Развитие речи загадки на грядке подготовительная группа
Обновлено: 04.11.2024
Продолжать учить детей составлять загадки с использованием схемы. Активизировать словарь по теме « Овощи». Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Развивать внимание, память, творческие способности.
Ход занятия.
Воспитатель: - Сейчас на место садится тот, кто назовет название любых овощей. Дети, называя овощи, садятся за рабочие места.
Воспитатель: - Сегодня на занятии нас ждет много интересных игр и заданий.
Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а название для него вы придумаете сами. Помогите мне, когда я сделаю паузу, вставьте нужные слова. (Если дети затрудняются, вместо называния овощей воспитатель показывает картинки).
В огороде … (помидор)
Взгромоздился на забор:
Будто сам он огородник!
Возмутилась тетя… (репа)
«Это глупо и нелепо»:
Крикнул дядя… (огурец):
Огорчился старый … (лук):
«Не терплю подобных штук!»
Покраснел сорванец, Устыдился, наконец,-
И скатился чин по чину
К огороднику в корзину!
Воспитатель: - Какое название вы бы дали этому стихотворению?
- Автор (Ян Бжехва) назвал его «овощи», и наше занятие тоже посвящено овощам.
- Где же нам найти овощи? (в огороде)
На доске картинки овощей.
Что же мы вырастили на нашем огороде? (Ответы детей).
Как мы ухаживали за овощами? ( поливали, пололи, рыхлили землю).
Д/и «Что изменилось». Воспитатель добавляет несколько картинок фруктов.
Воспитатель предлагает 2 детям выйти к доске. Один ребенок «собирает» в корзину овощи, другой – фрукты.
Малоподвижная игра «Наш урожай».
Собираем овощи – с трудом выдергиваем их из земли. Собираем фрукты осторожно, снимаем их с веток (во время игры заменить картинки овощей на настоящие овощи).
Дети садятся на ковер.
Д/и «Угадай на ощупь».
«Угадай на вкус».
- Что надо сделать перед тем, как сесть за стол? (вымыть руки).
- Можно ли есть овощи с грядки? (нет, их нужно вымыть)
- Все ли овощи можно есть сырыми?
Воспитатель: - На вкус овощи отличаются друг от друга. Свежие овощи очень полезны, в них много витаминов. Угощайтесь! Дети угадывают овощ на вкус.
Воспитатель: - Отгадайте на загадку.
Летом в огороде свежие, зеленые,
А зимою в бочке – желтые, соленые
Как зовут нас? (огурцы)
- У меня для вас еще один сюрприз. Многие хозяйки делают запасы овощей на зиму. (Ставит на стол банку с солеными огурцами и помидорами). Овощи в банке могут хранится долго. Сейчас мы их попробуем.
- Чем они отличаются от свежих? (ответы детей).
Воспитатель: Приглашаю я народ
Встать в веселый хоровод.
Все дети: Дружно в нашем огороде
Фрукты, овощи в народе
Все сегодня уважают.
Ксюша Мансветова: Всем известно без капусты
У тебя в кастрюле пусто.
Коль капусту позабудешь.
Есть борщи и щи не будешь.
Аня Виноргадова: Я свекла, на огороде
Я румяна и полезна
Лучше я капусты
Надя Боброва: А я спелая морковка,
Меня очень любят Саша,
Саша Фролов: Помидор я спелый, сочный.
Без томата- помидора
Плохо жить народу.
Леша Бондаренко: Лук- лучок я золотистый
Овощ самый нужный
Каждый день и в каждом доме
И в жару, и в стужу.
Виталя Дадалко: Словно солнце золотистый.
Вкусный я, но кислый- кислый.
В белый сахар окунусь
Вот тогда всем пригожусь. (Лимон)
Настя Семенова: Я- царица в огороде,
Это каждый знает.
Кто картошечку не любит,
Сема Патрушев: Я, ребята, огурец,
Я- овощ самый вкусный!
Я – огурчик – молодец
Я тоже самый вкусный.
Даша Овчарова : В огороде овощам
Я в ненастную погоду
Заменю вам солнышко.
Андрей Кудайкин: Рыжий, рыжий колобок.
А внутри – полезный сок.
Нет вкусней меня на свете –
Любят взрослые и дети.
Никита Николаев: Укроп до осени растет.
Он в доме целый год живет.
Нет ненужных овощей
На большой планете всей.
Все дети: Дружно в нашем огороде
Фрукты , овощи в народе
Все сегодня уважают.
Дидактическая игра «Овощи – фрукты»
Положить овощи в корзинку, а фрукты – на поднос.
Воспитатель: - Вот какой у нас дружный хоровод. Что мы сложили в корзинку? ( Овощи )
А теперь загадки об овощах мы составим сами.
Дети составляют загадки с опорой на схему.
Мы за партами сидим
И морковкою хрустим.
Кто морковку кушать любит
Тот всегда здоровым будет.
Здоровья, силы набирайтесь.
В конце занятия дети рассматривают выставку поделок из овощей и фруктов « Щедрые дары Осени», приготовленную совместно с родителями.
Загадки детей
Этот овощ желтого цвета, с зеленым хохолком. Овощ овальной формы, маленький. Этот овощ в сказке вытянули дедушка, бабушка, внучка, Жучка, кошка и мышка. (Репа).
2. Этот овощ красного цвета, когда поспеет. Он круглый. Может быть и большим и маленьким.
Может расти в теплице, а может на грядке на улице. Из него можно сделать салат, а можно, как мама, его посолить в банке на зиму. ( Томат)
3.Этот овощ оранжевого цвета. Он похож на треугольник. Этот овощ большой. Сам растет в земле, а сверху зеленая кудрявая косичка. Его можно есть сырым, а можно добавлять в борщ и в салат. Этот овощ очень любят есть кролики и зайчата.(Морковь)
4.Этот овощ может быть зеленым, а если уже переспел – тогда он желтеет. Бывает круглым и овальным. На вкус хрустящий. Растет в теплице или на грядке. Можно есть свежим в салатах, а можно посолить на зиму. ( Огурец ) .
5.Этот овощ оранжевого цвета. Похож на треугольник, но иногда бывает овальным. Осенью вырастает большим. Растет на грядке – нос в земле, а хвост- на улице.Хвост-зеленый и кудрявый. Можно есть свежим, только вымыть и почистить, а можно добавлять в разные блюда и варить. Я этот овощ очень люблю. (Морковь )
6.Этот овощ коричневого цвета. Он большой , может быть круглым и овальным.Он растет из-под земли, а сверху зеленый кустик.Из него можно приготовить много разных блюд.(Картофель)
7. Этот овощ оранжевого цвета, похож на треугольник.Сверху хохолок , как петрушка.Я люблю его помыть, натереть на терке и есть с сахаром.( Морковь)
8.Этот овощ фиолетового цвета.Он похож на круг, у него снизу хвостик. Асверху зеленая косичка.(Свекла )
Следующая загадка
Воспитательные. Воспитывать умение детей слушать своего товарища. Воспитывать культуру поведения на занятии, в гостях. Воспитывать культуру речи.
Образовательные. Формировать грамматический строй речи. Учить употреблять глагол надеть. Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. Учить составлять описательный рассказ-загадку об овощах по схеме. Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Упражнять в образовании прилагательных от существительных. Закрепить обобщающее понятие овощи.
Коррекционно-развивающие. Развивать силу голоса и речевое дыхание детей. Развивать логическое мышление, воображение при отгадывании загадок. Закреплять правильное произношение поставленных звуков в речи детей. Развивать умение координировать слова текста с действиями.
Предварительная работа. Игры на развитие силы голоса и речевого дыхания. Составление загадок-описаний о фруктах, ягодах, грибах. Дидактические игры на закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Дидактические упражнения на совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы.
Материал. Предметные картинки с изображением одежды.Игрушки из театра бибабо: бабушка, собака. Кастрюльки и тарелочки с лежащими в них картинками овощей. Схема составления описательных рассказов об овощах.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
В. – Сегодня, дорогие ребята, нас ждут интересные встречи и увлекательные игры. Для того, чтобы пойти в гости, нам с вами надо будет одеться. Какое сейчас время года? (Осень.) Значит, какую одежду мы будем надевать? (Осеннюю.)
Дидактическое задание «Оденемся на прогулку». У каждого ребенка предметная картинка с одним из видов одежды.
В. – Послушайте,как надо будет говорить: «Я надену осенние сапоги». Далее дети составляют предложение со своим видом одежды. (Я надену осеннюю шапку. Я надену осеннее пальто и т. д.)
В. – Все тепло оделись? Мы пойдем с вами в гости к бабушке Клаве, у нее есть чудесный огород. А что растет в огороде? (Овощи.)
Дом и огород бабушки Клавы сторожит пёс Барбос. Он вовсе не злой, а очень добрый и любит играть с детьми. А вы хотите поиграть с Барбосом?
Дидактическое задание «Разговор с Барбосом».
В. – Здравствуй, Барбос! Дети, поздоровайтесь.
Б. – Здравствуйте, ребята! А знаете, я не только умею сторожить, но и считать тоже умею! Вот спросите, сколько у меня хвостов, я отвечу.
В. – Барбос, сколько у тебя хвостов?
Далее дети спрашивают по образцу про нос, глаза, уши, рот, лапы. Барбос не дает ответа, пока дети не составят правильную форму существительного.
В. – Теперь, после того, как мы поиграли с Барбосом, давайте познакомимся с бабушкой Клавой.
Б. К. – Здравствуйте, ребята!
- Как я рада, что вы пришли ко мне в гости!Сейчас я вам расскажу одну очень интересную историю: «Завелась у меня в огороде злая муха и все время жужжала. Как? (Дети голосом изображают злую муху.) Как-то прилетела добрая муха (дети изображают) и спрашивает злую, чего та всё время злится? Предложила ей вместе играть, летать, чтобы стало веселее. Стали они летать. Полетели далеко в поле (дети изображают: «ж-ж-ж» тихо, вернулись назад (ж-ж-ж громко, опять полетели в поле (ж-ж-ж тихо, и совсем улетели (ж-ж-ж смолкает)».
Вот как хорошо мы с вами поиграли!
В. – Ребята, а давайте поможем бабушке Клаве в огороде!
Физминутка «В огороде».
Иван, Иван, Наклоны вперёд-вниз, обеими руками вырыва-
Вырывай бурьян, ют воображаемые сорняки, выбрасывают их в
Чтоб росла редиска,Имитируют посев семян: из левой ладошки
Чтоб росла морковка, правой рукой берут «семечко» и «втыкают» его
Зеленел лучок – в землю.
Не ленись, дружок! Имитируют работу граблями.
Чтобы была репка Выпрямляются.
Сладкая и крепкая, Гладят живот правой рукой, сгибают руки в
локтях к плечам.
Чтоб капусты кочанок Руками изображают круг и растягивают его в
Рос в большущий чугунок. Стороны, делая большим.
Б. К. – Молодцы, ребята, а теперь пойдёмте обедать.
Дети делятся на две подгруппы: у одной в кастрюльках картинки с овощами, у другой – тарелочки с картинками овощей.
1 подгруппа. «Обед из овощей».
В. – Ребята, вы должны сказать, какой у вас суп. Послушайте,как: «У меня суп из гороха – гороховый суп».Далее дети: «У меня суп из свёклы – свекольный суп. У меня суп из картофеля – картофельный суп. И т. д.» (Овощи: лук, морковь, тыква, капуста.)
2 подгруппа. «Загадки об овощах – что добавили в салат?»
В. – Ребята, вы должны составить описательный рассказ-загадку, а делать это вы будете с опорой на схему. (Краткое объяснение и пояснение.)Отгадывающие дети при ответе произносят фразу: «В салат добавили… (огурец, помидор, перец, капусту, чеснок)»
Б. К. – Молодцы, ребята, вы всё правильно сделали. Мне было приятно с вами повидаться. Приходите ко мне ещё!
В. – Давайте поблагодарим бабушку Клаву. А сейчас нам надо возвращаться с вами в детский сад.
Публикации по теме:Для чего обучать детей слушанию? Детей необходимо обучать слушанию! Умение внимательно слушать собеседника в будущем обязательно отразится не только на успеваемости в школе,.
Следующая загадка
учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
продолжать учить выделять звук «Р» в начале, середине и конце слова;
упражнять в умении составлять схему слова;
закреплять правильное произношение звука «Р»;
Развивающие задачи:
Активизировать названия овощей. Закрепить обобщающее понятие «овощи»;
Развивать навык творческого рассказывания, умения строить предложение из 4-6 слов;
Воспитывать товарищеские чувства – внимательно слушать друг друга, не перебивать.
Формировать навык активного контроля и результатов своей деятельности.
Материалы для занятия
Картинки с изображением различных овощей и фруктов
Собака из театра бибабо
Игрушка-бабушка из театра бибабо
Конверты с фишками красного, синего и зеленого цветов для выкладывания схемы слова;
Демонстрационный материал для выкладывания схемы слова;
Кастрюльки, горшочки и вазочки из картона с нарисованными на обратной стороне овощами и фруктами.
Следующая загадка
Закрепить обобщающее понятие «Овощи» . Учить выкладывать схему слов. Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Учить выделять звук «р» , «рь» в словах. Закрепить знание о звуках (гласные, согласные, звонкие, твердые, мягкие) .
Образовательная область «Коммуникация»
Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопросы, строя предложения из 4-5слов. Совершенствовать монологическую речь. Учить точно, подбирать слова, устанавливать признаки и делать выводы.
Учить детей понимать образный смысл загадок .
Закреплять правильное произношение звука «р» , «рь» в словах.
Развивать логическое мышление
Образовательная область «Труд» «Безопасность»
Развивать навыки работы со столовыми приборами (ножом) .
Воспитывать умение работать в подгруппе , умение договариваться между собой.
Воспитывать трудолюбие, желание трудиться в коллективе, доводить начатое дело до конца.
Оборудование : Картинки с изображением различных овощей. Игрушечная собака или собака из театра бибабо. Игрушка-бабушка из театра бибабо. Схема для определения характеристик звука. Круги красного, синего цветов для выкладывания схемы слова (для каждого ребенка, и большого размера для работы на доске) . Кастрюльки, горшочки, вазочки из картона, на тыльной стороне которых нарисованы овощи и фрукты.
Предварительная работа : Беседы на темы «Во саду ли в огороде» , К. Г. Н. (правила культуры поведения во время еды, пользование столовыми приборами). Рассматривание картинок, иллюстраций. Чтение стихотворений, загадывание загадок .
Содержание образовательной деятельности
Вос-ль : Ребята, давайте поприветствуем гостей (дети здороваются) и весело поздороваемся друг с другом.
-Добрый день! Прочь усталость, грусть и лень. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!
Ребята, послушайте стихотворения, которое написал польский писатель Ян Бжехва и придумайте к нему название. Прошу вас помочь мне, вставляя нужные слова, когда я сделаю паузу.
(во время чтения вос-ль вместо названия овощей показывает картинки) .
Взгромоздился на забор :
Будто сам он огородник!
«Это глупо и нелепо!»
Крикнул дядя… огурец
«Безобразник! Сорванец!»
«Не терплю подобных штук!»
И скатился чин по чину
К огороднику в корзину!
-Так какое же название вы бы дали этому стихотворению? ( «Овощи» , «Разговор овощей» и т. д.)
Писатель Ян Бжехва назвал его «Овощи» . Я предлагаю вам устроить настоящий овощной праздник. Где же нам найти овощи? Я предлагаю съездить в деревню. Там живет одна моя знакомая бабушка Мария. У нее прекрасный участок, где растет много овощей. Как по- другому назвать этот участок? Правильно у бабушки Марии прекрасный огород.
Дом и огород бабушки Марии сторожит пес Барбос. Он не злой и очень любит играть с детьми. А вы хотите поиграть с Барбосом?
Барбос (игрушка бибабо) : Ребята, я не только огород и дом сторожить умею, я еще умею считать. Вот спросите у меня : «Барбос, сколько у тебя хвостов? - и я отвечу» .
Вос-ль : Барбос, сколько у тебя хвостов?
Барбос : У меня один хвост. А теперь спросите про нос (про уши, глаза, рот, лапы)
Барбос отвечает на вопрос до тех пор, пока ребенок не образует правильную форму.
Вос-ль : Давайте теперь познакомимся с бабушкой Марией.
Бабушка Мария (игрушка бибабо) : Здравствуйте, ребята. Зачем ко мне пожаловали? За овощами? Что ж, тогда отгадайте мои загадки . ( загадывает загадки про овощи 7-8 )
Вос-ль задает вопросы к каждой загадке : Как вы догадались, что загадка о картошке ? Какое образное выражение используется для описания капусты? По каким признакам мы узнаем в
этой загадке лук ? Какие слова сравнения позволили вам быстро разгадать загадку ?
Дети садятся за столы
Вос-ль : Ребята, послушайте внимательно : «помидор-р-р, огур-р-р-цы, кар-р-р-тошка» . Какой звук я выделила в названии овощей? Правильно, это звук «р» . Какой это звук? Дайте характеристику звуку. Он гласный или согласный? Почему?
Звонкий или глухой? Мягкий или твердый?
С помощью схемы дети определяют, что звук «р» согласный (синий круг, звонкий (колокольчик, твердый (деревянный брусок) .С помощью еще одной схемы дети дают хар-ку звуку «рь» .
Вос-ль : А теперь давайте посмотрим, в названии каких овощей и фруктов есть звук «р» .
Вывешиваются картинки с изображением помидора, гороха, моркови, укропа, петрушки, репы, смородины, груши, перца.
-Выберите слова, в которых звук «р» мягкий. Где он в середине слова, в конце слова.
-А теперь покажите бабушке Марии, как мы с вами умеем каждое слово не только произносить, но и выкладывать с помощью разноцветных кружков.
Я предлагаю вам составить схему слова «горох» .
Дети определяют, что в слове горох три согласных звука и два гласных.
«г» -согласный твердый звук (синий круг)
«о» -гласный звук (красный круг)
«р» -согласный звук (синий круг)
«о» -гласный звук (красный звук)
«х» -согласный твердый звук (синий круг)
Каждый ребенок выкладывает схему на своем рабочем месте, одного из детей приглашают к доске
Бабушка Мария : Вот так чудеса! Я и не знала, что так можно слова изображать. Ну что ж, загадки вы разгадали быстро и овощи на картинках узнали. Теперь очередь за мной. Я для вас тоже приготовила угощение из овощей. Разбирайте кастрюльки. В них я приготовила суп. Скажите, какой суп в ваших кастрюльках?
Вос-ль (показывает пример) : У меня на кастрюльке нарисован горох, значит в кастрюле суп из гороха- гороховый суп.
Дети образуют прилагательные : картофельный, томатный, луковый (суп) ит. д.
Бабушка Мария : А теперь принимайтесь за второе. В горшочках-рагу из овощей. Скажите, какое у вас рагу? Рагу из моркови - морковное рагу,из картофеля –картофельное и т. д.
Вос-ль : Ребята вы все сделали правильно. Нам пора в детский сад.
Бабушка Мария : Ребята, я собрала вам овощи, сварила их, хотела приготовить вкусный салат из овощей.
Вос-ль : Спасибо, бабушка Мария,давайте мы попробуем сами приготовить салат.
Вос-ль берет овощи и раскладывает их на столы.
Дети делятся на группы (каждый ребенок берет по одной картинке, и группируются : морковь, огурцы, картофель, свекла, лук) .
-У кого картинка морковь, режут морковь, у кого свекла, режут свеклу и т. д.
-Ребята, давайте помоем руки и будем готовить салат из овощей. Как он называется? Правильно винегрет. По ходу вос-ль напоминает детям о правилах безопасности обращения с ножом.
Под музыку дети готовят винегрет. Нарезанные овощи высыпают в салатницу. Вос-ль заправляет салат солью и подсолнечным маслом.
Ход занятия:
Введение в занятие
Педагог. Ребята, сегодня нас ждут интересные встречи и увлекательные игры. А начать наше занятие я хочу со стихотворения Я. Бжехвы. Стихотворение я вам прочту, а вот название для него вы придумаете сами. Прошу вас мне помочь, вставляя нужные слова, когда я сделаю паузу.
Во время чтения стихотворенияпедагог вместо называния овощей показывает картинки:
В огороде… помидор
Взгромоздился на забор:
Притворяется негодник,
Будто сам он огородник!
Возмутилась тетя …репа:
«Это глупо и нелепо!»
«Безобразник! Сорванец!»
«Не терплю подобных штук!»
И скатился чин по чину
К огороднику в корзину».
Педагог. Какое название вы дали бы этому стихотворению? («Овощи», «Разговор овощей»). Ян Бжехва назвал его «Овощи». Вот и наше занятие сегодня посвящено овощам. Я предлагаю устроить настоящий овощной праздник. Где же нам найти овощи? Правильно, отправимся в огород. У меня есть знакомая бабушка Клава, у нее прекрасный участок, где растет много овощей.
Разговор с Барбосом
Педагог. Дом и огород бабушки Клавы сторожит пес Барбос. Он вовсе не злой, а очень добродушный и любит играть с детьми. А вы хотите поиграть с Барбосом?
Барбос (игрушка бибабо): Ребята, я не только дом и огород умею сторожить, я еще умею считать.Вот спросите меня: «Барбос, сколько у тебя хвостов?» - и я отвечу.
Педагог. Барбос, сколько у тебя хвостов?
Барбос. У меня один хвост. А теперь спросите про нос.
Педагог предлагает спросить одному из детей. Далее детям предлагается спросить про уши, про брови, глаза, рот, щеки, лапы, носки, ботинки и т. п. Барбос не отвечает на вопрос до тех пор, пока ребенок не образует правильную форму.
Загадки бабушки Клавы
Педагог. Теперь давайте познакомимся с бабушкой Клавой. (Педагог показывает детям игрушку «бабушка» из театра бибабо и далее разговаривает от лица бабушки Клавы).
Б. Клава. Здравствуйте, ребятки, зачем же вы ко мне пожаловали? За овощами? Что ж, тогда отгадайте мои загадки.
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла,
Ты посоли ее немножко.
Ведь, правда, вкусная?. (Картошка)
Педагог. А как вы догадались, что загадка о картошке? О каком еще овоще говорят, что он рассыпчатый? Конечно, только о картошке.
Летом в огороде свежие, зеленые,
А зимою в банке хрустящие, соленые.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас? (Огурцы)
Микробов он сбивает с ног.
Ну а зовут его… (Чеснок)
В сарафанчик свой зеленый,
Завила оборки густо.
Узнаешь ее?. (Капуста)
Педагог. Какие образные выражения используются в этой для описания капусты?
Нужнее всех из овощей
Для винегретов и борщей
Для урожая нового
Красавица бордовая. (Свекла)
Педагог. Как вы поняли, что загадка о свекле? Какой еще овощ имеет бордовый цвет? (Редис) Из каких еще овощей, кроме свеклы, делают винегрет?
Все узнают молодца,
Что растет на грядке:
Он побольше огурца,
Толстый он и гладкий,
Тоже держится за плеть.
Приходите посмотреть! (Кабачок)
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Всех до слез доведу. (Лук)
Педагог. По каким признакам мы узнали в этой загадке лук?
Привязан кустик к колышку,
На кустике – шары.
Бока подставив солнышку,
Краснеют от жары. (Помидоры)
Педагог. Какие слова, сравнения позволили вам быстро разгадать загадку?
Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Динамическая пауза «Огородники»
Играет музыка, дети совместно с педагогом «готовят» грядку к посадке, сажают семена, поливают, растения всходят, тянутся к солнышку. Все слова сопровождаются действием, обыгрываются.
Педагог.А теперь внимательно слушайте: «помидор-р-р», «р-р-редис», «кар-р-р-тошка». Какой звук я выделила в названии овощей? Правильно, это звук «Р». Какой это звук, согласный или гласный? Правильно, согласный, в его произнесении участвует не только голос, но еще и зубы и губы.
(Педагог демонстрирует и объясняет правильную артикуляцию звука «р»).
Дети показывают фишку синего цвета.
Педагог. Давайте посмотрим, в названии каких овощей есть звук «р».
На наборном полотне выставляются картинки с изображением овощей: помидора, гороха, моркови, укропа, петрушки, редиса, репы, редьки, перца, а также овощи, в названии которых нет заданного звука. Дети выбирают и называют нужные овощи, дошкольники старшей подгруппы определяют также и положение звука в слове (начало, середина, конец слова)
Педагог. А теперь старшие ребята покажут бабушке Клаве, что мы умеем каждое слово не только произносить, но и выкладывать с помощью фишек разного цвета. Я предлагаю составить схему слова «горох».
Детям младшей подгруппы в это время предлагается выбрать из предложенных картинок любой овощ и аккуратно раскрасить его.
Дети старшей подгруппы составляют схему слова, определяют, что в слове три согласных и два гласных звука.
Дети работают в парах, выкладывают схему на своем рабочем месте, один у доски.
Бабушка Клава. Вот так чудеса! Я и не знала, что слова можно вот так изображать. Ну что ж, и загадки разгадали быстро, и овощи на картинках узнали. Теперь очередь за мной. Я приготовила вкусное угощение из овощей и фруктов.
Обед из овощей и фруктов
Бабушка Клава. Усаживайтесь за стол. Разбирайте кастрюльки. В них я приготовила суп. Скажите, какой суп в ваших кастрюльках?
Педагог (показывает образец): У меня в кастрюльке нарисован горох. Значит, в кастрюле суп из гороха – гороховый суп.
Дети образуют прилагательные: суп из картофеля – картофельный суп, суп из свеклы – свекольный, суп из капусты – капустный суп, суп из лука – луковый суп, суп из помидоров, или томатов – томатный суп, суп из овощей – овощной суп.
Бабушка Клава. А теперь принимайтесь за второе. В горшочках – рагу из овощей. Скажите, какое вы будете есть рагу?
Рагу из моркови – морковное рагу, рагу из свеклы – свекольное, рагу из картофеля – картофельное, рагу из кабачков – кабачковое, рагу из капусты – кпустное, рагу из тыквы – тыквенное, рагу из гороха – гороховое, рагу из овощей – овощное.
Бабушка Клава. А на сладкое – пастила из фруктов. Она в вазочках. Угощайтесь! Какая у вас пастила?
Пастила из яблок – яблочная пастила, пастила из груш – грушевая, пастила из вишни – вишневая, пастила из слив – сливовая, пастила из клубники – клубничная, пастила из смородины – смородиновая. Пастила из черной смородины – черносмородиновая и т. п.
Педагог. Дорогие ребята, вы все сделали правильно, нам остается поблагодарить бабушку Клаву и вернуться в Малышкину школу.
Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики
Большой и указательный пальцы правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы согнуты и прижаты к ладоням.
Репка – соединены ненапряженные пальцы.
Свекла – напряженные пальцы.
Морковь – максимально напряженные пальцы.
Необходимо чередовать напряжение пальцев с расслаблением (репка – свекла – морковь - свекла и т. д.)
Эй, ребята, не зевай!
С этой грядки – репку,
С этой грядки – свеклу,
Здесь возьмем морковку.
Положили? И опять
Здесь возьмем морковку,
За морковкой – свеклу,
А теперь и репку,
Что сидит так крепко.
Положили? И опять
Хоть и пальчики устали,
Урожай мы весь собрали.
Упражнение повторяется несколько раз.
Рассказы из личного опыта детей
Педагог. Знаете, ребята, после нашего путешествия, мне вдруг вспомнился свой огород, где я тоже выращивала со своей дочкой овощи. Я расскажу вам.
Около дома у нас большой огород. В огороде есть грядки с капустой, свеклой, кабачками, огурцами. Моя дочка сделала маленькую грядку и посадила на нее морковь. Все лето мы ухаживали за овощами, поливали их, пропалывали, рыхлили. Дочка тоже с удовольствием трудилась, ухаживала за своей грядкой. Поэтому осенью мы собрали богатый урожай овощей. Дочь очень радовалась, что морковь на ее грядке выросла крупная, сочная.
Она пригласила своих друзей и приготовила для них картофельное пюре и морковные котлеты. Гостям очень понравилось угощение!
- Расскажите и вы про свой огород. Сначала расскажите, какие овощи растут на вашем огороде. Потом расскажите, кто за ними ухаживает и как, помогаете ли вы своим родителям. Закончите рассказ тем, какой был урожай в этом году, блюда из каких овощей или фруктов вы пробовали.
Выслушиваются рассказы 2-3 детей, остальные дети рассказывают в свободное время.
Итог занятия.
Публикации по теме:Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание. Программное содержание. Обобщить знания детей по обучению грамоте.
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие от А до Я» Цели и задачи: 1. Обобщить и закрепить у детей знания, полученные ранее: умение проводить звуковой анализ слова, составлять предложения.
Конспект итоговой ОД по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе Тема: «Задания доброй Феи. Звук, слог, слово, предложение». Программное содержание: закрепление и обобщение полученных детьми знаний..
Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте и развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Весёлая прогулка» Цель: выявить уровень знаний детей за учебный год. Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о составе речи (звук, слог, слово,.
Конспект ООД по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логогруппе «Звук [П]» Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической.
Конспект занятия НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе Автор: Блажеева Екатерина Цель: Закрепление ранее полученных.
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе Автор: Блажеева Екатерина Владимировна, МАДОУ ЦРР д/с N 105 г. Калининград Цель: Закрепление ранее полученных знаний. Задачи:.
Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Путешествие в волшебную страну «Азбуки» «Путешествие в волшебную страну «Азбуки». Цель: Актуализация словаря по изучаемой теме. Развитие связной речи. Совершенствование звукового.
Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) «Знакомство с буквой «Л» и звуком [Л]» Тема: Знакомство с буквой и звуком «Л». Цели: Познакомить детей со звуком «л», «ль», буквой «л», научить характеризовать звук «Л» Закреплять.
Методическая разработка итогового занятия за год по развитию речи. Подготовка к обучению грамоте. Подготовительная группа Методическая разработка итогового занятия за 2015 - 2016 учебный год в подготовительной к школе группе по развитию речи. Раздел: Подготовка.
Читайте также: