Презентация загадки 2 класс школа россии

Обновлено: 04.11.2024

-Развитие логического мышления и познавательной активности.

- Воспитание любви к устному народному творчеству.

1. Научить различать и применять в практической деятельности загадки.

2. Развивать словесно- логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать.

3. Прививать интерес к народным загадкам.

- презентационное сопровождение урока;

I . Организационный момент. Эмоциональный настрой класса.

Я спешу сказать вам – “Здравствуйте!”
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – “Благости!”
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – “ Радости!”
Удач, успехов и везенья!
Всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.

II . Проверка домашнего задания.

-Давайте, ребята, вспомним, что такое устное народное творчество?

- Что значит устное?

- Это значит, что эти произведения передавались из уст в уста, т.е. мама рассказывала детям, бабушка внукам своими словами. Каждый рассказывал по-своему, поэтому произведения постоянно изменялись.

- Что значит народное?

- Это значит, что сочинял не один какой-то человек, а народ.

- Что такое творчество?

- Творчество произошло от слова творить, т.е. создавать, делать.

- Ребята, а что такое фольклор?( произведения устного народного творчества)

-Посмотрите внимательно на цветок. Он нам поможет вспомнить все ранее изученные нами жанры произведений фольклора.

- А с каким жанром народного фольклора мы познакомились на прошлом уроке? ( с пословицами)( На цветке переворачивается лепесток «пословица»)

- Я предлагаю вам продолжить пословицы. ( 2 слайд)

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Мал золотник , да дорог.

III . Актуализация знаний. Постановка цели урока.( 3 слайд)

- Давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего урока.

1. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь… (сказка) ( переворачивается лепесток)

2. Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпокавать и выколпаковать. (скороговорка)

3. Умный себя винит, глупый - своего товарища. (Поговорка)

4. Очень я люблю учиться
И пятёрки получать,
Ну, а больше – веселиться,
Бегать, прыгать и кричать! (частушка)

5. Рыжий, рыжий, канапатый,

Убил дедушку лопатой!(дразнилка)

Где были?- У бабушки.

Что пили?- Бражку! (потешка)

7. Поспешишь – людей насмешишь (пословица)

- А теперь посмотрите на ключевое слово (по вертикали) – это тема нашего разговора. ( 4 слайд)

- Сегодня на уроке мы будем учиться правильно выразительно читать и отгадывать загадки и, а так же попробуем составить свою загадку. Обратите внимание на наш цветок, как он расцвел.( все листики с названиями фольклора перевернуты)

- Одним из малых жанров фольклора являются загадки. Они развивают сообразительность. Загадки возникли давным-давно, когда люди хотели скрыть слова и намерения от зверей и деревьев, ведь они думали, что те понимают человеческий язык. Говорили загадочной речью, тайным языком. Когда человек стал мудрее, обманные названия стали не нужны, они забылись, но загадка осталась. Ею испытывали человеческую смекалку.

Во многих сказках герою предлагается загадка, и от этого ответа будет зависеть его жизнь или судьба (5 слайд)

В Древней Греции был город Фивы, как рассказывает легенда, жило там страшное чудовище Сфинкс, он загадывал загадку людям, а кто не мог угадать, того съедал, только один герой угадал. Попробуйте и вы отгадать эту загадку:

Что ходит утром на 4-х ногах, в полдень на 2-х ногах, а вечером на 3-х ногах?

Ответ: человек. ( Утро сравнивается с малышом, который еще не умеет ходить, полдень с человеком в расцвете жизненных сил, вечер – со стариком, опирающемся на трость.)

В сказках загадка(6 слайд) нередко использовалась для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а, порой, и саму жизнь.( 7 слайд)

- Давайте, ребята, вспомним такие сказки. Мы с вами их недавно читали.

( « Мудрый старик» (татарская сказка).

- Вспомните одну из загадок в этой сказке? («.. Мы тебе покажем двух жеребцов. А ты должен будешь отгадать, который из них молодой, который старый..»)

- Следующая сказка с загадкой? ( « Мудрая девушка» (киргизская сказка)

- Вспомните загадку из этой сказки. ( В этой сказке хан Болотбек загадывает загадки « Какое расстояние между востоком и западом? Какое расстояние между небом и землей? Какое расстояние между правдой и ложью? Ответ: Между востоком и западом всего один день пути, солнце начинает свой путь утром на востоке, а вечером заканчивает на западе, расстояние нетрудно охватить взором, расстояние между ухом и глазом всего четыре пальца, ухо часто слышит ложь, а но глаз всегда видит только правду)

- Вспомните еще сказку с загадками? ( «Мудрая дева» (русская сказка)

- А какие загадки загадал царь братьям, что бы разрешить их спор? ( Что всего в свете сильней и быстрей? Что всего в свете жирнее? Что всего мягче? Что всего милее? Ответ: Быстрей всего ветер, жирнее всего земля, мягче всего - рука)

- С течением времени, с развитием культуры « тайный язык» постепенно теряет свое значение, и загадка начинает использоваться как развлечение, игра, проведение досуга.

V . Изучение нового материала. ( 8 слайд)

1.Отработка навыка чтения. Речевая разминка.

Ва-фа-ва- в лесу живет сова.

Фы-фы-вы- в саду росли сливы.

Ва-ва-фа- платье новое из шкафа.

Фе-ве-фе-подушка на софе.

- Послушайте скороговорку: ( 9 слайд)Что такое скороговорка?

От топота копыт пыль по полю летит.

-Какой звук нам нужно четко проговорить? ( [т],[п]).

-Теперь самостоятельно прочитайте скороговорку.

- Теперь прочитайте вслух (медленно), « жужжащее чтение».

- Прочитайте пословицу. Любуемся тем, как красиво скачет конница: «Мне нравится, как мчится конница».

-А теперь прочитаем с недовольством « Фу, как напылили»

– Прочитайте на одном выдохе: ( 10 слайд)

2.Чтение авторского текста на стр.43

-Что предлагает Афанасий и Саша?( Афанасий и Саша предлагают нам отгадывать загадки)

-Вы любите отгадывать загадки? А сегодня вы еще и сами составите загадку. Но сначала надо понять, как «устроена» загадка.

( 11 слайд) Отгадайте загадку «Держит девочка в руке облачко на стебельке» (Одуванчик)

- Как вы догадались, как узнали? (Одуванчик похож на облачко, только про него сказано, что это облачко на стебельке)

- А чем похож? (Одуванчик такого же цвета, он кажется таким же мягким, пушистым, как облако)

- Вот, оказывается, что особенного в загадке, в ней совсем не называется предмет, или называется не тот, который загадывается, а другой похожий на него. Отгадывая загадку, мы обращаем внимание на признаки предмета.

( 12 слайд) Давайте сделаем вывод, что такое загадка?

- Для этого выберите правильный ответ. Проверим этот вывод? Тогда давайте прочитаем загадки, которые нам предлагает Афанасий.

- С чем сравнивается морозный узор на окне? ( с лесом)

-О каких особенностях говориться? ( Белый лес, в который, невозможно не войти, не въехать)

-Прочитайте следующую загадку.

- Про что говориться в этой загадке? ( про снег)

-О каких особенностях снега здесь говориться? ( маленький, покрывает всю землю, на солнце блестит, как алмаз)

- Теперь когда вы знаете, как «устроена» загадка, вам не составит труда отгадать все загадки, предложенные Афанасием. Ну, что продолжим, такое занимательное занятие? ( аналогичная работа с остальными загадками)

3.Физкультминутка.( 13 слайд)

Мы ходим ночью, ( ходят на месте)
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.

Мы бьем исправно ( хлопают в ладоши)
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас!

- Что же это? ( часы)

4. Составление загадки. (14 слайд)

- Мы с вами знаем, что такое загадка. Давайте определим среди четверостиший загадку. Молодцы! Теперь, зная, на каком принципе построена загадка. Нам не составит труда самим составить загадку.

- А составлять загадку мы будем о самом красивом, на мой взгляд, самом популярном цветке - о ромашке.(15 слайд) Рассмотрите внимательно картинку с ромашкой.

- На что похожа ромашка, ее отдельные элементы?

- С чем можно сравнить? ( Серединка похожа на солнышко, лепестки – на лучики, а стебелек похож на тоненькую ножку)

- Ваши варианты загадок. ( На тоненькой ножке сияет золотое солнышко с белыми лучами)

-Вы составили загадку. Есть ли у нее автор? Нет, так как составляли вместе, значит , эта загадка народная. И мы с вами внесли маленькую частичку в устное народное творчество.

- А вот какие уже загадки про ромашку составлены:

Стоит в поле кудряшка-

Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.

- Что нового узнали на уроке? (как возникла загадка, как ее использовали древние люди)

- Чему учились на уроке? ( Учились правильно отгадывать загадки, сами составляли загадку о ромашке, отгадывали кубанские загадки)

( подведение итогов, выставление оценок)

VII . Домашняя работа. (17 слайд)

Придумать загадку и проиллюстрировать отгадку.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Скрыть
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

от 1 650 ₽ от 410 ₽


Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

от 1 900 ₽ от 470 ₽


Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов от 4 800 ₽ от 1 200 ₽ Скрыть

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Следующая загадка

Презентация для школьников на тему "Загадки" по литературному чтению 2 класс.

ВложениеРазмер
zagadki.pptx 2.88 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Загадки Санкт-Петербург ГОУ гимназия №399 учитель начальных классов Бордачева Ирина Алексеевна

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Наткёт, наплетёт, Сядет и добычу ждёт. (Паук)

Стоят в поле сестрички – Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

С неба - звездой, В ладошку – водой. (Снежинка)

Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос.

Предмет, о котором идёт речь в загадке, скрыт, зашифрован.

Загадка строится на перечислении признаков предмета, явления. Форма Цвет Вкус Звучание Движение Материал

Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку. (заяц)

Зимой лежал, а весной в реку побежал. ( снег)

Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. Что надо искать? Каков он? (Бабочка)

Следующая загадка

В учебниках литературного чтения встречаются загадки. Детям предлагают не только их отгадать, но и придумать самим. В разделе " Устное народное творчество" есть тема: "Загадки". Материал этой презентации научит отгадывать и придумывать свои загадки, а также сделает урок интереснее.

ВложениеРазмер
zagadki.ppt 113 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Два конца, Два кольца, По средине гвоздь. Явился в жёлтой шубке: - Прощайте, две скорлупки!

Загадка - не просто развлечение и даже не только средство развития мыслительных способностей. Загадки Загадка - один из жанров народного творчества, заключающийся в иносказательном, часто в поэтической форме, описании какого-либо предмета или явления.

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, — они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.

У всех древних народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода — охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок.

У древних греков и германцев, как говорят предания, загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Согласно легендам и преданиям, не отгадавший загадки расплачивался жизнью.

Запрещалось загадки загадывать не вовремя, например – летом и днем. Это вызывало напасти.

В сказках девушки выходят замуж за того, кто сумел отгадать ее загадки. Или выходят из трудных ситуаций сами, отгадав загадки. Загадки в сказках

В русских сказках Василиса-премудрая, Кот Баюн, Баба-Яга и другие персонажи часто загадывают загадки героям.

Виды загадок О людях О явлениях природы О разных предметах О животных профессии характер Названия (мама, девочка …)

Художественные особенности: Слово точное, яркое, характеризующее предмет и называющее его признаки Ритмический рисунок Рифма

По тёмному небу рассыпан горошек Цветной карамели из сахарной крошки, И только тогда, когда утро настанет, Вся карамель та внезапно растает

Цветное коромысло над рекой повисло.

Скатерть бела, все поле одела. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Загадки придумывают люди и по сей день . Любая загадка — это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной.

Три основных типа Перечисление признаков загаданного предмета Открытое сравнение (форма, цвет, величина предмета, действие). Сравнение (метафора)

Составь загадку сам! что/кто что делает/для чего нужен на что похоже (метафора)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "Устное народное творчество. Обобщение по разделу"

С этим уроком я выступала на конкурсе "Самый классный классный".


Тест по литературному чтению по теме "Устное народное творчество" 2 класс

Тест можно использовать при закреплении темы "Устное народное творчество".


Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"

Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами".


Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.

Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество".


Олимпиада по литературному чтению 3 класс «Устное народное творчество»

Олимпиада по устному народному творчеству составлена в виде теста с ответами. разработана для предметной недели по литературному чтению.


Тест по литературному чтению 2 класс.Устное народное творчество. Люблю природу русскую. Осень.

Данный тест включает две темы. Может быть использован на этапе обощения изученного материала в качестве проверочной работы.


презентация по литературному чтению на тему "Устное народное творчество"

Сабақ 18Тақырып: Потешки, пестушки, прибаутки. ( продолжение)Мақсаттар:· Продолжить знакомсство с потешками, пестушками и прибаутками. Учиться различать их др.

Следующая загадка


+5
баллов
всем!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В классе проводится игра "Космическое путешествие" на протяжении года. Для проверки готовности к космическому путешествию была создана данная презентация. В презентации один слайд загадка, второй.

Открытый урок по русскому языку «Что такое загадка? Учимся сочинять загадки» ( по учебнику М.С.Соловейчик )

Методическая разработка открытого урока русского языка во 2 классе в форме презентации.

презентация к сборнику "Её Величество Загадка" (образовательные возможности загадки)

ВведениеКнига, которую вы держите в руках, предназначена для педагогов родителей, и детей, желающих не только научиться отгадывать загадки, но и поупражняться в рассуждении, доказательстве выдвигаемых.

Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»

В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос.

Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»

В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос.

Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»

В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос.

Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»

В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос.

Читайте также: