там показать.
Что за сказка ожидает
И меня и вас – друзья?
Эта тайна,
И без вас мне
Разгадать её нельзя!
Слушайте внимательно,
Это обязательно!
На уроке мы сегодня
Много что должны успеть:
Почитать, повеселиться,
Поиграть и потрудиться.
- Читаем слоги на таблицах, четко произнося все звуки, сначала вместе со мной
- Читают хором
- Читают по цепочке
- Читают мальчики, потом девочки
- Читают шепотом, радостно, грустно
- Актуализация знаний. Постановка целей урока.
-Прочитайте (ШЕПОТОМ) стихотворение…
Чтоб умным человеком стать-
Учись читать, учись читать.
И помни: каждый ученик
Не может жить без добрых книг.
- Для чего нужны уроки чтения в школе?
- Чему мы учимся на уроках литературного чтения? (Учимся плавному, красивому чтению, работать с текстом, выражать свои мысли)
РИ – РУ – РЮ – РЯ – РЕ -
О-ПА-ДА-ЮТ ЛИС-ТЬЯ В СЕН-ТЯБ-РЕ
ГА – ГУ – ГЫ – КА – ГО – ЕСТЬ ИГРУШКИ У МАР-ГО
ВИЧ – РЫК – МАК – ТОК – БАК –
ЧИ-ТА-ЕМ МЫ НЕ ПРОСТО ТАК
АК – ОК – ИК – КА – УК –
НА ЛИСТ УСЕЛСЯ МАЙ- СКИЙ ЖУК
- Какие слоги в каждой строке были лишние? Почему вы так считаете? Постройте из лишних слогов слово. Что получилось? (Рукавичка)
- Сегодня мы будем знакомиться со сказкой «Рукавичка»
- Откройте учебник. Кто-нибудь из вас знаком с этой сказкой? Попробуйте определить, кто автор?
- Как догадались, что эта сказка русская народная? Какие сказки мы называем русскими -народными? Какие - авторскими? Какие ещё русские народные сказки вы знаете? Попробуйте предположить, о чём эта сказка?
-Посмотрите, как записан текст сказки. Что вы заметили? ( Есть запись диалога )
-Что такое диалог? Что бы это значило? ( Герои много разговаривают)
-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Внимательно послушайте их разговор .
(Две ученицы переодеты в костюмы лисичек.)
Разыгрывается проблемный диалог
1 лисичка: -Привет!
2 лисичка: - Привет! Как тебя зовут?
1 лисичка:- Меня зовут Лисичка-сестричка. А тебя как?
2 лисичка (удивлённо) - Как?! И меня зовут Лисичка-сестричка!
1 лисичка ( с возмущением): - Удивительно! А где ты живёшь?
2 лисичка: - Я живу в сказке Евгения Чарушина «Теремок». А ты где?
1 лисичка: - А я живу в сказке «Рукавичка»!
2 лисичка: (удивлённо) - Ничего не понимаю! Что же получается? Мы с тобой одинаковые героини разных сказок. Тогда зачем эти сказки создатели учебника напечатали для первоклассников? (уходят)
- Как вы думаете, одинаковые ли сказки предлагают для изучения авторы учебника?
- Какие цели вы ставите перед собой?
- Какую работу вы должны провести, чтобы достичь поставленных целей? (Прочитать сказку и сравнить её со сказкой «Теремок»)
- Что можно сравнить? (героев, события, чему учит сказка)
- Работа по теме урока.
а). Подготовка к чтению.
- В сказке встретятся слова, которые я вам предлагаю прочитать.
- Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.
-Прочитайте шёпотом, затем вполголоса.
Бре-дёт (спросить о значении этого слова)+ поработать с толковым словарём
Не по-вер-нуть-ся [ца]
Бро-си-лись врас-сып-ну-ю (спросить о значении
б). Первичное знакомство со сказкой.
в) . Проверка понимания прочитанного.
- Понравилась вам сказка? О ком она?
- Докажите, что это сказка?
- С чего начинается сюжет?
-Кто первым поселился в рукавичке?
- Кто был последним?
- Пустили ли звери медведя в рукавичку?
- Кто испугал зверей?
(На партах лежат листы бумаги, разделённые на 2 части, и карточки (разные по размерам) со словами (героями сказок).
(1- я часть - сказка «Теремок», 2-я часть – сказка «Рукавичка»)
- Расположите персонажей сказок по порядку с помощью карточек.
(Работа выполняется в парах , 2 ученика выполняют на доске)
- Проверим, как ребята выполнили задание.
- В чём заключалось задание? Какая была цель?
- Тебе удалось достичь поставленной цели?
-Ты справился правильно или с ошибкой?
- Справился полностью сам или с чьей-то помощью? Оцени свою работу.
- Сравните свои результаты с тем, что получилось у ребят. Какой вы можете сделать вывод? (Герои сказки похожи, но отличаются количеством и кличками).
(Учитель называет разных животных. Ребята приседают, если такие есть в сказке «Рукавичка» )
Корова, сорока, мышка, медведь, белка, лисичка, обезьяна, зайка, слон, синица ,лягушка, волк, воробей, кабан.
г). Повторное (выборочное) чтение сказки
Чтение сказки по цепочке
- Задайте друг другу вопросы по тексту.
- Можно ли эту сказку назвать сказкой-цепочкой? Почему?
-Какие ещё сказки – цепочки вы знаете? («Теремок», «Колобок»)
д). Закрепление изученного.
Игра «Найди нужный сюжет в сказке»
Учитель показывает иллюстрации, дети зачитывают нужный сюжет в учебнике)
- С какой сказкой познакомились?
- Найдите среди списка пословиц ту, которая больше подходит к сказке.
- Не учись разрушать, а учись строить.
- Сила сломит всё, а ум – силу.
- Жить – Родине служить.
- Учение – свет, а неученье – тьма.
- В тесноте, да не в обиде.
- -Чему учит сказка «Рукавичка»?
- 7. Оценка деятельности
- - Оцените свою работу на уроке.
- - Если вам понравился наш урок, поднимите одну руку, если очень - две руки, а если вы ставите нашему уроку оценку «отлично» - похлопайте!
- - Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали на уроке. Спасибо.
Предварительный просмотр:
Следующая загадка
Урок литературного чтения по программе "Школа России" в 1 классе. В процессе урока дети изучают русское народное творчество. Работают в парах, группах. Используется презентация.
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_zagadki_pesenki_poteshki.ppt | 918 КБ |
chtenie_1_kl.doc | 33.5 КБ |
kartochki.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Следующая загадка
- способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т.д.);
- формировать умение использовать различные способы получения информации, умение задавать вопросы;
- воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание придти на помощь; способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Предварительная работа : Создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми, показ детям кукольного театра «Еж и грибок», «Репка», «Колобок», драматизации русских народных сказок «Колобок», «Репка», рассматривание иллюстраций по сказке «Рукавичка», обсуждение содержания сказки, просмотр и прослушивание русской народной сказки «Рукавичка» на видео и аудиозаписях, беседа о зимней одежде (рукавичка), о жизни зверей зимой.
Материалы и оборудование : Чудесный мешочек, шапочки – маски героев сказки «Рукавичка», магнитофон, фонограммы, герои сказки «Рукавичка» на кубиках, крупный строительный материал для теремка.
Словарная работа:
Активный словарь: мышка - поскребушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок, кабан.
Пассивный словарь: жили, не тужили; рукавичка, клыкан.
Индивидуальная работа:
По конструированию с Машей И., Светой П., Петей З.
Цель - развивать творческое мышление и конструктивные навыки у детей.
Интегративный подход к организации НОД:
Создание интереса у детей:
Драматизация сказки в костюмах
Художественное слово: с тихотворения, загадки, сказка «Рукавичка».
Физминутка: Игра - имитация «Покажи образ сказочного героя»
Создание проблемной ситуации: По окончании сказки «Рукавичка» ставится проблемный вопрос детям: «Что же делать? Как нам быть? Звери остались без домика, а на улице зима». Необходимо вызвать у детей желание построить дом для зверей. Под русскую народную мелодию дети строят дом.
- Вводная часть (организационный момент, сюрпризный момент, беседа, художественное слово)
- Основная часть (дидактическая игра, вопросы детям, художественное слово, физминутка, словарная работа, игра - драматизация, создание проблемной ситуации)
- Заключительная часть (закрепление материала, использование сюрпризного момента, похвала детей, вопросы и ответы)
Ход НОД.
Воспитатель обращает внимание детей на холодную снежинку возле окна, предлагает определить, откуда она взялась. Воспитатель спрашивает у детей: в какое время года появляются снежинки? (зимой).
Находит вместе с детьми около холодного окна Зимушку-Зиму.
Зимушка-Зима : Здравствуйте, ребята! Вы догадались, кто я?
Дети ( примерные ответы ) : Зимушка-Зима!
По дорожке дети шли,
Мешочек по пути нашли,
А мешок - то не простой,
Он волшебный — вот такой!
Проводится дидактическая игра «Волшебный мешочек» (сидя на ковре).
Зимушка-Зима : Ребята, интересно, что в мешочке?
Зимушка-Зима предлагает детям определить на ощупь, что находится в мешочке. Дети определяют и говорят, что это кубики.
Зимушка-Зима : Давайте посмотрим! Это волшебные кубики, помогите мне, пожалуйста, их расколдовать.
Проводится дидактическая игра «Отгадай загадку» (сидя за столами). Зимушка-Зима просит детей загадать загадки о лесных животных (зайце, волке, лисе, мышке). Дети загадывают. Из мешочка после каждой отгадки дети достают маленький кубик с изображением отгаданного животного (театр на кубиках) и выставляют его на столе.
Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг,
по снежочку тык-тык. (Заяц)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)
Рыжая плутовка, хитрая, да ловкая,
В сарай попала, кур пересчитала. (Лиса)
Кто под полом таится, кошки боится? (Мышь)
Зимушка-Зима: Ребята, а кто догадался из какой сказки эти животные? Правильно, «Рукавичка»! Хотите превратиться в героев сказки?
Дети ( примерные ответы ) : Да!
Зимушка-Зима взмахнула волшебной палочкой. Дети надевают шапочки - маски (мышь, лиса, волк, заяц), садятся на стулья.
Ребенок-ведущий рассказывает короткое стихотворное описание героев из сказки, все вместе имитируют движения лесных зверушек (под музыкальное сопровождение).
Проводится физкультминутка – игра-имитация «Покажи образ сказочного героя».
Лиса, лисонька, лиса!
Очень хитрые глаза,
Шубка - глазки не отвесть.
«Курочек люблю поесть!»
Ходит по лесу медведь.
Если спросят, что он любит,
Скажет: «Меду бы поесть!»
Вышел зайка погулять,
Стал он прыгать и играть.
Вдруг раздался треск и щелк,
Прижал зайка ушки и прыг-скок.
Лягушка, выпучив глаза, сидит,
Не по-русски говорит.
В болоте любит жить одна,
Ловит комаров она.
Серый зубастый волк по полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
Серенькая, маленькая мышка
Под полом таится, кошки боится.
Зимушка-Зима: Молодцы, ребята. Сейчас поиграем в сказку.
Дети садятся на стульчики.
После этого проводится драматизация сказки «Рукавичка». Под русскую народную мелодию Зимушка приглашает детей-зрителей занять свои места перед сценой, а детей-артистов просит пройти на сцену.
Зимушка-Зима:
Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
- Тут я буду жить.
Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, А ты кто?
- А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!
Вот их уже двое. Бежит лисичка:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка – поскребушка да зайчик - побегайчик. А ты кто?
-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже трое сидят. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, зайчик - побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?
- А я волчок - серый бочок. Пустите и меня!
Влез и этот. Уже стало их четверо. Откуда ни возьмись, бредет кабан:
- Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка да волчок - серый бочок. А ты кто?
- А я кабан - клыкан. Пустите и меня!
Вот беда, всем в рукавичку охота.
- Тебе и не влезть!
- Как-нибудь влезу, пустите!
- Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот. Шестеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.
Зимушка-Зима вместе с детьми заканчивает сказку словами:
В рукавичке зимой
Жили звери семьей большой
Дружно жили, не тужили,
А, собачка пришла
Всех друзей разогнала.
Заключительная часть.
Зимушка-Зима: Молодцы, все с ролью справились. Снимайте шапочки - маски, и теперь вы снова ребята. Артистами ребята побывали и сказочку ребята показали. Артисты были очень хороши, похлопаем друг другу малыши!
Зимушка-Зима: Мы куда вернулись?
Дети ( примерные ответы ) : В группу.
Зимушка-Зима: А звери где остались?
Дети ( примерные ответы ) : В лесу.
Зимушка-Зима: Что же делать? Как нам быть? Звери остались без домика, а на улице зима.
Дети ( примерные ответы ) : Новую рукавичку купить. Дом построить.
Зимушка-Зима: Молодцы, правильно. Посмотрите, у нас есть кубики давайте построим дом для зверей.
Под русскую народную мелодию дети строят дом.
Зимушка-Зима: Молодцы, получился красивый и теплый дом. А давайте пригласим наших зверей, пусть живут в нем и радуются (дети заселяют дом зверятами (игрушки)).
Зимушка-Зима раздает детям приглашения-снежинки на Новогоднюю елку к Деду Морозу.
Подписи к слайдам:
“Учись читать” Чтоб умным человеком стать Учись читать, учись читать И помни: каждый ученик Не может жить без добрых книг
БУ – БЮ БА – БЯ ВУ – ВЮ ВА – ВЯ ГУ – ГЮ ГА – ГЯ ЛУ – ЛЮ ЛА – ЛЯ РУ – РЮ РА - РЯ
СКАЗКИ НАРОДНЫЕ АВТОРСКИЕ
. Как волк стал птичкой . Как дела в Ростове? . Как дьякона медом угощали . Как Иван-дурак дверь стерег . Как лиса училась летать . Как лиса шила волку шубу . Как муж отучил жену от сказок . Как мужик гусей делил . Как поп работницу нанимал . Как старик домовничал . Как старуха нашла лапоть Кашица из топора . Клад Кобылье яйцо . Коза - дереза . Козел
. Мальчик с пальчик Марья Моревна Маша и медведь . Медведь и лиса Медведь и собака . Медведь - липовая нога . Медное, серебряное и золотое царства Мена . Мизгирь . Морозко . Морока . Морской царь и Василиса Премудрая . Мотовило . Мудрая дева . Мудрые ответы . Мужик и барин . Мужик и медведь . Мужик и поп . Мужик на небе .
Терем мышки . Теремок . Терёшечка . Тини-тини , потягивай. . Топанье и ляганье Три калача и одна баранка
По-пры-гуш-ка – попрыгушка По-скре-буш-ка - поскребушка По-бе-гай-чик – побегайчик Об-ро-нил Спра-ши-ва-ет Бре-дёт Не по-вер-нуть-ся [ ца ] Под-хо-дит Ра-зор-вёт-ся [ ца ] По-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ ца ] Бро-си-лись врас-сып-ну-ю
Тема: русская народная сказка «Рукавичка»
Не учись разрушать, а учись строить. Сила сломит всё, а ум – силу. Жить – Родине служить. Учение – свет, а неученье – тьма. В тесноте, да не в обиде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели: 1. Познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»; .
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка".
Конспект урока по предмету "Литературное чтение" по теме: "Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Пояснительная записка к уроку литературного чтения по теме «Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тип урока: Открытие нового знания.Представление о .
Презентация к уроку "Литературное чтение" по теме: "Русская народная сказка "РУКАВИЧКА"Пояснительная записка к уроку литературного чтения по теме «Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тип урока: Открытие нового знания.Представление о .
Открытый урок по литературному чтению "Сказки авторские и народные. Русская народная сказка «Рукавичка».
Открытый урок по литературному чтению, в котором прослеживается связь авторских и народных сказок.
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Рукавичка» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: ознакомление с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствование навыка чтения. Планируемые результаты.
Тема: русская народная сказка «Рукавичка"
познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка» Задачи: - обучать плавному, выразительному, осознанному чтению целыми словами;- учить соотносить.
Читайте также: