Отгадывание загадок о водном мире цель средняя группа

Обновлено: 17.05.2024

Цель : Расширение знаний детей о свойствах воды и ее значение в жизни человека.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых

Воспитывать коммуникативные качества –сотрудничество, умение действовать в команде.

Проявлять чувство эмпатии , откликаться на эмоции воспитателя.

Закреплять привычку достигать результатов хорошего качества в процессе продуктивной деятельности.

Развивающие :

Способствовать развитию мыслительных действий.

Развивать умение представлять объект по условным обозначениям.

Знакомить детей с приемами исследовательской деятельности.

Развивать смекалку, воображение.

Развивать интерес к правилам безопасного поведения в природе.

Образовательные:

Уточнить представление детей о свойствах воды.:

прозрачная, без запаха, не имеет собственной формы.

Закрепить знания об агрегатном состоянии воды.

Познакомить с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков.

Расширять знания детей о значении воды в жизни человека.

Познакомить со способом очистки воды- фильтрованием.

Приемы руководства деятельностью детей в НОД:

1 .Приемы постановки цели, мотивации деятельности :

Наблюдение за снегом, льдом, водой .Отгадывание загадок, чтение стихов о воде.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД : беседа, создание развивающей среды дидактические игры ,создание проблемной ситуации, экспериментирование, анализ и выводы.

3. Приемы организации практической деятельности :

Комментирование, использование интерактивной схемы, демонстрация экспериментирование, продуктивная деятельность.

4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора вопроса, экспериментирование ,физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, чередование видов деятельности.

5. Приемы оценки и самооценки : поощрение, совместно с педагогом и детьми определение качества продуктивной деятельности, взаимопомощь детей.

Создание среды для организации и проведения НОД:

Бумажные капельки с загадками, предметные картинки с отгадками, алгоритм «Кому нужна вода?». Интерактивная схема «Круговорот воды в природе»атрибут для игры «Плащ для мамы –тучки», модели «Агрегатные состояния воды», письмо, мягкая игрушка.

Виды деятельности в НОД:

Восприятие художественной литературы.

Ожидаемые результаты:

Развитие у воспитанников интереса к познанию окружающей среды, к экспериментированию.

Умение детей действовать самостоятельно

Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общениии со взрослыми и сверстниками.

Воспитание нравственных качеств.

Умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи.

Расширение и активизация словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на занятии.

1.Ребенок задает вопрос.

2. Активно участвует в продуктивной деятельности.

4.Обращается за помощью к взрослому, оказывает ее сам.

6. Соподчиняет мотивы.

7.Проявляет волевое усилие.

8. Аргументирует самооценку.

Интеграция образовательных областей :

Решаемые задачи

Выполнение экспериментов.Отгадывание загадок

Развивать познавательный интерес к явлениям природы . Развивать мыслительные операции-анализ, обобщение. Принимать активное участие в образовательном процессе.

Игровое сотрудничество в команде.

Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи , адекватные возрасту. Применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач.

Развивать умение самостоятельно действовать , при затруднении обращаться к взрослому за помощью.

Развивать детское сотрудничество., взаимопомощь.

Прививать умение соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Развитие речи и чтение худ. литературы.

Загадывание загадок. Развивать интерес к фольклорным и литературным текстам.

Формировать умение делать выводы , умозаключения. Учить придумывать предложения. Развивать связную речь.

Прослушивание музыки. Рассматривание картин.

Развивать у детей творческие способности .Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.

Проявлять эмоциональную отзывчивость в общениии со взрослыми и сверстниками.

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

План НОД: 5мин

Вводная часть .

Создание игровой ситуации .

Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

2 Основная часть

Отгадывание загадок о воде. Просмотр слайдов. Игра «Капельки» 15мин

Игровая-обучающая ситуация «Агрегатное состояние воды»

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)

3 . Заключительная часть

Оценка деятельности детей. 5мин

Подведение итогов НОД.

Длительность НОД 25мин

Ход непосредственно- образовательной деятельности.

Создание проблемной ситуации .

Создание мотива для деятельности детей . Определение цели

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

На свете много интересного и удивительного. Перед вами иллюстрации посмотрите на них. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (Ответы детей)

- Сегодня мы с вами отправимся в волшебное царство, а какое - отгадайте? Я очень добродушная, полезная, послушная, но когда захочу, даже камень источу (вода).

- Правильно. Мы с вами отправимся в волшебное царство воды. Вода нас окружает повсюду.

А теперь закройте глаза, мы перенесёмся в Царство воды (Звучит музыка).

Игровая –обучающая ситуация «Агрегатное состояние воды»

- Ребята! Да это же сама Царица вода.

Царица Вода: «Приглашаю вас в моё царство. Но чтобы продолжить путешествие, вам, необходимо отгадать загадки. А загадки вы найдёте в рисунках.

(Дети по очереди берут капельки с загадками, воспитатель читает загадку вслух, ребенок выбирает предметную картинку - отгадку.)

- Лежало одеяло, мягкое, белое, солнце припекло, одеяло потекло (Снег).

- У нас под крышей белый гвоздь весит, солнце взойдёт - гвоздь упадёт (сосулька).

- Не колючий, светло-синий по кустам развешан……(иней).

- Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно (лёд).

Дети прикрепляют на доску карточки с рисунками-ответами на загадки.

- Что объединяет все наши отгадки? (Предположения детей.)

- Правильно. И снег, и лед, и иней - это всё состояния воды. Молодцы! Справились с заданием. Приглашаю дальше продолжить путешествие. Вспомним с вами свойства воды. В этом вам поможет схема-подсказка. Расскажите с ее помощью о свойствах воды. (Ответы детей о свойствах воды.)

- Кому нужна вода? Какую пользу вода приносит человеку? Может ли жизнь на Земле быть без воды? Почему? (Ответы детей.)

- Вы правильно ответили на все вопросы, вы правы: вода – это жизнь!

- Где мы можем её увидеть? (Предполагаемые ответы детей: в море, реке, луже, чайнике, аквариуме, бассейне и т.д.)

Дети садятся на стульчики.

- Посмотрите на экран, я расскажу вам об удивительном явлении в природе. (Слайд №1 «Круговорот воды в природе».)

- Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю. Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Кода очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда - снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озёра, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе (индивидуальные и хоровые ответы детей).

- Предлагаю вам поиграть в интересную игру «Капельки».

- Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь (звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла река и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали - плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

- Посмотрите, на моделях изображены разные состояния воды (жидкое, газообразное, твёрдое). Расскажите об агрегатных состояниях воды. (Рассказы детей.)

- Давайте мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. (Игровая обучающая ситуация «Агрегатное состояние воды».)

- Когда вода находиться в твёрдом состоянии, то её молекулы - маленькие капельки очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно - они замёрзли. Встанем друг к другу и превратимся в лед. А когда вода находиться в жидком состоянии, то её молекулы берутся за руки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмёмся за руки и пройдёмся змейкой, как будто ручеёк. Когда вода находиться в газообразном состоянии, то её молекулы отпускают руки друг друга и разлетаются. Как лёгкие капельки пара.

- Мы познакомились с таким явлением в природе, как круговорот воды в природе. Рассказали об агрегатных состояниях воды.

- Посмотрите, Царица Вода оставила для нас письмо. Прочтём

- «Ребята, как вы правильно заметили, вода бывает в разных состояниях. Я набрала снег с вашего участка. Что с ним случится, если он постоит в теплом помещении? Чтобы узнать точный ответ приглашаю Вас в научную лабораторию».

- Кто знает из вас, что такое лаборатория? (Это место где делают опыты, эксперименты.)

- Кто работает в лаборатории? (Учёные, лаборанты.)

- Чем занимаются лаборанты? (Изучают воду, проводят опыты, исследования.)

- Мы с вами будем настоящими лаборантами. Я буду старшим лаборантом, а вы мои помощники. Посмотрите на снег, который приготовила для нас Царица Вода. Что с ним случилось? (Ответы детей.)

(Воспитатель разливает детям в стаканчики талую воду.)

- Сегодня мы научимся очищать воду с помощью фильтра из марли. Скажите, для чего нужен фильтр? (Фильтр нужен для очистки воды.)

- Будем с вами фильтровать воду (Воспитатель показывает способ фильтрования.) Берём марлю, разворачиваем, кладем вату справа, сворачиваем два раза. Фильтр кладём в воронку, берём стакан с талой водой и наливаем в воронку. (Дети выполняют очистку воды.)

- Достаньте фильтр, положите в тарелку, посмотрите на фильтр. Что, вы, видите? (Фильтр стал грязный.)

- Посмотрите, какая вода? (Чистая, прозрачная.)

- Что мы с вами делали? Через что прошла вода? Что мы выяснили, когда провели опыт? (Ответы детей.)

- Мы узнали, что снег грязный. Некоторые дети пробуют снег на вкус. Как вы думаете, они поступают правильно? Что может с ними случиться? (Ответы детей.)

Царица Вода прощается с детьми. Приглашает в гости, чтобы в следующий раз узнать «Вода это друг или враг?». Детям вручаются от Царицы Воды подарки: медали - капельки.

Развитие речи и знакомство с художественной литературой.

3. Заключительная часть

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД

Звучит музыка. Дети возвращаются из своего путешествия в детский сад.

- Вот ребята мы и в детском саду Проводится рефлексия с использованием мягкой игрушки «Капитошка».

. - У меня есть игрушка «Капитошка». Будем передавать его по кругу, и каждый сможет поделиться впечатлениями о нашем путешествии. (Дети обмениваются своими впечатлениями, рассказывают о том, что им больше всего понравилось.)

Следующая загадка

Тип деятельности: познавательно - экспериментальная.

Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, ее значении в жизни растений, животных и человека.

Образовательные: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде

Развивающие: развивать любознательность, мышление и речь детей.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде.

Виды детской деятельности: игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская; восприятие художественной литературы;

Оборудование: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, зеленая, красная, желтая, лоток с лабораторной посудой на каждый стол (4 стакана с водой) кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце.

Рассматривание иллюстраций, мультиальбомов, слайд-шоу по теме “Вода в природе”, интерактивные игры, чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками, отгадывание загадок о воде, прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей ”, наблюдения за явлениями, связанными с водой.

Содержание организационной деятельности

Организационный момент: «Солнышко».

Воспитатель: «Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас еще согревает и улучшает наше настроение? Правильно, солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям».

Педагог обращает внимание детей на то, что когда он пришёл в детский сад, увидел на пороге ведёрко.Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит? После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Белая морковка зимой растет.

Он промочит всех до нитки,

Но беды не принесет,

Рады травка и улитка,

Всех от засухи спасет.

Миллионов капель вождь,

Падает на землю - (Дождь)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без. (Воды)

Просмотр презентации о состоянии воды в природе

Физкультминутка «Капельки»

Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик

Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)

Вот и кончилась игра.

Беседа: – Ребята, посмотрите, а в ведёрке ещё и письмо и хотела бы вам его почитать.Слушайте: “Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”.

– Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.

– Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?

1. Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.

Опыт N1: “Вода не имеет формы”

Сравните форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя. Воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).

– Что можно сказать о форме воды?

Вывод: вода не имеет формы

Опыт N2: “Вода жидкая, может течь”

Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой.Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”.Вывод: вода жидкая, льется.

Опыт N3: “Вода прозрачная”

Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что–нибудь: текст, рисунок, на соседа).

Вывод: вода прозрачная

Опыт N4: “У воды нет вкуса”

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.Вывод: вода не имеет вкуса.

Вывод: у воды нет вкуса

Опыт N5: “У воды нет запаха”

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет?Вывод: вода не имеет запаха.

Вывод: у воды нет запаха

Опыт N6: “Лед – твердая вода”

Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает.

Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике.

Вывод: лед, снег – тоже вода.

Опыт N7: “Пар – это тоже вода”

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода

Вывод: пар – это вода.

Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да)

Проводится игра “Где спряталась вода”

– Посмотрите на картинки и отыщите где спряталась вода в природе.

(картинки показываются на компьютере)

Вывод: вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха.

Мы еще раз убедились: вода бывает очень–очень разной. Она может быстро–быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными ледниками или горячим паром. Вот такая она разная!

Ребята,ответьте на вопросы:

Зачем нужна вода животным?

Зачем нужна вода человеку?

Как вам уже известно, внутри человека тоже есть вода. Где же она содержится?

Человек может долго прожить без еды, но без воды он не обойдется.

(Картинка о значении воды)

Теперь мы сделаем вывод, что вода нужна всем.

Ребята везде ли есть вода?

Где мы можем ее увидеть?

(Водоемы, осадки).

А вы знаете, что такое снежинка?

(Белая пушинка, состоящая их кристалликов льда).

Скажите, будет ли лед являться водой?

(Это замерзшая вода).

Ребята, а вы знаете, что воды которую мы пьем, на планете Земля очень мало и именно мы с вами как хозяева природы можем ее беречь и охранять. Это наша главная цель.

Воды – ведь так мало! Давайте будем беречь ее!

(педагог читает стихотворение)

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Вдруг в небо взовьется,

В природу вглядитесь

Вас окружает везде и всегда

все дети хором ВОДА!

Артёмова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» Москва 1992 г.

Илланова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки» Москва 1985г.

Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей

«Мы». Азбука экологии С. - Петербург 1996г.

Лучич М. В. «Детям о природе» Москва 1989г.

Публикации по теме:

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Зимние загадки» Скороговорка дня: Все загадки не загадать, не отгадать, не переотгадывать. Цель: формирование представлений о зимних явлениях природы Задачи:.

Краткосрочная образовательная программа по тестопластике «Капельки творчества»

Краткосрочная образовательная программа по тестопластике «Капельки творчества» Новизна: Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Сегодня такой материал как соленое тесто.

Мини-сказка по экологии для старших дошкольников «Весёлые капельки» — круговорот воды в природе

Мини-сказка по экологии для старших дошкольников «Весёлые капельки» — круговорот воды в природе Детям очень сложно объяснить про круговорот воды в природе. Предлагаю мини-сказку, как это можно сделать в средней и старшей группе. Мини.

Непосредственная образовательная деятельность по музыке «На весенней полянке» Непосредственная образовательная деятельность «На весенней полянке» Образовательная область «Музыка» Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация»,.

Непосредственно образовательная деятельность «Капелька воды» Цель: Формировать представления детей о воде. Задачи: Познакомить детей со свойствами воды: холодная, горячая, теплая, чистая, прозрачная,.

Непосредственно образовательная деятельность «Свойство воды и воздуха» (подготовительная группа) Познание: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Систематизировать и расширять знания о воздухе и воде. Совершенствовать.

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Капелька воды» Цель: Углубление природоведческих знаний, развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования с водой. Интеграция образовательных.

Познавательная деятельность по проекту «Приключение Капельки» Занятие во 2мл. гр. «Капелька - путешественница» Цель: дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе; Задачи: Образовательные:.

Проект по изучению свойств воды «История голубой капельки» во второй младшей группе Образовательные области: • познание • коммуникация • социализация • здоровье Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и изучению свойств воды «Путешествие капельки» «Путешествие капельки» Цель: формировать представление детей о свойствах воды, воздуха и красок посредством игр- экспериментов. Задачи:.

Следующая загадка

Новым способом освоения мира становятся загадки - краткое описание предметов или явлений. Загадка представляет собой вопрос, на который ребёнку предстоит ответить. Загаданный предмет не называется впрямую, указываются лишь его признаки, разгадывая загадку, ребёнок открывает для себя новые свойства знакомых предметов, учится сопоставлять предметы и явления между собой, находить сходства и различия между ними. Тем самым обогащая свои знания об окружающем мире.

«Остров Загадка».

«Загадки»

В синеве морских пучин

Бродит он по дну один,

Все в присосках восемь ног,

(осьминог)

В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу,

Знают все прекрасно -

С ней играть опасно:

Зубы острые как нож,

Лучше ты ее не трожь.

(акула)

(кит)

Что за чудо? Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо,

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит, да ноги.

(черепаха)

Ловко мусор собирает,

Дно морское очищает.

(краб)

Он очень похож на простого коня,

Но в иглах все тело, на теле броня,

И держится там, где поросшее дно,

Плыть вверх или вниз для него все равно.

(морской конек)

Купол, как зонтик, прозрачный имеет,

Плыть, если надо, неплохо умеет,

Движется купол и плыть помогает,

Щупальце, словно крапива кусает.

(медуза)

Рыба, как будто летающий змей,

Только намного хитрей и сильней,

Прячет в песок она спину, бока,

Током ударит любого врага.

(электрический скат)

Как рыба в воде, машет сильным хвостом,

Но кормит детишек своим молоком,

Он с радостью в море корабль встречает,

Людей не умеющих плавать спасает.

(дельфин)

В море, на дне тихо дремлет она,

Лучше не трогай ее никогда,

На каждом луче у нее зоркий глаз,

Она уползет, нет ей дела до нас.

(морская звезда)

Только снаружи ракушка проста,

Внутри – удивительная красота,

Если песчинка в нее попадает,

В жемчуг ракушка ее превращает.

(жемчужница)

Публикации по теме:

Конспект комплексной НОД для детей старшей группы «Морские обитатели»

Конспект комплексной НОД для детей старшей группы «Морские обитатели» Цель: Формировать представление о жизни морских животных, обитателях Черного моря. Учить детей расписывать объёмные гипсовые фигуры; подбирать.

Конспект НОД с элементами логоритмики для детей подготовительной группы «Морские обитатели» Цель: коррекция речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом. Образовательные задачи: активизировать.

Следующая загадка

Подготовка к игре: Наблюдение за живой и неживой природой во время прогулок, экскурсий. Рассматривание иллюстраций о живой и неживой природе.

Материал и оборудование: рисунки и иллюстрации по теме, о которых говорится в загадках, игрушечные животные.

Правила игры: Воспитатель загадывает загадки, ребёнок называет отгадку, объясняет, относится это к живой или неживой природе. Перед сравнением двух отгаданных отгадок об одном и том же, ребёнок повторяет их свойства. За правильное сравнение ребёнок получает фишку.

Описание игры: Воспитатель напоминает детям о различиях между живой и неживой природой, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или картинка (рисунок) ставится к изображениям, символизирующим живую и неживую природу.

а) Часто умывается, а с водой не знается. (КОШКА)
б) С усами родится, и на усатых охотится. (КОШКА)

а) Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (СОБАКА)
б) Лает, кусает, а в дом не пускает. (СОБАКА)

а) Зимой белый, летом серый. (ЗАЯЦ)

б) В гору бегом, а с горы кувырком. (ЗАЯЦ)

4) а) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает. (СНЕГ)
б) Скатерть бела весь свет одела. (СНЕГ)

5) а) Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (ДОЖДЬ)

б) Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (ДОЖДЬ)

6) а) Еду, еду - следу нету,

Режу, режу - крови нету, Рублю, рублю - щепок нету. (ВОДА) б) Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто такая? (ВОДА)

7) а) Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (РЕКА)

б) Летом бежит, зимою спит, весна настала - опять побежала. (РЕКА)

8) а) Стеклянный домик на окне с прозрачною водой,

С камнями и песком на дне и с рыбкой золотою. (АКВАРИУМ)

б) Посмотрите - дом стоит, до краёв водой налит.

Без окошек, но не мрачный, с четырёх сторон прозрачный. В этом домике жильцы все умелые пловцы. (АКВАРИУМ)

9) а) Рыбам зиму жить тепло, крыша - чистое стекло. (ЛЁД)
б) Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (ЛЁД)

10) а) В белом бархате деревня, и заборы, и деревья.

А как ветер нападает, этот бархат опадает. (ИНЕЙ) б) Не колючий, светло-синий по кустам развешан .. .(ИНЕЙ)

Дети сравнивают пары загадок, говорят, чем они отличаются и чем похожи (похожи тем, что в них сказано об одном и том же).

2. Дидактическая игра: «Отгадай и сравни загадки о воде».

В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено.
(ПРОРУБЬ)

Шуба нова, на подоле дыра. (ПРОРУБЬ)

Растёт вниз головой. Не летом растёт, а зимой. Чуть солнце её припечёт,
заплачет она и умрёт. (СОСУЛЬКА)

С неба звёзды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется чёрная земля.
Много-много звёздочек тонких, как стекло.
Звёздочки холодные, а земле тепло. (СНЕЖИНКИ).

Когда повяли все цветы, мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчёлки, уселись на колючей ёлке.
Мы полетели на поля, и стала белою земля. (СНЕЖИНКИ)

На дворе горой, а в избе водой. (СНЕГ)

Лежал, лежал, да и в реку убежал. (СНЕГ)

Вился, вился целый рой, сел на землю, стал горой. (СНЕГ)

Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (СНЕГ)

Лежало одеяло мягкое, белое. Солнце припекло - одеяло потекло. (СНЕГ)

11) Мостится мосток без досок, без топора, без клина. (ЛЁД)

12) По небесам оравою бредут мешки дырявые, и бывает иногда: из мешков
течёт

Громко стучит, звонко кричит, а что говорит - никому не понять. (ГРОМ)

Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла.

И сады, и огороды всей округи полила. (ГРОЗА)

15) На дворе переполох - с неба сыплется горох. (ГРАД)

16) Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём - ищем, ищем - не найдём. (РОСА)

17) Сито большое, сито голубое. Сеет, сеет белый пух на леса, дома, на луг.
(НЕБО И СНЕГ)

18) Кругом вода, а с питьём беда. (МОРЕ)

19) Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зелёная. (ПРУД,
ОЗЕРО)

20) Все обходят это место - здесь земля, как будто тесто; здесь осока, кочки,
мхи.

Нет опоры для ноги. (БОЛОТО)

Ни море, ни земля, корабли не плавают и ходить нельзя. (БОЛОТО)

Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,

Узкий кончик - в роднике, а широкий - в море. (РЕКА)

Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (ОЗЕРО)

В голубенькой рубашке бежит по дну овражка. (РУЧЕЙ)

25) Бегу, я, как по лесенке по камешкам звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. (РУЧЕЙ)

Пушистая вата плывёт куда-то, вот вата ниже - и дождик ближе.
(ОБЛАКО)

Без пути и без дороги ходит самый длинноногий

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (ДОЖДЬ)

28) Он идёт, а мы бежим. Он догонит всё равно!

В дом укрыться мы спешим, будет к нам стучать в окно.

И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг! (ДОЖДЬ)

29) На свете нет её сильнее, на свете нет её буйнее.

В руках её не удержать и на коне не обогнать. (ВОДА)

3. Дидактическая игра: «О двух братцах».

Оборудование: Волшебная коробочка с двумя одинаковыми человечками и подписью «Два братства». Картинки: берега реки, очки, глаза, велосипед, гром и молния, дождь и снег, солнце и луна, лёд и прорубь, резиновые сапоги.

Правила игры: В загадках говорится о действиях « двух братцев». Братцев « двое», причём, они могут быть похожи и совершенно различны.

Дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых показаны разные «братцы». После этого рисунки убираются в волшебную коробочку. При правильном ответе из коробочки достаётся соответствующий рисунок.

Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (ОЧКИ)

Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (ГЛАЗА)

Два братца по небу гуляют: одного все видят, но не слышат, другого всякий
слышит, но не видит. (ГРОМ И МОЛНИЯ)

Два братца по небу гуляют, один днём, другой ночью. (СОЛНЦЕ И ЛУНА)

Два братца в одном в одном домике живут, но один белый, а другой
прозрачный. (СНЕГ И ДОЖДЬ)

Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади. (ВЕЛОСИПЕД)

Два братца зимой родятся; у одного братца в круглом оконце днём стекло
разбито, ночью другой братец его вставляет. (ЛЁД И ПРОРУБЬ)

Два братца топают по лужам, если дождик на дворе,

Если солнышко сияет, то под вешалкой стоят. (РЕЗИНОВЫЕ САПОГИ)

9) Два брата в воду глядят, век не сойдутся. (БЕРЕГА РЕКИ)

10) Два братца родных, два сына воды, друг друга не видят,

Почти никогда не встречаются. Один приходит летом, а другой - зимой. (ДОЖДЬ И СНЕГ)

4. Дидактическая игра: «Знаем, знаем!»

Цель: научить определять по описанию обитателей водоёмов (рек и озёр), (обитателей морей и океанов), научить правильному и точному их описанию.

Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и описывает одного из обитателей рек и озёр, например, щуку. Потом он выходит из круга, дети поворачиваются к нему лицом, выставляют руки вперёд и говорят: «Знаем, знаем!»

Ведущий дотрагивается до руки одного из играющих. Тот должен назвать обитателя водоёмов. Если отвечающий ошибается, то ведущий подходит к . другому. Кто отвечает правильно, встаёт на место ведущего.

Также провести игру по закреплению обитателей морей и океанов.

5. Дидактическая игра: «Плавает - не плавает».

Цель: закрепить плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.

Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках находится в центре. Он называет различных зверей, птиц, рыб и т.д. Если названное животное плавает, дети должны поймать мяч, если животное не плавает, дети мяч не ловят. Кто ошибается, выходит из игры, побеждает тот, кто долго продержался в круге.

6. Дидактическая игра: « Зверь рыба, птица, небылица».

Цель: закрепить животных леса, луга, водоёмов и проч.

7. Дидактическая игра: «Разрезные картинки».

Цель: закрепить водоёмы: (ручей, река, озеро, болото, море, океан), обитателей этих водоёмов.

8. Дидактическая игра: «Помоги Незнайке!»

Цель: закрепить растительный мир водоёмов (рек и озёр), (морей и океанов). Закрепить обитателей водоёмов (рек и озёр, морей и океанов).

1-ый вариант игры: К детям в гости пришёл Незнайка. Он принёс картинки и просит детей помочь ему разобраться, что же на них изображено. На одних картинках изображены растения: водяные лилии, кувшинки, ряска, камыш рогоз. На других - обитатели рек и озёр: щука, карась, окунь, лещ, лягушка, сом и проч. Дети объясняют, что это за растения и обитатели водоёмов, что эти растения и обитатели живут в воде. Незнайка пытается запомнить эти растения, дети ему помогают: они показывают картинку, он называет её, если называет неправильно, то дети его поправляют. Потом наоборот, Незнайка показывает, а дети называют картинку.

2-ой вариант игры: Незнайка приносит картинки с изображением растительного мира морей и океанов и их обитателей. Дети ему объясняют, показывают и рассказывают об обитателях подводного мира.

9. Дидактическая игра: «Что перепутал художник?»

Цель: закрепить части тела рыб и других обитателей водоёмов.

10. Дидактическая игра: «Закончи рисунок».

Цель: закрепить части тела рыб и других обитателей водоёмов.

Незнайка рисовал рыб и других обитателей водоёмов, но каждый раз ему кто-то мешал, и он не закончил ни одн ого рисунка, нужно помочь Незнайке и нарисовать недостающие части тела рыб и других обитателей водоёмов. Каждый играющий получает незаконченный рисунок, называет, кто на нём изображён, чего на нём не достаёт и заканчивает его.

Дидактическая игра: «Определи по контуру».

Цель: закрепить обитателей водоёмов, учить определять по контуру.

Ребёнку предлагается несколько картинок с изображением контура обитателей водоёмов: щуки, дельфина, сома, кита, осьминога, медузы, морской, звезды и т.д. Ребёнок должен узнать по контуру, кто здесь изображён и назвать этого обитателя.

Дидактическая игра: «Определи по тени».

Цель: Учить определять обитателей водоёмов по тени.

Ребёнку предлагается несколько теневых картинок с изображением обитателей водоёмов. Он по тени должен определить и назвать его.

Дидактическая игра: «Что мы знаем о воде?»

Цель: Закрепить знания о воде, о водоёмах и их обитателях.

Дети садятся в круг. Воспитатель объясняет им, что сейчас они будут обрывать лепестки у ромашки, на этих лепестках написаны вопросы. Игрок получают фишку за правильный ответ. Кто больше наберёт фишек, тот побеждает. Вопросы на лепестках ромашки:

1.Что такое вода? (Жидкость)

Где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране)

3. Какая бывает вода? (Прозрачная, безвкусная, жидкая, без запаха, без формы, тёплая, холодная, горячая, кипяток, пресная, солёная, без цвета).

4. Кто живёт в реках и озёрах? (Сом, щука, окунь, карась, лещ, налим, лягушка, рак, язь, плотва, ерши и т.д.)

5. Кто живёт в океанах и морях? (Киты, дельфины, моржи, тюлени, кашалоты, скаты, морские коньки, морские звёзды, кораллы, рыба-молот, сельдь, треска, осьминоги, рыба-пила и т.д.)

Что растёт в воде? (Кувшинки, водяные лилии, камыш, рогоз, ряска, осот и т.д.)

Всегда ли вода одинаковая? (Нет, она бывает разная. Это снег, дождь, ливень, роса, снегопад, пурга, лёд, половодье, лужи, иней, сосульки, пар).

Для чего человеку нужна вода? (Умываться, купаться, пить, мыть посуду, стирать бельё, мыть полы, протирать пыль, поливать цветы, поить животных).

Кому нужна вода? (Человеку, животным, растениям, всему живому на Земле).

Почему воду надо беречь? (Пресной воды на планете очень мало, а без неё не возможна жизнь ни человека, ни растений, ни животных).

Читайте также: