Прием загадки на уроке
Обновлено: 25.12.2024
Поделюсь с опытом работы с загадками на уроках. Здесь не будет строгой системы, а только несколько эпизодов, советов. Загадки, пословицы, скороговорки находят большое применение в учебной работе. Уже в первые дни занятий, когда первоклассника учат обращению с учебной книгой, полезно загадать такую загадку:
Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней
Наверняка найдется ученик, который ее отгадает, а если этого не произойдет, то отгадка, сказанная учителем, будет отправным пунктом для беседы о пользе чтения, о том, что книга – друг человека, о бережливом и уважительном отношении к книге, о первом учебнике – азбуке.
В подготовительный же период обучения грамоте полезно загадать загадки про все учебные предметы. Отгадки-вещи ученики будут складывать на своих партах, и таким образом произойдет весьма полезная для детей логическая и языковая работа. Самую интересную загадку можно заучить наизусть.
При изучении многих звуков и букв, например м, г, б, э полезно загадать загадки, где есть звукоподражание, скажем, таким животным, как корова, гусь, коза, овца.
Очень любят первоклассники загадки, когда отгадка заключается в слове, которое рифмуется со стихотворным текстом самой загадки. Обычно дети хором произносят слово-отгадку. При этом особенно радуются те дети, которым до этого еще не удавалось отгадать других, более трудных загадок.
К концу завершения периода обучения грамоте можно провести праздник «Прощание с азбукой», где загадки займут немалое место. Малыши могут загадывать загадки вместе с родителями, который будут присутствовать на празднике. Учащимся очень нравится, когда родители поддерживают их в обучении не только дома, но и в школе.
Большое распространение загадки могут найти на уроках грамматики и орфографии, когда ученикам предлагается прослушать загадку и самостоятельно записать соответствующие слова-отгадки. Понятно, что загадки должны быть тщательно подобраны к теме урока. Например, на одном из уроков для создания проблемной ситуации можно загадать такие загадки:
- Куда не пойдешь, она за тобой. Что ты не сделаешь, она повторяет.
- Скручена, связана, на кол посажена, по двору пляшет.
- Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал – там пропал.
Отгадки «Тень», «Метла», «Сахар» станут материалом для беседы о склонении имен существительных.
Приступая к работе над местоимением, можно загадать загадку:
Я стою разинув рот.
Носом пищу зверь берёт!
Подхожу к нему с вопросом:
«Вы и воду носом пьёте?»
Он отвесил мне поклон.
Я сказал: «Чудак вы……».
Отгадав загадку, ученики записывают все местоимения и разбирают их. Загадки можно подобрать по многим темам: наречие, прямая речь, сложные предложения. Нередко отгадки служат материалом, удобным не только для выявления грамотности, усвоения так называемых словарных слов или пополнения словаря, но и для грамматического разбора.
Необходимы загадки для оживления разного рода бесед, проводимых во внеклассное время, например, беседу об осторожном обращении с огнем и спичками мы неизменно начинаем с загадки, которая быстро организует внимание и рождает интерес к предмету беседы:
В чисто убранной светличке Эти сестры весь денек
Дремлют сестры-невелички. Добывают огонек.
Праздник Нового года – самый любимый праздник детворы. И здесь без загадок не обойтись. Дед Мороз загадывает детям много разнообразных загадок.
Зимой в часы веселые
Вишу на яркой ели я,
Стреляю точно пушка –
Зовут меня …(хлопушка).
Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой… (пять).
Учеников, отгадавших загадку, Дед Мороз одаривает чем-нибудь интересным из своего заветного мешка.
Итак, загадки можно и нужно использовать не только на уроках русского языка, но и в процессе изучения предмета «Окружающий мир», на уроках математики, технологии, изобразительного искусства, на занятиях по внеурочной деятельности, во внеклассной работе, на классных часах, в викторинах, в конкурсах. Нужных загадок учитель может подобрать из сборников, найти на страницах Интернета, из художественных произведений. В наше время возможности использования загадок возрастают в связи с тем, что загадка, некогда бывшая фольклорным жанром, стала жанром литературным. В их загадках отражены явления, окружающие современного ребёнка, природа, знакомый ребёнку мир.
Следующая загадка
Ценность загадок велика. Они учат детей говорить ярко, кратко, образно. Всё в загадках просто, доступно детскому пониманию.
К.Д.Ушинский писал, что загадка заляжет прочно в памяти, увлекая с собой и все объяснения, к ней привязанные. Русские загадки отличаются яркой образностью, в каждой художественно осмыслены предметы и явления, взятые из разных областей природы и жизни человека. Работа над загадками - это упражнение в самостоятельном мышлении, развитие детской сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка: дети запоминают их, загадывают их своим друзьям, приносят в школу новые загадки и даже проводят конкурс на тему «Кто больше знает метких, поучительных загадок».
Над загадкой я работаю много, но не теряю чувство меры в использовании их. Работу свою строю так. Загадки использую на разных этапах урока (как при объяснении нового материала, так и при закреплении изученного). При объяснении нового материала можно использовать три-четыре загадки, при закреплении – большее количество. Использую их по-разному: только одни отгадки, слова из текста загадок и, наконец, саму образность, выразительность загадок (особенно при подготовке к сочинению). Загадки подбираю заранее. На уроке читаю загадку, прошу поднять руку тех, кто отгадал. Когда загадка понята, разрешаю записать отгадку в тетрадь, и прошу выделить в ней нужную орфограмму. Вот какие загадки можно использовать при изучении некоторых тем:
Безударная гласная о, проверяемая ударением.
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его… (Скворец.)
Всю ночь летает, мышей добывает,
А станет светло, спать летит в дупло. ( Сова.)
Отгадки с кворец, сова ученики записывают на доске, ставят в них ударение, подбирают проверочные слова ( скворушка, совы ) и делают вывод: безударная гласная о, проверяется ударением.
Безударные гласные, не проверяемые ударением.
За кудрявый хохолок лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая, на вкус, как сахар, сладкая. (Морковь.)
Телятки гладки, привязаны к грядке. (Огурцы.)
Сто орешков, да усы кисточкой. (Горох.)
Круглый, как мяч, с виду зелёный, на вкус сладкий. (Арбуз.)
Неказиста, шишковата, а придёт на стол она,
Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картофель.)
Был ребёнок - не знал пелёнок,
Стал старичком – сто пелёнок на нём. (Капуста.)
В словах морковь, огурцы, горох, арбуз, картофель, капуста дети ставят ударение, пытаются проверить их и приходят к выводу: написание этих слов нужно запомнить (как и написание родственных слов – морковный, гороховый, капустный, арбузный, огуречный).
Запомнить подобные «трудные» слова помогут слова – отгадки с безударной гласной е.
Без рук, без ног, а двери отворяет. (Ветер.)
Стояли в поле сестрицы, платья белены, шапочки зелены. ( Берёзы.)
Не воин, а со шпорами, не сторожем стоит, а всех будет. ( Петух.)
Хоть я не молоток, по дереву стучу,
В нём каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел.)
На раскрашенных страница много праздников хранится. ( Календарь.)
Протянул струну на всю страну.
Далеко – далеко плывёт моё словечко. (Телефон.)
Пять мальчиков, пять амбарчиков,
У каждого мальчика свой амбарчик. ( Перчатка.)
Дети запоминают загадки лучше, чем написание слов – отгадок, и уже по загадке вспоминаю отгадку и правильное написание этого слова.
Правописание звонких и глухих согласных (закрепление темы).
Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи.)
Маленькие зверьки, серенькие шубки,
Чёрненькие глазки, остренькие зубки. (Мыши.)
В сенокос горька, а в мороз – сладка. Что за ягодка? (Рябина.)
Загадки записываю до урока на доске. Каждую загадку ученики читают, отгадывают. Находят слова с трудными орфограммами, проводят орфографический разбор. Затем я закрываю загадки и прошу учащихся записать другой текст (включаю в него слова глазки, зубки, ножки, дорожки, сладкий). У кошки зоркие глазки и острые зубки. По дорожке бежит лошадка. Маша испекла сладкий пирог. У стула четыре ножки.
Выполнив работу, ученики проверяют правильность написания слов с сомнительной согласной путём сравнения записей в тетрадях и на доске. Этим развивается орфографическая зоркость детей.
Правописание гласных после шипящих (закрепление темы) .
Я всех знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу. (Книга.)
Мы проворные сестрицы-
Быстро бегать мастериц.
Уж такой у нас режим.
В дождь лежим, в снег – бежим. (Лыжи.)
На кустах белеют чашки, в них нитки и рубашки. (Хлопок.)
В лесу котелок кипит, а накипи нет. (Муравейник.)
Ученики записывают слова лежим, бежим, учу, молчу, шипит и подчёркивают в словах сочетания жи – ши, чу – щу.
Использую я загадки и при подготовке к сочинению по опорным словам или по картине. Так, чтобы подготовить детей к сочинению по теме «Зима», нужно обогатить их язык образными, меткими выражениями словами, выделенными из стихотворений, рассказов, загадок, пословиц, поговорок. Дети вспоминают загадки о зиме, снеге, морозе, ветре, пурге.
Белые мухи на поле сели. (Снег.)
Дедушка мост мостит без топора и без клиньев. (Мороз.)
В огне не горит, а в оде не тонет. ( Лёд.)
Скатерть бела всё поле одела. ( Снег.)
Предлагаю подобрать к словам – отгадкам слова – признаки, слова- действия. Например. Какой снег? – белый, блестящий, колючий, искрящийся, узорчатый, красивый, пушистый. Снег что делает? – блестит, искрится, сверкает, белеет, падает, идёт, сыплется, лежит.
Такие упражнения дают возможность ученикам практически овладеть изобразительными средствами языка, давать полные ответы, подбирать слова, точно определяющие тот или иной предмет, явление, действие.
Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомительно для учащихся. Они доставляют уму ребёнка полезные упражнения.
Воспитывать любовь к чтению.
О.В. Васильева
(МБОУ СОШ № 56 г. Воронежа)
Умение понимать и переживать прекрасное не даётся человеку от рождения, его, как и всякую человеческую способность, необходимо развивать. Наиболее благоприятная обстановка для этого складывается на уроках чтения.
Все дети любят читать и слушать сказки, заучивать и декламировать стихи. Первоклассники на уроках знакомятся с произведениями классики. Чудесные стихи Пушкина, Тютчева, Некрасова и других поэтов позволяют детям яснее услышать первый звон капели, острее почувствовать благоуханнее летнего утра, ощутить резкое дыхание метели, испытать глубокое чувство любви к родной природе, Родине.
Значительная часть произведений, помещённых в книге для литературного чтения, посвящена природе нашей страны. Это прекрасный материал для эстетического воспитания школьников.
Наблюдения и экскурсии в природу помогают учащимся полнее воспринять то, что им сообщают на уроках. Целенаправленное общение детей с природой, пробуждение у учащихся эстетических чувств при созерцании её красоты – всё это имеет место в практике многих учителей, в том числе и моей.
Тактично проведённые наблюдения, например за зимним пейзажем, вызывают у детей немало эстетических эмоций.
- Красивы снежные просторы полей, они, как великолепные ковры, сверкают в холодном солнечном сиянии, зелёные сосны и ели украшены кружевом серебристого инея. А вот падают лёгкие редкие снежинки. Приглядитесь, дети, к их рисунку, и вы заметите, что ни одна не повторяет другую. Обратите внимание на только что выпавший снег, он как пух, а в сугробе он совсем другой – здесь уже не снежинки, а как бы твёрдые крупинки,- так говорила я детям на одной из экскурсий.
Немаловажную роль в воспитательном отношении играют и наблюдения по заданию учителя, например: обратить внимание по пути в школу на снежинки, падающие на землю, на деревья, на одежду, на цвет неба зимой, как ведут себя птицы и т.д.
Наблюдения за окружающей детей жизнью по специальным заданиям, связанным с содержанием статей, которые читаются на уроках, вызывают у учащихся первичные эмоциональные переживания, приучают детей быть внимательными при работе с текстами, воспитывают любовь к родной природе, учат замечать прекрасное вокруг себя.
Работая над текстом, я возвращаю учеников к тому, что они видели в природе. Это помогает детям не только понять радость, которую они пережили, непосредственно наблюдая за природой, но и глубже вникнуть в содержание художественного произведения, ярче увидеть ту картину, которую нарисовал поэт словами. Внимание к образной стороне художественных произведений обогащает речь учащихся, что также крайне важно в эстетическом направлении.
Я с первого класса обучаю учащихся такому аналитическому чтению художественных текстов, когда обращается внимание на особенности жанра, пейзажных зарисовок, на использованные художником изобразительные средства языка.
Научиться глубже вдумываться в смысл произведения, во взаимоотношения персонажей, научиться проникать в мир чувств героев – это, по моим многолетним наблюдениям, вполне посильно для первоклассников. В этом деле большую пользу могут оказать картины художников-живописцев, отрывки из музыкальных произведений наших прославленных композиторов. Так, при работе над стихотворением И. Сурикова « Белый снег пушистый» уместно привлечь репродукции картин А. Пластова « Первый снег», К. Коровина «Зимой» и музыкальные фрагменты из альбома П.И.Чайковского « Времена года».
Труднее подготовить детей к восприятию текстов на исторические темы, особенно когда нужно мысленно перенестись в прошлое. Вот, например, как я провела урок чтения стихотворения М. Исаковского « Навек запомни!»:
Куда б ни шёл, ни ехал ты
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись…
При чтении этих строк детям, не знавшим всех бед, принесённых войной, важно было внушить чувство торжественной печали, показать, что в одной из братских могил покоится
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
Перед чтением этого произведения я провела беседу о погибших в Великую Отечественную войну воинах, о наших земляках – героях.
В канун Дня Защитников Отечества и Дня Победы я водила первоклассников к памятнику погибшим воинам. Здесь я рассказывала учащимся о тех, кто не пришёл с войны, отдав жизнь за Родину. Затем мы прочитали наизусть стихотворение « Навек запомни!».
После этого в классе мы работали над постановкой логических ударений, пауз, интонаций. В заключение выразительно прочитали все стихотворение и прослушали песню « За того парня» из кинофильма « Минута молчания».
Каждый урок чтения, хорошо продуманный с точки зрения его роли и значения в эстетическом развитии учеников, является важной ступенью в формировании эстетической культуры младших школьников.
Следующая загадка
Тема: Использование загадок учителями начальных классов.
В настоящее время все больше внимание уделяется использованию игры в обучении и воспитании младших школьников. Создание игровых ситуаций способствует активизации процесса обучения. Такие ситуации могут быть созданы путем внедрения в учебно-воспитательный процесс загадок, развивающих познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышление. На мой взгляд, загадка так же необходима ребенку, как математическая загадка, ибо учит ребенка познанию окружающего мира.
Не случайно этот жанр широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент народные загадки. В качестве примера Ушинский приводил возможную работу над изучением народной загадки о росе.
Эта загадка, по мнению великого педагога, позволяет учителю поставить перед детьми ряд вопросов: почему заря называется красной девицей? Почему говорится, что заря теряет росу? Почему месяц не поднял росы? Как солнышко поднимает росу?
«Какая живая и полезная беседа может быть закреплена в душе дитяти подобной живописной загадкой! Словом, смотри на загадку как на картинное описание предмета»,- писал Ушинский.
Интересными загадками пересыпаны страницы «Азбуки» Л.Н.Толстого. Он широко использовал загадки, отражающие быт крестьянина, природу. Вот к примеру, некоторые загадки из его «Азбуки»:
Придет домой - растянется.
Два братца глядятся,
А вместе не сойдутся.
Без рук, без ног, а под окном стучится,-
В наше время возможности использования загадок возрастают в связи с тем, что загадка, бывшая некогда фольклорным жанром стала жанром литературным. Прекрасные загадки были созданы выдающимися советскими детскими писателями К.Чуковским, С.Маршаком. В этом жанре работали и современные литераторы А.Рождественская, В.Фетисов и другие. В их загадках отражены явления, окружающие современного ребенка, природа, знакомый ребенку мир. Загадка учит задумываться над закономерностями, совершающимися в природе, приучает к наблюдению, развивает художественное чутье.
Вот такие загадки могут быть использованы на уроках русского языка:
Молча с нами говорят.
На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу-
Разогнуться не могу.
На крохотное ушко
Я – минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Загадки можно и нужно использовать не только на уроках русского языка, но и в процессе изучения предмета «Познание мира», на уроках математики, труда, изобразительного искусства.
А вот загадки, которые можно использовать при изучении темы «Время»:
Что за гуси пролетают?
По семерке в каждой стае.
Не воротишь их назад.
(Время: дни, недели.)
Предлагаемая детям загадка нуждается в анализе даже тогда, когда дети отгадали ее правильно. Опыт показывает, что отгадки могут быть случайными. Кроме того, дети должны войти в художественный образ, понять, почему использована такая метафора – «гуси». Им необходимо задать вопросы: « Почему вы думаете, что «гуси» - это дни? Почему их семь? Видели ли вы полет гусей? Слышали ли слово гуськом? Что значит выражение летят вереницей? Почему гусей нельзя возвратить назад? Как надо относиться ко времени, раз оно не возвращается? Как зовутся эти гуси?» (Дети должны перечислить названия дней недели в прямом и обратном порядке.)
Потом детям можно задать вопрос:»Чем измеряется время?» и предложить такие загадки:
Точно мы должны ходить,
Можем рано разбудить.
Бить умеем, но не вас,
Отбиваем каждый час.
Громко, весело мы бьем:
Бим-бом-бом, бим-бом, бим-бом!
Ходят день и ночь
Дети, конечно, отгадают, что это часы, но отгадка – не самоцель. Учитель опрашивает: для чего нужны часы? Что было бы, если бы все часы в стране встали? Какие виды часов вы знаете? (песочные, водяные, солнечные, настенные, наручные, электронные.) А что за часы куранты? Где они находятся? Слышали ли вы бой часов на Спасской башне? А где находится эта башня? Кто был в Москве и видел их? Какая интересная история с ними связана? и т.д. «Но отсчет времени производят не только часы»,- говорит учитель и предлагает загадку:
Есть в квартире молодец,
Математик и мудрец.
Постоянно, круглый год
Точный счет он дням ведет.
Предложив такую загадку, учитель быстро добивается ответа. Но необходимо вопросами раздвинуть рамки загадки: почему вы думаете, что это календарь? Почему он назван «математиком» и «мудрецом»? Какие виды календарей вы знаете, видели? О каких календарях вы читали? Дети называют их: отрывной, настольный и др.
Предлагаю загадки о временах года:
Их на землю кладут:
Пестрый и желтый
Ответ здесь мудреный,
После того как дети отгадают загадку, учитель задает вопросы: почему вы считаете, что это времена года? Как зовут рукодельниц?
Предлагаю детям загадки о каждом времени года:
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
Взревев за работу
А птицы пропели:
«Вить гнезда пора!»
К нам в гости идет.
С собою приносит
Чтоб зрели скорей
На полях колоски.
Велит нам обильный
Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба,
«За мною нагрянет зима».
Предлагая детям эти загадки, я прошу соотнести их соотнести их с приметами каждого времени года. Дети приводят свои наблюдения за сезонными изменениями. Загадки учитель может использовать на уроках познания мира, рисования, труда. Думается, что возможности загадки, как игрового жанра еще далеко не исследованы и не полностью реализуются в процессе учебной и внеучебной деятельности. Загадки можно использовать при проведении различных соревнований, конкурсов смекалки, увлекательных путешествий в страну Отгадайку.
Следующая загадка
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности.
Детской игрой, полезной забавой является в наши дни загадывание загадок. Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке даётся предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется иногда глубокое размышление.
Загадка – это особый, интересный, весёлый детский мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Важно, чтобы с ранних лет языковое чутьё формировалось под влиянием высококультурной речевой среды, надо с самого раннего возраста учить детей правильно, грамотно и образно выражать свои мысли.
Происхождение загадки относится к тем временам, когда природные явления были для человека страшной тайной. С развитием науки, загадка утратила своё прежнее значение. Люди стали смотреть на загадку как на упражнение для ума, как образец мудрости, наблюдательности, художественного видения, как форма познания мира.
Использование загадок как метода и средства воспитания и обучения в школе не ново, однако опыт работы с загадками в дошкольных учреждениях ещё недостаточно широк. В этом году я взяла первый класс и была удивлена, что дети с трудом отгадывают загадки, из 20 человек только у 5 – чистая речь, а у остальных проблемы. На уроке-празднике 1 сентября предложила отгадать загадки-картинки первоклассникам, которые уже знают буквы, и результат меня поразил: дети не смогли ответить ни на одну загадку. Например,
Жучка будку не доела: неохота, надоело.
Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей ….( отгадали родители)
Загадка, несмотря на её миниатюрность, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Обращаясь к ней, нужно уметь видеть её мудрую педагогическую и эстетическую привлекательность. Особенно велика роль загадки в начальный период жизни ребёнка, и роль родителя, который должен раскрыть богатство этого жанра. Это обогащает словарь маленького слушателя, учит памяти, образности языка, прививает навыки сравнения, сопоставления, рассуждения, наблюдения над тем, что окружает. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают, что разгадывание загадок – это игра для ума. Ребёнок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Мы уже не удивляемся, что дети мало читают, не умеют общаться друг с другом. У них в руках гаджеты – дети увлечены ими! Включение в урок загадок делает процесс обучения интересным, создаёт у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении. Мы используем их на разных этапах уроках. Например: «Отгадай тему урока после прочтения загадки» и т.д.
Именно поэтому тема «Роль загадки в воспитании и обучении детей начальных классов» очень актуальна в наши дни.
Цель: показать роль загадок в повседневной жизни..
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять задания творческого и поискового характера; применять полученные знания, аргументировать свою позицию в группе, договариваться и приходить к общему мнению; контролировать и оценивать свою работу и её результат
Загадки бывают разные – в виде вопросов, описаний, иносказаний и задач. Они обо всём, что окружает человека, о нём самом. По ним можно представить, как трудится человек, какие птицы, животные и растения его окружают, как выглядят его дом, предметы обихода и прочее. Загадки пополняют арсенал знаний человека новой информацией из различных областей знаний – географии, истории, литературы, природоведения и т.д. Также загадки способствуют развитию у детей наблюдательности, мышления, памяти, смекалки и воображения. Загадки отличаются чёткостью построения фразы, лаконичностью, образностью. Они учат нестандартности мышления: отыскивать сходство между самыми отдалёнными, внешне несходными вещами.
Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого в сто шуб. Для отгадывания загадок требуется не малая сообразительность. Не случайно психологи отмечают большое значение отгадывания загадок для умственного развития детей. Чтобы избежать ошибки при отгадывании загадок необходимо:
- внимательно слушать вопрос (часто дети торопятся с ответом, не дослушают загадку до конца);
-подумать над каждым признаком отгадываемого предмета (дети выделяют несколько признаков, но упускают один тоже важный);
-не торопиться с ответом, а внимательно взвесить все признаки.
Велика роль загадки в начальной школе . Начальный этап работы с загадкой на уроке русского языка начинается с показа разнообразных типов загадок, чтобы учащиеся видели, насколько богат и разнообразен русский язык.
«Я учу. Смотрю в тетрадку,
У меня серьёзный вид.
«А», «Б», «В» и по порядку
«Если слог мы выделяем
При его прочтении,
«Корень мой находится в цене:
В очерке найди приставку мне:
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале» (оценка).
Математические загадки решаются с помощью подсчётов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамлённая в образную народную речь.
«Это цифра кочерга, у неё одна нога» ( цифра - семь)
«Стоя на одной ноге, гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах?» (2 кг)
Над проблемой развития речи младших школьников работало много учёных и педагогов. Знакомясь с их трудами и статьями при работе над этой темой, всё больше убеждаешься, что немало учителей используют в своей работе загадки для развития речи детей. На уроках литературного чтения используем сказки в загадках:
2.Чтение художественной литературы. С.Есенин «Белая берёза». «Русская красавица стоит на поляне, в зелёной кофточке, в белом сарафане».3. Народная сказка «Теремок», где «Лесной барабанщик, длинноухий трусишка, обожает морковку …Кто это? (зайчишка). 4. Знание переносного значения слов. Автобус похож на домик, только на колёсах. «Дом по улице бежит, дом подошвами шуршит. Подбегает к остановке, всех желающих берёт – и опять бежит вперёд». Самолёт похож на птицу. «Летит птица – небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит».
Использование загадок во время наблюдений, на окружающем мире. «Без рук, без ног по свету рыщет, поёт да свищет» (ветер). «Я хожу, а он остаётся»(след). И на уроках физического воспитания надо отгадать загадку, показать отгадку среди спортивного инвентаря.
«Воздух режет ловко-ловко,
Палка слева, справа палка.
Ну, а между них верёвка
Это длинная …(скакалка).
«Я его кручу рукой,
И на шее и ногой,
И на талии кручу,
И ронять я не хочу (обруч).
Сочинять свои собственные загадки – это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит малыша говорить чётко, ярко, кратко и образно. Сочинять загадки можно обо всём. Очень интересно ребёнку придумывать загадки дома с родителями, а потом их загадывать в классе. Вот такие загадки у нас получились.
«Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают,
Рисуют дети и считают» (школа).
«У меня внутри в порядке:
В стопках книжки и тетрадки» (портфель).
«Жёлтый, сладкий, вкусный,
Похож на огурец» (банан).
«В этот день гурьбой весёлой
Дружно мы шагаем в школу. (1 сентября).
«Что стоит на Новый год у каждого в квартире?
А под ней подарки (ёлка)».
«Мой друг бежит и лает» (собака).
Только, пожалуйста, не смейтесь над загадками ребёнка, какими бы глупыми и нелепыми они вам не казались. В любом случае, это огромная работа ума, это поиск нужных слов, это искренность. Чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки вместе с ребёнком, тем лучше он развивается, тем большее количество информации усваивает. Сейчас мы учимся составлять загадки по схеме.
Усатая, как кошка.
Желтоглазая, как сова.
Прыгучая, как белка.
Короткохвостая, как заяц (рысь).
«Жидкое, как вода «Мягкое, как пух.
Вкусное, как кисель. Пушистое, как снег.
Белое, как мел. Воду с лица убирает».
Полезное, как овощ». (полотенце)
К.Д.Ушинский писал : «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребёнок отгадал саму загадку, хотя это может часто случиться , но для того, чтобы доставить уму ребёнка полезное упражнение, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребёнка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные».
Загадка многогранна, учит читать и считать, слушать и чувствовать ритм, понимать других, именно поэтому используйте загадки – это актуально в наше время!
Список информационных источников.
1. Бахтин В. От былины до считалки. – Ленинград. «Детская литература», 1982. – с.135-141.
2. Занимательное азбуковедение: Книга для учителя/Сост. Волина В.В. – М.: Просвещение, 1991
3. Русские народные загадки, пословицы, поговорки./Сост. Круглов Ю.Г. – М.: Просвещение, 1990 – с.4-97.
Читайте также: