Примеры воображения в загадках

Обновлено: 17.05.2024

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть. С репродуктивным воображением связано направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм.

Теперь про примеры воображения в произведениях народного творчества.

По-моему, все животные, говорящие человеческим голосом- пример продуктивного воображения в сказках: золотая рыбка, щука, звери из "Колобка", "Трех медведей" и ещё тысячи народных сказок. Все чудеса (скатерть-самобранка, шапка-невидимка, живая-мертвая вода, летучие корабли, сапоги-скороходы и т. д.) . Всякие волшебные превращения человека в лягушку, в красавицу, воскрешение из мертвых, наделение всякими необычными способностями людей (ударился оземь- обернулся белым лебедем и т. д.) - всё это активное воображение

Следующая загадка

Зачеркни все гласные красным карандашом. Посчитай гласные, сравни с результатом прошлого упражнения.

Прячет ус во рту,

Растянулся на версту. (Кит)

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

А лаптей не плетет. (Коза)

Не усат, а бородат,

И сердит на ребят,

Но не дедушка он все же.

Угадайте, дети, кто же? (Козел)

Во дворе поставлен дом,

На цепи хозяин в нем. (Конура и собака)

Я копытами стучу,

Я скачу, скачу, скачу.

Грива вьется по ветру.

Ты плохо жил бы, человек!

Но в век машины и мотора,

Боюсь, в отставке буду скоро. (Конь)

День жует и ночь жует:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. (Корова)

Молоко дает. (Корова)

Без расчески причесался

И умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады. (Кот)

Этот зверь живет лишь дома,

С этим зверем все знакомы,

У него усы как спицы,

Он, мурлыча, песнь поет,

Только мышь его боится.

Угадали? Это . (кот).

Задремлю я и пою

Песенку тебе свою.

Но когда я на охоте —

Неленивый я в работе. (Кот)

Выгнул спинку он дугой,

Замяукал. Кто такой?

Вот и вся зарядка. (Кот)

А с водой не знается. (Кошка)

Даже по железной крыше

Ходит тихо, тише мыши.

На охоту ночью выйдет,

И как днем все видит.

Часто спит, а после сна

Умывается она. (Кошка)

И сказки говорит,

На охоту ходит. (Кошка)

В реках Африки живет,

Злой зеленый пароход.

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит. (крокодил).

По реке плывет бревно —

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит. (крокодил).

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, грызет морковку. (Кролик)

Чей пух на фуфайки,

На шапки, перчатки

Идет вам, ребятки? (Кролик)

Я, друзья, подземный житель,

Землекоп я и строитель.

Землю рою, рою, рою,

А потом построю дом

И живу спокойно в нем. (Крот)

В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видывал солнца. (Крот)

Под землею коридоров,

Переходов целых сто!

Там сидит хозяин в черном

Меховом своем пальто. (Крот)

Шел-шел без дорог,

Где шел — там и лег.

До весны пролежал,

А весной побежал. (Снег)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (Поезд)

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (Крапива)

Найди и зачеркни синим карандашом все буквы И.

Проверь себя, сколько букв пропустил с первого прочтения, сравни с прошлыми результатами.

Наша тетушка игла

Строчку по полю вела.

Строчка в строчку,

Строчка в строчку —

Вашей дочке. (Швейная машина)

Без крыльев летят,

Без паруса плывут. (Облака)

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. (Мел)

Мой хвост не отличишь от головы,

Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем — не найдем. (Роса)

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Ростом мал да удал,

От меня ускакал.

Хоть надут он всегда,

С ним не скучно никогда. (Мяч)

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Ставни заколочены. (Колос)

Крикунья хрипловатая. (Ворона)

Висит за окошком

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька)

Его мы с весною встречаем,

У нас он родился и рос.

Вчера из далекого края

Нам песенку в клюве принес. (Скворец)

В этом домике жильцы —

Все умелые пловцы. (Аквариум, рыбки)

Встанут в ряд — заговорят. (Буквы)

Умрет — ревет. (Снег)

Зачеркни все гласные красным карандашом. Посчитай гласные, сравни с результатом прошлых упражнений.

Летом выросло на грядке

Золотое солнышко. (Подсолнух)

Что же это за девица —

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (Елка)

Дядя Хлыст и тетя Нить

Простачков пошли ловить.

Пригласили червячков. (Удочка)

Он и ухо, он и рот,

Номерок кто наберет,

Круг послушно повернется,

Он тотчас же отзовется. (Телефон)

Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот,

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «Ту». (Пылесос)

Раздели слова на слоги.

В лесу у пня суетня, беготня,

Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи)

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

А достать не может. (Луна)

Он и сочен и душист,

А снаружи золотист. (Апельсин)

Что за колобок с иголками

Бежит под соснами и елками? (Ежик)

Синий мундир, желтая подкладка,

А в середине сладко. (Слива)

Явился в желтой шубке —

Прощайте две скорлупки. (Цыпленок)

Загадки для коллективного ответа

Прочитайте загадки друг другу по парам, затем зачеркните гласные.

Следующая загадка

Для начала, давайте узнаем Ваш уровень воображения.

Для этого пройдем тест. (Приложение №1)

2. Теоретическая часть

Загадки – неотъемлемая часть детства. Любой из нас помнит и лампочку - “грушу, которую нельзя скушать”, и ножницы, у которых “два конца, два кольца, посередине гвоздик”.

Загадка - один из древнейших жанров устной народной поэзии.

Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающими педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении для ума» говорил К. Д. Ушинский.

В настоящее время загадкитакже широко используются в общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на педагогических мероприятиях, в экспериментальной, свободной и игровой деятельности ребенка.

Они приобщают детей к русской народной культуре, побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию, развивают речь детей, помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле, способствуют развитию психических процессов (память, внимание, мышление творческое воображение).

Последнее время все чаще говорят о приобщении детей к истокам русской культуры, так как долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным. Не воспитывалось отношение к народному искусству, как к национальному достоянию. Изучение происхождения загадок, как малой формы русского народного фольклора, ее видов позволит дошкольникам приблизиться к народной культуре.

Также загадка знакомит ребят с радостью мышления, направляет внимание на предметы и явления и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, развивает логику мышления и силу воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, является очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии. Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой, связанной с природой художественного образа, знакомит детей с радостью открытия. Загадка – вид устного народного творчества,там же определяется ее сущность: «вопрос или задание, которое требует разгадки».

Выделяют два основных признака загадки с позиции ее педагогического исследования в педагогических мероприятиях с дошкольниками.

Во – первых, главным жанровым признаком загадки является требование отгадать ее. Это стимулирует мыслительную активность, интересует детей, вызывает их интерес, желание.

Во – вторых, основными языковыми особенностями являются яркость образов, их описательность.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

В результате полученных знаний загадка начинает восприниматься не только как задачка, требующая точного ответа. Ребенок учиться ценить изящество, юмор, неожиданность сравнения. Он «с легкостью включается в игру поиска собственных метафор, что доставляет радость, ставит ребенка в положение первооткрывателя, раскрепощает мысль».

Таким образом, загадка,как малая форма фольклора по своему жизненному назначению: носит обучающий характер, способствует развитию мыслительной деятельности человека, несет духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам русской культуры.

Играя с детьми в игру «Угадай-ка», направленную на формирование умений отгадать загадку и объяснить отгадку, у них появилось желание придумать свои собственные загадки. Первые попытки придумать свои загадки стали не успешными. Дети пришли к выводу, что не умеют самостоятельно, без помощи взрослых сочинить загадки, которые можно загадывать детям и взрослым.

3. Практическая часть.

Вот и для Вас я сегодня приготовила загадку, которую мы с Вами отгадать.

(Сценарий занятия «Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь», приложение №2)

4. Заключительный момент.

Молодцы! Мы хорошо с Вами потрудились.А в заключение я Вам приготовила последнее задание: «Дорисуй картинку» (Приложение №3) ., для того чтобы посмотреть ещё и Ваши творческие способности. Анализ рисунков.

- Спасибо, за того что Вы сегодня пришли! А чтобы вы не забыли о нашей встрече,я вам подарю памятки : «Роль загадки в развитии ребенка» (Приложение №4)

Тест «Определение уровня воображения».

Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо «да», либо «нет».

Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая – отрицательный.

1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1)

2. Часто ли вы скучаете? (1, 2)

3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя! (1, 0)

4. Инициативны ли вы на работе, в школе? (2, 1)

5. «Широко» ли вы пишете, много ли занимаете места на бумаге? (1, 0)

6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды? (2, 1)

7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (0, 1)

8. Слушая музыку, представляете ли вы какие либо образы, связанные с ней? (1, 0)

9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1)

10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0)

11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0)

12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь, смотря кино? (1, 0)

Итак, подсчитайте очки.

14-17-очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.

9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.

5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако, немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

Знакомство с загадкой. Самостоятельное отгадывание.

Загадка: «Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь?»

Что надо учитывать, когда отгадываешь загадку?

Это называется условием загадки.

Какое условие у нашей загадки? (условие загадки фиксируется на доске, для дошкольников лучше фиксировать в виде рисунка-схемы)

– Назовите свои варианты отгадки

Как же нам разобраться, какие отгадки подходят, а какие нет?

Проверка версий детей.

Давайте проверим ваши версии. Является ли отгадкой мяч?

По размеру, можно сказать, что он маленький?

Значит не мяч, а мячик.

По форме мячик кругленький?

А за хвост его поймаешь?

Можем мы принять эту отгадку?

Какие условия нарушены?

– Какой вариант, из предложенных вами, похож на вариант мяч?

В чем их схожесть?

Давайте проверим следующую отгадку.

Подходит эта версия?

Проверяем версию кошка. Походит эта отгадка?

Таким образом, отвергаются все версии, меняющие хотя бы одно условие.

Давайте проверим версию колобок.

Соблюдаются условия загадки?

Колобок – это реально существующий герой?

Проверяем версию мышка.

А почему ее за хвост не поймаешь?

Принимаем эту версию? Почему?

Какие еще варианты подходят под эту идею – быстрый, ловкий?

Объясните, почему вы так считаете.

Версии, имеющие другие идеи.

Условие загадки соблюдается?

– А почему его не поймаешь за хвост?

– Значит, ежика не поймаешь, потому что это опасно, а кто еще подходит под эту идею – опасно?

А разве змея маленькая и кругленькая?

Проверяем следующую версию. Клубок.

Условие загадки соблюдается?

Значит, клубок не поймаешь, потому, что взяв за нитку, сам клубок не возьмешь.

Остался еще один, предложенный вами вариант – солнце.

Проверяем версию на соблюдение условий загадки.

А, что можно считать его хвостом? Принимаем эту версию?

Какие еще варианты подходят под эту идею – не могу схватить из-за того, что очень далеко.

Удалось нам решить задачу?

Сколько идей у нас получилось и какие версии им соответствуют?

то, что в ней говорится…

за хвост не поймаешь…

Варианты отгадок детей:

Мяч, яблоко, колесо, шарик, лимон, груша, кошка, мышка, зайчик, рыбка, птичка, колобок, солнце, клубок ниток, ветер, ежик, змея…

надо смотреть на условие и сравнивать его с отгадкой

мяч может быть большим, мячик – маленький

да, мячик круглый

нет, у мячика нет хвоста

не все условия выполняются

было нарушено условие – маленький, но мы, изменили на мячик и это условие стало соблюдаться, не соблюдается третье условие – у мячика нет хвоста. Поэтому мячик не подходит.

и мяч, и колесо – круглые по форме, но по размеру не маленькие и нет хвоста

Лимон (груша)

Нет, лимон по форме не круглый.

Нет. Кошка не маленькая и не кругленькая.

Колобок маленький и кругленький. Эти условия соблюдаются, но у него нет хвоста. Это условие нарушается.

Нет – это сказочный герой, а наша отгадка должна быть реальной. Значит, колобок нам тоже не подходит.

Да. Мышка маленькая, кругленькая и хвост есть.

Ид.1: Она очень быстрая, ловкая.

Да. Условия загадки соблюдаются, это может быть в жизни.

Зайчик, рыбка, птичка.

Версия – Ид. 2 – опасно. Ежик (змея).

Ежик, когда свернется в клубок – маленький и кругленький и у него есть маленький хвостик.

Он может уколоть. Это опасно.

Змея. Она может ужалить.

Змея, когда свернется в клубок, становится круглой формы, бывают маленькие ядовитые змейки.

Ид. 3 – не поймаешь сам предмет. Клубок.

Да. Клубок кругленький и маленький. За хвост его не поймать, потому что, потянешь за нитку, а сам клубок не возьмешь.

Ид. 4 - Солнце круглое, по размеру оно большое, но видим мы его маленьким, а за хвост его не поймать, потому что оно очень далеко.

Это звезды, комета, др. планеты…

Ид.1: - Она очень быстрая, ловкая (мышка)

Ид.2: – опасно. Ежик (змея).

Ид.3: – не поймаешь сам предмет. (Клубок)

Ид.4: – не могу схватить из-за того, что очень далеко (солнце, звезды)

Памятка для родителей

Роль загадок в развитии ребёнка

Загадки дошли до нас из глубины веков. Это сокровища русской народной речи и народной мудрости. Они кратки, выразительны, легко запоминаются. Они приносят радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, учат ценить в жизни ценность и справедливость.

Произведения фольклора и древней литературы свидетельствуют о том, что зачастую с помощью загадок проверялись сообразительность и мудрость того или иного героя. Со временем они превратились в средства воспитания и обучения. Поиски отгадок развивают сообразительность, догадливость, приводят ребёнка к пониманию связей между предметами и явлениями и осознанию единства окружающего мира. Загадки питают образный строй речи, поддерживают выразительность обыденных представлений и делают их более ясными, привлекательными.

Воспитательные и образовательные возможности загадок многообразны. Они вводят ребёнка в мир народной поэзии доставляя ему эстетическое наслаждение. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому образному слову. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска, как обязательного условия успешной познавательной деятельности. Занимательная форма загадки делает учение ненавязчивым, интересным. Поэтому использование загадок поможет оживить любое занятие.

Подбор загадок определяется возрастными возможностями детей и задачами всестороннего развития и воспитания:стремление активизировать умственную деятельность, заинтересовать, увлечь детей, углубить понятия и представления, закрепить полученные знания и умения.

Незаконченные фигуры. Задание на дорисовывание незаконченных фигур является одним из наиболее популярных при изучении и развитии воображения и творческих способностей.Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п. Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как эффективное средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка-это получение ребёнком знаний о свойствах предметов: форме, величине, размере, запахе, вкусе и т. д. Виды сенсорных.

Игра-инсценировка как эффективное средство развития самостоятельной речевой активности детей 2– 3 лет «Игра - инсценировка как эффективное средство развития самостоятельной речевой активности детей 2– 3 лет». В своей фундаментальной работе.

Трудовая деятельность, как эффективное средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные.

Малые фольклорные жанры как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми необходимо читать.

Мастер-класс «Игры с именами признаков как эффективное средство познавательного развития дошкольников» Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Мастер-класс «Занимательные игры и упражнения как эффективное средство развития мышления детей» Цель: повышение профессионального умения педагогов в вопросах использования занимательных игр и упражнений для развития мышления детей дошкольного.

Родительское собрание «Игра как средство развития фонематического слуха» "Игра как средство развития фонематического слуха" Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Зачем же нужен.

Родительское собрание во второй младшей группе «Математическая деятельность как средство развития интеллекта» Родительское собрание во 2 мл. гр. Воспитатель: Ручкина Н. В. Тверская обл., г. Ржев, МДОУ детский сад №23 «Звёздочка» ТЕМА: «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ.

Театрализация как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста Речь является одним из важных приобретений ребенка в детстве. В активизации речевой деятельности детей огромную роль играет театрализация.

Следующая загадка

пример: говорит одна сестрица "если б я была царица" и тд
а что ещё можно привести в пример??

Голосование за лучший ответ

ВООБРАЖАЛЫ Страшная воображала\ нависает над домами -\ страшных деток нарожала\ и ушла обратно к маме. \ Ориана, Паламед, \ трое малых из Тамбова\ и приятель, от котлет\ вытащивший на полслова\ нас, а с неба льет и льет. Евгений Сабуров Из книги "Пороховой заговор" 1995 Куколка, балетница, воображала, сплетница,
ВООБРАЖЕНИЕ Так я себе по крайней мере\ воображаю непрестанно. \ Когда столь явственны потери, \ то это более, чем странно. Владимир Салимон «Октябрь» 2006, №2
ВООБРАЖЕНИЕ А отец взвился, что у тебя просто не хватает\ воображения понять, что живое оно и Африке живое, будь то, как ты изволила \ выразиться, \ кусок или целый котёнок, котёнок или ребёнок.. . — \ И отец перевёл дыхание, — Так что ты такая же, \ как твоя мать. \ Инна Кабыш «Дружба Народов» 2006, №6 Кошкин дом
ВООБРАЖЕНИЕ Ваш милый лик воображенье\Не утомляется чертить. \Вам нравиться и вас любить -\Вот сердца вечное стремленье, "Почти боюсь, - так сплетена. " Поль Верлен. Перевод Федора Сологуба
ВООБРАЖЕНИЕ Дразнит их воображенье, \Этих всех сорвиголов, \Наше чистое презренье, \Хоть порой от милых слов\Начинает сердце биться\В обаянье тайных дум\И в предведенье – влюбиться\Не пришлось бы наобум. La chanson des ingenues Поль Верлен. Перевод Федора Сологуба
ВООБРАЖЕНИЕ и было бы нам неуютней на свете, \если б не эти\невидимые сооруженья\из податливой глины\воображенья, \из железобетонных конструкций\энтузиазма, \из огнем обожженных кирпичиков\бескорыстья\и песка, \золотого песка простодушья,— \когда бы не он, \человек, \строящий воздушные замки. Юрий Левитанский 1976 ЧЕЛОВЕК, СТРОЯЩИЙ ВОЗДУШНЫЕ ЗАМКИ
ВООБРАЖЕНИЕ И те, кто в эту ночь других рожали, На миг скрестивши кровь свою с чужой, И человечеством воображали Самих себя в ущельях этажей, Павел Антокольский
ВООБРАЖЕНИЕ Как-то не хочется, да и не надо, \ Будто заказана кем-то навек\ Воображенья густая рулада\ Под окнами разума. “Се человек! ” — Павел Успенский «Нева» 2008, №1 С ощущением вечного de2ja1 vu,

Читайте также: